Самый великий татарский хан

Обновлено: 07.07.2024

В политических реалиях Восточной Европы 13-17-х веков татарские великие ханы находились на одном уровне с византийскими и германскими императорами, и даже несмотря на распад Золотой Орды в 15-м столетии, ее разветвленный правящий род, происходивший от самого Чингисхана, считался крайне знатной фамилией. Поэтому служилые татары чьи предки сидели на троне одного из послеордынских ханств, при поступлении на русскую службу получали титул царевичей. Многие из них прославились в России, как полководцы и государственные деятели.

Симеон Бекбулатович, он же Саин-Булат, больше известен у нас, как временный заместитель на троне Ивана Грозного, обладавший, правда, правом издавать указы и самодержавно руководить боярами и правительством. Но по молодости хан немало повоевал, да еще как, предводительствуя русскими войсками в ходе третьего, самого тяжелого этапа Ливонской войны, когда каждая из ее сторон была очень истощена. Саин-Булат водил в бой татарскую кавалерию и московскую поместную конницу, тогда как второй воевода, князь Мстиславский, руководил пешим царским войском

К сожалению для него, когда линия Рюриковичей прервалась, Симеон Бекбулатович был стар, слеп и не имел детей мужского пола, а поэтому являясь одной из кандидатур на пост нового царя, проиграл политическое противостояние Борису Годунову. С чингизидами на русском престоле история могла бы пойти совсем по другому пути.

Касимовский хан Шах-Али, одна из самых противоречивых личностей в татарской истории, был весьма неплохим воякой, но крайне отвратительным политиком – трижды Москва подсаживала его на казанский трон, и трижды жители ханства его изгоняли. Зато в качестве знатока военного дела он вполне себя проявил, командуя русскими войсками в противостоянии с казанцами в ходе целых шести походов и лихим кавалерийским набегом начав уже упомянутую Ливонскую войну. К сожалению, в это время он уже был пожилым человеком и не имел возможности участвовать в дальнейших военных действиях, но и без него, до включения в борьбу шведского и польского монархов положение для России на фронте развивалось неплохо.

Царевич Худай-Кул, он же Петр Ибрагимович, был одним из ведущих полководцев Василия III, батюшки Грозного, и пользовался его полным доверием: именно этому человеку московский правитель доверял руководить страной и столицей, когда сам отлучался с войском на запад.

Но не только гражданским руководством занимался Худай-Кул: в 1510-м году он был одним из ведущих воевод похода, по результатам которого Псковская республика оказалась присоединенной к Москве. А в 1521-м году, когда Казанское и Крымское ханство соединенными силами атаковали Россию, хан руководил московским гарнизоном, который противостоял осаждающим. Он был настроен обороняться до конца, но боярское правительство имело другое мнение, в результате чего был подписан договор, который восстанавливал политическую зависимость и уплату дани. Правда, его никогда не соблюдали.

Мухаммел-Кули, известный русским летописцем, как Маметкул, несмотря на очень юный возраст, был лучшим полководцем и правой рукой сибирского хана Кучума, но когда наконец противостояние казакам оказалось уже невозможным, как пленник отправился в Москву, где, однако, не сел в острог, а был принят с почетом. Маметкул был наделен земельными владениями и командовал большим татарским отрядом в успешной для России войне со шведами 1590-1593-х годов, а затем ходил в поход на Крым, где тоже весьма отличился.

Ураз-Мухаммед был из казахских чингизидов, тоже являлся полководцем Кучума, тоже был взят в плен и отправлен в Москву, тоже участвовал в русско-шведской войне и походе на крымчаков. Но его боевая история будет куда побогаче. Этот человек был поставлен на трон Касимовского ханства, по приказу Василия Шуйского смирял восставших украинцев Северской земли, а затем перешел на сторону Лжедмитрия II, силы которого формировались как раз на русских окраинах.

Он был одним из его главных сторонников, но вступил с ним в открытый конфликт и лишился головы. За него отомстил товарищ – крещеный татарин Петр Урусов, который, как говорит летопись «рассек царя саблей», прекратив на время русскую смуту.

Много ханов сменилось в историческое время Монгольской империи и Золотой Орды. Наиболее часто они менялись в борьбе за власть в период междоусобицы, когда кризис заставил идти брата против брата. Эти войны между собой и военные компании существенно запутали родословное древо татарских ханов, но имена самых достойных и поистине великих остались в истории.

Началом Монгольской империи можно считать 1206 год, когда сына Есугея, Темуджина, избрали Чингисханом федерации племен. В состав федерации входили не только монголо-язычные племена, но и племена турецкого происхождения. После побед Чингисхана над Керейтами, а затем и над Найманскими турками дали ему безусловную власть над всей Монголией.

Как великий и мудрый руководитель, Чингисхан находил исполнителей своих планов и идей. Ему удалось совершить успешные походы и присоединить к империи земли Китая и Средней Азии, победить в войне против Хорезмской империи в современном Туркменистане, Узбекистане, Афганистане и Иране.

Во время его правления приняли письменную систему, проводили регулярную перепись населения, предоставили дипломатический иммунитет иностранным послам и свободу вероисповедания задолго до того, как эта идея зародилась в других странах.

Монгольский вождь Чингисхан никому не позволял рисовать его портрет, лепить его изображение или гравировать его подобие на монете. Первые его образы появились после смерти.

Он умер в 1227 году во время военной кампании против китайского королевства Си Ся. Его место захоронения до сих пор неизвестно.

Чингисхан завоевал сушу, простирающуюся от Пекина до Каспийского моря. Его армия совершила набеги на Персию и Россию.

Третий сын Чингисхана, Угедей сменил отца в 1229 году. Первый правитель монголов, назвавший себя Каган (“великий хан”); его отец использовал только титул хан. Как и отец, проводил несколько одновременных кампаний, используя генералов, действовавших независимо, но подчиняясь его приказам. Приказы передавались через курьерскую систему, которая охватывала почти всю Азию.

Продолжил походы с целью расширить земли Империи на север Китая, среднюю Азию и Россию. С разграблением Киева в 1240 году монголы окончательно подавили русское сопротивление. В следующем году монгольские войска разгромили объединенную армию немецких и польских войск, а затем прошли через Венгрию и достигли Адриатического моря. После этого более 250 лет Русь оставалась под гнетом монголов Золотой Орды.

Батый внук Чингисхана, рано проявил талант к военным и административным делам и отличился на службе у своего отца, Джучи, которому было поручено управление, и расширение западной части империи, включавшей территорию Центральной Азии и Западной Сибири. После смерти Джучи в 1227 году, Батый стал его приемником.

Монгольский военачальник Бату-хан завоевал Россию и прилегающие территории Восточной Европы. Организовал монгольское государство, известное как Золотая Орда.

Не сумев получить титул Великого хана Монголии, Бату поселился в городе Сарай на Нижней Волге. Занялся управлением своими владениями, простиравшимися от реки Обь в Западной Сибири до Польши и Болгарии в Восточной Европе. В 1251 году, Бату получил признание полной автономии.

Монгольский правитель Золотой Орды (1257 - 67), правнук Чингисхана.

Первый монгольский правитель, принявший ислам. Время правления, практически полностью обособленно от Монгольской Империи.

Занимался улучшением социального положения своих граждан. Поощрял и поддерживал градостроительство.

Менгу-Тимур (1266 – 82), Туда-Менгу (1282 – 87), Тула-Буги (1287 – 91)

Ханы заметного отпечатка своего царствования в истории не оставили. Единственно, что при них Золотая Орда упрочила позиции автономии от Империи. Дань от русских князей продолжала быть основой экономики.

Хан Узбек и Джанибек (1312 – 57)

При их правлении расширилось градостроительство столицы Золотой Орды, Сарай-Бату. Жители столицы буквально боготворили их. Ханы постоянно поднимали дань, русским князьям обеспечив дальнейшее процветание Золотой Орды в этот период.

Мамай (1359 – 81)

Обманом и силой взял власть в свои руки и не является наследственным, законным правителем Золотой орды. В 1380 году, хан Мамай, проиграл сражение на Куликовом поле от русской армии и в 1381 законный правитель, Токтамыш, сверг его.

Токтамыш (1380 – 95)

В 1370-х годах с помощью Тамерлана (Тимура) Токтамыш завоевал части Южного Казахстана и бассейн реки Сырдарьи. В 1380 году, воспользовавшись поражением Мамая при Куликове, Токтамыш захватил власть над Золотой Ордой. Подавляя внутреннюю рознь, он сумел восстановить единство Орды в течение первых семи лет своего правления. В походе, опустошившем земли Московского княжества, Токтамиш в 1382 году захватил Москву обманом, разграблением и сожжением города. С 1389 по 1395 год воевал против Тамерлана за контроль над землями Закавказья и Средней Азии. Борьба закончилась поражением Токтамыша и потерей им всех территорий восточнее Волги.

Следующие ханы, начиная с 1399 года и до 1480, делали попытки установления своей власти в Золотой Орде независимой от Монгольской Империи. Эти попытки и войны между собой только ослабляли некогда Великую Империю.

В 1480 году Иван Грозный воспользовался ослабленным состоянием и разногласиями в среде монгольских правителей, сбросил кандалы многовековой дани с Древней Руси и добился ее независимости.

Рафаэль Хакимов: «Ни один татарский хан не был так жесток к русскому народу, как Петр»

Фото: Олег Тихонов

Научный руководитель Института истории им. Ш. Марджани Рафаэль Хакимов написал книгу «Как возникла Великая Татария и чем она стала». В ней казанский ученый делится своей интерпретацией исторических событий в Евразии, заметное место в которых занимали татары и их предки. «Реальное время» продолжает публикацию отрывков из этого сочинения (см. ч. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22).


Разбойник Кудеяр

Как ответ на эти меры началось массовое бегство, порой целыми деревнями — в Польшу, на Дон, к башкирам, за Урал, в Сибирь. А затем появились по всей стране разбойничьи шайки, предводимые беглыми солдатами, они соединялись в вооруженные отряды и уничтожали многолюдные села, останавливали казенные сборы, врывались в города.

«Разбоями низ отвечал на произвол верха: это была молчаливая круговая порука беззакония и неспособности здесь и безрасчетного отчаяния там. Столичный приказный, проезжий генерал, захолустный дворянин выбрасывали за окно указы грозного преобразователя и вместе с лесным разбойником мало беспокоились тем, что в столицах действуют полудержавный Сенат и девять, а потом десять по-шведски устроенных коллегий с систематически разграниченными ведомствами. Внушительным законодательным фасадом прикрывалось общее безнарядье» (В.О. Ключевский).

При Петре было четыре страшных мятежа и несколько заговоров, причем с участием его родного сына. Все они были против нововведений.

В народе ходили две легенды: о Петре — самозванце и Петре — антихристе. Облик Петра был слишком непривычен, он ходил без короны и мантии, как простой матрос, вместо царского посоха держал трубку, ругался и дрался как гвардейский офицер, пил водку как солдат. Возникала в народе мысль: да подлинный ли это царь? Говорили: «Он родился от немки беззаконной, он подмененный, подкидыш. Поэтому и немецкое платье велит носить, и иноземцы заполонили страну и точно комары сосут кровь из русского народа, а потом улетают в чужие края».

А когда Петр начал теснить церковь, поскольку думал, что в монахи идут «от податей и от лености, чтобы даром хлеб есть», то пошел слух, что он антихрист. Его реформы были непонятны народу и не воспринимались им, они просто всех пугали. Ради исполнения своих целей он не жалел ни себя, ни денег, ни жизней. Петр называл новую столицу своим «парадизом», но она стала великим кладбищем.

Петром было заложено фундаментальное противоречие в основы российской государственности. Если до него прозападное настроение было философским, то с него оно воплотилось в виде северной столицы, противостоявшей не столько «шведу», сколько полутатарской Москве.


Петр Великий, первый император российский (1672–1725), был реформатором не только российского государства, но и российского пьянства

Эта метаморфоза не была подготовлена народным движением, она отрицала народное, привнеся в общество элитарно-заморское. Народное проявилось в другом: бунтах, стихийной колонизации, казачьей вольнице, революциях. Возникла пропасть между государством и народом.

Юрий Самарин в 1861 году писал об этом: «Это — полное, безусловное недоверие народа ко всему официальному, законному, т. е. ко всей той половине русской земли, которая не народ… Манифест, мундир, чиновник, указ, губернатор, священники с крестом, высочайшее повеление, — все это ложь, обман, подлог. Всему этому народ покоряется, подобно тому, как он выносит стужу, метели и засуху, но ничему не верит, ничего не признает, ничему не уступает своего убеждения. Правда, носится перед ним образ разлученного с ним царя, но не того, который живет в Петербурге, назначает губернаторов, издает высочайшие повеления и передвигает войска, а какого-то другого, самозданного, полумифического, который завтра же может вырасти из земли в образе пьяного дьячка или бессрочно отпускного».

Петр как никто другой содействовал развитию особой политической культуры, опиравшейся на произвол, а не закон. Иван Грозный был родоначальником этой культуры, а Петр — продолжателем. Не удивительно, что вслед за ними появились Столыпин и Сталин.

С другой стороны, идея свободы оказалась столь же противоречивой как право власти на произвол — она выразилась в уходе от жизни в географический простор, или в странничестве, или же в утверждении своих прав с помощью бунта и террора народовольцев. А когда, наконец, свобода победила в годы революции, она вновь установила произвол. Свобода оказалась всего лишь правом на произвол, она не получила позитивного вектора самоутверждения. Логика права оказалась враждебна русскому уму. Русский человек предпочитал жить по совести, но не по закону и при этом проклинал произвол, от которого более всего страдал. Он на произвол отвечал бунтом, который был самым что ни на есть диким произволом.

По иронии судьбы яркие личности в истории России оказывались весьма противоречивыми. Предтеча Петра — Иван Грозный был таким же неуравновешенным, начинал строить государство и собственной рукой же разрушал все построенное. После Ивана Грозного наступила Смута, и после Петра Россия вступила в затяжной кризис — началась мутная волна переворотов, крестьянских и мусульманских восстаний.

«Недостроенная храмина», как называл Меньшиков Россию, достраивалась уже не по петровскому плану, впрочем, вряд ли можно говорить о наличии самого плана. Промышленность после Петра не сделала заметных успехов, внешняя торговля так и осталась в руках иноземцев, внутренняя торговля падала, города не развивались, а крестьяне впали в отчаяние.


Екатерина II

Екатерина II слыла либерально настроенной царицей. Она, действительно, переписывалась со всеми знаменитостями Европы, самыми просвещенными философами, хотя вся эта переписка не повлияла на вольнодумство в России. Ее политический манифест — «Наказ», выдержанный в духе европейских модных течений политической мысли, никак не отразился на законодательстве и политических нравах, оставшись больше упражнением ума и саморекламой в Европе. Екатерина II европейские институты не собиралась вводить, правя самовластно. При ней крепостное право усилилось и расширилось, крестьяне мало чем отличались от холопов ХVI века, они стали восприниматься как частная собственность помещиков. Как следствие усиления крепостничества остановился рост городов. Поборы с крестьян перешли всякие границы. Крестьянские восстания со временем слились в грандиозный пугачевский бунт. Ни Петр, ни Екатерина не провели истинных реформ.

Несмотря на попытки развернуть Россию в сторону Запада, она так и осталась евразийской державой с татарскими родимыми пятнами. В Европе на картах ХVIII века территорию России обозначали по-разному: Европейская Московия на севере, Московская Татария в центре, далее шли Казанское, Астраханское, Сибирские королевства/царства, Малая Татария (Крым и прилегающие степи), и т. д. Великая Татария очень медленно, противоречиво становилась Россией.

Продолжение следует

Рафаэль Хакимов, использованы иллюстрации из книги «Как возникла Великая Татария и чем она стала»
Справка

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции «Реального времени».

Научный руководитель Института истории им. Ш. Марджани Рафаэль Хакимов написал книгу «Исторический путь татар: перипетии судьбы». В ней казанский историк рассматривает некоторые аспекты отношения к татарам в различных источниках. «Реальное время» продолжает публикацию отрывков из этого сочинения.

Появление татар на политической арене

Татары («отуз-татар», «токуз-татар») в истории тюркских каганатов появились в качестве активной политической силы в VIII веке. В период создания Тюркского каганата татары уже играли существенную роль во взаимоотношениях тюрков с китайской империей и проявляли относительную независимость. В конце 40-х гг. VIII века они вместе с огузами восстают против Уйгурского каганата и терпят поражение. В рунических надписях упоминается и об одной войне с кыргызами.

В данном случае для нас важно отметить политическую самостоятельность татар, они в VII—VIII века упоминаются наряду с тюрками (тюркютами, уйгурами и кыргызами), при этом кипчаки и монголы еще не фигурируют в качестве самостоятельной политической силы.

В тюркской истории в этот период складываются некоторые основные группы племен: телесских, уйгур, кыргызов, татар и др. Однако общетюркское пространство было слабо дифференцировано: у племен были близки хозяйственный уклад, военное и общественное устройство, язык, культура и общая вера — тенгрианство. Доминирование тех или иных племен выглядит как результат конкуренции внутри одной группы, а главными противниками оказываются Китай, кидани, юэджи и др.

Ранние татарские государства

Создание империи Чингисхана нередко представляют весьма облегченно: появился, мол, харизматичный лидер, сумевший собрать вокруг себя джигитов «длинной воли» (пассионариев), они объединили монгольские племена, кочевавшие в степи, и таким образом пастухи создали невиданное доселе государство.

Если Монголия дала миру такого завоевателя — опытного, мудрого, дальновидного, непобедимого, то где она могла его взрастить? В монгольских степях? Как можно было воспитать непобедимых полководцев из пастухов? Какое военное обучение, позволяющее возглавить величайшую армию мира, мог получить человек в юрте? Стрелять из лука, скакать на коне, но не более.

Л. Гумилев писал, что в ХIII веке численность монгольских племен составляла около 400 тыс. человек. Из них около 300 тыс. были женщины, дети и старики. Оставшиеся 100 тыс. человек надо было поделить между армией и хозяйством, ведь нужны были люди для обеспечения тыла. Так что ни о каких полчищах не приходится говорить.

Экономика кочевников не годится для содержания огромной армии. Нет городов, ремесленников, сырья для плавки металла, нет леса для изготовления луков и стрел. Могла ли степь родить достаточное количество воинов для покорения Китая, Средней Азии, Кавказа, Руси, Восточной Европы? Маловероятно.

Правда, армия у татар во многом состояла из воинов покоренных народов. Но пленные не воевали столь же преданно, как того требовали походы Чингисхана и Бату-хана. «Пушечное мясо» не годилось для подобных задач.


Монгольские всадники

Ранние татарские государства (юрты)

Для возникновения любого государства, и тем более — великой империи, нужна реальная экономическая, военная, интеллектуальная база, опытные полководцы и государственные мужи, а их должны обслуживать многочисленные, хорошо обученные канцелярские работники.

Не только экономическая и политическая база, но и сознание опытных лидеров должно созреть до имперского уровня, а ментальность населения — приобрести гражданские черты. Все это не могло появиться в одночасье, тем более в голой степи.

На самом деле ко времени возвышения Чингисхана татары уже были не просто сложившимся народом, но имели свои государства (юрты). Они занимали территорию от северо-востока нынешней Монголии вплоть до Турфана (современный Синьцзян).

Рашид ад-Дин свидетельствует: «Тех татарских племен, что известны и славны и каждое в отдельности имеет войско и [своего] государя, — шесть».

Существование шести татарских юртов, легших в основу империи, объясняет столь стремительное возникновение армии, имперских структур и покорение Чингисханом Азии, Китая, Персии. Не случайно Марко Поло отмечал: «…татары со всего света… признали его своим государем». Такое объяснение более правдоподобно, нежели решение монгольских пастухов покорить мир.


Автор: Р.П. Храпачевский

Божественное Небо и Великая Яса

Что вело Чингисхана? Какие идеалы? Чингисхан говорил, что его ведет Небо, т.е. Всевышний. Перед большими походами он поднимался на гору и там в одиночестве молился и размышлял. Грабеж и разбой его мало интересовали. В конце жизни, завоевав полмира, Чингисхан все еще ходил (по его словам) в простой одежде пастуха. Он мечтал завоевать все страны и установить на земле вечный мир.

Публицистам и кинематографистам нравится версия о том, как простой пастух стал покорителем «Вселенной»? В такой версии все сводится к личности Темучина и высшим силам. Нет слов, он величайший из всех полководцев в истории человечества. Наполеон говорил, что он не был так счастлив, как Чингисхан.

Однако было бы наивно объяснять возвышение Чингисхана только личными качествами или какими-то потусторонними силами. Он опирался на существовавшие в то время татарские государства.

Для объединения различных, да еще воинственных племен недостаточно было личных качеств полководца, нужна была идеология, способная предложить цели выше племенных интересов. Такой идеологией стала Великая Яса — свод новых законов и правил поведения.

Текст «Великой Ясы» не сохранился. Ряд исследователей попытались по летописям восстановить основное содержание законов. Положения Ясы можно разделить на пять отделов:

  1. преступления, караемые смертью;
  2. военное устройство;
  3. семья;
  4. похвальные доблести;
  5. различные запреты.

Законы Ясы содействовали объединению разных народов в едином государстве. По Великой Ясе, все религии, все культуры, а значит, и народы признавались равными. Просвещенная Европа декларирует аналогичный принцип, но реализовать его в полной мере не удается до сих пор. Великая Татария возникла в силу высокой цели — построения империи, где все народы были бы равными. Обычаи народов не попирались, но сверх них действовала Великая Яса.

Отступая от хронологии повествования, скажу здесь: грызня татар друг с другом началась вместе с введением государственной религии при Узбек-хане. Татарскую элиту, отказавшуюся принимать ислам из уважения к традициям Чингисхана, казнили.


Великое Монгольское государство возникло в ХII веке в результате завоеваний Чингисхана и его преемников. Империя охватывала самую большую в мировой истории территорию от Восточной Европы до Японского моря и от Новгорода до Юго-Восточной Азии. Именно эта территория попала в исторические анналы под названием «Великая Татария». Все последующие тюрко-татарские государства были всего лишь осколками империи Чингисхана.

Читайте также: