Смерть самых лучших выбирает и дергает по одному еще один ушел во тьму

Обновлено: 04.07.2024

. написал Владимир Высоцкий. Вот и Лановой ушел. Слов нет - великий артист. Казалось, такая глыба, обязательно выкарабкается, но не случилось.

Хотела ещё вчера написать статью - как стало известно о смерти Василия Семёновича, но не смогла.

Я понимаю, что пишущих на смерть Ланового в эти дни тысячи и тысячи, и может, моя статья пройдёт незамеченной, но у меня ощущение, что ушел близкий родственник, поэтому не могу не высказаться.

Я, как и миллионы в этой стране, внучка ветеранов Великой Отечественной войны - один дед защищал Москву, а второй прошел мясорубку Ржевско-Вяземской операции, и в нашей семье Лановой, гениально сыгравший в фильме "Офицеры" Ивана Варавву, считался родным человеком.

А остальные его роли? Красивый и чувственный Алексей Вронский в "Анне Карениной", так удачно сыгранный в паре с бывшей женой Татьяной Самойловой:

Чудесный, лёгкий и весёлый "Полосатый рейс" в детстве я смотрела только ради одного кадра - где безымянный герой Ланового произносит всего-то пару реплик.

. потом перепрыгивает через рядом лежащую тетеньку и убегает. Моя бабушка смеялась:

"Когда вырастешь - тоже только эту сцену будешь смотреть?"

Выросла и с нетерпением в "Полосатом рейсе" жду кадр именно с Лановым)))

А книгу Грина "Алые паруса" я прочла благодаря одноименному фильму:

Про таких людей говорят: штучный товар, таких больше не делают.

Даже представить себе невозможно, чтобы Лановой вылез в каком-нибудь ток-шоу с подробностями своей личной жизни. Конечно, ему было что рассказать - развод, смерть жены, смерть сына. Но он не расплёскивал своё горе, не мелькал лишний раз на телеэкранах, а если и появлялся, то по существу:

Кто-то скажет - 87 лет немало. Немало. Но нам ещё только предстоит привыкнуть к мысли, что больше нет этого великого русского артиста.

“Уж нет ни холодов, не льдин,
Земля тепла, красна калина.
А в землю лег еще один,
На Новодевичьем, мужчина.

Смерть самых лучших выбирает,
И дергает по одному.
Еще один ушел во тьму,
Не поздоровилось ему,
Не буйствует и не скучает”.

***
Это стихотворение написано в неполном варианте.
Его написал Владимир Высоцкий на смерть Василия Шукшина.
***

© Copyright: Мастер. , 2008
Свидетельство о публикации №108071002432

Пишет Володя Высоцкий
Мастеру в личку стихи!

Так точно, товарищ Генерал.

На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Книга "Жанры в арсенале современной журналистики"

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

Этот текст предваряет все другие публикации, посвященные Дню Валентина и расположение на одной полосе с эпиграфом. Выраженные в нем обобщающие мысли автора предстают как глубоко волнующие самого автора умозаключения. Они пронизаны лиризмом, тонким эмоциональным настроем журналистки. В тексте нет каких-то повседневных бытовых, экономических, политических проблем, нет каких-то доказательств. Зато есть воспевание чувств и ожиданий влюбленного человека, для которого не существует преград на пути к возлюбленной (или возлюбленному), есть некий гимн любви, как возвышающему человека чувству.

На фоне иных жанров, в том числе и художественно-публицистических, эпиграф может выглядеть относительно скромно (прежде всего, по степени важности решаемой с его помощью задачи). Тем не менее в ряде случаев этот жанр оказывается очень кстати. Он бывает, например, нужен не только тогда, когда надо задать эмоциональный настрой, например, восприятию газетной полосы, но и тогда, когда существует необходимость объединить одной мыслью какие-то разрозненные материалы, представить их как свидетельства в пользу некой важной точки зрения, позиции автора или издания, выражаемой по поводу тех тем, проблем, которым предшествует и которые отображает в обобщенной форме эпиграф.

Из публикации «Смерть самых лучших выбирает и дергает по одному…»

(Метро. 25 января. 2000)

Великий поэт, сумевший из наших уличных, будничных слов высечь пронзительную и хлесткую, надрывную и щемящую, нежную и страстную речь. Речь обжигающую, беспокойную, надежную как дружба и настоящая любовь. Речь бунтарскую, правдивую, совестливую и покаянную. Речь объединительную — она делала равным интеллигента и бомжа, мента и профессора. Она стала домом, где каждый мог быть услышан.

Безгласному времени он дал свой надтреснутый, хрипящий, мужской голос. Он стремительно жил, стремительно любил. Сгорел как метеор в плотных слоях атмосферы застойного времени. Его разросшийся, мощный талант больше не мог существовать в теле земном, в оковах неприятий, мнений, глупостей… Не хочется говорить парадных слов. Высоцкий, как и совесть, — дело личное. И думая о личном — о Пушкине, Ахматовой, Высоцком, я, зная, что реальность не терпит сослагательного наклонения, порой ловлю себя на наивной мысли: ах, если бы они были сегодня, как жаль, что их нет. Ах, как рано ушел из жизни Высоцкий. Действительно, рано.

Думаю и, том, что бы сегодня сказал и сделал Владимир Семенович. А может, тот, кто там, наверху, кто выше нас, правильно распорядился? Может, он предусмотрел, что Высоцкому не надо видеть, как разваливается его любимый театр, как торгуют его памятью, его именем друзья. Как нищенствуют старики. Как наша интеллигенция, его коллеги — властители дум, до одури несколько лет потолковав взахлеб принародно о высокой духовности, гуманизме, постояв со свечами вокруг президента в Елоховском соборе, молча позволили в центре Москвы расстрелять людей только за то, что они «инакомыслящие», неугодные их демократическим устремлениям. И этим дали свое добро на следующую бойню — первую Чеченскую кампанию. Как эти же коллеги с песнями и плясками сопровождают сильных мира сего с лозунгами «голосуй за…». Спешат на правительственные фуршеты «в поддержку», не стыдясь есть с «барского стола», умиляются слову «мочить» (о, беззащитный русский язык!) и не хотят видеть плывущие в ночных вагонах по необъятной стране гробы с русскими мальчиками, делают вид, что не видят, как «справедливая борьба с терроризмом» превращается в геноцид…

Мне страшно думать о моем Высоцком в сегодняшнем дне. Мне страшно думать, что пришлось бы пережить его вторую смерть. Он уважал свой народ.

Сегодня бы мой Высоцкий умер от стыда за него.

Как видим, первые четыре абзаца журналист посвящает описанию достоинств артиста, оценке особенностей его творческого взлета, таланта гражданина своей страны. В последующем же отрывке публикации автор ее оценивает поведение сегодняшних интеллигентов, торгующих своей совестью, принимающих подачки «с барского стола» от власти, а также бывших друзей Высоцкого, торгующих его именем, и состояние развала Театра на Таганке, в котором работал Высоцкий. Это описание сегодняшних реалий производится в соотношении с идеалами, устремлениями поэта-бунтаря, которые и выступают в качестве критерия оценки современной российской действительности.

Эпитафия может быть представлена на страницах прессы в разных формах. Это может быть монологическое произведение, подобное изложенному выше. Она может быть и «полилогической».

Из публикации «Капитан больше не улыбнется…»

(Комсомольская правда. 1 апреля. 1999)

Умер Игорь Нетто. Бессменный капитан. Человек, при жизни ставший легендой. Его странная фамилия для наших отцов и дедов была символом футбола. Может, потому наш футбол, начиная с 70-х, и погрузнел, что из него ушел Нетто? А теперь он ушел от нас совсем. Помянем.

Дальше следуют поминальные речи известных российских спортсменов:

Владимир Маслаченко: Я горжусь тем, что судьба дала мне возможность играть и работать рядом с Игорем Александровичем. Я играл и вместе с ним и против него. И могу сказать, что это был игрок № 1 нашего футбола. Я говорил, говорю и буду говорить: это профессионал с большой буквы. Это был абсолютно честный человек, как в жизни, так и в футболе. Он был обречен футболом…

Геннадий Логофет: Он всех мерил своей меркой, хотел, что бы все так же относились к футболу, как он сам. А он отдавался ему полностью. У него была великолепная техника. Любой мяч (даже тот, который, как мы говорили, «подан на гланды») он укрощал одним-двумя движениями…

Алексей Парамонов: Я был знаком с Игорем более 50 лет. Я пришел в Спартак в 47-м, а Игорь в 49-м. Играли в клубе вместе 15 лет, дружили долгие годы. В последнее время, когда Игорь сильно болел, мы с Никитой Симоняном старались сделать для него все, что могли. И не потому, что он был великим футболистом, а настоящим человеком…

Валентин Бубукин: Я играл с Нетто в сборной 4 года и могу сказать, что Игорь был одним из лучших полузащитников мира всех времен. Он целиком отдавался игре, независимо от уровня матча. Он первый, кто показал нам, как надо дорожить свои имиджем. Если Нетто терял мяч, то он готов был сделать все, чтобы вернуть его своей команде. В жизни он был очень скромным человеком…

В конце публикации дана справка «Из досье „Комсомольской правды“»:

«Нетто Игорь Александрович (9.01.1930–30.03.1999). Заслуженный мастер спорта. Начал играть в Москве в команде стадиона „Юных пионеров“. Выступал за „Спартак“ (Москва) — 1949–1966 гг., сыграл 367 матчей. Пятикратный чемпион и трехкратный обладатель Кубка СССР. В сборной СССР провел 55 матчей. Чемпион Европы 1960 г. Награжден орденом Ленина».

Ушёл из жизни Г ениальный А втор Ф еноменальных Т екстов. Он не считал себя поэтом, он был актёром. Но его строки, посвященные Высоцкому, не оставляют равнодушным никого:

Мамаша, успокойтесь, он не хулиган.
Он не пристанет к Вам на полустанке.
В войну (Малахов помните курган?)
С гранатами такие шли под танки.

Такие строили дороги и мосты,
Каналы рыли, шахты и траншеи.
Всегда в грязи, но души их чисты.
Навеки жилы напряглись на шее.

Что за манера - сразу за наган?!
Что за привычка - сразу на колени?!
Ушел из жизни Маяковский-хулиган,
Ушел из жизни хулиган Есенин.

Чтоб мы не унижались за гроши,
Чтоб мы не жили, мать, по-идиотски,
Ушел из жизни хулиган Шукшин,
Ушел из жизни хулиган Высоцкий.

Мы живы, а они ушли Туда,
Взяв на себя все боли наши, раны.
Горит на небе новая звезда -
Ее зажгли, конечно, хулиганы.

"Своя колея", 2007 год:

Теперь ещё один хулиган ушёл Туда. Светлая память талантливому человеку.

Смерть самых лучших намечает
И дёргает по одному.
Такой наш брат ушёл во тьму.
Не поздоровилось ему!
Не буйствует и не скучает.

Читайте также: