Star wars сценарий

Обновлено: 05.07.2024

Как только стало известно, что на киноэкранах всего мира появятся обновлённые «Звёздные войны» в формате 3D, среди фанатов сразу же разгорелись споры: каким ещё изменениям подвергнет картину Джордж Лукас? Не секрет, что знаменитый режиссёр не может остановиться, добавляя и улучшая отдельные сцены и кадры своего главного творения на протяжении последних тридцати лет. Количество изменений, внесённых Лукасом во все части Саги, может сравниться разве что с количеством правок, которым подвергся сюжет самого первого фильма на стадии написания сценария. Впрочем, множество идей, не попавших на экран в далёком 1977 году, так или иначе всё-таки нашли свой путь к зрителю.

Первая версия сценария увидела свет за четыре года до выхода фильма. За это время Джордж Лукас успел несколько раз радикально переделать сюжет, стремясь добиться совершенства, избавиться от слишком очевидных заимствований, ужать чересчур длинную историю в рамки одного полнометражного фильма и ограничить безудержный полёт своей фантазии рамками бюджета и возможностями технологий той эпохи. Тем не менее Лукас никогда полностью не отказывался от собственных разработок, и многие его идеи в том или ином виде были воплощены в поздних работах.

«Я поступил в университет как фотограф — я хотел быть оператором, — но, конечно, в киношколе приходится заниматься всем: съёмками, монтажом и написанием сценариев. Я ужасно писал сценарии. Я ненавидел истории, ненавидел сюжет, я хотел делать визуальные фильмы, в которых вообще не надо было бы рассказывать истории.

Со «Звёздными войнами» всё было немного иначе, потому что к тому времени я понял, что пытаться найти кого-нибудь, кто напишет мне сценарий, бесполезно. и я сдался!»

ЗАПАСЛИВЫЙ ХОЗЯИН

Работая над разными версиями сценария, Лукас неоднократно придумывал и вычёркивал самые разнообразные идеи. По мере того как история росла и обретала форму, становилось понятно, что написанного материала слишком много для одного фильма. А поскольку в успех проекта тогда никто не верил, менее удачные повороты сюжета пускались под нож. Кроме того, Лукас был жёстко ограничен рамками бюджета и возможностями кинематографа тех времён. Некоторые из технологий, необходимых для реализации его смелых замыслов, появились только спустя пятнадцать лет. Но Джордж никогда не забывал о той или иной идее только потому, что в какой-то момент она не вписывалась в общую концепцию.

Насколько хорошая память у Джорджа Лукаса, видно уже из названия самого первого, неудачного наброска сценария: «История Мейса Винду, почтенного джедая-бенду из Опучи, рассказанная Си-Джеем Торпом, падаваном-учеником прославленного мастера». Мейс Винду не появляется больше ни в одном из сценариев, пока это имя не получает персонаж Сэмюэля Джексона в «Скрытой угрозе». Та же судьба постигла звание «падавана»: оно ни разу не упоминается в оригинальной трилогии, но именно так называются все ученики-джедаи в новой.

Из майского синопсиса в пятый эпизод переехала сцена с прятками в астероидном поле, снять которую в 1977 году оказалось невозможно. Ещё одной задумкой, оставленной до лучших времён, стали Облачные города из «Приключений Старкиллера». Они поначалу должны были находиться на Алдераане, который, в свою очередь, считался имперской столицей.

В черновом варианте сценария встречаются имена Энникин, Старкиллер и Валорум. Первое имя не требует комментариев, а третье получил верховный канцлер в «Скрытой угрозе». А вот имя «Старкиллер» с большого экрана так и не прозвучало, зато в Расширенной вселенной засветилось несколько раз. В видеоигре Knight of the Old Republic присутствует персонаж Бендак Старкиллер, так же зовут героя серии игр Force Unleashed.

Некоторые эпизоды черновиков — просто кладезь идей. Судите сами. Энникин Старкиллер вместе с отцом Кейном и братом Диком живет на четвёртой луне Утапау. Недалеко от их дома приземляется звёздный истребитель. Вся троица отправляется на место посадки корабля, и там их атакует воин-ситх. Он с одного удара убивает Дика, но погибает в схватке с его отцом. Кейн понимает, что Утапау надо покидать, и после похорон младшего сына они с Энникином улетают на Аквилае, где правит мудрый король Кайос.

В черновом варианте сценария «Новой надежды» Энакин должен был похоронить брата. В итоге он похоронил мать в «Атаке клонов».

После того как в следующих версиях сценария местом жительства Старкиллеров стал Татуин, Утапау исчезла с галактических карт вплоть до премьеры «Мести ситхов». Именно на этой планете Оби-Ван Кеноби победил генерала Гривуса. Дуэль Кейна Старкиллера с ситхом стала основой для аналогичной сцены в «Скрытой угрозе», только на мечах сражались уже Квай-Гон Джинн и Дарт Мол.

Ранние версии сценария содержат разнообразные политические интриги, которые Лукас в итоге оставил за бортом до новой трилогии. В черновиках упоминается попытка узаконить аннексию планеты Аквилае путём возведения на трон принцессы Леи, которой, как марионеткой, должны были управлять из-за ширмы имперские чиновники. А в «Скрытой угрозе» уже представители Торговой Федерации охотятся за королевой Амидалой для того, чтобы получить её подпись на документе, признающем оккупацию Набу.

Черновики сохранили сразу несколько имён правителя Империи, которого во всех фильмах оригинальной трилогии называют просто «Император». Фанатам больше всего полюбился вариант Кос Дашит, что привело к определённой путанице после того, как в новых фильмах этот герой стал откликаться на «Дарта Сидиуса» и «Палпатина». В ряде источников даже указали, что полное его имя — Кос Палпатин. Окончательную точку поставил Джеймс Лучено в своём романе «Дарт Плэгас». Решение поражает простотой и изяществом: юный сын аристократа Косинги Палпатина отказался от данного ему при рождении имени и стал называться просто Палпатином.

Ещё одной навязчивой идеей Лукаса была раса мохнатых дикарей, побеждающих в рукопашной технически оснащённых профессиональных солдат. Изначально такой расой хотели сделать вуки, но после того, как Чубакка проявил навыки опытного космолётчика, от этих планов пришлось отказаться. В черновых набросках пятого эпизода фигурировали разумные и вооружённые вампы, но в конечном итоге честь выставить на посмешище гордость имперской армии выпала миниатюрным жителям Эндора — эвокам.

На поиски кристалла Кайбурр, который должен был стать вещественным воплощением Силы, отправились Люк Скайуокер и принцесса Лея в романе Алана Дина Фостера «Осколок кристалла власти». О том, что эти двое — брат и сестра, не догадывались тогда не только герои, но и сам автор, поэтому Фостер чуть было не довёл парочку до инцеста.

В «Приключениях Люка Старкиллера» Лея снится Люку, и тот просыпается в холодном поту. Все кошмары Лукас припас для Энакина Скайоукера в «Атаке клонов» и «Мести ситхов». Другое испытание, выпадавшее на долю Люка в этой версии сценария, досталось Оби-Вану Кеноби во втором эпизоде. Речь идет о сцене на Геонозисе, где Оби-Вана ловят, надевают на него наручники и подвешивают в каком-то силовом поле. Что-то подобное должны были сотворить с Люком тускенские разбойники, пока тот искал Бена, но в итоге юноша отделался лёгким испугом, а вот молодой Кеноби — нет.

Если ты пришел стрелять — стреляй, а не болтай.

Так мог бы выглядеть «Тысячелетний сокол» (концепт-арт Ральфа Маккуори).

Кеноби вообще везёт по части неприятностей, изначально предназначавшихся другим персонажам. В черновом варианте жертвовать собой, спасая всех остальных, должен был отец Энникина, Кейн. В «Звёздных войнах. Из приключений Люка Старкиллера», когда герои приходят на выручку принцессе Лее, девушка находится без сознания, и Чубакка вынужден её нести. Вместо этого Энакину пришлось тащить на своих плечах оглушённое тело Оби-Вана в сцене из «Мести ситхов», где они спасали канцлера с борта «Незримой длани». Впрочем, кому здесь больше повезло — вопрос спорный. Кеноби получил небольшую передышку, пока Скайуокер работал за двоих.

Джордж Лукас — бережливый хозяин. Многие его идеи, не использованные при работе над ранними фильмами, со временем находят применение в следующих частях Саги. Очевидно, что кладовая режиссёра опустеет не скоро, и можно не сомневаться, что в будущем нас ожидают сюрпризы.

Майкл Камински «Секретная история «Звездных войн» (2007)

Джонатан Ринцлер «Создание «Звёздных войн»: полная история оригинального фильма» (2007)

Лукас и Марк Хэмилл на съёмках Эпизода IV Звёздных войн

Цитата Джорджа Лукаса «Star Wars: The Annotated Screenplays», 1997, «способ, который состоит что пленку, смотрю понять, что этапе моя проверить, насколько гладко протекает действие. сценария я внимания. больше убеждаюсь что сценарий две совершенно разные вещи».

Сценарии для «ЗВЕЗДНЫХ ВОЙН»
Автор: Джордж Лукас

Цитата Джорджа Лукаса из «Star Wars Souvenir Program», май 1977г.:

"В голове проект по созданию «Звездных войн» созрел еще как работу над своим последним фильмом, «Американские граффити». «Звездных Войн»: восемь часов пять дней вплоть когда работать над текстом, внося изменения по вечерам, по окончании трудового дня. Фактически, четыре совершенно различных сценария для «Звездных Войн», подыскивая единственно верные компоненты, образы линии. что можно назвать «ожиданием озарения хорошего сюжета».

1969г.: При работе над фильмом «THX-1138» Джордж Лукас признается композитору Лало Шифрину, что хочет сделать римейк фильма Гордоне.

Лето 1972г.: При работе над «Американскими граффити» Джордж Лукас говорит будущем фильме научной фантастики. актера Чарли Мартина Смита, «мне это кзалось таким большое приключение фантастики, действуют маленькие пушистые создания по имени „вуки“. Ричард Дрейфус и Джорджа, чтобы нам сняться ролях. […] Но вуки семи футов я, конечно, уже претендовать роль». (журнал «Starlog» № 120,

Январь 1973г.: Лукас начинает писать первый синопсис (краткое содержание) своей новой истории.

«Звездные Войны», вариант «А»
Начало
Название: «Журнал Уиллов».
Первоначальная схема истории. Сохранилась виде. Рукопись.
Источник: Bouzereau,
Начинается «This is the story of Mace Windu, a revered Jedi Bendu of Ophuchi who was related to Padawaan learner of the famed Jedi.» («История Мейса Винду, достопочтенного Джедая Бенду (Офачи? Опаки? Офакай?), родственника Тейпа, ученика-падаваана знаменитого джедая»).
Фраза Лукаса из «Star Wars: The Annotated Screenplays», 1997г., «Поначалу представить фильм истории, рассказанной другим; словно был очевидец этих событий, и происходящее записях. был, вероятно, более мудрым, чем все остальные участники событий. концов, эту идею, Уиллов превратил сохранились количестве примечаний, цитат и, самое главное, идее, которую для сценария; по существу, вся история была позаимствована Уиллов».

«Звездные войны», вариант 1.
1973г.
Рукописный перечень действующих лиц (Без даты).
Источник: Bouzereau,
Список включает следующие имена: генерал Люк Скайуокер; двое рабочих; Генерал Вейдер; Хан Соло принц вуки Антиллес, торговец.

«Звездные войны», вариант 2.
1973г.
Рукописный список планет (Без даты).
Источник: Bouzereau,
Список включает следующие названия: Аквилэ (Aquilae), планета пустынь; Явин, планета джунглей; Ophuchi, облачная планета; Алдераан, урбанистическая планета.

Лорен Бузеро пишет (Часть VIII): "Опираясь информацию детали, Лукас создает справочное пособие, которое «Журналом Уиллов», счете, стал отправной точкой для всей саги «Звездных войн».

«Звездные войны», 0.
Весна 1973г.
Название: «Звездные Войны».
Первый синопсис. Написан линейку карандашом № 2 (согласно Поллоку,
Источник: Bouzereau,

«Звездные войны», 0. Печатный вариант
1973г.
Название: «Звездные Войны».
Первый синопсис. Включает оригинальный синопсис сделанные пометки.
Источники: Bouzereau, Lofficier, Pollock, Flynn,
История состоит близких родственных отношениях Акиры Куросавы «Скрытая Крепость». Лукас позаимствовал целые куски Дональда Ричи «Фильм Акиры Куросавы» (1-ая редакция, 1965г.), где было опубликовано краткое содержание «Скрытой Крепости».
Самое раннее упоминание это высказывание Лукаса, опубликованное осенью «Chaplin»: ""Звездные смесь Лоуренса Аравийского, фильмов Бонде и «Одиссеи 2001». Инопланетные герои, Sapiens, естественно, злодеи. Никто никогда ничего подобного, начиная с «Flash Gordon Conquers the Universe» "
А вот фраза Джорджа Лукаса из «Mediascene Prevue» № 42, 1980г: «Я думаю [Я начал что придумал название „Звездные еще как сложился сюжет]. Размышляя над этим проектом, был дать ему имя. годы для себя пометки, копался в когда „Американские граффити“, я по-настоящему засел первоначальная концепция, состоящая из мало общего результатом».

«Звездные войны» 1.
Май 1974г.
Название: «Звездные Войны».
Черновой набросок. [Первый набросок].
Источники: Bouzereau, Pollock, Flynn,
Цитата Джорджа Лукаса из «Filmmakers Newsletter», март 1974г.: «Это [речь о „Звездных научная фантастика Флеша Гордона; „Одиссея 2001“ встречает Джеймса Бонда, вокруг открытый космос, звездолеты».

«Звездные войны» 1. Rough
Июль 1974г.
Название: «Звездные Войны».
Первый набросок. [Исправленный Первый набросок.] вариант идентичен черновому наброску, изменил многие сделав похожими
Источники: Bouzereau, Flynn,
Цитата Джорджа Лукаса из «Film Quarterly», весна 1974г.: «[Звездные космическая опера Флеша Гордона Роджерса. фильмы Бонде и „Одиссею 2001“; это фантастика высшего качества: плащи, мечи, лазерные пушки, космические корабли, стреляющие друг друга, такое. выглядеть старомодным. захватывающий приключенческий фильмом сюжетом».

«Звездные войны» 2.
1975г.
Название: «Приключения Старкиллера (эпизод 1): Звездные Войны».
Второй набросок.
Источники: Lofficier, Pollock, Flynn,

«Звездные войны» 2. Примечания
1975г.
Рукописные примечания.
Источник: Bouzereau,

«Звездные войны» 2. Revised script
1975г.
Название: «Приключения Люка Старкиллера (Эпизод 1): Звездные Войны».
Резюме истории.
Источники: Lofficier, Pollock, Flynn:

Весна 1975г.:
Джордж Лукас сталкивается Джозефа Кэмпбелла, «Героем Лиц» (1949), который помогает ему сосредоточить внимание Люка Старкиллера. (В качестве подтверждения: Massassi, имя богини, упомянутой Кэмпбелла, впервые появилось в 3-м Наброске. наброске было Mavassi).
Цитата Джорджа Лукаса «The Hero's Joseph Campbell on his Life and Works» (1990): " ту пору я что делать [когда работал над сценарием «Звездных Войн»]. рылся начинал писать, прошел год. множество вариантов, наткнулся на «Героя С Тысячей Лиц». впервые стало по-настоящему вырисовываться. эту книгу, себе: «Вот что сделать. […] Это был «Герой С Тысячей Лиц» своими и история. финал; центральная линия; способ, как уложить все это воедино. способ срабатывает уже много тысяч лет, как пишет доктор Кэмпбелл». «Вот оно». […] Возможно, книгу, то сочинял свои «Звездные войны».

«Звездные войны» 3.
1975г.
Название: «Звездные Войны. Люка Старкиллера».
Третий набросок.
Источники: Lofficier: № 120, Pollock, Flynn, (Не вошедший Бузеро, комментариях.)

«Звездные войны» 4.
1976г.
Название: «Приключения Люка Старкиллера, как это было описано в „Журнале Уиллов“ (Сага 1): Звездные Войны».
Четвертый набросок. (Бен Кеноби остается жив атака еще «Звезды Смерти»)
Источники: Bouzereau, Pollock,
Цитата Джорджа Лукаса из «Rolling Stone» № 246 (25 августа 1977г.): "В первоначальном сценарии [то есть, в 4-ом наброске] Бен Кеноби схватки съемок Алека что убить его фильма. […] Я пытался таким образом решить проблему что выходила своего рода кульминационная сцена, тогда как кульминации было еще почти две трети фильма. Другая проблема состояла что на «Звезде смерти» ничто реальной угрозы. Злодеи походили как только начинается перестрелка, они валятся варианте, между Беном Кеноби происходит поединок потом Бен ударяет по двери, она захлапывается, они убегают, оставив Вейдера стоять видом. глупо; они попадают внутрь «Звезды смерти», раздают всем пинки прочь. все впечатление от «Звезды смерти».

«Звездные войны» 4. Битва
1976г.
Название: «Битва»
Четвертый набросок. Копия оригинальной перепечатанной версии изменениями количеством сцен. (Включает последующие версии этого сценария.)
Источник: Bouzereau,

«Звездные войны» 4. Revised
1976г.
Название: «Приключения Люка Старкиллера, как это было описано в „Журнале Уиллов“ (Сага 1): Звездные Войны».
Пересмотренный Четвертый Черновой набросок. Порядка 30% диалогов дописано Уиллардом Хайком (Willard Huyck) Катз (Gloria Katz). (Тот вариант сценария, по которому снимался фильм; Бен Кеноби умирает.)
Источник: Bouzereau, Pollock, Flynn,
Цитата Джорджа Лукаса из «Star Wars: The Annotated Screenplays», 1997г., «Диалоги никогда моей сильной стороной, так что их отполировать диалоги. им четвертый набросок сценария, подкорректировали текст местах, где, по требовалось вмешательство. хотя потом некоторые И, конечно, часть снова претерпела изменения, когда снимать. сохранилось, нет. приблизительно тридцать процентов диалогов».

«Звездные войны» 4. Revised 2.
1976г.
Название: «Приключения Люка Старкиллера, как это было описано в „Журнале Уиллов“ (Сага 1): Звездные Войны».
Пересмотренный Четвертый Черновой набросок. (Больше диалогов финального сражения; Люк делает две попытки поразить главный реактор «Звезды смерти»).
Цитата Джорджа Лукаса из «Sight & Sound», лето 1976г.: «Звездные совершенная фантазия для сегодняшних детей, которые растут, ничего Гордоне, этого вынуждены смотреть фильмы для них подходящие (вроде „Earthquake“ или „Towering Inferno“). „

“Звездные войны» 4. Revised 2. Greedo
1977г.
Добавлен диалог Гридо. (Вставлена сцена титульных карточек).
Пересмотренный Четвертый Черновой набросок.

Сценарии, изданные

«Звездные войны». Published Version.
Ноябрь 1979г.
Название: «Звездные Войны, Эпизод IV: Новая Надежда, Уиллов».
Публичная версия Четвертого наброска. Датирована как: «Пересмотренный Четвертый набросок, 1976г.» Причудливая смесь Четвертого наброска фильма. Отредактированная, чтобы соответствовать итоговому фильму, и время включает вырезанные сцены.
Опубликован в «The Art of Star Wars», издательство Ballantine Books, редакцией Кэрол Титлман.

«Звездные войны».Continuity Script.
1995г.
Название: «Звездные Войны. Эпизод IV: Новая Надежда».
Последовательный сценарий. «Сценарий каждого фильма виде, представлен непосредственно версии». Сопровожден временнЫми отметками странице. Сцены
Опубликован в «Star Wars Trilogy. Scripts», Boxtree Ltd. 1995.

«Звездные войны».Special Edition.
1997г.
Название: «Звездные Войны. Эпизод IV: Новая Надежда» (Специальное Издание).
Публичная версия Четвертого наброска внесенными при Специальном Издании. Сцены Лорен Бузеро, включая отрывки Лукасом Звездочки (*) указывают значимые изменения, внесенные Уиллардом Хайком Катц Четвертый набросок.
Опубликован Bouzereau, «Star Wars: The Annotated Screenplays», Del Rey 1997.

«Звездные войны».Script Facsimile.
1998г.
Название: «Звездные Войны. Эпизод IV: Новая Надежда».
Четвертый набросок внесенными при Специальном Издании, вышедший под титулом «Facsimile Edition». Сцены Глупое переиздание идиотской Публичной как сие можно было назвать непонятно.
Опубликован в «Star Wars: Script Facsimile», Del Rey 1998.

Библиография:
Laurent Bouzerau
Star Wars: The Annotated Screenplays, Del Rey 1997.


«Fall of the Republic» (fiction), Galactic Archives, Summer 1983.
«Star Wars: The Genesis», Not of This Earth: Special Edition 1994, pp.
«Star Wars: Looking Back to the Future», Not of This Earth: Special Edition 1994, pp.
«The Rise and Fall of Anakin Skywalker», Cinescape, Vol. 1, No. 1995), pp. (Reprinted in abridged form in Cinescape Insider: Star Wars Special Report, 1996, pp.

Garry Jenkins
Empire Building. Real Life Story of Star Wars, Simon & Schuster 1997.

John Phillip Peecher
The Making of Return of the Jedi, Del Rey1983.

Dale Pollock
Skywalking. and Films of George Lucas, Harmony Books 1983.

Denise Worrell
«The Dark Side of George Lucas», author's Icons. Initimate Portraits, Atlantic Monthly Press 1989, pp.

Более того, само словосочетания «Звездные войны» уже давно не относится только к фильмам — это целая многомиллиардная индустрия, включающая в себя компьютерные игры, комиксы, анимационные сериалы, книги и многое другое. Но самое главное, без чего всё это было бы невозможно — это миллионы преданных поклонников, верящих в созданную Лукасом вселенную, покупающих тематические продукты, во время переписи населения вписывающие слово джедаизм в графу «вероисповедание», и в данный момент так пристально следящих за всеми слухами и новостями о седьмом эпизоде саги.


Сейчас это кажется забавным, но вся история появления на свет «Звездных воин» представляла собой по сути один сплошной путь в неизвестность. У Джорджа Лукаса никогда не было продуманного плана того, как перевернуть кинематограф. Да, он с юношеских лет хотел сделать свою космооперу, что-то в духе «Флэша Гордона», права на которого он в свое время пытался безрезультатно выкупить, и у него было много разнообразных идей и сюжетных задумок. Проблема заключалась в том, что Лукас не знал, как соединить эти кусочки мозаики воедино и создать цельную историю.

Потому он начал с самых основ. Лукас стал собирать и записывать все самые странные и экзотические имена и названия, которые только мог найти, и перетасовывать их, образуя разные фрагменты, которые он затем пытался свести в единое повествование.

Первым пробным камнем стал написанный сорок лет назад, в январе 1973 года, маленький двухстраничный документ, получивший название «Журнал Уиллса». Он состоял из двух частей и начинался со следующей фразы: «Это История Мэйса Уинду, преподобного джедай-бенду с планеты Офучи, рассказанная нам Чуи Два Торпом, учеником-падаваном великого джедая».

Первая часть документа рассказывала нам о Чуи Торпе, отцом которого был Хан Дардел Торп, главный пилот прославленного крейсера «Тарнак». В возрасте шестнадцати лет, Чуи поступил в межпланетную академию, где начал обучение на джедая-храмовника и стал учеником Мэйса Уинду — военного советника Председателя Альянса независимых систем. Но завистники и недоброжелатели испугались того, что Уинду станет могущественнее, чем лидер Галактической империи, и организовали против него заговор. Уинду пришлось уйти со своего поста, и Чуи решил последовать за своим учителем.

Действие второй части разворачивалось спустя четыре года. Уинду и Чуи охраняют важный груз, который доставляется на планету Явин. Там их находит курьер, посланный самим Председателем Альянса, после чего Уинду и Чуи отправляются на пустынную планету Йоширо, где и начинается их "величайшее приключение". На этом текст обрывался.



Планета Явин (один из серии замечательных рисунков Ральфа МакКуорри).

Это не было ни сценарием, ни тритментом, ни даже синопсисом, но первый шаг был сделан. Лукас продолжил смешивать имена, и постепенно у него начал выкристаллизовываться тот самый странный мир, соединявший в себе элементы комиксов, бульварного чтива и космооперы, который он так хотел создать.

Следующим шагом стал датированный апрелем 1973 года 13-страничный синопсис (в принципе, его правильнее было бы назвать тритментом) под названием «Звездные войны».

33 столетие. По всей галактике полыхает пламя гражданской войны. Принцесса из мятежного клана вместе со своей сокровищницей и прислугой пытается пересечь контролируемую Империей территорию и достичь безопасной планеты Офучи. Управляющий Империей Сюзерен узнаёт об этом, и его флот устраивает космическому кораблю принцессы ловушку возле зелено-голубой планеты Аквила.

Принцессе, сопровождающему ее легендарному генералу Люку Скайуокеру и двум захваченных в плен глупым и жадным имперским чиновникам, которые лелеют надежду украсть некий бесценный минерал «аура спайс», перевозимый принцессой в своем багаже, удается спастись и приземлиться на поверхности Аквилы.

Выдавая себя за фермеров, Скайуокер и принцесса пытаются добраться до космопорта Гордон. По пути они сталкиваются с имперским патрулем, и после боя прячутся в руинах разрушенного храма, где, как оказывается, оборудовала свое тайное убежище группа подростков, планирующих бороться с Империей. Разумеется, они мечтают помочь принцессе. Генерал Скайуокер категорически против, но после того, как ребята убивают напавшего на них чудовищного монстра, меняет свое решение.


Добравшись до космопорта, Скайуокер заходит в местную кантину, где вскоре демонстрирует свое виртуозное владение лазерным мечом, когда группа инопланетных бандитов начинает издеваться и провоцировать его попутчиков. Герой договаривается с капитаном звездолета, чтобы тот доставил принцессу на планету Офучи.

Но имперские агенты узнают про план Скайуокера и устраивают засаду на территории космопорта. После перестрелки повстанцы угоняют первый попавшийся транспортный корабль. Начинается космическая погоня — имперские истребители преследуют героев по всей галактике, пока, наконец, их поврежденный корабль не падает на планете Явин, которую населяют огромные, покрытые шерстью аборигены, использующие для передвижения неких птицеподобных существ. Эти существа окружают выживших, и Скайуокеру приходится принять вызов и сразиться с их лидером.



Один из альтернативных дизайнов Чубакки

Скайуокер разрубает вождя племени лазерным мечом, после чего разгневанные аборигены скидывают генерала с трехсотметрового обрыва в кипящее озеро, а затем отдают принцессу имперскому отряду, который доставляет ее в столицу империи Альдераан.

Но, как выясняется, Скайуокер зацепился за лиану и остался жив. Он находит выживших подростков на ферме, которой владеет женившейся на аборигенке человек, ненавидящий империю. Тот дает Скайуокеру координаты находящейся на Явине имперской базы, после чего генерал вместе с ребятами нападает на нее и захватывает имперские истребители.


Скайуокер обучает молодежь управлению космическими кораблями, и они совершают налет на Альдераан, освобождают принцессу и доставляют ее на Офучи. В честь героев проводится парад, двух имперских чиновников, которые всё это время участвовали в одиссее героев, щедро награждают, после чего до них, наконец, доходит, что они совершили «историческое путешествие с полубогами».

Как можно заметить, для своей первой истории Лукас взял очень много элементов из ленты «Скрытая крепость» — и вряд ли кто-то удивится, узнав, что режиссер даже планировал выкупить права на ее ремейк. Дальнейшие переписывания, конечно, изменили очень многое, но всё же можно сказать, что фильм Акиры Куросавы определенно являлся одним из важнейших источников вдохновения для создания саги.


На эту тему можно посмотреть фрагмент документалки под красноречивым названием "Everything is a Remix".

В мае 1973 года Лукас показал свой синопсис студии United Artists. Та оценила бюджет планируемого фильм в три миллиона долларов, после чего отказалась от такого странного и дорогостоящего проекта. Следующей студией, которой Лукас предложил свой материал, стала «Юниверсал» — и снова его ждал отказ.

Наконец, предложением Лукаса заинтересовался глава студии «20 Век Фокс» Алан Лэдд-мл. Интересно, что он тоже достаточно скептически отнесся к самой идее фильма, но поверил в талант Лукаса и потому выделил ему 150 000 долларов (как позже сказал сам Лукас, «он инвестировал не в фильм, а в меня»), чтобы тот написал полноценный сценарий и затем поставил фильм.

На то, чтобы перейти от синопсиса к сценарию, Лукасу потребовался год. В мае 1974 года он представил так называемый «черновой сценарий».


Из открывающего текста мы узнаём, что на протяжении ста тысяч лет джедаи-бенду были самыми бесстрашными воинами во всей вселенной. С их помощью Империя завоевала бесчисленное количество миров. Но после образования Новой империи и Великого восстания, рыцари ситхи уничтожили практически всех джедаев.


Действие начинается в системе Утапау. На одной из ее пяти лун прячется один из последних выживших джедаев по имени Кейн Старкиллер. Некогда один из величайших воинов, после многочисленных битв и потери конечностей он фактически превратился в киборга — от старого тела у него осталась только голова и правая рука. У Кейна есть два сына — Анникин (18 лет) и Деак (10 лет), которых он обучает искусству джедаев. Однажды на планету приземляется корабль с ситхом-ассасином. Кейн убивает его в поединке, но при этом гибнет его младший сын.


После этого Анникин и Кейн решают вернуться на родную планету Аквилу, которая находится в системе с двумя солнцами. Аквила — одна из последних независимых систем, которые отказываются подчиниться Новой империи. Планета издавна славится своими учеными умами и программой генетических исследований, и потому имеет стратегическое значение.

Мы переносимся в столицу империи Альдераан, где император Кос Дашит принимает парад войск, которые вскоре отправятся на завоевание непокорной системы. Непосредственно руководить операцией будут Криспин Хедакк (будущий губернатор планеты) и несколько военных, в числе которых персонаж по имени Дарт Вейдер (в этой версии это ничем не примечательный генерал). Позже к ним присоединится рыцарь-ситх по имени Валор.

На Аквиле тем временем царит разброд и шатание. Командующий обороной планеты генерал Люк Скайуокер (которому далеко за шестьдесят) хочет нанести превентивный удар по Империи. Король Кайос в принципе поддерживает своего военачальника, но коррумпированный сенат планеты активно противодействует этим планам, не желая войны.

В это смутное время на Аквилу прибывает Кейн Старкиллер с сыном. Повидавшись со старым другом, он просит Скайуокера завершить обучение сына, ибо сам он вскоре умрет, а Анникину не хватает дисциплины — к примеру, он сразу после прибытия начинает активно обхаживать местный женский персонал базы, что явно несовместимо с моральным кодексом джедаев.

Тем временем с Альдераана прилетает один из шпионов Скайуокера по имени Клиг Уитсан, который предупреждает о том, что к системе Аквилы движется огромная боевая станция Империи. Скайокер поручает Анникину как можно быстрее забрать дочь короля, четырнадцатилетнюю принцессу Лею из академии (что он проделает с немалым «изяществом», вырубив ее ударом в челюсть), а сам объявляет тревогу.


Но слишком поздно — Звезда Смерти уже вошла в систему и начала бомбардировку Аквилы. Большая часть защитников планеты и король погибают, но в воздух успевает подняться несколько истребителей, которые наносят немалый урон станции. Затем сенат объявляет о капитуляции.


Тем не менее, двух роботов С3РО и R2D2 (в этой версии R2 может разговаривать и передвигается, шагая на трех ногах) так сильно пугает атака истребителей, что они в панике бегут со станции Империи и приземляются на планете, где их находят Анникин с Леей. Герои добираются до так называемой «Скрытой крепости», где мать Леи готовит план побега — она планирует эвакуировать дочь и двух своих малолетних сыновей на контролируемую промышленниками планету Офучи.



Первый дизайн С23РО и R2D2

В качестве платы за помощь аквиланцы должны в прямом смысле слова пожертвовать своими лучшими умами — сопровождающий принцессу генерал Скайуокер передаст им сохраненные сознания тридцати ученых планеты, чьи тела после операции по извлечению разума уничтожаются, чтобы они не достались Империи.

Как только Скайуокер, Лея, Анникин и Уитсан отправляются в путь, королева запускает механизм самоликвидации, и скрытая крепость сгорает в пламени ядерного взрыва. Взбешенные имперцы решают любой ценой отыскать хотя бы одну особу королевской крови, с помощью которой можно было бы управлять непокорной планетой, и начинают поиски беглецов.



Разборки в кантине (автор, разумеется, Ральф МакКуорри)

Наши герои проходят через несколько имперских патрулей и добираются до космопорта Гордона, где в местной кантине Скайуокер демонстрирует свое владение лазерным мечом (это, вероятно, единственная сцена, которая без изменений прошла от синопсиса до итогового фильма), а затем встречается с членом сопротивления Ханом Соло, который должен подыскать им корабль. В данной версии Соло — зеленокожий гуманоид без носа и с жабрами.

Герои пытаются улететь с планеты, но попадают в ловушку ситха Валора, в результате чего их берут в плен. Затем им удается сбежать, пробиться через врагов и угнать звездолет. Далее следует сцена космического боя, когда корабль беглецов пытается укрыться от преследователей в астероидном поле. Героям удается этот трюк (правда, в процессе его выполнения Анникина чуть не высасывает в открытый космос), но корабль получает непоправимые повреждение и разваливается на части.



Один из ранних дизайнов "Тысячелетнего сокола"

Уитсан жертвует собой, чтобы активировать заклинившую систему отстрела спасательных капсул — и остальные персонажи приземляются на планете Явин. Принцессу Лею захватывают в плен местные охотники и отвозят ее на имперскую базу, откуда ее позже переправят на Звезду Смерти. В то же время Анникин спасает от охотников пленных вуки (которые являются коренными обитателями Явина), и после некоторых недоразумений те провозглашают его местным богом.

Тем временем Скайуокер встречает антрополога Оуэна Ларса, который рассказывает ему про имперскую базу. База, как выясняется, уже год безрезультатно осаждается племенем вуки. И генерал разрабатывает план ее штурма. Вуки выманивают имперский танк, после чего герои захватывают машину и с помощью ее тяжелых орудий пробивают защитный периметр. Вуки захватывают всю базу и в придачу несколько космических кораблей.

Аникин, который за время путешествия влюбился в Лею, не собирается терять ни минуты и сразу же отправляется на Звезду Смерти за принцессой, в то время как Соло и Скайуокер открывают среди вуки экспресс-курсы по пилотированию.


Анникину удается проникнуть на борт космической станции, но его достаточно быстро ловят и собираются казнить. Но затем, совершенно внезапно, Валор восхищается смелостью поступка джедая и помогает ему бежать. Вместе они освобождают Лею и успевают эвакуироваться со Звезды Смерти до того, как свежеиспеченные пилоты-вуки на захваченных имперских кораблях уничтожают станцию. После этого следует церемония награждения, где королева Лея провозглашает Анникина новым лордом-протектором Аквилы.



Так бы мог выглядеть постер этих "черновых" Звездных войн

Такой была самая первая версия сценария «Звездных войн». Она всё еще весьма сильно отличалась от всем известного фильма, но ее сюжет уже стал к нему чуточку ближе. Были намечены основные сюжетные линии, и, как можно заметить, несколько идей чернового сценария Лукас использовал в дальнейших частях саги. Так эпизод с астероидным полем попал в пятый эпизод, осада имперской базы и ее захват с использованием угнанного танка вошли в шестой эпизод, а подсюжет с находящейся в блокаде независимой системой очень напоминает завязку первого эпизода.

Наверное, нет смысла подробно останавливаться на недостатках этой версии — само ее название свидетельствует о том, что это лишь черновик. В ней есть откровенно схематично обозначенные персонажи, хватает мелких эпизодов, которые, вероятно, должны были продемонстрировать размах созданной Лукасом вселенной, но при этом никак не влияют на сюжет, и в ней слишком много слабомотивированных сюжетных ходов, вроде вообще ничем не объясненного перехода ситха на сторону джедаев.

Стоит отметить еще пару любопытных фактов из этого сценария. Например, столица Империи в этой работе представала в виде ослепительно сверкающего города, возвышающегося над атмосферой Альдераана на платформе, установленной на башне, чье основание скрыто от наблюдателя облаками (внешний вид этой конструкции сравнивается с грибом). Позже эта концепция трансформировалась в Облачный Город из пятого эпизода. В сценарии также можно найти почти все имена, которые так или иначе затем использовались в трилогии, но, как правило, абсолютно в другом качестве: так, Биггс — это один из королевских отпрысков, Таркин — сенатор всего с одной репликой, а Антилес — космический торговец, которого можно увидеть в баре на Альдераане.



Альдераан

Интересно также то, что в этой версии концепция Силы еще толком не проработана: джедаи и ситхи — это, по сути, просто отлично тренированные воины, и что именно дает им владение Силой нам не поясняют. Кроме того, световой (в сценарии он назван лазерным) меч является стандартным вооружением всех имперских солдат, а не отличительным атрибутом владеющих Силой воинов.


В июле 1974 года Лукас представил новый драфт, который известен как «первый сценарий». В сущности, это всё тот же черновой сценарий, с парой косметических отличий. Основная разница между ними заключается в том, что Лукас по известной только ему причине зачем-то поменял большую часть названий и имена персонажей. Вот лишь некоторые примеры:


Интересно, что на основе первого сценария «Звездных войн» совсем недавно был выпущен комикс, что, пожалуй, в очередной раз доказывает, каким же воистину огромным культурным феноменом является созданная Лукасом сага, если даже ее альтернативные сценарии находят свою аудиторию.

Поскольку как оказалось у ЖЖ есть ограничение на размер материала, мне вынужденно пришлось разбить его на две часть.


Для тех, кто боясь спойлеров, раздумывает над тем, стоит ли читать дальше, сразу же скажу — поскольку сюжет забракованный, то за исключением одного элемента (достаточно ожидаемого для всех, кто хорошо знает историю оригинальной трилогии) никакого отношения к итоговому фильму не имеет.

Итак, десятистраничный тритмент Арндта был озаглавлен «Бессмертное наследие». В начальной сцене нам должны были показать корабль, включающий щиты и ныряющий прямо в недра звезды, где располагалась секретная база имперских страйктруперов (духовных наследников штормтруперов). Нас знакомят с адмиралам Джионом, у которого вместо левой руки, ноги и части головы установлены имплантанты. Он пытает пойманного контрабандиста, который случайно узнал о военных приготовлениях имперцев. Убедившись, что пленный никому ничего не рассказал, Джион сжигает его из встроенного в протез огнемета.


После этого действие переносится на планету Урадион, которая описывается как гигантский Тибет, вращающийся вокруг красного карлика. На планете располагается академия возрожденного Ордена джедаев, украшенная гигантскими статуями Йоды и Оби-Ван Кеноби (в версии Алека Гиннеса). Управляют заведением Люк Скайуокер и его жена Миранна. В настоящее время в академии проходят обучение дети Хана и Леи Соло — Номи и Кайден. Также мы узнаем, что у Люка тоже есть дочка по имени Шака. Увы, у девочки со знаменитой фамилией немного поехала крыша. Она решила, что является избранной из пророчества про «восстановит баланс в Силе» и создала свой альтернативный орден со световыми мечами и тренировками, который позиционируется как что-то среднее между ситхами и джедаями.

На этом представление новых персонажей не заканчивается. Нас переносят на Корусант, где секретный агент, работающий на Лейю (она сейчас канцлер Новой республики) крадет из архива барона Икариуса сверхсекретную информацию. Несмотря на попытки его остановить, шпион сбегает и используя гаджеты и джетпак скрывается от телохранителей барона. Джемса Бонда далекой-далекой галактики зовут Рэйф Таркин — он внук того самого Таркина из «Новой надежды». Своей работой на Республику он пытается искупить грехи своего предка.


Когда все основные действующие лица, наконец, встречаются, прилетают имперцы и начинается битва. Следует предсказуемый твист — оказывается во главе вторжения стоит дочь Скайуокера. Республиканский флот терпит поражения. Несмотря на усилия джедаев, который с помощью Силы швыряются гигантскими валунами в десантные корабли, наземные силы захватывают академию. Люк, не может сражаться со своей дочерью и сдается в плен. Хан Соло и Чубакка косплеяет «Прометей» и жертвуют собой, тараня «Тысячелетним соколом» имперский корабль, чтобы дать возможность детям спастись. Лее также удается бежать и она возвращается на Корусант, после чего в лучших традициях приквелов до конца сюжета выступает с политическими речами, пытаясь убедить сенат собрать армию и атаковать имперцев.


Дети Соло, Таркин, дроиды и еще несколько спасшихся джедаев решают преследовать злодеев, которые после нападения на академию направились в т.н. Темные миры — неизученную часть галактики. Но для этого им нужен корабль и гид, уже бывавший там. Так что они направляются на планету Доггар они находят там некоего Мунвэя, своенравного капитана корабля «Звездный странник», который, судя по всему, единственный персонаж из этой истории, не являющийся ни чьим родственников. После долгих убеждений, Мунвэй наконец соглашается помочь героям и они отправляются в путь.

Тем временем на борту корабля «Звездный гаситель» ( S tar E xtinguisher ) дочь Люка, которая теперь зовет себя Шад-Вар, постепенно высасывает Силу из своего отца, пытаясь отыскать артефакт, который поможет ей отыскать одну очень важную планету, где по легенде родилась Сила. Тот, кто найдет ее, получит невиданные способности, которые сделают его равным богу. Шад-Вар считает, что галактика стала слишком порочной и единственный способ спасти ее, это устранить несовершенство. Ну, говоря проще — всех поубивать. В общем, все как обычно.


Во время пыток, Люк видит камео призрака Йоды, который напоминает, что его отец со временем вернулся к свету и надо лишь подождать до конца новой трилогии. После ободряющих слов Йода благоразумно ретируется, пока Люк не додумался спросить его, почему он не появился раньше и не предупредил об атаке. Вот лично я бы после такого точно обиделся и по возвращении приказал бы снести все статуи Йоды.

Как бы то ни было, «Звездный странник» находит планету, где располагается артефакт, способный указать путь к планете рождения Силы. Туда же высаживается Шад-Вар со своей свитой. После стычки, она заполучает артефакт и возвращается на корабль. Однако героям удается сесть на хвост «Звездному гасителю», после чего они решают захватить его. Мунвэй со своей командой выходят в космос в скафандрах и саботируют защиту имперского корабля, параллельно отбиваясь от атак страйктруперов (по замыслу Арндта вся экшн-сцена должна была разворачиваться в невесомости). Остальные герои проникают на борт судна, освобождают джедаев, после чего начинается большая битва на световых мечах. Люк бьется с Шад-Вар, но не может ее убить и она сбегает в сиквел. Таркин оказывается более удачлив и убивает адмирала Джиана.


В финале герои связываются с Леей и сообщают о том, что они останутся в темных мирах и продолжат поиски планеты. Люк производит Номи Соло в рыцари-джедаи, Мунвэй сообщает, что команда «Звездного странника» решила и дальше сопровождать героев в их квесте. Корабль запускает гиперпривод и начинаются титры. To be continued.


Откровенно скажу, тритмент Арндта показался мне не слишком впечатляющим. Акцент на детях героев оригинальной трилогии — в самом деле, это же ведь так хорошо сработало в четвертом «Индиане Джонсе», почему бы не повторить? Но после просмотра «Пробуждения силы», сценарий которой был написан еще более лениво, я немного изменил свое мнение. По крайней мере, в тритменте видна хоть какая-то идея выйти за пределы знакомых мест и показать нам новые миры, отказавшись от очередного сюжета со строительством очередной боевой станции. Также давалось хоть несколько намеков по поводу того, что из себя представлял, мир сложившийся после событий «Возвращения джедаев». Ну и главная злодейка была не частью сторонников империи, а просто использовала их, чтобы достичь своей цели.

А «Пробуждение силы» по большому счету это переделанная на новый лад «Новая надежда». Если хорошо помнишь, с чего все начиналось, то сложно найти тут что-то новое, а участь некоторых персонажей будет очевидна задолго до финала. Но при этом как именно сложился этот мир, нам вообще не рассказывают. Что из себя представляет новая Республика? И почему, если они победили, то все равно называются сопротивлением? А если проиграли, то как это случилось? И если так, то почему у них все еще есть правительство? Да и если подумать весь этот сюжет с поиском Люка тоже не имеет особого смысла. Фильм прямо говорит о том, что из последнего джедая получился хреновый наставник, раз его ученика могут запинать люди, не имеющие никакой джедайской подготовки. Чем он может угрожать злодеям? Подготовит еще несколько таких учеников?

ПЛЮС НА МИНУС

Когда Лукас после первого монтажа посмотрел получившийся материал, он пришёл в ужас. Кино казалось молодому режиссёру ужасно скучным и нединамичным, поэтому он решил немедленно всё переделать.

Изначально Джордж хотел показать жизнь Люка на Татуине до того, как юноша отправится спасать Галактику. Но на предварительном просмотре кто-то из друзей режиссёра пошутил, что Джордж, похоже, снял очередное «Американское граффити» (предыдущая картина Лукаса), только в космосе. Лукас решил удалить все сцены, в которых появлялся Люк до его встречи с двумя сбежавшими дроидами. Раз уж повествование неотлучно следует за R2D2 и C3PO, то и с юным Скайуокером зрители должны познакомиться тогда же, когда это сделают дроиды.

Таким образом, на экран не попала короткая встреча Люка с его другом детства Биггсом Дарклайтером. Поэтому, когда позднее Скайоукер радуется, увидев его на базе повстанцев, зрители невольно задают вопрос: «А это ещё кто?»

Дарт Вейдер убивает Дика Старкиллера. Цветовой дифференциации мечей в то время ещё не придумали.

В некоторых случаях сцены браковались из-за низкого качества отснятого материала. Так вышло со сценой в доке возле «Тысячелетнего сокола», где должен был впервые появиться Джабба Хатт в исполнении Деклана Малхолланда. Лукас посчитал, что знаменитый бандит должен выглядеть внушительнее одетого в непонятные лохмотья толстячка, и вырезал сцену из фильма. В итоге явление Джаббы народу было отложено до «Возвращения джедая». А в специальном переиздании оригинальной трилогии Джабба, уже приняв надлежащий вид, вернулся и в «Новую надежду».

Одно из самых скандальных изменений Лукас сделал в сцене стычки Хана Соло с наёмником Гридо. В оригинальной версии Хан выстрелил первым, и это логично: любое промедление могло стоить герою Харрисона Форда жизни. Однако создатель Саги посчитал, что хорошие парни ни при каких условиях не должны совершать хладнокровные убийства. Поэтому сцена была переделана таким образом, что Гридо стрелял первым и промахнулся. Многие фанаты приняли изменение в штыки, а родианца, который сумел промахнуться на таком небольшом расстоянии, поставили в один ряд с «меткими» имперскими штурмовиками.

Нет, Люк, я больше не появляюсь в начале фильма, поэтому постарайся рассказать зрителям, кто я такой, при нашей следующей встрече.

В таком виде Джаббу скорее приняли бы в гильдию нищих, чем в короли криминального мира.

СТАРКИЛЛЕР

Да-да, это штурмовик со световым мечом. До введения Силы мечи рассматривались как самое обыкновенное оружие.

Основные вехи биографии героя были намечены, но ему ещё предстояло пережить несколько серьёзных изменений. В частности, имени. В черновом наброске сценария, написанном Лукасом в мае 1974 года, юный джедай Энникин Старкиллер, его отец, пожилой генерал Люк Скайуокер, зеленокожий гуманоид Хан Соло, вуки Чубакка и дроиды R2D2 и C3PO спасали принцессу Лею от сил зловещей Империи. В следующих версиях протагониста зовут Джастин Валор, затем Люк Старкиллер, также известный как Скайуокер, и только потом — Люк Скайуокер.

В январе 1975 года появляется второй вариант сценария, получивший название «Приключения Старкиллера. Звёздные войны: Эпизод I». Здесь Лукас вводит сверхъестественную Силу, изначально имевшую вещественное воплощение: в доме Люка хранился своеобразный галактический Святой Грааль, кристалл Кайбурр, делающий своего владельца необычайно могущественным. Таким образом, считавшиеся ранее просто искусными воинами джедаи обретают сверхъестественные способности. Кроме того, в этой версии упоминается, что «Скайуокер» — это не имя, а особый титул в иерархии джедаев.

Следующие версии сценария всё больше и больше напоминают финальный вариант, хотя отдельные изменения вносились Лукасом и во время съёмок, и после их завершения, и даже после премьеры.

ОТ САМУРАЕВ ДО ДЖЕДАЕВ

Матасиши и Тахей (двое справа) стали прообразами R2D2 и C3PO, хотя внешний вид протокольного дроида Лукас подсмотрел в другом месте.

«Звёздные войны» начались с небольшого наброска, озаглавленного «Журнал Уиллов. Часть 1. История Мейса Винду, почтенного джедая-бенду из Опучи, рассказанная Си-Джеем Торпом, падаваном-учеником прославленного мастера». На двух страницах была вкратце изложена история, которая, за исключением парочки имён и названий, в дальнейшем не оказала никакого влияния на развитие Саги. Дело в том, что на заре своей карьеры Лукас испытывал огромные трудности с написанием сценариев. Ему куда проще было адаптировать чужие идеи, чем развить на основе парочки придуманных сцен полноценную историю.

Тогда Джордж решил обратиться за помощью к классикам. Лукас рассказывал, что в развитии его вкусов большую роль сыграли сериалы тридцатых годов про Флэша Гордона и Бака Роджерса и фильм Акиры Куросавы «Скрытая крепость». Речь шла не столько о влиянии, сколько о явном заимствовании.

Появившийся в мае 1974 года краткий синопсис «Звёздных войн» — это слегка обработанный пересказ сюжета «Скрытой крепости». Завязка истории и основные действующие лица остались практически такими же, как у Куросавы: генерал (получивший имя Люк Скайуокер), юная принцесса и парочка имперских чиновников, сбежавших из космической крепости, на которую было совершено нападение. Впрочем, Лукас добавил в повествование и свои детали, в том числе и две сцены, пережившие все пересмотры сценария: драку в баре и космическую битву, в которой участвуют истребители повстанцев.

На кривую дорожку искателя приключений Люка подтолкнула эта парочка.

Джордж не собирался полностью копировать фильм Куросавы. Скорее ему был нужен некий фундамент, от которого можно было отталкиваться в дальнейшем. Следующие версии сценария уже мало напоминают японский фильм. Вместо этого в них прослеживается связь с работами американского исследователя мифологии Джозефа Кэмпбелла.

ТЕОРИЯ МОНОМИФА

Джозеф Кэмпбелл оказал на творчество Лукаса огромное влияние. Или не такое большое. Зависит от того, каким годом датировано интервью.

Кэмпбелл известен как создатель теории мономифа — единой для любой мифологии последовательности странствий и испытаний героя. Исследователь выделил три стадии становления героя: исход, инициация и возвращение.

На первой стадии герой готовится к странствиям. В пути ему оказывается сверхъестественное покровительство, герой преодолевает первый порог и отказывается от своей прошлой жизни. Вторая ступень — инициация героя. Он преодолевает испытания, встречается с женщиной и переживает искушение любовью. Ключевым моментом становится столкновение с могущественным существом, обладающим властью над жизнью и смертью. Примечательно, что во многих культурах и мифах эта фигура ассоциируется с образом отца. И последний шаг — кульминация конфликта, апофеоз, часто заканчивающийся гибелью персонажа.

Сюжет «Звёздных войн» во многом соответствует первым двум стадиям. Исход: Люк получает призыв о помощи от принцессы Леи. Сверхъестественное покровительство: Кеноби спасает Скайуокера от неприятностей. Они приезжают в Мос-Эйсли, где Люк продаёт последнее, что связывало его с Татуином. На второй ступени Люк встречает женщину — принцессу Лею, а потом сталкивается с Дартом Вейдером — вот и «мифологический отец».

Ранний концепт-арт Звезды Смерти.

Старкиллер и его друзья в видении Ральфа Маккуорри.

После премьеры «Звёздных войн» режиссёр рассказывал, что в поисках вдохновения прочёл множество классических мифов и интуитивно начал склоняться к тому, что Кэмпбелл назвал теорией мономифа. А когда летом 1975 года Лукас заново открыл прочитанного ещё в университете «Тысячеликого героя», он окончательно убедился в своей правоте и привёл историю в более точное соответствие с концепцией Кэмпбелла.

С годами увлечение Лукаса работами Кэмпбелла только росло. В последние годы Лукас всё чаще подчёркивает влияние, которое «Тысячеликий герой» и другие работы Кэмпбелла оказали на сюжет «Звёздных войн». Режиссёр лично встречался с исследователем, записал серию интервью с ним и снял документальный фильм.

Ральф Маккуорри по праву считается одним из лучших кинохудожников своего времени. Его работы признаны классикой, а вклад Маккуорри в успех Саги трудно переоценить. Ральф воплотил идеи и сюжетные наработки Джорджа Лукаса, это его фантазии мы обязаны внешним видом многих персонажей и локаций фильма. Более того, если бы не Маккуорри, «Звёздных войн» и вовсе могло не быть: именно его иллюстрации помогли Лукасу получить финансирование для своего проекта.

Читайте также: