Самые известные охотники за привидениями

Обновлено: 07.07.2024

Who ya gonna call. Those bastards GHOSTBUSTERS!!

Ваш дом наводнили призраки? Не беда, звоните 02… нет, звоните в службу по отлову призраков.

Охотники за привидениями — это амплуа типичных борцов с потусторонними силами, явно не особо склонными уходить на Тот свет. При помощи обрядов или техники они изгоняют духов из нашего мира и отправляют их туда, где они должны быть.

Иногда такие охотники — помощники, выручающие заблудившихся духов. Иногда они — бойцы, сражающиеся с бесчинствующими духами и загоняющие тех в посмертие. А иногда их амплуа совмещает обе эти функции.

Реже встречается субверсия: бывает так, что охотники по незнанию взяли да отправили духа совсем не туда, куда надо бы.

Когда мы вспоминаем о самых знаменитых фантастических фильмах 80-х, «Охотники за привидениями» приходят на ум чуть ли не в первую очередь. Комедия о приключениях бывших учёных, решивших охотиться за призраками давно вошла в золотой фонд кинематографа.

Рассказываем о непростом пути фильма на экраны и о том, как серия чувствует себя сегодня.

Фильм «Охотники за привидениями» неразрывно связан с американским комедийным шоу Saturday Night Live (или просто S.N.L.), которое впервые появилось в эфире в 1975 году.

По словам создателя и продюсера S.N.L Лорна Майклза, авторы хотели переизобрести жанр комедии. У шоу не было авторитетов: авторы скетчей часто передразнивали знаменитых политических деятелей, шутили над обществом и событиями в мире.

За пять лет передача стала одним из самых популярных телевизионных проектов в стране. А актёры, участвовавшие в постоянных съёмках, стали знамениты. Одним из таких счастливчиков был, например, Билл Мюррей.

Монолог Билла Мюррея, в котором он извиняется перед аудиторией за своё «неумение» шутить

Но главную роль в истории «Охотников за привидениями» сыграл Дэн Эйкройд — актёр и сценарист Saturday Night Live.

Можно сказать, что тяга ко всему потустороннему и паранормальному у Экройда — семейная черта. Его прадед работал медиумом, дедушка — телефонный инженер — изучал способы связываться с мёртвыми по телефону, а отец написал книгу об истории призраков.

В самом начале 80-х, во время чтения журнала по парапсихологии, Эйкройду пришла идея о поимке призраков с помощью специального оборудования. Он посчитал, что об этом можно снять фильм — в стиле старых лент о потусторонних явлениях вроде Spook Busters (1946) и мультфильма «Одинокие привидения» (1937) от Disney.

Первая версия сценария была написана очень быстро. Изначально главные роли в будущей картине предназначались для самого Эйкройда и его хорошего друга по S.N.L. Джона Белуши. Сюжет рассказывал об охотниках, которые путешествовали во времени и по параллельным вселенным, где ловили призраков гаджетами, напоминающими волшебные палочки.

Но этим планам не суждено было осуществиться. Джон Белуши умер в 1982 году от передозировки наркотиками. Эйкройду пришлось искать новых людей, с которыми он сможет воплотить свою идею в жизнь.

Rgbtitle.jpg

«Настоящие охотники за привидениями» («The Real Ghostbusters») — мультипликационный сериал студии «Columbia Pictures», повествующий о дальнейших приключениях персонажей кинофильма «Охотники за привидениями» — четвёрки собственно Охотников, их верной секретарши, а также приручённого ими привидения по имени Лизун. Поскольку формат сериала позволяет рассказать куда больше, чем полнометражный фильм, и в то же время зрителя надо постоянно развлекать и удивлять, то характеры героев были раскрыты пошире, а биографии обросли увлекательными и подчас диковинными подробностями, см. ниже. С четвёртого сезона сериал был переименован в «Лизун! и Настоящие Охотники за привидениями», приключениям Лизуна выделили мини-серии, время для которых было получено за счёт сокращения времени основных серий (пятый сезон из-за этого смотрелся не очень хорошо, так как весь экшен был утрамбован в двадцать минут, но позже авторы исправились). После выхода второго фильма в мультсериал был добавлен финансист Луис Талли, которому тоже дали время и место погеройствовать, хотя на фоне главных героев он особо не запомнился.

Кстати, слово «Настоящие» в названии сериала — это «На тебе!» в адрес другого сериала, выпущенного студией «Filmation», который назывался просто «Ghostbusters» и благополучно загнулся через три месяца трансляции в 1986.

Из фильма, кроме персонажей и оборудования, в мультсериал перекочевал знаменитый музыкальный символ — песенка Рея Паркера-Мл., которая является гимном Охотников за привидениями и внутри самой вселенной. Иногда её напевают сами персонажи. А когда Охотников заносит в Германию, СССР, Мексику, Японию или ещё куда, то эта песня исполняется в соответствующей аранжировке, когда в виде фоновой музыки, а когда — в самой сцене.

Содержание


Охотники смотрят на вас, как на привидение. Слева направо: Питер, Рей, Игон, Уинстон.

Игон Спенглер. Доктор, профессор, научный гений. Мозг команды, нередко является командиром, поскольку лучше всех знает, что из себя представляет очередной потусторонний гость и как ему противостоять. Паранормальным интересуется с детства, когда его донимал бабай-бугимен. Разумеет шумерский, японский и русский, владеет языком жестов, а также «со словарём» говорит на языке троллей. Когда пытается что-то объяснять по поводу призраков, техники или даже чего-то обычного, окружающие недоумевают. Постоянно что-то изобретает; типичный диалог с Игоном: «Что это ты такое мастеришь?» — «Субэфирный многоканальный дифференциальный анализатор». — «А что он делает?» — «Пока не знаю». Причём эти его поделки зачастую работают криво и в результате непредсказуемых эффектов своих вундервафель Игон иногда попадает в совсем уж необычные ситуации. Так, он трижды успел побывать призраком при жизни (в одном случае — переселившись в «тело» Лизуна), а ещё в одном случае начал взрослеть в обратном направлении, едва не превратившись в младенца. Счастливый обладатель типичной идише мамэ, на которую очень похож. Несмотря на то, что, как выясняется в нескольких сериях, многие из его предков были колдунами и, притом, незаурядными, сам магию недолюбливает, считая, что призраков и прочую нечисть реально описать средствами науки.

Рей Стэнц. Тоже доктор, умник № 2 (и единственный, кто вообще понимает с первого раза, о чём разглагольствует Игон). Мастер на все руки, более склонен к практическому применению знаний, в отличие от теоретика Игона. Весельчак, оптимист, несколько инфантилен — любит комиксы, мультики, играет в солдатики, верит в Пасхального Кролика и спит с плюшевой игрушкой в виде зефирного матросика. Имеет русские и шотландские корни, а ещё, между прочим, унаследовал титул герцога и замок в Шотландии от одного дядюшки и «магазин приколов» от другого.

Питер Венкман. Ещё один доктор, хоть и вылетел пару раз из колледжа и нередко ведёт себя непрофессионально. Довольно меркантилен и немного жуликоват (этим он удался в папочку, Джима Венкмана, который тот ещё мошенник и аферист). Бабник, насмешник, легкомысленен и тщеславен (из-за последнего пункта частенько оказывается в нелепых ситуациях). Однажды временно приобрёл суперсилу, после чего страшенно зазнался, назвался Венк-Мэном, приоделся в характерный костюм и принялся ловить призраков голыми руками (стоит ли говорить, что сверхсила прошла в самый неподходящий момент?) При всём при этом — в целом неплохой парень и в нужные моменты проявляет как достаточно глубокие знания, так и завидную отвагу. Не любил Рождество, но после встречи с рождественскими духами смягчился. А ещё у Питера целый букет фобий: он боится насекомых и им подобных (кроме бабочек), крыс, летучих мышей и змей, ну а фортуна ему постоянно на эту фобию наступает: в одной из серий имел удовольствие повисеть над ямой со змеями среди кружащих летучих мышей, в другой его закатали в кокон гигантские пауки, и тому подобное.


Жанин Мелниц. На первый взгляд — типичная секретарша, предназначенная для приёма вызовов, разбора счетов и полировки ногтей на рабочем месте. На второй взгляд — умная, решительная и отважная барышня, отлично управляющаяся с оборудованием для ловли призраков, не менее чем в десятке серий выступает в роли полноценного Охотника. Как ни странно, при своём огненном цвете волос обладает довольно ровным характером. Явно неравнодушна к Игону (это взаимно, хотя Игон, будучи тем ещё гиком, не особо хорошо умеет выражать свои чувства). Примечательно, что с третьего сезона Жанин преобразилась, сменив внешность, гардероб и причёску, а также утратив бруклинский акцент. Считает себя реинкарнацией Клеопатры, что не подтверждено и не опровергнуто.

Лизун (вообще дословно «Слизнячок» или вроде того). Любимец Охотников за привидениями. Призрак пятого класса, завёлся у Охотников после очередной охоты, да так и прижился. Зелёный, слизнявый и похожий на большую картофелину с лицом и руками. Обжора, ест всё подряд и даже во снах видит, как перед ним маршируют разные вкусности. Любит целоваться (наглядно продемонстрировано в опенинге) и в основном путается под ногами, в том числе и в прямом смысле (наглядно продемонстрировано в финальных титрах), иногда может набедокурить. Тем не менее, верен, храбр и часто оказывает неоценимую помощь. Служит подопытным кроликом и наглядным пособием для демонстрации процесса ловли привидений на всяких презентациях (разумеется, не за бесплатно, а за угощение). В более поздних сезонах вообще ездит вместе с Охотниками на вызовы и помогает работать. Поначалу разговаривал мурлыкающей тарабарщиной, в которой иногда проскакивали осмысленные слова, но со временем приобрёл способность к членораздельной речи. Дружит с Реем и Жанин; Игон воспринимает его, как объект исследований и тестирований, а Питер — долгое время недолюбливал, но потом смирился. К четвёртому сезону Лизун наловчился пользоваться своей мягкотелостью, чтобы изменять форму, когда надо показать Охотникам, как именно выглядит очередная встреченная им чучундра, а в одном случае он очень правдоподобно трансформировался в лицо Игона, прикинувшись его призраком. А ещё у него тень иногда живёт своей жизнью и даже с ним дерётся.


Как же можно обойти вниманием эти приспособления, своей крутостью и загадочностью пленявшие сердца школьников ещё в начале 90-х! Ниже перечислено то, что применяется в большинстве серий, хотя время от времени в сериале встречаются и другие изобретения, одно другого диковиннее.

Излучатели частиц, они же протонные бластеры — основное оружие Охотников против большинства их противников. Излучаемый бластером пучок разогнанных протонов, призракам, собственно, вреда не причиняет, но удерживает их на месте, позволяя подтащить к ловушке (см. ниже). Как мы помним из фильма, лучи строго-настрого запрещается скрещивать из-за опасности «биг бада бум», — что время от времени применялось, когда иначе, чем биг бада бумом, противника не пронять. В сериале этого ограничения нет, более того — охотники, как правило, удерживают призрака минимум двумя пучками с разных точек. Могут быть применены также для экзорцизма, который в данном исполнении заключается в настройке одного бластера на некую частоту одержимого, другого — на частоту того, что в одержимом засело, и, так сказать, растаскивании их. В нескольких эпизодах охотники применяют ещё и «смену полярности» излучателей (это, простите, как — они начинают антипротонами палить? Сценаристы здесь явно перемудрили). Кроме того, ввиду их разрушительного потенциала, бластеры частенько используются, если надо пробить в чём-нибудь дыру или, например, растопить снег. Батарейка для этого чудо-оружия называется протонный блок и представляет собой заплечный ядерный мини-коллайдер. При перегрузке из-за долгого использования на максимальной мощности или нажатия кнопки самоуничтожения может взорваться — что позволяет его использовать в качестве бомбы.

Ловушка. Загадочный маленький контейнер, который, будучи открыт под призраком, всасывает его, каким бы крупным тот ни был. Впрочем, если в ловушку попало что-то особо мощное или просто слишком много призраков, она может отключиться со всеми вытекающими из неё последствиями (а ещё дух Гудини, не будучи особо сильным, несколько раз подряд выбрался из ловушки — на то он и Гудини). В одной из серий упоминалось, что при одновременном поглощении нескольких призраков «их частицы перемешиваются» — это было причиной, по которой Охотники не смогли вернуть хозяйке совершившего героическое самопожертвование гоблина; тем не менее, в остальных сериях одновременно пойманные духи никаким образом не перемешивались. Для поимки крупной сущности также может быть использовано сразу несколько ловушек (собирается ли сущность потом воедино, не сказано). А однажды, когда поголовье призраков временно пошло на спад, Охотники переквалифицировались в борцов с преступностью и радикально переделали свои ловушки. Нет, людей они засасывать не научились, вместо этого образовывая вокруг ловимых преступников этакую энергетическую решётку.

Измеритель психокинетической энергии — детектор, использующийся для выслеживания призраков, демонов и т. п., а также получения предварительных данных об их габаритах. Если правильно настроить, может детектировать кого угодно, хоть живых людей или даже какого-то отдельного человека (к примеру, таким образом удалось отыскать похищенную Жанин). Выглядит странно — иногда как механический «эктометр» с мерной шкалой и стрелкой, а иногда вдруг получает полноценный экран, на котором рисуются динамические схемы и графики. Не предназначен для работы с духами сильнее 11 класса — в присутствии таковых выдает на «экран» мешанину из разноцветных пятен и перегорает. Бонус: может быть настроен на работу в качестве звукового оружия против людей (например, разогнать некстати собравшуюся толпу с вилами).

Блок содержания. Большой контейнер, внутри которого находится экстрамерное пространство с бескрайним фантасмагоричным пейзажем (как это всё работает, толком не объясняется). Сюда помещают пленённых призраков и прочих потусторонних тварей. Имеется специальное устройство, позволяющее наблюдать, чем занимаются узники. При необходимости внутрь может войти и человек в специальном скафандре (но обычно, когда кого-то надо из контейнера извлечь, туда отправляют Лизуна). Время от времени ломается — по чьему-то злому умыслу, недосмотру или просто из-за отключения электроэнергии — и тогда сидевшие взаперти привидения радостно разлетаются по округе (случаев отказа блока в «Настоящих охотниках» было около двух десятков, разной масштабности). О ёмкости контейнера тоже толком ничего не известно: в начале сериала упоминалось, что он может переполниться, но впоследствии его модернизировали, да так, что он с лёгкостью вместил в себя миллионы призраков, за сто лет пойманных Эйфелевой башней.

Экто-1. Старый, видавший виды катафалк марки Кадиллак, переделанный рукодельником Реем в настоящую красавицу. Кроме замены большей части деталей, оборудована всевозможными полезными в непростом охотничьем деле гаджетами — тут и протонный излучатель на крыше, и детектор, и мощные прожекторы, и устройства для метания лассо и ловушек, и надувной плот на дне… В задней части машины обустроена небольшая лаборатория. Кроме того, Экто-1 может нести на борту своих «младших братишек» вроде мини-вертолёта Экто-2 или мотоциклообразного Экто-3.


Типичная «клиентура» Охотников за привидениями. Среди прочих присутствуют Стэй Пафт, Самайн и Лизун.

Нельзя не остановиться подробнее на тех, кому противостоят Охотники, очень уж красочно и разнообразно представлены эти существа. Несмотря на своё название, Охотники за привидениями ловят не только привидений, хотя призраков разной степени зловредности и человекоподобности, конечно, среди их клиентуры большинство. Но среди тех, с кем Охотникам приходилось иметь дело, были также: демоны (от проказников-бесят до коварных мефистофелей), тролли, гоблины, бугимен (в переводе обзываемый то домовым, то страшилищем, хотя он бука или бабай); исконные русские «domoviye, а в единственном числе — domovoy»; подлый обманщик джинн; валькирии; вампиры и оборотни; Всадники Апокалипсиса; разные божества, например, Мардук и Тиамат; инопланетные чудища, для выкуривания которых охотникам пришлось летать на орбитальную станцию аж два раза; собственной персоной Ктулху; персонально Дьявол (его в ловушку не поймали, но собственноручно набили ему морду, прямо в Аду, да!), прочая, прочая, прочая. Выглядят эти создания всевозможно: когда вполне гуманоидные, когда похожи на невесть что.

Большая часть всего этого обладает способностью проходить сквозь стены, оставляя после себя мокрое пятно эктоплазмы, а также левитировать. Довольно часто встречаются монстры, удачно притворяющиеся людьми. Также хочется особняком упомянуть особо прокачанный у местной эктоплазменной диаспоры скилл вселения. Местная нечисть часто бывает способна вселяться в различные неодушевлённые предметы — игрушки, статуи, бытовую технику, транспорт, а то и здания, после этого одержимые вещи часто приобретают демонический зубасто-глазастый вид и способность передвигаться, причём прочные материалы становятся эластичными. Старая-добрая Экто-1 за время сериала пару раз побывала одержимой и вела себя подобно кинговской Кристине. Но это ещё мелочь: однажды неведома сила заразила собой чуть ли не все предметы в конторе Охотников, начиная метлой и заканчивая блоком содержания призраков, который принялся плеваться своими пленниками. Что касается классического вселения в людей, то даже сами Охотники имели несчастье почувствовать это на себе, и не раз. К примеру, в шестом японские демоны, два закадычных врага, вселились в тела вечных спорщиков Рея и Питера, чтобы иметь возможность наконец сразиться насмерть (сами-то бессмертные).

На некоторых представителей описанной выше нечисти оборудование Охотников не действует или действует не тем образом, каким надо (например, тролли от облучения из бластеров либо растут, либо каменеют, а бесята — вообще размножаются), так что приходится выкручиваться. Иногда нежить и прочая нечисть вообще не злая, а просто нуждается в помощи. Так, однажды героев пригласил в свой замок в Булдавии самый настоящий вампир, прообраз Дракулы, который тут хороший, чтобы успокоить потомка прообраза ван Хелсинга, который тут фанатик и не любит нежить только за то, что она нежить. В другой раз этакая семейка Адамс позвала Охотников, чтобы убрать из своего подвала какое-то чужеродное чудовище, приползшее из другого мира. Ещё вспоминается серия 4 сезона, когда невесть откуда явился огромный пожиратель призраков, и все окрестные привидения, почуяв, что дело плохо, а то и ещё хуже, предпочли неволю, выстроились в очередь и дружно попрыгали в ловушки. Кстати говоря, заманивая эту чучундру, Охотники скормили ей часть добровольно сдавшихся призраков из ловушек.

Некоторые тропы, штампы и просто интересные штуки, встречающиеся в сериале.

«Охотники за привидениями» (англ. Ghostbusters) — американская научно-фантастическая комедия про троих парапсихологов, противостоящих сверхъестественному в Нью-Йорке 1980-х. Первый фильм вышел в 1984 году и имел оглушительный успех. В 1989 году сняли сиквел, за которыми последовали два анимационных сериала, The Real Ghostbusters и Extreme Ghostbusters.

Впоследствии «Охотники за привидениями» выросли в настоящую франшизу со всеми сопутствующими элементами: новеллизацией фильмов, мерчандайзом, комиксами и видеоиграми.

Содержание

Ghostbusters-00-800-75.jpg

В первом фильме три профессора парапсихологии снимают офис в заброшенной пожарной станции и открывают компанию, которая занимается расследованиями паранормальных явлений и научно обоснованным экзорцизмом. Сначала бизнес идет вяло, но затем протагонистам все чаще приходится надевать униформу, бодро съезжать по шесту на первый этаж (это же пожарная станция!), пробираться на своем переделанном из катафалка автомобиле по Нью-Йоркским пробкам к месту происшествия и с помощью специальных электрических ружей загонять нечисть в специальную электромагнитную ловушку.

Бизнес растет, количество призраков увеличивается, так что ребятам приходится нанять четвертого сотрудника. Центром паранормальной активности оказывается квартира некоей Даны, к которой охотник за привидениями Питер решает подкатить. Здание, в котором она живет, было построено в начале 20-го века членами какой-то секты, чтобы приманивать духов. Офис «Охотников» посещает городской чиновник, который обвиняет их в хранении потенциально взрывоопасных веществ и деактивирует хранилище с призраками. Освобожденная нечисть отправляется в город, чинить хаос и разрушение. В результате в небоскребе в центре Нью-Йорка материализуется древний шумерский бог Гозер, которого охотники загоняют обратно в иное измерение.

Действие второго фильма происходит пять лет спустя. «Охотники за привидениями» обанкротились и теперь занимаются чем придется, однако город вновь наводняют призраки. Команде снова приходится противостоять злу — на этот раз паранормальную активность вызывает дух жестокого тирана Виго Карпатского, заключенный в картине, хранящейся в Манхеттенском музее искусств, где работает Дана. Охотники за привидениями выясняют, что негативные эмоции жителей Нью-Йорка собираются в канализации в одну большую реку и текут к музею, где злобный дух черпает из них свою силу. Виго похищает юного сына Даны и пытается вселиться в него, но Питер и команда отправляют злодея в небытие.

в 2016 г. вышел очередной фильм-«перезагрузка», «Охотницы за привиденьицами»… в смысле «Охотники за привидениями: Ответ на вызов» («Ghostbusters: Answer the Call»). Сама по себе идея гендерной инверсии (вся команда охотников состоит из женщин, а единственный мужчина — секретарь, лишь отвечающий на звонки) могла бы стать очень неплохим поводом взглянуть на старую франшизу с новой и неожиданной стороны… если бы не куча «но»: изъятие франшизы у её создателя Айвена Райтмана, шантаж актёров первых двух фильмов, агрессивная реклама («Что? Ты не в восторге от фильма?! Да ты проклятый мизогин!»), скандалы. И это всё на фоне того, что сам фильм не блещет качеством спецэффектов, количество нормально играющих актёров может пересчитать на пальцах вечно пьяный фрезеровщик-инвалид (и останутся лишние), а юмор этой комедии откровенно сортирный. Немудрено, что компания с трудом отбила затраты на производство (но не на постпродакшн), перекрестилась левой пяткой — и предпочла считать этот фильм «яко небывший».

В 2020 году должен был выйти фильм «Охотники за приведениями: Наследники», продолжающие историю именно первых двух фильмов: знамя борьбы с потусторонней шпаной должны были подхватить подростки — даже не дети, а внуки главных героев, нашедшие в старом доме оборудование и тот самый «катафалк» «Экто-1». Судя по описаниям и трейлерам, кто-то из старой команды должен был принять участие, выступив наставником для компании шилопопых детишек, разносящих всё вокруг лучами протонных пушек. Увы, из-за пандемии 2020 года премьера перенесена на лето 2021 года. Ждём, не обольщаемся — но заранее не ругаемся.

Читайте также: