Splinter cell список игр

Обновлено: 02.07.2024

В последнее время наметился тренд: крупные проекты стараются понравиться всем без исключения. Ситуация понятна, издателям хочется выпустить успешную игру и в спокойной обстановке пересчитывать стодолларовые банкноты.

Иногда кажется, что менеджеры следят за рынком слишком тщательно и все время пытаются вывести формулу современной, модной игры, как это получилось у Activision с Call of Duty или у Ubisoft с Assassin’s Creed. В первом случае смысл раз за разом повторяется, в другом — базовая механика обрастает каким-то неприличным количеством деталей вроде торговли или морских сражений. Отсюда такие игры, как Dead Space 3, — с опциональным мультиплеером, микротранзакциями и упором на зрелищность. Кому нужен постоянный саспенс в тесных коридорах, когда можно сделать яркое приключение с постоянно меняющимися декорациями?

Неигровой Splinter Cell

Splinter Cell

После своего появления на экранах мониторов Сэм Фишер заглядывал и в другие медиа. Так, приключения шпиона продолжались в семи книгах и трех комиксах, написанных разными авторами и дополнительно раскрывающими сюжеты видеоигр.

Геймер со стажем (предпочитаю одиночные игры). Люблю истории, которые нам рассказывают видеоигры, но считаю, что геймплей должен быть выше сюжета, даже если это симулятор ходьбы. Также интересуюсь современной гик-культурой, музыкой и кино.

Том Клэнси – человек, без которого бы не было Splinter Cell

Том Клэнси

Своим появлением Сэм Фишер обязан американскому писателю Тому Клэнси (1947-2013), который специализировался на написании произведений в жанре технотриллера, умело смешивая военную повесть, научную фантастику и шпионский триллер, прибавляя к ним капельку патриотизма и клюквы.

Из-под пера Клэнси вышло немало бестселлеров, посвященных периоду Холодной войны и событиям после нее. Многие из них получили экранизации, – например, «Охота за “Красным Октябрем”», «Джек Райан», «Игры патриотов». Но игр, выпущенных под именем Тома Клэнси и по мотивам его произведений, было еще больше. Загибайте пальцы: EndWar, ShadowBreak, Shadow Watch, Ghost Recon, H.A.W.X., Rainbow Six, The Division и, конечно же, Splinter Cell – все эти франшизы обязаны писателю своим существованием.

Воздушный антитеррор

Splinter Cell: Blacklist как раз и есть такое вот приключение. На военной базе в Гуаме происходит взрыв. Оказывается, что за терактом стоит криминальная группа «Инженеры». Их требования просты: Америка должна вывести свои войска из ряда стран, а в случае неподчинения террористы обещают каждую неделю совершать что-нибудь нехорошее на территории США. Например, выводить из строя самые важные и необходимые для нормального существования страны системы.

Tom Clancy’s Splinter Cell: Blacklist

Проблема почти как в «Координатах «Скайфолл», только намного масштабнее, и против угрозы сражается не агент 007, а Сэм Фишер. Ему, может, и наплевать на спасение Америки, но во время отражения атаки на военную базу в Гуаме серьезно ранит его друга Виктора, а значит, у Фишера (по идее) появляется личный интерес и мотивы для мести.

Tom Clancy’s Splinter Cell: Blacklist

Государство, впрочем, больше обеспокоено безопасностью страны. Дает Фишеру карт-бланш и целый самолет-базу под названием «Паладин». На воздушном судне установлены почти самые последние технологии и почти самое мощное оборудование. Таким образом, мобильная база может быстро реагировать на террористические атаки.

Tom Clancy’s Splinter Cell: Blacklist

Судя по количеству всевозможных девайсов, можно смело сказать, что тот самый Фишер вернулся. Благодаря приспособлениям на все случаи жизни складывается впечатление, что агент непобедим и противникам просто-напросто нечего ему противопоставить. Куда там какому-то террористу против агента с навороченными гаджетами? У Сэма есть камеры-липучки с выводящим из строя газом, всевозможные мины и гранаты и даже радиоуправляемый трехроторный вертолет с дистанционным шокером. Словом, все условия, чтобы находиться как можно дальше от врага, оставаясь при этом смертельно опасным.

Tom Clancy’s Splinter Cell: Conviction (2010)

Разработка Conviction началась еще в 2006 году, а первый трейлер игры появился в 2007-м. Видео демонстрировало сильно изменившегося Сэма, сменившего костюм шпиона на гражданскую одежду, отпустившего длинные волосы и бороду. Сразу становилось ясно – жизнь героя пошла наперекосяк. Увы, что-то не так пошло и с разработкой проекта, в результате чего релиз переносился несколько раз, вплоть до 2010 года.

В финальной версии Фишера привели в порядок, сделав похожим на прежнего себя, но все же многое в персонаже выдавало изменения – в первую очередь, жесткий характер и грубое поведение. Сюжетная линия рассказывала о поисках убийцы дочери Сэма (об этом он узнал в Double Agent) и постепенно опутывала героя сетью интриг и шпионских игр, дискредитировавших организацию «Третий эшелон» и ставивших на кон безопасность США.

Tom Clancy’s Splinter Cell: Conviction

Четыре года разработки Splinter Cell: Conviction не прошли напрасно: игра получила совершенно новые геймплейные фишки. Впервые в серии появилась система Mark and Execute, позволяющая отметить врагов в поле зрения, а затем убить их серией точных выстрелов. Изменениям подверглась боевая система: в перестрелках активно использовались укрытия, а ближний бой стал агрессивным и злым. Были добавлены новые возможности к системе допросов: теперь Фишер не только брал врага в болевой захват, но и мог, при желании, приложить его лицом к окружающим предметам, что делало допрашиваемого более сговорчивым. Наконец, изменился и визуальный дизайн: цели заданий проецировались на стены и другие объекты, а цвета на экране становились менее насыщенными когда протагонист находился в тени.

Впрочем, не всем игрокам понравились эти нововведения, равно как и упрощения по части игрового процесса и смещение акцентов со стелса на экшен – эпизодам со стрельбой были отведены целые уровни. Зато кооператив, ставший неотъемлемым элементом серии, напротив, хвалили. Одним словом, возвращение Splinter Cell получилось, хоть и не без вопросов, запоминающимся, и сообщество принялось ждать следующую игру.

Сюжет

Прошло полгода, и теперь Третий Эшелон полностью расформирован. Террористы совершают несколько серьёзных угроз в сторону США, поэтому президент лично обращается к Сэму Фишеру, чтобы быстрее решить сложившуюся ситуацию. Создаётся новый четвёртый эшелон, во главе которого будете стоять именно вы. Главный герой получает настолько много свободы, что волен самостоятельно действовать и принимать важные решения.

Фирменные «зеленоглазые» очки и черный камуфляж, акцент на стелсе и остросюжетные истории про террористов – именно это вы вспомните, когда услышите о серии игр Splinter Cell. Пока Ubisoft не спешит возрождать франшизу, ограничиваясь лишь камео бессменного протагониста Сэма Фишера в других своих проектах, мы решили немного освежить воспоминания о каждой из шести ее частей.

Игра, но не история

В том, что побочные задания получились интереснее основных, одна из главных претензий к игре с нашей стороны. Хочется, чтобы в кампании тоже были жесткие, беспощадные моменты, когда ты чувствуешь, что играешь за смертоносного, но такого уязвимого шпиона, — а выходит легкое разочарование.

Tom Clancy’s Splinter Cell: Blacklist

Ладно бы сюжет был интересным, но он совершенно не увлекает. Складывается впечатление, что полная бравады история про защиту демократии и либеральных ценностей служит всего лишь предлогом, чтобы закинуть Сэма в места поэкзотичнее. На протяжении непродолжительной кампании Фишер проникает в частный особняк, вызволяет пленника из полицейского участка Ливии, устраивает диверсию в посольстве в Тегеране и даже становится пленником в Гуантанамо. Но следить за его похождениями все равно скучно — ни шпиону, ни США сопереживать не получается. В один момент, когда пожилой Сэм героически выполняет задание, несмотря на серьезные проблемы со здоровьем, интерес ненадолго возвращается, но после эту тему сценаристы совсем не поднимают.

Tom Clancy’s Splinter Cell: Blacklist

Blacklist стремится понравиться всем без исключения, но вместе с тем ощутимо теряет в целостности. Да, в ней много контента. Хотите пощекотать нервы на сложных побочных заданиях? Без проблем. Желаете зрелищного боевика? Пожалуйста. Мультиплеер? Вот он. Загвоздка в том, что игра оставляет впечатление набора препятствий и интересных задачек, а не увлекательного приключения. Вспомните, как было просто сопереживать Сэму в Conviction, где он мстил за свою дочь и противостоял таким могущественным силам, что игрок понимал — c Фишером шутки плохи, он самый крутой спецагент в мире, лучше не найти. Blacklist в этом плане намного спокойнее, на предлагаемый конфликт смотришь отстраненно.

Не считая блеклого и невыразительного сюжета, игра получилась образцовой. Это умный и хардкорный стелс, которого мы давно ждали. Самое замечательное в Blacklist, что игра позволяет выбирать свою манеру прохождения. Персонализируется все — костюмы, гаджеты, оружие, сложность. На том же «перфекционисте» это совсем другая игра. Такая же история и с мультиплеером. Он не кажется бесполезным придатком, а отличается от сингла, приносит иные ощущения.

Это здорово, что у Ubisoft получилось сделать проект с таким количеством контента, но работает он только при одном условии: ни в коем случае не надо привязываться к какому-то отдельному элементу игры, нужно попытаться воспринять ее целиком, постараться вникнуть в каждый режим, все пристально изучить. В ином случае выйдет, что сюжет не такой уж и интересный, побочные задания слишком сложные, а Фишер в свои пятьдесят пять похож на Шепарда и говорит не своим голосом.

Стелс-игры переживают второе рождение. В каждом втором громком проекте можно прятаться в кустах, каждый десятый целиком про скрытность — и не удивительно, что в этом контексте исконно «стелсовая» серия Splinter Cell, свернувшая было на дорогу безумных боевиков, вернулась обратно. Фишер вновь работает на правительство и терпеливо караулит врагов отечества, вися под потолком. Совсем как прежде.

Америка вновь в опасности — некая группировка террористов грозится регулярно взрывать важные стратегические объекты, если США не выведут свои войска из 131 мирового государства (и кто тут еще террористы!). Проблема, видимо, нерешаемая — поэтому из пыльного мешка извлекают Фишера, дают ему команду, ведомственный самолет, а всю затею называют «Четвертым Эшелоном». Какая неожиданность.

На этом повествовательные находки Blacklist заканчиваются — дальше будет очередная история о том, как разношерстный отряд суперсолдат спасает звездно-полосатую Родину. Наверное, это даже хорошо. Попытки сделать из Conviction личную драму закончились, в принципе, ничем; Splinter Cell всегда ассоциировалась с мировыми заговорами, террористами и плохими русскими — так будет впредь. Последнее, впрочем, сильно урезали: русские в Blacklist есть (говорят преимущественно про плохое пиво в столовой, ох, гурманы. ), но уже не несут на себе клеймо главных злодеев, и на том спасибо.

Tom Clancy’s Splinter Cell: Blacklist

► География перемещений обширная: от неизвестных арабских деревушек до Лондона и грузино-российской границы

Казенный самолет с горсткой подчиненных, выданный Фишеру в качестве бонуса к начальственной должности, только ленивый не сравнил с «Нормандией». Действительно, «Паладин» очень напоминает корабль Шепарда, а члены экипажа — его команду. С ними тоже можно перекинуться словечком (только до срамного дело не доходит), выбрать улучшения для самолета и самого Фишера, набрать побочных миссий. У каждого члена экипажа свой вид заданий, причем некоторые — исключительно кооперативные.

Выбравшись из самолета и оказавшись на враждебной земле, понимаешь, сколь многого мы лишились в Conviction, сделавшей Сэма загнанным диссидентом. Государственная поддержка — это не только транспорт, но и разнообразные шпионские гаджеты, по которым Фишер скучал, видимо, еще сильнее, чем мы. Можно ставить камеры под дверь, пускать удушающий газ, стрелять отравляющими нанострелами и — гвоздь программы — управлять миниатюрным вертолетиком. Им удобно зачищать целые комнаты: чудо техники снабжено усыпляющими (и не только) дротиками, а враги замечают непонятную жужжащую штуку, когда уже валяются на полу.

Tom Clancy’s Splinter Cell: Blacklist

► Девушку слева вы, скорее всего, не узнаете. А ведь это Анна Гримсдоттир, наша старая знакомая. Из-за «ребрендинга» сразу и не поймешь

Если вы пришли в Blacklist не ради исполнения детских желаний, а за первородным стелсом, вставайте в очередь — годы затворничества кончились, и Фишер вновь светит тремя огненными очами во тьме. Кошачья пластика, куча нелетального оружия, множество развилок. Дверь закрыта, мы — в окно. Или по трубе. Или через канализацию. Можно прихватить веревку — она здесь явно не просто так.

Tom Clancy’s Splinter Cell: Blacklist

► Не обманывайтесь такими кадрами: Фишер подобрел и перестал проверять унитазы на прочность чужими головами.

Скрытный путь — самый верный. В обход идти всегда проще, чем напрямую, а форточки, трубы и пробоины в стенах часто приводят прямо к цели. Разумеется, если вы (как и мы!) в свое время выбили в последнем Deus Ex достижение «пацифист», то Blacklist покажется издевательски легким: ну да, тут центральный вход, а через два метра, проходит, извините, секретный маршрут — нашли чем удивить. Ветеранам стелс-жанра игра и вправду покажется простенькой.

В таком случае позовите проверенного товарища и наберите побочных заданий у обитателей «Паладина». Эти миссии гораздо сложнее. Среди прочего, например, предлагают зачистить огромный особняк, скачать несколько важных файлов, связать начальника охраны и ни разу не попасться. Без сохранений. И без того острые ощущения усиливаются вторым игроком — кто-то из вас двоих обязательно сорвет операцию.

Маньякам и любителям огнестрельного оружия такой расклад, видимо, не по нраву. Ну что ж, наследие Conviction здесь проявляется не только в трехмерных титрах — осталась эффектная система «отметить-убить». Маркируете трех противников, и Фишер срывается с цепи: пули точно летят в адресатов, камера пляшет краковяк, монтаж внезапно копирует методы газонокосилки. Красиво, изящно и завораживает — поливать свинцом ничуть не менее интересно, чем играть в прятки. Другое дело, что боевиков у нас много, а полноценных стелс-игр пока не особо — не хочется лишать себя редкого удовольствия.

Когда доедите основную кампанию, взгляните на мультиплеер. Соревновательные матчи не сильно отличаются от тех, что были в Conviction, — та же коллективная борьба условных ниндзя с условными тяжелыми пулеметчиками; кому нравилось раньше, понравится и сейчас. Совсем другое дело — кооперативные миссии, которые выдают на корабле. Там бесконечное «ты беги, я прикрою», синхронный штурм комнат, совместное скалолазание и череда подзатыльников, когда нерадивый напарник в который раз срывает сигнализацию.

Удивительное чувство ответственности — никакая Dota 2 на такое не способна. Отвечаешь не только за себя, но и за того парня; будет стыдно, если все сорвется по вашей вине. Но, разумеется, лучше играть с проверенными товарищами. Случайные люди из интернета иногда ведут себя крайне, гм, некуртуазно — порой жалеешь, что не работает дружественный огонь.

Blacklist возвратила в Splinter Cell вменяемый стелс, направила сюжет в привычное русло и достойно воплотила мультиплеер, чей путь начался еще в Pandora Tomorrow. Действительно портит игру только то, как она выглядит: будто не дорогой проект от ведущей студии, а вымученная, выстраданная поделка, сотворенная в годы безденежья. Особенно это заметно в роликах: у всех деревянные лица, и озвучка удручает даже в оригинале.

Обаяние Splinter Cell всегда было и в том числе обаянием денег — изящные движения Фишера, дождь стеной и битое стекло в сеточку. Blacklist же прост, как монгольский тугрик, внешне он не удивит ни дизайном, ни технологиями. Похож на младшего брата-неформала — какие-то родовые черты есть, но старые ботинки и растянутый свитер все портят.

Обложка Splinter Cell: Blacklist

Splinter Cell: Blacklist - шестая по счёту часть в жанре стелс-экшен, где в главные роли все увидят известного агента Сэма Фишера. На русский язык название переводится "Разделённые ячейки: Черный список", но оно мало распространено среди геймеров. Разработкой занималась компания Ubisoft, которую все знают по играм самого высокого качества. Издательством в России будет заниматься компания Новый Диск, поэтому все желающие смогут увидеть хороший перевод на русский язык. Сюжетная линия развивается спустя шесть месяцев после событий предыдущей части, теперь главной угрозой стали террористы из Ближней Азии. Для большего разнообразия геймплея создатели ввели несколько новых приёмов, которых ранее не было не в одной части серии. Раньше все миссии проходили в режиме стелса, но теперь Сэм сможет выходить в открытый бой, что больше напоминает полноценную войну с врагами.

Во тьме ночной, при свете дня — бойся меня

Фишер — воплощение ужаса, кошмар для противника. При этом вас почти не ограничивают в выборе методов, даже поощряют. В Blacklist есть три основных способа прохождения: можно взять бронежилет покрепче, винтовку с калибром побольше — и вперед, в лобовую, приводить террористов в ужас. Более привычный метод — прятаться в тени, аккуратно убивая врагов и вовремя избавляясь от тел. Для перфекционистов же оставили возможность тихо усыплять противников или вообще избегать контакта, словно бесшумный призрак. За следование тому или иному стилю начисляются дополнительные очки, таким образом Blacklist побуждает игрока выполнять задания повторно и выбирать разные подходы.

Tom Clancy’s Splinter Cell: Blacklist

Тем не менее трудностей в одиночной кампании не возникает. Дело не в том, что игра какая-то казуальная и сильно упрощенная, — вовсе нет. На высоких уровнях сложности иногда хочется завыть от безысходности, особенно на «перфекционисте». Там на ключевых точках запасы гаджетов не восполняются, очки-сонары, позволяющие видеть врагов через стены, не работают, а пользоваться системой Mark & Execute (отметил, нажал на кнопку — несколько трупов) запрещено. Просто каждый сюжетный уровень предполагает несколько способов прохождения, благодаря чему перед игроком не встает определенной проблемы. Всегда можно найти какой-нибудь обход, разобраться с оппонентом изящно. Ну а в случае тревоги никто не запрещает просто убежать, затаиться и совершить вторую попытку.

Tom Clancy’s Splinter Cell: Blacklist (2013)

Tom Clancy’s Splinter Cell: Blacklist

Шестой выпуск линейки продолжил историю уже довольно постаревшего Сэма Фишера (вообще, с самой первой части франшиза с завидным постоянством вела единую сюжетную линию, не отвлекаясь на ремейки и перезапуски). На этот раз оперативник встал во главе «Четвертого эшелона», пришедшего на смену «Третьему эшелону», собрал команду из старых друзей и приступил к новому заданию – теперь Фишеру и компании необходимо остановить террористов, угрожающих ввергнуть США в хаос. А чтобы достижение целей стало более успешным, герой получил целый самолет (почти что «Нормандию»), где можно выбирать основные и дополнительные миссии, перебирать снаряжение и общаться с напарниками.

Tom Clancy’s Splinter Cell: Blacklist

В соответствии с изменившимися требованиями к жанру, Splinter Cell: Blacklist позволяла использовать несколько стилей прохождения, за счет которых игроки могли действовать по старинке, скрытно, или же играть в стиле обычных шутеров от третьего лица, разбираясь с врагами в открытом бою. Система Mark and Execute, дебютировавшая в Conviction, получила развитие и здесь, а кооператив пополнился новыми миссиями, режимами и геймплейными механиками. Вернулся и соревновательный режим «шпионы против наемников» с ассиметричным мультиплеером.

А вот Майкл Айронсайд куда-то пропал, уступив место Эрику Джонсону, чья работа над озвучкой получилась не такой выдающейся. Впрочем, играющим на русском языке геймерам были безразличны эти перестановки, ведь в дубляже Фишер, как и прежде, говорил голосом Валерия Сторожика.

Шестая часть серии Splinter Cell получилась очень неплохой, но после нее Ubisoft поставила франшизу на паузу, сосредоточившись на развитии Rainbow Six, Ghost Recon и The Division. С тех пор Сэм Фишер остается лишь гостевым персонажем в других линейках игр от Ubisoft – то в Ghost Recon Wildlands заглянет (в скачиваемом дополнении), то оставит записки в Far Cry New Dawn, то появится в мобильной тактике Elite Squad, собравшей в себе персонажей из различных игр под брендом Tom Clancy’s. Также шпион засветился в Ghost Point Breakpoint. Ну как, засветился – ему посвятили целое сюжетное дополнение.

Что касается будущего серии, то оно на данный момент (весна 2021-го) не определено: Ubisoft говорит, что пока не готова рассказывать о Splinter Cell, но отмечает, что обязательно когда-нибудь вернется к приключениям Фишера. Слухи о продолжении периодически всплывают, и все они в один голос твердят, что седьмая часть будет, но станет последней во франшизе.

Tom Clancy’s Splinter Cell: Chaos Theory (2005)

Tom Clancy’s Splinter Cell: Chaos Theory

Продолжение истории Сэма Фишера стартовало через год (здесь стоит уточнить, что все игры серии разрабатывались внутренними студиями Ubisoft поочередно, так что переработок, как в случае с, например, ранними выпусками серии Tomb Raider, где за все части отдувалась одна команда, не было). Здесь сюжет сосредоточился вокруг военного конфликта между Китаем, Северной и Южной Кореями, а также Японией. Досталось и США, а корни истории вели в прошлое – к первой части серии.

Разработчики пошли по пути не расширения, а углубления геймплея. Ограничение на три допустимых поднятия тревоги было упразднено, зато теперь с каждым новым уровнем настороженности противников те начинали вести себя более агрессивно: надевали бронежилеты, патрулировали территорию, реагировали на каждый чих. Локации стали более нелинейными, позволяя использовать альтернативные пути прохождения. Конечно же, пополнился арсенал оружия и гаджетов, а также список приемов Фишера: например, трехглазые очки получили еще один режим видения – в электромагнитном спектре.

Что касается мультиплеера, то он стал не только соревновательным, но и кооперативным: игроки могли пройти ряд совместных миссий, заточенных на командное взаимодействие. Чтобы получить наивысший рейтинг, необходимо было действовать как можно более слаженно и не допускать ошибок. Многие издания называли третью часть «венцом серии», но разработчики уже начали задумываться о смене парадигмы.

Tom Clancy’s Splinter Cell (2002)

Tom Clancy’s Splinter Cell

Игра Splinter Cell не стала первооткрывателем в жанре стелс-экшен – уже тогда существовали Metal Gear Solid, Thief, Tenchu, Hitman, Deus Ex, No One Lives Forever. Однако она стала его эволюцией: разработчики из Ubisoft Montreal нацелились на создание серьезного, дорогого боевика без присущих многим видеоиграм условностей и допущений.

В Splinter Cell все было предельно реалистично. Главный герой – шпион (оперативник организации «Третий эшелон», занимающейся добычей важных для национальной безопасности США данных), а значит должен действовать как можно более незаметно. Поэтому игроки ставились в жесткие рамки: небольшой запас оружия и боеприпасов, минимально дозволенное количество убийств и ограничение на число поднятых тревог.

Tom Clancy’s Splinter Cell

Все это заставляло действовать очень осторожно. К счастью, способности Фишера позволяли проявлять изобретательность. Главным союзником героя стала тень, где можно было скрываться от вездесущих охранников. Еще одним помощником стало окружение, с которым можно взаимодействовать – вывернуть лампочку, спрятаться в шкафу, зависнуть между стенами в узком коридоре (в фирменном шпагате Фишера), вскарабкаться по трубе или залезть в вентиляцию. Наконец, еще одна незаменимая вещь – большой арсенал шпионских гаджетов, к которым относились знаменитые трехглазые очки, позволяющие видеть в темноте, отмычки, оптический кабель, с помощью которого можно заглянуть под дверь, и многое другое.

Что касается сюжета, то здесь, в лучших традициях произведений Клэнси, смешались войны в постсоветских странах, хакерские атаки и террористические акты. История запомнилась забавным именем антагониста (Комбайн Николадзе) и харизмой главного героя Сэма Фишера, которого во всех частях (кроме последней) озвучил актер Майкл Айронсайд (вы можете помнить его по «Вспомнить все» и «Звездному десанту», а также по C&C 3: Tiberium Wars). Игра получила положительные отзывы и продалась достаточно хорошо, чтобы Ubisoft приступила к разработке продолжения.

Стелс-хардкор

В безликих побочных заданиях, которые мы берем у экипажа, почти нет сюжета (обезвреживаем опиумные поля, шпионим за британцами), все внимание сосредоточено на интересных игровых ситуациях. Именно в дополнительных миссиях у Ubisoft получилось продемонстрировать, что у игры действительно классная механика, а сюжетные поручения — это так, тренажер, в котором можно развлекаться и оттачивать навыки.

Хотели зубодробительный стелс, от которого по спине бегут мурашки, а лоб покрывается испариной? Вот вам крупный уровень, где на ключевых объектах нужно поместить шпионские жучки. Попадаться на глаза людям нельзя, поднятие тревоги — равносильно смерти и ведет к автоматическому провалу задания. «Не беда, наверняка после каждой ключевой точки будет чекпойнт!» — думает игрок. В этом его ошибка, никаких промежуточных сохранений здесь нет, будь любезен провести операцию идеально.

Tom Clancy’s Splinter Cell: Blacklist

В первом же таком поручении приходится не только иметь дело с людьми, но еще и избегать собак, а также аккуратно маневрировать среди лазерных лучей: одно неловкое движение, и весь комплекс встает на уши. Повторяем заново.

Более щадящими выглядят задания, где вас просят найти и незаметно устранить цель. Здесь, во-первых, можно попадаться (хотя, как только солдаты поднимают тревогу, внезапно появляется подкрепление, и шансы на выживание у Сэма резко снижаются), а во-вторых, многие миссии такого плана разделены на две части, так что перепроходить весь уровень целиком не нужно.

Самый же нехитрый вариант дополнительных заданий — horde-развлечение. Вас запирают на большой арене (условно — внутренняя архитектура уровня привычно сложная), где Сэму нужно продержаться до эвакуации, в то время как на локацию прибывают все более многочисленные группы врагов. Прогресс сохраняется после каждой волны, но легче от этого не становится. И вот почему.

Tom Clancy’s Splinter Cell: Blacklist

В необязательных миссиях как раз и скрывается смысл Splinter Cell: Blacklist. Только там становится понятно, насколько новый проект про шпиона зол и беспощаден к игроку. Чтобы выжить, требуются все гаджеты, а использование всяких высокотехнологичных штучек и вроде бы читерского Mark & Execute просто необходимо (опять же, если не играть на «перфекционисте»).

Поначалу кажется, что радиоуправляемый вертолет с шокером и взрывчаткой — штука неспортивная, а всякие беспроводные камеры и арбалет с транквилизатором вообще позволяют почувствовать себя хозяином ситуации. Но несерьезное отношение сразу пропадает, как только Фишеру нужно разобраться с отрядом из пятнадцати человек на небольшой карте. Враги ведут себя на удивление адекватно и слаженно. Ходят проверять открытые двери, тревожатся из-за выключенного света, часто переговариваются по рации. Если же Фишера обнаружили, то отряд не будет бежать напролом, вас обязательно окружат, неприятно удивив пулей в самый неподходящий момент. Только снайперы иногда ведут себя глупо — могут наблюдать через прицел, как устраняют их друзей, и даже не шелохнуться.

Tom Clancy’s Splinter Cell: Blacklist

Плюс ко всему противники в Blacklist постоянно разные, выработать общую тактику под всех невозможно. На кого-то не действует электрошок, у других тяжелые бронежилеты и каски, сводящие на нет эффективность огнестрела. Словом, не на всех врагов действуют заветные гаджеты. Действенным остался лишь старый универсальный способ — подкрасться со спины и ручками нейтрализовать врага.

Tom Clancy’s Splinter Cell: Pandora Tomorrow (2004)

Tom Clancy’s Splinter Cell: Pandora Tomorrow

Сиквел поступил на прилавки магазинов через два года и предлагал игрокам заняться усмирением лидера индонезийской террористической группировки, строившего планы по использованию опаснейшего биологического оружия против США. Делать это предлагалось, конечно же, максимально скрытно, не поднимая тревоги – ведь шпион, действующий в одиночку в логове врага, вряд ли сможет долго продержаться в открытом бою, какими бы навыками он не обладал.

По части геймплея Pandora Tomorrow не могла похвастать существенными отличиями от первой части. Сэм научился свистом приманивать противников и открывать двери с телом врага в руках. Арсенал пополнился пистолетом с лазерным прицелом и парой новых гранат, а в списке акробатических трюков героя появилась пара новых приемов. Но в основном геймеры получили все тот же игровой процесс, что и два года назад.

И это стало бы поводом поругать проект, если бы не появление мультиплеера, которого в прошлой игре серии Splinter Cell не было. Мультиплеер здесь оказался не простым, а ассиметричным, что было в новинку для того времени. Игроки делились на две команды – шпионов и наемников: первые играли с видом от третьего лица, умели прятаться в тени и владели гаджетами, позволяющими обнаруживать врагов, вторые довольствовались видом от первого лица и обладали оружием с высокой огневой мощью, не оставлявшим шпионам шансов в открытом столкновении. Это и обеспечило игре положительную критику, хорошие продажи и грядущий триквел.

Игра изъята из продажи в официальных цифровых сервисах

Tom Clancy’s Splinter Cell: Double Agent (2006)

Tom Clancy’s Splinter Cell: Double Agent

И гром грянул в следующем году. Double Agent поверг игроков в шок: дневные миссии, Фишер в рядах террористов, система выборов и последствий – что вообще происходит? На самом деле ничего необычного, просто суперагент получил задание проникнуть в террористическую организацию и сорвать ее планы. При этом он, конечно же, не должен раскрыть себя, так что придется Сэму немного замарать руки, дабы завоевать доверие злодеев.

Tom Clancy’s Splinter Cell: Double Agent

Со сменой сеттинга изменился и геймплей. Миссии, действие которых разворачивалось в дневное время, заставляли игроков действовать агрессивнее: раз теперь не получится скрываться в тени, то надо проявлять инициативность в устранении противников. С последним, кстати, помогло новое место работы протагониста: можно было дать себе волю и не ограничивать себя в проявлениях жестокости – Сэм ведь теперь террорист, положение обязывает.

Это интересно: Ubisoft выпустила две версии Splinter Cell: Double Agent, за которые отвечали разные студии. Первая, для PC, PS3 и Xbox 360, была разработана Ubisoft Shanghai, вторая, для PS2, Xbox, Wii и GameCube, разработана Ubisoft Montreal. Эти версии различались графикой, строением уровней, сюжетными поворотами, дизайном миссий и даже концовками.

Необходимость балансировать между работой на АНБ и преступную организацию стала весьма интересным нововведением. Игроки должны были выполнять задания обеих сторон, часто противоречащие друг другу, и не дать шкале отношений с каждой из фракций опуститься до нуля, что означало поражение в игре. Среди новых фишек также можно отметить расширение стелс-возможностей, позволяющее найти место для укрытия даже в освещенном помещении, и увеличение количества мини-игр.

Double Agent получила, преимущественно, положительную критику – журналистам и геймерам пришлась по душе возможность вжиться в роль двойного агента, так что негативные отзывы относились, в основном, к низкой производительности игры на ПК. Несмотря на успешность проекта, продолжения пришлось ждать долгих четыре года.

Геймплей

Как было сказано выше, разработчики ввели несколько новых приёмов, о наиболее важных расскажем подробнее.
Mark and Execute - вы сможете отмечать видимых врагов, а потом быстро убивать их, при этом число меток зависит от оружия. Маркеры делятся на два типа: белый - не даёт возможности убить врага, красный - позволяет поразить цель. Такой приём крайне полезен, когда в помещении находится много вражеских целей.
Projected Mission Objectives - система позволяет проецировать все важные данные на стенах уровня. Это происходит при нажатии кнопки или автоматически.
Desaturate Color - если главный герой находится в тени, то графика менее насыщена. Вы можете видеть только интерактивные предметы и врагов. Как только герой покидает теневое укрытие, то графика становится нормальной.

Особенности игры

  • Новинка разрабатывается для всех основных консолей и для персональных компьютеров, поэтому оценить продукт сможет каждый желающий.
  • Разработчики оставили главному герою его любимый пистолет FN Five-seveN, который имеет бесконечный запас пуль. Это не сильно влияет на сложность прохождения.
  • Появились новые приёмы, которые позволяют отмечать и уничтожать сразу большое количество врагов в помещениях.
  • Сэм активно использует многочисленные укрытия во время перестрелок, что позволяет намного лучше управлять ситуацией на поле боя.

Читайте также: