Проблемы лесной промышленности и пути их решения

Обновлено: 28.06.2024

Лесная промышленность – это важнейшая составляющая благополучия многих регионов, лес считается богатством России. По мнению экспертов, развитие отрасли заметно тормозится на протяжении последних 50 лет. В последние годы на уровне государства заговорили о проблемах лесной промышленности.

Когда в середине XX века стала ощущаться нехватка древесного сырья, стали появляться леспромхозы, занимающиеся заготовкой деревьев. Это стало толчком для развития предприятий лесопереработки. Параллельно проводились лесоустроительные работы, появлялись новые насаждения на месте вырубок. После перестройки, развала СССР развитие отрасли затормозилось. Начался затяжной период спада, который еще не закончился.

Главные проблемы лесной промышленности

Характерными экологическими проблемами лесной промышленности эксперты считают:

  • сжигание деревянных отходов, которые подлежат дальнейшей переработке (заготовители и производители древесины не заинтересованы в строительстве перерабатывающих комплексов, им проще утилизировать сучки, ветки, остатки распиловки);
  • большой процент потерь леса при хранении;
  • расходование водных ресурсов на технологические цели;
  • загрязнение почвы, водоемов;
  • нарушение природных ареалов фауны и флоры (необходимо ужесточение законодательства по обязательной рекультивации территории);
  • массовая вырубка, хотя экологичнее выборочная с сохранением почвенного слоя и молодняка;
  • несанкционированная заготовка леса;
  • несоблюдение пожарной безопасности на вырубках.

Экономический потенциал отрасли напрямую связан с решением вопросов экологии. Наблюдается истощение ресурсов, для лесовосстановления выделяется недостаточно средств.

Нерациональное использование ресурсов и большой процент отходов от производства

Заготовка деревьев для лесопромышленных заводов носит сезонный характер. Стволы складируют под открытым небом. Под воздействием осадков страдает качество деловой древесины, пиловочного и фанерного сырья. На стволах образуются торцевые трещины. В них развиваются насекомые, грибные споры, плесневые культуры. Увеличиваются отходы лесопиления.

При распиловке дровяной и деловой горбыль утилизируются. Частный сектор, использующий вторсырье, развит слабо. Для производства ДСП, МДФ используют деловую древесину, нет новых технологий по использованию отходов лесной промышленности.

Перерасход воды при работе над изготовлением товаров из древесины

Отрасль потребляет водные ресурсы, их очистке не уделяется должного внимания. Исторически так сложилось, что многие предприятия расположены в природоохранной зоне. Необходим комплексный подход к водоочистке.

Загрязнение близлежащих рек сточными водами и другими отходами

Лесодобывающий комплекс оказывает негативное влияние на почву, открытие и закрытые источники питьевой воды, атмосферу.

При производстве древесных строительных материалов, целлюлозы образуются загрязненные стоки в составе которых:

  • суспензии, эмульсии, замутняющие воду;
  • коллоидные растворы, меняющие цветность открытых водоемов;
  • молекулярные растворы, изменяющие вкусовые показатели, избыточно минерализирующие питьевую воду.

Отходы лесной и обрабатывающей промышленности после лесопиления и деревообработки нарушают экологическое равновесие биосферы, меняют кислотность почвы, приводят к видовому изменению растительного и животного мира.

Частые и несанкционированные вырубки лесов

С появлением небольших лесопильных производств активизировались «черные лесорубы». По оценкам экономистов, отрасль теряет до 50% доходов за счет неучтенной заготовки древесины. Несанкционированные вырубки становятся причинами пожаров. Отходы остаются в лесу, не вывозятся, служат источником грибковых инфекций, рассадником вредителей.

Незаконные вырубки выявляют в заповедниках. Снижается объем ценной древесины, исчезают редкие виды животных и растений.

Решение проблем лесной промышленности

Закрыть промышленные предприятия невозможно, нужно снижать пагубное влияние на экосистему. Разработаны мероприятия по устранению основных проблем лесопромышленного комплекса.

Сохранить леса поможет:

  • сбор макулатуры;
  • консервация древесины при хранении;
  • очистка стоков;
  • переход с бумажных носителей информации на электронные;
  • воспроизведение зеленых насаждений;
  • рост экспортной пошлины;
  • ужесточение законодательства;
  • развитие глубокой переработки.

Запрет на вырубку в природоохранных зонах

В целях охраны природы в лесной, деревообрабатывающей промышленности разработан закон об ограничении сплошной вырубки. Меняется правовой статус лесов, режим защиты особо охраняемых территорий: заповедников, заказников, природных памятников. Исчезнет понятие «лесопарки», они должны быть преобразованы в лесничества. Под охраной будут городские леса, вырубать их под гражданское строительство будут выборочно с сохранением экосистемы.

Правильно сохранять на складах имеющуюся древесину

При обработке торцевых поверхностей специальными составами удается сохранить целостность древесной структуры.

Для чего проводится химобработка:

  • закупориваются водопроводящие каналы – снижается испарение воды, преграждается доступ воздуха;
  • антигрибковые препараты препятствуют развитию микроорганизмов;
  • запахи отпугивают короедов, других грызущих насекомых.

Затраты на пропитки несопоставимы с ущербом при обычном хранении.

Запрет на сброс отходов

На предприятия деревообработки распространяются законы РФ по очистке сточных вод, нормативному сбору, хранению и утилизации отходов. Пока штрафные санкции не оказывают должного воздействия. При их ужесточении нарушать закон будет экономически нецелесообразно. В лесной промышленности создаются условия для привлечения инвесторов, заинтересованных в приобретении отходов производства. Система одних запретов менее действенная.

Вторичное производство и переработка отходов лесопиления

Обязательность вторичной переработки порубочных остатков регламентирована мусорной реформой. С 2020 года для собственников, утилизирующих вторресурсы сжиганием или захоронением, предусмотрены ощутимые штрафы. Предприятия лесной промышленности обязаны отчитываться, куда направляются на переработку отходы от лесопиления, заготовки стволов.

Из отходов делают древесно-стружечные плиты, наполнители для кошачьих туалетов. Популярны экодрова для каминов, топливные брикеты. На государственном уровне стимулируется развитие технологий, использующих вторсырье лесного комплекса.

Сбор макулатуры для уменьшения потребления первичного сырья

По оценкам экологов, контролирующих лесную промышленность, на изготовление листа писчей бумаги формата А4 требуется до 10 литров воды, используются хлорсодержащие отбеливающие реагенты, сульфиты и сульфаты. При переработке тонны вторсырья экономится до 20 000 литров воды, не нужны сильные химикаты.

Переход на переработку макулатуры экономически оправдан. Снижается экологическая нагрузка от перерабатывающей промышленности. При переходе на раздельный сбор отходов, задекларированный мусорной реформой, ситуация изменится.

Фильтрация воды, используемой на предприятия лесной промышленности

Лесная промышленность – источник физических, биологических, химических, тепловых загрязнителей водных ресурсов, разрушающих биосферу. Необходим переход на замкнутый цикл использования воды, тогда водопотребление и объем стоков уменьшаются в разы.

Перспективы развития лесной промышленности в России

Взят курс на воспроизведение лесного богатства, ужесточения санкций за ненадлежащее использование лесов, массовую вырубку.

Перед лесной промышленностью поставлены реальные цели:

  • восстановление закрытых перерабатывающих предприятий;
  • модернизация имеющегося производства;
  • создание циклов глубокой переработки древесины;
  • строительство очистных сооружений на лесохимических комплексах;
  • плантационное разведение лесов на месте массовой вырубки, зон пожаров.

О перспективах развития лесной сферы и промышленности России можно будет говорить после формирования внутреннего рынка, когда промышленники не будут заинтересованы сбывать лет за границу по демпинговым ценам.

Предполагается введение государственных льгот перерабатывающим заводам, чтобы в лесном секторе промышленности сместилось соотношение между добычей и переработкой ценного природного сырья. Пока лидирует добыча. Создаются условия для инвесторов, готовых вкладывать средства в развитие лесного комплекса с учетом региональной специфики.

Мусорная реформа в России: все за и против

Переработка деревянных отходов, использование отходов деревообрабатывающих производств

Обезлесение – глобальная проблема всех странах мира. Древесина – материал, который используется человеком. Но уничтожение лесных массивов приводит к серьезным экологическим и экономическим последствиям.

Проблемы обезлесения решаются на государственном уровне. Одни страны отказались от уничтожения растительности, другие снижают количество гектаров насаждений, отведенных под вырубку.

Но с каждым годом темпы обезлесения возрастают. А ущерб, наносимый окружающей среде в результате обезлесивания, по масштабам и значению сравним с экологической катастрофой мирового уровня.

Значение лесов для человечества

Растительность – источник очищения атмосферы от вредных газов. В результате фотосинтеза выделяется кислород, обогащающий воздух, поглощается углекислый газ. С экологической точки зрения лес – необходимый элемент биологических процессов, происходящих в природе. Лесные массивы – это дом для миллионов живых организмов. За счет лесных посадок обеспечивается биологическое разнообразие, стабильность существования экосистем.

Дерево – строительный материал, экспортируется в европейские страны. Из него делают бумагу, мебель, топливо, сырье для химической отрасли, лекарственные препараты. Ценятся листья, хвоя, кора.

Необходимо уделять пристальное внимание проблемам обезлесения и опустынивания, пересматривать законы, правила по лесопользованию. Нерациональное использование природных ресурсов и обезлесивание приводят к серьезным последствиям в экономике и производстве, нарушают экологическое равновесие. Погибают редкие виды растений, животных. Ухудшается качество жизни людей.

Причины вырубки лесов

Преднамеренное или незаконно организуемое обезлесивание происходит с целью:

  • получения строительных материалов;
  • переработки сырья для получения бумаги, мебели;
  • получения из древесины, листьев, хвои элементов, применяемых в медицинской отрасли, на химическом производстве;
  • освобождения земель с целью использования для разведения скота, выращивания культур, добычи полезных ископаемых;
  • расчистки земель для застройки, «облагораживания» (в городских зонах).
Увеличение площади опустынивания происходит быстрыми темпами. Значительный процент количества вырубленных лесополос и площади обезлесивания приходятся на незаконную деятельность (Россия, Бразилия, Индонезия).

Виды вырубок

Не все зоны разрешено подвергать обезлесиванию. Выделяют три типа насаждений, с которыми взаимодействует человек:

  • запрещенные к использованию (заповедники);
  • ограниченной вырубки (строгий контроль за восстановлением);
  • эксплуатационные, хозяйственные (полное обезлесивание с последующим засеиванием земель).

В хозяйстве применяются следующие виды рубки: главного пользования, ухода за растениями, комплексная, санитарная. Выбор метода зависит от назначения рубки, особенностей местности, где расположена лесополоса.

Массовая вырубка леса во многих странах

Рубка главного пользования

Рубка касается только зрелой древесины. Ее заготавливают для последующего использования. Применяются следующие методы:

  • выборочная (формируются продуктивные насаждения, уничтожаются сухие поврежденные деревья);
  • постепенная (прореживание массива происходит 2-3 раза с интервалом в 5-10 лет: сначала убирают сухостой, мешающий росту молодых побегов, затем другие дефектные растения);
  • сплошная (вырубаются все насаждения, кроме молодняка).

Рубка ухода за растениями

Выборочное уничтожение непригодных для выращивания саженцев не нарушает природного равновесия лесной зоны. Проводится чистка, прореживание. Улучшаются освещение, почва оснащается питательными веществами.

Комплексная

Проводится с целью восстановления и реконструкции угодий. Территория осветляется, устраняется корневые заросли. Создаются условия для роста молодых побегов и слабых растений.

Санитарная

Лесополоса очищается от старых больных растений. Создаются лесопарковые ландшафты, противопожарные разрывы.

Ущерб, наносимый планете вырубкой лесов

Лес – возобновляемый ресурс. Но пройдет много времени, прежде чем насаждения восстановятся. Обезлесивание превышает допустимые показатели нормы. Развитие разных отраслей производства приводит к увеличению площадей вырубаемых деревьев. Каждый год во всем мире уничтожаются миллионы гектар насаждений. Погибают ценные и редкие виды: хвойные, кедровые, лиственные угодья.

Проблема обезлесения остро стоит перед всеми странами мира.

Исчезновение лесопосадок происходит быстрыми темпами. Особенно уязвимы тропические леса. Их вырубают с целью освобождения земель для формирования пастбищных и хозяйственных территорий. Сотни тысяч гектаров леса потеряны безвозвратно. Ежегодно эта тенденция увеличивается.

Борьба с обезлесением

Рубка осуществляется в соответствии с российскими законами. Борьба с обезлесением в России ведется на государственном уровне. Выделяются обширные территории для посадки молодых побегов. Но посадить дерево – не значит восстановить лес. Требуется планомерная и систематическая работа по сбережению, восстановлению, охране угодий.

Разрешение на вырубку лесов

Спил древесины разрешается, если имеется специальный документ. Разрешение необходимо и при транспортировке древесного груза. Без документального подтверждения деятельность считается незаконной. Нарушитель отвечает по закону, платит штраф. Незаконный груз конфискуется.

Борьба с лесными пожарами

Массовая гибель растительности происходит в результате лесных пожаров. В лесной зоне огонь возникает стремительно, перемещается с быстрой скоростью, полностью уничтожая древесину. Выбор метода тушения огня зависит от вида пожара, его площади, направления ветра.

Меры по устранению ущерба, нанесенного вырубками лесов

Мероприятия по борьбе с незаконным обезлесением, по сохранению лесного фонда осуществляются по следующим направлениям:

  • планирование, мониторинг лесопользования;
  • усиление охраны, контроль за обезлесиванием;
  • разработка учетной системы лесного фонда;
  • пересмотр законов в сфере лесного производства, добычи древесины.

Несмотря на принимаемые меры, во всем мире площади угодий продолжают стремительно сокращаться. Руководством стран принимаются дополнительные меры по решению проблем обезлесивания:

  • высаживаются деревья;
  • создаются охраняемые территории лесопосадок, зоны заповедного назначения;
  • принимаются меры по борьбе с пожарами;
  • внедряются новые технологии переработки древесины, позволяющие использовать древесное вторсырье для производства материалов;
  • привлекается общественность к проблеме уничтожения растительности и обезлесивания;

В организации деятельности по охране, восстановлению фонда необходим комплексный подход.

Последствия обезлесения

Уничтожение лесопосадок – это глобальная проблема, которая влияет на жизнь всех живых существ. Последствия обезлесивания в отдаленной перспективе приведут к экономической и экологической нестабильности. Лес – природный источник сырья, топлива, компонентов лекарственных препаратов. Обезлесение оказывает воздействие на круговорот воды в природе, почвенный покров земли, атмосферу, биологическое разнообразие планеты.

Гидрологическое воздействие

Растения – важный элемент круговорота воды в природе. Их листья поглощают осадки, которые испаряются, образуя водяной пар.

На месте вырубленных массивов за счет грунтовых вод образуются болота.

Воздействие на атмосферу

Обезлесивание местности влияет на температурный режим, скорость и направление ветра. Микроклиматические изменения приводят к глобальному потеплению. Меняется цикл углерода, его молекулы поглощают инфракрасное излучение. Это парниковый газ, его скопление приводит к изменению микроклимата.

Воздействие на почву

Из-за обезлесивания истощается верхний плодородный слой почвы. На открытых территориях он выдувается или вымывается. Растительность гибнет из-за истощенности земли. Мощная корневая система деревьев препятствует формированию эрозии почвы.

Воздействие на биосферу

Под угрозой исчезновения оказываются многие виды растений и животных, для которых лес – среда обитания. Ценные породы деревьев – источник сырья для химической промышленности и медицинского производства. В результате опустынивания нарушается биологическое равновесие, разрушаются экосистемы.

Статистика по вырубке лесов в мире и в России

Последствия обезлесивания – угроза для жизни живых существ. Особенно страдают тропические территории. По данным исследований Института мировых ресурсов, через 100 лет тропические заросли будут полностью уничтожены.

Статистика обезлесения

Самые крупные потери насаждений зафиксированы в России, Канаде, Бразилии, США, Индии, Индонезии.

Эти территории входят в десятку государств, где следует ограничить лесопользование, усилить контроль за незаконным обезлесиванием, восстанавливать утраченные ресурсы и экосистемы.

При сохранении суммарных показателей потерь лесополос в зоне риска – страны Африки, Восточной Европы. Принимаются срочные меры, вплоть до полного отказа от обезлесивания.

Причины и последствия опустынивания

Экологические проблемы смешанных и широколиственных лесов России

Последствия и меры борьбы с загрязнением леса

Экологические проблемы в тайге и пути их решения

Экологические проблемы лесной промышленности в России и их решение

Методы утилизации и дальнейшей переработки древесных отходов

Виды, факторы и последствия деградации почв

Виды, причины, последствия и борьба с эрозией почвы

Переработка деревянных отходов, использование отходов деревообрабатывающих производств


Лесной комплекс является важным сектором экономики большинства субъектов Российской Федерации. По мнению ученых, процесс реформирования лесного комплекса носит затяжной характер, что негативно влияет на данную отрасль.

Развитие лесных отраслей в России имеет большую историю, но острые проблемы в данной сфере экономики стали проявляться к началу второй половины двадцатого века.

К началу второй половины XX в. стала ощущаться нехватка лесосырьевых ресурсов. Одной из проблем в данный период стало отсутствие достоверной информации о наличии древесины в восточных районах страны. Необходимость в данной информации появилась вследствие того, что запасы леса в западных районах были уже достаточно истощены. Объемы лесоустроительных работ стали наращиваться быстрыми темпами. Однако замедление, а затем и прекращение экономического роста в конце XX в. не дали завершить эту работу [3].

В послевоенную эпоху, в связи с развитием цветной металлургии и производства полимерных материалов, заготовка и обработка леса сместилась из сферы прикладного хозяйства в разряд сырья для производства целлюлозы и бумаги, а также сопутствующих товаров. В 1960-е годы строятся новые целлюлозно-бумажные комбинаты. В 1970–80-е годы происходит модернизация производства, а также решаются вопросы негативного воздействия лесной промышленности на экологическую обстановку.

К 1980–1990-м гг. еще более резко обозначилась проблема нецелесообразного использования имеющихся лесных ресурсов. Можно сделать вывод о том, что при большом количестве сырья промышленность не могла обеспечить конкретное качество лесной продукции.

С началом экономической реформы 1992 г. в качестве проблемы в лесном секторе экономики обозначилась опасность потери управляемости и опасность разрушения структуры отрасли. За годы реформы, несмотря на предпринимаемые государством попытки совершенствования системы управления отраслью, так и не найдено оптимальное решение, используются общерыночные, далеко не бесспорные для лесного дела, принципы управления и функционирования лесного сектора [3].

К основным факторам, которые обусловили появление этих проблем, можно отнести следующие:

– истощение эксплуатационных запасов древесины в освоенных зонах и слабые темпы эксплуатационного и инфраструктурного освоения новых лесных территорий;

– несвоевременность и недостаточная точность учета лесных ресурсов;

– низкая эффективность государственного контроля за использованием лесов на уровне регионов;

– низкое качество лесовосстановления [3]

– нелегальные вырубка и экспорт леса.

Экономический потенциал лесопромышленного комплекса характеризуется в первую очередь наличием и возможностями освоения имеющихся лесосырьевых ресурсов. Запасы древесины субъектов РФ позволяют обеспечить не только текущие и перспективные потребности рынка региона в древесине и продуктах ее переработки, но и значительно расширить экспорт лесных товаров при условии опережающего развития деревообрабатывающей промышленности.

Усовершенствование и дальнейшая положительная динамика развития лесопромышленного производства во многом зависит от того, насколько эффективной и основательной окажется национальная лесная политика в стране.

Для достижения положительных результатов необходимо обозначить следующие задачи лесной политики РФ:

– совершенствование правовой базы использования и воспроизводства лесных ресурсов;

– реализация структурной политики в лесном комплексе с учетом скорейшего восстановления и развития лесоперерабатывающих производств;

– поиски путей формирования внутреннего рынка лесной продукции;

– совершенствование внешнеэкономических связей с созданием условий для недопущения демпингового ценообразования.

Исходя из вышесказанного, можно выделить основные направления совершенствования процессов инвестирования в лесное производство. Во-первых, сюда можно отнести развитие системы государственных льгот для регионов с целью стимулирования промышленного производства, включая лесную отрасль. Во-вторых, осуществление региональной экономической политики, которая будет направлена на развитие финансовой инфраструктуры.

Можно выделить несколько приоритетных направлений инвестиционной политики в лесном комплексе, учитывающих специфику экономики региона. Первым является инвестирование дальнейшего развития лесного комплекса и создание новых производств по глубокой переработке уникального природного сырья, плантационное лесоразведение. Вторым является восстановление и модернизацию производств специализации, обеспечивающих равноправное участие региона в экономическом развитии страны и изменение пропорций между добывающими и обрабатывающими секторами комплекса.

Анализируя вышесказанное, можно отметить, что научно-технический потенциал лесного комплекса, который в 1980-х-начале 1990-х гг. характеризовался как современный и эффективный сохранился на сегодняшний день. Но на современном этапе необходимо совершенствование технологий обработки лесоматериалов и большое инвестирование в лесопромышленный комплекс.

Предприятия лесной отрасли оказались не готовы к переходу к условиям рыночной экономики, в результате до конца 1990-х годов производственные мощности многих из них были задействованы частично, лишь некоторые сумели наладить экспорт продукции. В 2000-х годах отрасль практически полностью восстановилась, однако ее экономические показатели могли быть существенно выше, если бы не проблемы с оборудованием и, соответственно, качество выпускаемой продукции.

В настоящее время, доля Российской Федерации на мировом рынке лесоматериалами невелика, свыше половины экспорта приходится на круглый лес и пиломатериалы. Лесозаготовка наиболее полно представлена в Восточной Сибири, на Европейском Севере и Дальнем Востоке.

Можно сделать вывод о том, что технологический прогресс сопровождал все основные исторические события, которые оказывали своё влияние на лесную промышленность. Для дальнейшего полноценного развития лесопромышленной отрасли, потребуются дополнительные инвестиции, которые будут ориентированы на современную лесную промышленность.

Таким образом, дальнейшее динамичное развитие лесного комплекса связано с созданием и развитием вертикально интегрированных структур, которые обеспечат полный технологический цикл производства. Это позволит решить ряд проблем, которые сдерживают развитие отрасли, поможет обеспечить эффективное привлечение инвестиций, которые необходимы для модернизации основных производственных фондов и внедрения новых технологий.


Россия — это огромная лесная держава, она имеет почти четвертую часть всех лесных ресурсов планеты, и до настоящего времени являлась лидером в области охраны и воспроизводства лесов. Россия занимала второе место в мире по производству древесины, обеспечивала занятость около 2.5 млн. человек, вносила существенный вклад в формирование валового национального продукта и экспортных поступлений [1].

В период кризиса производство лесной промышленности в нашей стране упало в 4–5 раза, Россия отошла на второй план по всем показателям.

По использованию населением бумаги и других продуктов, полученных вследствие переработки древесины, Россия также оказалась на одном из последних мест в мире.

В России, можно сказать, достаточно плохо выполняется одна из важных функций леса — это выделение лесной выплаты, которая при таких масштабах лесопромышленных ресурсов играет огромную роль в поддержании национальной экономики страны. Выплаты не играют большой роли в качестве источника получения лесных доходов, огромная часть лесных выплат уходит к частным предпринимателям и в криминальную отрасль [2].

Причиной лесного кризиса в России является некорректная политика в отношении лесного сектора. Государство, не важно, Россия это или США, является собственником лесного хозяйства, оно ответственно за состояние лесного хозяйства и за получение наибольшей прибыли.

К актуальным проблемам лесной промышленности можно отнести лесной экспорт, являющийся основным источником дохода в лесной промышленности. Также можно отнести к числу проблем несогласованность в экспорте продукции, приводящую, в частности, к значительному снижению цены на продукцию. Часть экспортируемой продукции не очень хорошего качества. По этой причине теряются рынки сбыта, падает спрос на лесные товары российского производства. Значительное количество денежных средств, получаемых за лесную промышленность, остается за рубежом.

Обязательные требования развития лесной промышленности заключаются в развитии интеграционных процессов, охране лесной промышленности, помощи федеральных и региональных программ или материальной помощи [3].

Законодательство РФ должно обеспечивать защиту лесов и земель, соблюдать статус лесных земель и государственной собственности на них.

Налоговым законодательством должны быть предусмотрены ограничения на куплю-продажу лесных территорий и земель, выплаты для улучшения экономики в стране. Также, при построении новой финансовой системы в лесной промышленности, возможно выделение финансовой помощи, ориентированной на охрану лесного хозяйства и воспроизводство лесных ресурсов.

Стратегия развития лесной промышленности в РФ предусматривает развитие до 2020 г. [4]. В данную стратегию входят следующие основные положения.

1. Развитие в сфере контроля использования лесов.

2. Развитие в сфере химической и энергетической переработки лесного товара.

3. Восстановление запасов древесного сырья.

4. Повышение уровня государственного контроля лесной промышленности.

5. Повышение уровня точного учета в лесной промышленности.

6. Повышение безопасности лесов от пожаров, вредителей и паразитов.

7. Увеличение лесохозяйственных работ.

8. Борьба с нелегальным оборотом древесины.

9. Приобретение новых модернизированных машин, инструментов и т. д.

10. Повышение количества получаемой продукции.

11. Повышение уровня квалификации сотрудников отрасли.

12. Повышение заработной платы сотрудников.

13. Технологическое обновление.

14. Повышение качества восстановления лесной промышленности.

15. Повышение темпа роста развития лесного хозяйства.

Таким образом, проблема лесной политики играет важную роль не только в лесной промышленности, но и в экономике нашего государства в целом.

К сожалению, у РФ, крупнейшей лесной державы мира, нет ясной, внятно сформулированной, официально принятой национальной лесной политики. Необходимость в стабильной лесной политике обусловлена длительностью жизненного цикла лесных экосистем, измеряемой десятилетиями и столетиями.

По данным 1997 года Российская Федерация являлась лидером в области охраны и воспроизводства лесов, проведения различных научных разработок в деятельности лесного хозяйства. Лесопромышленный комплекс России занимал 2-ое место после Соединенных Штатов Америки по производству древесины, вносился существенный вклад в формирование ВНП и экспорта лесных ресурсов в мире, занятостью обеспечивалось примерно 2 миллиона челoвек [1].

В условиях мирового экономического кризиса объемы лесопромышленного производства в Российской Федерации упали в 3–4 раза и по многим показателям отошли на второй план. Огромный потенциал российских лесов, имеющих экономическое и экологическое значение, используется очень слабо и неэффективно. Лесосека, определяющая допустимый размер неистощительного лесопользования, осваивается в целом не более чем на 30 %.

В государстве плохо выполняется функция собственника леса, т. е. извлечение лесной ренты, которая при огромных масштабах лесных ресурсов играет важнейшую роль в укреплении национальной экономики. Рентные платежи не являются основными источниками лесного дохода, а большая их часть присваивается лесопользователями и представителями криминальных структур.

Актуальной остается проблема усиления государственного регулирования и государственной поддержки деятельности лесопромышленного комплекса. Уничтожение лесопромышленного министерства (комитета), осуществлявшего управление лесозаготовительным производством, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленностью, а также последующая приватизация подавляющего большинства подведомственных ему предприятий, привели к разрушению прежней системы управления лесопромышленным комплексом на федеральном и региональном уровнях [1].

Следствием технической отсталости лесопромышленного производства является невысокое качество лесобумажной продукции, а соответственно и ее слабая конкурентоспособность на зарубежных рынках, на 30–40 % ниже средних мирoвыx цен на продукцию отечественного производителя. В структуре лесопромышленного производства велик удельный вес продукции первичный обработки древесины. Более 1/3 общей объема производства лесобумажной продукции составляют необработанная древесина и пиломатериалы [1].

К числу актуальных проблем развития лесного сектора можно отнести повышение эффективности лесного экспорта, который является основным источником доходов для предприятий лесной промышленности. Отсутствие согласованной деятельности лесоэкспортеров, неслаженность их взаимодействия на внешних рынках приводит к нежелательной конкуренции и снижению цен на отечественную лесопродукцию. В условиях абсолютной либерализации внешнеэкономической активности, в части экспорта лесобумажной продукции наблюдается снижение качества экспортируемых материалов, теряется рынок сбыта и падает престиж российских лесных товаров, значительная часть валютной выручки оседает за рубежом [3].

В лесном законодательстве переходного периода не найдены удовлетворительные решения по ряду важнейших вопросов, которые связаны с правами собственника на лес, дифференциацией полномочий между РФ и ее субъектами и муниципальными образованиями, дифференциацией функций государственного управления лесами и управлением хозяйственной деятельностью, источниками и конструкцией финансирования лесного хозяйства.

Первым собственником наибольшей части земель лесного фонда РФ в недалеком будущем должно остаться государство. Лесные ресурсы, которые находятся в государственной собственности, должны быть открытыми для коммерческого использования рыночными субъектами, которые могут обезопасить наибольший экономический эффект от эксплуатации этих ресурсов. Механизм эффективного пользования лесных ресурсов, безусловно, должен быть рыночным, но базироваться он должен не на купле-продаже лесов и земель лесного фонда, а на передачу в аренду лесов, сохраняющихся в собственности государства [3].

Вместо делегирования отдельных полномочий РФ в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации, лесное законодательство должно содержать четкое распределение полномочий в области регулирования лесных отношений между Федеральным органом государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Баланс интересов в управлении лесами и получении лесного дохода должен основываться не на распределении полномочий, как это сделано в действующем лесном законодательстве, а на разграничении лесов по формам собственности [1].

Научно-технические разработки для государственных нужд, включая проведение фундаментальных исследований, должны финансироваться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации других централизованных источников. Финансирование прикладных исследований, ориентированных на конкретных потребителей лесных ресурсов может и должно осуществляться преимущественно за счет их средств. Реформирование системы научных организаций, обеспечивающих научное сопровождение приоритетных направлений развития лесного сектора и организации устойчивого управления лесами на всех уровнях (федеральном, региональном, локальном) должно создавать конкурентную среду в этой сфере деятельности, способствовать конкурсному размещению заказов на разработку научно-технической продукции.

Обязательным условием успешного развития лесного сектора является устранение существующих противоречий между лесным хозяйством и лесной промышленностью, развитие интеграционных процессов в сфере лесозаготовительной деятельности, охраны и воспроизводства лесных ресурсов на базе арендных отношений и взаимных интересов в организации устойчивого лесопользования. Необходима эффективная координация научно-технической и социально-экономической политики лесного хозяйства и лесной промышленности, формирование и реализация взаимоувязанных общеотраслевых федеральных и региональных программ [3].

Лесное хозяйство выступает как важная отрасль народного хозяйства с весьма широкими и многогранными функциями. Весь процесс выращивания и использования лесов технологически расчленяется на два взаимосвязанных производства: лесохозяйственное и лесозаготовительное. Лесохозяйственное производство представляет собою совокупность близко связанных между собою производственных процедур по выращиванию, охране и защите лесов, обеспечивающих получение продуктов из древесины и других продуктов и полезностей леса [2].

Стратегия по развитию лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года должна решить множество актуальных проблем, имеющихся в нашей стране.

1. А. С. Исаев, Г. Н. Коровин. Актуальные проблемы национальной лесной политики. — М.: ООО «Типография ЛЕВКО», Институт устойчивого развития/ Центр экологической политики России, 2009. — 108 с.

2. Концепция развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003–2010 годы. Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 января 2003 г. № 69-р.

3. Основные направления развития лесной промышленности, одобренные распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. N 1540-р

4. Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Приказом Минпромторга России и Минсельхоза России от 31 октября 2008 г N 248/482.

Читайте также: