Прочность асфальтобетона при увеличении температуры в жаркие летние дни

Обновлено: 01.05.2024

Асфальтобетон, как материал с обратимыми микроструктурными связями, в зависимости от температуры и условий деформирования может находиться в следующих структурных состояниях:

- упруго-хрупком, при котором минеральный остов строго фиксирован застеклованными прослойками битума. В этом случае асфальтобетон по свойствам приближается к цементобетону и другим искусственным материалам с кристаллизационными связями;

- упруго-пластичном, когда зерна минерального остова соединены прослойками битума, которые проявляют при напряжениях, не превышающих предел текучести, упругие и эластичные свойства, а при больших напряжениях - упруго-вязкие свойства;

- вязко-пластичном, при котором зерна минерального остова соединены полужидкими прослойками битума и небольшое по величине напряжение приводит к деформированию материала.

Под механической нагрузкой асфальтобетон проявляет комплекс сложных свойств: упругость, пластичность, ползучесть, релаксацию напряжений, изменение прочности в зависимости от скорости деформирования, накопление деформации при многократных приложениях нагрузки и т.д. В зависимости от проявления тех или иных свойств к асфальтобетону применимы законы теории упругости или теории пластичности. Основными свойствами, характеризующими качество асфальтобетона, являются прочность, деформативность, ползучесть, релаксация, водостойкость, износостойкость, морозоустойчивость.

Прочность при сжатии нормируют при 50, 20, 0°С, что соответствует температуре покрытия в жаркий летний день и осенне-зимний период.

Деформативность асфальтобетона оценивают по относительной деформации асфальтобетонных образцов при испытании на изгиб или растяжение. Покрытие будет устойчивым против образования трещин, если асфальтобетон обладает относительным удлинением при 0°С не менее 0,004. 0,008, а при -20°С не менее 0,001. 0,002 (при скорости деформации, близкой к 5. 10 мм/мин).

Ползучесть. Испытание асфальтобетона на ползучесть позволяет установить изменение деформации во времени. Ползучесть - процесс малой непрерывной пластичной деформации, протекающей в материалах в условиях длительной статической нагрузки. При испытании на ползучесть к образцу, имеющему форму цилиндра или балочки, прикладывают постоянную нагрузку, чтобы проследить работу материала в упругой (линейной) и неупругой (нелинейной) области.

Релаксация - уменьшение напряжений в материале, величина деформации в котором поддерживается постоянной. Процесс релаксации заключается в «перерождении» упругой деформации в пластичную.

Релаксация напряжений в асфальтобетоне связана с наличием битума, обладающего гораздо меньшей прочностью и вязкостью, чем минеральные материалы. Температура и вязкость битума оказывают влияние на характер релаксации напряжений в асфальтобетоне. С понижением температуры различия в релаксационных процессах уменьшаются, с повышением - релаксационная способность материала увеличивается. На характер релаксации в значительной степени влияет напряжение, сообщаемое материалу. При высоком начальном напряжении процесс релаксации протекает интенсивно, в материале остается мало неотрелаксированных напряжений, что объясняется облегчением пластичного течения по релаксационным плоскостям.

Релаксационные процессы в асфальтобетоне зависят от скорости деформации (нагружения). Процесс нагружения рассматривают как совокупность двух одновременно протекающих процессов - роста напряжений и их релаксации, поэтому, чем медленнее растет нагрузка, тем большая часть напряжений успевает отрелаксировать в процессе нагружения.

При высоких температурах интенсивность снижения напряжений служит показателем деформационной устойчивости асфальтобетона, а при низких отрицательных - показателем трещиноустойчивости.




Водостойкость. Асфальтобетонные покрытия при длительном увлажнении вследствие ослабления структурных связей могут разрушаться за счет выкрашивания минеральных зерен, что приводит к повышенному износу покрытий и образованию выбоин. Водостойкость асфальтобетона зависит от его плотности и устойчивости адгезионных связей. Вода, как полярная жидкость, хорошо смачивает все минеральные материалы, а это значит, что при длительном контакте минеральных зерен, обработанных битумом, возможна диффузия воды под битумную пленку. При этом минеральные материалы с положительным потенциалом заряда поверхности (кальцит, доломит, известняк) в большей степени препятствуют вытеснению битумной пленки водой, чем материалы с отрицательным потенциалом поверхности(кварц, гранит, андезит).

Пористость оказывает большое влияние на водостойкость асфальтобетона, обычно она составляет 3. 7 %. Поры в асфальтобетоне могут быть открытые и замкнутые. С уменьшением размера зерен увеличивается количество замкнутых, недоступных воде пор. Водостойкость определяется величиной водонасыщения, набухания и коэффициента водостойкости Кв (отношение прочности водонасыщенных к прочности сухих образцов). Коэффициент водостойкости должен быть не менее 0,9, а при длительном водонасыщении (15 суток) не менее 0,8.

Морозостойкость асфальтобетона обычно оценивают коэффициентом KF, показывающим снижение прочности при растяжении (и сжатия на раскол) после определенного цикла замораживания насыщенных водой образцов на воздухе при температуре -20°С и оттаивания в воде при комнатной температуре. Количество циклов принимают не менее 25. Повысить водо- и морозостойкость можно путем выбора материалов надлежащего качества, тщательного подбора составляющих, применения поверхностно-активных веществ.

Износостойкость и шероховатость асфальтобетона в покрытии. Износ асфальтобетона происходит под действием сил трения, вызываемых проскальзыванием колес автомобиля по поверхности покрытия и вакуумных сил, возникающих под движущимся автомобилем. Износ покрытия определяется: истиранием его структурных элементов; отрывом и износом с его поверхности зерен песка и раздробленных щебенок.

Износостойкость асфальтобетона тем выше, чем больше его плотность, чем выше твердость входящих в его состав минеральных материалов и выше сцепление зерен щебня и песка с битумом. Асфальтобетоны, приготовленные на гранитном щебне, более износоустойчивы, чем асфальтобетоны на известняковом щебне. Применение щебня, загрязненного глинистыми частицами, приводит к резкому снижению износостойкости за счет вырывания щебенок из поверхности покрытия.

Асфальтобетонные покрытия с ровной, сухой и чистой поверхностью (за исключением покрытий с избытком битума) обеспечивают достаточное сцепление шин автомобиля с поверхностью покрытия. При этом шероховатость поверхности покрытия не оказывает существенного влияния на сопротивление скольжению шин. На покрытиях с увлажненной поверхностью степень сопротивления скольжению шин значительно снижается из-за наличия воды в зоне контакта шин с покрытием. Степень сопротивления скольжения оценивается коэффициентом сопротивления скольжению j (коэффициент сопротивления), представляющим собой отношение силы сопротивления скольжению к нормальной нагрузке на покрытие в зоне контакта шины с покрытием. Коэффициент сцепления на сухом и мокром асфальтобетонном покрытии имеет следующие значения:

Шероховатая поверхность: Гладкая поверхность:

сухая 0,7. 0,9 сухая 0,4. 0,6;

мокрая 0,5. 0,7 мокрая 0,3. 0,4.


Своим согласием Пользователь подтверждает согласие третьих лиц, информация о которых размещается на Сайте, на передачу и обработку их персональных данных и предоставляет право Оператору на осуществление любых действий в отношении персональных данных третьих лиц, которые необходимы для достижения целей обработки персональных данных, указанных в Политике обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных, загруженных на Сайт Пользователем считается полученным Оператором от Пользователя с момента выбора варианта «Зарегистрироваться», расположенного в конце формы регистрации на Сайте.

Настоящее согласие на обработку персональных данных действует до момента его отзыва Пользователем. Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано в любое время путем направления Оператору официального запрос в порядке предусмотренным Политикой обработки персональных данных.

Оператор Системы обязуется в течение 30 (тридцати) рабочих дней с момента получения уведомления об отзыве согласия на обработку персональных данных Пользователя прекратить их обработку, уничтожить и уведомить Пользователя об уничтожении персональных данных.

Настоящее согласие распространяется исключительно на персональные данные Пользователя, размещенные на Сайте.

© 2003-2021 АО «ЭКСИС» – гигрометры, термогигрометры, газоанализаторы, анемометры и другие контрольно-измерительные приборы.

1.jpg

Серой лентой только что положенного долгожданного асфальта вьется дорога на Рытань. И кажется, что нет в ее обновлении ничего сложного: насыпал песок, выровнял, накатал сверху пласт асфальтного покрытия – все, можно ехать!
Но так ли все легко и быстро, решил выяснить корреспондент «АП» – и провел один день с дорожными рабочими.

2.jpg

С кем: строительная дорожная бригада ДРСУ-159 под руководством прораба Андрея Кумища.
Где: автодорога Никрашуны-Рытань-Литвяны.

«Нарезка» дел
Первым на работу приезжает прораб – у него в 7.15 планерка. Пока Андрей Геннадьевич Кумища планирует день, к положенным 8 утра в ДРСУ-159 собираются остальные, «грузятся» в рабочую «ГАЗель» – и выезжают на объект.
Задача на сегодня: продолжить ремонт дороги на участке от пограничного поста до моста через реку. Две автобусные остановки по обе стороны проезжей час­ти тоже вскоре обретут вторую жизнь: одна превратится в посадочную площадку, на месте второй появится новый павильон.
На объекте дорожники работают, невзирая на палящее солнце и столбы пыли, забивающей рот, нос и глаза. Пока прораб, который параллельно ведет объект на островецком стадионе, где работники ДРСУ-159 укладывают тротуарную плитку, отъезжает в город, темпы на «пригородном» участке не снижаются: хоть рабочий день заканчивается в 17.00, бригада не уедет, пока каждый не освоит свою дневную норму…
– Если не укладываемся в сроки и не успеваем выполнить объемы, – говорит Андрей Геннадьевич, – приходится писать приказ и продлевать время работы до шести-семи часов вечера.

К слову
* Стройка или ремонт дороги может продолжаться и в дождь, и в мороз. Так, этой зимой без перерыва «на сезон» прокладывалась лесохозяйственная дорога из Градовщизны на Котловку.
* Грунт не боится мороза, с асфальтом можно работать до температуры воздуха в +5 градусов. Разработаны специальные добавки в асфальтобетон, которые позволяют работать на нижних слоях и при нулевой температуре.

5.jpg

От точки – по колышкам
На участке работает два человека на экскаваторах, два мазиста, один дорожный рабочий, два человека на машине-экскаваторе «Татра», который пригоняется только на самые сложные дорожные работы, на постоянном дежурстве находится «ГАЗель».
Каждый работает по общему расписанию, но по собственному заданию: экскаваторщикам в смену нужно пройти по 200 метров откоса, мазистам – вывезти по 300 кубов грунта, а дорожному рабочему, который находится «на подхвате» у прораба, весь день вбивать колышки и мерить, мерить, мерить.

4.jpg

7.jpg

Дорожные технологии
Чтобы построить дорогу по технологии, нужно пройти несколько трудоемких, даже с наличием хорошей техники, этапов. Начинается работа, без учета проекта, с разбивки, по-простому – с выноски размеров на местность. Потом снимается растительный слой и устраивается земельное полотно – обычно это грунт с растительностью. Затем формируется откос, делаются дорожные «одежды» – в нашем случае они из гравия. И только после этого укладываются нижний и верхний слои асфальтобетона. Причем все эти действия производятся четко по утвержденным нормам, без «погрешностей на настроение» работников.
– В проекте может быть заложена не гравийная обочина, а укрепленная щебнем, – проводит для меня «ликбез» по дорожному строительству прораб Кумища. – Это делается, если уклон большой и его вместе с обочиной от сильных дождей может размыть.
Нанесение дорожной разметки и установка знаков также входят в перечень работ дорожников.
Сдать дорогу в эксплуатацию непросто: специальная машина замеряет ее на шероховатость и ровность. Не соответствует объект нужным процентам – переделывайте, как хотите: снимайте верхний слой асфальта, перекладывайте по-новому или шлифуйте…
– У нас новый асфальтоукладчик, – говорит Андрей Геннадьевич. – Так что подобных проблем пока не возникало.
У островецких дорожников работа спорится. Кажется, только взял в руки инструмент или сел за руль экскаватора – а время уже командует «на перекус». Так же быстро во время обеда исчезают из натруженных рук собранные заботливыми руками родных «ссобойки» – домой за тридцать километров за один час не обернешься, да и машину, пусть и одну на всех, не погонишь. Быстро по­обедали – и снова за работу, ее за них никто не сделает. К тому же зарплата всей бригады зависит от всех и каждого. Выполнили план – зарплату не стыдно и домой нести.
– Работы – валом, – утверждает Андрей Геннадьевич. – В ближайшее время в Островце нужно срочно сдать три объекта. А вот людей не хватает. На помощь приезжают соседи из Ивье, Вороново, Гродно.

Знаете ли вы
* У островецкого ДРСУ-159 есть собственный карьер, где добывают гравий, и новый немецкий асфальтобетонный завод.

6.jpg

От лопаты до бумажек
В этом году портрет прораба ДРСУ-159 Андрея Геннадьевича Кумища занесен на районную Дос­ку почета.
А началось все с отца, в то время уже много лет работа­вшего в «островецких дорожниках», который и предложил сыну пойти по его стопам. Андрей не сопротивлялся: дело отца всегда нравилось. Закончив СШ №2 Островца, молодой человек поступил в БНТУ на специальность «Строительство дорог и аэродромов». Практику проходил в островецком ДРСУ-159 дорожным рабочим – так что знает не понаслышке, что это за труд. Сюда же молодой специалист приехал на работу – сначала мастером, через несколько лет стал прорабом.
За 12 лет работы с «асфальта» (производство асфальтобетона. – Прим. авт.) перешел на «земляные работы» – ремонт и строительство дорог.
На вопрос, что отличает прораба от дорожного рабочего, отвечает:
– Только то, что он больше работает с бумагами. Прораб должен все организовать, спланировать работу бригады – хотя бы на день вперед, чтобы техника не простаивала и люди были задействованы. У дорожного рабочего функции исполнительские и ответственность меньше.
– Хотя, – признается мужчина, – мне больше нравится самому ходить с лопатой и метром в руках, чем с бумажками бегать. Самое трудное в работе прораба? За много лет работы уже ничего – все само собой получается.
На отдых Андрею Геннадьевичу достаточно 6 часов – чтобы поспать. Правда, это не всегда получается. Отпуска в 36 дней вполне хватает, чтобы порыбачить, подтянуть дела дома, полностью восстановиться и соскучиться по любимому делу.
Мечты у прораба Кумища глобальные: чтобы в нашей стране жить было хорошо! А в личной жизни у него все складывается: дома встречают жена и дочурка, скоро они переедут в свой дом, да и работу свою мужчина любит.

Мнение специалиста
– «Бетонка» лучше асфальта. Только на то, чтобы научиться хорошо ее укладывать, нужны время и опыт.
– Настоящий специалист – это грамотный работник, которого не нужно контролировать. У нас это экскаваторщик Мечислав Базюк. Таких, как он, – один на сто тысяч. Его глаз точен, а работа идеальна. (Андрей Кумища)

3.jpg

Случается и такое…
Комфортнее всего дорожникам работается осенью и весной – дожди не страшны, нет жары и холодов.
– Самое главное – чтобы все были на рабочих местах, – смеется прораб Кумища. – Не явился работник утром – сразу же выясняем, что случилось. Если проштрафился – увольняем. Это дорога, стройка, большая техника и серьезные работы. Но у нас работает уже сложившийся костяк.
Сколько километров «свежих» дорог на счету островецких дорожников – не сосчитать. Но, проведя с ними всего один жаркий и пыльный день, понимаешь, что каждый новый километр требует от них терпения и профессионализма.
…Какое же это удовольствие – езда по чистым, ровным, ухоженным дорогам! А они в нашем районе – уж поверьте водителю – и в самом деле хороши.

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Методические рекомендации по устройству асфальтобетонных покрытий при неблагоприятных погодных условиях

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)" при участии специалистов ОАО "Новосибирскавтодор"; ООО "Стройсервис"; АО "Труд".

2 ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения Федерального дорожного агентства

4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 Область применения

1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее - методические рекомендации) распространяется на технологические процессы производства работ, позволяющие устраивать асфальтобетонные покрытия из горячих асфальтобетонных смесей при неблагоприятных погодных условиях. Неблагоприятными погодными условиями приняты условия, при которых температура окружающего воздуха находится в интервале от 5°С до минус 10°С или имеет место выпадение осадков в виде дождя или снега.

1.2 Методические рекомендации содержат основные положения по выбору машин, механизмов, подготовке производства, технологии и организации работ по устройству дорожных покрытий из горячих асфальтобетонных смесей при неблагоприятных погодных условиях.

2 Нормативные ссылки

В настоящих методических рекомендациях использованы ссылки на следующие документы:

- Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 014/2011 Безопасность автомобильных дорог;

- ГОСТ 12.1.005-88. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны;

- ГОСТ 12.4.026-2015 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний;

- ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия;

- ГОСТ 8736-2014 Песок для строительных работ. Технические условия;

- ГОСТ 11955-82 Битумы нефтяные дорожные жидкие. Технические условия;

- ГОСТ 12801-98* Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний;

- ГОСТ 22245-90 Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия;

- ГОСТ 24297-2013 Верификация закупленной продукции. Организация проведения и методы контроля;

- ГОСТ 31015-2002 Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия;

- ГОСТ 31424-2010 Материалы строительные нерудные из отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня. Технические условия;

- ГОСТ 32703-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Технические условия;

- ГОСТ 32730-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Песок дробленый. Технические требования;

- ГОСТ 32731-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля;

- ГОСТ 32755-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению приемки в эксплуатацию выполненных работ;

- ГОСТ 32756-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению промежуточной приемки выполненных работ;

- ГОСТ 32761-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Порошок минеральный. Технические требования;

- ГОСТ 32824-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Песок природный. Технические требования;

- ГОСТ 32945-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Знаки дорожные. Технические требования;

- ГОСТ 33101-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Покрытия дорожные. Методы измерения ровности;

- ГОСТ 33133-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические требования;

- ГОСТ 33220-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию;

- ГОСТ 33475-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Технические требования;

- ГОСТ Р 52056-2003 Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блок-сополимеров типа стирол-бутадиен-стирол. Технические условия;

- ГОСТ Р 52129-2003 Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей. Технические условия;

- ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования;

- ГОСТ Р 54401-2011 Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный литой горячий. Технические требования;

- ПНСТ 90-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Метод отбора проб;

- ПНСТ 114-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Технические требования для метода объемного проектирования по методологии Superpave;

- ПНСТ 127-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные щебеночно-мастичные. Технические требования для метода объемного проектирования;

- ПНСТ 183-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия;

- ПНСТ 184-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Технические условия;

- СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*;

- СП 48.13330.2011 Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004;

- СП 78.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85.

Примечание - При пользовании настоящим методическим документом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов, составленных по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящих методических рекомендациях применены следующие термины с соответствующими определениями:

1 автомобильная дорога: Комплекс конструктивных элементов, предназначенных для движения с установленными скоростями, нагрузками и габаритами автомобилей и иных наземных транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров и (или) грузов, а также участки земель, предоставленные для их размещения.

2 асфальтобетонная смесь: Рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня или гравия) и песка с минеральным порошком или без него с битумом, взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии.

3 асфальтобетон: Уплотненная асфальтобетонная смесь.

4 покрытие дорожное асфальтобетонное: Одно-, двух-, трехслойное усовершенствованное покрытие капитального типа, построенное из асфальтобетонных и полимерасфальтобетонных смесей и уплотненное.

5 асфальтобетонный завод: Смонтированный комплекс технологического, энергетического и вспомогательного оборудования, предназначенного для выполнения операций по приготовлению асфальтобетонных смесей.

6 асфальтосмесительная установка: Комплекс агрегатов или технологического оборудования для приготовления асфальтобетонных смесей и других обработанных материалов.

7 асфальтоукладчик: Самоходная дорожная машина, предназначенная для приемки, распределения, выравнивания и предварительного уплотнения асфальтобетонной смеси при устройстве дорожных покрытий.

8 дорожная одежда: Конструктивный элемент автомобильной дороги, воспринимающий нагрузку от транспортных средств и передающий ее на земляное полотно.

9 дорожное покрытие: Верхняя часть дорожной одежды, устраиваемая на дорожном основании, непосредственно воспринимающая нагрузки от транспортных средств и предназначенная для обеспечения заданных эксплуатационных требований и защиты дорожного основания от воздействия погодно-климатических факторов.

10 модифицированное (композиционное) вяжущее на основе битума: Вяжущее вещество на основе битума, модифицированное различными добавками (полимеры, резина и т.п.), улучшающими его физико-химические характеристики.

11 неблагоприятные погодные условия: Погодные условия, к которым относится пониженная температура воздуха (в интервалах от 5°С до минус 10°С), выпадение осадков в виде дождя или снега.

12 поверхностно-активное вещество: Органические добавки, вводимые в смесь для повышения сцепления вяжущего с поверхностью каменного материала или с целью регулирования процессов формирования смеси.

13 полимерно-битумное вяжущее (ПБВ): Органическое вяжущее, полученное путем объединения вязких дорожных битумов с полимерами - блоксополимеров типа СБС с пластификаторами и поверхностно-активными веществами.

14 полимерасфальтобетонная смесь: Рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня, песка и минерального порошка) с ПБВ и перемешанных в нагретом состоянии.

15 полимерасфальтобетон: Уплотненная полимерасфальтобетонная смесь.

16 пониженная температура воздуха: Температура окружающего воздуха в интервалах от 5°С до минус 10°С, при которой производится устройство дорожных покрытий из горячих асфальтобетонных смесей.

17 прочность дорожной одежды: Свойство дорожной одежды сохранять сплошность своей поверхности (отсутствие трещин) и ровность в допустимых пределах под воздействием многократно повторяющихся нагрузок от движущегося транспорта и погодно-климатических факторов в течение срока службы.

18 специальные добавки: Полимерные и адгезионные добавки, которые позволяют обеспечить хорошую удобоукладываемость и уплотнение асфальтобетонной смеси с требуемой плотностью при пониженной температуре воздуха.

19 трамбующий (вибрационный) брус: Вибрационный уплотняющий рабочий орган асфальтоукладчика с узкой опорной плитой в виде бруса и с несколькими вибраторами, размещенными в один ряд, применяющиеся для предварительного уплотнения слоев асфальтобетонных смесей.

20 терморазогреватель: Машина для разогрева конструктивных слоев дорожной одежды (основания или покрытия).

21 щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь (ЩМАС): Рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня, песка из отсевов дробления и минерального порошка), дорожного битума (с полимерными или другими добавками или без них) и стабилизирующей добавки, взятых в определенных пропорциях и перемешанных в нагретом состоянии.

22 щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА): Уплотненная щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь.

23 полимерщебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь: Рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня, песка из отсевов дробления и минерального порошка), дорожного битума с полимерными добавками и стабилизирующей добавки, взятых в определенных пропорциях и перемешанных в нагретом состоянии.

Читайте также: