Способ вид и основания контроля юридического лица

Обновлено: 05.07.2024

В целях реализации положений пункта 4 части 2 статьи 12, пункта 7 статьи 17 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4163; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 11.06.2021), пунктом 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4108; 2021, N 21, ст. 3554), приказываю:

форму отчета о деятельности по возврату просроченной задолженности, представляемого юридическим лицом, включенным в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности (приложение N 1);

перечень документов и сведений, представляемых юридическим лицом, включенным в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности (приложение N 2);

форму сведений об учредителях (участниках), органах и работниках юридического лица, включенного в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности (приложение N 3).

2. Определить, что документы, указанные в пункте 1 настоящего приказа, представляются в ФССП России, территориальный орган ФССП России по месту ведения реестрового дела:

с 1 по 10 апреля - актуализированные по состоянию на 31 декабря истекшего года;

с 20 по 31 августа - актуализированные по состоянию на 30 июня текущего года.

3. Настоящий приказ вступает в силу с 01.07.2021 и действует до 30.06.2027.

к приказу Минюста России

от 30.06.2021 N 108

(наименование и адрес ФССП России, территориального органа ФССП России)

о деятельности по возврату просроченной задолженности, представляемый юридическим лицом, включенным в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности

I. Сведения о юридическом лице, включенном в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности

Полное и сокращенное (при наличии) наименование юридического лица

Регистрационный номер записи в государственном реестре юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности

Основной государственный регистрационный номер

Идентификационный номер налогоплательщика

Адрес, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц

Электронный адрес сайта юридического лица в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включающий доменное имя, права на которое принадлежат этому юридическому лицу

Количество обособленных подразделений юридического лица

иные обособленные подразделения

II. Сведения о взаимодействии с физическими лицами

Количество физических лиц, в отношении которых за отчетный период совершались действия, направленные на возврат просроченной задолженности

Количество заявлений, поступивших от физических лиц, об осуществлении взаимодействия только через указанного должником представителя

Количество заявлений об отказе во взаимодействии, поступивших от физических лиц

Количество жалоб и обращений, поступивших от физических лиц

Количество рассмотренных жалоб и обращений, поступивших от физических лиц

Количество жалоб и обращений, поступивших повторно от физических лиц (от того же заявителя в рамках возврата той же просроченной задолженности)

III. Подтверждение соответствия требованиям, установленным Федеральным законом от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" <1>

Подтверждаю соответствие юридического лица требованиям, установленным подпунктами 5, 10 и 11 части 1 статьи 13 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ

(дата, личная подпись)

Подтверждаю наличие необходимых оборудования и программного обеспечения, соответствующих требованиям, установленным уполномоченным органом <2>

(дата, личная подпись)

Подтверждаю, что работники, к функциям которых отнесено непосредственное взаимодействие с должником, соответствуют требованиям, предусмотренным частями 4 и 5 статьи 5 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ

(дата, личная подпись)

(фамилия, имя и отчество (при наличии)

(дата, личная подпись)

<1> Далее - Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ.

<2> Пункт 7 часть 2 статьи 12, пункт 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ.

<3> Заполняется в случае необходимости.

к приказу Минюста России

от 30.06.2021 N 108

ДОКУМЕНТОВ И СВЕДЕНИЙ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ,

ВКЛЮЧЕННЫМ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ,

ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ВОЗВРАТУ ПРОСРОЧЕННОЙ

ЗАДОЛЖЕННОСТИ В КАЧЕСТВЕ ОСНОВНОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Юридическим лицом, включенным в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, вместе с отчетом о деятельности по возврату просроченной задолженности юридического лица, включенного в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, представляются следующие документы и сведения:

1. Копия договора обязательного страхования ответственности за причинение убытков должнику при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности.

При прекращении договора обязательного страхования ответственности за причинение убытков должнику при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности до наступления нового срока представления отчета о деятельности по возврату просроченной задолженности юридического лица, включенного в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, представляется в течение трех рабочих дней со дня заключения нового договора.

2. О размере чистых активов юридического лица, рассчитанном на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления документов.

3. Об учредителях (участниках), органах и работниках юридического лица, включенного в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности <1>.

<1> Пункт 4 части 2 статьи 12 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях".

4. О наличии филиалов, представительств или иных обособленных подразделений юридического лица, включенного в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, месте их нахождения и месте фактического осуществления деятельности.

к приказу Минюста России

от 30.06.2021 N 108

об учредителях (участниках), органах и работниках юридического лица, включенного в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности

(полное и сокращенное (при наличии) наименование юридического лица)

Сведения об учредителях (участниках) юридического лица

Полное наименование учредителя (акционера, участника) - юридического лица либо фамилия, имя и отчество (при наличии) учредителя (акционера, участника) - физического лица

Фамилия, имя и отчество (при наличии) руководителя учредителя (акционера, участника) - юридического лица либо данные основного документа, удостоверяющего личность (серия, номер, кем и когда выдан) учредителя (акционера, участника) - физического лица

Адрес, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц, основной государственный регистрационный номер (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), телефон учредителя (акционера, участника) - юридического лица либо идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), адрес места жительства и (или) места пребывания, телефон учредителя (акционера, участника) - физического лица

Размер участия учредителя (акционера, участника) в уставном (складочном) капитале

доля в уставном (складочном) капитале (в процентах)

Информация об изменении сведений об учредителях (участниках) юридического лица направляется в территориальный орган ФССП России по месту ведения реестрового дела в течение тридцати календарных дней со дня государственной регистрации этих изменений.

Сведения о членах совета директоров (наблюдательного совета), членах коллегиального исполнительного органа, единоличном исполнительном органе

Фамилия, имя и отчество (при наличии), дата и место рождения

Реквизиты документа, удостоверяющего личность (вид, серия, номер, дата выдачи, наименование выдавшего органа)

Место жительства (регистрации)

Полное наименование юридического лица, которое контролирует физическое лицо

Способ (вид) и основания контроля

Информация об изменении сведений о членах совета директоров (наблюдательного совета), членах коллегиального исполнительного органа, единоличном исполнительном органе направляется в территориальный орган ФССП России по месту ведения реестрового дела в течение тридцати календарных дней со дня государственной регистрации этих изменений.

Сведения о работниках юридического лица

Фамилия, имя и отчество (при наличии), дата и место рождения

Реквизиты документа, удостоверяющего личность (вид, серия, номер, дата выдачи, наименование выдавшего органа)

Место жительства (регистрации)

Полное наименование юридического лица, которое контролирует физическое лицо

Способ (вид) и основания контроля

Сведения о наличии филиалов, представительств или иных обособленных подразделений юридического лица

Вид (филиал, представительство или иное обособленное подразделение)

Информация о создании или закрытии филиала, представительства или иного обособленного подразделения, изменении места их нахождения или места фактического осуществления деятельности направляется в течение трех рабочих дней в ФССП России, территориальный орган ФССП России по месту ведения реестрового дела и в ФССП России, территориальный орган ФССП России по месту нахождения или месту фактического осуществления деятельности филиала, представительства, иного обособленного подразделения юридического лица.

Подтверждаю, что учредители (участники), органы и работники юридического лица соответствуют требованиям, установленным частями 2 - 4 статьи 13 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях".

Приложение
к Перечню документов и сведений,
представляемых юридическим лицом,
включенным в государственный реестр
юридических лиц, осуществляющих
деятельность по возврату просроченной
задолженности в качестве
основного вида деятельности
(с изменениями от 3 июля 2019 г.)

Сведения
об учредителях (участниках), органах и работниках юридического лица, включенного в реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности
__________________________________________________________________
(полное и сокращенное (при наличии) наименование юридического лица)

Сведения об учредителях (участниках) юридического лица*

Полное наименование учредителя (акционера, участника) - юридического лица либо фамилия, имя и отчество (при наличии) учредителя (акционера, участника) - физического лица

Фамилия, имя и отчество (при наличии) руководителя учредителя (акционера, участника) - юридического лица либо данные основного документа, удостоверяющего личность (серия, номер, кем и когда выдан) учредителя (акционера, участника) - физического лица

Адрес, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц, основной государственный регистрационный номер (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), телефон учредителя (акционера, участника) - юридического лица либо идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), адрес места жительства и (или) места пребывания, телефон учредителя (акционера, участника) - физического лица

Размер участия учредителя (акционера, участника) в уставном (складочном) капитале

доля в уставном (складочном) капитале (в процентах)

Сведения о членах совета директоров (наблюдательного совета), членах коллегиального исполнительного органа, единоличном исполнительном

Фамилия, имя и отчество (при наличии), дата и место рождения

Реквизиты документа, удостоверяющего

личность (вид, серия, номер, дата выдачи, наименование выдавшего органа)

Место жительства (регистрации)

Полное наименование юридического лица, которое контролирует физическое лицо

Способ (вид) и основания контроля

Сведения о работниках юридического лица***

Фамилия, имя и отчество (при наличии), дата и место рождения

Реквизиты документа, удостоверяющего личность (вид, серия, номер, дата выдачи, наименование выдавшего органа)

Место жительства (регистрации)

Полное наименование юридического лица, которое контролирует физическое лицо

Способ (вид) и основания контроля

Сведения о наличии филиалов, представительств или иных обособленных подразделений юридического лица*(4)

Вид (филиал, представительство или иное обособленное подразделение)

Подтверждаю, что учредители (участники), органы и работники юридического лица соответствуют требованиям, установленным частями 2-4 статьи 13 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях".

Руководитель (уполномоченное лицо)

(фамилия, имя и (при наличии) отчество)

(место жительства, контактный телефон )

(дата, личная подпись)

* В случае изменения сведений об учредителях (участниках) юридического лица соответствующая информация направляется в территориальный орган ФССП России по месту ведения реестрового дела в течение тридцати календарных дней со дня государственной регистрации этих изменений.

** В случае изменения сведений о членах совета директоров (наблюдательного совета), членах коллегиального исполнительного органа, единоличном исполнительном органе соответствующая информация направляется в территориальный орган ФССП России по месту ведения реестрового дела в течение тридцати календарных дней со дня государственной регистрации этих изменений.

*** Информация об изменении сведений о работниках юридического лица направляется в территориальный орган ФССП России по месту ведения реестрового дела в порядке и сроки, утвержденные ФССП России на основании пункта 7 статьи 17 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ.

(4) В случае создания или закрытия филиала, представительства или иного обособленного подразделения, изменения места их нахождения или места фактического осуществления деятельности информация направляется в течение трех рабочих дней в территориальный орган ФССП России по месту ведения реестрового дела и в территориальный орган ФССП России по месту нахождения или месту фактического осуществления деятельности филиала, представительства, иного обособленного подразделения юридического лица.


Контрольно-надзорные проверки бизнеса с 2021 года проводятся по новым правилам. У проверяющих появилась возможность контролировать компании и ИП дистанционно, а также применять новые формы надзорных мероприятий: инспекционный визит, мониторинговую закупку, выборочный контроль и т. д. Об этих новшествах и о том, что нужно знать про Положение о виде контроля с 2021 года, расскажем в материале.

Положение о виде контроля — что это?

Положения о видах регионального госконтроля (надзора) и положения о видах муниципального контроля требуется утвердить до 01.01.2022. До этой даты действует Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении госконтроля. » от 26.12.2008 № 294 и принятые в соответствии с ним НПА.

Контрольные ведомства вправе формировать планы проведения плановых проверок только после утверждения соответствующего Положения о виде контроля.

Таким образом, как проверят бизнесменов и с какой периодичностью им ждать контролеров из конкретного контрольно-надзорного органа, станет ясно из положений по конкретному виду контроля.

Кто из контролеров будет работать по новым правилам

Контролеры уже работают над текстами новых положений, регламентирующих обновленный порядок контроля. К примеру, для реализации новых требований Роспотребнадзор разработал проекты постановлений Правительства с положениями в сфере контроля защиты прав потребителей и санэпиднадзора (ID проектов размещены на официальном портале проектов НПА).

О чем расскажет Положение о виде контроля

  • Кто проводит контрольно-надзорные мероприятия по конкретному виду контроля
  • Критерии отнесения объектов контроля к категориям причинения вреда (ущерба) в рамках вида контроля

Положением о виде контроля должно быть предусмотрено не менее 3 категорий риска, в т. ч. в обязательном порядке категория низкого риска.

  • Перечень профилактических мероприятий в рамках вида контроля (некоторые из них обязательны по закону)

Порядок разработки и утверждения программы профилактики рисков причинения вреда утвержден Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 № 990.

  • Виды контрольных (надзорных) мероприятий, проведение которых возможно в рамках вида контроля и перечень допустимых контрольных действий в составе каждого такого мероприятия


Инспекционный визит и выездная проверка могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в т. ч. посредством аудио- или видеосвязи.

  • Виды и периодичность проведения проверок


Положение о виде контроля может предусматривать, что частота проведения плановых мероприятий определяется:

  • в рамках периодов времени, отличных от 1 года;
  • в связи с наступлением определенных событий.

Виды и содержание внеплановых мероприятий прописываются в Положении о виде контроля в зависимости от оснований их проведения.

  • Особенности оценки соблюдения лицензионных требований контролируемыми лицами, имеющими лицензию

В Положении о виде контроля требуется отразить особенности соблюдения лицензионных требований проверяемыми лицами, имеющими лицензию в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ в части проведения плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, а также при проведении профилактических мероприятий в отношении лицензиатов.

К примеру, в Положении о виде контроля может устанавливаться порядок фиксации доказательств во время контрольных мероприятий: при помощи фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов. А также другие важные правила и положения (порядок и сроки обжалования результатов проверок, срок размещения доклада контрольного органа о правоприменительной практике на его официальном сайте и т. д.).

Пример нового Положения о виде контроля

В качестве примера того, как может выглядеть новое Положение о виде контроля, возьмем свежее Положение о федеральном госконтроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230.

Новое Положение определяет, что:

  • госконтроль (надзор) осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов;
  • объекты контроля относятся к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба): высокий риск, значительный риск, средний риск, умеренный риск, низкий риск;
  • периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий предусмотрена в зависимости от присвоенной категории риска;
  • определены виды профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий;
  • срок проведения выездной проверки установлен в пределах 10 рабочих дней.

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и действует до 01.06.2023.

Что дают бизнесу новые правила

Кроме того, по новым правилам бизнесмен может быть освобожден от проведения плановых проверок при заключении договора страхования рисков причинения вреда (ущерба).

Освободиться от плановых проверок можно и другим способом: заключить с контрольным органом соглашение о мониторинге безопасности и передавать ему необходимую информацию дистанционно в автоматическом режиме при помощи технических средств (фото- и киносъемки, видеозаписи и др.). Бизнесмен, находящийся под таким мониторингом и соблюдающий все требования, освобождается от плановых проверок их соблюдения.

Меняется и оценка эффективности работы контролирующих органов. Время погони за числом проверок и суммами штрафов завершилась. Результаты работы инспекторов теперь не зависят от количества проведенных контрольных мероприятий, выявленных нарушений и лиц, привлеченных к ответственности. Главным для контролеров должно быть правило: предупредить, а не наказать. После вступления в силу новых правил инспекторы должны уделять больше внимания профилактике нарушений.

Подводим итоги

Откройте доступ к закрытой части «Клерка» с подпиской «Премиум». Получите сотни вебинаров и онлайн-курсов, безлимитные консультации и другой закрытый контент для бухгалтеров.

Успейте подписаться со скидкой 20% до 15.10.2021. Подробнее про «Премиум» тут.


Фото Тимура Громова, Кублог

Перед заключением договора с контрагентом целесообразно провести проверку по нему для подтверждения правоспособности, деловой репутации и финансово-материального обеспечения (при необходимости).

При этом следует:

  • закрепить во внутреннем документе процедуру проверки;
  • сформировать минимально необходимое досье на контрагентов, операции с которыми могут быть предметом налоговой проверки (в т. ч. в пределах срока охвата выездной проверки – за три года, предшествующих текущему периоду);
  • с определенной периодичностью обновлять досье на контрагентов.

Кроме того, такая проверка является целесообразной для снижения основных рисков организации (индивидуального предпринимателя) и ее должностных лиц, в частности:

  • риска неисполнения обязательств по договору, неплатежеспособности контрагента в целом;
  • риска претензий к должностным лицам организации (индивидуального предпринимателя) в части возмещения ущерба, нанесенного в результате бездействия (непроявления должной осмотрительности при выборе контрагента).

Снижение риска доначисления налоговых обязательств, проведения выездных налоговых проверок

Доначисление налоговых обязательств по НДС, налогу на прибыль, единому налогу при УСН, НДФЛ (для индивидуальных предпринимателей), а также включение в план выездных налоговых проверок в связи с недобросовестностью контрагентов возможно по нескольким независимым основаниям:
  • исключить из числа контрагентов тех, чьи параметры свидетельствуют о большом риске неисполнения ими налоговых обязательств;
  • или изменить условия сделки в целях снижения такого риска (например, размер сделки, условия и формы расчетов, иные условия (посреднический статус контрагента и т.д.)) (п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ № 53 от 12 октября 2006 г.).

Снижение риска претензий к должностным лицам

С указанными целями связана и цель снижения риска предъявления претензий к должностным лицам организации (индивидуального предпринимателя), ответственным за выбор контрагента и заключение с ним сделки (в т. ч. к руководителю организации) – со стороны самой организации или ее участников (акционеров) в части возмещения ущерба (убытков), вызванного:
  • неисполнением контрагентом своих обязательств;
  • доначислением налоговых обязательств в связи с непроявлением должной осмотрительности при выборе контрагента.

Должная осмотрительность при выборе контрагентов также снижает общий риск возникновения других обстоятельств, которые сами по себе или в совокупности с действиями организации (ее должностных лиц, индивидуального предпринимателя) могут привести к разного рода нарушениям (поставке некачественной, опасной продукции, нарушению отраслевых норм и правил и т.д.).

Снижение риска неисполнения обязательств по договору

Под неисполнением обязательств подразумевается как их полное неисполнение (непоставка продукции, неоплата, невозврат предоплаты и т.д.), так и их исполнение ненадлежащим образом (нарушение сроков исполнения обязательств, требований к качеству продукции, услуг или работ).

После проверки контрагентов по соответствующим реестрам организация (индивидуальный предприниматель) может:

  • отказаться от заключения сделок с теми из потенциальных контрагентов, которые не соответствуют приемлемому уровню риска;
  • или изменить условия сделки в целях снижения такого риска (условия расчетов, размер сделки, цена, требования об обеспечении).

Отсутствие гарантии нулевого риска

В отношении прошедших проверку контрагентов организация (индивидуальный предприниматель) может аргументированно доказать налоговой инспекции (иным контролирующим ведомствам или в ходе судебного спора), что была проявлена должная осмотрительность при выборе контрагентов, на основании того, что:
  • части из них по результатам проверки было отказано в сотрудничестве;
  • по прошедшим проверку контрагентам сформировано досье из доступной открытой информации.

То есть сама по себе проверка контрагентов не дает гарантии от последующих претензий налоговой инспекции в получении необоснованной налоговой выгоды при работе с такими контрагентами. Однако такая проверка:

  • снижает риск предъявления претензий по результатам налоговой проверки;
  • повышает вероятность их успешного обжалования в судебном порядке.

Источники, процедура и цели проверки контрагентов

Проверки контрагентов могут быть фоновыми (пассивными) и активными – в зависимости от степени вовлечения самого контрагента и других лиц (контролирующих ведомств, контрагентов контрагента, работников контрагента). Для оценки рисков можно использовать разные способы и методы, в частности, применять Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, утв. Приказом ФНС России № ММ-3-06/333 от 30 мая 2007 г. (письмо Минфина России № 03-01-10/6845 от 16 февраля 2015 г.). При этом целесообразно применять совокупность указанных критериев (письмо Минфина России № 03-02-07/1/59422 от 16 октября 2015 г.).

В данной статье мы остановимся на фоновых проверках, а об активных проверках поговорим в следующей статье.

Фоновая проверка

Проводится без истребования документов и информации у контрагента или контролирующих ведомств. Целесообразно проводить по нескольким основаниям и нескольким источникам.

При этом в судебной практике прослеживается вывод, что фоновая проверка правоспособности, налогового профиля контрагента является необходимым, но, как правило, недостаточным условием проявления должной осмотрительности при выборе контрагентов.

То есть такую проверку необходимо дополнять проверкой реальности деятельности и платежеспособности, а при необходимости (в крупной сделке) замещать ее активной проверкой (с запросом документов у контрагента, государственных ведомств).

Результаты проверок контрагентов целесообразно:

  • материализовывать (распечатывать, сохранять в виде файлов, скриншотов и т.д.);
  • сводить в отдельную папку, то есть формировать из них досье на контрагента;
  • обновлять с определенной периодичностью (в части крупных контрагентов и при продолжении сотрудничества, т.е. при заключении новых договоров).

Оптимальный вариант

Помочь сформировать подобное досье на контрагента, тем самым максимально снизив риск предъявления претензий контролирующими ведомствами, а также в целом неисполнения договорных обязательств, может новый сервис "Моё дело. Бюро" – "Проверки контрагентов".

В случае возникновения спора с контролирующим ведомством или непосредственно с самим контрагентом сформированный в сервисе протокол проверки (в т. ч. даже в виде скриншота с экрана) может быть использован в качестве доказательства в суде. Для этого целесообразно указать на его распечатке дату и время создания, адрес интернет-страницы, сведения о лице, которое сделало и распечатало снимок экрана, а также информацию о компьютере.

Подтверждение: письмо ФНС России № СА-4-7/5589 от 31 марта 2016 г.

А. Проверка правоспособности организации (индивидуального предпринимателя).

1. По ЕГРЮЛ (ЕГРИП) и ОГРН (письмо Минфина России № 03-02-07/1-340 от 6 июля 2009 г.). Проверить, числится ли контрагент с указанными реквизитами в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, можно разными способами, в том числе с помощью "Моё дело. Бюро" – "Проверки контрагентов".

Цель проверки: отсутствие контрагента в соответствующем реестре влечет ничтожность всех заключенных с ним сделок и налоговые последствия в виде признания соответствующих расходов (вычетов) необоснованными.

2. По реестру выданных лицензий, если деятельность контрагента лицензируется (например, перевозки определенным транспортом). Соответствующие реестры, как правило, доступны на официальных сайтах лицензирующих органов, например:

  • сведения из Государственного сводного реестра лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • сведения из реестров транспортной отрасли.

3. По реестру членов саморегулируемых организаций (СРО), если деятельность контрагента (например, капитальное строительство) требует допуска такой организации (письмо Минфина России № 03-02-07/1-113 от 5 мая 2012 г.). Соответствующие реестры СРО выложены на сайтах государственных органов, курирующих их деятельность (например, реестры СРО в строительной деятельности).

Цель проверки: отсутствие допуска у контрагента может повлечь налоговые последствия в виде признания соответствующих расходов (вычетов) необоснованными и (или) неисполнение контрагентом своих обязательств по договору.

4. По базе недействительных паспортов (в части представителей контрагента, которые могут действовать от имени реального контрагента по подложным (недействительным) документам).

Цель проверки: подложность (недействительность) документов представителей контрагента очевидно указывает на высокий риск мошеннических действий. В любом случае, заключение сделок с лицами, не имеющими реальных полномочий действовать от имени контрагента, может повлечь налоговые последствия в виде признания соответствующих расходов (вычетов) необоснованными.

5. По перечню дисквалифицированных лиц и юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица, а также по перечню лиц, которые являются руководителями нескольких организаций. Адреса соответствующих реестров:

  • реестр дисквалифицированных лиц. Сведения из данного реестра также можно получить путем обращения в налоговую инспекцию;
  • реестр юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица;
  • сведения о физических лицах, являющихся руководителями или учредителями (участниками) нескольких юридических лиц.

Цель проверки: предстоящая ликвидация или уменьшение уставного капитала контрагента, его перерегистрация и т.д. может увеличить риск неисполнения обязательств по договору и (или) свидетельствовать о наличии у контрагента проблем с исполнением налоговых обязательств.

7. По базе организаций и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации.

Цель проверки: предстоящее изменение регистрационных сведений контрагента (реорганизация, перерегистрация, смена руководителя и т.д.) может увеличить риск неисполнения обязательств по договору и (или) свидетельствовать о наличии у контрагента проблем с исполнением налоговых обязательств.

8. По базе недействующих организаций, по которым принято решение об исключении из ЕГРЮЛ.

Цель проверки: предстоящее исключение контрагента из ЕГРЮЛ с большой долей достоверности свидетельствует о неисполнении им налоговых обязательств и обязанности представлять отчетность в налоговую инспекцию или об отсутствии реальной деятельности. Это может повлечь налоговые последствия в виде признания соответствующих расходов (вычетов) необоснованными или неисполнение контрагентом своих обязательств по договору.

Б. Проверка налогового профиля.

1. По реестрам организаций, с высокой степенью вероятности не исполняющих обязательства, в том числе по уплате налогов (т.е. являющихся так называемыми "однодневками"), которые ведет ФНС России, в частности:

  • по реестру организаций с номинальными участниками (руководителями) (организаций, факт невозможности участия (управления) в которых установлен в судебном порядке);
  • по реестру организаций, отсутствующих по юридическому адресу (организаций, связь с которыми по указанному ими адресу (месту нахождения), внесенному в ЕГРЮЛ, отсутствует);
  • по реестру организаций – кандидатов на ликвидацию или исключение из ЕГРЮЛ (организаций, имеющих задолженность по уплате налогов и (или) не представляющих налоговую отчетность более года);
  • по реестру адресов массовой регистрации (адресов, указанных при государственной регистрации несколькими юридическими лицами).

Цель проверки: нахождение контрагента в этих реестрах с большой долей достоверности свидетельствует о неисполнении им налоговых обязательств или об отсутствии реальной деятельности. Это может повлечь налоговые последствия в виде признания соответствующих расходов (вычетов) необоснованными и (или) неисполнение контрагентом своих обязательств по договору.

2. По системе предоставления данных бухгалтерской отчетности Росстата.

Цель проверки: отсутствие отчетности контрагента в системе Росстата (если обязанность по формированию такой отчетности возложена на контрагента законодательством) с большой долей достоверности свидетельствует о неисполнении им налоговых обязательств и обязанности представлять отчетность в налоговую инспекцию или об отсутствии реальной деятельности. Это может повлечь налоговые последствия в виде признания соответствующих расходов (вычетов) необоснованными и (или) неисполнение контрагентом своих обязательств по договору.

Кроме того, первичный финансовый анализ отчетности даст представление о размере активов, деятельности контрагента и, соответственно, риске неисполнения им налоговых обязательств.

Цель проверки: наличие по адресу контрагента значительного числа других организаций может свидетельствовать о предстоящем его признании адресом массовой регистрации. Это может повлечь налоговые последствия в виде признания соответствующих расходов (вычетов) необоснованными и (или) неисполнение контрагентом своих обязательств по договору.

В. Проверка реальности и деловой репутации контрагента.

1. По банку данных исполнительных производств ФССП России.

Цель проверки: наличие записи о контрагенте свидетельствует, что он проводит реальную деятельность. При этом наличие исполнительного производства в отношении контрагента увеличивает риск неисполнения им обязательств по договору.

2. По картотекам судебной системы:

  • картотеке арбитражных дел;
  • картотеке судов общей юрисдикции (в части споров участников, руководителей контрагента).

3. По реестрам системы государственных закупок и закупок компаний с государственным участием. В частности, целесообразна проверка контрагента по:

  • реестру государственных и муниципальных контрактов. При заполнении поля "Информация о поставщике (исполнителе, подрядчике)" можно установить факт участия контрагента в исполнении какого-либо государственного контракта;
  • реестру недобросовестных поставщиков по государственным и муниципальным контрактам;
  • реестру недобросовестных поставщиков ФАС России;
  • реестру недобросовестных поставщиков по закупкам компаний с государственным участием.

Кроме того, определенное (с ограничением достоверности) представление о реальности и деловой репутации контрагента может дать информация из сети Интернет:

Откройте доступ к закрытой части «Клерка» с подпиской «Премиум». Получите сотни вебинаров и онлайн-курсов, безлимитные консультации и другой закрытый контент для бухгалтеров.

Успейте подписаться со скидкой 20% до 15.10.2021. Подробнее про «Премиум» тут.

Читайте также: