С какой целью описывается солнечное затмение

Обновлено: 07.07.2024

Календарь восточных славян (IV в.) был связан с солнечными обрядами 4 . Пережитки солнечного культа наблюдались у русских крестьян и в XIX в. 5 Солнечная символика широко представлена в фольклоре большинства народов, в том числе у русских, украинцев, белорусов, литовцев 6 .

При таком отчетливом идеологически консолидированном самосознании Ольговичей и вековом военно-политическом функционировании их рода от них самих и от их окружения не могли укрыться следующие астрально-исторические совмещения.

Итак, родоначальник Ольговичей умер на 10-й день после полного затмения Солнца (23 июля 1115 г., 4 ч. 48 м.).

В последующем повествовании наблюдается наращивание солнечной символики при ее функционированной дифференциации и по-прежнему в композиционных условиях контрапунктического чередования с изложением реальных обстоятельств похода Игоря.

Мы рассмотрели символические и исторические истоки генеалогической ориентации Даждь-бога на князей Ольговичей 85 .

Примечания:

1. Чижевский А. Л. Физические факторы исторического процесса. Калуга, 1924, с. 15; см.: Чижевский А. Л., Шишина Ю. Г. В ритме Солнца. М., 1969.

9. Чижевский А. Л. Земное эхо солнечных бурь. М., 1976, с. 47-48; см.: Данилевский В. Я. Жизнь и Солнце. Харьков, 1923.

11. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов . М.-Л., 1950, с. 36. Далее в тексте: НI с указанием страниц.

15. Артамонов М. П. История хазар. Л., 1962; Плетнева С. А. Хазары . М., 1076.

16. Розов Н. Н. Синодальный список сочинений Илариона, с. 163, 164, 175.

17. См.: Гедеонов С., Варяги и Русь, ч. 2. СПб., 1876, с. 483-494.

28. Робинсон А.Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания. Исследования и тексты М., 1963, с. 140, 212.

33. Путешествия игумена Даниила по Святой земле в начале XII века. Под редакцией А. С. Норова. СПб., 1864, с. 7.

34. См.: Норцов Л. П. Путь солнца в процессе мирового движения. Тамбов, 1909, с. 62.

36. Миллер Всев. Взгляд на Слово о полку Игореве. М., 1877, с. 71-7-4.

42. Зайцев А. К. Указ. соч., с. 63.

57. См.: О черниговских князьях по Любецкому синодику и о Черниговском княжестве в татарское время. Исследование Зотова Вл. Р. СПб., 1892, с. 267; Соловьев А. В. Указ. соч., с. 81.

61. Существует предположение, что Всеслав мог княжить в Тмутаракани в 1069-1071 гг. (см.: Мавродин В. В. Очерки истории Левобережной Украины (с древнейших времен до второй половины XIV века). П. 1940. с. 166-168).

64. См. комментарий Д. С. Лихачева в указ. кн.: Слово о полку Игореве. Под ред. В. П. Адриановой-Перетц, с. 450-452.

65. Святский Даниил. Указ. соч., с. 17.

71. Сказал это, видимо, половецкой княгине, жене Олега или вдове (если дожил до 1115 г.).

73. См. подробнее: Робинсон Л. Я. О закономерностях развития восточнославянского и европейского эпоса, с. I76-221.

80. Реальная возможность двух гроз с таким кратким промежутком, конечно, не исключена, однако поэтическое изображение двух гроз было бы необязательным, если бы не их символическое и композиционно-функциональное значение.

Читайте также: