Самые худшие настольные игры

Обновлено: 06.07.2024


Недавнее знакомство с локализованной версией Coup заставило меня вновь задуматься, о подготовке негативных обзоров. Нужны ли они? Давайте попробуем взвесить все «за» и «против».

Негативные обзоры невыгодны издателю

Пожалуй, самый очевидный аргумент. Настольные игры – это товар. Если его хвалят, продажи растут. Ругают – продажи падают. Рассуждение, может, и не бесспорное, но имеет право на существование. Не поручусь, что рецензии в интернете могут сильно повлиять на финансовый успех отдельно взятой игры, но неприятный отзыв, особенно на самом старте нового продукта, вряд ли поможет в продвижении его на рынке. Правда, тут есть и альтернативное мнение, «чёрный пиар – тоже реклама».

Негативные обзоры неинтересны читателям

Есть мнение, что самое привлекательное чтиво в плане обзоров – это восторженные рецензии на новые игры. В них сочетается сразу две радости: читатель узнаёт для себя новое, да ещё и оправдываются какие бы то ни было положительные ожидания от новинки. В случае же, когда обзор получается негативный, читатель этому не рад. Либо игру, которую он ждал, незаслуженно обхаяли, либо просто неинтересно читать ругань.

Негативные обзоры неинтересны блоггерам

Можно вспомнить примеры, когда рецензенты сознательно не публикуют негативные обзоры. Например, когда-то Зордок писал об играх от Звезды, но публиковал материалы, только когда ему игра нравилась. Про те игрушки, что пришлись не по нраву, в интернет ничего не выкладывал. Тут очевидная связь с первым пунктом – издатель не хочет видеть плохие отзывы о своих продуктах, поэтому когда предоставляет игру на обзор, заранее просит не писать о плохом. А в качестве компромисса блоггер соглашается не писать про такие игры вообще ничего.

Итак, есть ряд случаев, когда негативные обзоры мало кому интересны. Давайте подумаем, какие последствия могут наступить, если вовсе перестать писать об играх плохо.

Покупка «не той» игры

Снова наиболее очевидный пример. Вышла, скажем, какая-нибудь совсем никакая игра (например, 011). Кто-нибудь её случайно купил, попробовал, плюнул да и зарёкся впредь пробовать настолки. А ну как они все такие унылые и неинтересные. Конечно, далеко не каждый покупатель читает отзывы в интернете, но такая функция – предупредить – у негативных обзоров присутствует.

Восприятие своего продукта издателем

Отсутствие негативных отзывов может быть воспринято издателем как одобрение текущего положения дел. Что совсем не обязательно хорошо. Вспомним, например, как несколько лет назад Звезда выпускала игры сомнительного качества, которые постоянно хвалил Мир Фантастики. Или как в интернете только ленивый не пинал Мир Хобби за ошибки в локализациях. Но ведь и того и другого стало меньше. Конечно, post hoc, nоn est propter hoc, но всё же…


Как говорил Лев Николевич Толстой, все счастливые семьи похожи друг на друга, а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Мне кажется, эта фраза справедлива и в отношении настольных игр. Все хорошие настолки хороши практически одинаково: они увлекают, время за игрой пролетает незаметно и в них хочется играть снова и снова. С плохими же настолками ситуация иная.

Неинтересные игрушки обычно сугубо индивидуальны, в каждой игре, которая тебе не понравилась несложно выделить самую плохую черту (а то и несколько). В WOW: TBG слишком много даунтайма и кубиков; Red November слишком рандома, и у неё слишком маленькое игровое поле (во втором издании это исправили), а в Nostra City нет баланса, да и система с предателем совершенно не продумана.

Именно поэтому, кстати, многими ценятся негативные обзоры на BGG и персональные комментарии игроков, выставивших игре низкую оценку. Те, кому игрушка нравится, как правило ограничиваются общими фразами: "интересно, супер, здорово". А вот те, кому игра не понравилась чётко указывают на конкретные недостатки, причины, по которым любить её не получается. Но вот что мне интересно. Можно ли вывести некую формулу идеальной игры? Такую, чтобы она охватывала и филлеры и сложные тяжёлые стратегии класса Twilight Imperium?

Пару лет назад у меня такая формула была (цитирую сам себя).:

После множества партий в самые различные «настолки» критерии идеальной игры у меня такие: недолгая (партия занимает 60-90 минут), динамичная (ход игрока делается достаточно быстро, а остальные участники игры не успевают заскучать) игра, обеспечивающая высокий уровень взаимодействия и заставляющая постоянно принимать новые решения. В нашей компании игры — это развлечение, и поэтому они не должны слишком затягиваться и утомлять игроков сложными расчётами.

Кстати, если участников больше двух, они все должны оставаться в игре до самого конца партии. Никаких разгромов, уничтожений и других, полностью выключающих человека из игры факторов быть не должно, удовольствие от игры должны получать все. Неплохо также, если в игре есть красивые фишки, качественные карточки и т.п., но вопрос оформления всё же играет второстепенную роль. Главное — чтобы играть было интересно.

Интересно было бы послушать и другие мнения? Кто может сформулировать формулу идеальной игры в одном предложении?


Все вокруг на перегонки хвастаются подборками самых лучших топов и своих предпочтений в настольном мире. Я же решил сделать наоборот и рассказать вам о моих самых не любимых настольных играх, которые меня реально бесят и играть в них это сплошное наказание. Здесь в описании, я не стану делать таймкод по настольным играм и их перечисливать, так что если есть желание узнать, что же меня и в чем так раздражает смотрите видео)

Сочувствую про Зельеварение :)

А к флаксу и взрывным котятам надо проще относиться - никаких стратегий там нет, это просто фан для друзей ненастольщиков, которые "очень хотят" приобщиться, но по факту это максимум правил, которые они желают освоить )))

А вот в моём топе нелюбимых игр все игры, в которые я играла, одного автора - Уве Розенберга (кроме медитативных тетрисов)). Все они абсолютно однотипные и самый большой их плюс - это большое количество зип-пакетов в коробках)))

От Ghettopoly и Big Funeral до Capital Punishment и Don't Drop The Soap.

9 самых странных настольных игр. Про вредные привычки, смертную казнь и «сорок кошек»

9 самых странных настольных игр. Про вредные привычки, смертную казнь и «сорок кошек»
9 самых странных настольных игр. Про вредные привычки, смертную казнь и «сорок кошек»
9 самых странных настольных игр. Про вредные привычки, смертную казнь и «сорок кошек»

Иногда хочется не с умным лицом разгадывать задумки какого-нибудь Кодзимы, а просто расслабить голову: налить чаю, натворить еды и усесться посмеяться от души над какой-нибудь особенно бредовой игрой. И если для ПК и консолей всегда есть Goat Simulator, I am Bread, Genital Jousting, Hatoful Boyfriend, Plug & Play и тому подобное, то с настолками сложнее — поди разберись, какую коробку выбрать. А удовольствия-то от них можно получить не меньше! Раньше мы уже составляли подборку из 24 классных настольных игр, в которых можно разобраться за один вечер, а в этот раз решили написать про самые забавные и странные настольные игры. Само собой, в нашем списке их гораздо меньше, чем на самом деле. Добавляйте свои варианты в комментариях!

Ghettopoly (2003)

9 самых странных настольных игр. Про вредные привычки, смертную казнь и «сорок кошек»
9 самых странных настольных игр. Про вредные привычки, смертную казнь и «сорок кошек»
9 самых странных настольных игр. Про вредные привычки, смертную казнь и «сорок кошек»
9 самых странных настольных игр. Про вредные привычки, смертную казнь и «сорок кошек»

Ghettopoly — это «Монополия» про афроамериканских гангстеров. Вместо отелей, аэропортов, автосалонов и стадионов игроки покупают нелегальные заведения вроде борделей, казино, стриптиз-клубов и точек продаж наркотиков. Традиционные фигурки шляпы, тележки и собачки здесь заменили на листик конопли, автомат и баскетбольный мяч, а вместо долларов выступают «баксы».

Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения (NAACP) и темнокожее духовенство Филадельфии обвинили игру в расизме и устроили митинг возле магазина Urban Outfitters, где продавалась игра. Но автор Ghettopoly Дэвид Чанг не хотел никого обидеть — он говорит, что хотел только посмеяться над стереотипами: «если мы не можем посмеяться над собой, мы так и будем жить в злобе и обиде».

В 2006 году Чанг заплатил компании Hasbro, владеющей правами на оригинальную «Монополию», 400 тысяч долларов за сходство Ghettopoly с их продуктом. Правда, к тому моменту Дэвид уже заработал на Ghettopoly 8,7 миллиона долларов — а игру продолжают продавать и до сих пор.

Big Funeral (1964)

9 самых странных настольных игр. Про вредные привычки, смертную казнь и «сорок кошек»
9 самых странных настольных игр. Про вредные привычки, смертную казнь и «сорок кошек»
9 самых странных настольных игр. Про вредные привычки, смертную казнь и «сорок кошек»

Народная мудрость гласит: «Готовь сани летом, а телегу зимой». Big Funeral не про катание на санях, но она тоже учит думать о будущем. В игре нужно готовиться к смерти — и буквально копить себе на похороны.

Игроки зарабатывают деньги, обмениваясь карточками и делая ставки: чтобы умереть со спокойной душой, надо собрать хотя бы 50 тысяч долларов. Победитель получает красивый гроб и надгробие на хорошем участке, куда его увозят на роскошном катафалке. А проигравшим достаются ящики из-под апельсинов и непримечательные холмики.

Capital Punishment (1981)

9 самых странных настольных игр. Про вредные привычки, смертную казнь и «сорок кошек»
9 самых странных настольных игр. Про вредные привычки, смертную казнь и «сорок кошек»

Получается «казнить нельзя помиловать», да ещё и с явным посылом в поддержку «казнить». В The Guardian игру прямо назвали «пропагандой правого движения, замаскированной под семейное развлечение».

Smokers Wild (1978)

9 самых странных настольных игр. Про вредные привычки, смертную казнь и «сорок кошек»
9 самых странных настольных игр. Про вредные привычки, смертную казнь и «сорок кошек»
9 самых странных настольных игр. Про вредные привычки, смертную казнь и «сорок кошек»

Smokers Wild — антитабачная настолка. Она учит не курить и, как создатели шутят на коробке, «вызывает у игроков зависимость и вредит здоровью табачных компаний».

В начале игры участники набирают карты профессий — гробовщика, доктора, сборщика налогов, психиатра и других специалистов, — а дальше начинают двигаться по игровому полю, бросая кубики. На поле есть клетки перечисленных профессий, бонусов, а ещё — сигарет и перекура. Вдобавок у каждого участника есть шкала здоровья. Попадая на участок с конкретным специалистом, игрок платит деньги тому сопернику, чей герой на ней нарисован, или ничего не платит, если угодил на свою же профессию. Вставая на клетки с сигаретами, он откладывает себе в руку сигаретные карты. А на полях перекура теряет здоровье (из-за сигаретных карт) — и так продолжается до тех пор, пока табак в буквальном смысле не сводит героя в могилу. Цель — как можно дольше сопротивляться вредной привычке самому, одновременно склоняя к ней других игроков.

Adultery (1969)

9 самых странных настольных игр. Про вредные привычки, смертную казнь и «сорок кошек»
9 самых странных настольных игр. Про вредные привычки, смертную казнь и «сорок кошек»

В отличие от других игр из списка, Adultery — игра только для взрослых. Хотя реальный интерес она вызовет скорее у подростков, да и то в основном за счёт эротики: обложка Adultery гласит, что участникам предстоит «хорошо провести время с двумя игроками противоположного пола», а на половине иллюстраций — обнажённые девушки.

Правила простые: есть игровое поле, где расставлены задания — например, поболтать с другом, поприветствовать нового соседа, починить телевизор и тому подобное. Но на самом деле всё это лишь сценарии для прелюдии к сексу: создатели Adultery рассчитывали, что каждый «раунд» будет заканчиваться именно им. Поэтому на заданиях написаны минуты — они обозначают, сколько времени должен длиться конкретный сценарий. Игроки крутят волчок три раза, получают задания и жетоны с минутами, а после выполняют «квесты» — объединяются в пары и прелюбодействуют себе на радость. А что такого? Сексуальная революция в 1969-м была в самом разгаре.

Blacks & Whites (1970)

9 самых странных настольных игр. Про вредные привычки, смертную казнь и «сорок кошек»
9 самых странных настольных игр. Про вредные привычки, смертную казнь и «сорок кошек»
9 самых странных настольных игр. Про вредные привычки, смертную казнь и «сорок кошек»
9 самых странных настольных игр. Про вредные привычки, смертную казнь и «сорок кошек»

Ещё одна модернизированная «Монополия» в списке. Blacks & Whites — «Монополия» про расовое неравенство. Игроки делятся на чёрных и белых, причём чёрные начинают с десяти тысяч долларов, а белые — сразу с миллиона. Чёрные могут покупать лишь определённую недвижимость (например, им недоступны участки в пригородной зоне), зато для белых открыты все здания. И, наконец, чёрные игроки получают за прохождение круга десять тысяч долларов, а белые — пятьдесят.

Игру разработал председатель департамента психологии Калифорнийского университета в Дейвисе Роберт Соммер. Он хотел, чтобы с помощью Blacks & Whites белые люди среднего класса смогли поставить себя на место темнокожих и представить, насколько тяжелее тем живётся. Но в изначальной версии настолки от Соммера чёрные не могли победить в принципе — и, чтобы у игры было немного больше смысла, редактор журнала Psychology Today Дэвид Попофф отчасти изменил правила. Обновлённая версия Blacks & Whites, в которой у темнокожих игроков всё-таки был шанс на выигрыш, стала бесплатным приложением к мартовскому выпуску Psychology Today 1970 года.

9 самых странных настольных игр. Про вредные привычки, смертную казнь и «сорок кошек»
9 самых странных настольных игр. Про вредные привычки, смертную казнь и «сорок кошек»

По словам разработчика игры Мартина Бруна Педерсена, в Don’t Drop The Soap нельзя выиграть — только проиграть. И да, она тоже под запретом для детей — как минимум до тех пор, пока они не узнают, почему так важно крепко держать мыло в руках в тюремном душе.

В начале раунда участники выбирают игрока с самой классной задницей — именно ему достаётся дополнительная «мыльная» карта, которая сулит поражение. А вся нехитрая механика отчасти напоминает игру в карточную «Пиковую даму»: цель Don’t Drop The Soap в том, чтобы как можно быстрее сбросить все свои карты и — самое главное — избавиться от того самого «мыла», если оно вдруг пришло тебе от соперника. Для этого карты можно сбрасывать, подкидывать другим игрокам или обмениваться ими. А проигрывает, как нетрудно догадаться, тот, кто последним останется с мылом в руке.

Exploding Kittens (2015)

9 самых странных настольных игр. Про вредные привычки, смертную казнь и «сорок кошек»
9 самых странных настольных игр. Про вредные привычки, смертную казнь и «сорок кошек»

The Crazy Cat Lady Game (2008)

9 самых странных настольных игр. Про вредные привычки, смертную казнь и «сорок кошек»
9 самых странных настольных игр. Про вредные привычки, смертную казнь и «сорок кошек»

Игра для тех, кто считает, что кошек много не бывает: в The Crazy Cat Lady Game их нужно собирать, прямо-таки вырывая усатых-полосатых из-под носа у других игроков, и делать это как можно быстрее. Словом, перед нами мем про «сорок кошек», воплощённый в виде полноценной настолки.

Читайте также: