Ratchet and clank стоит ли покупать

Обновлено: 02.07.2024

Классическая Ratchet & Clank и спустя четырнадцать лет играется очень бодро — все-таки любую часть этой франшизы можно назвать почти эталонным трехмерным платформером. Но ремейк получился даже лучше. Это не тривиальная HD-подтяжка, а переосмысление — притом гораздо более явное, чем, например, в Gears of War: Ultimate Edition. Insomniac подошли к делу очень грамотно и отреставрировали самую первую часть с оглядкой на современные реалии и эволюцию серии, но сохранили ее самобытность и подчеркнули особенности. Вышло одновременно и свежо, и «как в старые добрые».

«Игра по фильму по игре» — так окрестили новую Ratchet & Clank в самой Insomniac. Как и полнометражный мультфильм, новинка пересказывает историю первой части, допуская вольности и лирические отступления, хотя все основные события цитируются почти дословно. В то же время она совершенно самодостаточная — в курс дела вас введут очень быстро.

Дети увидят здесь интересную научно-фантастическую сказку про закадычную дружбу и спасение галактики, взрослые оценят завуалированный юмор (не такой дерзкий, как у Rare, но хихикнуть пару раз можно) и тонкие отсылки к творчеству Дугласа Адамса.

А вот давние поклонники очень быстро поймут, какие именно вольности позволили себе создатели. Пожалуй, основное сюжетное отличие — появление Доктора Нефариуса, которого в историю первой части «перетянули» из третьей. Оно и понятно — раз уж у нас тут перезапуск, зачем же держать в тени самого харизматичного злодея франшизы.

Автостопом по галактике. Обзор Ratchet & Clank

Автостопом по галактике. Обзор Ratchet & Clank

Визуально Ratchet & Clank не отличить от лучших работ большой тройки Disney-Pixar-Dreamworks — качество анимации и вообще картинки просто неописуемое. Insomniac буквально на каждой планете хвастается пейзажами, вводя в ступор всех: новичков просто потому, что зрелище действительно потрясает, а ветеранов — еще и благодаря ностальгическим чувствам. Высадка на Новалис и прогулки по керванскому Метрополису в ремейке играют мириадами новых красок. Славься некстген, аминь.

Главная фишка серии, вокруг которой Ratchet & Clank пляшет все полтора десятка лет — разнообразный арсенал интересного, дурацкого, а иногда просто дикого оружия, — никуда не делась. Разработчики немного перетасовали набор пушек и уменьшили их количество, но главные «звезды» остались: разводной ключ Рэтчета, призывающая роботов-камикадзе перчатка, R.Y.N.O. (BFG для самых маленьких), огнемет, установка, стреляющая самонаводящимися пилами, и аналог Morph-o-Ray (здешняя версия превращает врагов не в кур, а в овец).

Пропала ракетница с управляемыми снарядами, но зато из Tools of Destruction перекочевал любимец фанатов Мистер Зуркон — небольшой летающий робот, прикрывающий Рэтчета и регулярно напоминающий всем вокруг, зачем он тут: «Я пришел не с миром. Оставьте деньги себе, моя валюта — боль». Если долго никого не убивать, он будет плестись за вами хвостиком и ныть о том, как скучно жить без войны.

Вдобавок трилогия с PS3 одолжила ремастированной версии грувитрон, выпускающий на поле боя диско-шар. Включается светомузыка, все противники в определенном радиусе останавливаются и начинают самозабвенно отплясывать под дабстеп. В это время можно передохнуть и поискать патроны с аптечками. Или всех перестрелять. Но сохранить при этом серьезное лицо физически невозможно.

Автостопом по галактике. Обзор Ratchet & Clank

Автостопом по галактике. Обзор Ratchet & Clank

Автостопом по галактике. Обзор Ratchet & Clank

Главная новинка — Pixelizer, который с характерным звуком превращает врагов в двумерные восьмибитные спрайты. Эти застывшие плоские отпечатки потом можно разбить, и они рассыплются на сотни маленьких кубиков. Инструкция гласит: «С помощью определенных алгоритмов это оружие отправляет ваших противников в те времена, когда разрешение было гораздо ниже». Напоминает перепрограммирующую пушку из Axiom Verge, только результат намного круче.

Все это смертоносное счастье пускается в ход регулярно и очень активно. Каждая стычка здесь настолько же напряженная, насколько веселая и абсурдная. С абсурдом и весельем все и так понятно, а напряжение появляется потому, что Ratchet & Clank — отнюдь не простая, а под конец так и вовсе жаркая. Серьезно, таких нервных сражений с боссами не было давно (игры From Software не считаем).

Автостопом по галактике. Обзор Ratchet & Clank

Автостопом по галактике. Обзор Ratchet & Clank

В боях всегда участвует много врагов — роботы-снайперы, роботы-собаки, летающие роботы, роботы-вертолетчики, роботы-танкисты. Короче, роботы. Еще попадаются слизняки, но вообще — роботы. Соперники быстро мрут, но в ответ могут сделать очень неприятно. В Ratchet & Clank никогда не было ни регенерации здоровья, ни перезарядки, поэтому в трудную минуту надо сжимать все, что сжимается, стрейфиться куда-нибудь в укрытие и быстро искать аптечку. С патронами чуть проще — если у вас закончился боезапас одного вида оружия, вы просто берете другое. Таким образом игра призывает жонглировать пушками, хотя и без того каждую хочется опробовать в деле. Потому что как можно не захотеть опробовать что-то под названием Glove of Doom?

Автостопом по галактике. Обзор Ratchet & Clank

Автостопом по галактике. Обзор Ratchet & Clank

Когда Рэтчет ввязывается в перестрелку, на экране быстро начинает происходить нечто завораживающее — враги разлетаются по всей арене, ящики взрываются, к герою отовсюду со звоном летят болты (фирменная валюта серии). Спустя пару часов игра расходится окончательно, выдает все необходимые гаджеты и позволяет экспериментировать. Кого-то можно отвлечь грувитроном, а гадов, швыряющих бомбы с балкона, — снять из снайперки.

Приглянувшиеся стволы можно улучшить — за это отвечает очень гибкая система, тоже позаимствованная из более поздних игр серии, и она хорошо дополняет механику общего прогресса. У каждого типа оружия есть своя «карта» из закрытых неизвестных ячеек.

Вы начинаете в центре и двигаетесь в любом направлении, постепенно открывая новые перки. Можно, например, пойти по пути увеличения количества патронов и наткнуться на бонус в виде тройной очереди у бластера. Такие «побочные эффекты» создают приятнейшее ощущение того, что ты сам смастерил свое чудо-юдо. Примерно как в Fallout 4, только тут еще и стрелять интересно.

Автостопом по галактике. Обзор Ratchet & Clank

Переосмысление коснулось не только исходных механик и графики, но и структуры повествования. В результате Ratchet & Clank стала гораздо насыщеннее. Появились простенькие квесты в стиле «найди 10 штук, убей 20 врагов» — к примеру, если в оригинале прохождение этапа на Гаспаре ничем не отличалось от прохождения других планет, то теперь Рэтчет получает реактивный ранец и свободно летает по многоуровневой локации, собирая инопланетные мозги для сумасшедшего ученого.

Автостопом по галактике. Обзор Ratchet & Clank

Автостопом по галактике. Обзор Ratchet & Clank

На Кварту, где раньше был однообразный эпизод с превращением Кланка в огромную машину смерти, ремейк на полчаса включает простой, но приятный стелс (вспомните моменты с маскировкой и заговариванием зубов часовым из Up Your Arsenal). Перестрелки сменяются эпизодами, в которых игрок управляет Кланком и решает алгоритмические головоломки с использованием маленьких роботов, которых можно перепрограммировать на свой вкус: из них получается либо подпитывающая технику батарея, либо батут, либо мост. Такого в первой Ratchet & Clank тоже не было.

При этом многие уровни, которых в переиздании не намного меньше, чем в оригинале, строго линейны, и возвращаться на уже пройденные планеты, чтобы собрать оставшиеся секреты, не хочется — они попросту пустуют, и смысла бегать по тем же участкам ради коллекционных карточек, мягко говоря, не очень много. Это, пожалуй, единственный момент, где ремейк крупно промахивается.

Вот и получается, что Ratchet & Clank вышла не просто HD-переизданием, а собранием всего лучшего, что студия успела реализовать в тринадцати играх. Она бесподобно выглядит — Insomniac первой создала игру, которую и правда не отличить от кино, пусть и мультипликационного. Она бесподобно играется — эйфория и драйв перестрелок одурманивают, чтобы потом дать отрезвляющую пощечину, подкинув трудную напряженную стычку.

К тому же раз Naughty Dog забросили Jak & Daxter (хочется верить, что это неправда), за Insomniac остается монополия на яркие мультяшные экшен-платформеры про пушки и спасение мира. Да и все равно понимаешь, что лучше или хотя бы так же хорошо до сих пор не сделал никто.

Рэтчет и Кланк начали свою историю в далеком 2002 году. Сейчас уже никто толком и не вспомнит про что был оригинал, как выглядели последующие части. С трудом можно вспомнить и предыдущую игру, которая, к слову, была переосмыслением оригинала и оставила после себя исключительно хорошие впечатления. Но время идет, франшиза простаивает, новая консоль вышла - пора делать следующую часть. Тем более с прошлой игры уже прошел пяток лет. Еще бы один год и игру можно было бы приурочить к двадцатилетию, но Ratchet & Clank: Rift Apart вышла сейчас.


Действия игры сосредотачиваются на разломе между параллельными вселенными. Разлом появился в результате действия местного плохиша, который все никак не может удовлетворить свои исполинские амбиции в порабощении всего и вся. Собственно, в другой вселенной у всего есть “зеркало”. У Рэтчета есть Ривет. У Кланка Кит. У Кварка, как вы уже догадались, Квант. И только у имена злодеев тут совпадают. Насколько они вторичны, настолько это обыгрывают через такие мелочи.

В целом, нет в этом ничего удивительного или нового. Теории мультивселенных давно уже обыграны сотней разных способов, здесь просто взяли то, что работает привычнее всего и отдали на откуп зрителю. Опять-таки, нужно понимать что мы говорим об игре, которая вширь и вглубь использует тему самоиронии, карикатурности и клишированности сюжета, вкупе с намеренным выпячиванием пафоса. Все это вместе создает вполне очевидный сарказм в сторону современных боевиков, игр, способов подачи информации.




Кстати, такой сюжет совершенно не напрягает все то время, которое вы проводите в игре. Ориентировочно время прохождения где-то в вилке от 13 до 15 часов, что говорит о полноценности игры в современных реалиях. За все это время не случится момента, когда действие покажется затянутым, унылым или повторяющимся. Знаете, когда один и тот же прием, шутку или процесс повторяют много раз? Здесь такого не происходит. При этом, что забавно, игра достаточно монотонна. У нее нет никаких взлетов и падений в подаче сюжета, происходящих в нем событий или иных “острых” мест. Условно, произведение берет одну ноту и держит ее от начала и до самого конца.

Сам же сюжет, как уже говорилось, достаточно прост. Есть плохие ребята, есть хорошие. Хорошие должны помешать плохим завоевать и подчинить себе сразу две вселенные. Дальше вас ведут по рельсам сюжета, соблюдая невероятно точный баланс между кат-сценами и, непосредственно, геймплеем.


А вот к балансу экранного времени персонажей есть пара вопросов. Очевидно, что большую часть игры проводишь управляя Ривет, а не Рэтчетом и Кланком из заголовка. Последних еще в первой части игры разлучает сюжет и воссоединяются они где-то ближе к концу игры. Не сказать, что это напрягает, но в целом складывается ощущение, что разработчик гораздо сильнее хотел раздвинуть горизонты игровой вселенной для будущих частей и разнообразия, нежели рассказать какую-то моно-историю привычной связки персонажей.

В какой-то момент кажется, что Ривет и Кит нужно добавить в подзаголовок. При этом однозначно, что автор не великий ценитель и фанат этих персонажей самих по себе. Просто перекос слишком заметен. Конечно, сами персонажи перемешаны, общаются друг с другом в том числе лично, у них много общего и вообще вот же он - второй ломбакс. Но Ривет, по ощущениям, занимает слишком много места и она как-будто бы выполняет повесточку, хотя завуалированно это очень хорошо. Можно сказать, что скорее авторы просто слишком заигрались с мультивселенными.


Но игру это не портит. Геймплей тут все также стоит на двух столпах - бей и беги. Классический платформер, который периодически превращает экран вашего монитора в разноцветную кашу из-за всех выстрелов, взрывов и пестрой палитры врагов. Оружия много, только успевай крушить ящики и собирать монетки для его покупки. Какое-то стреляет ракетами, как-то является аналогами привычного автомата или пулемета, что-то выполняет роль дробовика, есть какие-то экзотические варианты. Например, гранта, которая плодит мини-собачек и те, в свою очередь, мило насилуют противников на карте. И ракетница тут есть, и энергетический луч, и замораживатель, и метатель пил, и электрошокер. Все во славу вашего увеселения во время игры.

И это действительно работает. Играть интересно, оторваться достаточно сложно, приедания геймплеем не происходит. Плюс вы можете перемещаться по локации на жуках, или с помощью локальных разломов времени и пространства, использовать рельсы или хвататься и раскачиваться с помощью специальных приспособлений. Какое-то действие происходит на экране почти постоянно, вы все время в пучине какой-то движухи и это по-настоящему круто для такой простой игры и избитого жанра.




Визуальную часть хочется особенно хвалить. Хоть я и не склонен назвать это самой красивой игрой за все время - так Ratchet & Clank: Rift Apart охарактеризовал главный дизайнер… этой же игры. Тем не менее, игра красивая. Как визуально, так и технологически. Особенно хочется отметить локацию и часть сюжета, прохождение которого завязано на перемещении между вселенными. Только происходит оно на ваших глазах. Ударил по кристаллу и перед тобой один мир, ударил еще раз - другой. Такой эффект происходит не только в узком пространстве, но и на огромных локациях, которые перерисовываются буквально у вас на глазах. Выглядит очень круто и стильно.

Аналогично и с разными мирами-локациями. Их хоть и немного, буквально 5-6 штук, но все они совершенно разносторонние и невероятно красивые. Каждая следующая планета в сюжетном путешествии - открытие как визуальное, так и геймплейное. У каждого мира своя фишка, прием или способ перемещения по карте. Некоторые локации более открытые, другие как-будто бы многоуровневые и ведут вас тоннелями, больше похожими на лабиринты. Но там не заплутаешь, не переживайте.




В остальном, ругать Ratchet & Clank: Rift Apart можно разве что за отсутствие привнесения чего-то нового в жанр. Но ругать за такие вещи можно буквально каждую игру. Да и что привнести, когда часто копировали с тебя, а ты близок к идеальной формуле.

Ratchet & Clank: Rift Apart достойная игра, хороший и полноценный эксклюзив для PlayStation 5. У игры огромный потенциал реиграбельности, она достаточно продолжительно. В Ratchet & Clank: Rift Apart можно играть и будучи ребенком, и будучи взрослым. Она веселая и занимательная геймплейно. Да, она далеко не откровение и новое слово в жанре, но и ты с возрастом не хорошеешь.

Параллели (не) пересекаются

Собственно, с того и начинается «Сквозь миры»: в преддверии большого торжества Рэтчет комплексует и спрашивает у верного робота-компаньона Кланка, не вышли ли они в тираж. Вопрос хотя и озорной (мета-юмор всегда был характерной чертой серии), но не праздный. В последний раз мы встречались с героями аж в 2016 году, когда студия Insomniac Games выпустила ремейк самой первой части цикла. И хотя в целом Ratchet & Clank (2016) была принята тепло, некоторые фанаты пеняли разработчикам на излишнюю «диснеефикацию» франшизы. Мол, и персонажи стали какими-то чрезмерно милыми, и шутки для взрослых пропали, и абсурдистскую атмосферу в духе Дугласа Адамса приглушили в пользу эпической космооперы по образцу «Звёздных войн».

Insomniac Games всю эту критику выслушала… и выбросила в открытый космос. Стилистически «Сквозь миры» почти не отличается от предшественницы, не стесняется своей «мимимишности» (а иногда даже бравирует ей) и в целом подходит даже младшим школьникам. Лишь один раз при встрече с гигантским костяным динозавром Кланк не сдерживает эмоций — и то крепкое словцо тактично заглушают.

Сюжет при этом не уводит перезапущенную вселенную по новому маршруту, а, наоборот, возвращается к событиям пятой части, Tools of Destruction. Там, напомним, речь шла о таинственном исчезновении расы ломбаксов и могущественном девайсе «Измеренитель», способном открывать порталы в параллельные миры. Наконец, много лет спустя, Кланк починил «Измеренитель», чтобы Рэтчет мог воссоединиться с сородичами. Но тут внезапно (а как иначе?) налетел доктор Нефариус, в завязавшейся потасовке ткань реальности раскололась, и все участники провалились в альтернативную реальность, где Нефариус уже давно стал всесильным императором. К тому же, героям не повезло разделиться, и раненого Кланка подобрала бойкая девица Ривет, — альтернативная версия Рэтчета и новый со-протагонист.


В параллельном измерении герои встретят немало старых знакомых, но в весьма неожиданных образах

Как франшиза обыгрывает столь радикальные перемены? Да она их даже не замечает. За исключением незначительных отличий в анимации, в плане геймплея Рэтчет и Ривет абсолютно одинаковы. У них идентичный набор навыков, одинаковые характеристики, даже шкала прокачки — и та одна на двоих. Как только Рэтчет получает доступ к реактивным ботинкам, на следующем же задании они, словно по волшебству, материализуются и у Ривет.

С определённого момента даже сюжет перестаёт делать вид, что раскол тандема-де является большой трагедией. Каждый герой занят собственным квестом и не особо рвётся к воссоединению, а там и Рэтчет находит себе «двойника» Кланка — жёлтую малютку-архивариуса по прозвищу Кит. Но, к чести авторов сценария, они пользуются рокировкой героев, чтобы взглянуть на старых персонажей по-новому и покопаться у них в голове. Неврозов тут хватит на целую галактику: Рэтчет боится разочаровать родных, Кланк винит себя за инцидент с «Измеренителем», Ривет после многолетней борьбы с императором стала циником, а Кит тяготится грехами прошлого.

При общем шутливом настрое игры сюжетные катсцены неплохо держат драму — вот только, увы, за пределы катсцен эмоции не выходят. События непосредственно миссий почти не затрагивают развитие героев и строятся по одной и той же схеме. Рэтчет/Ривет прибывает на планету, чтобы найти Важную Сюжетную Зацепку, но прежде, чем Зацепка согласится с ними сотрудничать, придётся побегать по округе и собрать ресурсы. Как правило, в это время на фоне то и дело мелькает какое-нибудь интригующее чеховское ружьё (жуткая зубастая тварь, гигантский боевой робот, архив-шагоход и т.п.), в кульминации выстреливающее ВНЕЗАПНЫМ сюжетным поворотом, который вынуждает героев искать другое решение проблемы — уже на следующей планете.


Кланку тоже иногда доводится геройствовать в особом «ментальном» измерении, решая паззлы и попутно проходя сеанс психотерапии

Минусы:

  • Мелкие технические ошибки
  • Дизайн уровней местами хромает
  • Глупый ИИ
  • Большой акцент в сторону Ривет и Кит
  • Куда дели пикселизатор?

Вердикт: Красиво, красочно, много разнообразного геймплея. Ratchet & Clank: Rift Apart - это отличное место, где вы весело проведете пару-тройку вечером, а может быть и больше. Простой и доступный сюжет, знакомые и новые персонажи, разные вселенные, отменная графика. Что еще можно желать от подобной игры?


Древняя, выверенная годами истина о том, что все ремейки и переиздания — это лишь попытки содрать дополнительные деньги с фанатов, на этот раз оказалась ложной. Все дело в том, что Ratchet and Clank (2016) не столько ремейк, сколько переосмысление оригинала. К тому же разработчики из Insomniac Games подошли к делу с огромной самоиронией. Если вы поклонник серии и играли в предыдущие части, то для вас у нас есть всего пара слов: игру смело можно покупать. Этот тот самый старый добрый и просто классный «Рэтчет и Клэнк», которого так долго ждали. Тем же, кто с серией не знаком, мы и посвящаем этот материал. Ratchet and Clank — одна из тех игр, которая не получила должного внимания, хотя в полной мере этого заслуживает.

Начать стоит с того, что уже 5 мая в российском прокате выйдет полноценный мультфильм, посвященный двум совершенно неформатным героям-недотепам: Рэтчету и Клэнку. Рэтчет — некое подобие лисы с острыми ушами и почти львиным хвостом с планеты Велдин. Клэнк — робот, появившийся на свет в цехах завода по производству убийц. Оба при этом являются систематическими неудачниками. Рэтчет прошел тест на службу в галактической охране, будучи простым механиком, но не был принят в ее ряды из-за своих скромных размеров и отсутствия мускулатуры. Клэнк, несмотря на свое изначальное предназначение, стал небольшим и милым роботом-помощником, который хочет спасти мир от захватнических планов своих создателей.


Казалось бы, абсолютно тривиальный сюжет, который мы видели уже не один раз. Между тем авторы не скрывают вторичность истории и всячески над этим иронизируют. Повествование ведется от лица капитана Кварка, находящегося в тюрьме и пересказывающего события игры своему сокамернику. Тот, в свою очередь, хочет побольше узнать о «голографическом фильме», посвященном приключениям Рэтчета и Клэнка. Игра откровенно смеется над тем фактом, что ее приурочили к выходу картины, смеется над самим фильмом и над собственным же сюжетом. Все это не кажется притянутым за уши или глупым — происходящее выглядит органично и целостно. Особенно когда один из персонажей прощается с Рэтчетом фразой «до встречи в следующем ремейке». Такое саркастичное отношение авторов к собственной игре выглядит действительно весело.


От начала игры и до самого ее конца на экране вы будете наблюдать только фан и юмор. Нужно понимать, что творение Insomniac Games — это по своей сути платформер 2002 года выпуска, в который просто добавили современные механики и динамичность. Иными словами, совместили именно то, что мы любим в играх: дух олдскула и современную постановку. Ratchet & Clank в нынешней итерации — очень сбалансированный, интересный и не отпускающий до самого конца платформер, наполненный юмором, пародиями и стебом. Основные ваши задачи — громить врагов сотнями и тысячами, копить местную валюту в виде болтов, покупать оружие, решать нехитрые головоломки, улучшать оружие, прыгать, получать удовольствие, следить за сюжетом и смеяться. При этом вам совсем не нужно быть знатоком серии, что является огромным плюсом. Взрослый геймер уже успел позабыть прелести Ratchet & Clank, а новый вообще не в курсе того, что здесь происходит.


Insomniac Games понимала, что одного лишь стеба будет мало тем, кто уже когда-то прошел оригинал, поэтому из старого набора оружия разработчики оставили лишь один экземпляр. Казалось бы, ничего нового здесь изобрести не удастся, но если у вас есть здоровая доля юмора и фантазия — почему бы и нет? В Ratchet & Clank, к примеру, появился так называемый «пикселезатор»: то ли как дань моде на повсеместную любовь к «квадратам» в графике, то ли как тонкий троллинг — настоящую причину мы так и не узнаем. Одно удовольствие наблюдать, как огромные роботы или гигантские корабли из трехмерных объектов превращаются в плоскую пиксельную кашу.


В игру добавили больше часа новых заставок, расширили локации и улучшили графику до фантастического уровня. Клэнк также получил свою минуту славы. Играя за маленького робота, придется попотеть над головоломками, убежать от огромного местного Альтрона и полетать в открытом космосе. Мало и этого? В таком случае Рэтчет и Клэнк могут предложить вам новый геймплей с полетами и перестрелками на звездолете со встроенным магнитом, которым можно притягивать роботов противника, а затем запускать прямо во вражеские крейсеры. Езда по рельсам, подводное плаванье, полеты на джетпаке, многочисленные соревнования по скейтбордингу тоже доставляют немало удовольствия.


В игре есть все, за что мы любим платформеры. Ratchet & Clank — замечательный пример того, что получается, когда разработчики любят своих фанатов и свое дело. Внимание к деталям, умелое обращение со старой атмосферой и новые геймплейные фишки делают Ratchet & Clank одной из самых замечательных и интересных игр современности. Она увлекает на много вечеров, лишает вас сна и дарит море радости. К тому же мы имеем почти бесконечную реиграбельность и целую кучу ачивок.

Ratchet & Clank стоит купить в любом случае, даже если вы не знакомы с серией или, наоборот, прошли все части много раз. Хотя бы потому, что это ремейк, который и не ремейк вовсе. Это полноценная игра и абсолютно потрясающий платформер, который со всей смелостью можно зачислить в ряды лучших эксклюзивов для PlayStation.

Ratchet & Clank (2016)

Рецензируемая версия игры: PlayStation 4

Плюсы:

  • Высокая динамика;
  • Веселый и стебный сюжет;
  • Замечательные персонажи;
  • Улучшенная графика;
  • Высокая реиграбельность;
  • Кайфотрон и пикселизатор;
  • Будет понятно даже не знакомым с серией;
  • Самоирония;

Минусы:

  • Музыка на любителя;
  • Есть пара недочетов в дизайне уровней;

Оценка: 9.5

Вердикт: замечательный платформер про двух необычных героев, приправленный прекрасным юмором и обновленной графикой. За почти 15 лет игра не потеряла своей актуальности, что само по себе является огромной заслугой. Строго рекомендуется для покупки, если у вас есть PlayStation 4.

Прославленная серия экшен-платформеров от Insomniac Games возвращается, словно давний приятель: уже ничем особо не удивляет, но как ему не радоваться?

Обзор «Ratchet & Clank: Сквозь миры». Старый друг лучше новых двух

Обзор «Ratchet & Clank: Сквозь миры». Старый друг лучше новых двух
Обзор «Ratchet & Clank: Сквозь миры». Старый друг лучше новых двух
Обзор «Ratchet & Clank: Сквозь миры». Старый друг лучше новых двух

Куда только ни заносила судьба героического ломбакса Рэтчета! И вселенную он спасал (несколько раз), и во времени путешествовал, и с Кратосом сражался, и даже оказывался в мобильном раннере, о чём в приличном обществе вспоминать не принято. Но сейчас на его мохнатые плечи легла поистине титаническая задача — продать геймерам PlayStation 5. Не то чтобы это было совсем невозможно, но пока что у Sony действительно не хватает внятных аргументов для весьма недешёвого перехода на следующее поколение. Почти все стартовые релизы также появились на PS4 и других платформах, а очередные части Gran Turismo и God of War задерживаются.

И вот, кувалда ожиданий неминуемо падает на Ratchet & Clank: Сквозь миры — игру яркую, зрелищную, невероятно захватывающую. Но, кажется, совсем не готовую служить маяком перемен.


Сюжет «Сквозь миры» достаточно легко воспринимается без предварительной подготовки, но знакомство с Ratchet & Clank (2016) лишним точно не будет

Плюсы:

  • Самоирония сюжета над самим собой
  • Доступный и приятный юмор
  • Разнообразие локаций
  • Разнообразие оружия
  • Графика, визуальные эффекты, дизайн
  • Переходы между мирами через разломы
  • Геймплей

Белка с миниганом

Впрочем, сюжет никогда не стоял у Ratchet & Clank в приоритете: на диалоги подчас просто не успеваешь отвлекаться, уворачиваясь от сгустков вражеской плазмы. В этом смысле «Сквозь миры» ни на секунду не роняет планку, заданную предшественницами. Перестрелки проходят быстро, шумно и неизменно увлекательно. Главную заповедь франшизы — оружия всегда должно быть больше, чем патронов, — разработчики сохранили в целости. На поздних этапах боезапас тает за считанные секунды, и по ходу одного-единственного сражения легко можно разменять добрый десяток разных стволов.

Арсенал «Сквозь миры» — сбалансированная и в меру забавная подборка из нового оружия, старого и старого-под-новыми-именами. От того, что снайперская винтовка теперь называется «Башколом», а не «Плазмобой», ничего не поменялось. А вот новинки часто умиляют своей креативностью: «Ороситель» превращает врагов в зелёные скульптуры, «Рикошет» в случае удачного попадания ещё несколько секунд продолжает дубасить цель, а депрессивный летающий гриб «Мистер Антигруздь» хриплыми окриками отвлекает противника на себя. В сравнении с Ratchet & Clank (2016) новой игре сильно недостает грувитрона и овценатора — лучших гаджетов за всю историю серии. Зато зачем-то оставили пиломёт, который никогда не был особо эффективным.

Прокачка идёт на удивление быстро: в течение одной миссии (то есть примерно за час-полтора) вполне можно довести избранное оружие до максимального уровня и накопить ресурсов на покупку ключевых апгрейдов. А значит, пора переключаться на следующее! Разработчики всеми правдами и неправдами мотивируют игроков менять тактику, даже если поначалу что-то кажется нелепым. Не стоит недооценивать слаженную атаку «Антигруздя» и кусачих мини-роботов «Агентов Рока» на босса — особенно если заранее превратить его в изящный кустик.


Взлом компьютеров тоже оформлен как шутер: паук-антивирус «Глючка» с повадками анимешной девочки энергично расстреливает вредоносные программы

«Сквозь миры» в принципе подкупает разнообразием, и речь здесь не только об оружии: чуть ли не каждая планета заявляет новую механику или тип врагов. Погоню по крышам дождливого мегаполиса сменяет гонка на жуках по токсичным болотам, воздушный бой на драконе подхватывает абордаж пиратской шхуны, за безумным слаломом в горах следует мрачный хоррор-уровень в заброшенной лаборатории. Даже гладиаторские бои — одна из повторяемых активностей — устроены изобретательно: каждый из этапов предлагает свои задачи и ограничения, а не просто увеличивает число врагов.

Тем более странно, что разработчики так до конца и не определились, куда им пристроить главную концептуальную «фишку» игры — разлом реальностей. Тут и там на локациях встречаются аномалии-телепорты, но по факту они лишь помогают чуть быстрее передвигаться в пространстве и добираться до секретных нычек. Каждое взаимодействие с порталами строго линейно: в ином сеттинге их легко могли бы заменить банальные двери, лестницы или крюки. Никаких сюрреалистических видений в духе «Доктора Стрэнджа» или хитроумных загадок по типу Portal вы здесь не встретите. В полной мере мотив параллельных измерений обыгрывается лишь в одной, но чрезвычайно эффектной механике. На некоторых уровнях можно найти специальные кристаллы, удар по которым перебрасывает героев в альтернативную версию той же локации. Занятая делом лаборатория вдруг превращается в мрачные, наполовину затонувшие катакомбы, а поле космических обломков — в шахтёрскую планету на пороге катаклизма.



Несмотря на мультяшный стиль, «Сквозь миры» смело можно назвать одной из красивейших игр современности. От мастерства художников часто захватывает дух

Пожалуй, именно в эти моменты «Сквозь миры» впервые по-настоящему демонстрирует вычислительные мощности PS5. Мгновенное переключение между двумя огромными, разительно отличающимися друг от друга уровнями действительно впечатляет — и визуально, и с точки зрения геймплея. Да и в целом к отсутствию регулярных подгрузок (за исключением парочки подозрительно медленных лифтов) очень быстро привыкаешь. Но для полноценного некст-гена этого пока маловато. По ходу прохождения то и дело ловишь себя на мысли: неужели всё то же самое никак нельзя было реализовать на PS4? Да, с некоторыми компромиссами и купюрами. Да, с подгрузками. Да, без «честных» отражений и рейтресинга — благо он здесь бросается в глаза лишь на паре-тройке планет. К тому же, Insomniac Games на оптимизации собаку съела: Ratchet & Clank (2016) легко выводила на экран по сотне-другой движущихся объектов, а некоторые локации там не сильно уступали в размерах абсолютному большинству уровней «Сквозь миры».

Это возвращает нас к исходному вопросу: стоит ли новая Ratchet & Clank того, чтобы купить ради неё PlayStation 5? Положа руку на сердце — нет. Стоит ли брать «Сквозь миры», если консоль у вас уже есть? Безусловно. Это не революция и не будущий законодатель жанра. Вы едва ли увидите здесь что-то, чего не встречали в предыдущих играх серии, хоть и в менее масштабном варианте. Но главное, что у Insomniac Games вновь получилась динамичная, остроумная игра с обаятельными героями и на редкость живописными пейзажами. Достаточно простая, чтобы понравиться детям, — и достаточно продуманная, чтобы увлечь взрослых. А с революциями подождём до следующей части.

Читайте также: