Тактика штурмовиков ил 2

Обновлено: 05.07.2024

Вы слышали такое выражение – слить энергию, слить скорость, слить высоту? Все эти выражение говорят об одном и том же – о потери энергии в бою, что не есть хорошо. А для чего нужна энергия? Что нам даёт скорость, и высота? Приведу пример:

Вы летите на 2000 метрах и вдруг видите что выше вас, примерно на 4000 летит противник. Вы начинаете лезть вверх, ваша скорость падает, но достать вы его не можете, потому что вашей начальной скорости не хватает, чтобы резко взобраться на такую высоту. Вы зависаете в беспомощности. А противник имеет все шансы вас беспомощного атаковать. Здесь сразу чуствуется важность высоты. Ни один самолёт в игре не способен летать вертикально вверх, только елси разгониться и с достаточной начальной скоростью. Высота это возможность быть недосягаемым для противника и иметь возможность атаковать противника самому. Примерно такой же бой мы разобрали в случае мессера и Ишака чуть выше.

Но не только высота определяет энергетику боя. Рассмотрим ещё пример:

Каждый самолёт имеет определённую способность совершать различные маневры. Способность эта целиком и полностью зависит от энергии вашего самолёта. Как я уже говорил, энергия складывается из двух составляющих скорость + высота.

Скорость влияет на манёвренность. Чем меньше скорость самолёта, тем меньше маневренность. Например только что оторвавшись на взлете от земли вы практически не можете маневрировать. Ваша скорость близка к скорости сваливания и любой маневр получается каким-то вялым и медленным.

Это хорошо видно на треке, представленном ниже:

Что примечательного: трек показывает часть боя с блокировкой аэродрома противника (вулч). Пара фокевульфов не дают взлететь одиночному яку. В момент взлёта Яка у него минимальная энергия. Он только что оторвался от земли и имея маленькую скорость еле держится в воздухе. Именно из-за маленькой скорости он не может резко маневрировать. Тот же як, разогнавшись до 350-400 легко уйдёт в вираже от фоки, а на данном треке фока легко доворачивает на Яка и убивает его.

Ошибки со сторны фоки (мои ошибки): при вулче надо стараться атаковать разбегающегося противника. Именно в этот момент он едет по прямой и не сворачивает. Я же немного задержался с атакой и дал ему шанс оторваться от земли. Угадать момент разгона очень сложно, но возможно.

Ошибки яка: у него просто небыло шансов, в том бою его сбили раз 10. Когда у нас кончились патроны, то мы просто разошлись в разные стороны. Он в конце концов взлетел, и стал гоняться за моим напарником. Естественно его не мог догнать, потому что Фока-А5 быстрее того Яка на 30-40 км в час. Так вот пока Як гонялся за моим напарником, я сел, снова взлетел и набрал высоту. Напарник притащил Яка к нам на филд, где я его и убил ещё раз. Вывод – под вулчем взлетать это почти всегда смерть, равно как и пытаться воевать с парой на более медленном самолёте.

На треке также отчётливо показаны атаки на проходе с уходом вверх. При этом взгляд всегда напрвлен на противника, чтобы его не потерять.

Но вот вы набираете скорость, и можете уже маневрировать гораздо резвее. Можете делать горки, виражи и даже петли. Всё это вам дала скорость.

Малая скорость бывает не только у земли на взлёте. Например в бою на вертикалях в верхней точке ваш самоёт практически зависает и является по сути неподвижной хорошей мишенью. Таким образом постоянно иметь скорость на которой достигается максимальная манёвренность самолёта очень важно.

Также не менее важна и высота. Высота это скрытая скорость. Высоту всегда можно превратить в скорость путем пикирования. И наоборот, разогнавшись со снижением вы всегда можете уйти вверх и превратить вашу повышенную скорость в запас высоты, как бы аккамулируя энергию.

Таким образом запас энергии (высоты+скорости) это всегда запас манёвренности самолёта и запас возможности уйти из под удара противника. Особую роль играет запас энергии при выходе из боя. Если вы на фоке или на Мессере, то выйти из боя со снижением можно без проблем. Так как основные противники рассыпятся от флаттера уже на 720-730 км в час. Фока и Мессер держат 750 легко. А вот не имея энергии (запаса высоты) уже не выйдешь из боя просто так, ты просто не разгонишься в пикировании до нужной скорости.

Запас энергии влияет и на сам бой. Конкретный пример мы разобрали выше это бой мессера с Ишаком, которые сходились на одной высоте. А этот пример, при котором противники сходятся с разных высот.

Вы решили вступить в бой с противником который выше вас. Вы заметили друг друга и пошли на сближение. Идете друг на друга. Он вниз с набором скорости – вы вверх с потерей скорости. После того как вы разошлись в лобовой (допустим вы оба увернулись от лобовой атаки) ваша скорость в момент схождения составляет 250 км в час, противник же в пике разогнался до 600 км в час. И что мы имеем после схождения? Противник сделает горку и окажется как минимум выше вас и прямо над вами на целый километр. Вы же останетесь без скорости под ним. Он зависнув над вами будет пикировать на вас, обстреливать и после атаки будет снова и снова подниматься на горку. И при этом вы не сможете по нему выстрелить ни разу. Противник в этом случае имеет все шансы повредить вас, а потом уже поврежденного добить.

Поэтому, что бы не встретить противника выше себя нужно иметь достаточный запас высоты для того чтобы хотябы в худшем случае попытаться выйти из боя. В лучшем случае вы встретите противника ниже себя. И уже вы будете диктовать ему свои условия. Отсюда вывод - высоты много не бывает. Потерять её очень просто, нарастить чаще всего просто не дадут. В бою, когда противник в поле зрения уже важна не сама энергия как таковая, а приемущество в энергии по сравнению с энергией противника. То есть мы должны быть либо выше, либо наша скорость должна быть гораздо больше. Разница в энергии должна быть такой, что бы противник не имел шансов открыть по нам прицельный и эффективный огонь. В противном случае нас могут сбить. Эта разница определяется дистанцией открытия огня и составляет примерно 800 метров. То есть, если мы выше противника на 800-1200 метров при равной скорости, то противник по нам не сможет выстрелить (промажет, а вернее его снаряды просто недолетят до нас).

Говоря об энергии как правило мы говорим о высоте полёта. Потому что именно высота является главным аккумулятором энергии. Летать нужно на такой высоте, что бы вы точно знали, что противник ниже вас как минимум на 800 метров. И в случае вступления в бой с ним вы легко могли бы оказаться выше него. Как правило малой высотой на догфайт-серверах являтся высота до 2000 метров. Средней высотой 2500-5000 метров. Ну а 6000-8000 метров это уже высоты большие. На высотах больше 7000 метров бои происходят очень редко. Как правило выбор высоты полета зависит от карты и пилотов-противников. В среднем высота моих полётов составляет 4000-5000 метров. Если я вижу, что на сервере новички, то высоты могут быть и 2500-3500, но никак не ниже.

Говоря о высоте полёта и высоте боя следует затронуть такие два важных момента как истинная скорость самолёта и особенности маневрирования на большой высоте.

Скорость любого самолёта измеряется с помощью трубки Пито (видели наверное на крыле каждого самолёта тонкий штырь как антена). Способ измерения прост. Трубка пито замеряет давление набегающего воздуха и уже по этому давлению высчитывается скорость. Если давление 0, значит и скорость 0. Но есть одно но. С увеличением высоты полёта давление воздуха понижается (воздух на высоте разряжен). Таким образом, измерение скорости самолёта с помощью бортовых приборов самолёта происходит с погрешностью. Так например на высоте 7000 метров приборы самолёта показывают, что он летит скажем со скоростью 300 км в час. На самомже деле его скорость относительно земли будет составлять не 300, а 440 км в час. Разница почти в полтора раза.

На скриншоте видно, что приборная (спидбарная скорость показана как 300 км в час), а вот истинная показана в левом круге и составляет 444 км в час.

Чем ближе к земле, тем меньше эта разница. Летая на большой высоте необходимо учитывать это обстоятельство.

В качестве примера могу привести один курьёзный случай, произошедший со мной.

Я взлетел на Б-25 и направился к цели. Постепенно набираю высоту 7000 метров. Показания скорости по приборам на этой высоте около 270 км в час. Почти одновременно со мной взлетел ещё один Б-25 и направился на ту же цель. А цель убивается одним точным попаданием бомбы. Естественно ему захотелось туда прийти раньше меня, чтоб собрать все сливки. Я спросил пилота-конкурента на какой высоте он пойдёт (до цели было около 150 км). Он ответил, что на 2000. Я спросил, почему так низко, а он ответил, что на этой высоте скорость выше. И действительно у него приборы показывали скорость порядка 340 км в час, а у меня, на высоте 7000 всего 270. Первым пришёл к цели естественно я, несмотря на то, что я тратил время на набор высоты (немалой высоты). Моя истинная скорость составила около 410 км в час. Истинная скорость конкурента же была примерно 370.

Если вы изучали таблицы с характеристиками самолётов, то нередко замечали, что максимальная скорость указывается не у земли а в пределах 4000-6000 метров. Так оно и есть. Самолёт развивает максимальную скорость на высоте, где и воздух немного разряжен (сопротивление меньше) и в то же время кислорода хватает для полнейшего сжигания топлива. Так что этот момент всегда следует помнить. Если вы хотите быстрее пройти значительное расстояние, то нужно набрать высоту 4000-6000 метров. На этой высоте ваш самолёт будет лететь быстрее, несмотря на то, что спидбар будет показывать меньшую скорость.

Теперь об особенностях полёта на больших высотах. У каждого самолёта есть свой потолок. Это высота, выше которой самолёт не может забраться. Так например у Лавок это высота около 11.000 метров (сам проверял), у Та-152 это высота в 13.000 метров. Но есть один нюанс. Если на высотах от 0 до 6000 метров самолёт летает как хочет - может делать петли, горки, имельманы, то есть любые вертикальные манёвры. То выше 7000 метров сделать какой либо вертикальный манёвр ему практически невозможно. Хотя, до потолка ещё 4000-5000 метров. Я не знаю как в жизни ведут себя самолёты на такой высоте, но в игре я объясняю это тем, что разряженность воздуха очень сильно влияет на вертикальные характеристики кравтов. Самолёты летают исключительно в горизонте. Вираж у всех самолётов тоже становится вялым. Даже И-16 и Чайка начинают вести себя как чурбаны-брёвна. Сделать какойто манёвр очень трудно. Особенно вертикальный. Самолёт сразу валится к земле с потерей скорости. Отсюда вывод, эффективные бои могут проходить в диапазоне высот от 0 до 7000 метров. Выше уже просто полёты по прямой или в вялых виражах. На такой высоте уже на 100% важна скорость и скороподъёмность, остальные характеристики уходят на второй план. Даже такой высотный кравт как Та-152 ведёт себя выше 7000 ну очень вяло. И расхожее мнение, что на такой высоте Та-152 чуствует себя в своей тарелке я не поддерживаю. Тяжко ей там. А всё по тому же что и остальным. Лучшая высота для неё это от 4000 до 7000.

Для того что бы в дальнейшем представлять себе основные манёвры и фигуры пилотажа я должен затронуть и эту тему. Честно скажу с пилотажем у меня проблемы. И проблемы эти напрямую связаны с моим стилем полётов. Я в большей степени не пилотажник, а тактик. Мне не нужен пилотаж, потому что я не стараюсь попадать в ситуации, где его нужно будет применять. Но тем не менее тема важна только лишь с целью представить себе что могут дать отдельные фигуры.

Согласно предвоенным взглядам Ил-2 должен был именно быть бронированной машиной для атаки защищённых целей на поле боя, поддерживать наземные войска.

А это почти полностью исключало воздействие на цели в глубине обороны противника. Первостепенной задачей была поддержка своих войск.

В ходе войны это мнение все более укрепилось, что наиболее целесообразно обрабатывать передний край противника, по сути заменяя атаками штурмовиков действия собственной артиллерии.

Что касается защиты.

Да, бронекорпус спасал пилота от осколков и от пуль пехотинцев.

Но если из зенитного автомата 20-мм снаряд попадал в броню под прямым углом, то шансов выжить у летчика не оставалось.

Что касается атак вражеских истребителей, то они были вооружены пушками и могли поразить Ил-2 разными способами. Отстрелить крылья и хвост, попытаться пробить броню. К примеру, зайти сбоку и пробить бортовую броню, чтобы угол попадания снарядов был 30 градусов и больше.

Вот как об этой тактике, которой обучил генерал Мельдерс в ноябре 1941 г. в Крыму, вспоминал немецкий летчик Кайзер:

«Стремительный вираж, и под углом 30° его очередь впивается в русский штурмовик в районе кабины. Неприятельский самолет тут же вспыхнул и упал. В следующий момент раздался его голос: «Видел, как я сделал это? Атакуй следующего!»
Я выполнил его прием, и Ил-2 врезался в землю. «Повтори!» Почти как в учебном бою: тот же заход на цель, короткая очередь, и третий штурмовик падает горящим».

Чтобы этого не было нужно было маневрировать, хотя и Ил был тяжел для манёвров. К тому же пилот должен был быть просто идеально выучен для манёвров с истребителями.

Да несмотря ни на что удавалось благодаря защите выполнять свои задачи.

В октябре 1941 г. Ил-2 ударили по аэродрому Молвотицы южнее Демянска немецкий военный врач Киллиан вспоминал:

"Артиллеристы палят из пушек трассирующими снарядами малого калибра, снаряды попадают в цель, но отлетают в стороны. Это хорошо видно".

С таким самолётом вполне можно было атаковать ближние тылы, тогда и противодействия было бы меньше.

Даже можно было бомбить с большой высоты.

Эта возможность судя по всему так и не была реализована.

Вот как вспоминал атаки штурмовиков маршал авиации Ефимов:

"штурмовик обязан наносить удар там, где ему приказано, и отступать некуда. Или пан, или пропал!"

А сбережение людей? А матчасти? Не лучше не идти в пекло, а нанести удар по тылам врага?

Для атак "в лоб" самолёт должен быть более маневренным, чем "утюг" Ил-2, чтобы уворачиваться от зенитного огня. Лучшие летные качества должен был дать мотор. А более мощных моторов не было.

Иногда больше эффекта он производил на поле боя только как пугало для немцев.

Пехотные командиры говорили, что штурмовики просто должны были полетать над немцами, чтобы те попрятались, а пехота используя этот момент продвинулась бы вперёд.

Ил-2 идеально подходил для ударов по незащищённым тылам.

Ведь в тылу и есть множество хороших целей. Эшелоны с топливом и боприпсами, склады, колонны войск и техники.

Вот Растренин приводит эффективность одного удара:

"26 января 1943 г., лейтенант С.И. Смирнов и старший лейтенант С.В. Слепов из 7-го ГвШАП 230-й ШАД нанесли . эффективный удар по эшелонам противника. Выполняя в сложных метеоусловиях задачу по поиску железнодорожных составов противника на перегонах и станциях в районе Ставрополь – Тихорецк – Кавказская, летчики обнаружили и атаковали на ст. Малороссийская четыре эшелона. В результате удара на станции возникли сильные взрывы и пожары. Малороссийская горела так, что на обратном пути ни Слепов, ни Смирнов, ни летчик-истребитель, прикрывавший их, из-за густого дыма не смогли рассмотреть станцию… Эффективность удара Смирнова и Слепова была подтверждена специальной комиссией 4-й ВА, которая работала на станции Малороссийская после ее освобождения. Комиссия установила, что на станции сгорели один эшелон с горючим, один с танками и два с боеприпасами. Путевое хозяйство было настолько сильно разрушено, что немцы не смогли восстановить движение, вплоть до освобождения станции – за четверо суток ни один эшелон не проследовал в сторону Тихорецка. Много эшелонов застряли на перегонах. Красноармейцам достались богатые трофеи…"

А по факту Ил-2 использовали как "эрзац" артиллерию, конечно, с соответствующими результатами.

Отсюда и большие потери и невысокая эффективность Илов.

Более-менее Илы стали штурмовать, когда масса пилотов все же накопила опыт. К примеру у Дважды Героев Советского Союза Ефимова и Бегельдинова по 288 и 300 боевых вылетов. У рядовых пилотов минимум по 60.

Более-менее подходящий штурмовик появился после войны, это были Су-25, вот они действительно были пригодны для работы по земле, на переднем крае.

Тактика штурмовиков, на мой взгляд, должна быть точно такой же, как и тактика бомберов, описанных выше. За исключением одной вещи. Штурмовики не могут по своей сути летать высоко над целью и атаковать её. Они должны спуститься вниз к земле на высоту до 1000 метров. Тут по ним и зенитки бьют, и истребители противника на отходе набрасываются.

Обход зоны возможного нахождения перехватчиков, просьба прикрыть истребители сопровождения, подход к цели не строго со своей стороны, а со стороны тыла противника - всё это должно быть в арсенале штурмовика. Эффективная и быстрая работа и быстрый отход. Отходить нужно, как и в случае с бомберами не прямо к себе, а чуть в сторону.

Самым противоречивым, и требующим особого внимания моментом, является высота полёта штурмовика на марше (т.е. к цели и от цели). Я считаю, что чем выше высота полёта, тем больше шансов у штурмовика прорваться к цели и наоборот.

Точно также, чем больше высота полёта после штурмовки, тем больше шансов долететь до дома живым. Высоты для штурмовика на марше варьируются в зависимости от ряда причин. И в частности от количества и уровня подготовки перехватчиков, используемых ими самолётов, удалённости цели и т.д. Обычно я лечу на высоте 2500-3000 метров. После штурмовки, чем выше, тем лучше. Общественное мнение в противоречии моим взглядам считает, что штурмовик должен идти брюхом по земле и туда и обратно. Попробую доказать обратное.

Ошибочно считается, что чем ближе прижимает штурмовик пузо своего самолёта к земле, тем меньше шансов его обнаружить. Ерунда полнейшая. Из своего опыта я для себя окончательно сделал вывод – Ил-2, Штуку, 110-ый всех их видно с высоты до 7000 метров. Причем, если они идут прямо брюхом по земле, то их видимость только увеличивается за счёт отбрасываемой ими тени. Тень как бы увеличивает чёрную точку в размере. Надеятся на то, что вас невидно можно лишь в том случае, если вас пасут также у земли. Но вспомним, кто является противником Ил-2? Правильно фоки и мессера, которым просто необходимо летать на высоте. Они обычно пасут Илов на высоте 2000-4000 и прекрасно видят их внизу у земли ещё задолго до того как те подойдут к зениткам.

Так что вывод один – подход к цели должен проходить на высоте не менее чем 2000 м.

Почему такая высота? Конечно, можно и больше, но эта высота позволит спрятаться в облаках в случае атаки истребителей. Эта высота позволит выполнять манёвры уклонения. Самолет, летящий на высоте (мы уже выясняли это когда-то) способен спикировать и разменять высоту на скорость. Он может делать оборонительные манёвры и в бок и вниз и вверх после разгона вниз. А теперь представим, куда может делать оборонительные манёвры самолёт, летящий у самой земли? Только в сторону и только вираж. Спикировать он не может – там земля. Пойти вверх он, конечно, может, но горка без предварительного пикирования это всегда потеря скорости, и, следовательно, потеря манёвренности. Так что запас высоты для штурмовика на марше это всегда хорошо.

Ещё один фактор в пользу высотного полёта штурмовика – это баг в управлении на низкой высоте. В игре существует эффект потери управления при попадании тяжёлых снарядов. Почему то этот эффект очень сильно проявляется у самой земли. Так вот если в Ил-2, летящий у земли на бреющем попасть по крыльям, то скорее всего его развернёт в воздухе и он тут же врежется в землю. Это наглядно видно на треке:

Разбор трека:

Что примечательного – тут и разбирать то нечего. Заход, косая стрельба (не взял упреждение), но то, что Ил-2 летел пузом по земле позволило сбить его одним попаданием в крыло. Его просто немного тряхнуло от моей очереди и он врезался в землю. Будь он на 1000 метрах хотябы, то пришлось бы сделать 2-3 захода, а не один. А будь он в паре, да ещё один на высоте, готовый спикировать на меня, то незнаю как всё бы обернулось.

Тоже самое можно сказать и про отход после штурмовки. Чем выше ваша высота, тем больше шансов уйти от перехватчиков.

Теперь несколько слов о самом процессе штурмовки. Допустим вы взлетели не один а с кем то в паре. Подошли к цкли. Начали штурмовать. В этом случае я всегда был сторонником того, что бы кто-то из группы остался на высоте 2500-3000 и покружил над местом штурмовки. Потому что как только начнётся штурмовка, то сразу же в это место придёт перехватчик или возможность такого прихода сильно возрастёт. Если кто-либо один будет на высоте, то он поможет товарищу у земли. Он сможет спикировать на противника, если противник пошёл на нижнего. Если же противник пойдёт на верхнего, то имея запас высоты проще уклоняться от атак и можно укрыться в облаках. Тем временем нижний штурмовик будет иметь время набрать хотябы 1500-2000 метров и вступить в бой не у земли. Ежели противник не пришёл, тогда штурмовики меняются местами после того как первый отработал по цели.

Применение подобной тактики позволило мне однажды на Ил-2 М сбить пару мессеров Г-2, причём курсовым оружием.

Описание действия читерской проги по отысканию бомберов относится и к штурмовикам. Поэтому, всё, что я описывал для бомберов, должны применять и штурмы – никогда на марше не садиться за стрелка. Теперь о том как определить кто из пилотов противников ищет вас и хочет вас перехватить.

Перед тем как взлететь я на бумаге составляю список всех пилотов-противников. Все они потенциальные перхватчики. Если человек сел на Штуку или Хенкель, а я лечу на Б-25, то естественно бомберов – противников я в список не ввожу. Дальше я отслеживаю кто и где что делает. Игра всегда пишет, что такой то пилот убит таким то пилотом, такой-то угорел в своей кабине и т.д. Из этих надписей можно сделать вывод, что делает каждый пилот в настоящее время. Если вражеский пилот долго не засвечивался – то есть не рубится, то, скорее всего он ищет вас или ждёт вас над своей наземкой. Тут уж делайте выводы сами, то ли он стоит на филде и просто пошёл покурить, то ли он задался целью отыскать и убить вас во что бы то ни стало.

Помимо надписей в игре большим подспорьем в определении деятельности противников являются подсказки серверов статистики в логах игры. Дело в том, что если на сервере есть статистика, то всё, что происходит в игре записывается на специальную интернет-страницу, откуда и можно узнать, кто, что делает. Например:

Свернув игру, и посмотрев лог миссии можно отследить и предугадать перехватчиков. Они, как правило, не светятся в логе и их деятельность не блещит событиями типа – умер или кого-то сбил.

Несколько слов о действиях против наземки в паре. Как известно, любая наземка прикрывается зенитками. Для более безопасной атаки основной наземной цели правильней всего сначало уничтожить зенитное прикрытие. Делать это надо обязательно в паре. Как правило, я использую следующий тактический приём. Один из нашей пары подлетает к зениткам первый на высоте примерно 3000 метров. Скорострельные зенитки начинают стрелять на высоте примерно 3200 метров. Он пролетает над зенитками на высоте 2500-2800, предварительно спикировав с высоты 3000. Естественно, зенитки начинают лупить по нему. Летая на достаточно большой высоте и скорости, он тем самым отвлекает их, без какого либо существенного риска для себя. Более того, летая на высоте над целью, он выполняет ещё и функции прикрытия в случае атаки по тому, кто непосредственно штурмует. Второй из нашей группы, тем временем, на низкой высоте атакует эти зенитки. Такая тактика очень удобна. Во-первых, отвлекающий подсвечивает зенитки – их стрельба указывает на их место нахождения. Во-вторых, наиболее уязвимым является именно тот, кто атакует зенитки в непосредственной близости от них и отвлечение зениток делает атаку на порядок безопасней. Зенитки не всегда бьют по отвлекающему. Они могут переключаться и на атакующего. Здесь не нужно жадничать и как только зенитка переключилась на атакующего лучше отвернуть в сторону и выйти из её поля деятельности и дать зениткам возможность начать стрелять по отвлекающему. Пример такого вылета в паре против танковой колонны представлен на треке ниже:

Разбор трека:

Что примечательного – примечательно то, что атака по наземке произведена без ошибок. Мы взлетели с бомбами по 500 кг в паре. Целью была колонна танков, прикрытая парой скорострельных зениток. Боем руководил я. Я шёл впереди, а напарник немного отстал. В ходе марша до цели мы договорились, что я отойду в сторону и подожду, когда зенитки будут стрелять по моему напарнику. Тот должен баражировать над ними на высоте 2500-3000 метров и отвлекать их на себя. После того как я уничтожу зены мы скинем бомбы.

Получилось просто идеально. Я ждал в стороне стрельбы зениток и как только увидел первые трассы,направленные вверх по моему напарнику, ринулся в атаку. Набрал в пикировании скорость, что бы в случае чего сразу отвернуть. В момент моего захода, зенитки вдруг замолкли и я подумал, что они сейчас преключатся на меня. Я дал команду своему напарнику спускаться и занимать позицию для атаки . И как только зенитки будут стрелять по мне он должен их атаковать. Смена ролей, так сказать. Но как только он спустился ниже, зены вновь заработали по нему. С двух атак я уничтожил обе зенитки, а потом мы отбомбились по танкам. Удачная штурмовка.

Мои ошибки – ошибок небыло.

В своё время я почти полтора года отлетал на сервере Nullwar. Адрес здесь:

Данный сервер хорош тем, что, как и на АДВ там мисси не просто сменяют друг друга, а результат миссии по особому алгоритму влияет на продвижение линии фронта по карте боевых действий. При этом карты меняются в зависимости от того как продвигается линия фронта – от Берлина к Москве или наоборот. На войну даётся ограниченное количество самолётов. Сервер очень интересен и в своё время я был просто без ума от него. Так вот, при игре на таком сервере очень болезенным был вопрос о штурмовке танков. В игре не так много самолётов, способных с успехом поражать танки противника. Конечно, все знают об Ил-2 как об отличном средстве в борьбе с танками (особенно в колоннах), но у синих нет Ил-2, а у красных некоторые истребители за вылет могут убить танков в 3-4 раза больше, при относительной безопасности для себя (они ведь истребители). Да и мало пилотов, которые могут похвастаться тем, что за вылет могут уничтожить 15-20, а то и 30 танков противника, даже на Ил-2 3М. Привожу несколько треков с использованием в качестве штурмовиков танков Як-9Т, BF-110G-2, He-111H-2. Танки взяты средние, чтобы треки не показались слишком лёгкими. У красных это Т-34, у синих это Pz.IV. Вообще принцип убийства танков из пушек на всех самолётах одинаков. Главное правило - это всадить снаряд под углом, близким к 90 градусам. Чем отвесней угол пикирования на танк, тем больше вероятность поражения противника. Для некоторых танков угол можно делать и поменьше. Для 34-ок угол в 45 градусов вполне приемлем. А вот КВ уже просто так не возьмёшь. Бить надо в башню или моторный отсек и только сверху. А некоторые тяжёлые танки имеют только одно определённое уязвимое место. Лёгкие и средние модели поражаются попаданием даже в гусеницу танка, главное чтобы угол атаки был поотвесней.

Из треков видно, что на штуке танки бить одно удовольствие, только два нюанса – малый боекомплект (12 выстрелов) и снаряды летят немного ниже перекрестия прицела, но приноровиться можно, и очень быстро. На 110-ом бить танки скукатищя, потому что у него немерянный боекомплект (больше 60 выстрелов). Записывая трек, мне просто надоело убивать танки (убил 23), а оставшиеся снаряды расстрелял в воздух. Вполне реально убить 40-45 танков за вылет. Хенкель уже не бьёт танки пушками, а сыплет бомбы на бреющем полёте. Для хорошего и правильного прицеливания нужно перед штурмовкой прицел переднего стрелка задрать максимально кверху. Именно в этом положении сбросы получаются наиболее удачными. Лагг-3ИТ, Як-9Т это не единственные самолёты-истребители красных, которые могут бить танки. Сюдаже можно отнести Як-9К, Як-9УТ, Як-9М. Методика работы на них по танкам в точности повторяет тактику Штуки и сто десятого. Заход сверху – выстрел- уход на верх. Чем отвесней угол атаки, тем тяжелее танк можно укакошить. Правда, мной был замечен (причём совсем недавно) один нюанс. Убить синий танк на истребителе стало напорядок сложнее с выходом последнего патча, но, тем не менее, сделать это всёже можно. Ниже привожу треки убийства танков.

Опыт боевых действий в начальный период Великой Отечественной войны показал, что при атаках с бреющего полета Ил-2 способны поражать лишь неукрытую живую силу противника и его автотранспорт в местах сосредоточения и в колоннах. Мотомеханизированные колонны штурмовики Ил-2 обычно атаковали с бреющего полета (высота подхода к цели 25-30 метров) вдоль колонны или под углом 15-20 к ее длинной стороне. Первый удар наносился по голове колонны с целью приостановления ее движения. Дальность открытия огня 500-600 метров. Прицеливание осуществлялось "по колонне вообще" с пристрелкой трассирующими пулями из пулеметов ШКАС. Затем, с учетом положения трассы пуль относительно цели, открывался огонь из пушек и РС. Все виды огня (пулеметный, пушечный и РС, а также сброс авиабомб) использовались в одном заходе. Действенность бортового огня Ил-2 по целям, составлявшим колонны (пехота на машинах, бронемашины, артиллерия и т.д., исключая танки), была достаточно высокой. Хотя, справедливости ради, необходимо отметить, что прицеливание "по колонне вообще", как показали полигонные испытания, в большинстве случаев давало низкую точность стрельбы и атака цели, при всей своей стремительности и внезапности, приводила лишь к бесцельной трате боеприпасов практически без ущерба для противника.

Так, во время проведения в НИП АВ ВВС КА полигонных испытаний стрелково-пушечного вооружения Ил-2 применительно к укоренившемуся в штурмовых авиаполках действующей армии способу атак немецких мотомеханизированных колонн стало ясно, что при атаке колонны, состоящей из танков, автомашин и пехоты общей длиной около 600 метров, три летчика 245-го шап, имевшие боевой опыт, в полигонных условиях, то есть в отсутствии противодействия истребителей и зенитной артиллерии противника, смогли добиться всего 9 пулевых попаданий в танк при общем расходе боеприпасов в 300 снарядов к пушкам ШВАК и 1290 патронов к пулеметам ШКАС. Стрельба с прицеливанием по отдельному танку из состава колонны в тех же условиях атак обеспечила в трех вылетах при общем расходе 553 снарядов 20 попаданий в колонну танков, из них 6 попаданий в танк точки наводки, остальные - в другие танки из состава колонны.

В соответствии с результатами стрельб с воздуха с самолета Ил-2 по немецким танкам специалистами были определены и оптимальные способы атак танковых и мотомеханизированных колонн. Наилучшие результаты получились при атаке колонны сзади вдоль или сбоку при угле планирования 30° с высот 500-700 м, дальность начала прицеливания порядка 800 м, а ведения огня - до 200-300 м, прицеливание производилось по отдельному танку или автомашине из состава колонны. Атака должна была проводиться в нескольких заходах. Причем в первом заходе удар наносился по голове колонны сначала стрельбой РСами (дистанции пуска - 600-700 м), а затем стрельбой из пушек. В последующих заходах сбрасывались авиабомбы и велся огонь из пулеметов и пушек.

Расчеты, основанные на результатах полигонных испытаний и анализе боев, показывают, что летчик с хорошей летной и стрелковой подготовкой, осуществляя на Ил-2 залповый пуск 4 PC-82 с дальности 300 м под углом планирования 30°, вполне мог в боевых условиях поразить средний немецкий танк типа Pz.III Ausf J с вероятностью 0,08, а при залпе из 8 PC-82 - с вероятностью порядка 0,25. Выполнение же одиночных или парных пусков PC-82 с дальности 600-700 м могло обеспечить вероятность поражения танка в тех же условиях лишь в 6-7 раз меньшую. Использование же двух видов вооружения штурмовика в одном заходе не позволяло с максимальной эффективностью использовать второй по счету вид оружия, поскольку точность прицеливания в этом случае существенно снижалась. Действительно, при стрельбе, например, РСами с пикирования под углом 30° (высота 600 м) точку прицеливания необходимо выносить вперед от цели на 10 м, тогда как при стрельбе из пулеметов ШКАС - на 35 м, из пушек ВЯ - на 13 м, и из пушек ШВАК - на 40 м. То есть для одновременного использования этих видов оружия необходимо прицеливаться одновременно в разные точки, что практически невозможно.

Оценки, основанные на результатах полигонных испытаний влияния степени подготовленности летчиков на точность стрельбы, показывают, что эффективность стрельбы из второго вида оружия снижалась примерно на 20-70% (в зависимости от типа оружия). Анализ боевых возможностей бортового вооружения Ил-2 показывает, что более правильным было бы атаковать короткую цель (бронированную или небронированную) как минимум в трех заходах с планирования под углами 25-30° с высот 500-700 м, применяя в каждом заходе только один вид вооружения. Например, в первом заходе осуществляется пуск PC залпом из 4-х снарядов с дистанции 300-400 м, затем, во втором заходе, на выходе из планирования выполняется сброс авиабомб, а начиная с третьего захода цель обстреливается пушечно-пулеметным огнем с дистанций не более 300-400 м. Атака длинной цели вполне могла бы производиться и с бреющего полета, но обязательно с раздельным использованием каждого вида вооружения Ил-2 при дальностях залпового пуска PC и начала пулеметно-пушечной стрельбы не более 400 м.

20-мм пушка ШВАК

23-мм пушка ВЯ-23

Появление на фронте с августа 1941 года штурмовиков Ил-2 с пушками ВЯ-23 калибра 23 мм хотя и повысило в целом боевую эффективность штурмовых авиачастей, но не настолько сильно, как этого хотелось бы - результативность модифицированных "Илов" против бронетехники вермахта оставалась крайне невысокой.

Лобовая броня всех немецких легких танков, имеющая толщину 25-50 мм, при стрельбе из пушки ВЯ-23 снарядом БЗ-23 при атаке с воздуха с Ил-2 не пробивалась. Что касается средних немецких танков типа Pz.IV Ausf D, Pz III Ausf G и StuG III Ausf E с толщиной бортовой брони 30 мм, лобовой - 50 мм, надмоторной брони - 15-18 мм и крыши башен - 10-17 мм, стоявших в это время на вооружении вермахта, то их броня при стрельбе с самолета Ил-2 снарядами БЗ-23 пушки ВЯ-23 не поражалась ни с одного направления атаки. Из 62 попаданий в немецкие средние танки (Pz.III Ausf G и StuG III Ausf E), полученных при полигонных стрельбах с воздуха, было только одно сквозное пробитие (в броне толщиной 10 мм), одно застревание сердечника, 27 попаданий в ходовую часть, не наносящих существенных повреждений танку, остальные попадания снарядов дали либо вмятины, либо рикошеты.

Анализ результатов полигонных стрельб показывает, что устойчивое поражение средних немецких танков можно было обеспечить (крыша башни Pz.III Ausf G и надмоторная часть танка Pz.IV Ausf D с толщиной брони 10 мм) только с пикирования под углами более 40° с дальностей 300-400 метров. Однако пилотирование штурмовика Ил-2 на этих режимах было очень сложным, а вероятность попадания в уязвимые части танков, из-за малой их площади, была все же небольшой. Другими словами, штурмовик Ил-2, вооруженный пушками ВЯ-23, мог наносить поражение только легким немецким танкам, да и то при атаке сзади или сбоку под углами планирования до 30°. Атака же самолетом Ил-2 любого немецкого танка спереди как с планирования, так и с бреющего полета была совершенно неэффективна, а средних немецких танков - также и при атаке сзади.

По мнению летчиков-испытателей самая удобная и эффективная стрельба с самолета Ил-2 из пушек ВЯ-23 по немецким танкам, с точки зрения ориентировки, маневрирования, времени нахождения на боевом курсе, точности стрельбы и т.д., являлась стрельба с планирования под углом 25-30° при высоте ввода в планирование 500-700 м и скорости ввода 240-220 км/ч (высота вывода - 200-150 м). Скорость планирования одноместного Ил-2 при этих углах увеличивалась незначительно - всего на 9-11 м/с, что допускало маневрирование для наводки по прицелу и трассе. Полное время атаки цели (устранение бокового скольжения при развороте на цель, прицеливание и ведение огня из пушек) в этом случае было вполне достаточным и колебалось от 6 до, 9 сек, что позволяло летчику сделать две-три прицельные очереди из расчета, что на устранение бокового скольжения штурмовика при развороте на цель необходимо затратить около 1,5-2 сек, на прицеливание и исправление наводки между очередями требуется также 1,5-2 сек, а длина очереди не превышает 1 сек (ведение огня из пушек ВЯ более 1-2 сек приводило к существенному нарушению наводки и к резкому увеличению рассеивания снарядов, то есть к снижению точности стрельбы). Дальность начала прицеливания по танку составляла 600-800 м, а минимальная дистанция открытия огня - около 300-400 м.

Отметим, что с целью повышения противотанковых свойств Ил-2 по инициативе С.В.Ильюшина в октябре 1942 г. рассматривался вопрос о создании на базе пушки ВЯ-23 авиационного пулемета под патрон 14,5-мм противотанкового ружья, который обладал прекрасными бронепробивными свойствами. Однако никаких сведений о результатах этих работ пока найти не удалось. В связи с неудовлетворительными результатами войсковых испытаний Ил-2 с НС-37 ГКО Постановлением № 4154 от 12 ноября 1943 года прекратил их серийный выпуск и обязал завод № 30 к 15 января 1944 года осуществить полный переход к производству Ил-2 с пушками ВЯ, не снижая при этом достигнутого заводом уровня производства штурмовиков. Таким образом, с января 1944 года все авиазаводы НКАП выпускали Ил-2 только с пушками ВЯ-23.

37-мм пушка ШФК-37

Ввиду непоставки в срок наркоматом вооружения снарядов к ШФК-37 начальник 3-го Управления опытного строительства ГУ ВВС КА военный инженер 1-го ранга П.И.Матаев только в конце августа разрешил начальнику НИП АВ ВВС КА п-ку Шевченко принять Ил-2 с ШФК-37 для производства полигонных испытаний, после чего в течение двух недель (в период с 1 по 15 сентября) вооружение нового штурмовика было благополучно испытано стрельбой на земле и в воздухе. Государственные испытания Ил-2 с ШФК-37 с целью выявления его летных данных проводились в НИИ ВВС КА с 23 сентября по 12 октября 1941 года. Всего по программе испытаний (ведущий инженер - военинженер 3-го ранга Холопов, ведущий летчик - майор Стадник) было выполнено 24 полета с общим налетом 10 часов 6 мин. Большие габаритные размеры пушек ШФК-37 и магазинное питание (емкость магазина 40 снарядов) определили их размещение в обтекателях под крылом самолета Ил-2. Из-за установки на пушке большого магазина ее пришлось сильно опустить вниз относительно строительной плоскости крыла (оси самолета), что не только усложнило конструкцию крепления пушки к крылу (пушка крепилась на амортизаторе и при стрельбе перемещалась вместе с магазином), но и потребовало сделать для нее громоздкие с большим поперечным сечением обтекатели. Вес пушки с установкой на самолете Ил-2 составлял 302,5 кг. Помимо пушек и пулеметов, в состав вооружения штурмовика входили 8 ракетных орудий РС-82. Бомбы только в перегрузку - до 200 кг.

Госиспытания показали, что летные данные Ил-2 с крупнокалиберными авиапушками ШФК-37, по сравнению с обычным серийным одноместным Ил-2 с пушками ШВАК или ВЯ, заметно снизились. Самолет стал более инертным и сложным в технике пилотирования, особенно на виражах и разворотах на малой высоте. На больших скоростях ухудшилась маневренность. Летчики жаловались на значительные нагрузки на рули при выполнении маневров. Тем не менее, результаты летных испытаний нового штурмовика были признаны в целом удовлетворительными. При нормальном полетном весе 5864 кг максимальная скорость у земли не превышала 373 км/ч, на высоте 2400 м - 409 км/ч. Время подъема на высоту 1000 м - 2,12 мин, на высоту 2500 м - 5,36 мин. Посадочная скорость -146 км/ч. Разбег - 515 м, пробег на посадке - 535 м. Максимальная скоростная дальность полета (0,9Vmax) составляла 582 км, на наивыгоднейшей скорости полета - 728 км. Темп стрельбы ШФК-37 по данным полигонных испытаний в среднем равнялся 169 выстрелам в минуту при начальной скорости снаряда около 894 м/с. В боекомплект пушки входили бронебойно-зажигательные трассирующие БЗТ-37 и осколочно-зажигательные трассирующие ОЗТ-37 снаряды.

В отчете по полигонным испытаниям пушек ШФК-37 на самолете Ил-2 особо отмечалось, что летный состав должен быть хорошо натренирован в ведении прицельного огня короткими очередями (2-3 снаряда в очереди) по малоразмерным целям типа отдельный танк, автомашина и т.д. То есть для успешного применения Ил-2 с пушками ШФК-37 летчик-штурмовик должен был иметь отличную стрелковую и летную подготовку. Дело в том, что прицельная стрельба из пушек ШФК-37 на самолете Ил-2 была в значительной степени затруднена вследствие сильной отдачи пушек при стрельбе и несинхронности в их работе. Последнее, из-за большого разноса пушек относительно центра масс самолета, а также вследствие недостаточной жесткости крепления пушечной установки, приводило к тому, что штурмовик при стрельбе испытывал сильные толчки, "клевки" и сбивался с линии прицеливания, а это в свою очередь, с учетом недостаточной продольной устойчивости Ила, приводило к значительному рассеиванию снарядов и резкому снижению (примерно в 4 раза) точности стрельбы. Стрельба же из одной пушки была совершенно невозможной. Штурмовик сразу же разворачивался в сторону стреляющей пушки так, что ввести поправку в прицеливание не представлялось возможным.

За все время войсковых испытаний на фронте под Сталинградом Ил-2 с ШФК-37 совершили 75 боевых самолето-вылетов с общим напетом 68 часов 42 минуты, выполняя задания совместно с "Илами", вооруженными пушками ВЯ и ШВАК. Боевые вылеты выполнялись как без сопровождения, так и в сопровождении истребителей. Один Ил-2 с ШФК-37 был сбит над целью, второй - подбит (сел на вынужденную на линии фронта на нейтральной полосе и ввиду невозможности эвакуации был уничтожен бомбами). Остальные машины получили повреждения. От начала и до конца войсковых испытаний прошли только два "Ила", которые выполнили 44 боевых вылета. Штурмовики действовали главным образом по самолетам на аэродромах и автотранспорту противника. В отдельных случаях - по огневым точкам на поле боя, ДЗОТам, бронемашинам и танкам. Общий расход боеприпасов составил: к пушкам ШФК-37 - 2255 снарядов, к пулеметам ШКАС - 26840 патронов, PC-82 - 523, фугасных авиабомб типа ФАБ-100 - 107, осколочных авиабомб типа АО-25 - 87. Атаки наземных целей производились с планирования под углами 25-30° с высот 1300-1000 м.

По донесениям летчиков огнем пушек ШФК-37 было уничтожено 2 танка, 4 самолета на аэродромах, около 50 автомашин, один склад с боеприпасами и 2 зенитные батареи. Кроме того, летчиками наблюдались попадания в 3 танка, 4 самолета, 14 автомашин и 1 бронемашину, недостоверность поражения целей подтвердить не могли. Средний расход боекомплекта к пушкам ШФК-37 за один самолето-вылет составил 37,6%. Это, с одной стороны, говорит о том, что целей, достойных для пушек ШФК-37, в боевых вылетах было мало, а с другой стороны, указывает на недостаточную эффективность стрельбы с самолета Ил-2 из такой пушки по малоразмерным целям. За время войсковых испытаний отмечалось несколько случаев применения ШФК-37 по воздушным целям, но все они были неудачными. В течение всего времени испытаний пушки ШФК-37 работали ненадежно - средний процент настрела боекомплекта, приходящийся на один отказ, составил всего 54%. То есть почти каждый второй вылет на боевое задание Ил-2 с пушками ШФК-37 сопровождался отказом хотя бы одной из пушек. Ведение же прицельной стрельбы из одной пушки было практически невозможным. Кроме того, малый запас продольной устойчивости и усложнение техники пилотирования самолета Ил-2 с пушками ШФК-37 в сочетании с недостаточной жесткостью крыльевых пушечных установок и сильной отдачей самих пушек при стрельбе приводили к тому, что строевые летчики в одной прицельной очереди могли использовать не более 2-3-х снарядов. Максимальная же бомбовая нагрузка штурмовика составляла всего 200 кг. Все это существенно снижало боевую ценность нового штурмовика.

Читайте также: