Проблемы службы в овд

Обновлено: 05.07.2024

На примере собственного опыта читатель TJ рассказывает о проблемах работы в полиции.

Постоянные столкновения интересов в комментариях давно уже побуждало меня написать небольшую статью, где я с высоты своего более чем десятилетнего опыта в полиции постараюсь раскрыть вопросы, касающиеся сложностей и неразберихи в этой работе. Надеюсь, немного приоткрою ширму секретности, развеет некоторые теории заговоров и поможет в целом понять, почему процессы протекают так, а не иначе. Начну с того, о чём писал ранее.

Полиция — это федеральный орган исполнительной власти, который имеет единоначалие и систему подчиненности. Возглавляет МВД (как головное подразделение) министр МВД, которым в настоящее время является генерал полиции Владимир Александрович Колокольцев, который занимает эту должность с 2012 года. До того момента он занимал должность руководителя Московского Главного управления МВД, а до этого руководил ГУВД города Орла.

Полиция, как я уже писал ранее — исполнительный орган власти. Это означает, что МВД не принимает законы, хотя участвует в их разработке и имеет право законодательной инициативы, а исключительно исполняет принятые законы. Это позволяет понять, что гнев отдельных персоналий в отношении МВД не всегда справедлив, ибо есть закон, и его неисполнение автоматически влечёт ответственность самих сотрудников МВД.

Оговорюсь сразу, что из органов МВД я уволился в 2014 году в должности оперативного сотрудника, и за это время многое могло поменяться. Но как подсказывает мне опыт, а также как рассказывают бывшие коллеги, до сих пор проходящие службу, изменения эти почти никогда не вели к позитивным переменам.

Также я не хочу касаться проблем коррупции, поскольку как бы это ни казалось странным, и в мою бытность, и тем более сейчас, сотрудники полиции находятся под постоянным и неустанным контролем на этот счёт со стороны сотрудников ФСБ, прокуратуры, Собственной безопасности МВД, а также сотрудников Следственного комитета РФ. Все они, за исключением СБ МВД, — отдельные федеральные органы, не влияющие напрямую на деятельность МВД. Это оговорено в ряде нормативных актов, основной из которых, с кем приходилось сталкиваться именно мне, УПК РФ. Он разграничивает полномочия, раскладывает сферы деятельности различных ведомств в уголовном процессе.

МВД — огромная структура, в которой работает порядка миллиона человек. Естественно, что огромная часть эти сотрудников напрямую не связана с непосредственной работой с населением, и это различные отделы кадров, статистики, эксперты-криминалисты, бухгалтерия, секретариат, правовые отделы и так далее. Их с разной степенью успеха пытаются заменить на внештатных сотрудников (то есть сотрудников без погонов), но это не всегда возможно.

Это приводит к тому, что ценз прохождения кадров для работы низок, качество этих кадров тоже низкое. И если попасть в элитные подразделения (БЭП, следствие, уголовный розыск и т.д.) надо ещё постараться — иметь высшее образование и опыт работы (в случае работы в окружных и городских подразделениях), — то на «земле» (районные отделы) ситуация почти всегда ужасная. Отсюда хамство, некомпетентность, неумение и незнание закона. Это огромная проблема, особенно в удалённых регионах России, да и в целом чем дальше от МКАДА, тем ситуация сложнее.

Следствием проблемы, описанной выше, является постоянная занятость сотрудников полиции несвойственными им делами.

Условно тех, с кем сталкиваются граждане РФ, можно разделить на две группы:

- полиция общественной безопасности, то есть те, кто занимаются охраной общественного порядка, организацией дорожного движения, работой с трудными подростками и прочее, не связанное с уголовным производством;

- криминальная полиция, то есть те подразделения, которые непосредственно связаны с выявлением, предупреждением, пресечением и расследованием уголовных дел. Это оперативные подразделения уголовного розыска, БЭПа, управления «Э», подразделения следствия и т.д.

Однако очень часто сотрудников второй группы привлекают к помощи коллегам из первой группы. То есть сотрудники, которые должны заниматься расследованием краж, убийств, экономических преступлений и преступлений, связанных с наркотиками, привлекаются для обеспечения правопорядка на митингах, концертах, и прочей ерунды, отвлекая от основной работы. Это влечёт за собой растягивание сроков, неисполнение прямых обязанностей и вечный бардак с делами в своём производстве.

В идеальном мире ситуация выглядит следующим образом:

- оперативные подразделения выявляют лиц, планирующих или совершивших преступление, составляют документы о наличии в действиях таких лиц признаков состава преступления и передают материалы в следственные органы;

- следственные органы принимают материал, проводят следственные действия для подтверждения или отсутствия в материале признаков состава преступления, выражают обвинительную позицию и передают дело в прокуратуру для ознакомления и дальнейшей передачи в суд;

- прокуратура оценивает проведённую работу, рассматривает дело на предмет соответствия закону, выделяет гособвинителя, который разбирается в деле, для предоставления позиции государства в суде, направляет дело в суд для рассмотрения по существу;

- суд проводит судебное разбирательство, выслушивает стороны, оценивает доказательства, выносит законное и обоснованное решение по своему внутреннему убеждению, основываясь на законе и личном опыте.

Казалось бы, всё прекрасно, так и должно работать. Но ведь не просто так процент обвинительных заключений больше 90%? Ответ тут прост – каждая нижестоящая ступень делает работу за вышестоящую. То есть:

- оперативники не просто выискивают признаки состава преступления, а фактически делают работу за следствие. Проводят те же следственные действия (только называют документы не допрос, а опрос; не протокол осмотра места происшествия, а акт осмотра и т.д.). В идеале оперативник должен представить следователю уже сформированное и сшитое дело, в котором помимо всего прочего, прямо указывающего на преступление, должно лежать чистосердечное признание. Иначе следствие или не станет возбуждать дело в принципе, или сделает это с огромным скрипом.

- следователь делает работу прокурора, проверяет, нет ли в деле нарушений закона (которые могут привести к обнулению собранных доказательств), редактирует документы на свой лад. Делает это следователь часто совместно с прокурором, а иногда и с судьёй. Зачем – напишу ниже.

- прокуроры проводят исследование дела и, если всё формально правильно, и есть практически 100%-я уверенность в выигрыше дела, направляет его в суд, снабжая его обвинительным приговором для удобства судьи, представляя гособвинителя, который дело зачастую видит уголовное дело впервые перед входом в зал судебных заседаний.

- судья, ввиду огромной загруженности и, фактически, 100%-й проработки дела на нижестоящих процедурах, просто копирует обвинительное заключение, подготовленное для него прокурором.

Проблема 4. Низкая зарплата и высокая ответственность

Сразу скажу, что средняя зарплата сотрудника полиции по региону скорее всего, выше, чем в ряде отраслей, но всё равно она не превышает в среднем 50 тысяч рублей. Однако данная работа несет несравненно большее количество рисков, причём напрямую связанных с уголовными сроками на многие годы.

Иногда мне казалось, что сотрудников можно было условно поделить на тех, кто хочет «пересидеть и уйти в консультанты и адвокаты», и «джентльменов удачи», для которых такая работа — жизнь, и они чувствуют себя в таких условиях, как рыба в воде. И да, очень многим, кого я встречал на своем пути, данная работа важна как самореализация на благо общества. Особенно это касается сотрудников уголовного розыска и, как ни странно, следователей Следственного комитета. Они почти всегда работают на износ сутками, работают с постоянной угрозой жизни, денег или блата при работе с убийцами, похитителями людей и другими выродками нет и не предвидится, но моральное удовлетворение от торжества закона для них превыше всего.

Это, безусловно, не все проблемы службы, есть ещё начальники-самодуры, есть «клановость», есть нежелание исполнять явно сырые законы, но в итоге, как и везде, каждый сам выбирает для себя, оставаться ли в структуре или уйти.

В настоящее время служба в органах внутренних дел Российской Федерации относится к государственной службе иных видов и является федеральной государственной службой, правовое регулирование и организация которой находятся в ведении Российской Федерации.

Предметом регулирования Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, её прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации.

Федеральные законы «О полиции», «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» являются фундаментом нормативной правовой базы, регулирующей условия службы сотрудников внутренних дел, и выступают основой для формирования подзаконных нормативных правовых актов с целью конкретизации федерального законодательства в области прохождения государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации.

Однако остается существенным вопрос соотношения норм административного и трудового права при регулировании правоотношений, связанных с условиями прохождения государственной службы сотрудниками органов внутренних дел. Считаю, что требуется принятие федерального закона, который бы заполнил имеющиеся пробелы между нормативными правовыми актами, регулирующими условия прохождение службы в органах внутренних дел и трудовым законодательством.

В данной статье представлен комплексный анализ правового статуса служащих в органах внутренних дел, рассмотрена правоприменительная практика его реализации, выявлены существующие проблемы в рассматриваемой сфере и их причины и на этой основе разработаны предложения, направленные на совершенствование правового статуса служащего в органах внутренних дел.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бочкова Дарья Михайловна

Особенности прохождения государственной службы в органах внутренних дел: поступление и аттестация О правовом статусе сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: теоретико-правовой аспект О влиянии законности и юридической ответственности на формирование правового статуса должностных лиц органов внутренних дел Проблемы отчисления из образовательных организаций МВД России сотрудников органов внутренних дел, уволенных со службы Правовой статус сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: проблемы и перспективы развития i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF IMPROVING THE LEGAL STATUS OF EMPLOYEES IN INTERNAL AFFAIRS BODIES

This article presents a comprehensive analysis of the legal status of employees in the internal Affairs bodies, examines the law enforcement practice of its implementation, identifies existing problems in this area and their causes, and on this basis, developed proposals aimed at improving the legal status of employees in the internal Affairs bodies.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ СЛУЖАЩИХ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ СЛУЖАЩИХ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация. В данной статье представлен комплексный анализ правового статуса служащих в органах внутренних дел, рассмотрена правоприменительная практика его реализации, выявлены существующие проблемы в рассматриваемой сфере и их причины и на этой основе разработаны предложения, направленные на совершенствование правового статуса служащего в органах внутренних дел.

Ключевые слова: правовое положение, правовой статус, сотрудник органов внутренних дел, права и обязанности сотрудников органов внутренних дел.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF IMPROVING THE LEGAL STATUS OF EMPLOYEES IN INTERNAL AFFAIRS BODIES

Annotation. This article presents a comprehensive analysis of the legal status of employees in the internal Affairs bodies, examines the law enforcement practice of its implementation, identifies existing problems in this area and their causes, and on this basis, developed proposals aimed at improving the legal status of employees in the internal Affairs bodies.

Keywords: legal status, legal status, employee of Internal Affairs bodies, rights and duties of employees of Internal Affairs bodies.

На современном этапе развития российского законодательства вопросы, касающиеся статуса и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации (далее -ОВД), безусловно, имеют важное значение. Особый интерес вызывает проблема определения правового статуса служащего ОВД Российской Федерации и его законодательного закрепления в системе.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что реформа деятельности ОВД изменила правовое положение служащих ОВД, тем самым вызвав множество вопросов и проблем регулирования их статуса.

Объектом исследования выступают правовые общественные отношения, складывающиеся в процессе прохождения службы сотрудником органов внутренних дел, а так-

же возникающие при их реализации проблемные ситуации, требующие научного разрешения.

Предмет исследования составляют служба сотрудника органов внутренних дел, теоретико-правовые основы ее прохождения и проблемы совершенствования правового статуса сотрудника органов внутренних дел.

Целью данной статьи является поиск и анализ проблем и перспектив совершенствования правового положения государственного служащего ОВД.

Для достижения цели необходимо поставить и разрешить следующие задачи:

1) ознакомиться с правовой базой и научными трудами по теме исследования для получения наиболее полного представления о теме исследования;

2) выявить и проанализировать проблемы правового положения служащих ОВД;

3) рассмотреть перспективы правового положения государственного служащего и сотрудника ОВД.

В работе применялись следующие методы научного познания:

- всеобщий метод (диалектический);

- общенаучные методы (логический, сравнительно-правовой, системно-структурный, функциональный);

- частнонаучные методы (социологический, технико-юридический и др.).

Использование данной методологической основы исследования позволило достичь точных и аргументированных результатов исследования.

За теоретическую основу взяты работы Н.И. Дмитриевой, В.В. Головко, Г.В. Нарышкина, М.М. Сон и др.

Нормативной базой исследования послужили Конституция РФ [1], федеральные законы «О полиции» [2] и «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3].

Основные результаты проведенного исследования могут быть сведены к следующему.

Служба в органах внутренних дел является разновидностью государственной службы РФ, особенности и порядок прохождения которой устанавливаются федеральным законодательством и ведомственными нормативными актами.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральный закон от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 342-ФЗ, Закон о службе) является основным правовым актом, который регулирует порядок и условия прохождения государственной службы сотрудниками ОВД. По правовому положению сотрудники ОВД являются государственными служащими.

Государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке,

установленном действующим законодательством, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта РФ. Исходя из определения, можно выделить три признака, характеризующие сотрудников органов внутренних дел как государственного служащего:

1) действует при исполнении служебных обязанностей по поручению государства и от его имени;

2) занимает должность, которая определяет его правовой статус;

3) осуществляет государственную службу за вознаграждение, которое подчеркивает особенности в оплате труда, установленные для государственных служащих, например оплата за специальное звание, процентная надбавка за выслугу лет и т.д.

Исходя из законодательства и практики его применения, можно определить, что сотрудники органов внутренних дел - это граждане РФ, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или кадрах Министерства внутренних дел РФ, которым в установленном законодательном порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.

Сотрудники органов внутренних дел РФ получают денежное довольствие, на них распространяются продовольственное обеспечение, они имеют форменную одежду, им выдаются служебные удостоверения, присваиваются личные номера с указанием их на специальных жетонах.

В последнее время вопрос о правовом положении служащих ОВД стоит особенно остро. Он интересует как самих сотрудников, так и законодателей, исследователей, а также самих граждан (гражданское общество).

Законом о службе №342-ФЗ урегулированы правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутрен-

них дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел.

Также принятие Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» явилось кардинальным изменением правовой регламентации положения сотрудника полиции, «завершилась эпоха милицейского законодательства, основанного на тотальном контроле за обществом, сформировавшемся еще в советский период» [8, с. 174].

Но, несмотря, наорганизационные реформы, происходящие в последние годы, касающиеся правового положения сотрудников ОВД, многие проблемы, существовавшие на протяжении долгого времени, так и не нашли своего разрешения.

Такую сложившуюся ситуацию, а именно невысокую эффективность и низкую репутацию в обществе, можно назвать главной проблемой не только в правовом положении сотрудников полиции, но и в системе ОВД в целом. Эту проблему можно назвать «внешней», вышедшей за пределы учреждения ОВД на обозрение и обсуждение общества. Но существуют и внутренние проблемы в самой системе ОВД, а также в основном законе, ее регулирующем.

Законодательство четко регламентирует права, обязанности и ответственность со-

трудника ОВД. Правовой статус сотрудника базируется на общих принципах службы в ОВД: законности, единоначалии и субординации (подчиненности); равного доступа к службе в ОВД и равных возможностей продвижения по службе в зависимости от профессиональных, деловых и личных качеств сотрудника; обязательного регламентированного профессионального отбора; взаимосвязи обязанностей, ограничений и запретов, ответственности и социальных гарантий; особых требований к профессиональной квалификации, состоянию здоровья и распорядку работы; предотвращению конфликтов интересов и устранению коррупционных рисков [5, с. 35].

Однако в Законе о службе №342-Ф3 в ст. 10 «Сотрудник органов внутренних дел» и ст. 11 «Права сотрудника органов внутренних дел» были выявлены некоторые неточности, вводящие в заблуждение сотрудников ОВД, а именно:

1) отсутствие указания на обязательное наличие российского гражданства сотрудника ОВД в п. 1. ст.10;

2) в п. 4 ст. 10 говорится не о сотруднике, а о его служебных документах, которые не определяют, а удостоверяют его положение;

3) согласно п. 2 ст. 11 сотрудник имеет право на ознакомление с должностным регламентом, что является скорее не правом, а обязанностью. Также сотрудник имеет право на ознакомление с иными документами, при этом частота, время и условия такого ознакомления не лимитируются;

4) в п. 4. ст. 11 прописано, что сотрудник имеет право на денежное довольствие, являющееся основным средством его материального обеспечения и стимулирования выполнения им служебных обязанностей. Как правило, материальным стимулом являются премии, доплаты и иные формы поощрения, а денежное довольствие - гарантия базового материального обеспечения;

5) в п. 5 ст. 11 прописано право сотрудника на внесение предложений о совершен-

ствовании деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, однако не дополнено положением о защите сотрудника, негативно высказавшегося ввиду существующего (неудовлетворительного) положения;

6) согласно п. 6. ст. 11 право доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, должно быть расширено и не ограничиваться только лишь использованием этих данных;

7) согласно п. 8 ст. 11 сотрудники имеют право на ознакомление с материалами своего личного дела, но сотрудники юстиции и внутренней службы по факту его не имеют;

8) отсутствует закрепленный порядок выезда сотрудников ОВД за границу государства;

9) ряд неточностей в формулировках, используемых в законе.

Помимо недоработок в законодательстве, в настоящее время стоит достаточно остро проблема оптимального построения системы территориальных органов внутренних дел. В ряде субъектов Российской Федерации при низкой плотности населения территория обслуживания органов внутренних дел и подразделений, отделов (отделений, пунктов) полиции крайне велика, что существенно снижает возможность эффективного решения оперативно-служебных задач [7, с. 196].

Проведенная реформа системы МВД России породила ряд проблем и в руководстве территориальными органами внутренних дел и полицией. В соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона РФ «О полиции» руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей [2].

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Двойная» ответственность начальника органа внутренних дел и начальника полиции породила проблему разграничения компетенции между ними. Нормативная неурегулированность в этом вопросе может обернуться размыванием персональной ответственности либо конфликтом интересов между начальником органа внутренних дел и его заместителем - начальником полиции, в непосредственном подчинении которого находится более 80% личного состава территориального органа внутренних дел. В качестве варианта решения данной проблемы может быть рекомендован возврат к реализации в руководстве территориальным органом внутренних дел принципа единоначалия. Для этого предлагается совместить должность начальника органа и начальника полиции [4, с. 204].

В то же время следует отметить, что придание органам внутренних дел статуса органов исключительно федеральной власти, которое выражается не только в новом названии территориальных органов внутренних дел, но и в переводе их на финансирование полностью за счет средств федерального бюджета, является дополнительным аргументом в пользу необходимости создания муниципальных сил правопорядка.

Современная Россия находится на этапе больших преобразований. Пришло время, которое требует изменений, позволяющих качественно улучшить жизнь граждан нашей страны. Строится новая парадигма отношений в государственных структурах.

Принятие новых законов, внесение поправок в действующие и изменение структуры министерства - все это способствует развитию системы ОВД в целом, устранению ранее неразрешенных задач, появлению доверия со стороны населения, улучшению качества работы сотрудников.

Да, действующая система пока не совершенна, ей еще предстоят изменения. Но уже на данном этапе можно судить о том, что проделана огромная работа. Остается надеяться, что со временем она даст ожидаемые плоды.

1. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Собр. законодательства РФ. 2014. 4 августа. № 31. Ст. 4398.

2. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

3. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020.

4. Виноградова В.С. Правовой статус полиции в современной России: теоретико-инструментальный и сравнительный анализ: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2014. С. 201 - 206.

5. Головко В.В., Нарышкин К.В. Правовой статус сотрудника ОВД РФ: проблемы и перспективы развития // Вестн. Омского ун-та МВД России. 2019. № 1. С. 34 - 36.

7. Репьев А.Г. Правовые преимущества как необходимый элемент укрепления правового статуса сотрудника органов внутренних дел (на примере участковых уполномоченных полиции) // Юристъ Правоведъ. 2017. № 4 (83). С. 194 - 200.

8. Сон М.М. Правовой статус российского полицейского в современных условиях // Приоритеты развития социогуманитарного знания, экономики и права: научная дискуссия и эксперименты: Сборник материалов научных исследований молодых ученых в рамках Международной научно-практической конференции / Под ред. С.Е. Туркулец, Е.В. Ли-стопадовой. М., 2017. С. 173 - 180.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Занина Татьяна Митрофановна, Шебанова Ольга Анатольевна

Статья посвящена особенностям нормативно-правового регулирования вопросов, связанных с организацией государственной гражданской службы в органах внутренних дел. Приведенные в статье статистические данные дают основание говорить о том, что существующие проблемы требуют своего законодательного решения. Перевод сотрудников обеспечивающих служб и подразделений органов внутренних дел в статус государственных гражданских служащих позволит решить часть из них. В статье приведен положительный опыт Канады по регулированию прохождения гражданской службы в органах внутренних дел.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Занина Татьяна Митрофановна, Шебанова Ольга Анатольевна

Деонтологические основания принятия Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Некоторые аспекты судебно-исковой работы, проводимой в системе МВД России, и ее взаимосвязь с другими направлениями деятельности подразделений правового обеспечения Об участии органов внутренних дел в системе обеспечения кибербезопасности Российской Федерации Тенденции совершенствования института государственной службы в органах внутренних дел Проблемы применения оружия для пресечения преступлений террористической направленности федеральными государственными служащими органов безопасности и правопорядка i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

PROBLEMS OF NORMATIVE LEGAL REGULATION OF SERVICE IN INTERNAL AFFAIRS BODIES BY STATE CIVIL SERVANTS

Текст научной работы на тему «Проблемы нормативного правового регулирования прохождения службы в органах внутренних дел государственными гражданскими служащими»

Занина Татьяна Митрофановна Шебанова Ольга Анатольевна

Проблемы нормативного правового регулирования прохождения службы в органах внутренних дел государственными

Статья посвящена особенностям нормативно-правового регулирования вопросов, связанных с организацией государственной гражданской службы в органах внутренних дел. Приведенные в статье статистические данные дают основание говорить о том, что существующие проблемы требуют своего законодательного решения. Перевод сотрудников обеспечивающих служб и подразделений органов внутренних дел в статус государственных гражданских служащих позволит решить часть из них. В статье приведен положительный опыт Канады по регулированию прохождения гражданской службы в органах внутренних дел.

Ключевые слова: государственные гражданские служащие, органы внутренних дел, цивилизация, материально-финансовое обеспечение.

Problems of normative legal regulation of service in internal affairs bodies by state civil servants

Key words: civil servants, law enforcement bodies, civilization, material and financial support.

Выбранные руководством нашей страны приоритетные направления внешней и внутренней политики диктуют новые условия развития государства. Особое влияние на их результативность оказывают такие негативные факторы, как санкционная политика Запада, последствия мирового финансового кризиса, высокий уровень миграции и т. д. Несмотря на это, в нашей стране произошел большой социально-политический скачок, положивший начало административной реформе, в ходе которой происходило преобразование государственной службы.

Как известно, основой успешного государственного строительства является действенная государственная служба, в том числе служба в правоохранительных органах, которые играют важную роль в реализации задач и функций органов государственной власти.

В истории развития нашей страны такая государственная структура, как Министерство внутренних дел Российской Федерации, всегда занимала особое место. В ходе административной реформы в МВД России прои-

зошли значительные изменения. Например, был осуществлен перевод милиции в полицию, сокращен штат сотрудников, введены новые основополагающие начала деятельности МВД России.

Спектр задач, возложенных на МВД России, является достаточно обширным: начиная с выработки и реализации государственной политики до управления органами внутренних дел, а также реализации на практике обеспечения социальной и правовой защищенности сотрудников правоохранительных органов. Каждый аспект, связанный с проблемами реализации задач, возложенных на МВД России, является уникальным и требует детального научно-практического изучения. Однако, по нашему мнению, в первую очередь должны рассматриваться вопросы нормативного регулирования прохождения службы в органах внутренних дел.

МВД России является федеральным органом исполнительной власти, от деятельности которого во многом зависит уровень соблюдения законности и правопорядка. В единую

централизованную систему МВД России входят органы внутренних дел. В настоящее время его штат насчитывает 746 859 сотрудников органов внутренних дел, 17 199 федеральных государственных гражданских служащих и 130813 работников [1; 2].

Нельзя не отметить выступление на Московском экономическом форуме, состоявшемся 13 сентября 2019 г., главы Сбербанка России Г. Грефа, который высказал идею о сокращении численности сотрудников органов внутренних дел и повышении их материально-финансового обеспечения. На наш взгляд, данная идея является нецелесообразной, т. к. в системе МВД России и так существует некомплект. В 2018 г. некомплект по основным службам составил: в подразделениях уголовного розыска -10,1%, патрульно-постовой службы полиции -10%, подразделениях по контролю за оборотом наркотиков - 9,4%, подразделениях ЭБиПК -8,7% [4]. Анализ приведенных статистических данных дает основание говорить о том, что нагрузка, приходящаяся на каждого сотрудника, является высокой, а при сокращении их количества она станет еще больше, при этом уровень преступности останется неизменным либо еще выше.

По нашему мнению, для повышения материально-финансового обеспечения сотрудников органов внутренних дел целесообразно перевести часть сотрудников обеспечивающих служб и подразделений в категорию «федеральные государственные гражданские служащие».

Гражданская служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан России на должностях государствен-

ной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ и ее субъектов [5].

Подобные мероприятия осуществляются в зарубежных странах. Например, в полицейских службах Канады все чаще сотрудниками являются гражданские служащие. К данной категории относятся сотрудники отделов по связям с общественностью, инспекторы по контролю за исполнением поручений, программисты, специальные констебли, сотрудники службы контроля парковки и др.

Наблюдаемая тенденция увеличения числа гражданских служащих в полицейских службах Канады позволяет говорить о том, что данные мероприятия дают положительный результат, т.к. именно за счет перераспределения обязанностей среди гражданского персонала возрастет экономическая эффективность.

Вопрос увеличения штата государственных гражданских служащих в органах внутренних дел видится нам особенно актуальным в свете продолжающейся реформы МВД России, однако существует множество проблем, связанных с его реализацией. Исследованием проблем, касающихся федеральной государственной службы в органах внутренних дел,

занимались такие ученые, как В.М. Манохин, Ю.Н. Старилов, А.Ф. Ноздрачев, Г.В. Атаман-чук, Н.М. Казанцев, А.А. Гришковец, И.А. Дяки-на и др. Однако некоторые вопросы остались открытыми и на сегодняшний день представляют широкий интерес для научного сообщества.

Статус и вопросы прохождения службы государственными гражданскими служащими регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [5] и трудовым законодательством. Статус лиц, проходящих службу в органах внутренних дел, во многом отличается от статуса гражданских служащих, проходящих службу в других органах исполнительной власти, хотя законодатель не указывает это в указанном выше федеральном законе. В связи с этим существует множество подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих отдельные сферы деятельности федеральных государственных гражданских служащих, проходящих службу в органах внутренних дел (например, приказы МВД России от 19 июня 2008 г. № 531, от 13 ноября 2009 г. № 855, от 14 августа 2012 г. № 787, от 20 августа 2010 г. № 600, от 22 июля 2011 г. № 870, от 19 апреля 2010 г. № 293, от 6 июля 2009 г. № 511, от 13 июня 2007 г. № 519 и др.) 10.

Однако данные нормативные правовые акты не регулируют вопросы, связанные с правовым статусом и особенностями прохождения службы гражданскими служащими.

Нельзя не согласиться с мнением А.А. Гриш-ковца, который высказывает идею разработки проекта федерального закона «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в некоторых федеральных органах исполнительной власти» [15], в том числе органах внутренних дел.

По нашему мнению, в данном нормативном правовом акте необходимо определить правовой статус государственных гражданских служащих, проходящих службу в силовых структурах, в том числе в МВД России. В Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [5] определены права и обязанности федеральных государственных служащих, однако названные выше ведомственные нормативные акты налагают дополнительные обязанности на лиц, проходящих службу в органах внутренних дел: соблюдать служебный распорядок; не разглашать сведения, составляющие государственную и

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие им известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство; сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта и т. д. В связи с вышеназванным противоречием в проекте федерального закона необходимо определить конкретные права и обязанности государственных гражданских служащих, проходящих службу в силовых структурах, опираясь на специфику определенного федерального органа исполнительной власти.

Немаловажное значение имеет и материальное обеспечение государственных гражданских служащих, которое делает данный вид службы в органах внутренних дел менее привлекательным. Разаттестация части сотрудников обеспечивающих подразделений органов внутренних дел может привести к увольнениям, т. к. материально-финансовое обеспечение сотрудников органов внутренних дел в несколько раз превышает размер заработной платы государственных служащих. Таким образом, необходимо повысить уровень материально-финансового обеспечения федеральных государственных гражданских служащих, работающих в системе МВД России.

Следует отметить, что роль государственных гражданских служащих в силовых структурах, в том числе в МВД России, повышается. В последние годы тенденция увеличения штата государственных гражданских служащих в полицейских службах наблюдается в ряде зарубежных государств. Данные мероприятия, несмотря на сложность и длительность являются весьма перспективными. В качестве положительного примера был рассмотрен слу опыт Канады. Можно предположить, что уменьшение количества сотрудников органов внутренних дел существенно не повлияет на эффективность деятельности по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности, при этом нагрузка на бюджет снизится.

Высказанная в статье гипотеза требует научной доработки, однако, на наш взгляд, эта идея является целесообразной в условиях продолжающейся административной реформы.

1. О внесении изменений в Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»: указ Президента РФ от 1 окт. 2018 г. № 580. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

2. О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации: указ Президента РФ от 5 мая 2014 г. № 300. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Сведения о состоянии работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2018 год: сборник аналитических и информационных материалов. М., 2019.

5. О государственной гражданской службе: федер. закон от 27 июня 2004 г. № 79-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «Консуль-тантПлюс».

7. Об утверждении служебного распорядка Министерства внутренних дел Российской Федерации для федеральных государственных гражданских служащих: приказ МВД России от 19 июня 2008 г. № 531. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов МВД России: приказ МВД России от 13 нояб. 2009 г. № 855. Доступ из справ. правовой системы «Консуль-тантПлюс».

9. О внесении изменений в Перечень должностей сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников структурных подразделений по защите государственной тайны в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 13 июня 2007 г. № 519: приказ МВД России от 14 авг. 2012 г. № 787. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

10. Об утверждении Инструкции о порядке допуска сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск МВД России к государственной тайне: приказ МВД России от 20 авг. 2010 г. № 600. Доступ из справ. правовой системы «Консультант-Плюс».

1. On amending the Decree of the President of the Russian Federation d.d. March 1, 2011 № 248 «Issues of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation»: decree of the President of the Russian Federation d.d. Oct. 1, 2018 № 580. Access from reference legal system «ConsultantPlus».

2. On some issues of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation: decree of the President of the Russian Federation d.d. May 5, 2014 № 300. Access from reference legal system «ConsultantPlus».

4. Information on the state of work with the personnel of the internal affairs bodies of the Russian Federation for 2018: collection of analytical and information allotments. Moscow, 2019.

5. On the civil service: fed. law d.d. June 27, 2004 № 79-FL. Access from reference legal system «ConsultantPlus».

7. On the approval of the ministry of the Interior of the Russian Federation for federal civil servants: order of the Russian Interior Ministry d.d. June 19,

2008 № 531. Access from reference legal system «ConsultantPlus».

8. On the approval of qualification requirements for professional knowledge and skills necessary to perform the duties of federal civil servants of the territorial bodies of the Russian Interior Ministry: order of the Russian Interior Ministry d.d. Nov. 13,

2009 № 855. Access from reference legal system «ConsultantPlus».

9. On amending the list of employees, federal civil servants and employees of the structural units for the protection of state secrets in the internal affairs bodies of the Russian Federation, approved by the order of the Interior Ministry Russia d.d. June 13, 2007 № 519: order of the Russian Interior Ministry fromAug 14, 2012 № 787. Access from reference legal system «ConsultantPlus».

10. On the approval of the Instructions on the admission of employees, federal civil servants and employees of the internal affairs bodies, military and civilian personnel of the Internal Troops of the Russian Interior Ministry to state secrets: order of the Interior Ministry Russia d.d. Aug. 20,

2010 № 600. Access from reference legal system «ConsultantPlus».

11. On the approval of the Code of Ethics and Service Conduct of Federal Civil Servants of the Russian Ministry of the Interior: order from

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих системы Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 22 июля 2011 г. № 870. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

12. Об утверждении Порядка уведомления в системе МВД России о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений: приказ МВД России от 19 апр. 2010 г. № 293. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

13. О денежном содержании отдельных категорий федеральных государственных гражданских служащих: приказ МВД России от 6 июля 2009 г. № 511. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

14. Об утверждении Инструкции о выплате ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел Российской Федерации, допущенных к государственной тайне: приказ МВД России от 13 июня 2007 г. № 519. Доступ из справ. правовой системы «Консуль-тантПлюс».

15. Гоишковец А.А. Государственная гражданская служба в силовых структурах // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: сб. статей по материалам X юбилейной Междунар. науч.-практ. конф. (Сорокинские чтения), 22 марта 2019 г. СПб., 2019.

the Russian Interior Ministry d.d. July 22, 2011 № 870. Access from reference legal system «ConsultantPlus».

12. On the approval of the Order of Notification in the Russian Interior Ministry System of the Facts of The Appeal in order to induce the commission of corruption offences: order of the Russian Interior Ministry d.d. Apr. 19, 2010 № 293. Access from reference legal system «ConsultantPlus».

13. On the monetary content of certain categories of federal civil servants: order of the Russian Interior Ministry d.d. July 6, 2009 № 511. Access from reference legal system «ConsultantPlus».

14. On approval of the Instructions for the payment of monthly interest allowances to the official salary (tariff rate) of employees, federal civil servants and employees of the internal affairs bodies Russian Federation admitted to state secrets: order of the Russian Interior Ministry d.d. June 13, 2007 № 519. Access from reference legal system «ConsultantPlus».

15. Grishkovets A.A. State civil service in law enforcement agencies // Actual problems of administrative and administrative procedure law: coll. of art. on the materials of the X Anniversary International sci.-pract. conf. (Sorokin readings), March 22, 2019. St. Petersburg, 2019.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Читайте также: