Тема произведения круг событий фактов реальной жизни оказавшихся в основе произведения

Обновлено: 18.05.2024

План анализа лирического произведения

1. Дата написания стихотворения с использованием фактического материала.
2. Биографический комментарий.
3. Жанровое своеобразие (монолог, исповедь, послание, завещание и т. д.)
4. Идейное содержание:
а) ведущая тема;
б) основная мысль;
в) эмоциональная окраска чувств;
г) внешние впечатления и внутренняя реакция на него.
5. Анализ структуры произведения:
а) основные образы;
б) основные изобразительные средства (эпитет, метафора, аллегория, сравнение, гипербола, литота, олицетворения, оксюморон, перифраза);
в) речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур (повтор, антитеза, инверсия, анафора, риторический вопрос, рефрен);
г) стихотворный размер, рифма;
д) звукопись (аллитерация, ассонанс);
е) строфика (двустишие, трехстишие, пятистишие, катрен, октава, сонет, онегинская строфа).

1. Стихотворения надо читать и перечитывать, от этого они становятся еще загадочнее, поэтичнее.
2.При анализе нельзя забывать, что в центре лирического произведения – образ лирического героя. Поэтому содержание, смысл стихотворения надо искать в ключевых словах, с помощью которых и выражается переживание лирического героя.
3. Излагая содержание каждой части стихотворения, покажите мысли, чувства лирического героя; объясните, какими художественными средствами передаются эти мысли и чувства.
4. Обязательно надо рассказать о том, какое впечатление произвело на вас стихотворение. Какие строки показались вам наиболее значительными и почему?

Некоторые литературоведческие термины. Раздел «Лирика»
Лирика — один из трех родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой). Рисует отдельные состояния характера в определенные моменты жиз¬ни, собственное «я» поэта. Охватывает множество стихотворных жанров: элегия, романс, сонет, песня, стихотворение и т.д. Любое явление и собы¬тие в лирике воспроизводится в форме собственного переживания. Однако самовыражение поэта, благодаря масштабности и глубине личности авто¬ра, обретает общечеловеческое значение.

Лирический герой — образ того героя в лирическом произведении, пережи¬вания, мысли и чувства которого в нем отражены. Лирический герой не отож¬дествляется с образом автора. На основе образа лирического героя создается представление о творчестве поэта, но не о его личности.

Мотивы – образ, повторяющийся в одном произведении или во многих произведениях одного или нескольких писателей.

Тема - круг событий, фактов реальной жизни, оказавшихся в основе произведения, его жизненный материал.

Пафос (от греческого pathos — страдание, вооду¬шевление, страсть) - это эмоциональная направленность произведе¬ния (трагический, героический, сатирический пафос и др.).

Жанры лирики:
1. Ода – торжественное лирическое стихотворение, воспевающее героические подвиги. Восходит к традициям классицизма. («Вольность»)
2. Элегия - жанр романтической поэзии, стихотворение, пронизанное печалью, грустным раздумьем поэта о жизни, судьбе, своей мечте. («Погасло дневное светило»)
3. Послание – обращение к другому лицу. («К Чаадаеву»)
4. Эпиграмма – сатирическое стихотворение, адресованное к определенному лицу. («На Воронцова»)
5. Эпитафия - надгробная надпись или стихотворение, посвященное памяти усопшего.
6. Песня – жанр восходит к традициям устного народного творчества. («Песнь о вещем Олеге»)
7. Романс - стихотворение лирического или героического содержания, сочиненное для исполнения в качестве музыкального произведения.
8. Сонет - стихотворение из 14 строк. (Подробно см. далее)
9. Сатира обличает и высмеивает пороки людей и общества. (Стихотворение Маяковского «Прозаседавшиеся»)
10. Лирические стихотворения
11. Мадригал - небольшое и хвалебное лирическое стихотворение, близкое по структуре эпиграмме, но противоположное ей по содержанию.
12. Стансы - это емкие стихотворения с замкнутыми (законченными по смыслу и синтаксически) строфами по четыре ямбических стиха в каждой, насыщенные размышлениями о жизни. («В надежде славы и добра. »)
13. Белый стих - нерифмованный стих.
14. Кантата - жанр лирического произведения, создаваемого к торжественному случаю. («Леда» Пушкин)

Особенности поэтической речи и стихосложения

Стих — строка в стихотворном произведении.
Строфа (от греческого strophe — букв, поворот) — в стихосложении — группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком, периодически повторя¬ющимся из строфы в строфу. Длина строфы обычно не¬велика — от 2-х до 16-ти стихов, редко больше. Про¬стейшие строфы — четверостишия и двустишия, кото¬рые могут образовывать и более сложную строфу (напр. 3 четверостишия и двустишие, как в онегинской строфе).

II. Метрика — наука о стихотворных размерах
Стопа — повторяющаяся в силлабо-тоническом стихе группа чередующихся ударных и безударных слогов. Стопа является метрической ос¬новой стиха, по ней определяется стихотворный раз¬мер.

Пиррихий — стопа, состоящая из двух безударных слогов.
(„Три девицы под окном" Пушкин)
Спондей — стопа, состоящая из двух ударных слогов.
(„Швед, русский, колет, рубит, режет"Лермонтов.)

III. Рифма - созвучие концов стихов.

IV. Рифмовка:
Парная рифмовка — в двустишиях, когда рифму¬ющиеся строки идут одна за другой. Схема — АА.
Перекрестная — в четверостишии, ког¬да 1-я строка рифмуется с 3-й, а 2-я с 4-й.
Схема — АБАБ.
Кольцевая — в четверостишиях, когда 1-я строка рифмуется с 4-й, а 2-я с 3-й.
Схема АББА.
Смежная - в четверостишиях, когда 1-я строка рифмуется со 2-й, а 3-я с 4-й.
Схема — ААББ.

6. Определить особенности жанра произведения и стиля писателя.

Примечание : по этой схеме можно писать сочинение-отзыв о прочитанной книге, при этом в работе представить также:

1. Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

2. Развернутое обоснование самостоятельной оценки характеров героев произведения, их поступков и переживаний.

3. Развернутое обоснование выводов.

2. Анализ прозаического литературного произведения

Приступая к анализу художественного произведения, в первую очередь, необходимо обратить внимание на конкретно-исторический контекст произведения в период создания данного художественного произведения. Необходимо при этом раз¬личать понятия исторической и историко-литературной обстановки, в последнем случае имеется в виду

• литературные направления эпохи;

• место данного произведения среди произведений других авторов, написанных в этот период;

• творческая история произведения;

• оценка произведения в критике;

• своеобразие восприятия данного произведения современниками писателя;

• оценка произведения в контексте современного прочтения;

Далее следует обратиться к вопросу об идейно-художественном единстве произведения, его содержания и формы (при этом рассматривается план содержания - что хотел сказать автор и план выражения - как ему удалось это сделать).

Концептуальный уровень художественного произведения
(тематика, проблематика, конфликт и пафос)

Тема - это то, о чем идет речь в произведении, основная проблема, поставленная и рассматриваемая автором в произведении, которая объединяет содержание в единое целое; это те типические явления и события реальной жизни, которые отражены в произведении. Созвучна ли тема основным вопросам своего времени? Связано ли с темой название? Каждое явление жизни - это отдельная тема; совокупность тем - тематика произведения.

Проблема - это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя. Одна и та же проблема может послужить основой для постановки разных проблем (тема крепостного права - проблема внутренней несвободы крепостного, проблема взаимного развращения, уродования и крепостных, и крепостников, проблема социальной несправедливости. ). Проблематика - перечень проблем, затронутых в произведении. (Они могут носить дополнительный характер и подчиняться главной проблеме.)

Идея - что хотел сказать автор; решение писателем главной проблемы или указание пути, которым она может решаться. (Идейный смысл - решение всех проблем - главной и дополнительных - или указание на возможный путь решения.)

Пафос - эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств (м.б. утверждающий, отрицающий, оправдывающий, возвышающий. ).

Уровень организации произведения как художественного целого

Композиция - построение литературного произведения; объединяет части произведения в одно целое.

Основные средства композиции:

Сюжет - то, что происходит в произведении; система основных событий и конфликтов.

Конфликт — столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия. Конфликт может происходить между личностью и обществом, между персонажами. В сознании героя может быть явным и скрытым. Элементы сюжета отражают ступени развития конфликта;

Пролог - своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого, он эмоционально настраивает читателя на восприятие (встречается редко);

Экспозиция - введение в действие, изображение условий и обстоятельств, предшествовавших непосредственному началу действий (может быть развернутой и нет, цельной и «разорванной»; может располагаться не только в начале, но и в середине, конце произведения); знакомит с персонажами произведения, обстановкой, временем и обстоятельствами действия;

Завязка — начало движения сюжета; то событие, с которого начинается конфликт, развиваются последующие события.

Развитие действия - система событий, которые вытекают из завязки; по ходу развития действия, как правило, конфликт обостряется, а противоречия проявляются все яснее и острее;

Кульминация - момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта, кульминация представляет основную проблему произведения и характеры героев предельно ясно, после нее действие ослабевает.

Развязка — решение изображаемого конфликта или указание на возможные пути его решения. Заключительный момент в развитии действия художественного произведения. Как правило, в ней или разрешается конфликт или демонстрируется его принципиальная неразрешимость.

Эпилог - заключительная часть произведения, в которой обозначается направление дальнейшего развития событий и судеб героев (иногда дается оценка изображенному); это краткий рассказ о том, что произошло с действующими лицами произведения после окончания основного сюжетного действия.

Сюжет может излагаться:

• В прямой хронологической последовательности событий;

• С отступлениями в прошлое - ретроспективами - и «экскурсами» в

• В преднамеренно измененной последовательности (см. художественное время в произведении).

Несюжетными элементами считаются:

• Лирические (иначе - авторские) отступления.

Их основная функция - расширять рамки изображаемого, дать возможность автору высказать свои мысли и чувства по поводу различных явлений жизни, которые не связаны напрямую с сюжетом.

В произведении могут отсутствовать отдельные элементы сюжета; иногда сложно разделить эти элементы; иногда встречается несколько сюжетов в одном произведении - иначе, сюжетных линий. Существуют различные трактовки понятий «сюжет» и «фабула»:

1) сюжет - главный конфликт произведения; фабула - ряд событий, в которых он выражается;

2) сюжет - художественный порядок событий; фабула - естественный порядок событий

Композиционные принципы и элементы:

Ведущий композиционный принцип (композиция многоплановая, линейная, кольцевая, «нитка с бусами»; в хронологии событий или нет. ).

Дополнительные средства композиции:

Лирические отступления - формы раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображенного (выражают отношение автора к персонажам, к изображаемой жизни, могут представлять собой размышления по какому-либо поводу или объяснение своей цели, позиции);

Вводные (вставные) эпизоды (не связанные непосредственно с сюжетом произведения);

Художественные предварения - изображение сцен, которые как бы предсказывают, предваряют дальнейшее развитие событий;

Художественное обрамление - сцены, которые начинают и заканчивают событие или произведение, дополняя его, придавая дополнительный смысл;

Композиционные приемы - внутренние монологи, дневник и др.

Уровень внутренней формы произведения

Субъектная организация повествования (ее рассмотрение включает следующее): Повествование может быть личное: от лица лирического героя (исповедь), от лица героя-рассказчика, и безличное (от лица повествователя).

1) Художественный образ человека - рассматриваются типические явления жизни, нашедшие отражение в этом образе; индивидуальные черты, присущие персонажу; раскрывается своеобразие созданного образа человека:

• Внешние черты - лицо, фигура, костюм;

• Характер персонажа - он раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, проявляется в портрете, в описаниях чувств героя, в его речи. Изображение условий, в которых живет и действует персонаж;

• Изображение природы, помогающее лучше понять мысли и чувства персонажа;

• Изображение социальной среды, общества, в котором живет и действует персонаж;

• Наличие или отсутствие прототипа.

2) 0сновные приемы создания образа-персонажа:

• Характеристика героя через его действия и поступки (в системе сюжета);

• Портрет, портретная характеристика героя (часто выражает авторское отношение к персонажу);

• Прямая авторская характеристика;

• Психологический анализ - подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений -внутреннего мира персонажа; здесь особое значение имеет изображение «диалектики души», т.е. движения внутренней жизни героя;

• Характеристика героя другими действующими лицами;

• Художественная деталь - описание предметов и явлений окружающей персонажа действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как детали-символы);

3) Виды образов-персонажей:

лирические - в том случае, если писатель изображает только чувства и мысли героя, не упоминая о событиях его жизни, поступках героя (встречается, преимущественно, в поэзии);

драматические - в том случае, если возникает впечатление, что герои действуют «сами», «без помощи автора», т.е. автор использует для характеристики персонажей прием самораскрытия, самохарактеристики (встречаются, преимущественно, в драматических произведениях);

эпические - автор-повествователь или рассказчик последовательно описывает героев, их поступки, характеры, внешность, обстановку, в которой они живут, отношения с окружающими (встречаются в романах-эпопеях, повестях, рассказах, новеллах, очерках).

4) Система образов-персонажей;

Отдельные образы могут быть объединены в группы (группировка образов) - их взаимодействие помогает полнее представить и раскрыть каждое действующее лицо, а через них - тематику и идейный смысл произведения.

Все эти группы объединяются в общество, изображенное в произведении (многоплановое или одноплановое с социальной, этнической и т.п. точки зрения).

Художественное пространство и художественное время (хронотоп): пространство и время, изображенное автором.

Художественное пространство может быть условным и конкретным; сжатым и объемным;

Художественное время может быть соотнесенным с историческим или нет, прерывистым и непрерывным, в хронологии событий (время эпическое) или хронологии внутренних душевных процессов персонажей (время лирическое), длительным или мгновенным, конечным или бесконечным, замкнутым (т.е. только в пределах сюжета, вне исторического времени) и открытым (на фоне определенной исторической эпохи).

Позиция автора и способы ее выражения:

• Авторские оценки: прямые и косвенные.

• Способ создания художественных образов: повествование (изображение происходящих в произведении событий), описание (последовательное перечисление отдельных признаков, черт, свойств и явлений), формы устной речи (диалог, монолог).

• Место и значение художественной детали (художественная подробность, усиливающая представление о целом).

Уровень внешней формы. Речевая и ритмомелодическая организация художественного текста

Речь персонажей - выразительная или нет, выступающая как средство типизации; индивидуальные особенности речи; раскрывает характер и помогает понять отношение автора.

Речь повествователя - оценка событий и их участников

Своеобразие словопользования общенародного языка (активность включения синонимов, антонимов, омонимов, архаизмов, неологизмов, диалектизмов, варваризмов, профессионализмов).

Приемы образности (тропы - использование слов в переносном значении) - простейшие (эпитет и сравнение) и сложные (метафора, олицетворение, аллегория, литота, перифраз).

Анализ поэтического произведения

План анализа стихотворения

1. Элементы комментария к стихотворению:

- Время (место) написания, история создания;

- Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.);

- Пояснение неясных мест, сложных метафор и прочие расшифровки.

2. Чувства, выраженные лирическим героем стихотворения; чувства, которые вызывает стихотворение у читателя.

3. Движение авторской мысли, чувства от начала к концу стихотворения.

4. Взаимообусловленность содержания стихотворения и его художественной формы:

- Особенности самовыражения лирического героя и характер повествования;

- Звуковой ряд стихотворения, использование звукозаписи, ассонанса, аллитерации;

- Ритм, строфика, графика, их смысловая роль;

- Мотивированность и точность использования выразительных средств.

4. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением (литературные, жизненные, музыкальные, живописные - любые).

5. Типичность и своеобразие данного стихотворения в творчестве поэта, глубинный нравственный или философский смысл произведения, открывшийся в результате анализа; степень «вечности» поднятых проблем или их интерпретации. Загадки и тайны стихотворения.

6. Дополнительные (свободные) размышления.

Анализ поэтического произведения
(схема)

Приступая к анализу поэтического произведения, необходимо определить непосредственное содержание лирического произведения - переживание, чувство;

Определить «принадлежность» чувств и мыслей, выраженных в лирическом произведении: лирический герой (образ, в котором выражены эти чувства);

- определить предмет описания и его связь с поэтической идеей (прямая - косвенная);

- определить организацию (композицию) лирического произведения;

- определить своеобразие использования изобразительных средств автором (активное - скупое); определить лексический рисунок (просторечие- книжно-литературная лексика. );

- определить ритмику (однородная - неоднородная; ритмическое движение);

- определить звуковой рисунок;

- определить интонацию (отношение говорящего к предмету речи и собеседнику.

Поэтическая лексика

Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов;

- выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;

- определить своеобразие и активность использования тропов

ЭПИТЕТ - художественное определение;

СРАВНЕНИЕ - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого;

АЛЛЕГОРИЯ (иносказание) - изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы;

ИРОНИЯ - скрытая насмешка;

ГИПЕРБОЛА - художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление;

ЛИТОТА - художественное преуменьшение;

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать;

МЕТАФОРА - скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

Поэтический синтаксис
(синтаксические приемы или фигуры поэтической речи)

- риторические вопросы, обращения, восклицания - они усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа;

- повторы – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений;

- антитезы – противопоставления;

Поэтическая фонетика

Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.)

- Аллитерация – повторение согласных звуков;

- Ассонанс – повторение гласных звуков;

- Анафора - единоначалия;

Композиция лирического произведения

- определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;

- выяснить стройность композиционного построения, его подчиненность выражению определенной мысли;

- определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)

- определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;

- выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»).

Анализ драматического произведения

Схема анализа драматического произведения

1. Общая характеристика: история создания, жизненная основа, замысел, литературная критика.

2. Сюжет, композиция:

- основной конфликт, этапы его развития;

- характер развязки /комический, трагический, драматический/

3. Анализ отдельных действий, сцен, явлений.

4. Сбор материала о персонажах:

- содержание речи /о чем?/

- самохарактеристика, взаимные характеристики героев, авторские ремарки;

- роль декораций, интерьера в развитии образа.

5. ВЫВОДЫ : Тема, идея, смысл заглавия, система образов. Жанр произведения, художественное своеобразие.

Драматическое произведение

Родовая специфика, «пограничное» положение драмы (Между литературой и театром) обязывает вести ее анализ по ходу развития драматического действия (в этом принципиальное отличие анализа драматического произведения от эпического или лирического). Поэтому предлагаемая схема носит условный характер, она лишь учитывает конгломерат основных родовых категорий драмы, особенность которых может проявиться по-разному в каждом отдельном случае именно в развитии действия (по принципу раскручиваемой пружины).

1. Общая характеристика драматического действия (характер, план и вектор движения, темп, ритм и т.д.). «Сквозное» действие и «подводные» течения.

2 . Тип конфликта. Сущность драматизма и содержание конфликта, характер противоречий (двуплановость, внешний конфликт, внутренний конфликт, их взаимодействие), «вертикальный» и «горизонтальный» план драмы.

3. Система действующих лиц , их место и роль в развитии драматического деиствия и разрешения конфликта. Главные и второстепенные герои. Внесюжетные и внесценические персонажи.

4. Система мотивов и мотивочное развитие сюжета и микросюжетов драмы. Текст и подтекст.

5. Композиционно-структурный уровень. Основные этапы в развитии драматического действия (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Принцип монтажности.

6. Особенности поэтики (смысловой ключ заглавия, роль театральной афиши, сценический хронотип, символика, сценический психологизм, проблема финала). Признаки театральности: костюм, маска, игра и постситуативный анализ, ролевые ситуации и др.

7. Жанровое своеобразие (драма, трагедия или комедия?). Истоки жанра, его реминисценции и новаторские решения автором.

8. Способы выражения авторской позиции (ремарки, диалогичность, сценичность, поэтика имен, лирическая атмосфера и др.)

9. Контексты драмы (историко-культурный, творческий, собственно-драматический) .

1. Дата написания стихотворения с использованием фактического материала.

2. Биографический комментарий.

3. Жанровое своеобразие (монолог, исповедь, послание, завещание и т. д.)

4. Идейное содержание:

б) основная мысль;

в) эмоциональная окраска чувств;

г) внешние впечатления и внутренняя реакция на него.

5. Анализ структуры произведения:

а) основные образы;

б) основные изобразительные средства (эпитет, метафора, аллегория, сравнение, гипербола, литота, олицетворения, оксюморон, перифраза);

в) речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур (повтор, антитеза, инверсия, анафора, риторический вопрос, рефрен);

г) стихотворный размер, рифма;

д) звукопись (аллитерация, ассонанс);

е) строфика (двустишие, трехстишие, пятистишие, катрен, октава, сонет, онегинская строфа).

1. Стихотворения надо читать и перечитывать, от этого они становятся еще загадочнее, поэтичнее.

2.При анализе нельзя забывать, что в центре лирического произведения – образ лирического героя. Поэтому содержание, смысл стихотворения надо искать в ключевых словах, с помощью которых и выражается переживание лирического героя.

3. Излагая содержание каждой части стихотворения, покажите мысли, чувства лирического героя; объясните, какими художественными средствами передаются эти мысли и чувства.

4. Обязательно надо рассказать о том, какое впечатление произвело на вас стихотворение. Какие строки показались вам наиболее значительными и почему?

Некоторые литературоведческие термины. Раздел «Лирика»

Лирика — один из трех родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой). Рисует отдельные состояния характера в определенные моменты жизни, собственное «я» поэта. Охватывает множество стихотворных жанров: элегия, романс, сонет, песня, стихотворение и т.д. Любое явление и событие в лирике воспроизводится в форме собственного переживания. Однако самовыражение поэта, благодаря масштабности и глубине личности автора, обретает общечеловеческое значение.

Лирический герой — образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого в нем отражены. Лирический герой не отождествляется с образом автора. На основе образа лирического героя создается представление о творчестве поэта, но не о его личности.

Мотивы – образ, повторяющийся в одном произведении или во многих произведениях одного или нескольких писателей.

Тема - круг событий, фактов реальной жизни, оказавшихся в основе произведения, его жизненный материал.

Пафос (от греческого pathos — страдание, воодушевление, страсть) - это эмоциональная направленность произведения (трагический, героический, сатирический пафос и др.).

  1. Ода – торжественное лирическое стихотворение, воспевающее героические подвиги. Восходит к традициям классицизма. («Вольность»)
  2. Элегия - жанр романтической поэзии, стихотворение, пронизанное печалью, грустным раздумьем поэта о жизни, судьбе, своей мечте. («Погасло дневное светило»)
  3. Послание – обращение к другому лицу. («К Чаадаеву»)
  4. Эпиграмма – сатирическое стихотворение, адресованное к определенному лицу. («На Воронцова»)
  5. Эпитафия - надгробная надпись или стихотворение, посвященное памяти усопшего.
  6. Песня – жанр восходит к традициям устного народного творчества. («Песнь о вещем Олеге»)
  7. Романс - стихотворение лирического или героического содержания, сочиненное для исполнения в качестве музыкального произведения.
  8. Сонет - стихотворение из 14 строк. (Подробно см. далее)
  9. Сатира обличает и высмеивает пороки людей и общества. (Стихотворение Маяковского «Прозаседавшиеся»)
  10. Лирические стихотворения
  11. Мадригал - небольшое и хвалебное лирическое стихотворение, близкое по структуре эпиграмме, но противоположное ей по содержанию.
  12. Стансы - это емкие стихотворения с замкнутыми (законченными по смыслу и синтаксически) строфами по четыре ямбических стиха в каждой, насыщенные размышлениями о жизни. («В надежде славы и добра. »)
  13. Белый стих - нерифмованный стих.
  14. Кантата - жанр лирического произведения, создаваемого к торжественному случаю. («Леда» Пушкин)

1. Тропы — это обороты речи, в которых слова и выражения употребляются в переносном значении. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются близкими в каком-либо отношении.

  • Эпитет —эмоционально-окрашенное определение предмета (явления), подчеркивающее какие-либо его свойства, качества, признаки. (« задумчивых ночей », « парус одинокий ») . В народно-поэтическом творчестве распространены так называемые „постоянные эпитеты": добрый молодец, красна девица.
  • Олицетворение — вид тропа, когда свойствам неживого предмета приписываются свойства живого. ( Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость (Пушкин).
  • Метафора — троп, в котором употребляются слова и выражения в переносном значении на основе аналогии, сходства, сравнения. В отличие от сравнения, в котором присутствуют оба члена сопоставления („Как крылья, отрастали беды" Б.Пастернак), метафора — это скрытое сравнение, в котором слова как, как будто, словно опущены, но подразумеваются. Напр.: „ Очарованный поток " Жуковский; „ Живая колесница мирозданья " Тютчев.)
  • Сравнение — троп, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Обычно при этом используются сравнительные союзы: как, будто, словно. («Анчар, как грозный часовой, стоит» Пушкин).
  • Метонимия (от греческого metonumia — переименование) — троп, в основе которого замена одного слова другим, смежным по значению. В метонимии явление или предмет обозначается с помощью других слов или понятий, при этом сохраняются их признаки или связи. („Я три тарелки съел" (Крылов) слово „тарелка" обозначает одновременно два явления — кушанье и тарелку.)
  • Синекдоха — один из видов метонимии, в основе которого — перенесение значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними соотношения. Иначе говоря, словесный прием, посредством которого целое выявляется через свою часть. („И вы, мундиры голубые . " (Лермонтов), т. е. здесь имеется в виду офицеры.)
  • Ирония — прием осмеяния, содержащий в себе оценку того, что осмеивается. В иронии всегда есть двойной смысл, где истинным является не прямо высказанное, а подразумеваемое: Граф Хвостов, поэт, любимый небесами , уж пел бессмертными стихами несчастья невских берегов (Пушкин).
  • Аллегория — троп, основанный на замене абстрактного понятия или мысли конкретным изображением предмета или явления действительности. По-другому – иносказание. (Используется в баснях, притчах и в лирике. Напр., под образом кинжала подразумевается образ поэта.)
  • Перифраз — один из тропов, описательный оборот речи, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки. (царь зверей вместо лев)

2. Стилистические фигуры — это особые стилистические обороты, выходящие за рамки необходимых норм для создания определенной художественной выразительности. Суть их состоит в особом синтаксическом построении речи.

  • Аллюзия — одна из форм иносказания, употребление какого-либо слова, фразы, цитаты в качестве намека на общеизвестный факт — литературный или политический. (Сюжет басни Крылова «Волк на псарне» вызывает в памяти события Отечественной войны, изгнание Наполеона из России.)
  • Антитеза — стилистическая фигура, в основе которой лежит противопоставление образов, предметов или явлений. («Город пышный, город бедный » Пушкин).
  • Анафора — повтор частей относительно самостоятельных отрезков, иначе анафора называется единоначалием. (« Жди меня, и я вернусь, Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Желтые дожди. Жди , когда снега метут. Жди , когда жара». К.Симонов)
  • Противоположная анафоре эпифора — повтор слова или группы слов в конце нескольких строф.
  • Риторическое обращение — придание авторской интонации торжественности, патетичности, иронии и т. п. « О вы, надменные потомки . » (Лермонтов).
  • Риторический вопрос — такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не требует ответа, а лишь усиливает эмоциональность высказывания. ( И над отечеством . взойдет ли наконец прекрасная заря? (Пушкин).
  • Рефрен - строка или группа строк, повторяющаяся после очередной строфы стихотворения. ( У Лермонтова в стихотворении « Люблю я Кавказ » названная строка повторяется в конце каждой строфы - это и есть рефрен.)
  • Оксюморон — соединение логически несовместимых понятий. («живой труп», «весело грустить»)
  • Инверсия — нарушение последовательности речи, придающее фразе новый выразительный оттенок. Иначе говоря, обратный порядок слов. ( Люблю Отчизну я , но. » Лермонтов - правильный порядок: я люблю Отчизну.)
  • Синтаксический параллелизм — тождественное или сходное расположение материалов, элементов речи в смежных частях текста, которые соотносятся и создают единый поэтический образ. (стройные белые березы - стройные, юные девушки)
  • Эллипсис — фигура, с помощью которой достигается особая выразительность, пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения, чаще всего сказуемого: Богаты мы, едва ли (. ) с колыбели (Лермонтов). Пропущен глагол - вышли.
  • Градация — стилистический прием расположения слов и выражений, а также средства художественной изобразительности по возрастающей или убывающей значимости: Не жалею, не зову, не плачу (С. Есенин).
  • Умолчание — намеренное прерывание речи в расчете на догадку читателя, который должен мысленно докончить фразу: Но слушай: если я должна тебе. кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена (Пушкин).
  • Гипербола (от греческого hyperbole — преувеличение) — художественное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. ( По неделе ни слова ни с кем не скажу, все на камне у моря сижу (А.Ахматова).
  • Литота — понятие, противоположное гиперболе, т.е. художественное преуменьшение . (Ваш шпиц, прелестный шпиц, — не более наперстка (А Грибоедов).
  • Анаколуф — стилистический оборот речи, в котором умышленно не согласованы члены предложения. (« Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа ». Чехов)
  • Аллитерация — повторение согласных звуков, преимущественно в начале слов. (« П о р а, п е р о п окоя пр осит. » Пушкин. )
  • Ассонанс — повторение гласных звуков, преимущественно ударных, в стихотворной строке.

Особенности поэтической речи и стихосложения

Стих — строка в стихотворном произведении.

Строфа (от греческого strophe — букв, поворот) — в стихосложении — группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком, периодически повторяющимся из строфы в строфу. Длина строфы обычно невелика — от 2-х до 16-ти стихов, редко больше. Простейшие строфы — четверостишия и двустишия, которые могут образовывать и более сложную строфу (напр. 3 четверостишия и двустишие, как в онегинской строфе).

  • Двустишие — простейший вид строфы из двух стихов.
  • Терцет — трехстишие с видами рифмовки: ААА, АBA, ABB или ААB, ВВС, CCD и т.д.
  • Катрен (четверостишие) — простая строфа из 4 стихов, самая употребительная в европейской поэзии.
  • Онегинская строфа — 14-стишие 4-стопного ямба с рифмовкой ABAB CCDD EFFE GG, созданное А. С. Пушкиным («Евгений Онегин»)
  • Сонет - строфа, которая состоит из 14 строк, сложенный по определенным правилам:

I катрен (четверостишие) – экспозиция темы стихотворения.

II катрен - развивает положения, намеченные в I катрене.

I терцет (трехстишие) - намечается развязка темы.

II терцет - развязка.

(Сонет возник в 13 веке в Сицилии. Сонеты Петрарки, Данте, Шекспира, Тредиаковского.)

II. Метрика — наука о стихотворных размерах

Стопа — повторяющаяся в силлабо-тоническом стихе группа чередующихся ударных и безударных слогов. Стопа является метрической основой стиха, по ней определяется стихотворный размер.

Стихотворные размеры силлабо-тонического стиха.

1. Двусложные размеры:

(В двусложных размерах стопа состоит из двух слогов - ударного и безударного.)

  • Хорей - размер, в котором ударение приходится на первый слог.

(„Мча`тся /ту`чи,/ вью`тся/ ту`чи. " Пушкин.)

  • Ямб — двусложный размер с ударением на втором слоге.

(„Я вас любил, любовь еще, быть может. " Пушкин.)

Пиррихий — стопа, состоящая из двух безударных слогов.

(„Три девицы под окном" Пушкин)

Спондей — стопа, состоящая из двух ударных слогов.

(„Швед, русский, колет, рубит, режет"Лермонтов.)

2. Трехсложные размеры:

(Состоят из одного ударного и двух безударных слогов.)

  • Дактиль — трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.

(„В полном разгаре страда деревенская. " Некрасов).

  • Амфибрахий — трехсложный метр с ударением на втором слоге.

(„Гляжу, как безумный, на черную шаль. " Пушкин).

  • Анапест — трехсложный метр с ударением на третьем слоге.

(„Что ты жадно глядишь на дорогу. " Некрасов).

III. Рифма - созвучие концов стихов.

  • Мужская рифма - рифма из слов с ударением на последнем слоге
  • Женская рифма - рифма из слов с ударением на предпоследнем слоге.
  • Закрытая рифма — рифма из слов, заканчивающихся на согласные звуки.
  • Открытая рифма — рифма из слов, заканчивающихся на гласные звуки.

Парная рифмовка — в двустишиях, когда рифмующиеся строки идут одна за другой. Схема — АА.

Перекрестная — в четверостишии, когда 1-я строка рифмуется с 3-й, а 2-я с 4-й.

Кольцевая — в четверостишиях, когда 1-я строка рифмуется с 4-й, а 2-я с 3-й.

Смежная - в четверостишиях, когда 1-я строка рифмуется со 2-й, а 3-я с 4-й.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Примерный план анализа лирического произведения

Примерный план анализа лирического произведения.


План анализа лирического произведения

Данный материал можно использовать при изучении лирических произведений.


План анализа лирического произведения

Данный материал можно использовать при изучении лирических произведений.


План анализа лирического произведения

План анализа лирического произведения.

План анализа стихотворения состоит из 21 пункта, содержит некоторые теоретические сведения.


План анализа лирического произведения

Как правильно анализировать стихотворение. Может пригодиться как раздаточный материал для учащихся с 5 по 11 класс. Я добавляю разделы постепенно.

Даниил Веретенников

КОНЦЕПТУАЛИЗМ - (от лат. conceptus - мысль, представление) - одно из постмодернистских течений в прозе и поэзии последней трети ХХ века, возникшее как эстетическая реакция на социалистический реализм, на искусство эпохи застоя. К. имеет дело не с образами, а с идеями. Автор-концептуалист оперирует сложившимися в советский период идеологическими штампами (концептами), т. е. "затертыми до дыр советскими текстами или лозунгами, речевыми или визуальными клише" (В. Руднев), а также известными формулами классической литературы, доводя изображаемое до абсурда:

Шли съезды. Шли снега. Цвели цветы.
Цвел диатез. Пеленки золотились.
Немецкая коляска вдаль катилась.
И я забыл мятежные мечты.

Ах, скифы мы, ах азиаты мы
с опухшими и жадными очами.
Но где же вы, друзья одномолчане?
Иных уж нет, а те - вдоль Колымы.

Стилевые приметы К. - игра со штампами, центонность, использование пародийной техники, эксперименты в области языка: "Спимая радость уснет, Спимая мною одним. " (А. Левин). Наиболее значительные представители К. в поэзии 70-х -80-х гг. ХХ в. - Я. Сатуновский, Л. Рубинштейн, Т. Кибиров, Д. Пригов и др. Концептуальное искусство, работавшее с языком советской пропаганды и идеологии получило название соцарта ("социалистического искусства").

Читайте также: