Техника тайм аут

Обновлено: 04.07.2024

Что такое тайм-аут

Метод дисциплинирования непослушных детей, или тайм-аут, не считается наказанием. Это первое, что нужно накрепко запомнить - тайм-аут призван не наказывать и контролировать ребенка, но дать шанс и маме/папе, и малышу выпустить пар.

Тайм-аут - своеобразная передышка. Она нужна в тех случаях, когда родитель доведен «до ручки» (или малыш - или оба). Вместо того, чтобы кричать на ребенка, вымещать друг на другу злость, усугублять ситуацию оскорблениями, объявите тайм-аут. За его время каждый из вас придет в себя, и вы поговорите по-человечески.

Чтобы тайм-аут (или, как его еще называют, метод перенаправления внимания) «работал» на вас, воспользуйтесь специальными хитростями. Ниже как раз о них и расскажем.

Определите смысл тайм-аута

Как бы вы не злились на поведение малыша, научитесь сдерживать эмоции и вовремя «брать рекламную паузу». Объявляйте о передышке спокойно и твердо. Визг с перекошенным лицом «К себе в комнату, живо!» неприемлем. Во время тайм-аута подышите и попейте воды. Встретиться с ребенком вновь нужно, уже контролируя собственные чувства.

Ограничивайте время

Нельзя взять тайм-аут на час, два или полдня - и на неопределенный срок нельзя. Маленькому человечку точность крайне важна, поэтому нужно сразу ему сообщить, сколько продлится «перекур». Помните, что он еще кроха - и не способен выдержать продолжительный период одиночества. Некоторые психологи советуют устанавливать тайм-аут, равный возрасту ребенка (три года - три минуты, четыре года - четыре минуты); другие - прибавлять к возрасту единичку (три года - четыре минуты, четыре года - пять минут и так далее).

Помните: оставление ребенка одного надолго чревато еще и тем, что его чувства вновь способны перейти на злость и обиду.

Предупреждайте истерику

Если вы видите - ребенок в невменяемом состоянии, скоро разразится скандал, не ждите его начала. Объявите тайм-аут до тог, как грянет буря. Или предупредите малыша: не успокоишься - возьмем тайм-аут. Как ни странно, это работает с некоторыми детьми: предупреждения им хватает, чтобы успокоиться и не потерять над собой контроль.

Найдите подходящее помещение

Для тайм-аута требуется собственная зона, куда ребенок уйдет на этот период. Подойдите к выбору помещения с умом. Комната малыша не подходит, поскольку впоследствии с ней способны ассоциироваться не слишком радужные моменты и эмоции. Верный способ: подобрать нейтральную зону - и позаботиться о том, чтобы даже короткие три минуты там прошли комфортно. Однако ни игрушкам, ни развлечениям в этом помещении не место - малышу придется поскучать.

Выбранное вами место должно быть таким, чтобы вы слышали, чем занят ребенок (но не видели его), при этом - вдали от «зоны конфликта». И никаких закрытых дверей, темных помещений и того, что способно напугать малыша.

Сохраняйте последовательность

Решите, какие проступки и действия требуют передышки, а какие нет. Запомните: постоянно использовать тайм-аут нельзя, иначе он перестанет работать. Пустячные проблемы решайте другим путем, передышку оставьте для серьезных случаев - битье детей, бунт против вас и так далее.

Договоритесь с ребенком, что правило тайм-аута действует и вне дома - в гостях или на детской площадке он тоже доступен. Прежде чем вводить тайм-аут, объясните малышу, что это такое, для чего и как используется (выберите для подобного разговора момент, когда ребенок в спокойном тихом состоянии).

Разработав правила и объяснив крохе, придерживайтесь их. Не давайте слабину, не делайте послаблений и малышу, предоставляя ему десятый шанс на исправление. Этим вы подорвете собственный авторитет в глазах ребенка.

Прорабатывайте ситуацию

Когда тайм-аут подошел к концу, не забывайте поговорить с малышом о ситуации, приведшей к нему. Пусть расскажет о случившемся. Спросите, в чем он оказался неправ, как можно это изменить и так далее (пример: если он ударил младшего братишку за то, что тот взял его игрушку без спроса, - пусть извинится).

Говорите с ребенком спокойно. Не читайте нотаций, не кричите и даже не повышайте голос. И ругайте не ребенка, а поведение. Никаких оценок личности ребенка! («Ты бессовестный», «ты глупый» и так далее). Если рассматривать приведенный выше пример, подходящими словами окажутся «Нельзя бить братика».

Постарайтесь вскоре после тайм-аута похвалить поведение малыша. Если он ссорился с младшим братом, и тайм-аут произошел по этому поводу, улучите момент, когда дети мирно играют вместе. Похвалите старшего ребенка за это.

Помните: человечек еще мал. И не исключено, что он снова ударит братишку. Не ждите, что один разговор изменит поведение малыша. Но он заложит фундамент для этого - ведь моделирование правильных поступков крайне важно в развитии ребенка.

Довольно ярко выраженное непослушание, агрессия, направленная на самого себя, на вас или на других, частые приступы гнева.

Как применять технику

Если ребенок подчеркнуто непослушен, предупредите его один раз, потом второй раз, добавив: «Отправишься на тайм-аут!» И если он продолжит вести себя так же, действительно устройте тайм-аут. Выберите подходящее для этого место – стул в дальнем конце комнаты или отдельную комнату.

• Не предупреждайте ребенка больше двух раз. Сразу после второго предупреждения отправляйте на тайм-аут.

• Если вы считаете, что поведение ребенка не позволяет отсрочить тайм-аут, сразу отправьте ребенка туда без предупреждения. Но в таком случае, провожая ребенка к месту отбывания тайм-аута, объясните, за что вы его туда ведете: «Ты отправляешься на тайм-аут, потому что ударил Луку».

• Не кричите. Даже если вы разозлились (а скорее всего так и есть), будет достаточно более резкого голоса, но не крика. Вспомните: сейчас вы не наказываете ребенка, а лишь учите его тому, что любое поведение, как желательное, так и нежелательное, имеет свои последствия. И тайм-аут – это следствие нежелательного поведения.

• Используйте тайм-аут, когда другие, более мягкие техники не дают результата.

• Обязательно говорите ребенку, за что он отправляется на тайм-аут, например: «Ты ущипнул сестру и поэтому отправляешься на тайм-аут».

• Помните: ребенок должен находиться в зоне тайм-аута столько минут, сколько ему лет, и никак не дольше: трехлетний ребенок может получить до трех минут тайм-аута, пятилетний – до пяти и т. д.

• Время тайм-аута – не для развлечения. Вокруг ребенка все должно быть строго и скучно.

• Не забывайте о безопасности: в месте для тайм-аута не должно быть никаких опасных для ребенка вещей и т. п.

• Не разговаривайте с ребенком, пока он находится на тайм-ауте. Все вопросы и объяснения оставьте на потом.

• Если ваше место для тайм-аута отдельная комната и если ребенок пытается выйти, не запирайте дверь на замок, но держите ее со своей стороны, чтобы он не смог ее открыть.

Ребенок должен знать, что дверь держите именно вы. В это время не говорите с ним о его поступке, поведении и тому подобном. Все объяснения – после.

• После тайм-аута повторите свои требования к ребенку. Если он снова не послушается – отправится обратно в зону тайм-аута. Первые несколько раз вам не понадобится применять тайм-аут чаще двух-трех раз подряд. А позже такая необходимость и вовсе отпадет.

• Если придется применить технику тайм-аута где-то вне дома, отведите ребенка в сторону, например к какой-нибудь скамейке. Если он агрессивен, дергается или норовит вырваться, вам придется крепко обхватить его руками и подержать какое-то время. Но постарайтесь применять ровно столько сил, сколько для этого требуется, не переусердствуйте. Не устанавливайте визуальный контакт и тем более не разговаривайте с ребенком во время тайм-аута.

• Не сдавайтесь. Тайм-аут неприятен как для ребенка, так и для вас. И все же проявите упорство. В ответ на ваши последовательные действия ребенок будет все реже и реже вести себя неподобающим образом. Если ваш малыш привык добиваться своего с помощью агрессивного поведения, вы должны проявлять больше настойчивости. Вам нужно действовать при этом еще более решительно, чем он.

• Как только ребенок сделает что-то хорошее по выходе из тайм-аута, похвалите его.

• Когда ребенок послушен, можете поговорить с ним о тайм-ауте, что это такое, как надо себя вести, чтобы туда не попадать, как долго он может там задержаться (можете завести будильник, чтобы звонил по окончании срока тайм-аута).

Пример

Сара (ей 3 года) посреди обеда ни с того ни с сего бросается на пол, начинает беситься и верещать. Мама говорит: «Сара, перестань». Ничего не меняется. «Сара, перестань, иначе отправишься на тайм-аут». Девочка не перестает беситься, мама берет ее за руку и собирается отвести в другую комнату. Сара упирается, не хочет идти, так что мама молча поднимает ее и относит в комнату. Там Сара продолжает кричать до самого конца тайм-аута. Пытается открыть дверь, но мама крепко ее держит, не говоря ни слова. К концу третьей минуты ребенок замолкает. Мама открывает дверь: «Тайм-аут окончен». Сара выходит из комнаты. Она уже не плачет. Она садится за стол и снова принимается за обед. Мама говорит ей: «Я очень люблю, когда ты сидишь тихонечко, не шумишь. Вот теперь мы можем поговорить. Ты наелась? Ты у меня такая хорошая девочка, закончишь обедать – получишь сладенького…»

Преимущества техники

Тайм-аут – неагрессивная, но эффективная техника регулирования таких моделей детского поведения, которые могут привести нас к потере контроля над собой и в конечном счете к агрессивным мерам наказания, а это прежде всего ругань и кулаки.

Одно из главных преимуществ таймаута в том, что он ясно показывает ребенку, какое поведение нежелательно, ведь оно ведет к конкретным последствиям – а именно к краткой изоляции. Кроме того, важно, что тайм-аут ненадолго отдаляет вас с ребенком друг от друга и позволяет в эти минуты выпустить пар. Короткая передышка дает вам время вернуть контроль над ситуацией (а порой ребенок может вести себя так, что мы легко теряем контроль!), а ребенку – снова взять себя в руки. Со временем ребенок научится давать себе короткую передышку в любой напряженной ситуации, тем самым снижая эмоциональную напряженность. А это умение очень пригодится ему и по ходу взросления, и когда он станет уже взрослым человеком. Кроме того, применив технику тайм-аута, вы спокойно, но уверенно даете ребенку понять, что именно вы устанавливаете границы дозволенного и недозволенного, что некоторые модели поведения вы считаете неприемлемыми и будете за них штрафовать. Хотя это неприятно и для ребенка, и для вас, последовательное и уместное применение техники тайм-аута приведет к тому, что ребенок быстро поймет, какое именно поведение вызывает такие последствия, а это для него очень важный урок, благодаря которому в будущем вам придется прибегать к тайм-ауту все реже и реже.

Воспитание ребенка. Метод тайм-аут

Двухлетние дети не прочь испытывать терпение рoдителей плохим поведением. Никакое пониманиe, никакая подготовка и изучение детской психологии не избавят вас от необходимости время от времени насильственно и резко прерывать озорство.

В этой главе рассказывается о методе Taйм-ayтa -простом, но эффективном средстве пресечения детского непослушания. Метод Taйм-ayтa не заменяет заблаговременного планирования тактики пpиучeния к правилам, создания благоприятной среды, не освобождает родителя от столь нужного проявления чуткости и внимания при всех случаях хорошего поведения.

Тайм-аут - дополнительный метод, применяемый, когда остальные меры оказываются недейственными. Taйм-ayт пускают в ход при Hapушeнии важныx ceмeйных правил, когда кому-то причиняется боль (например, если ребенок дерется), возникает опасность (если ребенок зaбирается на стол или дергает кошкy за хвост) или выходки становятся явно вызывающими (ребенок плюется или кидается песком). Тайм-аут применяется в тех случаях, когда ребенок знаком с правилом (и это вам известно), но все-таки нapушaeт его.

Тайм-аут -не просто наказание. Тайм-аут пoзвoляeт взрослому от словесного выговора перейти к действию, не причиняя при этом ребенку боли. Эффективность этого метода усиливается тем, что родитель принимает меры без раздражения, без излишнего проявления эмоций и гнева. Как говорилось в главе, посвященной реакции на плохое поведение, двухлетний ребенок, поняв, что вас раздражают его выходки, склонен npoдoлжaть их, чтобы понаблюдать за вашим волнением. Если вы сохраняете хладнокрoвие, он будет видеть в вас хозяина положения.

Как действует тайм-аут?

Когда ребенок нapушaeт правила, родитель спокойно напоминает: «Не драться» или «Не таскать кошку за хвост» . Затем он говорит: «придется устроить тайм-аут». Без дальнейших дискуссий родитель отводит ребенка на специальное место для тайм-аута. Это может быть стул или угол, край дивана или детская комната. Если инцидент происходит вне дома, можно использовать для тайм-аута скамью в парке, заднее cидeнье автoмобиля; стул в дальнем углу комнаты или дома, где ceмья нaxодится в гостях. Ребенок должен оставаться на этом месте oчeнь недолго: для двухлетнeгo малыша две минуты - немалый срок. Poдитель должен оставаться с ребенком, чтобы удерживать его на месте. По завершении тaйм-aутa ребенок может возобновить игру. Если правило нарушается вновь, тайм-аут необходимо повторить. Упpямый pебeнок может снова нарушить правило, стремясь вывести родителя из себя. Если взрослый сохранит cпoкoйствиe и проявит последовательность, ребенку наскучат постоянные перерывы в игре.

Трудности метода тайм-aутa

Oдни дети будут спокойно сидеть во время тайм-аута, другие начнут протестовать.. Некоторые будуг лягаться, кричать или впадут в ярость. Важно, чтобы никакая реакция ребенка не вывела вас из себя. Даже если ребенок кричал и корчился весь период тайм-аута, его надо отпустить через две минуты. Важно, чтобы вы оставались невозмутимы! Помните, ваша задача показать ребенку, что его изначальное поведение было недопустимо. Если вы расширите область конфликта, включив в нее реакцию ребенка на тайм-аут, и станете нaкaзывaть малышa за крики или вспышку ярости, он просто забудет, за что бьл назначен тайм-аут. Если ребенок убегает с места тайм-аута, спокойно вeрните его. Он может yбeгaть несколько раз.. Возможно, вам пpидeтся его подержать.

Хотя этот метод прост, его воплoщeниe может превратиться в тяжкий труд. Это мерило силы ребенка, его cтpемления к caмостоятельности и упорства, которое он склонен проявлять в борьбе с вашей невозмугимой властью. Если ребенок сильно сердится на вас, вы и сами можете рассердиться. Однако помните: надо, чтобы ребенок научился подражать вашему спокойствию, а не видел, что может заставить вас подражать его яростным выходкам.

Некоторые родители теряются перед резкостью детской реакции на этот метод. Им кажется, что метод не пропорционален провинности, за которую он назначен. Вы можете прийти к выводу, что по сравнению с тайм-аутом другие методы, например физические наказания или крик, требуют меньших затрат времени. Однако родители, применяющие этот метод, сообщают, что даже ребенок, который вначале неистово протестовал против него, в итоге успокаивается и отказывается от изначального дурного поведения.

Еще важнее то, что дети, к которым применяется данный метод, не видят гнева и раздражения родителей, их яpостных попыток отстоять свой авторитет.

По завершении тайм-аута обнимите ребенка и переключите на другое занятие. Чтобы отвлечь ребенка от изначального плохого поведения, его можно увести из комнаты или предложить ему другую игрушку. Одни дети быстро оправляются от тайм-аута, другие остаются печальны или держатся с вызовом. Если вы только начинаете приучать ребенка к правилам или в недалеком прошлом спускали его вину, не исключено, что ребенок через несколько минут или секунд предпримет новую попытку непослушания. Возможно, вам придется много раз нaчинaть с начала.

Действенность метода тайм-аута обусловлена тем, что ребенок постепенно начинает понимать, что сидеть с молчащим, скучным родителем на одном и том же месте всякий раз, как провинился, вовсе не интересно. Возможно, вам придется призвать на помощь все свое спокойствие и терпение, но если вам удастся переупрямить своего ребенка, вы в итоге добьетесь от него сговорчивости, До тех пор, пока он не найдет дpугого способа бросить вам вызoв.

Мег Цвейбек "Воспитание двухлетнего ребенка"
03.10.2009 278267 воспитание ребенка, непослуание, воспитание, Мег Цвейбек, метод тайм-аут, методы воспитания, воспитание ребенка

"Тайм-аут или время ограничения - такая "воспитательная техника". Одним из ее создателей был доктор Кристоферсон, профессор канзасского университета. В своей книге он подробно описывает эту методику и начинает со здравого смысла: он полностью отвергает телесные наказания и объясняет, что дети до 4-5 лет не обладают абстрактным мышлением, поэтому просто не в состоянии слушаться многих вещей. Он так же указывает, что дети учатся на пoвторах, и если они повторяют что-то, то не назло и не из упрямства, они тренируются. Он утверждает, что метод тайм-аута работает значительно лучше, чем "бить детей, кричать на них или угрожать", и вполне возможно, так оно и есть.

Однако же, углубляясь в детальное описание метода, невольно задаешься вопросом, куда пропал его здравый смысл. Речь идет о детях от 8 месяцев до 12 лет и об их проступках вроде "истерических припадков, агрессивных проявлений, неугомонных прыжков по мебели, безудержной болтовни, когда говорят взрослые". Вот что следует сделать:

Шаг 1 - Немедленно сказать: "Нет, нельзя этого делать. Это нужно говорить спокойно, без крика и ругани. Без слов и с выражением лица, которое нельзя спутать с одобрением, отнести ребенка в манеж.

Шаг 2 - Не разговаривать с ребенком, не смотреть на него. Когда он перестанет плакать и успокоится, молча забрать его из места изоляции, посадить на пол. Не упрекать, не читать нотации. Не сердиться. Если ребенок снова плачет, опять посадить его в манеж.

Шаг 3 - После тайм-аута неoбхoдима регенeрация. Нужно найти хорошее в поведении и похвалить ребенка за это.

Ребенка в любой момент могут наказать с непроницаемым лицом. Ответчик ничего не может изменить, решение суда неумолимо. Единственное, что может сделать ребенок - перестать плакать. Нет смысла обещать больше не делать этого, если обещаешь в слезах. Пробыть в месте наказания определенное время недостаточно: убийца, осужденный на 18 лет, выйдет на волю, независимо от того, плачет ли он, раскаивается ли, просит ли прощения. Но ребенок, которому прописали тайм-аут, останется на месте, пока он плачет (к счастью, родители обладают большим здравым смыслом, чем "эксперты", и если ребенок сразу не успокаивается, в конце концов, его забирают).

От ребенка требуют уметь подавлять свои чувства и не плакать, когда ему сильнее всего этого хочется (и, как правило, когда у него самые большие основания для этого). Он должен лгать, прежде всего, самому себе, отказываться от собстенной личности, чтобы стать роботом под управлением воли взрослых. Более бесчеловечный метод трудно предстaвить.

Почему нельзя показывать, что ты сердишься? Чтобы доказать свое превосходство, не опуститься на уровень ребенка и быть для него чем-то вроде божества.

Почему так настаивают на том, что нельзя разговаривать с ребенком, смотреть на него? Во время беседы достигается взаимопонимание. Если отец смотрит на ребенка, он видит его страдания, сочувствует ему, возникает визуальный контакт. Все это мешает методу, основным принципом которого является дистанцирование и иррациональность.

Почему выражение лица нелья путать с симпатией? Слабое место метода в том, что ребенка берут на руки, когда несут в манеж. В обществе, где детей вообще редко берут на руки, несчастный бедолага может решить, что его любят. Поэтому, чтобы вызвать такие проявления любви, ребенок может начать "вести себя плохо".

В опредленном смысле, игнор ранит детей больше, чем ругань. То, что на первый взгляд кажется "цивилзованным подходом", ничто иное, как скрытая форма пытки. Это что-то вроде удара током: человек чувствует боль, но тело остается неповрежденным.

Почему во время тайм-аута нельзя говорить ребенку, за что он наказан? Не будет ли метод эффективнее, если мы усилим его вребальным способом ("Нельзя откручивать кран, нельзя бить братика")? Очевидно, нет! Напротив: обвиняемый может начать оправдываться. Режим террора не допускает дискуссий.

Почему метод применяется к детям до 12 лет? Не изменит ли метод поведения язвительных студентов, нерадивых подчиненных, непослушной жены? Нет, это не работает по трем причинам: во-первых, ребенка после 12 лет тяжело отнести в манеж или поставить в угол, во-вторых, он не будет молчать в случае такого унижения, в-третьих, и возможно, в-главных: стыд перед окружающими. Одна мысль о том, что можно поставить взрослого в угол, вызывает смех. Но совершенно нормально поступать так с ребенком.

Метод тайм-аута абсурден и напоминает Кафку с его "Процессом", когда героя заключили в неведомое место без объяснений причин.

Эффективен ли этот метод? Почти все методы, которые мы критикуем в этой книге, эффективны для достижения цели: получить послушного безропотного ребенка, который нам не мешает. Вопрос в том, является ли нашей целью слепое послушание и ребенок, замирающий в ужасе, - ребенок, чье развитие нам далеко небезразлично.

Но, конечно, и этот метод не эффективен на 100 процентов, и Кристоферсон кажется наивным, когда описывает методы воспитания детей моложе 18 месяцев. Эти методы по его системе практикуются в канзасских яслях. Есть в них и плюсы: воспитатели не имеют права повышать голос на детей и шлепать их. Но если ребенок "представляет опасность для других детей", персоналу реркомендовано пользоваться методом тайм-аута.

Когда мы слышим об "опасности для других детей", нам представляется подросток, укравший папино ружье и стреляющий на школьном дворе, но какую опасность представляет полуторагодовалый ребенок? Самое страшное, что он может сделать: отнять соску, толкнуть другого ребенка так, что он упадет на попу (на мягкий подгузник). Может быть, ребека, который в 14 месяцев проделывает такие вещи, ожидает криминальное будущее? Нет, вы шутите! ("Понимаете, господа, нам не остается ничего другого, кроме как исключить вашего 14-месячного ребенка из яслей. Он агрессивно себя ведет, угрожает другим детям, и методы самого современного психолога нам не помогли. К сожалению, ничем не можем помочь. Купите себе револьвер, и да хранит вас Бог!")

Если взрослый человек, работник детского учреждения, не в состоянии вынести 14-месячного ребенка, это трагическим образом указывает на его некомпетентность. Многие могут разговаривать с ребенком и заботиться о нем и без университетского диплома. Я помню, как в садике, куда ходил мой старший, был один ребенок, который кусал остальных. "Нужно много терпения, - говорили Эстер и Герда, две прекрасные воспитательницы. - У него проблемы дома. Но с любовью и терпением он перестанет кусаться". И, конечно, он перестал.

Кристоферсон не избежал искушения сделать "личное наблюдение":

"Дети, к которым применялся мой метод, так же поступали в похожих ситуациях с друзьями и игрушками. В ходе наблюдений было выявлено, что дети, которых бьют дома, делают то же самое. "

Не побоимся закончить предложение: "Те, кого растят с любовью и уважением, поступают так же".

Грустно, что кто-то подходит так близко к правде, но не видит ее. На самом деле, дети бьют других детей не потому, что "их не так воспитали", а потому, что их воспитывали в побоях. И не тайм-аут является решением проблeмы. Хотя этом методом можно добиться того, что ребенок перестанет драться, но не того, что он начнет обращаться с друзьями с любовью. Он просто начнет их игнорировать."

Читайте также: