Схема volume control

Обновлено: 05.07.2024

Регуляторы громкости высококачественной аудиоаппаратуры.

Предисловие к переработанной части.

С момента написания этой статьи прошло почти 3 года, и опубликована была только 1-я часть. К сожалению, постоянная нехватка времени не давала возможности никак закончить 2-ю (управление "никитинским") и 3-ю (управление многоканальным усилителем для ДК) части. Но может быть оно получилось и к лучшему - за прошедшие 3 года появились новые варианты, а старые были несколько изменены, на основани опыта по их изготовлению и работе с ними.
Поскольку сейчас нашлось немного времени, и мне уже очень неудобно "кормить завтраками" (т.е обещать - "вот завтра, точно все будет!") тех, кто с нетерпением ждет публикаций остальных частей, я и сделал переработку 1-й части и опубликовать 2-ю часть. Вместе с тем, имеющуюся 3-ю часть я решил сделать 4-й. А вместо нее, место 3-й части займет описание более расширенной (чем во 2-й части) версии для управления "никитинским" регулятором - полного контроллера высококачественного лампового или транзисторного усилителя. Таким образом, если мне ничего не придет еще более нового в голову, в окончательном варианте будет довольно большая 1-я часть, небольшая по размеру 2-я часть, и чуть побольше 3- и 4-я.

Внимание! Вся информация по "никитинскому" регулятору, перенесена во 2-ю часть!

Проблематика регулировки громкости.

Регулировка громкости в действительно высококачественной аудиоаппаратуре, несмотря на кажущуюся простоту, представляет некоторую проблему. С одной стороны - минималистски настроенные любители "высокого конца" иногда считают вообще ненужными регуляторы громкости (а тем более баланса), музыка должна звучать с определенным, заранее настроенным уровнем, считают они.

С другой стороны - в реальных условиях, согласитесь, не иметь регулировки громкости несколько неудобно. Что должен обеспечивать регулятор громкости? Линейную зависимость громкости от поворота ручки регулятора (или иного управляющего устройства) для чего сам регулятор должен быть логарифмическим. Само по себе это требование выполнить не так сложно, но регулятор желательно должен быть сдвоенным, а обеспечить синхронность регулировки (т.е. зависимость сопротивления от угла поворота), тем более в логарифмическом потенциометре - не так просто, всегда существует технологический разброс. Естественно, регулятор не должен вносить никаких "шорохов и тресков" и вообще как можно меньше воздействовать на сам сигнал. Неплохо также иметь возможность дистанционного управления (причем с беспроводным пультом, а не дергать за "вожжи") .

В данном цикле мы рассмотрим несколько вариантов регулировки громкости - на микросхемах и на реле, варианты управления на микроконтроллерах - от самых простейших до более сложных.

Небольшой обзор микросхем регуляторов громкости.

Электронная регулировка громкости обычно выполняется или на усилителях с переменным коэффициентов усиления (VGA - Variable Gain Amplifier), например на SSM2160, или на переключаемых делителях на резисторах, различных исполнений. Наиболее популярны - цифровые потенциометры (например DS1802 от Dallas-Maxim), регулятор CS3310 фирмы Cirrus Logic (Crystal Semiconductors), совместимая с ней PGA2310 фирмы Burr-Brown (сейчас - Texas Instruments), LM1972 фирмы National Semiconductors. Последние - несколько дешевле и более доставаемые, кроме того - несмотря на лучшие "объективные характеристики" CS3310, многие отмечают более приятное звучание у LM1972, хотя она и имеет несколько более высокое проникновение сигналов управления в звуковой канал во время регулировки. Хочу предупредить - многочисленные попытки использовать 3-х канальную микросхему LM1973 закончились полным провалом. При том, что внутри LM1972 и LM1973 наверняка одно и то же, с последней звук получается существенно хуже. Почему - не знаю, принял как экспериментальный факт.

В последнее время появились более новые микросхемы от TI - PGA4311, которые мало того что 4-х канальные, но по утверждениям разработчиков обеспечивают более высокие параметры чем PGA2310. (Есть также 2-х канальная версия PGA2311). Микросхема от AnalogDevices SSM2160 хотя и обеспечивает все требуемые регулировки по 6 каналам, по качестуу звука уступает PGA.

Различные микросхемы типа LM1036 (а также 174УН10/12) не обеспечивают надлежащего качества звучания, поэтому не рассматриваются вовсе. Разумеется, в данном кратком обзоре приведены не все существующие варианты электронных регуляторов, а только несколько типичных представителей.

Простой регулятор громкости и баланса на LM1972.

LM1972 обеспечивает раздельную регулировку громкости по двум каналам в диапазоне от 0 до -78dB, с шагом 0.5dB в диапазоне 0 - -48dB и с шагом 1dB в диапазоне -48 - -78dB. Управление осуществляется простым 3-х проводным интерфейсом (SPI) как показано на рисунке ниже.

При необходимости управления более чем двумя каналами (т.е. более чем одной микросхемой) существует две возможности. В простейшем случае, когда нужно управлять всеми каналами синхронно, например два канала фронта и два канала тыла, т.е. не требуется регулировка баланса "фронт-тыл" - можно просто объединить сигналы управления двух микросхем (возможность регулировки баланса "лево-право" при этом сохраняется). Разумеется - таким образом можно запараллелить не только две, но и больше микросхем (получив управление громкостью синхронно по 2*N каналам) - на рисунке ниже, слева. Если же требуется полностью раздельное управление по все каналам - следуют включить микросхемы в цепочку, т.е. подав выход данных (DO) одной на вход данных (DI) другой, как показано на рисунке ниже, справа.

Сигналы тактирования (clock) и загрузки/сдвига (load/shift) при этом подаются параллельно на все микросхемы. Более подробные сведения приведены в даташите на микросхему на сайте производителя

Самый простейший регулятор громкости для стереоусилителя показан на рисунке ниже. Он не имеет никакой индикации (она просто не нужна). Регулировка осуществляется двумя ОБЫЧНЫМИ потенциометрами - громкость и баланс, причем среднее положение баланса индицируется светодиодом, и кнопкой "MUTE", также с индикацией.

Схема может на первый взгляд показаться несколько громоздкой, но присмотритесь внимательно - стабилизаторы питания и блокировочные конденсаторы составляют чуть ли не больше половины схемы! Ведь собственно сама схема - это регулятор LM1972 и микроконтроллер PIC12C671. Плюс одна кнопка, два потенциометра и два светодиода с балластными резисторами.

Примечание : я получил несколько собщений, что микроконтроллер PIC12С671 не везде доступен, хотя и дешев. Да и для любителей - проще иметь дело с микроконтроллером, у которого многократно перешиваемая память программ ("F"), а не однократная ("С"). Поэтому для этой и других схем, где упоминается PIC12С671, я выкладываю также прошивку под легче доставаемый PIC12С672, и под "многократный" PIC12F675

Регуляторы громкости на PGA2310

Эта часть добавлена "по просьбе публики" для тех, кто не смог самостоятельно адаптировать прошвку. Схема представляет собой вариант предыдущей схемы и программы, т.е. микросхемы LM1972 и PGA2310 управляются одинаково - через последовательную шину SPI, но отличаются внутренней структурой.

Прежде всего, в отличии от LM1972, регулирующей громкость от 0дБ до -78дБ (т.е. "на ослабление") и требующих высокого входного сопротивления последующего каскада (буфера), миросхема от Тексас Инструмент "умеют" и усиливать сигнал - их диапазон регулировки от +31.5 до -95.5 дБ (т.е. полный диапазон - 128дБ), с шагом 0.5дБ. Также микросхема не нуждается в буфере, и может работать на нагрузку 600 Ом.

Использование всего диапазона регулировки PGA2310 представляется мне сильно избыточным, поэтому было принято такое решение: делаем 3 варианта программы:

  1. Full – полный диапазон, от-95.5дБ до +31.5дБ с шагом 1дБ
  2. NoGain – без усиления, т -63дБ до 0дБ с шагом 0.5дБ
  3. Gain3 – с усилением, от -53дБ до +10дБ с шагом 0.5дБ

Регулировка баланса во всех вариантах - +/-8дБ с шагом 0.5дБ.
В варианте “Full” возможна также аппаратная настройка границ, о чем будет сказано ниже.

Как видите, схема практически не изменилась (для простоты – на схеме не показаны стабилизаторы питания), основные отличия – в программе. Как и в схемах на LM1972, можно поставить несколько (n) PGA2310 параллельно (т.е. соединив у них у всех одноименные выводы между собой, кроме аналоговых входов и выходов, конечно), и тем самым получить синхронную регулировку громкости по 2n каналов. Например – 3 микросхемы, первая на фронт, вторая на ыл, третья – на ценрт и саб. Регулятор баланса правда, будет кроме баланса левая сторона/правая сторона, еще и изменять соотношение центр/саб. Поэтому его лучше не использовать (установив вместо переменного резистора два одинаковых постояных резистора 10-20к). Более сложная и более " правильная " схема регулятора для Домашнего Кинотеатра будет описана позднее.

Возможность работы на низкоомную (600ом, 1нФ) нагрузку (выходной ток PGA2310 – до 35мА, а 2311 – до 50мА) дают прекрасную возможность использовать эту микросхему как готовый предусилитель, или буфер для усилителя мощности с низкоомным входом. Далее представлены примеры такого использования.

LM4780 (LM3886) в инвертирующем включении)

В инвертирующем включении, усилитель LM3886 (и ее сдвоенный вариант – LM4780, представляющие собой физически два кристалла 3886 в одном корпусе) обладает лучшим звучанием, по сравнению с " обычным " неинвертирующим, но для обеспечения устойчивости, в любом ее включении ее коэффициент усиления не должен быть меньше 10 (некоторые рекомндуют даже 20-30), а резистор обратной связи – желательно должен не превышать 50кОм. Это определяет входной резистор ) а следовательно, и входное сопротивление усилителя) не более 3-5к Ом,что весьма мало и требует использования различного вида буферов. Низкое выходное сопротивление PGA2310/2311 позволяет ей быть таким буфером, но не следует забывать, что ее собстенное входное сопротивление составляет 10кОм, что в отдельных случаех может потребовать установки буфера для нее самой!

При установке Кус=10 в выходном усилителе и максимальном усилении в регуляторе громкости-буфере 30 (вариант Full), при максимально допустимой мощности 60W@8Ohm, чуствительность получается около 70мВ, что очень избыточно. Поэтому целесообразнее использовать вариант Gain3 (общее усиление 30 и чуствительность 0.7в). При меньшей мощности – может более полезным окажется вариант “NoGain”, с одновременным увеличением усиления выходного каскада до 15-20 (зависит от того, какую чуствительность хочется получить – старую стандатную 0.7в, или же 2 в, сответствующие 0дБ на выходе ЦАПа). Или же использовать вариант “Full” с аппаратной регулировкой границ. В любом случае, следует руководствоваться следущим правилом – если чуствительность надо увеличить, и усиление в оконечном каскаде (LM3886/4780) достаточно для обеспечения устойчивости (отсутствия самовозбуждения), то лучше увеличивать чуствительность усилением в регуляторе громкости, чем в выходном каскаде. Это связано как в шумовыми характеристиками, так и с постоянной составляющей на выходе.

Как видите на схеме, между регулятором громкости и выходным усилителем отсутствует разделительный конденсатор, и напряжение смещения регулятора, будет в Кус выходного каскада приложено к динамику. Поэтому этот Кус и желательно иметь поменьше (лишь бы обеспечивалесь устойчивость!). По той же причине, лучше использовать PGA2311 вместо 2310, т.к. она обладает вдвое меньшим напряжением смещения. Поскольку сама LM4780 (LM3886) не является предметом данного повествования, на схеме не показаны ее блокировочные конденсаторы по питания и цепочки Бушеро на выходе. Величина резистора R10 зависит от напряжения питания выходого каскада. Для более полной информации – не поленитесь посмотреть в даташит и многочисленные FAQ’и по этим микросхемам, я не думаю что в статье про регуляторы громкости стои их дублировать J

Однотактный телефонный усилитель с регулятором громкости.

На базе регулятора громкости PGA2310 легко можно построить усилитель для наушников (головных телефонов), добавив к нему просто усилитель тока (эмиттерный или истоковый повторитель). В отличие от предыдущей схемы, здесь выгоднее применять 2310 а не 2311, из-за ограничения напряжения питания последней на уровне ±5в. С учетом OutputDropVoltage = 1.5в, это не позволит получить на выходе напряжение больше 2.2-2.4в (RMS), чего для высокоомных наушников может не хватить. PGA2310 имеет диапазон питающих напряжений до ±15в, при указанном на схеме питании ±12в, усилитель в целом обеспечивает 3.2в на 32 ома нагрузку, и 6.5 в на 300 ом, чего более чем достаточно.

В данной схеме использован вариант “Full” с аппаратной регулировкой границ. Ввведено два подстроечных резистора, на краях потенциометра регулятора громкости. Это позволяет выставить диапазон регулировки громкости (и максимальное усиление схемы!) применительно к конкретным условиям (напряжению выхода источника, чуствительности наушников).

Измеренный КНИ при воспроизведении сигнала 1кГц с уровнем 0дб с ЦД-проигрывателя составил 0.12%. ( Хочу заметить, что измерение было проведено USB-аудиокартой для акустических измерений, которая не очень пригодна для измерения малых КНИ, о чем написано в ее описании ), что включает в себя все погрешности не толко телефонного усилителя с регулятором, но и ЦАП+фильтр+буфер плеера. Помоему неплохо J

Следует помнить, что как и все усилители, работающие в классе «А» - этот усилитель имеет КПД как у паровоза (а точнее - еще ниже), и является некоторым подобием нагревательного прибора. При токе 220мА, на двух транзисторах и двух резисторах выходного каскада выделяется почти 11Вт. На двух стабилизаторах также выделиться не менее 2.2-2.5Вт. Поэтому собирая усилитель в корпусе, нужно обеспечить условия охлаждения (отвода тепла). Резисторы лучше использовать керамические, не менее 5Вт. Еще лучше – набрать их из нескольких 3-5 ваттных параллельно или последовательно. Транзисторы и стабилизаторы – установлены на радиаторах достаточного размера (в зависимости от конструкции, роль радиатора может выполнять и металлический корпус). Если Вы планируете исползовать только низкоомные (32 ома) наушники, то целесообразно снизить напряжение питания с ±12в до ±9в или даже до ±5в (используя стабилизаторы 7809/7909 или 7805/7905), в последнем случае можно также использовать PGA2311. Если же наоборот, Вы планируете использовать только высокоомные (300, 600 ом) наушники – целесообразно уменьшить ток, увеличением эмиттерных резисторов.



От регулятора тембра мне нужен только подъем крайних частот диапазона для увеличения отдачи дешевых динамиков. Но на Али регуляторов такого типа, увы, не нашлось. Посему недорого приобрел традиционный регулятор НЧ-ВЧ с регулировками как в плюс, так и в минус.

Устройство собрано на компактной плате, комплектуется ручками для регуляторов. Но провода с разъемами в комплект поставки не входят!

Внешне все приемлемо — детали с 5% допуском, конденсаторы полипропиленовые, переменные резисторы B50k.

Схема устройства

В целом впечатления от этого регулятора положительные, можно рекомендовать к покупке с учетом описанных особенностей


1.JPG" />

Почти у любой аудиоаппаратуры есть ручка или кнопки, задействовав которые, можно изменить громкость музыкальной песни или передачи, которая играет в данный момент. За ручкой или кнопками скрывается устройство, которое называется регулятором громкости. Или кратко РГ. Об одной реализации данного устройства напишу под катом.


Регуляторы громкости бывают четырех типов:
1. Аналоговые потенциометры:

2. Дискретные переключатели на резисторах:

3. Специализированные микросхемы:

4. Обработка цифрового сигнала микропроцессором c последующим выводом звука на ЦАП:

Каждое из технических решений имеет свои плюсы и свои минусы. Устройство из обзора — представитель 2 группы — дискретный переключатель. Резисторы переключаются тут не переключателем, а восемью специальными сигнальными реле. Переменный резистор на плате никак не связан со звуковым трактом. Он служит для управления электронной цифровой схемой.

Фотографии устройства:

Чипы:

Особенности:
1. Сигнал на выход подается не сразу. Где-то через 2 секунды. При отключении сигнала звук пропадает сразу.
2. Когда крутится регулятор — мигает один светодиод, шуршат реле (слышно). Второй светодиодные горит синим всегда — это индикатор питания.
3. 128 вариантов громкости по китайским расчетам (256 вариантов по другими расчетам)

Плюсы:
1. Два полностью независимых канала.
2. После доработки с балансом между каналами все ок.
3. Нет глюков обычных недорогих потенциометров Например: звук при нулевом положении РГ, разбаланс каналов, треск при вращении.
4. Такой регулятор можно разместить в любом месте корпуса. Например, плату разместить около входных раз'емов, а регулятор выпаять и установить на переднюю панель.
5. Работает нормально — без треска и щелчков в динамиках.

Минусы:
1.Флюс отмыт плохо. Я специально не отмывал. Буду отмывать вместе со всеми платами устройства.
2. Нестандартный штекер питания. Перепаял.
3. Разъемы вход-выход нет. Провода припаиваются сразу на плату.
4. Реле шуршат сильно
5. Разное сопротивление устройства на входе.
6. Иногда при неудачном повороте ручки начинают бешено трещать реле. Это слышно. Нужно немного «довернуть» ручку.
7. На нулевой громкости вход УНЧ (выход РГ) не замкнут на землю. Фон не слышен — но «не по фэн-шую».
8. Из-за почти линейных характеристик такой РГ желательно использовать с УНЧ небольшой мощности (до 30 Ватт).
9. Необходимо отдельное питание для РГ.

В этой статье мы рассмотрим схему электронного регулятора громкости звука с возможностью дистанционного управления и цифровой индикацией уровня.

Передняя сторона устройства


Рис.1. Передняя сторона устройства

Задняя сторона устройства


Рис.2. Задняя сторона устройства

Увеличение громкости осуществляется кнопкой или дистанционно с пульта ДУ (инфракрасное управление). Подходит практически любой домашний пульт управления.

Схема устройства представлена на рисунке 3.

Схема электрическая принципиальная

Рис.3. Схема электрическая принципиальная

Переключения уровней звука основаны на десятичном счетчике CD4017 (DD1). Данная микросхема имеет 10 выходов Q0-Q9. После подачи питания на схему, на выходе Q0 сразу присутствует логическая единица, светодиод HL1 светится, указывая на нулевой уровень звука. К остальным выходам Q1-Q9 подключены резисторы R4-R12, которые имеют разное сопротивление.
Напомню, что микросхема в один и тот же момент времени выдает сигнал высокого уровня только на одном из своих выходов, а последовательное переключение между ними происходит при подаче короткого импульса на вход (вывод 14).
Исходя из этого, сопротивления в группе резисторов R4-R12 подобраны в порядке убывания (сверху-вниз по схеме), чтобы при каждом переключении микросхемы на базу транзистора VT2 поступало все больше и больше тока, постепенно открывая транзистор.
На коллектор этого транзистора подается сигнал от внешнего УНЧ или источника звука.
Итак, переключая микросхему счетчик, мы, по сути, изменяем сопротивление коллектор-эмиттер и тем самым изменяем громкость звука поступающего на динамик.
Сопротивления резисторов зависят от коэффициента усиления транзистора (h21э). Например, при использовании 2N3904 сопротивление резистора R4 может быть около 3 кОм, чтобы чуть чуть "приоткрыть" транзистор, звук при этом будет на самом тихом уровне. А сопротивление R12 должно быть наименьшим из всей группы (около 50 Ом), чтобы обеспечить режим насыщения и максимальную пропускную способность коллектор-эмиттер, соответственно максимальную громкость данного регулятора.
Мне трудно указать конкретные номиналы R4-R12, так как это еще очень сильно зависит от мощности звукового сигнала, поданного на транзистор, а также от питания. Лучше всего использовать многооборотные подстроечные резисторы и настроить ступени "на слух".

В нижней части схемы представлен узел индикации, основанный на дешифраторе К176ИД2 (DD2). Он предназначен для управления семисегментным индикатором.
На входы дешифратора подается двоичный код, поэтому на диодах VD1-VD15 построен шифратор, который преобразует десятичный сигнал от CD4017 в двоичный код, понятный для К176ИД2. Такая схема на диодах может показаться странной и архаичной, но вполне работоспособна. Диоды следует выбирать с малым падением напряжения, например диоды Шоттки. Но в моем случае использованы обычные кремниевые 1N4001, их видно на рисунке 2.
Итак, сигнал с выхода счетчика поступает не только на базу транзистора, но и на диодный преобразователь, превращаясь в двоичный код. Далее DD2 примет двоичный код и на семисегментном индикаторе отобразится нужная цифра, показывающая уровень звука.
Микросхема К176ИД2 удобна тем, что позволяет использовать индикаторы и с общим катодом, и с общим анодом. В схеме использован второй тип. Резистор R17 ограничивает ток сегментов.
Резисторы R13-R16 стягивают входы дешифратора на минус для стабильной работы.

Теперь рассмотрим верхнюю левую часть схемы. Двухпозиционным переключателем SA1 устанавливается режим управления громкостью. В верхнем (по схеме) положении ключа SA1 громкость изменяется вручную, путем нажатия на тактовую кнопку SB1. Конденсатор C3 устраняет дребезг контактов. Резистор R2 стягивает вход CLK на минус, предотвращая ложные срабатывания.
После подачи питания светится светодиод HL1, а индикатор показывает ноль - это режим без звука (Рисунок 4, сверху).

Отображение уровней на индикаторе


Рис.4. Отображение уровней на индикаторе

Нажимая на тактовую кнопку, маленькими скачками происходит увеличение громкости динамика от 1-го до 9-го уровня, следующее нажатие снова активирует беззвучный режим.

Если установить переключатель в нижнее (по схеме) положение, то вход DD1 подключается к схеме инфракрасного дистанционного управления, основанной на TSOP приемнике. При поступлении внешнего ИК сигнала на TSOP приемник, на его выходе появляется отрицательное напряжение, отпирающее транзистор VT1. Данный транзистор - любой маломощный, структуры PNP, например КТ361 или 2N3906.
ИК приемник (IF1) рекомендую выбрать с рабочей частотой 36 кГц, так как именно на этой частоте работает большинство пультов (от телевизора, DVD и т.д.). При нажатии на любую кнопку пульта, будет происходить управление громкостью.

В схеме присутствует кнопка с фиксацией SB2. Пока она нажата, вывод сброса RST подключен к минусу питания и счетчик будет переключаться. С помощью этой кнопки можно осуществить сброс счетчика и уровня громкости до нуля, а если оставить ее в отключенном положении, вывод сброса окажется не стянутым на минус и счетчик не будет принимать сигналы с пульта ДУ, и не будет реагировать на нажатия кнопки SB1.

Переключатели, тактовая кнопка и TSOP приемник с обвязкой выведены на отдельную плату


Рис.5. Переключатели, тактовая кнопка и TSOP приемник с обвязкой выведены на отдельную плату

Аудиосигнал на транзистор регулятора я подаю с усилителя на микросхеме PAM8403. Коллектор VT2 подключен к положительному выходу одного из каналов усилителя (R), а его эмиттер к положительному контакту колонки (красный провод на фото). Отрицательный контакт колонки (черно-красный) подключен к минусу используемого канала. Источник звука в моем случае мини mp3 плеер.

Подключение устройства


Рис.6. Подключение устройства

Почему использованы подстроечные резисторы?
Хочу обратить ваше внимание на фото задней стороны устройства (рис.2). Там видно, что присутствуют три подстроечных резистора R4, R5, R6 на 100 кОм. Я реализовал только лишь три уровня громкости, потому что остальные резисторы (R7-R12) не поместились на плате. Подстроечные резисторы позволяют настроить уровни громкости для разных источников звука, т.к. они отличаются по мощности аудиосигнала.

Недостатки устройства.
1) Регулирование громкости происходит только вверх по уровню, т.е. только громче. Убавлять сразу не получится, придется дойти до 9-го уровня и затем снова вернуться к начальному уровню.
2) Немного ухудшается качество звука. Наибольшие искажения присутствуют на тихих уровнях.
3) Не осуществляет управление стерео сигналом. Введение второго транзистора для еще одного канала не решают проблему, т.к. эмиттеры обоих транзисторов объединяются на минус питания, что приводит к "моно" звуку.

Усовершенствование схемы.
Можно использовать вместо транзистора резисторную оптопару. Фрагмент схемы представлен на рисунке 7.

Фрагмент этой же схемы с оптопарой


Рис.7. Фрагмент этой же схемы с оптопарой

Резисторная оптопара состоит из излучателя и приёмника света, соединенных оптической связью. Они имеют гальваническую развязку, а значит управляющая схема не должна вносить помехи в звуковой сигнал, проходящий по фоторезистору. Фоторезистор под действием света излучателя (светодиода или т.п.) будет изменять свое сопротивление и громкость будет изменяться. Элементы оптопары гальванически изолированы, а значит можно управлять двумя или более каналами аудиосигнала (рис.8).

Управление двумя каналами с помощью резисторных оптопар


Рис.8. Управление двумя каналами с помощью резисторных оптопар

Резисторы R4-R12 подбираются индивидуально.

Питание устройства можно осуществлять от USB 5 Вольт. При повышении напряжения следует увеличить сопротивление токоограничивающего резистора R17, чтобы не вышел из строя семисегментный индикатор HG1, а также следует увеличить сопротивление R1, чтобы защитить TSOP приемник. Но не рекомендую превышать питающее напряжение выше 7 Вольт.

К данной статье имеется видео, в котором изложен принцип работы, показана собранная на плате конструкция и проведен тест данного устройства.

Читайте также: