Serious sam интересные факты

Обновлено: 07.07.2024


Все мы любим шутеры от первого лица (ну лично я обожаю просто). А если это мегаубойный шутер Серьезный Сэм от разраба Croateam, то в нее стоит поиграть, тем кто любит яркое рубилово с кучей монстров, мощным оружием и красочным графоном, который для некоторых игроков будет крайне необычно, но эта одна из фишек и секретов популярности этого шутера! Конечно, Croateam выпустило игру на пк, но эта игра стала мегапопулярна. Выпускались различные патчи фанатов и спецевые версии на игровые консоли. Разрабы не без юмора создавали эту игру. Вспомните только безголового камикадзе, который еще орет, приближаясь к Сэму, а наш чувак над ним жестко стебется.)


С каждой частью эта игра развивается в масштабах и уровнях.. Если первая часть The First Encounter была только в песочке и в зданиях Египта, то во второй The Second Encounter,

а также в третьей, есть межгалактические перелеты, уровни на других планетах и разных миров, а также новые монстры, новые боссы. Вообщем, вааааааау! Артефакт, медальон, а третья часть приквел к началу истории о Сэме и тут не надо находить артефакт и собирать древние куски медалек, там просто старое доброе рубилово с новыми монстрами ну и т.д. Самая лучшая часть по-моему мнению будет квадриквел и был сиквел. Разнообразие и сам графон во второй части меня сильно порадовали.. В отличие от сильной мультяшности Первой Кровушки, Вторая Кровушка стала реалистичнее по графону( это чисто по ощущениям геймплея).

Ответвленки от основного геймплея Серьезного Чувака!


Три разные игры, которые созданы были для фанатов 90 уровня не затрагивая основную сюжетную линию, а именно борьбы с Менталом и его приспешниками нет вообще, только в части Следующая кровь! Сюжет Next Encounter делает ударение на борьбу между Мини Сэмом - злым существом, который создал Ментал. Тут разрабы замудрились вовсе и объяснили, что он предотвращает временной парадокс, благо, что это дополнение создано для консолей и тут не надо париться с продуманным сюжетом. Пусть и цель Сэма в этой сумбурной версии очень глупа, то сама игра не подвела. Такая же нервная кровавая баня с боссами Рима и Китая опять же в древности, но минус это, что на консоле не так захватывает эта игра как на пк!


Следующие части Advance были выпущены на GAmeBoy и одноименной платформы. Эти части рассматривать нет смысла, так как подробнее все-таки о Сэме в компьютере!)

Ментал, кто ты?

Что мы знаем о главной цели Сэма? Об антагонисте, чей облик никто не знает? Переводя слово "Ментал" мы поймем, что это означает некий призрак или дух.. Нелогично, что миллионы монстров поклоняются духу ,ведь, правда? Так что в названии один пафос. Продолжаем размышлять.. Ну все же видели уже практически герб самого антагониста - рогатая символика на форме монстров и на технике сил зла! Почему Ментал так ненавидит всех? Да, потому что он живет в захватническом мире и это ему нравится. У него нет ничего человеческого, а лишь мысль о вселенском господстве возбуждает его разум! Тут ничего необычного, обычный антагонист с вселенским эго.. Его приспешники уничтожают друг друга в битвах лишь бы уничтожить врага своего господина (практически все они зомби, и созданы, чтобы крушить). Ментал обладает магическими силами.. Он подчиняет тварей божьих своей воли, а если тварь не хочет этого, он уродует ее и делает из этой твари машину-убийцу!


Ментал назначал самых искусных и сильных солдат своими соратниками, вот они и есть боссы, которые мы уничтожаем, нашпиговывая их ракетами, пулями, лазерами. У Ментала не было непобедимых врагов, кроме нашего Сэма, который огорчал его победами над его приспешниками. Ментал хотел сделать Армагеддон, но Ключ Времени помог Сэму ударить антагонисту в самые больные точки во всех эпохах! Еще один любопытный ответ на вопрос: "Почему во второй части Сэм рубится, как бы в современной пирамиде напоминая лабиринт и в то же время пирамиду Древнего Египта?" Ментал любит историю Древнего Египта и естесственно он построил свою резиденцию в виде пирамидолабиринта.. Тот, кто убил как бы Ментала во второй части Крутого Сэма (я сам это сделать не смог, потому что я нубик), то знает, что Ментал знал (шта?), что за ним придут и смылся!


Внешность Ментала Croateam будет держать под секретом до последнего! Вот такая мотивировочка для прохождения этой зубодробилки, чтобы узнать внешность антагониста! Наврядли Ментола покажут в квадриквеле.. Интрига должна храниться, как я говорил до последнего!)

Догадки и еще раз догадки.

Я перерыл всемирную сеть, дабы узнать догадки задротов о Ментале. Много разных догадок и фактов:

- У Ментала есть дочь,

- Возможно, Ментал похож на моллюска, потому что его символ чем-то схож с моллюском,

- Авторы в некоторых частях игры намекнули, что Ментал(ШТА?) - отец Сэма!,

- Ментал не вступает в открытый бой с Сэмом.. Почему? Может он его отец. (фэйспалм),

- Голос Ментала не похож на человеческий, скорее похож на радиопомехи,но Сэм понимает, что он говорит.

- Сопротивление захватило некоторые технологии Ментала и оружие Ментала обратилось против него самого.


Протагонист, его Величество Сэм Стоун!

Вот и добрались мы до главного героя этой игры, Сэм Стоун, он же Серьезный Сэм, он же (возможно), сын Антагониста! Такой истории о Сэме подробной нет, как у Ментала, но он же простой человек с Земли, чтож тут еще прибавлять можно? В оригинальной озвучке голос брутала Сэму подарил Джон Джей Дик, а наш пафосный богатырь Никита Джигурда помог своим голосом в переводе на русский. Внешность претерпевает изменения, но только во второй части Сэма одели и больше не переодевали. Его одели в футболку, джинсы и красные кедосы, также лицо Сэма не изменилось. Можно предположить, что Сэм не то что хочет мочкануть Менталюгу, как покончить с этим уродливым злом и отдохнуть на какой-нибудь планете с загорелой бабой с огромными.. Кххм, продолжим.. Увидеть Сэма можно молодым в приквеле. Там можно сыграть в пафосном образе с черными очками, которые мне по нраву! Качества Сэма протагонистские, даже очень! Все положительные черты всего мира в Сэме. Он тверд, весел, храбр, добр, умен, силен и т.д. Любит как все мужики пивчанского, вискарика, фанат рок-н-ролла. Сэм фанатеет от мегаубойных пушек. На правом плече суровая татушка в виде бомбы. Примерная Днюха у него 1 марта 2080 года.. Ориентировочно ему 24-27 лет..


Эпилог.

Этот обзор был сделан в основе для тех, кто еще не играл в эту игру ни разу или хотя бы прошел одну часть из этой пока что трилогии игры! Те кто играл может просто прочитать на досуге для дополнительной инфы по этой игре. По динамике эта игра мне напоминает всем известную Quake 3.. Хотя движок Serious Engine отличается от Кваки 3 яркостью, красивостью графона. В эту игру можно играть часами. Она сильно затягивает своим сюжетом во второй части особенно сильно! Сложные и нервнорубиловские моменты не дадут вам расслабиться, а адреналин будет ,шкалить, прибавляя хардкорность миссии, добраться до Ментала и наконец, узнать кто же этот Ментал? Помимо интриги про внешность Ментала есть сюжет, который втянет вас в виртуальную Вселенную Миров, полчища ужасных монстров и загадочного антагониста. Croateam не собирается заканчивать серию игр про Крутого Сэма, а значит, нас ждут еще много уровней новых монстров, увлекательные путешествия в разные миры, рубилова на красочных просторах неизведанного, мегакрутые и от этого не менее страшные боссы Ментала и Сэм, который своими фразочками поднимает нам настроение во время кровавого побоища в таинственных уголках Вселенной!)

10 шокирующих фактов о Serious Sam

В этом году известной на весь мир игре исполняется 18 лет. Первая часть популярного шутера от первого лица вышла 21 мая 2001 года. Дата нового релиза четвертой части намечена на 2019 год, но пока эти данные не подтверждены. В честь этого события мы решили вспомнить самые интересные факты из этой игры. Если вы готовы, то мы начинаем.

1 факт

Изначально игра должна была называться The Flesh, ее разработкой начали заниматься в 1996 году. Группа талантливых программистов из Хорватии даже представить не могли, что их игра приобретёт столько фанатов по всему миру. Они сделали уникальный шутер с отличной графикой и большим количеством врагов, которые появляются одновременно. В первой версии сюжет должен был разворачиваться в мрачном подземелье, замках и гробницах. Но в 1998 году вместе с названием игра поменяла и сюжет.

10 шокирующих фактов о Serious Sam

2 факт

3 факт

Глава компании Croteam Роман Рибариц решил назвать игру именем главного героя. Все было сделана по аналогии с популярным тогда шутером Duke Nukem 3D. В своем интервью Роман сказал с некой иронией, что его команде было ведение о том, что проект нужно назвать Сэмом, а так как они очень серьезно подошли к этому вопросу в итоги мы получили Serious Sam. Интересно, что они там курили?

4 факт

Когда разрабатывалась бета- версия The First Encounter сотрудники студии планировали изменить главного героя на более реалистичного. Сэм был представлен в новом обличие, он был бритоголовый, в военной форме в футболке под бронежилетом. Но фанатам не понравился такой облик, и они попросили вернуть классического героя, которого уже успели полюбить. Новый образ вошел только в промежуточную модель Hilarious Harry.

10 шокирующих фактов о Serious Sam

5 факт

Первая версия игры должна была быть намного больше. Герой сражался бы с врагами не только в Древнем Египте, но еще и на других планетах. У компании к 2000 году было готово более 30 уровней. Разработчики поняли, что не могут предоставить завершенный проект и решили разбить его на несколько эпизодов. Из самой игры убрали много разных эпизодов, оружия, врагов. Но несмотря на это, такие изменения сделали игру интереснее.

6 факт

Игра достаточно долгое время была не известна общественности. О ней узнали после выхода интервью с разработчиком Романа Рибарица, который ответил на вопросе сатирическому блогу Old Man Murray. После этого события популярность игры стала расти семимильными шагами.

7 факт

Игра преображалась за счет помощи фанатов. Они сидели на форумах с разработчиками, сносили новые идеи, делали дополнения, писали отзывы. Нам кажется это очень здорово, когда компания работает с фанатами в унисон. Финального босса Угх-Зан III придумал один из поклонников игры Serious Sam. Многие ветераны форумов попали в титры к играм.

10 шокирующих фактов о Serious Sam

8 факт

На протяжение восемнадцати лет Серьезного Сэма озвучивает Джон Джей Дик. Парень был ди-джеем в одном из стриптиз-клубов и очень любил играть в эту игру. Он написал письмо Croteam и предложил озвучить персонажа. Компания ответила Джону и попросила прислать запись голоса. После парня одобрили, и фанат стал озвучивать своего любимого героя.

9 факт

А вот еще один интересный факт, все вы помните безголового камикадзе, который бегает в игре. Его озвучил Роман Рибариц, который является генеральным директором студии. Этот герой стал одним из любимых у фанатов. Помимо озвучки, образ был также придуман Романом. Существует легенда, что камекадзе сделали после того, как Рибариц бегал за сотрудником студии после сорванного дедлайна и кричал матом.

10 шокирующих фактов о Serious Sam

10 факт

Счетчики скачивания демоверсии игры просто зашкаливали. О ее успехе нам говорят дифирамбы и регалии. Позитивные отзывы были от дизайнеров, сотрудников студии Raven, а также от акул бизнеса Трента Резнора и Джона Ромеро. Игра получила многочисленные награды: «Выбор редакции», «Игра года», «Сюрприз года», «Выдающиеся достижения в технологиях» и многие другие.

Это были десять интересных фактов об известной и всеми любимой игре. Будем ждать выхода Serious Sam 4: Planet Badass. Надеемся она порадует нас. А вы ждете выхода новой части Сэма? Обязательно напишите в комментариях.


24 сентября выходит Serious Sam 4 — очередная часть похождений сурового парня с кучей оружия, способного в одиночку вынести батальон инопланетной нечисти. У серии игр о Сэме Стоуне бывали и взлёты, и падения: о том, как хорватская студия произвела революцию в жанре FPS и потом загубила собственное детище на корню — в нашем материале.


Предыстория

История Croteam, создателей Serious Sam, начинается в далёком августе 1992 года, когда четверо однокашников, живших в Загребе, столице Хорватии, задались целью создать игровую компанию. Впечатленные успехом вышедшего в мае того же года Wolfenstein 3D (а чуть позже — первого Doom), они мечтали сделать свою идеальную стрелялку с видом от первого лица. Что было, конечно, не самой простой задачей для команды энтузиастов из Восточной Европы, начинавшей с нуля — первый «офис» компании базировался прямо дома у амбициозных геймдевелоперов.

История Serious Sam. За что любят и ненавидят крутого Сэма?

Создать шутер было весьма затратной задачей — как минимум, нужно было либо купить, либо разработать собственный движок. Так что начинали Croteam с футбольных симуляторов. Вышедший в 1994 году Football Glory был выпущен на консолях Amiga и PC, но ощутимых дивидендов не принёс — Sensible Software, создатели дико популярного Sensible Soccer, а также дилогии Cannon Fodder, подали в суд на хорватов, обвиняя их в плагиате (сходство действительно немалое). Молодые ребята не стали тягаться с довольно влиятельной компанией и сделали игру бесплатной. Через год они представили скромную аркаду Five-A-Side Soccer, но и она тоже особого успеха не принесла. Тем не менее, состав расширился до 12 человек — такими силами уже можно было попытаться реализовать что-то серьёзное.

Sensible Soccer (слева) и Football Glory (справа). Как говорится, факт плагиата налицо!

Футбол всегда занимал особое место в сердцах croteam’овцев!

Футбол всегда занимал особое место в сердцах croteam’овцев! Футбол всегда занимал особое место в сердцах croteam’овцев!

По сусекам поскребли

В очередь! Дроби на всех хватит

В очередь! Дроби на всех хватит В очередь! Дроби на всех хватит

Всё, что видишь в Serious Sam 4 вне кат-сцен, вызывает приступ дежавю.

Бестиарий вырос, к сожалению, за счет количества, а не качества. Помимо знакомых противников из третьей части, в Serious Sam 4 появились экземпляры из Serious Sam VR: The Last Hope. Например, космические мумии и огромный босс-лицехват. Да и металлическая змея похожа по поведению на дракона из той же игры для виртуального шлема.

Толпа безголовых солдат, гнарлы, камикадзе, быки и «цыплята» без особых изменений также перекочевали в четверку. Им подтянули текстуры, поправили геометрию — на этом всё.

Положенный перекус перед боем

Положенный перекус перед боем Положенный перекус перед боем

С новыми противниками тоже схалтурили. Вот вам безликие солдаты с разноцветными очками-визорами, дроны и пара монстров, из которых неплохими получились только вампиры, бросающиеся скримерами в игрока. А из уникальных боссов выделяется разве что финальный. Да и то лишь своими габаритами и новым гаджетом в арсенале Сэма, которым его награждают для главной битвы.

С уровнями тоже странные дела. Большая их часть визуально и структурно напоминает локации The Talos Principle. Замки, греко-римские колонны, одноэтажные развалины, двери-решетки. Не хватает только головоломок и табличек с фигурами из Tetris.

Что-то красивое в Serious Sam 4 можно найти

Что-то красивое в Serious Sam 4 можно найти Что-то красивое в Serious Sam 4 можно найти

Закрадывается подозрение, что место действия четвертой части, Франция и Италия, были выбраны именно из расчета использования уже готовых ассетов другой игры Croteam. Но, справедливости ради, парочка красивых видов все же есть.

Например, городские пейзажи выглядят неплохо. А выйди Serious Sam 4 в 2012-м году в качестве аддона к третьей части, все бы диву давались, какую работу проделали в студии за такой короткий срок. Но в 2020-м, спустя 9 лет с появления последней номерной части, всё это не вызывает восторга. Особенно, когда за оболочкой скрывается ужасный дизайн уровней, от которого буквально начинает болеть голова.

Опять застряли вместе с врагами в узком коридоре? Привыкайте

Опять застряли вместе с врагами в узком коридоре? Привыкайте Опять застряли вместе с врагами в узком коридоре? Привыкайте

Вместо креативно сбитых арен с изощренным спауном врагов, в Serious Sam 4 стало ещё больше коридорных уровней с узкими проходами, лестницами и клонированными этажами. Отдельно стоит упомянуть уровни во Франции, сделанные по принципу пустого поля, по которому нужно долго и нудно ехать без особого сопротивления на тракторе, мотоцикле или комбайне.

Так уровень стал выглядеть после патча почти на 40 Гб

Так уровень стал выглядеть после патча почти на 40 Гб Так уровень стал выглядеть после патча почти на 40 Гб

Техническое исполнение Serious Sam 4 тоже похвалить не получится. Никакого тебе динамического неба — хватит плохо склеенной текстуры. До появления патча у моделей были проблемы с тенями. После его выхода, появились новые: красное свечение от зданий, неестественный блеск на лицах героев, засвет внутри коридоров и так далее. Хорошо, что игра хотя бы работает относительно стабильно, пусть и с просадками. За 18 часов прохождения вылет случился только однажды при попытке поиграть в кооперативе.

Да-да, он в игре предусмотрен: на бумаге поддерживает до четырех человек в группе, но опробовать так и не удалось.

Кто все эти люди?

Верит в рептилоидов, а сам жук-оборотень

Верит в рептилоидов, а сам жук-оборотень Верит в рептилоидов, а сам жук-оборотень

Фактически Serious Sam 4 — это такой бади-боевик про целый отряд разношерстных солдат. Нашлось в нем место и хлюпику-новичку, роняющему сапог, и безумному любителю теорий заговаров, и священнослужителю с автоматом, подозрительно похожему на отца Григория из Half-Life 2. И еще куче солдат, которым стоило раздать смешные шляпы, чтобы они хоть как-то запомнились.

Croteam и правда не лукавила: в новой части большое внимание уделяется команде и их личным переживаниям, а не одному только Сэму. Даже есть две «ужасно» драматичные кат-сцены, вызывающие приступ истерики даже у самых стойких мужчин. Но зачем это игре про вопящих безголовых камикадзе, с припаянными к рукам мультяшными бомбами? А затем, что это позволяет растягивать прохождение кампании. В Croteam посчитали хорошей идеей наполнить Serious Sam 4 разговорными сценами, вместо того, чтобы работать над количеством и качеством арен.

Если в третьей части переходы между аренами были неплохо поставлены, сопровождались сменой ракурсов и экшеном, Сэм постоянно находился в движении, то теперь дуболомы упражняются в умении произносить речи, стоя друг напротив друга. О качестве моделей можете судить по скриншотам.

И ладно, если бы проблемы игры были только в этом. Но нет, сюжет откровенно дрянной, персонажи скучные и тратят экранное время на глупые шуточки. Пропусти кат-сцены, все сразу расцветет. Но нет.

По заветам Кармака

Тема сисек почти раскрыта

Тема сисек почти раскрыта Тема сисек почти раскрыта

Ещё до выхода Serious Sam 4 сценарист Croteam Йонас Кирацес (Jonas Kyratzes) сообщил журналистам, что история в новой части не отличается по структуре от прошлых, а все происходящее в игре — это попытка сделать трэш-боевик с прицелом на взаимоотношения между Сэмом Стоуном и другими членами отряда по спасению человечества.

Структурно сюжет новой части и правда похож на предыдущие. Сэм, руководящий Армией Обороны Земли, в очередной раз должен спасти планету от вторжения инопланетян, попутно истребив всё, что шевелится.

А чего ещё ждать от арены-шутера? Приквел, сиквел, перезапуск — какая разница. Тебе задают вектор, куда лететь, и ты несешься с кучей пушек наперевес под тяжелые рифы гитар и ударные до самых титров, попутно слушая колкие комментарии Сэма о происходящем. Классика.

И тут бы перейти к описанию ган-плея, расхваливая ракеты-бензопилы и пушки с комично большими ядрами, но кое-что радикально изменилось в Serious Sam 4 — а именно подача истории и роль второстепенного каста в ней.

Ещё больше мяса

Запала Croteam, по их заверениям, хватило аж на 50 с лишним уровней, но (слава Богу) все сразу они впихивать в одну игру не стали. Через год последовало продолжение — Serious Sam: The Second Encounter. Это были, плюс-минус, всё те же яйца, только в мешочек: выбрасывать что-либо из и без того идеально работающей схемы было просто бессмысленно, так что хорваты просто добавили ещё больше контента. Новые враги — например, мускулистый бугай с бензопилой и светильником Джека на голове по имени Кукурбито Тыковка. Новое оружие — бензопила, снайперская винтовка и «серьёзная бомба», уничтожающая всех врагов на экране (да-да, прям как в лучшие времена игр-платформеров). Но главное — новые уровни, наполненные не только массой секретов, но и комнатами-ловушками, которые радикально меняли схватки с врагами. Например, в одной из них игрок попадал в помещение-сферу, которая вращалась вокруг своей оси — вместе с игроком и врагами. По сей день Second Encounter почитается как лучшая часть серии.

История Serious Sam. За что любят и ненавидят крутого Сэма?

Ураганная стрельба, десятки, а то и сотни мишеней, герой, по крутости не уступающий Дюку Нюкему (которому ещё предстояло сдуться и окончательно упустить пальму первенства) — всё это сделало Serious Sam новым мерилом «мясных шутеров». FPS строго разделились на условные две категории: первая — «как в халф-лайф», то есть с упором на сюжет, реалистичность и вдумчивое прохождение; вторая — «как в сириус сэм», с героем, способным в одиночку вынести целую армию, горами трупов и даже набором очков. Такой успех легко объяснить: становясь серьёзными, «стрелялки» зачастую забывали о первом, ключевом качестве подобных игр — умении развлечь игрока, дать ему почувствовать себя крутым и всесильным, вынося десятки врагов в секунду затяжной очередью из тяжеленного шестиствольного пулемёта.

История Serious Sam. За что любят и ненавидят крутого Сэма?

Первая неудача

Правда, дальше хорватов понесло куда-то не в ту степь. Вышедший в 2005 году Serious Sam 2, номинально первый полноценный сиквел серии, сменил фирменную брутальность в сочетании с чёрным юмором на мультяшность и откровенный идиотизм. В новой части Сэм путешествовал по разным планетам, собирая части артефакта, способного побороть бессмертного злюку Ментала, уже успевшего набрать наёмников из самых разных миров. Вместо четырёхруких демонов, лавовых големов и других впечатляющих врагов нам предлагалось сражаться с какими-то варварами, колдуньями на мётлах, орками, клоунами на моноциклах с тортами-бомбами и прочими «забавными» супостатами. Оружие тоже стало похожим на стволы из мультфильмов: чего только стоит замена пистолета-пулемёта Томпсона на два аляповатых «узи», а помпового ружья — на какую-то странную, похожую на музыкальный инструмент конструкцию под названием «дробовик».

История Serious Sam. За что любят и ненавидят крутого Сэма?

Но главное — играть в Serious Sam 2 было банально скучно. Враги брали количеством разновидностей (более пятидесяти), но если в первых частях каждый противник был уникален и вынуждал на ходу подбирать особенную тактику (например, бой с сирианскими быками превращался в корриду с прыжками), то новые супостаты просто пёрли бесконечным разноцветным скопом, получали охапку свинца и удобряли поверхность карты мультяшными внутренностями.
First Encounter и Second Encounter брали «мясом», сиквел же превратился в парад разноцветных взрывов и салютов, что сильно контрастировало с настроением оригинала. Локации, на которых разворачивалось действие, должны были решить проблему первых двух игр (однообразие — пустыни/джунгли/храмы, нужное подчеркнуть), но в итоге стилистическая мешанина делала игру безликой, лишённой собственного лица. SS2 большинство фанатов приняли прохладно и забыли, как очевидно неудачный эксперимент.

История Serious Sam. За что любят и ненавидят крутого Сэма?

Грохотали пушки под Ватиканом

Что может быть лучше залпа ракеты? Залп ракеты-бензопилы!

Что может быть лучше залпа ракеты? Залп ракеты-бензопилы! Что может быть лучше залпа ракеты? Залп ракеты-бензопилы!

Неужели все так плохо? Не совсем. При всех проблемах в Serious Sam 4 весело стрелять по толпам врагов! Да и тяжелый саундтрек всё ещё «тащит». Особенно прекрасен кавер на «Калинку-Малинку», которую так любят слушать русские под вой зимней вьюги на нефтедобывающих вышках.

Но даже для получения такого спинномозгового удовольствия нужно раздобыть в арсенал почти все пушки и пробежаться по дополнительным заданиям, чтобы собрать улучшения и артефакты.

Уникальных битв с боссами мало. Интересных — ещё меньше

Уникальных битв с боссами мало. Интересных — ещё меньше Уникальных битв с боссами мало. Интересных — ещё меньше

Всё верно: дополнительные задания. Они трэшёвее и веселее всего сюжета Serious Sam 4, плюс награда за выполнение гарантирована. Например, можно получить ракету-бензопилу или открыть ядерный удар. Да и текстовая ролёвка про поиск пива в Германии вызвала улыбку.

Сэм, хватит в текстовые ролёвки играть, кто Землю спасать будет?

Сэм, хватит в текстовые ролёвки играть, кто Землю спасать будет? Сэм, хватит в текстовые ролёвки играть, кто Землю спасать будет?

Что до улучшений, они все реально крутые. Пушка либо становится ещё мощнее, либо получает альтернативный вариант стрельбы. Еще можно использовать артефакты: замедление времени, возрождение после смерти на поле боя, пылесос с голограммой для отвлечения врагов — мелочь, но хоть что-то новое.

Самая ужасная шутка в игре — это дерево прокачки

Самая ужасная шутка в игре — это дерево прокачки Самая ужасная шутка в игре — это дерево прокачки

А вот дерево прокачки — нововведение абсолютно лишнее. Хочешь стрелять с двух рук? Качай навык. Хочешь исполнять добивания, как в прошлой части? Качай навык или сможешь применять одно добивание ножом всю игру. Конкуренцию этим веткам составляет возможность быстрее ходить и перезаряжаться — что важнее. Зачем нужно было так резать базовые функции? Одной Croteam известно.


Решительно непонятно, кому стоит рекомендовать Serious Sam 4. Нововведения в геймплее довольно спорные, разнообразия арен никакого, а враги странные.

Плюс куча технических глюков, которые не исправляет даже патч размером с саму игру.

Если же хочется сатиры над боевиками, посмотрите лучше «Последний киногерой», а не местные кат-сцены, близкие по духу к «Детям против волшебников».

Сглаживает общее негативное впечатление разве что арсенал пушек с модификациями и все ещё задорная стрельба по толпам пестрых космических захватчиков. Это у разработчиков снова получилось.


Serious Sam: The First Encounter вышла в 2001. Этот секрет оставался ненайденным до текущего года. Чтобы его найти, игроку пришлось устроиться в офис к разработчикам и пообщаться с исполнительным директором.

Игра содержит два секретных уровня — один из них называется Sacred Yards. Чтобы его пройти, вам, как обычно, нужно сделать так, дабы от врагов на пути к финишу остались одни кровавые ошмётки.



В 2012 году пользователь Discy89 нашёл способ срезать путь и сразу добраться до последней зоны локации, поднимая некоторые предметы и взрывая некоторые объекты.



А в 2014 человек с никнеймом SolaisYosei сумел пройти кратким путём, не прибегая к использованию эксплойтов и багов. В конечном итоге он пошёл работать дизайнером в Croteam и, конечно, не удержался от того, чтобы пообщаться с исполнительным директором компании Романом Рибариком (Roman Ribaric) по поводу секрета. Он поведал следующую историю:
Дизайнеры уровней позволили мне сделать данный уровень. Они не скрывали, что это лишь макет, который вряд ли войдёт в финальную версию игры. Я посмотрел на то, чем мне предстояло заниматься. Это был обычный Т-образный уровень без каких-либо интересных зон. Никогда не любил отказываться от чего-либо, поэтому решил сделать свою работу, пусть даже она и вошла в Serious Sam в качестве секрета.

В Sacred Yards реализованы головоломки, которые больше не встречаются на протяжении игры. Также она содержит отсылки к сценаристам Valve Чету Фалижеку (Chet Faliszek) и Эрику Уолпоу (Eric Walpaw) — в своё время им очень нравилась Serious Sam.

По завершению работ Роман Рибарик просил, чтобы его уровень оказался в финальной версии игры. Он мог воспользоваться властью и надавить на команду, но поскольку он и так принял много решений — например, если бы не он, игра бы называлась In the Flesh — то решил не давить. В итоге Sacred Yards остался секретом.

Про Sacred Yards все уже давно в курсе. Чем же является секрет, существование которого раскрылось на днях? Это специальная загадка, которую Рибарик создал, дабы позволить игрокам пройти Sacred Yards без единого убийства — прямо как в Talos Principle. Никто не смог её найти. Директор считает, что он был с лёгкостью нашёл данный секрет, но, как мы видим, никому из игроков это не удалось. Рибарик подумывал записать ролик и показать местонахождение секрета, но в итоге это сделал SolaisYosei.

Серьёзные дела

Через четыре года Croteam представили демоверсию проекта под названием Serious Sam Test 1. Большая часть программного кода перекочевала из первого «шутерного» проекта компании In the flesh, которому так и не было суждено увидеть свет (и, может, слава Богу — слишком многое выдавало в нём кальку с Quake). Перед этим они отправляли демку множеству издателей, но те упорно игнорировали талантливых парней. И только после появления полуторачасовой игры в публичном доступе им наконец улыбнулась удача: рецензенты с авторитетного игрового сайта Old Man Murray, обычно разносившие игры в пух и прах (к ним прислушивался, например, Гейб Ньюэлл при разработке Half-Life), впервые в истории похвалили обозреваемую игру и пожурили геймдев за то, что издатели не заметили рождение новой звезды жанра FPS. После этого Croteam получили поддержку Gathering of Developers — и началась история.

Таким демоверсию Serious Sam увидели пользователи

Таким демоверсию Serious Sam увидели пользователи Таким демоверсию Serious Sam увидели пользователи

Вышедшая в 2001 году Serious Sam: The First Encounter снесла всем крышу, будто выстрелом из двустволки. Для тех, кто в танке: главным героем, как понятно из названия, стал товарищ по имени Сэм, который перемещается в прошлое, чтобы в одиночку выступить против армии межгалактического злодея Ментала и испортить его планы по уничтожению Земли и человечества. Собственно, на этом о сюжете можно забыть: в любой из частей серии он не играет никакой важной роли. Куда важнее — уметь стрелять. Не обязательно метко — не попал в одного врага, так попадёшь в другого, благо мечту разработчиков удалось воплотить на сто процентов: противников на экране почти всегда гораздо больше, чем десять. Раз эдак в двадцать. Тут не до тактического планирования: знай себе дави на гашетку, усеивая карту внутренностями супостатов.

История Serious Sam. За что любят и ненавидят крутого Сэма?

Последние, кстати, стали фирменной фишкой игры (супостаты, а не внутренности). Особенной любовью пользовались знаменитые безголовые камикадзе с бомбами в руках, которые, несмотря на ожидаемую нехватку рта, орали во всю глотку, несясь на игрока. Также хитом сезона стала охота на сирианских быков с отстрелом из двуствольного шотгана. Подстать бестиарию и арсенал. С одной стороны, более-менее традиционный набор: пара «кольтов», дробовик + двустволка, автомат, плюс обязательные для такой игры скорострельный ракетомёт и миниган. Но есть и более интересные экземпляры: например, настоящая ручная пушка. Разве что без лафета и спокойно помещается в могучие серьёзные руки Сэма. Ещё одной фирменной чертой был абсурдный юмор: например, на одном из уровней можно было наткнуться на тех самых камикадзе с головами… разработчиков игры.

История Serious Sam. За что любят и ненавидят крутого Сэма?

Шутка, повторённая трижды

Получив холодный приём, Croteam решили взять паузу и попытаться разработать нечто принципиально иное: с 2006 по 2008 год они были заняты созданием некоего тактического шутера под рабочим названием T.E.O.R., но, не получив одобрения от заказчиков в лице Atari, так его и не выпустили. Стало ясно, что идеальную формулу Serious Sam надо возрождать. В 2009-м и в 2010-м годах были выпущены HD-переиздания First и Second Encounter — их продажи показали, что старый добрый meat FPS, с взрывами, декалитрами кровищи и миллилионом миллионов алых инопланетных морд — вот то, что нужно было игрокам. Хорваты посидели, подумали… а потом взяли свои наработки по T.E.O.R., слегка доработали их и получился Serious Sam 3: BFE — игра, которая по сей день остаётся где-то между «сириус сэм, которого мы ждали» и «полный провал».

История Serious Sam. За что любят и ненавидят крутого Сэма?

С одной стороны, это было гораздо ближе к тому самому «Сэму», чем несерьёзная (простите за каламбур) вторая часть. Снова орды скалящихся монстров, снова брутальное оружие, снова залитые кровью локации и лёгкий привкус апокалипсиса (хоть и с оттенком дуракаваляния). С другой — тысяча и одно спорное решение: например, необходимость перезаряжать оружие. Эта механика словно перекочевала в игру из тактического T.E.O.R., но право слово — зачем «мясному» шутеру, который подразумевает беспорядочную стрельбу во все стороны, перезарядка? А для чего уровни с турелями, которые нужно обходить с разных сторон, будто ты не крутой Сэм, а Сэм, мать его, Фишер? Зачем нужны добивания (вроде вырывания глаз у гнааров), если куда проще зарядить монстру в лоб порцию дроби? Короче говоря, плюсы SS3: BFE едва уравновешивали её минусы. Играть можно было, и даже получать кое-какое удовольствие, но временами приходилось стискивать зубы.

История Serious Sam. За что любят и ненавидят крутого Сэма?

Можно с уверенностью сказать, что после первых двух частей Сэму Стоуну уже больше никогда не везло так, как в начале 2000-х. Попытки сделать что-то близкое по настроению, но в ином жанре (инди-проекты от сторонних студий вроде RPG Serious Sam: The Random Encounter), попытки перевести серию в VR и переиздания — это, конечно, неплохо. И по крайней мере, не кошмар консольщика Serious Sam: Next Encounter для PlayStation 2, выпущенный в 2004 году. Но порой казалось, что Croteam просто устали от своего неугомонного героя — настолько, что в 2014 году выпустили философскую головоломку (. ) The Talos Principle, и это была действительно хорошая игра.

Остаётся верить, что девятилетний перерыв (не считая ремастеров и VR-безделушки Serious Sam VR: The Last Hope) позволил хорватам взглянуть на серию свежим взглядом и понять, что именно не хватало геймерам для того, чтобы назвать очередной сиквел «тем самым Сэмом».


Спустя девять лет и несколько игр для шлемов виртуальной реальности Сэм Стоун с охапкой пушек возвращается на экраны в Serious Sam 4. Рассказываем, удалось ли Croteam сделать претендента на звание лучшего мясного шутера этого года или все настолько плохо, что фанатам лучше перепройти прошлые части.

Читайте также: