Служба в овд основные цели и задачи

Обновлено: 05.07.2024

Принят
на двадцатом пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(постановление N 20-12
от 7 декабря 2002 года)

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН

О полиции (милиции)

Данный Закон устанавливает понятие полиции (милиции), ее задачи, цели деятельности, правовые основы и принципы, место полиции (милиции) в системе органов управления государственной власти, обязанности и права, структуру, порядок поступления на работу в полицию (милицию) и ответственность, государственные гарантии правового и социального обеспечения, а также порядок финансирования, материально-технического обеспечения и контроля за деятельностью полиции (милиции).

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Понятие полиции (милиции)

Полиция (милиция) - система государственных органов исполнительной власти, призванная защищать жизнь и здоровье человека, его права и свободы, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, наделена правом принуждения, предусмотренным данным Законом и другими законами.

Полиция (милиция) входит в систему полномочного органа государственного управления внутренними делами (в дальнейшем - полномочного органа).

Положения данного закона распространяются только на полицию (милицию), функционирующую в системе государственного органа внутренних дел.

Статья 2. Задачи полиции (милиции)

Задачи полиции (милиции) - обеспечить в порядке, предусмотренном законодательством:

1) защиту жизни и здоровья, прав, свобод и законных интересов личности от преступных и других противоправных поползновений;

2) защиту интересов государства и общества;

3) профилактику, предотвращение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

4) выявление и раскрытие преступлений;

5) охрану общественного порядка и общественной безопасности;

6) защиту любых форм собственности. Другие задачи могут возлагаться на полицию (милицию) только данным Законом.

Статья 3. Принципы деятельности
полиции (милиции)

Деятельность полиции (милиции) основывается на принципах законности, уважении прав и свобод, чести и достоинства личности, гуманности и гласности.

При выполнении возложенных на нее задач полиция (милиция) сотрудничает с органами государственного управления и местного самоуправления, организациями, другими правоохранительными органами и физическими лицами.

Статья 4. Правовое регулирование
деятельности полиции (милиции)

Деятельность полиции (милиции) регулируется конституцией, данным Законом, иными законами и правовыми актами, а также ратифицированными международными договорами.

Статья 5. Деятельность полиции (милиции) и
права граждан

Полиция (милиция) защищает жизнь, здоровье, права и свободы, законные интересы граждан независимо от его гражданства, расовой принадлежности, пола, языка, национальности, вероисповедания, политических и иных взглядов, социального происхождения, имущественного и иного положения, принадлежности к какой-либо партии или организации.

При любом случае ограничения прав и свобод человека сотрудники полиции (милиции) обязаны немедленно предъявить ему основания для ограничения и объяснить его права и обязанности.

Полиция (милиция) обязана предоставить задержанным или арестованным лицам реальные возможности воспользоваться правом на юридическую помощь, в установленном законом порядке известить их родственников, администрацию места работы или учебы об их местонахождении. В случае необходимости - принять меры для оказания им медицинской и иной помощи, а также устранения возникшей в связи с задержанием или арестом угрозы жизни, здоровью, имуществу личности или его семьи.

Полиция (милиция) не полномочна собирать, хранить, использовать и распространять сведения о частной жизни лица, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Полиция (милиция) обязана предоставить человеку возможность ознакомиться с документами или материалами, непосредственно связанными с его правами и свободами, если иное не предусмотрено законом.

Полиции (милиции) запрещено применять пытки, насилие, другие жестокие средства, унижающие честь и достоинство человека.

Статья 6. Привлечение иных сотрудников государственного
органа внутренних дел к выполнению задач,
стоящих перед полицией (милицией)

Аттестованные (квалифицированные) работники государственного органа внутренних дел, не являющиеся сотрудниками полиции (милиции), а также лица, проходящие стажировку, со стороны руководителя государственного органа внутренних дел могут в установленном порядке привлекаться к работе по охране общественного порядка и общественной безопасности, а также к борьбе с преступностью. В этом случае на них распространяются права и обязанности, предусмотренные данным Законом для сотрудников полиции (милиции).

Привлечение к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности военнослужащих внутренних войск срочной службы осуществляется в случаях и порядке, предусмотренных законом.

Статья 7. Содействие органов государственного
управления и местного самоуправления, организаций и
граждан в деле выполнения полицией (милицией)
возложенных на нее задач

Органы государственного управления и местного самоуправления и их должностные лица обязаны оказывать возможное содействие полиции (милиции) в деле выполнения поставленных перед нею задач.

Граждане и юридические лица могут участвовать в решении задач, стоящих перед полицией (милицией), на добровольных началах.

Статья 8. Полиция (милиция) и политика

Лицам, работающим или служащим в полиции (милиции), на всем протяжении работы или службы запрещено членство в какой-либо политической партии.

Запрещается вовлекать или привлекать полицию (милицию) к реализации политических задач.

Статья 9. Структура и подчиненность
полиции (милиции)

Структуру и численный состав полиции (милиции) утверждает правительство в соответствии с нормативами, предоставленными государственным органом внутренних дел. В рамках структуры и численного состава полиции (милиции) руководитель государственного органа внутренних дел правомочен создавать инфраструктурные подразделения полиции (милиции).

Общее руководство полицией (милицией) осуществляет руководитель государственного органа внутренних дел.

Глава 2. Обязанности полиции (милиции)

Статья 10. Обязанности полиции (милиции) по
обеспечению безопасности человека и
защите его прав и свобод

Полиция (милиция) обязана в установленном конституцией порядке:

1) защищать от преступных и иных посягательств жизнь, здоровье, честь, достоинство, права, свободы и законные интересы человека;

2) принимать меры к оказанию помощи пострадавшим от преступлений и иных правонарушений, несчастных случаев, а также людям, оказавшимся в опасной для жизни и здоровья ситуации;

3) доставлять в медицинские учреждения лиц, уклоняющихся от принудительного лечения;

4) совместно с органами здравоохранения в целях профилактики правонарушений обеспечить контроль над лицами, страдающими душевными заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией, а также иными болезнями, представляющими опасность для окружающих;

5) принимать меры для охраны жизни, здоровья и имущества судей, прокуроров, следователей, судебных исполнителей, должностных лиц органов внутренних дел, пострадавших, свидетелей, обвиняемых, защитников и иных лиц, содействующих уголовному судопроизводству, а также их близких родственников.

Статья 11. Обязанности полиции (милиции) в борьбе с
преступлениями и иными правонарушениями

Полиция (милиция) обязана в установленном конституцией порядке:

2) предотвращать и пресекать преступления и иные правонарушения, задерживать лиц, совершивших преступление или иное правонарушение, требующее расследования, выявлять причины, породившие преступление и иное правонарушение, и условия, способствовавшие их совершению, принимать меры к их устранению;

3) принимать меры по выявлению и раскрытию преступлений;

4) возбуждать уголовные дела, осуществлять неотложные следственные мероприятия для выявления совершивших преступление лиц, закрепления следов преступления, раскрытия преступления;

5) по возбужденным уголовным делам осуществлять расследование, задержание подозреваемых и другие предусмотренные законодательством действия, принимать меры к компенсации ущерба, нанесенного преступлением;

6) разыскивать лиц, совершивших преступление и скрывающихся от следственных и судебных органов, уклоняющихся от уголовной ответственности и наказания, пропавших без вести, в других предусмотренных законом случаях, а также похищенное имущество;

а) ведение дел по административным правонарушениям и административный арест;

б) розыск уклоняющихся от следствия, суда, наказания и в иных предусмотренных законом случаях лиц и имущества;

в) совместно с государственными и общественными органами соответствующие мероприятия по воспитанию несовершеннолетних, оставшихся без надзора, а также взятых на учет, по профилактике совершения ими преступлений;

а) депутатам, государственным служащим - в выполнении ими должностных обязанностей в случаях, если отдельные граждане не подчиняются их законным требованиям или препятствуют выполнению ими должностных обязанностей;

б) органам национальной безопасности - в борьбе с тяжкими преступлениями, направленными против государственной власти, а также в осуществлении иных мероприятий по обеспечению национальной безопасности;

в) военным комиссариатам - в осуществлении воинского учета, проведении мобилизации и призыва;

г) прокуратуре, органам государственного управления и местного самоуправления, общественным организациям - в осуществлении ими своих служебных обязанностей.

Полиция (милиция) выполняет другие обязанности, предусмотренные законодательством.

Статья 12. Обязанности полиции (милиции) по
охране общественного порядка

Полиция (милиция) обязана:

1) обеспечивать соблюдение общественного порядка на улицах, площадях, в парках культуры и отдыха, на железнодорожных станциях, в аэропортах, на избирательных участках, в иных общественных местах, в ходе судебных заседаний (по ходатайству судов);

2) в пределах своих полномочий содействовать депутатам, должностным лицам органов государственного управления и местного самоуправления, представителям организаций в случае препятствования их законной деятельности или возникновения угрозы их жизни, здоровью, чести и достоинству, а также имуществу.

Статья 13. Обязанности полиции (милиции) по
обеспечению безопасности дорожного движения

Полиция (милиция) обязана:

1) осуществлять государственный контроль и надзор за обеспечением безопасности дорожного движения; соблюдением правил движения, технических норм и других нормативных документов;

2) организовывать и проводить государственный технический осмотр автотранспортных средств, прицепов к ним;

3) в рамках полномочий предоставлять лицензии на изготовление водительских удостоверений, номеров государственной регистрации транспортных средств, документов, предоставляющих водителям право участия в дорожном движении, и других специальных бланков;

4) с целью организации дорожного движения, надзора за эксплуатацией технических средств осуществлять государственную регистрацию и учет предназначенных для движения по дорогам общего пользования автотранспортных средств и прицепов к ним;

5) регулировать дорожное движение;

6) в установленном порядке осуществлять государственный учет показателей безопасности дорожного движения.

Действие документа (за исключением ч. 4 ст. 10, п. 21 ч. 1, ч. 2 и 3 ст. 11, ч. 2 ст. 12, ч. 3 ст. 13, ст. 76) распространено на лиц, имеющих специальные звания и проходящих службу в Росгвардии (Федеральный закон от 03.07.2016 N 227-ФЗ).

2. Принципами службы в органах внутренних дел являются:

1) единоначалие и субординация (подчиненность) на службе в органах внутренних дел;

2) обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к службе в органах внутренних дел и создание возможностей для продвижения по службе независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами сотрудника органов внутренних дел;

3) взаимосвязь ограничений, обязанностей, запретов, ответственности на службе в органах внутренних дел и социальных гарантий сотрудника органов внутренних дел (далее также - сотрудник).

3. Принципы службы в органах внутренних дел реализуются при соблюдении следующих положений:

1) сотрудник органов внутренних дел в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом;

2) сотрудник органов внутренних дел при выполнении служебных обязанностей подчиняется только прямым руководителям (начальникам). Прямыми руководителями (начальниками) сотрудника являются руководители (начальники), которым он подчинен по службе, в том числе временно; ближайший к сотруднику прямой руководитель (начальник) является его непосредственным руководителем (начальником); сотрудники, не подчиненные друг другу по службе, могут быть старшими или младшими по подчиненности; старшинство сотрудников определяется замещаемой должностью, а в случае, если сотрудники замещают равнозначные должности, - по специальному званию;

3) обязательным для сотрудника органов внутренних дел является выполнение приказов и распоряжений руководителей (начальников), отданных в установленном порядке и не противоречащих федеральному закону;

4) ограничение прав и свобод человека и гражданина в отношении сотрудника органов внутренних дел допускается федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для выполнения задач, связанных с защитой основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, и для обеспечения безопасности государства;

5) сотрудник органов внутренних дел не вправе отказаться от выполнения своих служебных обязанностей, если эти обязанности предусмотрены контрактом о прохождении службы в органах внутренних дел (далее - контракт) или должностным регламентом (должностной инструкцией) и для выполнения этих обязанностей приняты необходимые меры безопасности;

6) сотруднику органов внутренних дел запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций.

1. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:

1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

9) утратил силу с 1 января 2018 года. - Федеральный закон от 05.12.2017 N 391-ФЗ;

11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

2. По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Переходя непосредственно к рассмотрению целей, задач и функций органов внутренних дел необходимо коротко остано­виться на некоторых основных общетеоретических понятиях.

Как уже указывалось, цель детерминирует содержание управ­ления. Поэтому исходным пунктом всей управленческой деятель­ности и необходимой предпосылкой эффективного функциониро­вания системы управления является определение целей, как ос­новного системообразующего признака любой организации, в этом смысле управление есть процесс целеполагания и целереализации.

Какое же содержание вкладывается в понятие «проблема», «цель», «задача», «функция», «функциональные обязанности» и «критерии достижения цели». Под проблемой в науке управления принято понимать об­наруженное различие между действительным и желаемым состоя­нием системы. Сформулированные проблемы находят свое отра­жение в конкретных целях.

Цель же — это будущее желаемое состояние объекта управ­ления или его отдельных параметров, которое в процессе управ­ления позволяет разрешить поставленную проблему. Цель в дан­ном случае выступает как единство мотивов, средств и результа­тов. Необходимо различать цели системы (то, ради чего создана система) и цели управления (организационная устойчивость и развитие систем и процессов управления)

Задача — есть конкретизация цели, посредством решения которой она достигается.

Под функциями в данном случае понимается регулярно выполняемая в какой-либо сфере работа по одному из направлений, возникших в результате разделения труда, для решения поставленных перед системой задач, направленных на достижение целей системы.

«Функциональные обязанности» - это персонифицирован­ные, то есть лежащие на конкретном лице обязанности осуществ­лять определенную работу по решению по­ставленных задач и достижению целей.

«Критерий достижения целей» — это основа оценки эффек­тивности управления. Осуществляется она с помощью заранее разработанных критериев и соответствующих показателей, позво­ляющих определить степень достижения цели.

Одной из специфических внутренних функций государства является его охранительная функция, направленная на обеспече­ние охраны правопорядка. Она образуется из общественных по­требностей в обеспечении правопорядка и исходит из существую­щего законодательства.

Делегируя выполнение значительной части этой функции Министерству внутренних дел, государство возлагает на него осу­ществление, в пределах своих полномочий, государственного управления в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охрану правопорядка, обеспечение общественной безопасности и непосредственную реализацию основных направлений деятельно­сти органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России.

Это является целями функционирования системы Министер­ства внутренних дел в сфере его внешнего управления.

Задачи системы являются производными от целей и раскры­вают основные направления ее деятельности. Это:

- разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечение общественного порядка и общественной безопасности;

- организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, раскрытию и расследованию преступлений;

- руководство органами внутренних дел и внутренними вой­сками в целях выполнения возложенных на них задач и принятие мер по совершенствованию их деятельности;

- совершенствование нормативно-правовой основы дея­тельности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспече­ние законности в их деятельности;

- совершенствование работы с кадрами, их профессиональ­ной подготовки, обеспечение правовой и социальной защищенности сотрудников и военнослужащих системы Министерства: развитие и укрепление материально-технической базы органов внут­ренних дел и внутренних войск.

Как видно из этого перечня, задачи системы связаны не толь­ко с управляющим воздействием на объекты внешней среды, но и присутствием задач внутреннего управления, связанных с упоря­дочением системы и организацией ее функционирования.




Функции системы органов внутренних дел отражают непо­средственное содержание их деятельности в сфере как внешнего, так и внутреннего управления, направленные на решение поставленных перед ними целей и задач.

Подавляющее количество функций МВД России направлено на решение задач внутриорганизационного управления системой органов внутренних дел России и обеспечение ее функциониро­вания. По общей классификации функций систем управления — это так называемые штабные и обеспечивающие функции.

К ним относятся такие конкретные функции МВД России как:

- определение основных направлений деятельности систе­мы;

- осуществление анализа состояния правопорядка и разработка долгосрочных и оперативных прогнозов развития крими­ногенной обстановки в стране;

- обобщение практики применения законодательства Рос­сийской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства и внесение в орган законодательной и исполни­тельной власти предложений по его совершенствованию;

- участие в разработке федеральных и региональных про­грамм в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, ох­раны правопорядка и борьбы с преступностью;

- организация деятельности органов внутренних дел по ос­новным направлениям их функционирования (оперативно-розыскной, криминалистической, производству дознания и пред­варительного следствия, предупреждению, выявлению и пресече­нию преступлений, розыску лиц совершивших преступления, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, идентифи­кацию неопознанных трупов, обеспечению безопасности личности, общественного порядка и общественной безопасности, охраны различных форм собственности, лицензированию, обеспечению безопасности дорожного движения и пр.)

Читайте также: