Схема механической коробки передач лада веста

Обновлено: 05.07.2024

Механическая и роботизированная коробка передач на Lada Vesta выполнены на одной и той же основе (подробнее см. ниже). Разница в том, что в МКП передачи переключаются в ручном режиме водителем, а на АМТ (роботе) это делает специальный механизм. (см. также Пользование МКП и Пользование АМТ)

Трансмиссия передает крутящий момент от двигателя к передним ведущим колесам автомобиля. Конструктивно она выполнена в одном агрегате, состоящем из сцепления, коробки передач (КП) и приводов передних колёс.

На автомобиль, в зависимости от комплектации, устанавливаются механическая, или роботизированная пятиступенчатые коробки передач.
Ранее (до 2016 года) устанавливались механические КПП JH3, JR5 французского производства, а после стали устанавливать МКП ВАЗ-21807 и роботизированную ВАЗ-21827 (автоматизированная механическая трансмиссия - АМТ). Коробки выполнены по двухвальной схеме с синхронизаторами на все передачи переднего хода и объединены с дифференциалом и главной парой. Кроме того устанавливаются так же и бесступенчатые автоматические трансмиссии (АКП, CVT).

Определить какая КПП установлена (ВАЗ или Renault) можно по VIN-номеру: например если присутствует код GFL11 - то КПП от ВАЗ, если код GFL13 - то КПП от Рено. Более подробно см. тут

Привод управления коробкой передач, в зависимости от комплектации автомобиля, тросовый (для механической коробки передач) или электронно-механический (актуатор, для роботизированной коробки передач).

Технические характеристики коробок передач

4x2, с приводом на передние колеса и межколесным дифференциалом

Привод управления коробкой передач

Масса коробок передач:

МКПП 21807 - 31,6 кг.
МКПП 2180 - 32,0 кг.
АМТ 2182 - 32,8 кг.
МКПП JH3 510 - 35.0 кг
МКПП JR5 515 - 34,0 кг

роботизорованная кпп амт vesta

Автоматизированная механическая трансмиссия АМТ ВАЗ-2182: 1 — АПП в сборе с АВП; 2 — АСП; 3 — ДЧВПВ

Основой роботизированной коробки передач АМТ-2182 автомобилей LADA является типичная для автомобилей ВАЗ механическая коробка переключения передач (КПП) ВАЗ2180, дополненная актуаторами и электроникой немецкой фирмы ZF. Принцип работы данной КПП аналогичен классической, за исключением того, что выжимает сцепление и переключает передачи не водитель, а электронная система управления КПП. При этом возможна эксплуатация КПП как в автоматическом, так и в ручном режимах.

Для автоматизированной КПП доступно четыре режима работы:

1. Нейтральное положение (N), соответствует режиму с выключенной передачей механической КПП.

2. Автоматический (A), где переключение передач выполняется по команде компьютера, выбирающего момент переключения передач в соответствии со своими настройками.

3. Ручной (M), в котором передачи переключаются водителем вручную: от себя — следующая передача („+»), к себе — предыдущая („–»). Фиксация рычага в положениях „+» и „–» не выполняется, при этом в ЭСУ КПП предусмотрен режим защиты от хаотичных переключений передач. Кроме того, в режиме ручного управления селектором не получится включить нейтраль или задний ход.

Текущий режим работы КПП отображается соответствующим индикатором на приборной панели (режим А, M). Кроме того, отображается информация о включенной передаче и нажатии тормозной педали. Также необходимо отметить, что роботизированная коробка передач является адаптивной — она подстраивается под стиль вождения за счет 26 карт переключений.

ЭСУ механической трансмиссии ВАЗ-2182 включает в себя следующим блоки:

– контроллер управления роботизированной коробкой передач (КУРКП, артикул 8450008117), управляющий процессом переключения передач и сцеплением. КУРКП расположен в подкапотном пространстве на арке левого колеса под кронштейном крепления аккумуляторной батареи;

– актуатор переключения передачи (АПП), включающий необходимую передачу из нейтрального положения в сборе с актуатором выбора передачи (АВП), переключающим нейтраль на соответствующую линию выбора передачи. Он расположен на корпусе КПП (артикул 21820-1705012-00);

– актуатор выключения сцепления (АВС, артикул 21820-1609012-00), расположен на корпусе КПП/картере сцепления;

– селектор переключения передач (СПП, артикул 8450007089), он размещен в салоне автомобиля;

– датчик частоты вращения первичного вала коробки передач (ДЧВПВ, артикул 21700-3858030-00), он размещен на задней крышке коробки переключения передач. В процессе работы ДЧВПВ генерирует импульсный сигнал, соответствующий частоте вращения ведущей шестерни пятой передачи. Сигнал ДЧВПВ является базовым, по которому КУРКП определяет частоту вращения первичного вала КПП.

кпп амт ваз-21827

Роботизированная коробка передач ВАЗ-21827: 1 - исполнительный механизм (актуатор) привода выключения сцепления; 2 - картер сцепления; 3 - жгут проводов; 4 - исполнительный механизм (актуатор) переключения передач; 5 - сапун; б, 9 - транспортные проушины; 7 - пробка наливного отверстия; 8 - задняя крышка; 10 - датчик частоты вращения первичного вала; 11 - выключатель света заднего хода; 12 - картер коробки передач; 13 - электронный блок управления

С апреля 2018, АвтоВАЗ модернизировал прошивку АМТ. В версии 2.0 добавили ползущий и зимний режимы. В первом машина трогается, когда отпускаешь тормоз, как на классическом автомате. Главный плюс модернизации - на треть сократилось время смены передач.

время переключения на следующую передачу на АМТ 2.0

Роботизорованная коробка передач ВАЗ-21827 и главная передача с дифференциалом имеют общий картер 12. К передней части картера коробки передач присоединен картер 2 сцепления. На заднюю часть картера коробки передач установлена литая крышка 8

Первичный вал коробки передач выполнен в виде блока ведущих шестерен, которые находятся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями всех передач переднего хода. Вторичный вал полый, со съемной ведущей шестерней главной передачи. На вторичном валу расположены ведомые шестерни и синхронизаторы всех передач переднего хода. Передние подшипники первичного и вторичного валов роликовые, задние - шариковые.
На картере коробки передач установлены исполнительные механизмы (актуаторы) 4 переключения передач и 1 электромеханического привода выключения сцепления. Исполнительные механизмы оснащены шаговыми электродвигателями, которыми управляет электронный блок 13. По его командам в зависимости от скорости движения автомобиля, частоты вращения коленчатого вала двигателя и положения педали акселератора включается соответствующая условиям движения передача. При переключении передач и остановке автомобиля исполнительный механизм 1 автоматически выключает сцепление.

Дифференциал симметричный, с двумя полуосевыми шестернями и двумя сателлитами конической формы. Коробка дифференциала установлена на конических подшипниках. К фланцу коробки дифференциала крепится ведомая шестерня главной передачи.

jh3 кпп на весте

Механическая коробка передач JНЗ: 1 - картер сцепления; 2 - сапун; 3, 5 - транспортные проушины; 4 - рычаг выбора передачи; 6 - кронштейн крепления моторного жгута проводов; 7 - рычаг переключения передач; 8 - кронштейн крепления отводящего шланга радиатора; 9 - сальник внутреннего шарнира равных угловых скоростей привода левого переднего колеса; 10 - механизм переключения передач; 11 - выключатель света заднего хода; 12 - задняя крышка; 13 - картер коробки передач; 14 - пробка наливного отверстия; 15 - штуцер рабо-чего цилиндра сцепления

Сцепление - однодисковое, сухое, постоянно замкнутое, с диафрагменной нажимной пружиной и гасителем крутильных колебаний на ведомом диске.

Привод сцепления, в зависимости от комплектации автомобиля, гидравлический (для механической коробки передач) или электронно-механический (актуатор, для роботизированной коробки передач).

Рабочий цилиндр сцепления, в зависимости от типа механической коробки передач, отличается по конструкции и месту установки:

- выполнен в одном корпусе с муфтой выключения сцепления, устанавливается на направляющую муфты внутри картера сцепления;

- устанавливается на кронштейне снаружи картера сцепления, воздействует на муфту через вилку выключения сцепления.

Зазор между подшипником выключения сцепления и лепестками нажимной пружины отсутствует.

Приводы передних колес состоят из наружного и внутреннего шарниров равных угловых скоростей и вала. Внутренний шарнир приводов выполнен по схеме "Tripod".

Проверка герметичности уплотнений узлов КПП (провести осмотр снизу автомобиля):


Рисунок 6 - Проверка герметичности уплотнений узлов и агрегатов

- по разъёму задней крышки с корпусом коробки передач;

- по разъёму корпуса коробки передач с картером сцепления;

- по разъёму картера с блоком цилиндров;

- сальников коленчатого вала и приводов передних колес.

Не допускаются: подтекание и каплепадение жидкостей, масла и топлива в местах сальниковых уплотнений и сапунов, а также пропуск картерных газов в соединениях.

Общая проверка работы трансмиссии

При работе двигателя проверьте отсутствие посторонних стуков, шумов и вибрации сцепления, коробки передач, привода передних колес и рулевого механизма. Чистоту и полноту выключения и включения сцепления и работу привода переключения передач.

Двигатель должен устойчиво работать на всех режимах. Сцепление должно легко выключаться и полностью отсоединять двигатель от трансмиссии.

При включении сцепления автомобиль должен плавно, без рывков, трогаться с места. Включение и выключение передач должно происходить без заеданий. Проверку проводить при движении автомобиля.

Видео

Трансмиссия на Лада Веста славится длительным сроком эксплуатации. При условии соблюдения рекомендаций изготовителя по обслуживанию средний ресурс до капитального ремонта – 190-200 тыс. км.

Замена трансмиссии автоматического типа КПП фото

Замена трансмиссии автоматического типа КПП

Ввиду специфичности конструкции Лада Веста, при замене диска (корзины) сцепления потребуется демонтаж КПП. В отличие от предыдущих моделей ВАЗа, разбор осложнен наличием подрамника. Его также нужно отсоединять от несущей конструкции, что требует дополнительного времени, сил, средств.

Порядок действий при демонтаже АМТ (робота) на Лада Веста

  1. Подготавливаем инструменты, расходники, запчасти, вспомогательное оборудование.
  2. Снимаем аккумуляторную батарею, воздушный фильтр, ряд датчиков.
  3. В салоне демонтируем пластиковые вставки, рычаг КПП, электронику.
  4. Вывешиваем машину электрическим подъемником.
  5. Демонтируем колеса.
  6. Сливаем трансмиссионное масло.
  7. Отвинчиваем защиту.
  8. Снимаем левый, правый приводные валы.
  9. Отвинчиваем стартер, актуаторы.
  10. Рассоединяем маховик с «роботом».
  11. Извлекаем АМТ из-под автомобиля.
  12. Проводим профилактику агрегата, устанавливаем в обратной последовательности на штатное место.

Демонтаж МКПП на Лада Веста

Необходимые инструменты:

  • набор автомобильных инструментов;
  • прокладки;
  • уплотнители;
  • дополнительное освещение.

Последовательность действий:

  1. Вывешиваем авто подъемником.
  2. Демонтируем колеса, брызговики, подрамник.
  3. В моторном отсеке отсоединяем электрическую проводку, контакты, концевики, датчики.
  4. Извлекаем воздушный элемент, корпус, крышку.
  5. Отсоединяем два троса управления механикой.
  6. Снимаем стартер, гидропривод сцепления, левый и правый приводные валы.
  7. Демонтируем заднюю опору подвески двигателя, крышку поддона картера.
  8. Вывешиваем силовой агрегат на траверсы.
  9. Рассоединяем МКПП, проводим профилактику, устанавливаем на штатное место.

Где находится МКПП и АМТ на Лада Веста

В автомобиле семейства Лада Веста, Гранта, Калина, Ларгус, XRAY трансмиссия автоматического, механического типа расположена под днищем машины за маховиком сцепления.
Доступ к агрегату для проведения профилактики только из-под днища, предварительно установив машину на смотровой канал (яму), вывесив кузов подъемным механизмом.

Ресурс эксплуатации КПП

Средний срок службы трансмиссии до капитального ремонта составляет 160 – 175 тыс. км. При условии своевременного обслуживания, бережного отношения и умеренного стиля вождения, ресурс увеличивается на 25 – 40 тыс. км, что составляет 200 000 км.

Изготовитель в инструкции по эксплуатации указывает на необходимость разовой замены трансмиссионной жидкости на этапе действия гарантии – 75000 км.

Многие автолюбители слепо следуют этому требованию. Однако для отечественного транспорта, качество которого еще не столь высоко, ресурс в 75000 км слишком преувеличен.
На практике автолюбители меняют масло уже на отметке в 45 – 60 тыс. км. Причем делают это самостоятельно ввиду несложности процесса, в СТО обращаются редко.

Признаки неисправности КПП Лада Веста

В большей степени признаки характерны для обоих типов трансмиссий, поэтому будут рассмотрены общим пунктом.

  • затрудненное включение скоростей;
  • периодическое выбивание передач;
  • пробуксовка сцепления;
  • повышенный расход горючего;
  • снижение динамики разгона;
  • повышенная рабочая температура мотора;
  • шум, вибрации в процессе работы КПП;
  • металлический скрежет, скрип при активации передач;
  • после непродолжительной стоянки в области расположения КПП на асфальте видны маслянистые пятна.

Последовательность действий при демонтаже – установке АМТ на автомобиле Лада Веста

  1. Вывешиваем машину подъемником, демонтируем передние колеса, чтобы обеспечить надлежащий доступ к полуосям.
  2. В моторном отсеке снимаем клеммы, аккумуляторную батарею, крепление АКБ.
  3. Демонтируем воздушный фильтр, корпус, патрубки.



  1. Отсоединяем ряд датчиков в моторном отсеке. Будьте аккуратны, так как пластиковые заглушки ломаются.
  2. Из-под днища машины отвинчиваем 12 болтов, извлекаем металлическую защиту поддона картера.





  1. Подставляем тару под сливную пробку на коробке, стачиваем отработку. Такой шаг вынужденный, так как в последующем будем демонтировать полуоси, из основания которых потечет смазка.
  2. Извлекаем правую, левую приводные валы.




  1. Отсоединяем шаровые опоры, наконечники рулевых тяг, стойки стабилизатора.
  2. Опускаем подрамник.



  1. Снимаем актуатор механизма сцепления, стартер.
  2. Рассоединяем робот с маховиком сцепления.




Далее проводим осмотр агрегата, дефектовку, заменяем изношенные элементы новыми. Устанавливаем трансмиссию на штатное место в обратной последовательности.

Замена МКПП на Лада Веста

    1. Устанавливаем машину на смотровой канал (подъемник), фиксируем задний ряд колес противооткатными башмаками.
    2. Отвинчиваем болты, снимаем передние колеса.
    3. Выкручиваем болты, отщелкиваем брызговики.
    4. Опускаем подрамник на телескопическую подставку.
    5. Отсоединяем патрубки воздушного фильтра, крепление штуцера резонатора, дроссельную заслонку.

    Патрубки воздушного фильтра Веста

    Отщелкиваем концевики клемм, колодки датчиков, отпускаем крепления тросов управления коробкой.



    1. Отпускаем крепление хомута, отсоединяем резиновый патрубок обратки системы охлаждения.





    1. Снимаем рабочий цилиндр гидравлического привода сцепления.



    1. Отвинчиваем два болта, извлекаем стартер, откручиваем минусовую клемму с корпуса коробки передач.



    1. Откручиваем сливную пробку, стачиваем трансмиссионную жидкость с коробки.



    1. Снимаем заднюю опору двигателя, нижнюю крышку картера сцепления.



    Задняя опора двигателя Лада Веста

      1. Вывешиваем силовой агрегат на траверсы.



      Вывешиваем силовой агрегат на траверсы Лада Веста

      1. Рассоединяем МКПП с маховиком.
      2. Извлекаем механику, проводим профилактические работы, замену изношенных элементов, собираем конструкцию в обратной последовательности.

      Вывод

      Процесс замены трансмиссии автоматического (механического) типа КПП не сложный, но кропотливый. С целью корректности монтажа конструкции все же лучше обратиться к мастерам СТО.
      На этапе действия заводской гарантии на автомобиль и его агрегаты обслуживайтесь исключительно в официальных сервисных центрах. Кустарные ремонты не гарантируют качество выполняемых работ.

      В середине 2016 года АвтоВАЗ официально отказался от использования трансмиссий механического типа французского производителя Рено. Причина состоит в дороговизне «продукта», отсутствии базы для обслуживания.

      Если отечественные КПП стоят 20 – 25 тыс. рублей, то импортные доходили до 45 – 50 тыс. Очевидно, что такое подорожание автоматически повышало стоимость автомобиля в целом. Возможно из-за этого фактора многие автолюбители отдавали предпочтение модели с классическим автоматом или роботизированным вариантом.



      Однако есть и те, кто заверяет о ненадлежащем качестве изготовления отечественной новой механики (21087). Они готовы доплатить 30 000 рублей за французский вариант.
      Сравним МКПП Renault JH3 (JR5) и МКПП ВАЗ 21087.

      Технические характеристики



      Установка более короткой главной пары увеличила динамику разгона, выборов одну секунду у французского «бренда». Корректировка передаточных чисел по каждой из шестерней сделало переходы на повышенные передачи более плавными, без рывков, динамическими.

      Устройство и схема МКПП на Лада Веста

      с объемом мотора

      1,6 / 106 лс., 1,8 / 122 л.с

      Чтобы узнать тип трансмиссии вашего автомобиля взгляните на Вин –код:

      • GFL11: механика;
      • GFL12 — коробка AMT;
      • GFL13 ─ механика от Renault.

      «Плюсы» и «минусы» в сравнении с автоматом (роботом)

      ПреимуществаНедостатки
      Динамика разгона стала лучше, машина резвее набирает скоростьУвеличился расход горючего в смешанном цикле
      Автомобиль дешевле на 30 – 35 тыс. при покупке с МКППХруст, скрип при движении на низких оборотах
      Длительный ресурс эксплуатации
      Дешевизна запчастей, комплектующих
      Автомобиль дороже на вторичном рынке в сравнении с роботизированным вариантом

      Неисправности и способы их устранения

      НеисправностиСпособы устранения неполадок
      Вой трансмиссии на 2000 – 3000 об / минПодкладка изоляции под тросики управления КПП
      Стук на холостых оборотахЗамена прижимного подшипника
      Критический износ шестерней, зубьевЗамена новыми, восстановлению не подлежат
      Реже встречается течь масла из уплотнительных сальников Замена уплотнительных сальников новыми. Капитальный ремонт КПП

      Изготовитель в инструкции по эксплуатации указывает средний интервал в 180000 км до капитального ремонта. Фактически механика выхаживает до 200 000 км при условии соблюдения рекомендаций производителя по уходу и обслуживанию.

      На этапе использования механики чаще всего фиксируются поломки, связанные с разгерметизацией системы, утечкой масла, износом прижимного подшипника. Неисправности малозначащие, не критические, устранимы за несколько часов работы мастеров в СТО.

      Вывод

      Механическая коробка передач под заводским индексом 21087 — настоящий технологический прорыв отечественных инженеров. Трансмиссия получилась не только мощнее, но и скоростнее. Вместе с тем увеличился расход горючего на 0,5 литра.

      «Механика» имеет свои преимущества и недостатки в сравнении с роботизированным вариантом. Поэтому перед покупкой тщательно проанализируйте технические характеристики каждого из типов КПП.

      Схема положений рычага переключения передач в механической коробке передач нанесена на его рукоятке, сверху (рис. 19):

      1, 2, 3, 4, 5 - первая, вторая, третья, четвертая, пятая передачи.

      R - передача заднего хода.

      Нейтральное положение - между третьей и четвертой передачей.


      Рис. 19. Рычаг переключения механической коробки передач

      Перед пуском двигателя убедитесь, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении.

      Управляйте КПП согласно схеме переключений, нанесенной на рукоятку. В нейтральном положении рычаг автоматически устанавливается в положение для включения III или IV передачи, из которого его можно переместить соответственно вперед (3) или назад (4). Для включения 1-й или 2-й передачи переместите рычаг влево до упора и затем соответственно вперед (1) или назад (2). Для включения 5-й передачи переместите рычаг вправо до упора и вперед.

      Для переключения передачи заднего хода остановите автомобиль, нажмите на педаль сцепления и, выдержав паузу (не менее 3 секунд), отведите рычаг переключения передач из нейтрального положения вправо до упора и переместите его назад по ходу движения автомобиля.

      Если включить передачу не удается, верните рычаг в нейтральное положение, отпустите педаль сцепления, затем выжмите сцепление снова и повторите попытку включения передачи. Обращайте внимание на полное выключение сцепления при переключении передач, для чего педаль сцепления следует отжимать до упора. Только после полного включения задней передачи отпускайте педаль сцепления и начинайте движение задним ходом. Эксплуатация автомобиля с недовключенной задней передачей может привести к повреждению деталей коробки передач.

      Включение задней передачи производится только на неподвижном автомобиле и не раньше, чем через три секунды после выжимания педали сцепления.

      В МКП имеется механизм блокировки включения передачи заднего хода во время движения. Это предотвращает случайное включение задней скорости при выключении 5-й передачи. Включить передачу заднего хода можно только после перемещения рычага в нейтральное положение.

      Видео

      Читайте также: