Сценарии эрика берна список

Обновлено: 05.07.2024

Эрик Бёрн: освободись от власти деструктивных сценариев. Часть 2.

3. Виды и варианты сценариев

Жизненный сценарий формируется по трем основным направлениям. Вариантов внутри этих направлений множество. Итак, Эрик Берн делит все сценарии на:

* победителей,
* непобедителей,
* неудачников.

На языке сценариев неудачник — это Лягушка, а победитель — Принц или Принцесса. Родители в основном желают своим детям счастливой судьбы, но желают им счастья в том сценарии, который для них избрали. Они чаще всего бывают против изменения избранной для своего ребенка роли. Мать, воспитывающая Лягушку, хочет, чтобы дочь была счастливой Лягушкой, но сопротивляется любой ее попытке стать Принцессой («Почему ты решила, что ты можешь…?»). Отец, воспитывающий Принца, конечно же, желает сыну счастья, но он предпочитает видеть его скорее несчастным, чем Лягушкой.

Победителем Эрик Берн называет человека, который решил в своей жизни достичь определенной цели и, в конечном счете, добился своего. И здесь очень важно то, какие цели сам человек для себя формулирует. И хотя в основе их Родительское программирование, но окончательное решение принимает его Взрослый. И тут надо учитывать следующее: человек, поставивший себе цель пробежать, например, стометровку за десять секунд, и сделавший это, — победитель, а тот, кто хотел добиться, например, результата 9,5, а пробежал за 9,6 секунды — этот непобедитель.

Кто же это такие — непобедители? Важно не путать с неудачниками. Им сценарием предназначено тяжко трудиться, но не для того, чтобы победить, а чтобы удержаться на имеющемся уровне. Hепобедители чаще всего прекрасные сограждане, сотрудники, потому что всегда лояльны и благодарны судьбе, что бы она им ни принесла. Проблем они никому не создают. Это люди, о которых говорят, что они приятны в общении. Победители же создают окружающим массу проблем, так как в жизни они борются, вовлекая в борьбу других людей.

Однако большинство неприятностей причиняют себе и окружающим неудачники. Они остаются неудачниками, даже добившись определенного успеха, но если попадают в беду, то пытаются увлечь за собой всех находящихся рядом.

Как понять, какому сценарию — победителя или неудачника — следует человек? Берн пишет, что это легко выяснить, ознакомившись с манерой человека говорить. Победитель обычно выражается так: «В другой раз не промахнусь» или «Теперь знаю, как это делать». Hеудачник же скажет: «Если бы только…», «Я бы, конечно…», «Да, но…». Непобедители говорят так: «Да, я поступил так, но по крайней мере я не…» или «Во всяком случае, спасибо и за это».

Чтобы понять, как действует сценарий и как найти «расколдовыватель», необходимо хорошо знать сценарный аппарат. Под сценарным аппаратом Эрик Берн понимает общие элементы любого сценария. И тут надо вспомнить три состояния Я, о которых мы говорили в самом начале.

Итак, элементы сценария по Эрику Берну:

1. Сценарный финал: благословение или проклятие

Предписания — это то, что нужно делать (приказы), и то, чего делать нельзя (запреты). Предписание — самый важный элемент сценарного аппарата, который варьируется по степени интенсивности. Предписания первой степени (социально приемлемые и мягкие) — это прямые указания адаптивного характера, подкрепленные одобрением или мягким осуждением («Ты вела себя хорошо и спокойно», «Не будь слишком честолюбивым»). С такими предписаниями еще можно стать победителем.

Предписания второй степени (лживые и жесткие) не диктуются прямо, а внушаются окольным путем. Это лучший способ сформировать непобедителя («Не говори отцу», «Держи рот на замке»).

Чтобы предписание прочно укоренилось в сознании ребенка, его нужно часто повторять, а за отступления от него наказывать, хотя в отдельных крайних случаях (с жестоко избитыми детьми) достаточно одного раза, чтобы предписание запечатлелось на всю жизнь.

4. Моральные догмы или заповеди

Это наставления, как нужно жить, чем заполнить время в ожидании финала. Эти наставления обычно передаются из поколения в поколение. Например, «Экономь деньги», «Трудись усердно», «Будь хорошей девочкой». Тут могут возникнуть противоречия. Отцовский Родитель вещает: «Экономь деньги» (заповедь), в то время как Ребенок отца подначивает: «Ставь все сразу в этой игре» (провокация). Это пример внутреннего противоречия. А когда один из родителей учит экономить, а другой советует тратить, то можно говорить о внешнем противоречии. «Береги каждую копейку» может означать: «Береги каждую копейку, чтобы потом пропить все сразу».

О ребенке, который оказался зажат между противоположными наставлениями, говорят «попал в мешок». Такой ребенок ведет себя так, как будто реагирует не на внешние обстоятельства, а отвечает на что-то в своей собственной голове. Если родители в «мешок» сунули какой-нибудь талант и подкрепили его благословением на победителя, это превратится в «мешок победителя». Но большинство людей в «мешках» — неудачники, поскольку не могут вести себя сообразно ситуации.

Дополнительно родители делятся опытом, как в реальной жизни осуществлять их сценарные предписания. Это образец, или программа, формирующаяся по указанию родительского Взрослого. Например, девочка может стать леди, если мать научит ее всему, что должна знать настоящая леди. Очень рано, путем подражания, как большинство девочек, она может научиться улыбаться, ходить и сидеть, а позже ее научат одеваться, соглашаться с окружающими и вежливо говорить «нет». В случае с мальчиком родительский образец скорее скажется в выборе профессии. Ребенок может сказать: «Когда вырасту, я хочу быть юристом (полицейским, вором), как отец». Но осуществится это или нет, зависит от материнского программирования, которое гласит: «Займись (или не займись) чем-нибудь рискованным, сложным, как (или не как) твой отец». Предписание начнет действовать, когда сын видит восхищенное внимание и гордую улыбку, с какими мать слушает рассказы отца о его делах.

Сценарный импульс чаще всего проявляется в ответ на избыток предписаний и наставлений, то есть в ответ на сверхсценарий.

Предполагает возможность снятия заклятия, например, «Ты можешь преуспеть после сорока лет». Такое волшебное разрешение называется антисценарием, или внутренним освобождением. Но нередко в сценариях неудачников единственным антисценарием оказывается смерть: «Свою награду ты получишь на небесах».

Такова анатомия сценарного аппарата. Сценарный финал, предписания и провокации управляют сценарием. Они называются контролирующими механизмами и формируются до шести лет. Остальные четыре элемента могут быть использованы для борьбы со сценарием.

Различные варианты сценариев Эрик Берн разбирает на примерах героев греческих мифов, сказок, а также на наиболее часто встречающихся в жизни персонажах. В основном это сценарии неудачников, поскольку именно с ними психотерапевты встречаются чаще всего. Фрейд, например, перечисляет бесчисленные истории неудачников, тогда как единственные победители в его работах — это Моисей, Леонардо да Винчи и он сам.
Продолжение в следующем посте.

Бросим взгляд со стороны на традиционный союз мужчины и женщины.

Среди супружеских игр автор выделяет несколько типов. При описании Берн дает развернутую иллюстрацию игры, распределяя роли между обитателями дома.

Распределим роли: жена и муж.

Жена предлагает сходить на вечеринку к друзьям. Супруг с радостью соглашается. Как только подходит время для выхода, жена начинает разговор.

Роли распределены как в прошлой игре: муж и жена.

Вот так развивается мужская импотенция. Дальнейшие игры неудовлетворенного супруга обычно проходят вне семьи. Конечно, завести любовницу рискованно, но действенно. Этот отчаянный мужской шаг наверняка заставит жену задуматься над своим поведением, хотя начавшая настоящую игру барышня, по-моему, уже обделена интеллектом. С другой стороны, игра на стороне может привести к разрыву супружеских отношений. Вот только винить мужчину в этом не стоит, потому что без интимной близости не выживет никто.

К сожалению, жизненное применение такой нелогичной игры жены с мужем не редкость. Жена исполняет роль строгого родителя, расставляющего запреты для непослушного ребенка (мужа).

В психологическом плане женщина удовлетворена. Она сумела доказать себе и окружающим (в данном случае супругу) свою правоту. Вот только глупо обманывать природу. Биологический фактор не изменить, а частые отказы в интимной близости могут катастрофически сказаться на семейных отношениях. В результате природа одержит верх и связи на стороне не избежать.

И еще один важный момент: домохозяйка не должна тестировать уровень своих возможностей. А ведь так порой хочется узнать, насколько вы приближены к идеалу. Тесты, приведенные в модных журналах, дают четкое представление об идеальной женщине, добропорядочной супруге, отличной матери. Все тесты изначально рассчитаны на обобщенный образ, лишены индивидуального подхода. Оценивая одну черту характера, эти гламурные доктора забывают об индивидуальности. Дама, не набравшая нужных баллов, ощущает себя ущербной, не дотягивающей до идеала, что становится причиной нервного срыва. Поэтому научитесь оценивать себя самостоятельно.

Идеальный брак для мужчин

Ложные истины брака

Полная чушь. Оставлять конфликт неразрешенным нельзя. Расставьте все на свои места, выясните, кто не прав в сложившейся ситуации. Иначе обида и злость поселятся в вас навсегда.

Никогда не идеализируйте свои отношения. Людям суждено совершать ошибки, что они с удовольствием и делают. Не избегайте проблем, а решайте их.

Женщина и брак

Желание обрести домашний уют также характерно для двух людей, вступающих в брак. Вот только мужчина готов наслаждаться домашним комфортом, а женщине свойственно его создавать.

Кто виноват в разводах?

Романтика супружеских отношений скоротечна. После двух лет совместной жизни вы не будете получать ежеминутные признания в любви, а ужин при свечах станет подарком на десятилетие со дня свадьбы. Далеко не всегда получается сохранить взаимопонимание и любовь. Все чаще молодожены становятся бывшими супругами. Статистика продолжает убивать своими цифрами. На 100 заключенных браков приходится 50 разводов. Обида, боль и разочарование остаются после расставания с некогда любимым человеком. Судебные разбирательства порой надолго затягиваются. В поисках виноватого теряется последняя капля взаимоуважения.

Бракоразводный процесс

Бесплодие как причина для развода

Беспробудное пьянство

Физическое (или моральное) насилие в семье

Употребление наркотических веществ

Измена одного из супругов

Проблемы интимного плана

Однополая любовь?!

Материально неблагополучная обстановка

Сюда же отнесем группу разведенных по причине чрезмерной траты денег одним из супругов. Ясно, что эта проблема чаще всего касается жен. Мужья терпеливо и долго попрекают их в лишних тратах семейного бюджета. На фоне этого разгорается не один конфликт, который зачастую приводит к распаду семьи.

Не устраивает в быту

Вмешательство родственников

Вот это да!

Развод существует столько, сколько заключаются официальные браки. Традиции разных культур предполагают особое отношение к расторжению брака.

В индуизме, как известно, кастовая общественная система. Патриархальные взгляды не позволяют женщине выходить замуж повторно. Да и развестись она вряд ли сможет. Чего не скажешь о мужчинах. В их руках все козыри. Они не только имеют право на второй брак, но и находят много причин для его расторжения. Причиной развода может стать то, что жена не может родить сына, хотя этот вопрос касается не только ее одной. Несколько правдиво-грубоватых слов супругу могут стоить женщине немалых денег или заявления на развод.

А вот вам, к примеру, новаторство еврейского брачного закона. Тот факт, что вся семейная жизнь регулировалась Священным Писанием, не помешал иудеям создать специальные документы. В них затронуты все стороны семейной жизни. При случившемся разводе муж содержал бывшую супругу, пусть даже и против своей воли. Секс два раза в неделю, не меньше, также входил в обязанности обеих сторон.

До Х века право на развод у иудеев имел только мужчина. Он направлял супруге бракоразводное письмо, в котором были указаны причины и условия расставания. Женское мнение, к сожалению, не учитывалось, однако права у разведенной женщины оставались теми же, что и до брака. Сейчас только обоюдное согласие может закончиться расторжением брака. Необоснованный отказ от развода может привести упрямого супруга в тюрьму. Нежелание разойтись миром не принимается в иудейском обществе, чаще всего от этого страдает сильный пол.

Второе место присваиваем канадскому законодательству, которое становится на защиту слухового органа жен. Дело в том, что канадские женщины страдают от невыносимого храпа своих мужей. Так, справка о том, что крепкий сон супруга может сопровождаться звуком, ничем не уступающим реву гоночного автомобиля, станет причиной для начала бракоразводного процесса. Вот почему все мужчины мира особенно ценят русских женщин.

На третьем месте расположился облапошенный английский сэр. На протяжении нескольких лет он усердно трудился, перерабатывая по 25 сверхурочных часов, и все ради того, чтобы его молодая супруга получила высшее юридическое образование. Что она с успехом и сделала, а первым в истории ее юридической практики стал собственный муж. Предприимчивая супруга не захотела жить с вымотанным работой мужчиной и развелась с ним сразу после окончания университета.

На что обратить внимание при выборе будущего супруга

Предполагать, кого выберет женщина, сложно. Сердцу не прикажешь. Но мышление оказывается совсем нелишним в вопросах выбора брачного союзника. Женщинам свойственно совершать необдуманные поступки, однако не стремитесь нарочно угодить в пропасть. Жизнь не должна познаваться методом проб и ошибок, анализировать и делать выводы необходимо до того, как выбор сделан.

Олицетворение жестокости

Вот уже второй век женский мозг изучается в сравнении с мужским. Основные его тайны уже разгаданы. Но чем объяснить тот факт, что женская преступность все чаще тяготеет к мужской? В большей степени это все та же эмансипация слабого пола. Вот вам и долгожданное уравнивание прав. Только женщин за содеянное наказывают менее строго, чем преступников сильного пола.

Женская жестокость в последние годы просто шокирует. В подростковом возрасте девочки спокойно подвергают избиению своих одноклассниц, с удовольствием снимая содеянное на мобильный телефон. Такие реалити-шоу не редкость в наше время. Почему происходит такая трансформация? Откуда в детях, особенно в девочках, столько злости и пошлости?

Женщина-преступница

Что же на самом деле отличает женщину, совершившую преступление, от мужчины-преступника?

Преступные игры по Эрику Берну

Сценарии игр, представленных Берном, разыгрываются в основном в мужской среде. Однако жизнь идет, эволюция человека стирает грани между мужчиной и женщиной. Поэтому неудивительно, что в подобные ситуации попадают и женщины.

В любом случае криминальное прошлое отразится на будущем поколении. Ген преступности плавно, но безоговорочно проявляется в женском мышлении.

Почему роды делают из нас умниц

Отцовский и материнский подход к воспитанию

Теперь о главном. В каких пропорциях нужны женское тепло и мужская строгость, чтобы не испортить ребенка? Насколько важны физические наказания и нужно ли вообще использовать рукоприкладство в воспитании детей? Постараемся выяснить прямо сейчас. Пройдемся по каждому из основных вопросов воспитания наших чад, обращаясь то к мамам, то к папам.

Форма любви

Чему учат

Как учат

Средства обучения

Женщина воспитывает детей с помощью готовых дидактических средств, многие из которых придуманы и изготовлены ею самой. Все они продуманы до мелочей. Мужчина любит спонтанность. Играя с ребенком, отец способен становиться непосредственным участником игры: он ползает, лазает, прыгает, кривляется. В общем, перевоплощается в того, кого надо.

Папы, напротив, не прочь обучить сына или дочь новинкам современной техники, тем более что через несколько лет они поменяются местами и повзрослевший ребенок покажет отцу новую разработку в сфере высоких технологий, возможно, даже свою.

Негативные стороны родительской любви

Признавать ошибки всегда сложно, особенно тяжело осознавать промахи в воспитании детей. Зачастую родители не понимают, что своим поведением оказывают ребенку медвежью услугу.

Материнская любовь своей безграничностью может нанести огромный удар по психике ребенка. Безусловная любовь хороша тогда, когда не идеализирует человека. Несмотря на инстинктивное чувство, мама должна указывать ребенку на положительные и отрицательные качества его характера. Если не развивать в малыше умение критически подходить к себе в некоторых ситуациях, из него вырастет наглый и самоуверенный хам.

Кто кого и как воспитал

Тот самый Эрик Берн, помимо сценариев игр, выделил типы игроков. Как часто они встречаются в жизни? Каждый день. Наиболее характерные роли детства переносятся во взрослую жизнь, так появляются следующие два типа игроков, которые задают тон современному межличностному общению.

Женское трудолюбие

Вообще, сколько бы ни говорили о равноправии, женщине тяжело занять достойное место в мужском мире. Так, профессия кассира еще в начале прошлого столетия считалась престижной, на такую должность принимали только мужчин. Как только за кассой появилась женщина, престижность испарилась, работа кассира перестала быть высокооплачиваемой и зарплата приравнялась к среднему уровню. Но не все так плохо, женское трудолюбие оправдывается время от времени. Например, заведующим магазином редко окажется мужчина, хотя должность требует проявления навыков руководителя.

Ролевой конфликт, или Три ипостаси современной женщины

По отношению к своей профессиональной деятельности женская аудитория делится на три типа.

Рассмотрим, что на самом деле отличает мужской и женский труд.

Женщина любит планировать рабочее время. Для чего? А как по-другому понять, в какой день устроить шопинг или совершить поход к парикмахеру? На самом деле женскому сознанию свойственно выстраивать планы не только на ближайшую неделю, но и года на два вперед. Особенно женский мозг активен в отношении отпуска. Мужчина не так дальновиден. Конечная цель не дает мужскому мышлению отвлечься на посторонние события. Они станут приятным приложением.

Осторожно: бизнесвумен!

Сострадание к ближнему может обернуться полным провалом. Никаких родственных связей на работе. Кровное родство не признак того, что у вашего протеже такой же сообразительный мозг. Профессиональные качества должны преобладать над количеством схожих кровяных телец. А вот и нередкая ошибка мужчин: оформление фирмы на своих жен. Не совсем логичный поступок, ведь женщина непредсказуема и коварна, тем более в некоторых жизненных ситуациях.

Что действительно заслуживает внимания, так это отношение мужской части офиса к начальнице. Оно, прямо скажем, неоднозначно. Одни отказываются воспринимать умственные способности своего шефа всерьез, что и приводит к поспешному уходу этих сотрудников. Другие, напротив, рады данному положению вещей. Такая расстановка сил зависит от профессиональных качеств самой начальницы, хотя модернизация взглядов также играет роль.

Познать тайну женщины невозможно. Сколько в мире представительниц прекрасного пола, столько и тайн. У каждой свои причуды, которые и станут непостижимой тайной для мужчины. Только помните: без того, кто бы желал вас разгадать, не будет женщины-загадки. В природе все уравновешено.

В последнее воскресенье ноября отмечается российский День матери.


Как прекратить игру? В игру Алкоголик играют всерьез и бросить ее трудно. Один из выходов –жене прекратить играть роль Преследователя и прекратить спасать. В то же время, семейная система пытается сохранить себя, и известно, что когда жена, забрав детей, уходит от Алкоголика, эту роль начинает играть его мать или новый партнер.

Должник

В США игра для многих становится сценарием жизни, ее целью. Молодые люди покупают дом в ипотеку и становятся на долгие годы должниками банка. Сопутствующие игры «Попробуй получи с меня» «Кредитор», «Попробуй не заплати мне».

Способ выйти из игры – платить сразу всю сумму, однако это по разным причинам нереально.

Попался, негодяй

(Попался, сукин сын)

Герой нанимает водопроводчика, оговаривает с ним работы и стоимость. В процессе водопроводчик выполняет чуть больше и включает в смету дополнительную сумму. Герой приходит в ярость., которая и является целью данной игры. Водопроводчик играет в игру «Ну почему такое случается именно со мной».

Вот что я из-за тебя наделал(а)

Игра часто перенимается детьми. Есть три степени игры:

  1. Муж занимается своими делами, в этот момент его прерывает жена, которой хотелось бы внимания. Муж роняет н кисть, молоток и в бешенстве кричит: Посмотри, что я из-за тебя сделал. Разумеется оплошность мужа вызвана его собственным раздражением, которое он рад выместить на членах семьи. Как выйти из игры –оставить героя в покое.
  2. Муж женится на женщине, которая играет в игру «Я всего лишь пытаюсь помочь тебе». Он много дает жене инициативы и права выбора, и если все ок, получает удовольствие, а если нет –упрекает жену «Посмотри, во что ты меня втянула». Как выйти из игры – предложить мужу самому принимать решения.
  3. Игра параноиков, которые вовлекают в нее людей, «только пытающихся помочь». Муж поручает жене заниматься счетами, потому что «ничего не понимает в цифрах». Неожиданно к ним приходит кредитор, так как большой счет не оплачен. Игра «Это ты меня в это втянула». Жена просит прощение, но ситуация повторяется из-за нового кредита, т.к. муж запретил жене делать перерасход и «Это ты во всем виноват». Как выйти из игры – доверить дела профессионалу.

Тупик

Жена, собираясь, намеренно или случайно говорит о том, что дом надо перекрасить. Муж рассержен, так как он ей говорил, что денег мало. Муж грубо отвечает жене.

Жена говорит, что расстроена и в кино не пойдет.

Муж идет в кино один или с детьми.

Оба понимают, что каждому нужно свое: мужу – чтобы жена признала его тяжкий труд на благо семьи. Жене –чтобы ее приласкали и попросили не обижаться. Но оба не хотят подыгрывать друг другу.

Игра –способ избежать близости, так как кино часто источник сексуальной стимуляции.

Суд (Судебная камера)

Как терапевту не играть в игру? Ввести правило «я говорения», не использования в разговоре третьего лица, тогда супруги начнут обращаться непосредственно друг к другу. Пара может переключиться на игру «Дорогая».

В игру Суд часто играют дети –братья и сестры, аппелируя к родителям.

Фригидная женщина

Как не играть в игру? Эта игра весьма опасна, и возможный антитезис –тоже. Заводить любовницу рискованно. Жена может прекратить играть в игру, но будет слишком поздно. А также с помощью адвоката сможет сыграть в игру Ну что, попался, негодяй уже в суде.

Психологическая парадигма игры: «Посмотрим, сможешь ли ты меня соблазнить» -«Готов попробовать, если ты меня вовремя остановишь».

Загнанная домохозяйка (Загнанная женщина)

Часто такие жены тщательно выбирают себе мужей, которые критикуют свою жену за нерасторопность, сравнивая со своей матерью. Найдя Родителя в супруге, Ребенок жены может выбрать роль измотанного существа.

Все из-за тебя

(Если бы не ты)

Проблема заключалась в том, что муж всячески ограничивал её социальную жизнь. В отчаянии она записалась на танцы, но обнаружила, что ужасно боится танцевать на публике, и завязала со своим увлечением. Берн указывает на то, что мы видим проблему в своём партнере и обвиняем его, хотя чаще всего причина кроется внутри нас самих.

Дорогая

(Мое солнышко)

Как не играть в игру? «Ты можешь рассказывать порочащие меня факты, но не называй меня при этом дорогой». Более изощренный вариант антитезиса – отвечать «да, милый».

Подумайте, какой ужас!

Вариант 1. Игра для бабушек на скамейке. «Нынешние» («в наше время»). Нынешние родители слишком снисходительны к детям. Нынешним женам нечего делать, поэтому разводятся и т.д.

Почему бы вам не…

-Да, но

Его цель — получить от других порцию сострадания для самоудовлетворения («детское» эго). Сочувствующий, в свою очередь, играет роль мудрого родителя.

Изъян (Пятно)

Гость-растяпа

Как выйти из игры – хозяину не давать прощения, о котором просит гость, из всепрощающего Родителя превратиться во Взрослого, который берет на себя ответственность за то, что пригласил гостя «Вы можете портить вещи, но не нужно извиняться».

А ну-ка, подеритесь

Как маневр –женщина сталкивает двух мужчин, обещая принадлежать победителю.

Ритуал –мужчины сражаются за женщину, даже если она уже сделала свой выбор.

Игра – женщина, устраивая состязание, исчезает с третьим возлюбленным (поэма Пушкина «Граф Нулин») Ее вознаграждение следует из позиции – честное состязание –для глупцов.

Динамо (Насилие)

При этой же психологической игре (но в первой степени) расплата была бы мягче: в виде набора негативных эмоций обоих игроков. Она могла бы рассказать подругам, какой неудачный роман у неё был, а он мог бы рассказать друзьям, какая она «неприятная» женщина.

Чулок

Скандал

«Скандал» дает мучительный, но эффективный способ разрешения половых проблем, возникающих у отца и подрастающей дочери в определенных семьях».

Оранжерея

«Наиболее очевидная выгода от этой игры – внешняя психологическая, поскольку игра позволяет избежать близости, устанавливая особые условия, при которых могут проявляться чувства, и накладывает ограничения на реакцию присутствующих».

Я всего лишь пытаюсь помочь вам

Изначально в этой игре терапевт настроен на разочарование, так как считает, что общение с пациентами не может принести хороших результатов.

Неимущий (Нищета, Нуждающийся)

Между социальными работниками и клиентами было заключено негласное соглашение, которое сводится примерно к следующему:

Клиент получал пособие по безработице.

Деревенская бабушка (Крестьянка)

Игру разыгрывает игрок № 2 – старуха. Хочется верить, что она делает это искренне. Есть и лицемерная форма игры, где цель игрока № 2 разоблачить «профессора». Для пациента простейший способ выиграть в игру – не выздоравливать.

Психиатрия

«Критика» – Пациент описывает свои чувства так, чтобы Терапевт давал им оценку «Правильно-Неправильно».

«Самовыражение» – Пациент использует свои травмы и актерское мастерство, чтобы получить реакцию от участников терапевтической группы.

«В «Психиатрию» предпочитают играть пациенты, которые ранее лечились у некомпетентных терапевтов. Некоторые пациенты, например, сознательно выбирают самых слабых специалистов, переходят от одного к другому, демонстрируя, что их невозможно вылечить, а тем временем учатся играть в «Психиатрию» во все более острой форме».

Дурачок

Выход для Зрителя – не смеяться над Дурачком и не осуждать его = не играть в его игру.

Различные варианты сценариев Эрик Берн разбирает на примерах героев греческих мифов, сказок, а также на наиболее часто встречающихся в жизни персонажах. В основном это сценарии неудачников, поскольку именно с ними психотерапевты встречаются чаще всего. Фрейд, например, перечисляет бесчисленные истории неудачников, тогда как единственные победители в его работах — это Моисей, Леонардо да Винчи и он сам.

Итак, рассмотрим примеры сценариев победителей, непобедителей и неудачников, описанные Эриком Берном в его книге «Люди, которые играют в игры».

Варианты сценариев неудачников

Сценарий «Танталовы муки, или Hикогда»представлен судьбой мифического героя Тантала. Всем известна крылатая фраза «танталовы (то есть вечные) муки». Тантал был обречен страдать от голода и жажды, хотя вода и ветвь с плодами находились рядом, но все время миновали его губ. Тем, кому достался такой сценарий, родители запретили делать то, что им хотелось, поэтому их жизнь полна искушений и «танталовых мук». Они как бы живут под знаком Родительского проклятья. В них Ребенок (как состояние Я) боится того, чего они сильнее всего желают, поэтому они мучают себя сами. Директиву, лежащую в основании этого сценария, можно сформулировать так: «Я никогда не получу того, чего больше всего хочу».

Сценарий «Арахна, или Всегда» основан на мифе об Арахне.
Арахна была великолепной ткачихой и позволила себе бросить вызов самой богине Афине и состязаться с ней в ткацком искусстве. В наказанье она была превращена в паука, вечно ткущего свою паутину.

В данном сценарии «всегда» — это ключ, который включает действие (причем негативное). Этот сценарий проявляется у тех, кому родители (учителя) постоянно со злорадством говорили: «Ты всегда будешь бомжом», «Ты всегда будешь таким ленивым», «Ты всегда не доводишь дело до конца», «Ты навсегда останешься толстой». Этот сценарий порождает цепь событий, которая обычно именуется «полосой неудач» или «полосой невезения».

Сценарий «Дамоклов меч». Дамоклу на один день было позволено блаженствовать в роли царя. Во время пира он увидел обнаженный меч, висящий на конском волосе над его головой, и понял призрачность своего благополучия. Девиз этого сценария: «Пока радуйся жизни, но знай, что потом начнутся несчастья».

Ключ этого жизненного сценария — это зависший меч над головой. Это программа на выполнение какой-то задачи (но задачи не своей, а родительской, причем негативной). «Вот выйдешь замуж, наплачешься» (в итоге: или неудачное замужество, или нежелание выходить замуж, или сложности в создании семьи и одиночество).

«Гуляй, пока молодой, потом наработаешься» (в итоге: или нежелание работать и тунеядство, или с возрастом — тяжелый труд). Как правило, люди с этим сценарием живут одним днем в постоянном ожидании несчастий в будущем. Это бабочки-однодневки, их жизнь бесперспективна, в результате они часто становятся алкоголиками или наркоманами.

«Снова и снова»— это сценарий Сизифа, мифического царя, который разгневал богов и за это вкатывал на гору камень в подземном мире. Когда камень достигал вершины, он срывался вниз, и все приходилось начинать снова. Это также классический пример сценария «Чуть-чуть не…», где одно «Если бы только…» следует за другим. «Сизиф» — сценарий неудачника, поскольку, приблизившись к вершине, он каждый раз скатывается вниз. В основе его лежит «Снова и снова»: «Старайся, пока можешь». Это программа на процесс, а не результат, на «бег по кругу», бестолковый, тяжелый «сизифов труд».

Сценарий «Розовая Шапочка, или Бесприданница». Розовая Шапочка — сирота или по каким-то причинам чувствует себя сиротой. Она сообразительна, всегда готова дать добрый совет и весело пошутить, но мыслить реалистически, планировать и реализовывать планы не умеет — это она оставляет другим. Она всегда готова прийти на помощь, в результате приобретает много друзей. Hо каким-то образом она в конце концов остается в одиночестве, начинает пить, принимать стимуляторы и снотворное и часто думает о самоубийстве.

Розовая Шапочка — сценарий неудачницы, поскольку, чего бы она ни добивалась, она все теряет. Этот сценарий организован по принципу «нельзя»: «Это тебе нельзя делать, пока не встретишь принца». В основе его лежит «никогда»: «Никогда не проси ничего для себя».

Варианты сценариев победителей

У Золушки было счастливое детство, пока была жива ее мать. Затем она страдала до событий на балу. После бала Золушка получает выигрыш, полагающийся ей по сценарию «победителя».

Как же разворачивается ее сценарий после свадьбы? Вскоре Золушка делает удивительное открытие: самыми интересными для нее людьми оказываются не придворные дамы, а посудомойки и служанки, занятые на кухне. Путешествуя в карете по маленькому «королевству», она часто останавливается, чтобы поговорить с ними. Со временем этими прогулками начинают интересоваться и другие придворные дамы. Однажды Золушке-Принцессе пришло в голову, что неплохо бы собрать вместе всех дам, ее помощниц, и обсудить их общие проблемы. После этого родилось «Дамское общество помощи бедным женщинам», избравшее ее своим президентом. Так «Золушка» нашла свое место в жизни и даже сделала вклад в благосостояние своего «королевства».

Сценарий «Зигмунд, или “Если не выходит так, попробуем иначе”».

Зигмунд решил стать великим человеком. Он умел работать и поставил себе целью проникнуть в высшие слои общества, которые стали бы для него раем, но его туда не пускали. Тогда он решил заглянуть в ад. Там не было высших слоев, там всем было все равно. И он обрел авторитет в аду. Успех его был столь велик, что скоро высшие слои общества переместились в преисподнюю.

Это сценарий «победителя». Человек решает стать великим, но окружающие создают ему всяческие препятствия. Он не тратит время на их преодоление, он все обходит стороной, и становится великим в другом месте. Зигмунда ведет по жизни сценарий, организованный по принципу «можно»: «Если не получается так, можно попытаться иначе». Герой взял неудавшийся сценарий и превратил его в успешный, причем вопреки противодействию окружающих. Это удалось благодаря тому, что оставлялись открытые возможности, позволяющие обойти препятствия, не сталкиваясь с ними лоб в лоб. Такая гибкость не мешает достижению желаемого.

Как самостоятельно выявить свой сценарий

Эрик Берн не дает четких рекомендаций, как самостоятельно распознать свой сценарий. Для этого он предлагает обращаться к сценарным психоаналитикам. Он даже про себя пишет: «Что касается лично меня, то я не знаю, играю ли я по-прежнему по чужим нотам или нет». Но кое-что сделать все-таки можно.

Есть четыре вопроса, честные и продуманные ответы на которые помогут пролить свет на то, в какой сценарной клетке мы находимся. Вот эти вопросы:

1.Каков был любимый лозунг ваших родителей? (Он даст ключ к тому, как запустить антисценарий.)

2.Какую жизнь вели ваши родители? (Продуманный ответ на этот вопрос даст ключ к навязанным вам родительским образцам.)

3.Каков был родительский запрет? (Это наиболее важный вопрос для понимания поведения человека. Часто бывает так, что какие-то неприятные симптомы, с которыми человек обращается к психотерапевту, — это замена запрета родителей или протест против него. Как говорил еще Фрейд, освобождение от запрета избавит пациента и от симптомов.)

4.Какие ваши поступки заставляли родителей улыбаться или смеяться? (Ответ позволяет выяснить, какова альтернатива запрещенному действию.)

Эрик Берн вводит такое понятие, как «расколдовыватель», или внутреннее освобождение. Это «устройство», отменяющее предписание и освобождающее человека из-под власти сценария. В рамках сценария это «устройство» для его саморазрушения. В одних сценариях оно сразу бросается в глаза, в других его надо искать и расшифровывать. Иногда «расколдовыватель» таит в себе иронию. Такое обычно бывает в сценариях неудачников: «Все наладится, но после твоей смерти».

Внутреннее освобождение может быть ориентировано либо на событие, либо на время. «Когда встретишь Принца», «Когда умрешь, сражаясь» или «Когда родишь троих» — это событийно ориентированные антисценарии. «Если переживешь возраст, в котором умер твой отец» или «Когда проработаешь в фирме тридцать лет» — это антисценарии, временно ориентированные.

Чтобы освободиться от сценария, человеку требуются не угрозы и не приказы (приказов у него в голове и так достаточно), а разрешение, которое освободило бы его от всех приказов. Разрешение — главное орудие в борьбе со сценарием, ибо оно в основном дает возможность освободить человека от предписания, наложенного родителями.

Нужно разрешить что-то своему Я-состоянию Ребенка со словами: «Все в порядке, это можно» или наоборот: «Ты не должен…» В обоих случаях звучит также обращение к Родителю (как своему состоянию Я): «Оставь его (Я-Ребенка) в покое». Такое разрешение работает лучше, если оно дано авторитетным для вас человеком, например психотерапевтом.

Эрик Берн выделяет позитивные и негативные разрешения. С помощью позитивного разрешения, или лицензии, нейтрализуется родительское предписание, а с помощью негативного — провокация. В первом случае «Оставь его в покое» означает «Пусть он это делает», а во втором — «Не принуждай его к этому». Некоторые разрешения совмещают в себе обе функции, что ясно видно в случае антисценария (когда Принц поцеловал Спящую Красавицу, он одновременно дал ей разрешение (лицензию) — проснуться — и освободил от проклятия злой колдуньи).

Трудность заключается в том, что мы часто относимся к своим детям как к нашей копии, нашему продолжению, нашему бессмертию. Родители всегда довольны (хотя могут не показывать вида), когда дети им подражают, даже в дурном отношении. Именно это удовольствие и нужно поставить под Взрослый контроль, если мать и отец хотят, чтобы их ребенок чувствовал себя в этом громадном и сложном мире более уверенным и более счастливым человеком, чем они сами.

Негативные и несправедливые приказы и запреты должны быть заменены на разрешения, которые не имеют ничего общего с воспитанием вседозволенностью. Важнейшие разрешения — это разрешения любить, изменяться, успешно справляться со своими задачами, думать самому. Человека, обладающего подобным разрешением, видно сразу, так же как и того, кто связан всевозможными запретами («Ему, конечно, разрешили думать», «Ей разрешили быть красивой», «Им разрешено радоваться»).

Эрик Берн уверен: разрешения не приводят ребенка к беде, если не сопровождаются принуждением. Истинное разрешение — это простое «можно», как, например, лицензия на рыбную ловлю. Мальчишку никто не заставляет ловить рыбу. Хочет — ловит, хочет — нет.

Эрик Берн особенно подчеркивает: быть красивой (так же, как иметь успех) — это вопрос не анатомии, а родительского разрешения. Анатомия, конечно, влияет на миловидность лица, однако лишь в ответ на улыбку отца или матери может расцвести настоящей красотой лицо дочери. Если родители видели в своем сыне глупого, слабого и неуклюжего ребенка, а в дочери — уродливую и глупую девочку, то они такими и будут.
Заключение

Свой бестселлер «Люди, которые играют в игры» Эрик Берн начинает с описания своей главной концепции: транзактного анализа. Суть этой концепции заключается в том, что каждый человек в любой период времени находится в одном из трех Эго-состояний: Родителя, Ребенка или Взрослого. Задача каждого из нас — добиться доминирования в нашем поведении Эго-состояния Взрослого. Именно тогда можно говорить о зрелости личности.

После описания транзактного анализа Эрик Берн переходит к концепции сценариев, которой и посвящена эта книга. Основной вывод Берна таков: будущая жизнь ребенка программируется до шести лет, и дальше он живет по одному из трех жизненных сценариев: победителя, непобедителя или неудачника. Конкретных вариаций у этих сценариев очень много.

Сценарий по Берну — это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Часто сценарное программирование происходит в негативной форме. Родители забивают головы детей ограничениями, приказами и запретами, таким образом воспитывая неудачников. Но иногда дают и разрешения. Запреты затрудняют приспособление к обстоятельствам, тогда как разрешения предоставляют свободу выбора. Разрешения не имеют ничего общего с воспитанием вседозволенностью. Важнейшие разрешения — это разрешения любить, изменяться, успешно справляться со своими задачами, думать самому.

Чтобы освободиться от сценария, человеку требуются не угрозы и не приказы (приказов у него в голове и так достаточно), а все те же разрешения, которые освободили бы его от всех родительских приказов. Разрешите самому себе жить по собственным правилам. И, как советует Эрик Берн, отважьтесь наконец-то сказать: «Мама, лучше я сделаю по-своему».

Оксана Рогизная

Клод Штайнер – ученик и последователь Эрика Бёрна, яркий представитель трансактный психологии и известный специалист практической психологии. Клод Штайнер был соорганизатором Международной ассоциации трансактного анализа совместно с Эриком Бёрном. Занимался развитием теории сценариев и ввел понятие экономии поглаживаний. Штайнер автор нескольких книг по трансактному анализу, получивших известность во многих странах мира. Внес большой вклад в изучение проблемы алкоголизма, рассматривая его с позиции трансактного анализа.

На пути к трансактной психологии
Но профессиональны путь начался совсем не с изучения азов психологии. Сначала Клод занимался изучение инженерного дела и даже какое- то время проработал автомобильным механиком в Калифорнии, изучал физику. Но мысль о тот, что он должен посвятить всю свою жизнь созданию бомб его не воодушевляла, поэтому Штайнер занялся изучением психологии.

В 1957 году Клод Штайнер познакомился с Эриком Бёрном. Для Штайнера это было знаковое знакомство, во многом определившее направление его дальнейшей деятельности.

Штайнер занимался развитием теории и практики радикальной психиатрии.

Жизненные сценарии: «Без любви», «Без радости», «Без ума»
Проникнувшись теорией сценариев Берна, Штайнер выделили три основных скрипта человеческого поведения «Без любви», «без разума», «без радости». Штайнер своей книге «Сценарии жизни людей. Школа Эрика Бёрна» приводит следующую мысль: «Жизненный путь человека искажается сценарным программированием в трех отношениях. За то время, что я работаю психотерапевтом, я обнаружил, что все эмоциональные нарушения можно разделить на три группы «случаев»: несчастливые люди либо страдают от депрессии, которая может довести их до самоубийства, либо «сходят с ума», либо у них формируется зависимость от одного из наркотических веществ. Поэтому я назвал три основных жизненных сценария, соответствующих этим нарушениям, — «Отсутствие любви», «Безумие» и «Безрадостность», или «Без любви», «Без разума» и «Без радости».

Сценарий «без любви» характеризуется недостатком поглаживаний. Режим экономии поглаживаний подавляет у ребенка тягу к проявлениям любви.

Сценарий «без разума» формируется из полученных в детстве запретов свободно мыслить и познавать мир. Крайней формой этого сценария является сумасшествие, а проявлениями во взрослом возрасти являются отсутствие силы воли, легкомыслие, глупость. Штайнер считает, что «взрослые учат ребенка не использовать свою взрослую часть, тем самым закладывая основу для сценария «Без разума»; причем основным их орудием является обесценивающая транзакция, или игнорирование».

Сценарий «без радости»- именно в этом сценарии Штайнер видел причины возникновения зависимости у людей от различных химических веществ, например, кофеина, никотина, аспирина: «Люди не задаются вопросом, почему, придя домой с работы, они чувствуют потребность выпить, почему для того, чтобы заснуть, им нужно принять таблетку и почему для того, чтобы проснуться, им нужно принять другую таблетку. Если бы они задумались об этом, оставаясь при этом в контакте со своими телесными ощущениями, ответ пришел бы сам собой. Вместо этого с малых лет нас учат игнорировать свои телесные ощущения, как приятные, так и неприятные».

Теория экономии поглаживаний
Клод Штайнер на основе своих исследований вывел теорию экономии поглаживаний, за которую был удостоен премии Эрика Бёрна в1980 г.

Суть этой теории заключается в том, что эмоциональные поглаживания имею такое же большое значение как удовлетворение физических потребностей в приеме пище или сне, к примеру. В книге «Сценарии жизни людей. Школа Эрика Бёрна» Штайнер приводит такую метафору: «Чтобы понять, о чем идет речь, представьте себе, что при рождении каждому ребенку надевают маску, с помощью которой можно контролировать количество воздуха, которое он получает при дыхании. Поначалу отверстие в ней остается широко открытым, и ребенок дышит свободно. Однако по мере того, как ребенок подрастает и становится способен выполнять некоторые желательные действия, маску начинаю

Читайте также: