Смерть тургенева кратко самое главное

Обновлено: 07.07.2024

Многим произведения Тургенева могут показаться довольно скучными. Но, перечитывая их с годами, мы начинаем понимать глубину сюжетной линии и диалогов персонажей. Этот великий писатель с молодых лет считался легкомысленным, и может складываться негативное впечатление о нем. Этот человек пережил достаточно тяжелое детство, а деспотичная мать тиранила Тургенева, все это могло стать причиной его непростого характера.

100 интересных фактов о Тургеневе

1. В детские годы Тургенев казался легкомысленным человеком.
2. В гости к Тургеневу почти никто не заходит, кроме его близких.
3. Иван Сергеевич Тургенев считается заядлым любителем поэтических вечеров.
4. Интересные факты о Тургеневе говорят также, что этот писатель имел шокирующий внешний вид: золотистые пуговицы на синем фраке либо яркий галстук с жакетом.


5. Первой любовью Тургенева была княгиня Шаховская. Эта женщина вскоре отдала свое предпочтение отцу Тургенева.
6. Ударяясь головой, Тургенев мог потерять сознание, потому что его теменная кость была тонкой.
7. Над Иваном Сергеевичем в школе издевались, обзывая «мягкотелым».
8. Учеба Тургенева проходила в Германии.
9. Тургенев разговаривал тонким голосом, который был больше похож на женский.
10. Интересные факты из жизни Тургенева говорят о том, что у писателя часто возникал истерический смех, который просто валил его с ног.
11. С грустью Тургеневу удавалось легко бороться. В борьбе с этой эмоцией ему помогал такой способ: стать в угол и надеть колпак.
12. Иван Сергеевич Тургенев имел внебрачную дочь, матерью которой была крепостная крестьянка.
13. Тургенев превыше всего любил порядок. Он мог по нескольку раз за день менять белье, до чистоты убирать кабинет.
14. К Полине Виардо Тургенев испытывал настоящие чувства. Именно поэтому он постоянно ездил по всей Европе за ней и ее законным мужем.
15. Полина Виардо воспринимала Тургенева только как писателя.
16. Вес мозга Тургенева после смерти, измеренный анатомами, составлял 2000 граммов. 17. Иван Сергеевич Тургенев – это голова всей русской литературы. 18.У Тургенева были странности. 19.Материальных трудностей у Тургенева никогда не возникало, потому что его мама была богатой помещицей. 20.Как говорит биография Тургенева, этот писатель был противником крепостного права. В связи с этим он ликовал, когда у крестьян появилась свобода.
21. Внешность и внутренний мир писателя не соответствовали друг другу.
22. У Тургенева была страшная «ссора» с властью, за что его сослали в его имение, где он находился под присмотром полицейских.
23. Писателю очень нравилось петь.
24. По утрам Тургенев достаточно долгое время причесывал волосы.
25. Лучшие годы собственной жизни Иван Сергеевич провел именно во Франции.
26. Азарт всегда сопровождал Тургенева.
27. Телосложение Тургенева имело атлетический вид.
28. Характер писателя был чрезмерно мягким.
29. Иван Сергеевич Тургенев был влюбчивым человеком.
30. Тургенев увидел свою дочь Пелагею только через 7 лет после того как она родилась.
31. По молодости Иван Сергеевич сорил деньгами.

РЕКЛАМА
32. Иван Сергеевич Тургенев любил шахматы, и он считался сильным игроком.
33. Факты из жизни Тургенева говорят о том, что Иван Сергеевич имел натянутые отношения со Львом Толстым. У них было много ссор, которые иногда доходили до драки.
34. Свою дочь Тургенев официально не признал, но всячески ей помогал.
35. Первое образование Тургенев получал в Спасском-Лутовиновом имении.
36. Первая поэма Ивана Сергеевича Тургенева с названием «Стено» была написана во время его учебы на третьем курсе института. Об этом говорят краткие интересные факты из жизни Тургенева.
37. Тургенев дружил с Белинским.
38. Островского, Гончарова и Достоевского Тургенев встретил во время работы в «Современнике».
39. Иван Сергеевич перевел произведения Байрона и Шекспира на русский язык.
40. Тургенев был самым читаемым и популярным европейским писателем.
41. С 1882 года у Тургенева появились такие болезни как: невралгия, подагра и стенокардия.
42. Тело Ивана Сергеевича Тургенева захоронено на Волковском кладбище, которое расположено в Петербурге.
43. На развлечения Тургенев привык тратить только деньги родителей.
44. Тургенева называли «циклопом с женской душой».
45. Тургенев считался жителем Бадена.
46. Иван Сергеевич Тургенев был на открытии памятника Пушкину.
47. Тургеневу удалось популяризовать русскую литературу.
48. Многие произведения данного писателя вошли в курс русской литературы в школах.
49. Тургенев изредка подписывался как «недобоб».
50. Произведения Тургенева щедро оплачивались.
51. Всю собственную жизнь Иван Сергеевич провел «на краю чужого гнездышка».
52. С отцом Тургенев имел непростые отношения.
53. Тургенев родился в дворянской семье.
54. С детских лет Иван Сергеевич знал английский, французский и немецкий языки.
55. Самое коротенькое произведение принадлежит именно Тургеневу.
56. Интересные факты биографии Тургенева говорят о том, что за всю жизнь он так и не женился.
57. Тургенев в детстве был «маменькиным сынком».
58. В годы своей молодости Тургеневу влюбился в собственную родственницу, которую звали Ольга Тургенева.
59. Тургенев был крупным землевладельцем.
60. Некрасов был лучшим другом Ивана Сергеевича Тургенева.
61. Тургенев считался почетным доктором Оксфордского университета.


62. Проживая за границей, Иван Сергеевич всегда думал о Родине.
63. В 15 лет Тургенев уже стал студентом.
64. Иван Сергеевич Тургенев был вторым ребенком в семье.
65. В 1883 году писатель уже не мог спокойно спать без морфия.
66. Похоронам Тургенева предшествовала панихида в Париже, в которой приняло участие около 400 людей.
67. М.Н. Толстая ушла от мужа ради Тургенева, но для него их роман был лишь платоническим увлечением, нежели чем-то большим.
68. Последней любовью Ивана Сергеевича Тургенева была Мария Савина – актриса театра. Во время знакомства с ней Тургенев был в возрасте 61 года, а даме его сердца было всего 25 лет.
69. 38 лет Тургенев тесно общался с семьей своей возлюбленной Виардо.
70. У Тургенева была мучительная смерть.
71. В своих романах о любви Тургенев описывал собственные чувства и переживания.
72. В детские годы Тургенев подвергался жесточайшим истязаниям и побоям.
73. Западноевропейская жизнь произвела на Тургенева неизгладимое впечатление.
74. По просьбе мамы Иван Сергеевич Тургенев был начальником канцелярии в министерстве внутренних дел.
75. Крупное состояние матери Иван Сергеевич поделил с братом.
76. Скончался Иван Сергеевич Тургенев во Франции, в маленьком городке Буживаль.
77. За детские годы Тургеневу удалось объехать всю Западную Европу.
78. Тургенев был циником.
79. Корни вдохновения Ивана Сергеевича Тургенева были в крепостных отношениях.
80. Тургенев был мнительным и склонным к меланхолии человеком.
81. Тургенев почти никогда не испытывал злости, потому что он был добродушным человеком.
82. Тургенев желал, чтобы порыв страсти и любви захватил его с головой, но этого так и не случилось.
83. Тургенев был близок с «народной душой».
84. Телесные наказания со стороны матери в семье Тургенева были приемлемы.
85. В юности Тургенев сильно увлекался стихотворениями Бенедиктова.
86. Тургенев не был тем писателем, к которому слава пришла быстро и скоро.
87. Иваном Сергеевичем Тургеневым была написана коротенькая, но горячая статья, которая касалась смерти Гоголя.
88. Тургенев находился под арестом.
89. Тургенев был похож на Пушкина собственной человечностью.
90. Библиотека Тургенева занимала самую огромную комнату в доме.
91. Иван Сергеевич Тургенев любил природу России.
92. Род Тургенева не был титулованным, но он был знатным и старейшим.
93. Первая пора вдохновения Тургенева проходила с нотками романтизма.
94. Тургенев обладал натурой, лишенной энергии.
95. Последней болезнью Тургенева был рак спинного мозга, который и привел его к смертельному исходу.
96. Перед смертью Тургенев написал письмо Толстому.
97. Стихотворения Бенедиктова Иван Сергеевич Тургенев всегда читал со слезами на глазах.
98. У Тургенева была непростая молодость, потому что мать, овдовев, вышла замуж за алкоголика.
99. Нежные детские годы Тургенева отравила именно его мать.
100. Иван Сергеевич Тургенев быстро все забывал.

Печальное зрелище умирающего леса развивается затем в тему смертности человеческого существа. Наблюдать настоящую смерть вскоре пришлось всем выехавшим на охоту. Из леса выскочил, весь бледный, мужик и сказал, что срубленный ясень, падая, придавил подрядчика Максима. Подбежавшие были поражены тем, что умиравший не стонал, только глаза его расширились и подбородок дрожал. Максим считал виноватым себя, потому что в воскресенье заставил людей работать. Несчастный просил позвать священника и всё заботился о том, чтобы деньги были переданы жене за вычетом всего, что следует по списку выдать работникам. Его мысли были о лошади, за которую он дал накануне задаток. Вскоре он затрепетал, как птица, и умер.

Такое расставание с жизнью простых людей, которые без суеты и жалости к себе уходили в небытие, успевая сделать последние земные дела, с мыслями не о себе, а о своих ближних, много раз поражало автора. Ему вспоминался умиравший от ожогов человек, рядом с которым его семья продолжала заниматься обычными делами. Так же просто оставил этот мир знакомый мельник, смертельно надорвавшийся жёрновом. Вместо того, чтобы остаться в больнице, он направился домой привести в порядок все дела, а на 4-ый день спокойно умер.

Как-то раз рассказчик решил предложить своему молодому соседу Ардалиону сходить на охоту за тетеревами, тот согласился, предварительно попросив заехать на место вырубки леса в его поместье, которое он получил в наследство от своей тетушки. Тетка совершенно не занималась заботой о деревьях, которые вымерзли в одну из холодных и бесснежных зим, поэтому вырубка шла полным ходом, даже в воскресные дни.

Подъезжая к месту вырубки, охотники услышали звук падающего дерева и крики, на встречу к ним бежал мужик, пытаясь объяснить, что их подрядчика придавило ясенем. Когда автор со своим спутником подошел к месту трагедии, подрядчик Максим лежал под деревом уже при смерти. Он спокойно давал последние указания своим подчиненным, говоря, что это Бог наказ его за работу в воскресный день. Через некоторое время он умер, когда его пытались отвезти в больницу.

Увидев эту смерть, автор вспомнил и другие смерти, которым был свидетелем. Вспомнил умирающего мельника, который надорвался, выгружая жернова. Ему предлагали остаться в больнице, но тот уехал умирать домой, отдав последние указания. Вспомнил недоучившегося своего давнего приятеля Авенира, работающего у одного помещика учителем его детей. Он болел чахоткой и потихоньку угасал. Но не было в нем страха, - он радовался воспоминаниям из детства и успехам своих друзей. Вспомнил старушку, что ждала смертного часа, чтобы поцеловать крест и умереть. Вспомнил обожженного крестьянина, который тихо умирал в доме, когда рядом кипела жизнь.

Главная мысль

В данном рассказе автор размышляет о смерти, и о том, как умирают русские люди. Его поражает способность русского человека принять смерть как одну из составляющих жизни. Все его примеры доказывают, что люди уходили из жизни холодно и спокойно. Ни о ком, кроме своих близких не переживали, и знали, что вот-вот настанет их момент. Люди принимали этот факт безропотно и бесстрашно. И это не может не вызывать восхищения.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Тургенев. Все произведения

Смерть. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Семья Рэмзи проживает на острове Скай. Детям очень сильно хочется поехать на маяк. Они каждый день просят родителей об этом. Мать старается воодушевить их, а отец, наоборот, разочаровывает

На краю села, в мазанке жил да был дед Семен. Жил он вдвоем со старым рыжим котом. Хозяйство его было бедное – лошадь да овца. Промышлял он рыбалкой.

В доме Броуди проживает шесть человек: сам хозяин Джеймс женой Маргарет, трое детей, а также престарелая мать Броуди. Броуди имеет небольшой бизнес - он торгует шляпами.

Поздним весенним вечером два молодых человека - Сильва и Бусыгин - под аккомпанемент гитары провожают домой подружек, с которыми познакомились этой ночью. Надеясь на их гостеприимство, следуют до подъезда

Писатель Фирсов, оглядывая тихие окрестности Москвы, понимал, что в душе начинается приятная опустошенность, говорящая о том, что рождаются человеческие судьбы, которые появятся скоро в книге.

Умер Иван Сергеевич в пригороде Парижа Буживале в своем домике-шале. Дочери и внуков не было рядом с ним, так как мадам Виардо запретила им посещать больного Тургенева. В самые последние минуты жизни около него находился русский соотечественник князь Мещерский, да гувернантка мадемуазель Арнольд. Члены семейства Виардо мирно беседовали в соседнем помещении, полагая, что не имеет смысла быть рядом с больным, ведь у него все равно началась агония. В последние дни допускались к Ивану Сергеевичу лишь тщательно отобранные этим семейством русские: князь Мещерский, да европейски известный художник В. В. Верещагин.

Близкий друг Тургенева художник Боголюбов узнал о его смерти случайно. Он зашел в парижский магазинчик, чтобы найти свои прежние литографии для "Записок охотника", и вдруг увидел, что лицо продавца вытянулось: "Ах, как жаль, что господин Жан умер. Сегодня большой артикул в "Evenement", не хотите ли прочесть" - и подал ему газету. Прочитав заголовок, Боголюбов побежал в церковь и от привратника узнал, что за час до него какие-то три молодые человека привезли гроб Ивана Сергеевича и, что он теперь стоит в подвальной церкви. Он потребовал, чтобы церковь отворили, и увидел, что во мраке при маленькой, едва теплящейся лампадке, стоит что-то.

Он так описал нахлынувшие на него чувства: "Стоял я перед этим полувидением, как осовелый, и, пока глаза привыкли к свету, мысль собиралась, и я, точно, разглядел дубовый гроб, покрытый золотым покровом. Тут я пробыл в раздумье минут десять один, и все слова прощания с Тургеневым перебирались мною, и я как снова их слышал, и снова они тихо шептались тем, кого уже более не существует. Мальчик вернулся. Я вынул свою записную книжку, попросил его зажечь канделябр и зачертил это видение с его длинными тенями, теряющимися на сводах церкви - этого последнего жилья великого человека".

Когда Боголюбов вернулся домой, то явились к нему секретарь Тургенева Онегин и Харламов.
- Грустна наша встреча, господа"- опечаленно вымолвил Боголюбов.
- А каковы проводы покойнику из дома его г-жей и г-ми Виардо - так и собаку любимую лучше провожают, - сказал возмущенно Онегин, - ведь мы оттуда.
- Ничего не ели до сих пор, поднялись в 8 часов. Приехали в Буживаль с холстами, рамами, хотим взойти - дворник говорит: "Никого не велено принимать".
- "Да мы к покойнику". - "К покойнику, так поезжайте в Париж, он теперь сдан в церковь".
- "Да ведь он умер в понедельник, в час пополудни".
- "Это правда, но вчера работали целый день, резали, зашивали доктора, ваш консул был и священник, ну и управились, а сегодня отвезли".
- "Ну, так поздравляю вас с новыми хозяевами". Побрели на станцию железной дороги. Ждали, конечно, зашли в церковь и к вам. Дайте есть", - сказал Онегин.

За завтраком Боголюбов узнал, что никому, кроме вышесказанных деятелей, знать не дали, что приглашений никаких не будет, а о дне похорон объявится в газетах, что снята фотография, что Тургенев-скульптор, племянник покойного, снял маску и руку гипсовые. И то спасибо, что, проживая в Буживале, услышал он о смерти Ивана Сергеевича от своей коровницы, отпускавшей ежедневно два раза молоко покойному, что накануне при агонии был князь Орлов с сыновьями, которого едва допустили взглянуть на умирающего. Полина Виардо не заморачивалась с мертвым телом, и на следующий день после смерти оно было спешно помещено в гроб и перевезено в Париж.

Далее из воспоминаний Боголюбова: "Пришёл отец Дмитрий Васильев. От него я узнал, что похороны назначены на пятницу, что был вопрос хоронить 2-м классом, но порешили на 3-й, про время отвоза гроба в Россию выяснит М.М. Стасюлевич, живущий теперь в Динаре и бывший час спустя по отходе Ивана Сергеевича в Буживале..
О похоронах в церкви не скажу много, всё это известно из газет. Речей не было. В России ведь миряне не произносят их в храмах, а говорят на кладбищах..
Отец Васильев сказал хорошую речь, где он упомянул о Тургеневе как земляке, он из Орла, так было очень прочувствованно. Людей, любивших покойного, в церкви было много. "

Эдмон Гонкур. Из дневника: "7 сентября 1883. Богослужение у гроба Тургенева вызвало сегодня из парижских домов целый мирок: людей богатырского роста с расплывчатыми чертами лица, бородатых, как бог-отец, – подлинную Россию в миниатюре, о существовании которой в столице и не подозреваешь. Там было также много женщин – русских, немок, англичанок, благоговейных и преданных читательниц, явившихся принести дань уважения великому и изящному романисту".

Один из современников Тургенева, описывая похороны писателя, рассказывает следующий примечательный эпизод: "Обратив особенное внимание на преобладание простого, трудового люда, я решил определить степень его сознательного отношения к совершавшемуся событию. С этой целью я обратился к одному из рабочих, по-видимому каменщику, с намеренно наивным вопросом:
- Скажи, пожалуйста, любезный, кого это хоронят.
- Да ты, барин, с похмелья, что ли, ежели не знаешь, кого хоронят.
- Извините, любезный, - возразил я ему, - я человек приезжий, и не удивительно, если не знаю.
- Чай, в газетах все прописано, коли не слыхал. Тургенева хоронят - вот кого. Из писателев будет. "

После отпевания и прощания с покойным в парижском соборе, тело его оставили в подвале русской церкви на улице Дарю до приезда кого-нибудь из России, ведь за несколько дней до смерти Тургенев высказал пожелание быть похороненным подле В. Г. Белинского на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге.
По-видимому, не сразу определился Иван Сергеевич с местом своего захоронения. Боголюбов вспоминал об этом так: «Говорил мне кн. Мещерский, что при разговоре с покойным он вывел заключение, что Иван Сергеевич хотел знать мнение м-м Виардо, где быть ему погребённым, и что ежели бы она сказала, что фамильный монмартрский склеп соединит их бренные останки навсегда, то Тургенева Россия не получила бы. Он ждал этого решения, но его не последовало.."

***
Через несколько дней после церковной церемонии тело Тургенева было отправлено в Петербург. Наконец-то писатель возвращался на Родину, пусть даже мертвым. Прибыл гроб на пограничную станцию Вержболово без всякого сопровождения, в пустом вагоне. Здесь его встречал друг Тургенева издатель журнала "Вестник Европы" Михаил Матвеевич Стасюлевич. В первый момент он не знал как поступить, ведь сопровождать гроб должны были члены семьи Виардо, а их не было.

Вот как он это описывает: "На следующий день рано утром, в 6 часов, к самому окошку моего номера на станции, где я провел ночь, подошел тот самый прусский пассажирский поезд, с которым должно было прибыть тело Тургенева, а через несколько минут ко мне вбежал служитель с известием, что тело Тургенева прибыло, одно, без провожатых и без документов, по багажной накладной, где написано: «1 – покойник» – ни имени, ни фамилии! Мы только догадывались, что это – Тургенев, но, собственно, не могли знать того наверное. Тело прибыло в простом багажном вагоне, и гроб лежал на полу, заделанный в обыкновенном дорожном ящике для клади; около него по стенкам вагона стояло еще несколько ящиков, очевидно, с венками, оставшимися от парижской церемонии".

Лишь к вечеру прибыла дочь Виардо Клаудия с мужем. Многих покоробило, что она не сочла нужным сменить одежду и провожала Тургенева в последний путь в цветастом платье. Другой зять сказался заболевшим и не приехал. Мадам Виардо тоже не соблаговолила проводить гроб с близким человеком к месту захоронения. Она не пожелала даже брать на себя материальные затраты по организации похорон, пока не будет известно о том, что она наследует все имущество русского писателя. Исполнилось то, что предсказал Иван Сергеевич в одном из стихотворений в прозе: "Ты сорвала все цветы моей жизни, но не принесешь ни одного на мою могилу".

Однако в России Тургенев уже не был одинок! Торжественное и слезное прощание с писателем запомнилось многим современникам — по их словам, такого не было со времен кончины Пушкина. Когда прошла молва, что тело Тургенева возвращается в Россию, то на каждой станции стали собираться толпы людей, желавших поклониться гробу, стоящему в траурном вагоне. "К Гатчине мы подъехали около 9 ч. утра: вся платформа была густо заставлена народом, а в том месте, где должен был остановиться траурный вагон, были поставлены в порядке воспитанники гатчинского института и воспитанницы одного из местных учебных заведений… Тут нельзя даже было заметить различия между окраинами и коренною Россией; все сошлись в глубоком уважении к имени того, кто силою одного таланта поставил русский язык и русскую мысль на новую для них высоту».

Ну, а в Петербурге похоронить великого писателя пришли несметные толпы почитателей его таланта. Здесь его никогда не забывали, и множество россиян пожелали выразить свою любовь участием в прощальной церемонии. Столь величественные похороны ранее достались лишь на долю великого Пушкина. Люди шли нескончаемым потоком, стройными колоннами, в горестном молчании, с траурными венками увитыми лентами. Величественная процессия медленно прошествовала от Варшавского вокзала до Волкова кладбища.

Юрист и сенатор А.Ф. Кони описал прощальную церемонию: "Прием гроба в Петербурге и следование его на Волково кладбище представляли необычные зрелища по своей красоте, величавому характеру и полнейшему, добровольному и единодушному соблюдению порядка. Непрерывная цепь 176-ти депутаций от литературы, от газет и журналов, учёных, просветительных и учебных заведений, от земств, сибиряков, поляков и болгар заняла пространство в несколько вёрст, привлекая сочувственное и нередко растроганное внимание громадной публики, запрудившей тротуары, — несомыми депутациями изящными, великолепными венками и хоругвями с многозначительными надписями. Так, был венок «Автору „Муму“» от общества покровительства животным»; венок с повторением слов, сказанных больным Тургеневым художнику Боголюбову: «Живите и любите людей, как я их любил», - от Товарищества Передвижных выставок; венок с надписью «Любовь сильнее смерти» от педагогических женских курсов. Особенно выделялся венок с надписью «Незабвенному учителю правды и нравственной красоты» от Петербургского юридического общества. Депутация от драматических курсов любителей сценического искусства принесла огромную лиру из свежих цветов с порванными серебряными струнами".

А вот отзыв русских революционеров-нигилистов: "Иван Сергеевич оказал услугу русским либералам и мертвый. Русское правительство выказало еще раз свою неспособность ни явно препятствовать чествованию неприятной для него личности, ни взять на себя преобладающую роль в торжестве европейски знаменитого русского художника, ни даже скрыть свою бессильную и нерешительную оппозицию церемонии, в которой участвовали все оппозиционные силы России, группируя около себя — следовательно, против него, правительства, — множество сил, в сущности, вовсе не оппозиционных. У русских либералов хватило духу, опираясь на поддержку общественного мнения, придать этому торжеству, явно оппозиционному, размеры, до тех пор неслыханные на Руси для похорон частного лица, и, следовательно, нанести еще удар призраку непоколебимости русского абсолютизма. Мертвый Тургенев, окруженный пением православных попов, которых он ненавидел, и многочисленными делегациями групп, в политическую состоятельность которых он не верил, продолжал бессознательно дело своей жизни, выполнение «аннибаловой клятвы». Как его чисто художественные типы, так и его покрытый бесчисленными венками гроб были ступенями, по которым неудержимо и неотразимо шла к своей цели русская революция". Это хорошо понимал и русский император. Когда Александру III доложили о кончине Тургенева, он ответил: «Одним нигилистом меньше!"

***
А после торжественных похорон великого писателя началась трагикомедия с его наследством. По воспоминаниям современников Тургенев переделывал свое завещание три или четыре раза. В первом варианте, написанном в Спасском, он завещал все свое состояние жене брата и их родственникам. А 29 марта 1883 года тяжело больной писатель в тесной парижской квартире на улице Дуэ утром продиктовал русскому послу в Париже Андрею Карцеву свое последнее завещание: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Будучи в здравом уме и твердой памяти, я, нижеподписавшийся, коллежский секретарь Иван Сергеевич Тургенев, на случай моей смерти завещаю все авторские права и литературную собственность на сочинения мои, как изданные, так и неизданные, а равно еще должные мне по контракту книгопродавцем-издателем Иваном Ильичем Глазуновым двадцать тысяч рублей - всецело французской подданной Полине Виардо-Гарсиа. Писано со слов моих и по личной моей просьбе в квартире моей в Париже, улице Дуэ, № 50…». Согласно этому завещанию не только права на рукописи, но и все его имущество были завещаны Полине Bиардо.

А родная дочь Тургенева не получила ничего. Состоялся суд, и два года подряд после смерти писателя российская пресса внимательно следила за судебным процессом между Пелагеей - внебрачной дочерью Тургенева – и Полиной Виардо. В России все без исключения "болели" за то чтобы, наследство выскользнуло из рук жадной "бабы Виардихи" и оказалось у его дочери, которую все считали единственной законной наследницей. Однако французский суд решил дело в пользу Виардо, лишив тем самым дочь Тургенева наследства. Естественно, что это не добавило любви к «бабе Виардихе» со стороны тургеневских поклонников в России - а уж их было немало. После смерти отца дочь Tургенева Пелагея с двумя детьми осталась без средств к существованию и зарабатывала на жизнь уроками музыки. Суд выиграла мадам Виардо, все его состояние отошло к ней, а она не собиралась делиться им ни с дочерью Тургенева, ни с кем бы то ни было.

Писатель П.Д. Боборыкин: "Этот русский тонкий европеец, несмотря на то что у него было хорошее дворянское состояние, прожил свой век больше на биваках, во временных квартирах и таких же временных собственных домах.. Тургенев умер в павильоне дачи "Les Fr;nes", который Полина Виардо после его смерти объявила своей собственностью, а самого Тургенева обозвала «жильцом», якобы не имевшим никакого движимого и недвижимого имущества.

Виардо начала безжалостно распродавать имущество писателя – в том числе и фамильное имение Спасское-Лутовиново. К счастью, имение удалось спасти. По одним сведениям она получила отказ, в силу того, что на имущество, наследованное Тургеневым от матери, ее права не распространялись. По другим же сведениям, ненасытная мадам все-таки выставила фамильное имение на продажу, но его смогли выкупить дальние родственники Ивана Сергеевича. Причем часть денег дал им в долг Афанасий Фет. Среди вещей Тургенева, которые Виардо передала художнику Богомолову были его любимый медальон с прядью волос Пушкина, кресло, письменный стол, чернильница, рабочая блуза, а также тога и берет профессора Оксфордского музея. Больше ничего.

Кольцо-талисман с руки Пушкина, который Иван Сергеевич получил в дар от Жуковского, осталось у Виардо. Но ведь Тургенев ясно высказал свою последнюю волю о том, кому должно быть передано кольцо после его смерти в письме русскому вице-консулу: «Я очень горжусь обладанием пушкинского перстня и придаю ему так же как и Пушкин большое значение. После моей смерти я бы желал, чтобы этот перстень был передан графу Льву Николаевичу Толстому… Когда настанет и „его час“, гр. Толстой передал бы мой перстень по своему выбору достойнейшему последователю пушкинских традиций между новейшими писателями». После смерти Тургенева русский посланник пытался возвратить пушкинское кольцо в Россию, но безрезультатно. Все-таки в 1887 году, очевидно под давлением общественности, мадам Виардо передала это кольцо-талисман Пушкинскому музею Александровского лицея вместе с запиской Тургенева, гласящей: «Перстень этот был подарен Пушкину в Одессе княгиней Воронцовой. Он носил почти постоянно этот перстень (по поводу которого написал свое стихотворение «талисман») и подарил его на смертном одре поэту Жуковскому. От Жуковского перстень перешел к его сыну, Павлу Васильевичу, который подарил его мне. Иван Тургенев. Париж. Август 1880». Эта запись стояла под перстнем, выставленным им в 1880 году в Петербурге во время Пушкинских торжеств.

Последний рассказ Тургенева с символическим названием "Конец", который Виардо записала под его диктовку за две недели до смерти на французском языке долгое время не удавалось напечатать. Виардо выставила такие высокие гонорарные требования, что большинство русских издательств ей в издании отказали. Кроме того многие издатели, даже друг Тургенева редактор "Вестника Европы" Стасюлевич, усомнились в подлинности этого рассказа, ввиду несвойственной писателю корявости изложения. Как полагал Анненков, запись П. Виардо и неродной для писателя французский язык не могли сохранить в полной мере «обычную для писателя прелесть рассказа», так как П. Виардо писала под диктовку Тургенева «не очень разумея, что делает». В результате подлинность рассказа была подвергнута в России сомнению, и Стасюлевич считал, что этот рассказ является «подделкой г-жи Виардо».

Полина Виардо, со свойственным ей упорством, все- таки добилась своего. В результате длительных переговоров с редакцией журнала «Нива» ей удалось напечатать этот рассказ в переводе Д. В. Григоровича в первом номере за 1886 год.

Никто из друзей Тургенева после его смерти посещать Полину Виардо не пожелал, они вычеркнули ее из списка своих знакомых. Лишь художник Боголюбов спустя некоторое время после печальных событий решил посетить мадам Виардо в Буживале: "Приняла она меня очень ласково, чего я вовсе не ожидал, ибо газетные статьи, в русских журналах, да и многие частные люди, доброжелатели Ивана Сергеевича, не очень-то лестно отзывались о великой артистке. Все громко роптали, что, кроме своего родового имения, он оставил всё своё состояние м-м Виардо, а главное - право на издание его сочинений, которое сейчас же было куплено Глазуновым за 50 тысяч рублей. Осуждали Ивана Сергеевича за недостаток патриотизма, говорили, что он только на словах любил русского мужика, но на деле забыл его". И вот что высокомерная Виардо во время этого визита заявила Боголюбову: "Какое право имеют так называемые друзья Тургенева клеймить меня и его в наших отношениях. Все люди от рождения свободны, и все их действия, не приносящие вреда обществу, не подвержены ничьему суду! Чувства и действия мои и его были основаны на законах, нами принятых, непонятных для толпы, да и для многих лиц, считающих себя умными и честными. Сорок два года я прожила с избранником моего сердца, вредя разве себе, но никому другому. Но мы слишком хорошо понимали друг друга, чтобы заботиться о вреде и что о нас говорят, ибо обоюдное наше положение было признано законным теми, кто нас знал и ценил. Ежели русские дорожат именем Тургенева, то с гордостью могу сказать, что сопоставленное с ним имя Полины Виардо никак его не умаляет, а разве возвышает. Мерзавцы говорят, что я обобрала Тургенева, не зная, что меж нами есть залоги, которые уничтожают всякий материальный расчёт, принадлежащий нам обоюдно".

Полина пережила своего преданного поклонника на 27 лет. После её смерти была найдена рукопись писателя под названием «Тургенев. Жизнь для искусства». Говорят, что из этих строк можно было многое узнать об этом мистическом романе между двумя совершенно разными людьми. Но рукопись неожиданно бесследно исчезла в доме Виардо. Полина Виардо Гарсия умерла не дожив одного месяца до своего 89-летия. За два дня до смерти сказала, что скоро умрет, перестала общаться со своим семейством и спокойно скончалась в назначенный ей срок.

Читайте также: