Скрытый смысл рика и морти

Обновлено: 07.07.2024

Время обсудить самые серьёзные вопросы современности. Забудьте о реальности, нам гораздо интереснее, как устроен мир «Рика и Морти», точнее, конечно же, сам Рик и то, почему он стал меньше рыгать.

Привет, я Гринберг — веб-редактор 2х2. Вы можете знать меня по таким важным и значимым материалам, как «„Дальнобойщики 2“ — Animal Crossing моего детства», инструкции «Как вытаптывать пенисы на снегу?» и слишком серьёзные анализы «Рика и Морти». О последних я пишу много, начиная с комиксов и заканчивая фанатскими теориями (нет, рикапами занимается другой чувак). Но сейчас на горизонте появился действительно важный и волнующий вопрос: почему Рик стал меньше рыгать? Ведь раньше он делал это постоянно.

Этот вопрос придуман не нами (как жаль), он появился на сайте Screenrant, и, казалось бы, кому какое дело? Но если рассматривать его в рамках вселенной, да ещё и подойти со всей серьёзностью, то за простым вопросом о количестве отрыжек скрывается много других о характере и поведении Санчеза. Вероятно, потаённого смысла за всем этим не кроется. Но канон — вещь беспощадная, почти как гравитация, и с ним приходится считаться.

С первых секунд пилота мульта нам показывают, что Рик — алкоголик, причём высокофункциональный. В постоянном подпитии, залипающий, периодически пускающий слюну и оказывающий большое влияние на сюжет своей вредной привычкой. Кульминационный момент наступает в серии о «Виндикаторах» — четвёртой третьего сезона. Специально для неё Джастин Ройланд, который озвучивает Рика (да и почти каждого персонажа), применил актёрский метод погружения в героя, когда прямо в процессе озвучивания конкретно напился.

Причина из реального мира (слышали о таком?) в том, что Ройланд не может рыгать по желанию. Ему приходится либо пить газированные напитки (этот же метод использует Сыендук при озвучке), либо напиваться. Второй вариант просто-напросто непродуктивный, а от первого Джастин отказался, потому что это приводило к проблемам с желудком. Вот, казалось бы, и объяснение всему происходящему.

Но ребята из Screenrant пошли чуть дальше и нашли определённые события, которые подталкивают нас к важнейшему вопросу — остался ли Рик алкоголиком? В качестве аргументов они приводят его тюремное заключение в конце второго сезона. Закованный в супертюрьме для самых опасных преступников, он даже туалетное вино себе не мог сделать, что уж говорить о привычном пьянстве. Примечательно, что в конце первой серии третьего сезона, после освобождения, он первым делом просит выпивку.

А после третьего сезона он, как правило, пьёт из своей фляжки — о её содержимом окружающие и зрители не могут знать и догадываться. Но вывод, который делают ребята из Screenrant, кажется мне слегка сомнительным. Вкратце говорится о том, что во время битвы с президентом Рик был готов абсолютно ко всему, потому что после своего заключения он решил никогда больше не терять бдительности. А ещё, как порядочный герой сериала, он растёт и меняется. Вроде звучит логично, если бы не одно но.

Когда Рика поймала Галактическая федерация, он не потерял былую хватку (именно это и позволило ему разрушить правительство). Он самостоятельно сдался. Что не отменяет уменьшения отрыжек на серию.

В любом случае, это всё домыслы, невозможно анализировать то, чего не было в сериале и о чём не говорилось напрямую. Может, его самого не радовало собственное поведение во время встречи с Виндикаторами? Жизнь не имеет смысла, так что сомнительно.

Мог бы Рик начать лучше заботиться о своей семье? Это мало на него похоже. Пусть он и говорит о бесконечных количествах своих близких в параллельных миров, он никогда не бросает семью (да и постоянно менять локации не получится). Тем более, в мультивселенной есть много способов одурманить и опьянить самого себя — ими он никогда не брезгует.

Есть ли настоящая корреляция между алкоголизмом Рика и его отрыжками? Вопрос невероятно серьёзный! Поэтому я отнесся к его изучению соответствующим образом, мне предстоял кропотливый анализ. В изначальной теории переломным моментом называют начало третьего сезона — с него я и начал. Я смотрел серию за серией, отмечал каждую отрыжку Рика, искал новые подходы к анализу. В каком контексте он рыгнул? Какие слова при этом произносил?

Я решил, что, раз Ройланд из-за проблем с желудком начал меньше рыгать, но оставил отрыжки, ценность каждой отрыжки выросла. Это не случайные, повседневные выбросы газов. Скорее всего, для каждой из них выбрано самое гармоничное время и место. Я начал вести «календарь» отрыжек Рика. Вплоть до минуты.

Эпизод 301.

11-12 min.
Первая отрыжка за серию. Удивительно, но Рик рыгает в теле жука. В своём старом теле он оставил часть знаний. Может ли это повлиять на него? Рик рыгает дважды.

Самая первая отрыжка за сезон — и самая загадочная, нетипичная, которая тут же рушит связь с желудком. Я изучил статью об отрыжках в «Большой медицинской энциклопедии». Есть много причин появления отрыжки, существует несколько разных её видов, как и источников появления. Но в материале нет ни слова об отрыжке при переселении в тело инопланетного жука. Я продолжил расследование.

Эпизод 301.

15-16 min.
Рик с другой причёской рыгает, когда сообщает новость о телепортации Рикадели на территорию галактического правительства.

Здесь я совершаю шокирующее открытие. Рик к тому моменту успел захватить тела нескольких других Риков. Благодаря причёске и одежде, он смог обмануть других членов Риксовета. Неужели по отрыжке можно отличать одного Рика от другого? К сожалению, нет, я вспоминаю эпизод с первым появлением злого Морти. Когда Рики в поисках нашего, из вселенной С-137, наполняют дом Смитов, они постоянно рыгают как не в себя.

Эпизод 301.

18 min.
Рыгает во время уничтожения правительства.

21 мин.
Рыгает во время монолога о том, как он подстроил свержение галактического правительства и Джерри.

Первый эпизод вообще богат на рыгательные подсказки. Например, во время беседы с жуком, тот начинает машинально шевелить своими жвалами (Усиками? Щупальцами? Этими болтающимися штуками), когда слышит упоминание о формуле путешествий между вселенными. Рик это подмечает, чтобы поддеть его. Но может ли отрыжка Рика быть такой же реакцией на происходящие вокруг события?

Эпизод 302.

19 min.
Роботизированная копия Рика рыгает. Маскировка? Есть ли процент отрыжек в речи? Я подметил, что сама отрыжка была механическая и бездушная.

В серии-пародии на «Безумного Макса» я отметил, как Саммер берёт фляжку у Рика, чтобы залить содержимое в движок. Теория о необычном содержимом фляжки Рика рушится на моих глазах. Но это всё мелочи, я чётко вижу свою цель — отрыжки. За серию Рик не издал ни одной — в этом же эпизоде он признаёт, что ситуация с разводом Джерри и Бет его напрягает, и он не справляется с этим здоровыми путями. Есть ли в этом связь? Я продолжаю своё исследование, пока что данных слишком мало.

Эпизод 303.

12 min.
Рик рыгает во время телефонного разговора. Он диктует свои условия, так как убил людей в теле огурца. Цитата: «Они не — буэрп — выпустили меня».

19 min.
Рик рыгает на терапии в разговоре с психологом. Отрыжка = доминирование?

Я вспоминаю ситуацию с фразой Рика «Вабба-лабба-даб-даб», которая появилась как гэг, но после оказалась языком народа Птичьей Личности. Её примерный перевод: «Я испытываю сильнейшую боль, помогите».

Может ли оказаться, что рыгания — это тоже замаскированная фраза? Тайный язык? Что если он общается с их помощью? Мне кажется, что я либо окончательно и бесповоротно схожу с ума, либо приближаюсь к разгадке.

Эпизод 304.

8 min.
Рыгает. Недоволен Морти.

10-11 min.
Рыгает (трижды), когда осознаёт, что в пьяной отключке убил Концесветника.
Рыгает в видео, когда объясняет правила.

12 min.
Рыгает в записи, когда поздравляет с победой.

13 min.
Рыгает реальный Рик. Во время спора об уничтожении планеты. Унижает оппонента?

Это начиналось как простой вопрос: «Стали ли Рик меньше пить?» Изначальная теория занимает не очень много места. Иду ли я в правильном направлении? Мне приходится пересматривать некоторые серии. Вдруг я пропустил важную отрыжку? Я тщательно записываю каждую в блокнот.

Эпизод 306

4-5 min.
Токсичный Рик рыгает, когда кричит на Морти.

5 min.
Очищенный Рик рыгает, после чего извиняется…

Последняя запись! Кажется, я нащупал нечто важное. Рик извиняется. Он извиняется за отрыжку, а после не рыгает вовсе. В этой серии рыгает только токсичный Рик. В первой серии третьего сезона Рик рыгает в теле жука. Вот она — разгадка. Пусть мой мозг — выжженная пустыня самоизоляции и отрыжек, но я способен соображать трезво и разумно! Ха! Ха-ха-ха!

Жук не давал мне покоя всё это время. Но мало ли что могло произойти? Теперь же у меня появилось подтверждение, что отрыжка — это часть личности Рика. Мало того, вместе со всеми токсинами и слабостями, он избавляется от этой черты во время детоксикации. Его рыгание никак не связано с алкоголизмом!

Каждый Рик рыгает — и это тоже та часть, что делает его Риком. Он тот, кто он есть, во всех мультивселенных. Рыгающий, бухающий, безумный, гениальный Рик-чёрт-его-побери-Санчез! Это часть его личности, рыгание делает его полноценным, настоящим на все 100% Он делает, что захочет: создаёт и уничтожает миры, подчиняет себе незнакомую физику и гнёт реальность. И рыгает когда, как, где и с кем захочет!

Наверняка, его отрыжка — совокупность сразу всех факторов. Рик знает, что и зачем делает. Не всегда срабатывает, но его действия обычно осмысленны. Более или менее. Он рыгает, чтобы акцентировать внимание на том, что говорит, ведь Санчез почти никогда не рыгает в одиночестве. Он рыгает, когда становится эмоциональным: доволен собой, злится. Он рыгает, чтобы унижать оппонентов и показывать, кто здесь доминантный самец. Ведь в руках гения даже отрыжка может быть мощным оружием.

Weird culture, трэш, всратость, жидошансон, киберфутуризм и VIA Avtozagar.


«Рик и Морти» – это не только остроумный сериал, наполненный черным юмором и отсылками к массовой культуре, но и настоящий учебник по философии экзистенциализма. Конечно, славу мультфильм снискал в первую очередь за юмор и беспощадный стеб над реальной жизнью, но самое интересное скрыто в образах героев, которые и заставляют преданных фанатов ждать выхода новых серий по нескольку лет и разбирать на атомы те эпизоды, что уже вышли.

Не будем распинаться о том, насколько «Рик и Морти» гениальный сериал по своей сути и структуре. Те, кто его смотрел, и сами это знают, а те, кто ещё нет, рано или поздно это сделают. Лучше перейдем непосредственно к виновникам данного текста – главным персонажам этой безумной нарисованной вселенной.

«Герой абсурда» Рик

«Рик и Морти» пропитан экзистенциальным восприятием мира и философией Альбера Камю в частности. Сериал регулярно поднимает вопрос о смысле жизни, бытия и самого человечества. С точки зрения экзистенциализма жизнь не имеет никакого смысла, ведь, как сказал Камю, все люди смертны, и с ним сложно спорить. А сквозь весь мультфильм проходит мысль о том, что не стоит копаться в смысле происходящего: это лишь ухудшит твою жизнь.

Камю считает, что счастливым человеком является именно «герой абсурда» – тот, кто осознал бессмысленностьмира, но вместо виселицы выбрал вписаться в эту абсурдную жизнь и примириться с тем фактом, что мы живем в мире без предназначения. Ведь, если ты признаешь жизнь абсурдной, то еще большим абсурдом будет противодействовать этому абсурду.

В мультфильме можно разглядеть столкновение двух личностей: Рика и его зятя Джерри. Джерри – типичный семьянин, старающийся быть любящим отцом и правильным мужем, а Рик – безумный ученый, «строящий роботов по приколу» и уничтожающий целые миры. Эта игра на контрастах показывает столкновение заурядности и абсурда. Рик постоянно ставит под сомнение общественные ценности, не принимает этики и морали. Наблюдая за Риком, можно легко разочароваться в нем как в хорошем человеке. Но в философии абсурдизма нет таких понятий, как хороший и плохой. Человек абсурда рождается тогда, когда умирает человек, питающий надежды – то, что и произошло с Риком.

Что мы знаем об этом персонаже? Он циничный, жестокий и аморальный человек, знающий все и обо всем. Рик полностью поддерживает идею того, что все вокруг не имеет никакого значения. Он высмеивает все вокруг и даже смеется над зрителями, раз за разом вводя их в заблуждение о собственных мотивах и планах. Новый сезон отличное тому подтверждение. На протяжении целой серии нам показывают драматичную историю становления личности, за которой мы наблюдали последние четыре года. Но Рик оказывается не таким тривиальным парнем, каким нам его пытаются преподнести. Внезапно всплывший в его памяти сычуаньский соус из МакДональдса значит для него гораздо больше, чем личное прошлое.

Поиски сычуаньского соуса, о котором говорится в конце первой серии нового сезона, – объективно абсурдная цель и мотивация персонажа. Но по своей сути она ничуть не хуже любой другой жизненной цели обычного человека, будь то карьера, семья, дом, учеба или удовольствия. Проще всего охарактеризовать одну из главных тем всего мультфильма цитатой Жан-Поля Сартра: «Смысла жизни не существует, мне придется самому создать его». Этой позиции придерживается и Рик, говоря о том, что нет ничего важнее соуса к наггетсам.

Творец и его детище

И еще немного о Рике, раз уж он является главным героем мультфильма.

Как подтвердили сами создатели сериала в одном из интервью, в «Рик и Морти» особое место занимает тема творца и его детища. Мысль о нашем Создателе, смысле, который он в нас вложил, – главные вопросы всего человеческого существования. Каждый задумывается о том, кто его создал и что создать ему самому.

Именно Рик представляет эту идею. Несовершенство мира и его существ – одна из его больных тем. Ко всем своим созданиям он не питает любви: робота, который должен лишь передавать масло, он наделяет искусственным интеллектом будто бы специально, чтоб тот осознал свое ничтожное предназначение; Арвадольф Линклер (результат эксперимента по скрещиванию ДНК Линкольна и Гитлера) чувствовал себя отродьем, угнетенным двойственностью своей сущности и мечтающим о любви своего «отца»; а созданная Риком микровселенная, в которой жили разумные существа, служила аккумулятором для его машины. Даже любовь собственной дочери он эксплуатирует в корыстных целях, чтобы брать в путешествия ее сына и иметь крышу над головой. Теплые слова Рика в ее адрес можно было услышать лишь пару раз в качестве банальной лести.

Если для описания смысла жизни опираться на Закон Божий, то наше существование имеет глубокий смысл, великое назначение и высокую цель. Христианский Бог ответственен не только за наше создание, но и за дальнейшее существование. Мы должны услышать Бога, понять его, приблизиться к нему. Ведь он только этого и ждет.

У экзистенциалистов и на этот счет свои мысли: отрицание бессмысленности и абсурдности зачастую приводит к «прыжку веры» – обращению к комфорту религиозных догмат. Позицию «Рика и Морти» можно описать так: если и допустить присутствие подобной силы в реальности и задуматься о ее отношении к нам, то станет очевидно, что срать на нас хотел Бог или то, что виновато за наше появление.

Джерри и «мораль рабов»

Рик – творец, он борется за свободу и индивидуальность личности, ее уникальность. Поэтому одним из его главных врагов в сериале выступает Галактическая Федерация. Она обесценивает такое понятие, как «личность», подавляет индивидуальность человека. Именно в мире, который захватывает Галактическая Федерации, Джерри чувствует себя комфортно и добивается успеха, даже не до конца поняв, чем именно он занимается.

Философию Рика можно описать одним из первых принципов буддизма: «жизнь есть страдание». Джерри – полный антипод Рика и примечателен лишь тем, что в большинстве случаев признает свою неправоту. Он желает быть хорошим отцом, хочет быть богатым, мечтает стать красивым и успешным. Но мир вокруг раз за разом напоминает ему о недостижимости этих целей.

Тем не менее, понимание бессмысленности жизни не всегда идет Рику на пользу. Осознание своей беспомощности и одиночества в одной из серий побуждают Рика совершить самоубийство, которое не состоялось лишь потому, что тот слишком много выпил и в последний момент потерял сознание. Джерри в то же самое время показан самым счастливым человеком в мире: он рад просто потому, что нашел свою газонокосилку и наконец может ей воспользоваться.

Поведение Джерри – собирательный образ того, что Ницше называл «моралью рабов». Он мелочен, покорен, убежден в полезности этих качеств. Это мораль человека, так зацикленного на себе, что, даже находясь в виртуальной проекции с мощностью работы в 5%, он не только не замечает подвоха, но и прекрасно себя чувствует. Для Джерри очень важно мнение общества, он так хочет казаться хорошим, что готов совершать самые идиотские поступки, лишь бы угодить людям вокруг. Остается лишь надеяться, что мировоззрение Джерри рано или поздно попадет под влияние Рика.

Внуки как пустые сосуды

Морти – подросток с еще только формирующимся характером. Первая встреча с ним дает понять, что он – типичный мальчишка с плохой успеваемостью, примитивными взглядами и такими же моральными принципами. Спустя один сезон можно разглядеть эволюцию этого персонажа, который не просто меняется, а наполняется, словно пустой сосуд, убеждениями и принципами, которые совмещают в себе и посредственность отца и цинизм и многогранность взглядов деда. Новый сезон практически полностью убивает юношескую наивность в обоих внуках: и Морти, и Саммер, которая становится не менее важной частью приключений.

Рик является отличным примером того, что осознание бытия, каким бы оно ни было, может в конечном счете никуда тебя не привести. Морти пошел дальше в этом плане. В одной из серий он сказал своей сестре: «Никто не существует по определенной причине. Никто ни к чему не привязан. Все однажды умрут. Пойдем посмотрим телек». Суть в том, что чем больше ты акцентируешь внимание на мысли о бессмысленности бытия, тем тяжелее будет перенести эту суровую правду. В конце концов, когда фокусируешься на чем-то более приземленном (семейной любви, чувствах и отношения между людьми, своих переживаниях, даже простых развлечениях), ты можешь обнаружить во всем этом свой смысл. Каждый много раз испытывал простые эмоции, которые становились в этот момент центром вселенной: «я люблю девочку из класса», «я люблю своего пса», «люблю свою семью» – и что же в этом плохого?

Осознание жестокой правды о том, что ничего не имеет значения, может помочь в определенных ситуациях (когда ты нежеланный ребенок, как Саммер, или когда твои жизненные цели и мечты недостижимы, как в случае с Бэт и Джерри). И как только ты переступаешь через этот ужасающий порог принятия, каждое действие и чувство становится твоим центром вселенной, каждый момент превращается в важнейший в жизни и абсолютно все обретает смысл. Именно это и происходит с Морти.

Экзистенциальный выбор Бэт

Еще одна тема, затронутая в «Рик и Морти», – это экзистенциальный выбор, термин Жан-Поля Сартра. Это момент в нашей жизни, когда мы определяем ее дальнейшее развитие. И проблема этого выбора в том, что какое бы решение человек ни принял, он всегда будет возвращаться в прошлое и думать: «А что, если бы я поступил иначе?».

Бэт, дочь Рика, стала матерью слишком рано, карьере она предпочла семью, о чем теперь не перестает жалеть. Эта тема поднимается в одной из серий первого сезона, когда все семейство получает очки альтернативной реальности и видит свою жизнь по иному сценарию: там Бэт не родила Саммер, Джерри не женился на ней, а она сама стала настоящим человеческим хирургом. Но в конце серии создатели сериала предлагают свой ответ на вопрос «экзистенциального выбора». Бэт узнает, что в этой альтернативной реальности она все равно несчастна, но уже из-за отсутствия любви Джерри. А это значит, что любое решение, которое бы ты ни выбрал, правильное.

Другая тема, связанная с Бэт, – борьба за любовь и внимание отца. Но рассуждать об этом пока рано – третий сезон показывает новый этап в отношениях Бэт и Рика. Дочь, глядя на отца, пытается быть такой же решительной и независимой, поэтому нам нужно лишь дождаться окончания третьей части этой истории.

У творения Джастина Ройланда и Дэна Хармона нет персонажей первого и второго плана. Хоть в названии присутствуют имена двух человек, мультфильм все же рассказывает о жизни всей семьи. «Рик и Морти» может показаться слишком жестоким и циничным сериалом, однако за черным юмором и иронией открывается настоящая семейная драма.

Мультсериал: «Рик и Морти» (Rick and Morty)
Годы: 2013-.
Создатели: Джастин Ройланд и Дэн Хармон
В главных ролях: Джастин Ройланд (озвучивает и Рика, и Морти), Крис Парнелл (озвучивает Джерри Смит), Спенсер Грэммер (озвучивает Саммер Смит), Сара Чок (озвучивает Бэт Смит).

Отсылки в мультсериале «Рик и Морти»

1. Когда персонажи в замешательстве или ошарашены, их губы опускаются вниз. Это дань уважения мультсериалу «Шоу Рена и Стимпи» (1991-1995), в котором Рен делал то же самое.

2. Музыкальная заставка мультсериала является смесью музыкальных тем сериалов «Доктор Кто» (2005-. ) и «На краю вселенной» (1999-2003).

3. Персонаж Птичьи Личности основан на персонаже по имени Хоук (Hawk; в пер. на рус.: ястреб), представителя древней расы людей-птиц, из сериала «Бак Роджерс в XXV веке» (1979-1981).

5. В 10-й серии первого сезона «Близкие риконтакты риковой степени» у одного Рика есть Морти, который похож на персонажа Эрика Штольца из фильма «Маска» (1985).

Эрик Штольц в фильме «Маска» / Кадр из мультсериала «Рик и Морти» Эрик Штольц в фильме «Маска» / Кадр из мультсериала «Рик и Морти»

7. Автомобиль, которым управляет Джерри, это Wagon Queen Family Truckster из фильма «Каникулы» (1983). Актёр Чеви Чейз, главный герой «Каникул», играл одну из ведущих ролей в первых четырёх сезонах предыдущего сериала создателя мультсериала Дэна Хармона «Сообщество» (2009-2015).

8. Дэвид Кросс, исполняющий в этом мультсериале роль лидера группы инопланетян, которым не нравится нагота, имеет определённое сходство с его персонажем Тобиасом Фюнке в ситкоме «Замедленное развитие» (2003-2006).

9. Основная вселенная в сюжетной линии сериала, C-137, скорее всего, является отсылкой к цезию-137, побочному продукту ядерного деления, которая представляет наибольшую экологическую угрозу после аварий на ядерных реакторах. Рик, по крайней мере, в одной серии использует цезий против сильного врага.

10. Существа четвёртого измерения в первой серии второго сезона — это отсылка к существам из телесериала «Лангольеры» (1995), снятого по одноимённому роману Стивена Кинга, в котором главные герои попадают в место, где не существует времени, и сталкиваются со странными существами, которые пожирают реальность там, где время существует.

Кадр из мультсериал «Рик и Морти» / Кадр из фильма «Каникулы» Кадр из мультсериал «Рик и Морти» / Кадр из фильма «Каникулы»

Секреты мультсериала «Рик и Морти»

1. Создатели мультсериала Дэн Хармон и Джастин Ройланд сказали, что они придумали предысторию для Рика без намерения когда-либо раскрыть её, потому что они считают, что слишком много сериалов изживают себя, раскрывая слишком много деталей. Однако они признались, что с самого начала использовали подсказки к разгадке одного из тёмных секретов Рика, а позже заявили, что один фанат правильно угадал этот секрет на онлайн-форуме. Путём исключения фанаты смогли сузить круг до четырёх возможных теорий:

  • Рик осознаёт, что он вымышленный персонаж;
  • постоянное пьянство Рика — это не алкоголизм. Он пьёт специальный экстракт, который наделяет его высокими интеллектуальными способностями;
  • Рик — это на самом деле пожилой Морти, который по каким-то причинам вернулся в прошлое;
  • настоящий Морти мёртв, и он был заменён своей копией из параллельного измерения.

2. На полке в гаражной мастерской Рика есть коробка с надписью «ВЕЩИ ДЛЯ ПУТЕШЕСТВИЯ ВО ВРЕМЕНИ». Однако Джастин Ройланд заявил на различных панелях, что в сюжете сериала не будет использоваться путешествие во времени. Многочисленные измерения и космические путешествия — да, но не путешествия во времени.

3. Во многих сериях на рабочем столе Рика можно увидеть странный шлем. В начале 4-й серии 3-го сезона под названием «Виндикаторы 3: Возвращение концесветника» даже можно увидеть, как он возится с этим шлемом. Наличие в мультсериале этого головного убора привело к появлению мрачной теории среди фанатов, которая основана на городской легенде о шлеме самоубийцы: проблемный подросток создаёт шлем, оснащённый патронами с дробью, который он затем использует для совершения самоубийства.

Шлем Рика состоит из нескольких выступающих из поверхности красных трубок, которые пугающе напоминают патроны для дробовика. Рик неоднократно сталкивался со смертью на протяжении всего мультсериала, но, учитывая его нестабильное и зачастую крайне депрессивное мышление, это может быть правдой, как бы не было прискорбно то, что он сознательно собрал данное устройство для такой цели.

Краткое предисловие.
Поп-культурные произведения, сериалы, фильмы и комиксы всегда опираются на какие-то взгляды и идеи, которые придуманы философами прошлого. Мне кажется, интересно взглянуть, на чем стоит современная культура и как старые идеи получают новое воплощение.

Третий сезон Рика и Морти был долгожданным. Фанаты строили теории, выискивали тайный смысл в твиттах авторов, собирали инфомацию по крупицам. Но Рик и Морти не были бы поп-культурным воплощение абсурдизма, если бы просто оправдали ожидания фанатов. Первой же серией нового сезона они перевернули все ожидания с ног на голову и от души посмеялись над ними.

В первых двух сезонах нам без конца показывают насколько Рику плевать на всех окружающих и вообще что бы, то ни было во вселенной. Он выглядит как человек, который принял для себя самый простой ответ на отсутсвие высшего смысла - гедонизм. Жизнь ради приключений, вечеринок и демонстрации своего превосходства над вселенной с помощью науки - это смысл жизни Рика, как он сам заявляет.

Но второй сезон, по сути, окончился на отрицании нигилизма, так как самый главный нигилист в сериале совершил альтруистический поступок ради других людей. Это было похоже на классическое развитие персонажа, его освобождение от внутреннего конфликта через большой Поступок.

Рик произносит трогательную речь на свадьбе своего лучшего друга, и в конце концов жертвует своей свободой ради достойной жизни для своей семьи.

Послушайте, я не самый хороший человек во вселенной. Потому что я умный, а хорошими становятся только глупые люди чтобы подстраховаться. И я никогда не скрывал что очень слабо доверяю браку. У меня с ним не сложилось, но зато я могу превратить черную дыру в солнце. Так что, в определенный момент ты спрашиваешь себя: "Какова вероятность что все это правда, а не ложь, которую мы говорим себе, потому что боимся умереть в одиночестве?" Ведь знаете, именно так мы умираем - в одиночестве. Но. но.. Вот в чем дело: Птичья Личность мой лучший друг, так что, раз он любит Тэми, то я тоже буду любить Тэми. За дружбу, за любовь и за мое величайшее приключение: изливание своей души перед всеми! Послушайте, я не самый хороший человек во вселенной. Потому что я умный, а хорошими становятся только глупые люди чтобы подстраховаться. И я никогда не скрывал что очень слабо доверяю браку. У меня с ним не сложилось, но зато я могу превратить черную дыру в солнце. Так что, в определенный момент ты спрашиваешь себя: "Какова вероятность что все это правда, а не ложь, которую мы говорим себе, потому что боимся умереть в одиночестве?" Ведь знаете, именно так мы умираем - в одиночестве. Но. но.. Вот в чем дело: Птичья Личность мой лучший друг, так что, раз он любит Тэми, то я тоже буду любить Тэми. За дружбу, за любовь и за мое величайшее приключение: изливание своей души перед всеми!

Он как будто находит наконец собственный смысл существования и принимает его, несмотря на то, что умом осознает всю бессмысленность и ничтожность любви и семьи. Он примиряется с бессмысленностью мира и выбирает любовь в качестве основы своей мотивации.

Такой выход из бессмысленности существования практиковали многие экзистенциалисты: Кьеркегор и Достоевский обращаются к вере в Бога, Сартр находит ответ в гуманизме.

Но Рик и Морти следуют путем другого представителя экзистенциализма. Альберт Камю осуждает и даже высмеивает экзистенциалистов типа Жан-Поля Сартра или Достоевского, которые, хотя и понимают всю абсурдность существования, все же пытаются искать опору в надежде или вере. Камю говорит: "Они обожествляют то, что их сокрушает и находят пищу для надежды в том, что их истощает".

"Побег из Рикшенка" точно также смеется и отрицает любые надежды фанатов на осмысленность и сентиментальность.

Сначала серия как будто действительно раскрывает нам Рика, показывает что гибель семьи сделала его бездушным гением. Типичная трагическая история, которая придает смысл безумию Рика. Зритель сближается с героем и заглядывает в потайные закоулки его души. Но потом оказывается что нас жестоко обманули и вся эта история целиком выдумана для того, чтобы осуществить побег.

Когда во втором сезоне нам показали могущественных врагов Рика: Галактическое Правительство и Совет Риков, то мы ждали что за этим последует долгая неравная борьба. Но в третьем сезоне Рик уничтожает и тех и других за несколько минут, попутно сбегая из тюрьмы.

Как только зритель начинает ощущать смысл в происходящем и понимать внутреннюю логику, сериал грубо выбивает эту опору прямо из под ног. И делает все это не один раз. Когда Рик узнает, что его внуки в плену Совета Риков, он идет спасать их. Но когда Саммер берут в заложники, он показывает полное безразличие к ее судьбе. Что оказывается только частью его хитрого плана по спасению. Но когда Рик все таки остается героем и спасает внуков, то тут же поясняет им, что ему в общем-то на них плевать и спасал он их только для потому, что искать им замену в другом измерении было бы еще сложнее. А без детей их мать просто не пустит его обратно домой. Для Рика спасение внуков - это как зайти по дороге домой за покупками - просто скучное дело, которое нужно сделать.

Действительно ли это так? Было ли заключение и побег частью плана Рика изначально? То есть и свадьба, на которой умер его "лучший друг" - это тоже часть его плана? А может быть, он просто придумал все это, пока был в заключении? И если все было так просто, то почему Рик не уничтожил Правительство давным давно?

Когда зритель уже окончательно запутался в абсурде происходящего, серия наносит последний удар. Вишенка на торте - Сычуаньский соус. Главная мотивация Рика это не любовь и не свобода, это лимитированный соус к наггетсам. Только ради него он сел в тюрьму, чтобы попасть в свои воспоминания и снова его попробовать.

Если пытаться расшифровать этот символ, то сычуаньский соус - это отражение абсурдности абсолютно любой привязанности. Если абсолютно ничего не имеет смысла, так почему бы не потратить 9 сезонов и 97 лет на поиск соуса.

Камю писал что единственный кто понимает и находит счастье в бессмысленности - это "Герой абсурда". Он счастлив в абсурдности жизни и четко осознает безразличие вселенной. Камю называет это "ясным безразличием".

И это и есть Рик. Его мышление определяет знание о бесконечной мультивселенной где произойдет абсолютно все, самое ужасное и самое прекрасное. Он считает любые чувства всего лишь реакциями в нашем мозге. Он может творить вселенные и гасить звезды, но его главная мотивация - сычуаньский соус.

Но между Героем Абсурда Камю и Риком Санчезом есть одно важное отличие: герой абсурда должен быть счастлив в абсурдности происходящего. Но Рик по прежнему не выглядит счастливым и его коронная фраза все еще означает "Я испытываю сильную боль". Может быть авторы просто продолжают играть с нашими поисками смысла, а может быть в этой шутке все такие есть доля правды. Ждем четвертого сезона.

Читайте также: