Существует ли баба яга в реальной жизни

Обновлено: 05.07.2024


Родилась статейка связанная с автомобильной тематикой только тем, что мы несколько лет назад заезжали в то место, о котором речь пойдет ниже. Но я все равно оставлю ее здесь.


Существовала ли на самом деле Баба Яга? Была она доброй или злой? Как сейчас выглядит жилище Бабы Яги? Это не сказка, это расследование!
Баба Яга — одна из жен Велеса, прародительница, очень древнее положительное божество славянского пантеона, хранительница (если надо — воинственная) рода и традиций, детей и околодомашнего (часто лесного) пространства.


В период становления христианства всем языческим божествам, духам, в том числе и оберегавшим людей придавались злые, демонические черты, уродливость внешнего вида и характера, злые намерения.

Существовал ритуал «перепекания ребенка» — бабки-знахарки использовали его, если ребенок появился на свет раньше времени, если он слаб или болен, т.е. «не дозрел» в материнском чреве. А раз так, то нужно довести его до «нужной кондиции» с тем, чтобы он не только выжил, но и обрел необходимые жизненные силы. Для этих целей использовалась печь, в ней была камера, куда не попадал ни огонь, ни жар, туда на непродолжительное время помещался младенец. После перевирания этого обряда и пошло поверье, что Яга жарит в печи младенцев и ест их.


Так языческая строгая прародительница была превращена в злобного демона, которым пугают маленьких детей.


В тоже время, в славянской мифологии встречается упоминание Бабы Яги, как богини смерти. Дескать, она живет в избушке на границе двух миров, стережет вход в подземный мир и провожает души умерших в царство мертвых. Сама же она принадлежит сразу двум мирам, отсюда ее почти безграничные возможности.

Поразительно много у Бабы Яги совпадений с другой богиней славянской мифологии — Мо́кошей (Ма́кошь). Мокша — тоже жена Велеса, тоже прародительница, богиня колдовства, повелительница лесного мира и хозяйка перехода из этого мира в мир иной. Многие исследователи считают, что Баба Яга и Мокша — одно и тоже.

День Макоши — пятница, в православии этот образ в свою очередь слился с Параскевой Пятницей — покровительницей хозяек и жен (что нисколько не противоречит изначальной роли Бабы Яги). Один из дней, в который особо чтят Макошь — это ближайшая к 8 апреля пятница, а также 27 октября — собственно Параскева Пятница.


Итак, получается, что между Бабой Ягой и Параскевой Пятницей можно поставить знак равно. Тогда получается, что каждая Пятницкая церковь, коих полно как в России, так и за ее пределами — это церковь посвященная Бабе Яге…

Перенесемся в небольшой районный центр Тверской области — Старицу.

На гербе города, утвержденном 10 октября 1780 года изображена «идущая с костылем старуха в серебряном поле» (металл Параскевы Пятницы, кстати — серебро).


Есть предание, что на этом месте раньше существовал город Любим, который был до основания разорен татарами в 1292 году. Спастись удалось только одной старухе — она укрылась в пещере и осталась в ней жить (жила там и до этого?). Потому при заложении нового города ему и дали название — Старица.

По легенде именно в этой пещере в XVIII веке была построена Пятницкая церковь. Она необычна как своим расположением — не на вершине холма, а в крутом влажном берегу реки Волги, так и по форме — целый комплекс, больше похожий на портал-вход внутрь горы, аналогов такому архитектурному решению среди храмов просто не существует.


Пятницкая церковь. Фото С.М. Прокудина-Горского, сделанное в 1910 году.


Да что уж там, даже с названием у той церкви путаница: в писцовой книге 1624 года на этом месте упоминается деревянная Пятницкая церковь, в 1728 году Тверской архиепископ указывает строить здесь новую каменную церковь — Рождества Богородицы. Здание построили, но осветили как Пятницкую. В начале 19-го века церковь решают расширить, и в переписке по этому поводу поп называет свой храм Пятницким, а в документах Тверской консистории он проходит как Рождественский. Как будто церковные власти хотели забыть, кому издревле посвящено это место, а местные — не давали.


К 1825 году местный архитектор Матвей Чернятин пристраивает к барочной Пятницкой церкви две ротонды, но алтарей в них не устраивается. Получается нечто странное: то ли одна церковь, но каково тогда назначение ротонд? То ли сразу три церкви, но почему две из них безалтарные?


На эти вопросы нашелся интересный ответ: все ведь знают, что Баба-Яга, она же Мокша, она же Параскева Пятница жила в избушке на курьих ножках, которая поворачивалась к лесу передом, а к людям задом и наоборот? Так вот архитектор нашел гениальный ход для выражения этой идеи поворота: алтарной частью Пятницкая церковь обращена к Волге, т.е. повернута к входящим как бы задом, но по бокам ее – два входа в ротонды. Эти ротонды естественным образом поворачивают церковь к горе задом, а к входящим — передом.


Так что же, Пятницкая церковь в Старице и есть жилище Бабы Яги, ? Именно здесь существует преход между мирами? Где же тогда сама хозяйка?


Ответить сложно. Сейчас Пятницкая церковь заброшена, но в ней витает что-то необычное, эту атмосферу невозможно забыть! Кого-то это место пугает, но большинство все же притягивает, в определенных кругах церковь даже считают местом силы.


А какое гулкое это здание: если шепнуть что-нибудь в одном углу, то в на противоположном конце различимо каждое слово!


Может быть Баба Яга до сих пор здесь, просто скрывается от любопытных глаз до поры до времени?!

Баба-яга на метле

Баба-яга часто упоминается в народных сказках. Однако в каждой из них у старухи новая роль: ведьма, губительница или защитница и берегиня. Образ Яги куда более многогранный, чем может показаться, и имеет долгую увлекательную историю. Откуда в мифологии взялся этот персонаж, в чем его отличительные черты и существует ли Баба-яга на самом деле? Все самое интересное о героине сказок узнаете из статьи.

Кто такая Баба-яга?

Кто такая Баба-яга, как выглядит и чем промышляет, многие знают с детства. А вот откуда пошел этот древнейший мифологический образ, известно не всем. Исследователи долго изучали этот вопрос и собрали множество теорий ее происхождения.

Мы же знаем Бабу-ягу как популярного персонажа русских сказок. Вот ее главные черты:

Что означает имя Аружан: происхождение, характер и судьба

  • косматые, растрепанные волосы;
  • страшный вид;
  • большой, длинный и горбатый нос;
  • костяная нога.

Примечательно также, где живет Баба-яга. В качестве жилища сказочной старухи всегда изображали избушку на курьих ножках без окон и дверей. Она расположена на краю леса, а вход в нее всегда скрыт от человеческих глаз. Передвигается Баба-яга в летающей ступе.

И хотя ее принято считать негативным персонажем, в народном эпосе присутствуют разные интерпретации образа Бабы-яги:

  • мудрая старуха, которая может дать ценный совет, подарить магический предмет, накормить и даже спасти жизнь;
  • злая Баба-яга, которая ворует и ест детей, владеет темной магической силой и может запросто погубить кого угодно.

Уникальная способность Бабы-яги заключалась еще и в том, что она умела перевоплощаться в обычных женщин и под их видом могла поселиться в любой деревне. Из-за этого деревенских ведьм часто подозревали в связях с Бабой-ягой.

Диана: значение имени, характер и судьба

Кроме русских сказок, колдунья также популярная героиня чешского, словацкого и белорусского фольклора. Однако история Бабы-яги своими корнями уходит глубоко в древнюю славянскую мифологию.

Баба-яга на метле

Баба-яга: Wikipedia/В. М. Васнецов

Этнографы убеждены, что давным-давно этот сказочный персонаж считался божеством смерти. Баба-яга охраняла вход в царство мертвых и провожала души усопших в потусторонний мир. И хотя в сказках о такой ее роли речи не идет, она все равно осталась значимым персонажем: к ней приходили за помощью и советом, когда, казалось, надежды больше не было. Кроме того, Бабу-ягу всегда считали истинной хозяйкой леса: ей подчинялись силы природы, звери и птицы, а также она обладала мощным даром прорицания.

Исследователи отмечают: множество фактов о Бабе-яге свидетельствуют о том, что она мертва и вполне может быть проводницей в подземный мир:

Ванга: биография, предсказания экстрасенса

  1. У старухи распущены волосы, а в давние времена косы расплетали только мертвым женщинам.
  2. Раньше умерших хоронили в специально отведенных домиках, которые стояли на срубленных деревьях и не касались земли. Такую «домовину» очень напоминает избушка на курьих ножках.
  3. Мертвецов хоронили ногами к выходу. Заглянув в домик, можно было увидеть только их костлявые ноги. Отсюда, говорят, и пошло выражение «костяная нога».
  4. Также предки верили, что мертвецы могут летать в гробах — прямо как Баба-яга в своей ступе.

В самые трудные времена славяне приходили к умершим предкам за советом и поддержкой. Однако по пустякам их тревожить было запрещено, поэтому домовины открывали только в крайних случаях.

Существуют ли феи на самом деле?

Еще одним предметом изучения была тайна, скрытая в имени героини. Что значит сочетание «Баба-яга»? Происхождение такого прозвища лингвисты объясняют двумя теориями:

  1. Слово «яга» в разных языках имеет негативные значения: болезнь, ужас, гнев, чахнуть, раздражать, скорбеть.
  2. Праславянское слово «яга» использовали для обозначения змей. К слову, многие эксперты склоняются к мнению, что Баба-яга обладала змееподобной внешностью и характерным хвостом.

Зарождение образа Яги уходит корнями глубоко в историю древних племен. За время существования он не раз менялся, и историкам остается лишь высказывать о нем предположения, ссылаясь на имеющиеся факты.

Баба-яга разговаривает с Иванушкой

Баба-яга: Wikipedia/И. Я. Билибин

Существует ли Баба-яга?

Баба-яга — персонаж вымышленный, однако эксперты считают, что у нее были реальные прототипы. Что послужило основой для возникновения такого образа в народном творчестве? Вот несколько самых популярных версий:

Существуют ли драконы на самом деле?

Баба-яга — жрица

По некоторым сведениям, прообразом Бабы-яги была жрица, которая в давние времена руководила ритуалом кремации мертвых. Отсюда и пошло поверье, что некоторые колдуньи были проводниками между мирами живых и мертвых.

Баба-яга — распорядительница ритуала

Другая версия гласит, что настоящая Баба-яга была распорядительницей важного ритуала — инициации. Его проходили мальчики-подростки десяти-двенадцати лет, когда готовились стать охотниками. Их уводили в лес и подвергали суровым, даже жестоким испытаниям:

  • закапывали в землю;
  • испытывали огнем и голодом;
  • отрезали пальцы рук и пр.

Считалось, что во время такого экзамена на зрелость юноши временно «умирали» и попадали в царство Смерти. А затем им на смену «рождались» настоящие мужчины. Любопытно, что сами испытуемые действительно верили, что побывали в загробном мире.

Существуют ли русалки: научное обоснование

Исследователи предполагают, что проводить такой обряд могла ведунья племени. Она же впоследствии стала Ягой из мифов, которая якобы похищала и убивала детей. Согласно другой теории, обрядом инициации руководил мужчина, переодетый в женские одежды, что было данью древним традициям матриархата.

Баба-яга сидит на краю избушки

Кадр из фильма «Морозко» (1964): YouTube/Сказки на ночь

Баба-яга — древняя лекарка

Также многие эксперты считают, что прототипами Бабы-яги могли стать обычные знахарки и ведуньи:

  1. Они исцеляли людей, были в тесной связи с природой, обладали мощной интуицией и способностями к прорицанию.
  2. Жили ведуньи обычно подальше от людей — на окраинах деревень, а то и у самого леса.

Сказки о том, что Баба-яга любит поджаривать людей в печи и съедать, отсылают к реально существующему обряду перепекания младенцев. В древние времена считалось, что если ребенок родился слишком маленьким и хилым, больным или раньше срока, он не дозрел в утробе матери. Тогда в дом звали ведунью, она укладывала новорожденного на лопату и отправляла в теплую печь без огня.

«Ханако-сан»: легенда, аниме и фильмы

Печь была самым священным местом в доме. А рождение ребенка сопоставляли с выпеканием хлеба: во время ритуала младенцев даже обмазывали ржаным тестом на воде. Более того, в некоторых местностях обряд проходили все новорожденные без исключения.

Как видите, прототипы Бабы-яги, как и сам мифологический персонаж, изначально имели положительный посыл: они помогали людям и защищали от злых сил. Лишь со временем в сказках образ Бабы-яги демонизировали: ее хорошие черты превратились в плохие, а благие намерения трансформировались в зло.

В наше время древние ритуалы упразднились, мифологическое сознание сменилось научным мировоззрением. Поэтому Баба-яга существует теперь лишь как сказочный персонаж.

Источники:

  1. Ковальчук Л.П. Концептуальная интеграция смешанного пространства «Баба-Яга» в сказочном дискурсе // Вопросы когнитивной лингвистики. — 2011. — №3. — С. 33–39.
  2. Махлина С.Т. Образ Бабы Яги в межкультурной коммуникации // Вестник СПбГИК. — 2016. — №1 (26). — С. 21–25.
  3. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. — М.: Лабиринт, 2000. — 336 с.
  4. Соляник О.Е. Баба-яга в русской народной волшебной сказке. Этимология слова «яга» // Гуманитарная парадигма. — 2018. — №3 (6). — С. 103–107.

Неко-тян: кто такие, Неко-тян в аниме

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Кто такая Баба Яга на самом деле? Инопланетянка? (11 фото)


Баба-Яга – загадочное существо, которое описано во многих русских сказках. И по сей день ученых волнуют не разгаданные до сих пор загадки, окружающие это таинственное существо. Кто же такая Баба-Яга?

Странное имя этой старухи ученые переводят по-разному. Одни убеждены, что «яга» соответствует на некоторых индоевропейских языках значениям «досада, болезнь, скорбеть». А вот с языка коми «яг» переводится как «сосновый лес» или «бор», а слово «баба» обозначает женщину. Следовательно, Баба-Яга – это лесная женщина.

Живет Баба-Яга в лесу, летает она в ступе. Занимается колдовством. Ей помогают гуси-лебеди, красный, белый и черный всадники, а еще «три пары рук». Исследователи выделяют три подвида Бабы-Яги: воительница (в сражении с ней герой переходит на новый уровень личной зрелости), дарительница (она вручает своим гостям волшебные предметы), а также похитительница детей. Стоит отметить, что при этом она не является однозначно отрицательным персонажем.

Описывают ее как страшную старуху с горбом. При этом она еще и слепа и лишь чует человека, зашедшего в ее избу. Жилище это, имеющее курьи ножки, родило у ученых гипотезу о том, кто же такая Баба-Яга. Дело в том, что у древних славян был обычай возводить для мертвецов специальные домики, которые устанавливались на сваях, возвышаясь над землей. Строили такие избушки на границе леса и поселенья, причем ставили их таким образом, что выход был со стороны леса.

Предполагают, что Баба-Яга – своеобразный проводник в мир мертвых, который в сказках именуется Тридевятым царством. В выполнении этой задачи старухе помогают определенные ритуалы: ритуальное омовение (баня), «покойницкое» угощение (кормление героя по его же просьбе). Побывав в доме Бабы-Яги, человек на время оказывается принадлежащим к двум мирам сразу, а также получает какие-нибудь определенные способности.

Согласно другой гипотезе, Баба-Яга – женщина-знахарка. В древности целительницами становились нелюдимые женщины, селившиеся в лесу. Там они собирали растения, плоды и коренья, затем их высушивали и готовили из этого сырья самые разные снадобья. Люди, хоть и пользовались их услугами, но в то же время и боялись, так как считали их ведьмами, связанными с нечистыми силами и злыми духами.

Не так давно некоторые российские исследователи выдвинули еще одну очень интересную теорию. Согласно ей, Баба-Яга была никем иным, как инопланетянином, прибывшим на нашу планету с исследовательской целью.

В преданиях рассказывается, что таинственная старуха летала в ступе, при этом заметая свой след огненным помелом. Все это описание очень напоминает реактивный двигатель. Древние славяне, конечно, не могли знать о чудесах техники, а потому по-своему истолковали огонь и громкие звуки, которые мог издавать корабль инопланетянина.

В пользу такой интерпретации говорит и тот факт, что прибытие загадочной Бабы-Яги, согласно описаниям древних народов, сопровождалось падением деревьев в месте приземления и бурей с очень сильным ветром. Все это можно объяснить воздействием баллистической волны либо прямым действием реактивной струи. Славяне, жившие в те далекие времена, не могли знать о существовании таких вещей, а потому объясняли это колдовством.

Избушка, стоящая на курьей ножке, видимо, была космическим кораблем. В таком случае, его малые габариты вполне объяснимы. А курьи ножки – подставка, на которой стоит корабль.

Внешность Бабы-Яги, казавшаяся столь уродливой людям, для инопланетных существ могла быть вполне обычной. Гуманоиды, судя по описаниям уфологов, выглядят не краше.

В сказаниях еще утверждается, что таинственная Баба-Яга якобы была канннибалкой, то есть употребляла в пищу человеческую плоть. С точки же зрения новой теории, на корабле проводились различные опыты над людьми. Позже все это обросло легендами и сказками, которые рассказывали детям. В таком виде и до нас дошла эта история. Трудно что-то доказать, когда прошло уже так много лет, но все же таинственная Баба-Яга оставила свой след в истории не только сказочный, но и, возможно, вполне материальный. Просто он пока не найден.

«Экспресс газета» в Яндекс.Дзене
«Экспресс газета» в Яндекс.Новостях
«Экспресс газета» в Google Новостях

Баба-Яга — почти непременный персонаж русских волшебных сказок. С Ягой дети знакомятся в самом юном возрасте — им читают книжки, они смотрят детские спектакли и сказочные фильмы. И каждый раз при виде Бабы-Яги детское сердечко сжимается от страха.

А как иначе — ведь эта злая старуха, живущая в дремучем лесу, в непонятной скрипучей избушке на куриной ноге, способна причинить — и причиняет! - немало неприятностей главному герою — Ивану-царевичу, Иванушке-дурачку или кому-нибудь другому, такому же симпатичному и вызывающему сочувствие зрителей или читателей.

А кто такая эта самая Баба-Яга? Существовал ли такой персонаж в действительности, откуда пошли сказки про нее? В самом ли деле эта Яга была такой злой, наконец — что значит «костяная нога»?

Ряд волшебных изменений

Если внимательно почитать русские и другие славянские сказки, то можно увидеть: в них Баба-Яга бывает разной. Чаще всего она выступает в одной из трех ролей.

Первая — могучая воительница, защитница слабых, которая с помощью меча-кладенца побеждает противника.

Вторая — похитительница детей. Эта Яга так и норовит украсть у людей младенца или ребеночка постарше и утащить его в свою избушку. Там она хочет малыша поджарить и, видимо, съесть — а иначе для чего она кладет его на лопату и засовывает в печь?

Третья — щедрая дарительница. Баба-Яга, к которой забредает богатырь, Иван или другой герой (реже — героиня), сначала немного помучает гостя — например, заставит отгадывать хитрые загадки или выполнять трудные задания, - а потом по-царски наградит: даст коня, быстрого, как ветер, или укажет заветный путь, или вручит волшебный клубочек, и тому подобное.

Так кто же она — злая колдунья, убивающая и поедающая младенцев, или добрая всемогущая волшебница, помогающая героям в их делах? Откуда столько противоречий в этом образе, известном с детских лет?

Версия первая: проводница в потусторонний мир

Баба-Яга испытывает добрых молодцев, а потом награждает их. wikimedia

Баба-Яга испытывает добрых молодцев, а потом награждает их. wikimedia

Баба-Яга — покойница, умеющая находиться сразу в двух мирах — этом и потустороннем, и иногда служащая проводником «на тот свет». Курьи ножки — вовсе не куриные, как принято считать, а «курные» - окуренные дымом. Дело в том, что древние славяне так хоронили умерших — клали трупы в специальную «избу смерти» на высоких, окуренных дымом столбах, в глухой чаще леса.

Костяная нога — тоже понятно. Покойников располагали в этих избах ногами к выходу. Если заглянуть в избу через какое-то время — можно было увидеть уже лишенные плоти, «костяные» ноги.

Да и другие подробности свидетельствуют о том же. Баба-Яга обычно — лохматая простоволосая старуха, а женщины-славянки носили волосы заплетенными в косу всю жизнь, и только после смерти эту косу им расплетали.

Древние славяне всегда относились к умершим предкам с почтением и старались не тревожить их понапрасну, и только в самых тяжелых ситуациях к ним обращались за помощью и поддержкой.

Так и Иван-царевич приходит, превозмогая страх, к Бабе-Яге, когда ему приходится туго. И она, заставив его пройти испытания, награждает.

Версия вторая: ведунья-знахарка, реальная женщина

Кадр из мультфильма «Летучий корабль»

Кадр из мультфильма «Летучий корабль»

Возможно, образ сказочной Бабы-Яги соткался у народа под влиянием общения с нелюдимыми женщинами — знахарками, ведуньями, травницами. Почти в каждой деревне была такая. Обычно она жила или в крайней у леса избе, или в самом лесу, и ее остерегались: вдруг нашлет заклятие или порчу наведет.

А такая могла: ведь знахарки-ведуньи, избегавшие общения с людьми, близко общались с природой, знали каждую травку, каждый корень, помнили древние заклинания, заговоры и обряды.

Эта версия делает понятным стремление Яги сунуть ребятишек в печь. Сохранились свидетельства о том, что подобным образом повитухи в славянских селениях «допекали» слабеньких недоношенных младенцев. Их обмазывали тестом, укладывали на лопату и трижды засовывали в печь, приговаривая специальные слова. Тесто после этого отдавали собакам. Считалось, что этот обряд — очищение огнем — прогоняет все болячки, ребенок растет здоровым и крепким. Но ужас на людей обряд все-таки наводил, и к нему прибегали редко и только самые смелые.

Вспомните: ни в одной сказке Яга никому не причинила реального непоправимого вреда. Она не съела ни одного ребенка — только хочет это сделать, угрожает. И сами эти угрозы от ее имени, как предполагают ученые, появились в сказках после того, как на Руси начало распространяться христианство, и все языческие верования, а с ними и «добрые» колдуньи, стали истребляться.

Версия третья: древняя жрица, проводящая обряд посвящения юношей

Не исключено, что Баба-Яга как сказочный персонаж трансформировалась из образа древней могущественной жрицы, проводящей посвящение мальчиков племени в мужчины. В процессе обряда ребенок проходил через символическую смерть с тем, чтобы потом воскреснуть — уже взрослым человеком, мужчиной, который может вступать в брак (помните — баба-Яга после всех испытаний предлагает жениться на ее дочери?), и вообще, получает все права взрослого члена общества.

Обряд, видимо, был довольно жестоким и наводящим страх на юношей и их матерей. А что делать — взрослым стать непросто. Отсюда — все легенды о рискованных, на грани жизни и смерти, испытаниях, которые выпадали на долю попавших к Яге героев.

Другие версии

Существуют и другие — менее известные — версии происхождения образа Бабы-Яги. Например, некоторые ученые считают, что она пришла к славянам из Индии - «бабА-йага» - то есть «наставник йоги», мудрый старик (а вовсе не старуха).

Другие говорят, что славянские моряки привезли рассказы о страшном племени людоедов «ягга» из Центральной Африки — командовала племенем злая королева.

А может быть, Бабой-Ягой стали называть языческую богиню Мокошь — богиню судьбы, удачи, плодородия. Когда на Руси стало вводиться (часто насильно) христианство, древним языческим божествам намеренно приписывали уродливые черты и злые поступки. Так и получилось, что строгая, но справедливая богиня трансформировалась в злобную старуху с людоедскими наклонностями.

Все эти теории и версии — вовсе не истина в последней инстанции, а лишь попытки предположить, кем же на самом деле является «страшилка» из детства — Бабя-Яга, Костяная Нога?

Читайте также: