Сбор для игры в настольные игры

Обновлено: 05.07.2024

Все мы знаем, что случилось в начале 2020 года во всём мире, и это, конечно же, коснулось нашего основного проекта, блога о бюджетных путешествиях Vandrouki.

Путешествия остановились, мы мгновенно лишились всех доходов и в марте наивно полагали, что летом всё будет хорошо. Оказавшись взаперти, у члена нашей команды, Стаса Рабунского, появилась идея создать настольную игру о путешествиях, пока в реальной жизни делать этого нельзя.

В этой статье мы хотим подробно рассказать о том, как всё начиналось, и как в итоге превратилось в живые коробки с игрой.

Началось всё с очень простеньких прототипов, которые сегодня лишь отдаленно напоминают финальный результат:

Распечатанные на обычном чёрно-белом принтере листы бумаги, склеенное игровое поле, и вырезанные ножницами карточки.

Идея настолки достаточна проста — путешествовать по странам Европы и ближнего зарубежья. Делать это нужно, конечно же, максимально бюджетно и наиболее выгодно. Показалось странным, что подобных проектов практически нет.

Вся механика — максимально приближена к реальной жизни. Игрокам нужно оформлять загранпаспорта и визы, выбирать наиболее удобный вид транспорта, простраивать маршруты и логистику, чтобы за минимально возможный бюджет и время посетить как можно больше самых классных и интересных стран.

Здесь возникла первая же проблема. Как протестировать, когда команда разнесена по разным городам и странам, а настолка предполагает игру в оффлайне?

Тогда к зум-вечеринкам добавились и игры в настолки. Всё ещё склеенные листы бумаги, но распечатанные уже в цвете!

Функцию штатива для камеры от макбука, через которую участники смотрели на игровое поле, выполняла бутылка Натахтари. Достаточно опасная конструкция :)

Мы достаточно много играли внутри команды, постепенно дорабатывая механику игры, её баланс, а также визуальную часть.

После того, как появились более-менее опробованные прототипы, мы стали приглашать друзей со стороны. Весь процесс доработки до более-менее нормальных прототипов, в которые стало классно и интересно играть, занял около 4 месяцев. Суммарно было проведено более сотни игровых сессий и потрачено огромное количество времени.

Процесс можно назвать завершенным к концу июня. Правки вносились и дальше, но они были уже незначительными с точки зрения механики и самого геймплея.

Изначально это планировалось как развлечение для своих, но параллельно мы начали думать о том, что подобная игра наверняка интересна не только нам, но и как минимум, нашему коммьюнити путешественников.

Изначально мы хотели пойти простым путем и найти издателя. В России их не так много, это Магеллан, Hobby World, Звезда, Игровед, и возможно несколько других.

Во всех случаях задача автора — заинтересовать издателя. Все дальнейшие проблемы, расходы, производство и распространение издатель берет на себя.

Автор игры получает от 5 до 10% от оптовой цены. Было несколько причин, по которым мы достаточно быстро бросили эту затею:

  • На этапе прототипа неизвестной игры убедить издателя её взять достаточно сложно;
  • Даже в случае успеха, до выхода коробок с игрой на полки пройдет около года;
  • С тиража в 1000 штук (а вряд ли издатель сделает первый тираж больше) доход автора, в лучшем случае, составит 100.000 рублей, но скорее всего, и того меньше.

Немного забегая вперёд, примерно столько мы и заработали на первом тираже, занявшись всем самостоятельно. :)

Мы пришли к решению заняться изданием игры самостоятельно. Написали в десятки типографий вообще без каких-либо спецификаций, конкретных тиражей и подобных вещей, так как хотелось понять вилку стоимости производства настольной игры.

Конечно же, ничего внятного мы не получили. Далее было много гугла и опрос знакомых, через несколько рукопожатий мы вышли на классных ребят из Банды Умников, которые занимаются изданием настольных игр и попросили совета.

Теперь мы знаем, что в России не так много профессиональных типографий или производств, которые могут сделать качественно полный цикл создания настольной игры. Мы остановились на SuperWave из Петербурга. Нельзя сказать, что мы провели какой-то невероятный анализ, это было скорее субъективным решением, так как ребята оказались очень отзывчивыми, и мы быстро нашли общий язык.

В процессе общения мы более-менее начали понимать стоимость производства, сроки, а также объем работы, который необходимо проделать для его старта.

Сразу предупреждаем, это очень и очень много работы, согласований, макетов и всего прочего, этим нужно заниматься заранее. Мы подумали, что это не займет больше недели, и отложили данный вопрос на потом, что было огромной ошибкой.

Изначально мы планировали обойтись своими силами, и нанять иллюстраторов только для макета коробки, но в итоге всё изменил случай, которому мы очень благодарны.

Так выглядела первая версия игры, созданная своими силами

Пренебрегать этим этапом ни в коем случае нельзя. Чтобы игру захотели купить с полки, чтобы другие игроки захотели её приобрести, настолка должна быть красочной и приятной глазу, с продуманными деталями, фирменным стилем и иллюстрациями.

К нам пришли ребята из проекта Практика от Логомашины, которым нужны были интересные проекты, которые можно использовать для обучения дизайнеров и иллюстраторов.

Уже через неделю мы получили много работ, их все можно посмотреть здесь.

Остановили свой выбор на одной из команд, стиль которых понравился нам больше всего, после чего пригласили ребят доработать иллюстрации для всех комплектующих игры, от коробки до каждой бонусной карточки.

Заплатить мы им не могли, но договорились об оплате по факту завершения краудфандинга.

Было принято решение запускать сбор средств, и уже в процессе сбора вносить финальные правки, завершать иллюстрации и общаться с производством.

Это ещё одна ошибка.

Мы посчитали, что за месяц, который отведен на сбор средств, точно всё успеем, за пару дней получим деньги, тут же отправим их в производство, и ещё через месяц начнем раздавать игры. Ох уж эти новички. :)

Говорят, что ни один проект на краудфандинге не производится в изначально оговоренные сроки. Мы ощутили это на себе.

На этом моменте у вас обязательно должно быть готово к производству абсолютно всё. От макетов до финальной стоимости тиража со всеми расходами. Об этом фейле мы расскажем чуть позже, когда дойдем до непосредственно производства игры.

Что касается выбора площадок, в России крупных игроков два, это Boomstarter и Planeta.

Решение было быстрым, обе площадки берут около 3-5% за проведение платежей, Boomstarter сверху берет небольшую комиссию за старт проекта, около 5000 рублей, которые не возвращаются (есть пакеты дороже, с продвижением), Planeta не берет денег за запуск, но в случае успешного проекта заберет 10% от всех собранных средств.

В нашем случае, выбор был очевидным, и за неделю мы подготовили страницу проекта и запустились.

Расходов на продвижение не было, так как у нас достаточно большое коммьюнити путешественников.

Результат нас невероятно поразил и вдохновил. В первые сутки мы собрали более 300.000 рублей, а за 3 дня мы дошли до отметки в 500.000 рублей, которая необходима была для успешного тиража.

Теперь мы понимаем, что если бы на этом моменте сбор завершился, мы бы ушли в сильный минус, так как этого недостаточно было бы для запуска минимального тиража в производство, не говоря уже о расходах на иллюстрации и налоги.

Действительно экономически выгодным производство настолки становится тогда, когда тиражи идут от 3-5 тыс штук. В этом случае, можно получить хорошую цену за производство, и на разнице с продажей и остальными расходами заработать.

По итогам месяца проекта мы собрали 1.16 млн рублей. За вычетом всех налогов и комиссий — около 950 тыс. рублей.

Параллельно мы запустили совместную акцию с банком Тинькофф, где наши подписчики за оформление дебетовой карты получали игру, стоимость которой нам оплачивал банк. Это очень сильно помогло добрать тираж, чтобы уменьшить его стоимость и покрыть часть расходов.

В середине августа завершился краудфандинговый проект. Мы рассчитывали, что финальная подготовка всех макетов, согласования и вся бюрократия к этому моменту будет завершена, и нам останется только оплатить производство, а через месяц начать выдавать игры спонсорам проекта.

Как же мы ошибались.

К этому моменту мы только заканчивали внесение финальных правок и иллюстрации, когда на этом этапе уже должны были быть готовы абсолютно все макеты и файлы по требованиям производства для запуска в тираж, а также напечатан сигнальный образец.

В итоге мы потратили ещё целый месяц, в процессе которого:

  • закончили все иллюстрации и внесли правки в игру;
  • привели все макеты и файлы в соответствие требованиям типографии;
  • решали проблемы с нестандартными элементами игры и увеличением бюджета.

Даже в случае, когда первые два пункта были готовы, задержки было не избежать. В нашей игре было два нестандартных компонента, по которым пришлось решать проблему с типографией до запуска в тираж.

Большое поле, состоящее из шести частей. Нужно было добиться результата, в котором оно при раскладывании на столе не шло «волной» и выглядело цельным. Помимо времени, это увеличило изначально запланированный бюджет.

Флаги стран оказались настолько маленькими, что при их вырубке было очень сложно добиться точности, при которой они оставались выглядеть цельными.

Также нам пришлось перерабатывать размер карточек, паспортов, виз и вообще практически всех элементов игры под существующие размеры штампов и ножей для вырубки, чтобы не увеличивать стоимость и сроки производства.

В итоге, заключение договора и оплата случились только ближе к концу сентября. Сам процесс производства на типографии занял чуть больше месяца, и в ноябре мы получили первую партию нашего тиража в 1300 коробок с игрой. Прямо со склада типографии первая партия отправилась в пункт выдачи, где мы начали раздавать комплекты в тот же вечер.

При старте сбора мы объявили о том, что игру можно получить только самовывозом в Москве, Петербурге и Минске, так как очень боялись возиться с отправкой сотен коробок службами доставки (и не зря!).

Своих офисов или чего-то подобного у нас нет, мы договорились о выдаче игр с нашими дружественными барами в Москве и Петербурге, а также клубом настольных игр в Минске.

В начале ноября мы наконец получили коробки с игрой, которые сразу же поехали в бары, оставшаяся часть хранилась в квартирах нашей команды.

Нам очень повезло, что расходы на пункты выдачи ограничились подарочными играми в рамках игротек и выпитым пивом. :) В качестве благодарности, проводили игротеки в заведениях, чтобы привлечь клиентов.

Luminous, Птица-Синица, Пипл Мипл, спасибо вам огромное!

Будьте аккуратны с дополнительными вознаграждениями для тех спонсоров, которые готовы платить больше.

Нужно предложить что-то действительно классное и ценное, иначе получится так, что вы практически ничего на этом дополнительно не заработаете, но получите кучу проблем с логистикой небольших дополнений, как это вышло у нас.

Маленькие тиражи ремувок, шопперов и футболок разных размеров долго путешествовали между городами, чтобы хватило всем, и мы до сих пор разбираемся с доставкой брелков.

Через несколько недель после запуска проекта на краудфандинге, мы решили добавить возможность доставки, так как процесс заморозился, и таким образом мы вдохнули в него новую жизнь.

Доставку решили организовывать через пункты выдачи Boxberry, так как их тарифы показались наиболее привлекательными, а сеть пунктов выдачи охватывает практически всю страну.

И получилось, мы получили больше 300 заказов с доставкой. И даже не представляли, чем это обернется.

Никакой интеграции со службами доставки у краудфандинговых платформ нет, поэтому все электронные накладные пришлось заполнять руками, перенося данные из почты и экселевских таблиц.

Затем — упаковка посылок, наклейка ярлыков для доставки, и доставка их к пункту приёма заказов.

Можно ещё упомянуть тот факт, что конверты для отправок мы купили чуть меньшего размера, чем нужно, и физически требовались усилия, чтобы поместить коробку с игрой внутрь.

Клетчатые сумки, чемоданы на колесиках, удивление и непонимание сотрудников на точках выдачи заказов, когда за 10 минут до закрытия к ним двое парней привозят сотню посылок, и даже отказы в приёме на двух пунктах.

Доставка — самый нудный, физически трудный и сложный этап, но обойтись без него невозможно, если вы хотите работать на большую аудиторию.

Самостоятельно пройти от идеи до реализации сложно, но можно. Нам очень повезло, что есть классная аудитория, которая оказала нам невероятную поддержку.

По итогам выпуска тиража ещё одной нашей ошибкой стали поверхностно описанные правила. В какой-то момент после сотен тестов глаз окончательно замылился и вещи, которые нам казались очевидными, таковыми не являлись. Это была главная претензия к выпущенной игре, по всем остальным аспектам все остались очень довольны качеством и наполнением. Пусть и с задержкой, но был выпущен апдейт, который отправили всем участникам проекта.

Мы полностью окупили первый тираж и за вычетом расходов на производство, работу иллюстраторов, налоги и комиссии даже немного заработали.

Стоят ли месяцы работы этого заработка? Конечно нет.

Но когда видишь результат работы, довольные лица людей и восторженные отзывы, забываешь обо всех проблемах. Это был невероятный опыт и ощущение безграничного счастья в финале.

В конце декабря мы запустили сбор на второй тираж. В этот раз уже без помощи краудфандинговых платформ. Boomstarter нам очень здорово помог и придал сил, но при наличии своей аудитории, мы решили организовать сбор самостоятельно.

Свой же проект более гибок, вы можете управлять распродажами, настроить интеграцию со службами доставки, чтобы не заполнять все накладные вручную, в любой момент вносить доработки и изменения, и гораздо больше свободы в реализации своих идей.

Мы учли все свои ошибки, разработали дополнение «Средняя Азия» к игре, и уже получили заказов почти на 1700 коробок (если сложить основную игру + коробку с дополнением по Средней Азии).

В ближайшее время отправляем игру в производство, и уже в марте снова будем радовать наших читателей классными вечерами за нашей игрой.

Надоели компьютерные игры? Тогда самое время попробовать настольные.

Онлайн-настолки во время карантина. Во что поиграть через Tabletop Simulator

Онлайн-настолки во время карантина. Во что поиграть через Tabletop Simulator
Онлайн-настолки во время карантина. Во что поиграть через Tabletop Simulator
Онлайн-настолки во время карантина. Во что поиграть через Tabletop Simulator

Несмотря на все минусы самоизоляции, у неё есть один большой плюс: это хорошее время, чтобы попробовать что-то новенькое или наверстать упущенное. Прочесть книги, которые давно пылятся на полке, послушать записи лекций, посмотреть фильмы или найти новое хобби. Например, настольные игры.

Изоляция настолкам не помеха, потому что в них можно спокойно играть на ПК. Всё, что для этого понадобится, — Discord или Skype и утилита для самой игры. В нашем случае это Tabletop Simulator: виртуальный «игровой стол», доступный в Steam. В нём можно копошиться в одиночку (в настолках нет привычного ИИ, но некоторые включают правила на одного игрока), а можно создать сервер и пригласить друзей. Либо случайных людей из внутриигрового чата.

Программа, мягко говоря, далека от идеала, но зато она поддерживает интеграцию с мастерской. Благодаря моддерам библиотека настольных игр в TS включает все лучшие настолки последних лет двадцати. Причём как те, что уже давно перестали издаваться, так и те, что попросту больно бьют по финансам: хобби-то не самое дешёвое. А в TS нужно заплатить (419 рублей) только за саму игру; контент в мастерской бесплатный.

Tabletop Simulator работает на физическом движке, поэтому есть даже опция со злости перевернуть игровой стол — прямо как в жизни

Обычно новичкам рекомендуют настолки попроще — такие, которые можно освоить за один вечер (у нас, кстати, тоже есть такая подборка). Но в этот раз мы решили не забивать список одними казуалками: в него, прежде всего, вошли стоящие игры. С любопытной темой, грамотными механиками и отличным геймплеем. Какие-то из них сложнее освоить, чем другие, но ничего сверхтяжёлого не предвидится. Также заранее отметим, что не у всех представленных игр есть локализации. Но русскоязычные правила некоторых настолок можно легко найти в интернете; и даже в самой TS периодически встречаются русские версии (которые, правда, иногда плохо работают). Так что будьте готовы к английскому.

Экономические стратегии

Экономические игры — один из самых популярных жанров в индустрии. Здесь вы не просто зарабатываете деньги, а скорее занимаетесь решением проблем — желательно, с минимумом убытков. Почти как как в компьютерных симуляторах менеджмента.

Bargain Quest

Онлайн-настолки во время карантина. Во что поиграть через Tabletop Simulator

Небольшой городок осаждает армия монстров, и единственное, что может спасти положение, — это капитализм. Вы и ваши товарищи — хозяева магазинов, где снаряжают приключенцев для борьбы с нечистью; задача — обслужить клиентов и заодно стать лучшим торговцем города. Но у каждого героя-спасителя есть свои запросы, а у монстров — уязвимости. Так что надо не просто разбогатеть, но и убедиться, что вы не отправили героя на верную смерть, продав ему красивые, но никудышные доспехи. А ещё можно попасться на продаже магического оружия как раз в тот день, когда в город прибыл инквизитор. Или забыть поставить на витрину свой лучший лот и упустить покупателя… В общем, проблем немало — но вы справитесь.

Agricola, Caverna и A Feast for Odin

Онлайн-настолки во время карантина. Во что поиграть через Tabletop Simulator
Онлайн-настолки во время карантина. Во что поиграть через Tabletop Simulator
Онлайн-настолки во время карантина. Во что поиграть через Tabletop Simulator

Food Chain Magnate

Онлайн-настолки во время карантина. Во что поиграть через Tabletop Simulator

Food Chain Magnate иногда называют «”Монополией” на максималках», и, на самом деле, это не так уж и далеко от правды. Различие в том, что в «Монополии» вы можете в любой момент обанкротиться от броска кубика, а здесь — от собственных решений. Или от того, что другой игрок решил внезапно продавать свои дешёвые бургеры на вашей территории.

В роли хозяина ресторана вам нужно нанимать сотрудников, устраивать рекламные кампании и следить, чтоб на складе хватало товаров и на них был спрос. Вот только рынок в Food Chain Magnate свободный: игра не делает подачек тем, кто отстаёт, и не вставляет палки в колёса тем, кто рвётся вперёд. Поэтому единственный способ выжить в маленьком городе — это действовать эффективно. Манипулировать ценами, подрезать оппонентов, использовать чужой маркетинг себе на пользу, чувствовать ситуацию на рынке. Правила игры довольно просты, но сам геймплей абсолютно безжалостен: недаром Food Chain Magnate известна как одна из лучших настолок в жанре.

Варгеймы

Название жанра говорит само за себя: в этих играх нужно управлять собственными армиями, чтобы разгромить чужие. Или чтобы занять важные точки на карте быстрее соперников. Чаще всего как раз второе — причём здесь важна не только тактика, но и умение вовремя договориться с оппонентом.

Inis

Онлайн-настолки во время карантина. Во что поиграть через Tabletop Simulator

Inis — на редкость динамичный варгейм, где кровопролитие далеко не всегда решает все проблемы. В роли вождей кланов древних кельтов вы и ваши товарищи поборетесь за титул короля. Заслужить его можно одним из трёх способов: показав свою силу, завладев землями или построив достаточно храмов. Но есть одна загвоздка — места на карте всем не хватит, поэтому вам на каждом шагу придётся толкаться локтями и адаптироваться под ситуацию.

Inis — игра не столько про войну, сколько про тактику и способность «прочесть» соперника в нужный момент. В начале раунда всем раздают по четыре карточки, и игроки постепенно ими обмениваются — новых карт не появляется. То есть все заранее знают, что может произойти на поле, количество событий строго ограничено, а у вас обязательно есть хоть какая-то информация о том, кому достались какие карты. Остаётся лишь прикинуть, кто и когда неизбежно сделает вам подлянку. Но у этой загадки нет правильного ответа, и она становится всё сложнее с каждой новой партией.

Forbidden Stars

Онлайн-настолки во время карантина. Во что поиграть через Tabletop Simulator

Если вы когда-нибудь задумывались, как серия Dawn of War выглядела бы в формате пошаговой стратегии, то не проходите мимо Forbidden Stars. В ней ультрамарины, орки, хаоситы и эльдары схлестнулись в войне за сектор Геракон по всем канонам Warhammer 40 000. В бой идёт пехота, техника, флот — можно даже управлять варп-штормами, чтобы преграждать врагам дорогу к цели. Юниты всех фракций, разумеется, уникальны: у каждого есть особые свойства и разные пути для прокачки. Более того, во всей этой мясорубке немалую роль играет блеф, потому что приказы войскам раздаются в закрытую: вы видите, где противники собираются действовать, но не знаете, что конкретно они сделают. Короче говоря, геймплей полон нюансов — многие настольщики ценят Forbidden Stars именно за тактическую глубину. А привязка к известной франшизе — это просто приятный бонус.

Twilight Imperium 4 th Edition

Онлайн-настолки во время карантина. Во что поиграть через Tabletop Simulator

Легендарная Twilight Imperium — одна из самых амбициозных игр в истории индустрии. Это полноценная 4Х-стратегия, причём сделанная с таким размахом и вниманием к деталям, что даже некоторые компьютерные аналоги могут лишь позавидовать. Серьёзно, в ней есть почти всё, что приходит на ум при словах «космическая стратегия»: почти два десятка рас с уникальными способностями и технологиями, баталии огромных флотов, межзвёздная торговля, политика, тайные альянсы и предательства. Переплетение этих механик делает игру совершенно непредсказуемой; каждая партия — это событие, которое запоминается надолго. Twilight Imperium непросто освоить, и порой она требует непозволительно много времени — но, поверьте, оно того стоит.

Кооперативные игры

Ещё одна популярная ниша в индустрии. Как и в случае с варгеймами, название полностью отражает суть жанра: в кооперативах вы не соревнуетесь с друзьями, а сообща пытаетесь «одолеть» игру. Что, как правило, крайне непросто — но тем слаще становятся победы.

Pandemic Legacy: Season 1 и Season 2



На заднем плане — десятки коробочек, откуда вы будете доставать новые компоненты. Да и само поле изменится до неузнаваемости

Пожалуй, самая злободневная игра в списке. В роли специалистов центра по контролю за болезнями вы пытаетесь разработать вакцины для четырёх вирусов, охвативших всю планету. А для этого нужно носиться по всему земному шару, чтобы собрать достаточно данных и попутно помочь заражённым городам — иначе ситуация может выйти из-под контроля. Главная фишка Pandemic Legacy в том, что это «сюжетная» игра: история условно разделена на двенадцать месяцев-партий, и каждая следующая вносит новые механики, нюансы и возможности. Вдобавок последствия ваших решений также сохраняются между партиями. Если вы по дурости совершили ошибку, то она ещё не раз вам аукнется. При этом сюжет не перестаёт удивлять до самого финала — неожиданных поворотов здесь действительно не ждёшь. Только, если что, играйте в обе настолки по порядку. Второй сезон — это один большой спойлер к событиям первого.

Spirit Island

Онлайн-настолки во время карантина. Во что поиграть через Tabletop Simulator

Тема колониализма необычайно популярна в настольных играх: на её основе легко раз за разом делать проекты, где белые люди осваивают ресурсы стран третьего мира. Spirit Island же переворачивает эту идею с ног на голову. Здесь вы играете не за оккупантов с большой земли, а за древних духов, которые пытаются прогнать захватчиков с родного острова. Пока вы постепенно набираете мощь, просыпаясь после многовекового сна, колонисты, которыми управляет игра, тоже не дремлют. Они постоянно засылают разведчиков в новые земли и закладывают поселения, попутно, конечно, разрушая ваши храмы и убивая местных жителей. Партии благодаря этому получаются более чем драматичные: поначалу вы будете отбиваться из последних сил и постоянно балансировать на грани поражения, но, если продержитесь достаточно долго, сможете играючи сметать крупные города с лица земли. Словом, Spirit Island — это необычный взгляд на заезженную тему: по-хорошему вдумчивый и безумно реиграбельный.

Tragedy Looper

Онлайн-настолки во время карантина. Во что поиграть через Tabletop Simulator

Tragedy Looper проще всего описать одной аналогией: представьте, что «День сурка» был бы (хорошим) аниме-триллером. Три протагониста попадают в город, где спокойно уживаются типичные школьники, якудза, поп-идолы и инопланетяне. С кем-то из обитателей города должно случиться нечто ужасное, а четвёртый игрок — мастер — должен организовать это «нечто ужасное», чтобы победить. Например, подстроить несчастный случай или свести киллера и его жертву вместе. Герои же не знают, кого из жителей им лучше сторониться, а кого нужно спасти любой ценой; более того, правила запрещают им обсуждать свои ходы и открыто координировать действия. Как раз здесь и приходят на помощь временные петли. Каждый раз, когда протагонисты проигрывают, раунд начинается заново: всё возвращается на круги своя, а у игроков есть несколько минут, чтобы поделиться догадками. На словах всё это, может, звучит слишком запутанно, но на деле Tragedy Looper — это невероятно напряжённая murder mystery. Протагонисты и мастер играют друг с другом в кошки-мышки: первые пытаются понять, что вообще происходит, а второй — не выдать свои планы раньше времени. Если любите детективы и грамотные социальные головоломки — обязательно попробуйте.

Рекомендации одной строкой

Если бы мы взялись рассказать про все настольные игры, на которые стоит обратить внимание, этот текст получился бы слишком большим — даже если написать про каждую всего абзац. Поэтому дальше будет буквально пара слов о хороших проектах, которые не вошли в другие категории, но всё равно могут неплохо развлечь.

Если вам нужно что-то для двух игроков, то можно присмотреться к 7 Wonders: Duel. Грубо говоря, это очень компактная версия компьютерной Civilization: развиваете экономику, исследуете технологии, пассивно-агрессивно воюете с соседом. По глубине игра не уступает большим стратегиям, а партия длится всего минут сорок — самое то, чтоб устраивать посиделки по 3-5 матчей подряд.

Онлайн-настолки во время карантина. Во что поиграть через Tabletop Simulator

Если же вам хочется чего-то на двух игроков, но посерьёзнее, то задайте себе вопрос: что вам нравится больше — «Звёздные войны» или «Властелин колец»? Если первое, то взгляните на Star Wars: Rebellion, а если второе — на War of the Ring. Обе позволяют пережить события своих кинотрилогий с иного ракурса, а то и вовсе переиграть их на новый лад. Люк вполне может перейти на тёмную сторону Силы, а компания хоббитов — сгинуть в двух шагах от Шира.

Онлайн-настолки во время карантина. Во что поиграть через Tabletop Simulator
Онлайн-настолки во время карантина. Во что поиграть через Tabletop Simulator

Нужно развлечение для толпы? Перекиньтесь в Tournament at Camelot: она подаёт турнир с героями артурианских легенд в главных ролях как карточную игру на взятки. А иллюстрации навевают воспоминания о мемах про «страдающее Средневековье».

Нужно что-то более разговорное или социальное? Тогда Codenames или Decrypto. Обе настолки завязаны на отгадывание слов по ассоциациям, но у них хватает различий, чтобы обеспечить игрокам совершенно разный опыт.

Онлайн-настолки во время карантина. Во что поиграть через Tabletop Simulator
Онлайн-настолки во время карантина. Во что поиграть через Tabletop Simulator
Онлайн-настолки во время карантина. Во что поиграть через Tabletop Simulator

Пожалуй, для знакомства этого списка должно хватить. Рассказывайте о впечатлениях и любимых настолках в комментариях! И пишите, если вам интересна эта тема: будет спрос — посоветуем ещё пачку игр в следующем материале.

Когда я не могу сыграть партию с друзьями, я развлекаю сама себя.

В настолки можно играть и в одиночку: издатели часто предусматривают возможность игры в соло-режиме. Расскажу о своих фаворитах: надеюсь, они помогут вам скрасить одинокие вечера.

В конце статьи — бонус для тех, кому скучно раскладывать игру только для себя: несколько сайтов, на которых можно поиграть в настолки онлайн.

Сундук приключений

Сколько стоит: 990 Р
Доставка: по тарифам Почты России
Где купить: Hobby Games
Время партии: 15—30 минут

Это компактная и быстрая игра с простыми правилами. По сюжету игроки спускаются в подземелье, где встречают драконов и сундуки с сокровищами. В зависимости от везения и умения рассчитывать силы игроки могут вернуться в таверну прославленными или сбежать из подземелья ни с чем.

Правила игры «Сундук приключений»PDF, 5 МБ

Правда, и подземелья, и драконы, и сами герои — воображаемые: вместо игрового поля и фигурок на столе только разноцветные кубики, карточки с описанием способностей героев и жетоны, которые понадобятся для подсчета очков.

Играть можно в одиночку или компанией до четырех человек. Но отличаться партия будет мало: герои все равно спускаются в подземелье по очереди и встречаются с чудовищами один на один — только в коллективной игре за злодеев кубики кидают другие участники.

Хитрый ход

Сколько стоит: 990 Р
Доставка: 300 Р Почтой России
Где купить: «Лавка игр»
Время партии: полчаса-час

«Хитрый ход» — это бесконечный генератор логических задач. У игрока есть планшет с клетками, которые нужно заполнять по особым правилам в зависимости от их цвета, и шесть кубиков. В каждый бросок нужно выбирать поочередно три кубика с максимальным значением или три кубика с минимальным значением и стараться расставить их в клетки так, чтобы получить как можно больше бонусов.

Правила игры «Хитрый ход»PDF, 102 КБ

Благодаря тому, что на кубиках всякий раз выпадают разные комбинации, играть можно сколько угодно, соревнуясь с собой за новые рекорды.

Магомаркет

Сколько стоит: 1240 Р
Доставка: от 250 Р Почтой России
Где купить: «Веселая сова»
Время партии: 3—15 минут

«Магомаркет» — это приключенческая игра-пятиминутка. Эльф, маг, варвар и гном охотятся за артефактами, но только не в фэнтези-мире , а в обычном супермаркете, и их действия ограничены по времени. Игрокам нужно успеть найти артефакты и выбежать из магазина до тех пор, пока не истечет время в песочных часах.

Правила игры «Магомаркет»PDF, 7,6 МБ

Заиграться не получится: песок в колбе рассчитан всего на 3 минуты, а фрагменты поля, которые заставляют игроков переворачивать часы, встречаются не так уж и часто — так что дольше 15 минут партия не продлится.

Есть и другие ограничения: участники могут общаться друг с другом только жестами, а игрок-одиночка не видит перед собой всех действий, которые доступны его героям. В любом случае игрокам придется нащупывать баланс между скоростью решений и их результативностью: еще неизвестно, у кого это получится лучше — у команды или у единственного игрока, вынужденного оценивать ситуацию сразу за всех героев.

Exit-квест

Сколько стоит: от 590 Р
Доставка: от 300 Р
Где купить: «Звезда»
Время партии: час-полтора

Настольная игра для тех, кто соскучился по квест-румам: те же головоломки, только с помощью коробки и воображения. В набор входит книга с изображением стартовой комнаты и заданиями, карточки — ключи к решениям и несколько странных предметов без всяких пояснений. Дальше разбираться придется самостоятельно: искать зацепки, которые помогут найти выход, и отгадывать загадки.

Правила игры «Полярная станция» из серии «Exit-квест» PDF, 5,8 МБ

Эта игра одноразовая: ответы на загадки будут известны после первой партии, а чтобы решить некоторые задачи, игроку потребуется резать, мять и разрисовывать элементы из набора. Если игра понравится, можно выбрать коробку с другим сюжетом: в этой серии их уже больше десяти.

Крепость Маджонг

Сколько стоит: 2290 Р
Доставка: от 350 Р Почтой России, экспресс-доставка по Москве — от 499 Р
Где купить: «Игротайм»
Время партии: от 45 минут

Соревновательная версия классического пасьянса: участникам нужно по очереди разбирать готовый замок, чтобы из его «кирпичиков» собирать свои крепости. Выигрывает игрок, чья конструкция будет выше.

Правила игры «Крепость Маджонг»PDF, 27,5 МБ

С теми, кто играет в одиночестве, соревнуется искусственный интеллект — Дракон Изобретательности. Один ход игрок делает за себя, а следующий — за Дракона по описанному в правилах алгоритму. Дракон не строит крепость, но мешает делать это игроку, забирая кости из игры.

Сколько стоит: 5900 Р
Доставка: по тарифам Почты России
Где купить: Game-house
Время партии: полтора часа

«Серп» — стратегия в необычном мире: крестьяне соседствуют с огромными роботами, а за территории борются несуществующие государства — Русвет, Кримея, Нордик, Полания и Саксония. Чтобы победить, игрокам приходится накапливать ресурсы, торговать, строить здания, создавать роботов, завоевывать земли и оборонять границы от агрессивных соседей.

Правила игры «Серп»PDF, 14,3 МБ

В одиночном режиме нужно бороться с искусственным интеллектом, ходы которого прописаны на специальных карточках. Двигать фигурки за воображаемого противника придется самостоятельно, но победить его будет непросто — особенно на максимальном уровне сложности.

Властелин колец: странствия в Средиземье

Сколько стоит: 5490 Р
Доставка: от 109 Р Почтой России
Где купить: Hobby Games
Время партии: около часа на одну кампанию

Это приключение в знакомом мире Толкина: игрок собирает отряд из нескольких героев и отправляется в путешествие по Средиземью. Все как в книге, только цель — не уничтожить кольцо Всевластия, а защитить границы Шира от варгов или помочь северному дозору противостоять наступлению Тьмы.

Правила игры «Властелин колец: странствия в Средиземье»PDF, 18,9 МБ

Хотя персонажей в отряде несколько, они побеждают или проигрывают только все вместе — поэтому не так уж важно, управляет ли каждым героем отдельный игрок или всем отрядом руководит единственный капитан. Для партии нужно установить мобильное приложение Journeys in Middle-earth , которое поможет разложить игровые элементы на поле и расскажет, что именно происходит с отрядом во время путешествия. Каждый раз приложение заново комбинирует элементы сюжета и части игрового поля — перепроходить игру можно практически бесконечно.

Особняки безумия: вторая редакция

Сколько стоит: 5690 Р
Доставка: от 109 Р Почтой России
Где купить: Hobby Games
Время партии: два-три часа на одну кампанию

В первой редакции «Особняков безумия» нужно как минимум два участника: один становится хранителем тайн мира, а остальные — исследователями, которые должны эти тайны разгадать. Во второй редакции игроки противостоят не друг другу, а электронному помощнику — а значит, играть за группу ученых можно в одиночестве.

Правила игры «Особняки безумия: вторая редакция»PDF, 11,8 МБ

На первый взгляд игра кажется клоном «Властелина колец», только в других декорациях: игрок так же управляет командой из нескольких персонажей, а специальное приложение руководит противниками — в этом случае монстрами из книг Говарда Лавкрафта. Но отличий больше: если «Властелин колец» предполагает сражения, то в «Особняках безумия» сильнее детективная составляющая.

Приложения тоже отличаются: в «Особняках безумия» иллюстрации красочнее и подробнее, взаимодействий с ними больше, а тексты более длинные и литературные. Основная игра происходит в смартфоне, а реальное игровое поле, фигурки персонажей и монстров просто помогают проникнуться атмосферой.

Детектив: игра о современном расследовании

Сколько стоит: 2950 Р
Доставка: от 250 Р Почтой России
Где купить: «Веселая сова»
Время партии: два-три часа на одно дело

В этой игре тоже придется разгадывать загадки и исследовать комнаты, только уже без всякой мистики. Игрок руководит действиями агентов «Антареса» — спецслужбы, которая расследует сложные и запутанные дела.

Правила игры «Детектив: игра о современном расследовании»PDF, 4,3 МБ

Как и положено детективам, у игроков есть доступ к особой базе данных и интернету. Во время партии придется сличать отпечатки пальцев с уликами, сравнивать ДНК задержанного с ДНК убийцы, читать статьи на Википедии или искать место преступления на «Гугл-картах».

Чтобы выиграть, недостаточно восстановить картину преступления. Нужно еще уложиться в сроки, а также предоставить суду веские доказательства: из одних догадок дела не сошьешь. В одной коробке 5 историй, и они связаны между собой — лучше не делать между партиями большие перерывы, иначе потом будет сложно вспомнить, кто есть кто и какие к кому вопросы.

Карманный детектив

Сколько стоит: 299 Р
Доставка: по тарифам Почты России
Где купить: «Единорог»
Время партии: около часа

Эта игра похожа на предыдущую, но проще: игрок тоже расследует преступление, ищет улики и соблюдает дедлайны, но для этого ему требуется только колода карт. В ней находятся зацепки, в том числе ложные: чтобы определить, на что обращать внимание, а что чепуха, понадобится внимание, логика и иногда даже интуиция.

В этой игре нет сложных правил и механик: нужно просто вытягивать карты и думать, как информация поможет раскрыть дело.

Бонус: где поиграть в настольные игры онлайн

Если нет возможности встретиться с друзьями, можно найти других игроков на специальных ресурсах. Вот они.

Board Game Arena — сервис для партий в настольные игры прямо в браузере. В базе много известных игр, в том числе и на русском языке: например, «Каркассон», «Продано!» и «Семь чудес». Подключиться к партии можно бесплатно.

Tabletop Simulator — это программа, которую нужно покупать в «Стиме». За 419 Р игрок получает доступ более чем к 1000 настольных игр.

Некоторые нужно докупать отдельно: например, «Серп» обойдется в 189 Р в отличие от пяти с лишним тысяч за настоящую коробку. По умолчанию все игры на английском, но для некоторых есть любительские переводы.


Представляем Вам краткое руководство, как и где издать свою настолку. Статья скопирована с официального сайта «Игрологии».


Talisman: игра в разработке и коммерческое издание

Всё, что вы хотели знать об издании игры, но стеснялись спросить!

Желание разработать собственную настолку рано или поздно приходит к большинству любителей настольных игр. Чаще всего этим желанием дело и ограничивается. Впрочем, если желание достаточно велико, то при определённой усидчивости вполне реально сделать настолку, в которую вы сможете играть с семьёй или друзьями. Будем откровенны: шансы зарабатывать на жизнь придумыванием настольных игр или даже просто опубликовать своё детище коммерческим тиражом в России не очень высоки. Впрочем, попытаться заинтересовать своей игрой кого-нибудь из издателей всё равно стоит. А в случае отказа вы можете разместить материалы для игры в Интернете, подарив немало приятных часов игрокам-единомышленникам.

Путь настольной игры от идеи до мировой популярности можно разделить на несколько этапов.

  • Разработка концепции.
  • Изготовление прототипа и тестирование.
  • Художественное оформление, прописывание текстов.
  • Дизайн игровых элементов, вёрстка и печать.
  • Распространение игры.
  • Мероприятия по продвижению, сбор отзывов, поддержка игроков.

Первые два-три, а то и четыре этапа вам предстоит пройти самостоятельно. Чем более законченную игру вы покажете потенциальному издателю, тем больше у неё шансов добраться в конечном счёте до магазинов.

Создавать концепцию игры вы можете как угодно. Одни отталкиваются от темы, придумывая, например, настолку по любимой книге. Другие сначала просчитывают математическую модель, а потом уже решают, о чём будет их игра. Третьи начинают усовершенствовать любимую настолку и постепенно придумывают что-то совершенно не похожее на первоисточник. Главное на этом этапе — записывать все идеи, которые приходят вам в голову, даже те, которые кажутся вам неудачными. Они наверняка пригодятся во время тестирования или могут лечь в основу других ваших игр.


Такую игру уже можно продавать

При изготовлении прототипа вам потребуются хотя бы базовые навыки работы в графических редакторах. Конечно, можно расчертить поле на листе ватмана, а текст на картах писать от руки, но тестировать такую игру будет не так удобно, да и исправление ошибок займёт в разы больше времени. Распечатать игровые элементы можно на бытовом принтере или в киоске цифровой фотопечати. Несколько советов по печати карт и игровых полей в мини-типографиях можно найти в этой статье. Чтобы упростить и ускорить создание прототипа, позаимствуйте фишки, жетоны, карточки ресурсов и другие подобные компоненты из других игр вашей коллекции. Как вариант, можно приобрести похожую по комплектации настольную игру и переделать её полностью.

1. Что мне нужно сделать до того, как выслать игру издателю?

1.1. Очень желательно разбираться в мире настольных игр, понимать механики, тенденции и популярность разных жанров. Чтобы не создать то, что уже давно живёт и здравствует или, наоборот, не пошло и забыто.

1.2. Сделать прототип и поиграть в него десятки раз, желательно в разных компаниях, всем допустимыми для игры количеством участников и т.д.

1.3. Сделать презентационный пакет по игре, который бы включал:

  • краткую презентацию / описание игры (обязательно);
  • состав игры (обязательно);
  • прокси игровых компонент (обязательно);
  • примеры игровых иллюстраций и общее оформление игры (желательно);
  • полные правила игры (желательно).

1.4. Желательно, но не обязательно сделать арт для игры — его можно или заказать за деньги, или, взяв «в долю» художника / дизайнера, которому данный проект тоже был бы интересен. Если такое сделать не получится, используйте временно графику / иллюстрации, найденные в Сети.

2. Что должно быть в презентации игры?

2.1. О чём эта игра? Чем предстоит заняться игрокам? В чём её особенность и наиболее привлекательные и интересные элементы? Игровой сеттинг и атмосфера?

2.2. Характеристики игры — время на игру, количество участников (возможное и оптимальное), возраст, целевая аудитория.

2.3. На что игра похожа из существующих игр, почему она будет востребована среди аналогичных игр.

2.4. Подробный состав игровых компонент, необходимое количество иллюстраций и дизайн-элементов (если арт уже есть — его необходимо показать).

2.5. Кратко об авторе игры или команде, кто её делает.

(В скором времени мы опубликуем пример подобной презентации игры «Септикон».)

3. Как я могу защитить свою идею?

3.2. Никто из издателей не будет с вами предварительно подписывать никаких «соглашений о не разглашении», можно даже не пытаться.

3.3. Шансы, что издатели у вас украдут идею и издадут игру самостоятельно, стремятся к нулю. Я про такой случай в России ещё не слышал. Причины: существующие издатели порядочны и дорожат своей репутацией, плюс проще работать с автором игры, кто её хорошо знает, тестировал и может внести быстро изменения, если таковые потребуются.

4. Какой мне закладывать бюджет на разработку игры, если я хочу сделать это сам и представить издателю проект, готовый для предпечатной подготовки?

4.1. Ваше время и время ваших друзей — больше всего усилий и времени уйдёт на тестирование и доводку, к этому надо быть готовым. Но если игра интересна, издатель может взять финальный тюнинг и тестирование игры на себя.

4.4. Копирайтинг и редактура — если вы не сможете сделать это самостоятельно. Как правило, сильно уступает по цене предыдущим пунктам.

5. Сколько моих игр может быть продано и по какой цене? Сколько денег могу получить я?

5.1. В России хорошим тиражом считается от 3000 экземпляров игры в год, в этом случае, как правило, тиражи допечатываются, выпускаются дополнения и так далее. Тиражи наиболее популярных игр продаются в России в количестве более 50 000 штук в год, но это большой успех.

5.2. Первый тираж, который сделает издатель, скорее всего, будет в диапазоне 500-1000 штук.

5.3. Розничная цена на игру формируется примерно следующим образом. Стоимость производства: 150. руб. Оптовая цена: 300 руб. Розничная цена: 600 рублей. Т.е. в среднем удваивается на каждом этапе. Для отечественной игры очень желательно не поднимать розничную стоимость выше 1000 рублей.

5.4. Если вы предоставили игру полностью готовой к печати, вы можете рассчитывать на роялти в размере до 10% от оптовой цены игры. И не забывайте, что вам придётся конкурировать за предпочтение издателя с сотнями западных разработчиков, у которых есть уже готовые и проверенные рынком игры.

5.5. Жить исключительно на доходы от издания собственных игровых идей, скорее всего, не получится, если только вы не настолько удачливы или плодовиты и талантливы, что вас возьмут штатным гейм-дизайнером.

5.6. Попробуйте поговорить ещё с разработчиками игр под iOS и Android — возможно, ваша идея хорошо заиграет и в цифровом формате. Но это тема для отдельной статьи.

5.7. Как правило, издатель в обмен на роялти хочет получить исключительные права на весь мир и возможность изменять игру по своему усмотрению. Это предмет переговоров, и вы можете на это не согласиться, но тем самым понизите привлекательность работы с вами.

(В скором времени мы выложим пример договора с одним из издателей.)

6. Куда писать, кто у нас издатели?

История знает немало примеров, когда первый тираж настолки выпускался за счёт разработчика: «Монополия», Yahtzee, многочисленные военные игры. Да и сейчас в России это самый верный способ издать настольную игру — и такой же верный способ остаться в конце концов с нераспроданным тиражом.

Но прежде чем вкладывать свои деньги, попробуйте заинтересовать своей разработкой издателей, благо их не так уж и много.

Тех, кто не декларирует, а реально может издать ваши игры, считанные единицы:


Кейсы: «Счастливая ферма» (Александр Невский и Олег Медведь), «Коза Ностра» и «Правила съёма» (Сергей Голубкин).

Сильная сторона — собственное, самое продвинутое производство и крупнейшая дилерская сеть.


6.2. «Магеллан» («Мосигра»).

Кейсы: «Знаменосец» (Максим Трофименко и Эльман Гасими), «Рубеж. Брестская крепость» (Александр Нужнов), «Мой любимый Франкенштейн» (Андрей Колупаев) и «Зоомагия» (Юрий Журавлёв»).

Сильная сторона — собственное производство и собственная самая большая розничная сеть.


6.3. «Игрология».

Кейсы: «Эра Водолея» и «Септикон» (выйдет этой осенью).

Сильная сторона — активная работа по улучшению игры, арт и дизайн, прекрасные отношения сразу с двумя крупнейшими каналами продаж, «Миром Хобби» и «Мосигрой».


6.4. «Правильные игры».

Кейсы: «Эволюция» (Дмитрий Кнорре), «Ундервуд» (Александр Гаген-Торн), «Гобба. ПереВыборы в Большой Гоббе» (Антон Лозовский), «Зомби! Спасайся кто может!» и «Синоби. Война кланов» (Данила Горюнов).

Сильная сторона — активный PR изданных игр, продвижение российских настолок на мировой рынок.

Желаем удачи в этом нелёгком деле и надеемся, что рано или поздно в России появится проект, аналогичный «Кикстартеру» — и тогда издание игр станет гораздо более простым делом, и каждая достойная настолка будет поддержана ещё до старта своей базой фанатов :)


(«Кикстартер» — сервис краудфандинга, позволяющий собирать средства для выпуска любого продукта, в том числе настольной игры, что называется, «с миру по нитке». «Спонсоры» при этом обычно получают какие-либо сувениры, как правило, в придачу к готовому продукту. Можно считать это своеобразным видом предварительного заказа. Зимой 2012/2013 украинская игра «Счастливая ферма» выйдет в США именно благодаря успешной кампании по сбору средств, проведённой при помощи «Кикстартера». К сожалению, «Кикстартер» работает только с гражданами США. В России уже есть аналоги данного сервиса, но они пока не набрали нужной популярности. Подробнее о настольных играх на «Кикстартере» можно прочитать в статье Влада Чопорова «"Кикстартер" и настольные игры».)

Читайте также: