Проблемы государственного долга и пути их решения

Обновлено: 25.06.2024

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиева Тамила Мусаевна, Куюмчян Цовинар Геворговна

В данной научной статье будет раскрыто понятие государственного долга как в узком, так и в широком смысле, обоснованы причины его возникновения у государства и, в частности, у Российской Федерации, как зависит безопасность страны от состояния гос. долга. Раскрыта структура системы управления государственным долгом , её основные функции . Кроме того, в работе обозначены основные проблемы в системе функционирования государственного долга России, риски при отсутствии контроля гос. займа и выделены основные мероприятия для преодоления данных проблем.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алиева Тамила Мусаевна, Куюмчян Цовинар Геворговна

Государственный долг Российской Федерации: современное состояние Развитие методов и инструментов управления государственным (муниципальным) долгом Теоретико-правовые основы государственного долга Российской Федерации: сущность, содержание и функции Государственный долг России: оценка современного состояния i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

MODERN FORMS AND PROBLEMS OF PUBLIC DEBT MANAGEMENT

Текст научной работы на тему «Современные формы и проблемы управления государственным долгом»

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

1Алиева Тамила Мусаевна - магистрант;

2Куюмчян Цовинар Геворговна - магистрант, кафедра государственного и муниципального права, Сургутский государственный университет, г. Сургут

Аннотация: в данной научной статье будет раскрыто понятие государственного долга как в узком, так и в широком смысле, обоснованы причины его возникновения у государства и, в частности, у Российской Федерации, как зависит безопасность страны от состояния гос. долга. Раскрыта структура системы управления государственным долгом, её основные функции. Кроме того, в работе обозначены основные проблемы в системе функционирования государственного долга России, риски при отсутствии контроля гос. займа и выделены основные мероприятия для преодоления данных проблем.

Ключевые слова: государственный долг, управление, методы, функции, проблемы, государственная политика, экономика, кризис.

MODERN FORMS AND PROBLEMS OF PUBLIC DEBT

12 Alieva T.M. , Kujumchyan C.G.

1Alieva Tamila Musajevna - Undergraduate;

2Kujumchyan Covinar Gevorgovna - Undergraduate,

DEPARTMENT OF STATE AND MUNICIPAL LAW, SURGUT STATE UNIVERSITY, SURGUT

Keywords: public debt, management, methods, functions, problems, public policy, economics, crisis.

Одной из основных задач государства является обеспечение финансового благополучия своих граждан. Для гармоничного развития экономики просто необходимо присутствие внутренних и внешних государственных заимствований активов и грамотное управление долгами со стороны органов власти. Все страны в той или иной степени используют заемные средства для преодоления ограниченных налоговых поступлений и поддержания бюджетных расходов с последующими негативными экономическими и политическими последствиями [8, c. 31]. Актуальность этой работы состоит в необходимости поиска решений данных проблем.

Не существует такого государства, которое имеет достаточное количество ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей страны, поэтому заимствование у других государств является неотъемлемой частью экономики. Таким образом, Правительство для решения возникших проблем вынуждено прибегать к

долговым обязательствам перед своим населением или иностранными правительствами, международными организациями, это и представляет собой государственный долг [2, а 711].

Экономика Российской Федерации переживает не лучшие времена последние уже в течение долгого времени. Этому следует целый ряд причин:

■ постоянный дефицит государственного бюджета;

■ сокращение налогов с целью стимулирования экономики без соответствующего корректировки (уменьшения) государственных расходов;

■ фискальная политика, направленная на уменьшение налогового гнёта без соответственного сокращения государственных расходов;

■ влияние политических бизнес-циклов;

■ увеличение государственных расходов без соответствующего роста государственных доходов;

■ циклические спады и автоматические стабилизаторы экономики [4, а 45].

К тому же уменьшение государственного долга России существенно осложняют ещё несколько факторов:

1. Отсутствие планирования на среднесрочном и долгосрочном этапе, в том числе при подготовке проекта федерального бюджета, состава и объема государственного долга, а также графиков его погашения.

2. Слаборазвитая структура рынка ценных бумаг, из-за отсутствия инструментов и доли долгосрочным ценных бумаг.

3. Не закрепленные на законодательном уровне цели экономики в отношении государственного заимствования, а также отсутствие согласованности в политике управления активными и пассивными долгами.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Полное отсутствие карательных и поощрительных мер по факту принятых решений относительно государственной долговой политики.

Одним из важных факторов формирования благоприятных макроэкономических условий развития страны, является обеспечение эффективного управления государственным долгом [7, а 333]. Каждый этап управления государственным долгом представляет собой решение специфических задач, контроль эффективности производимых действий и обоснованностью государственных заимствований, и эффективностью использования заимствованных средств, а также контроль за привлечением ресурсов на максимально выгодных условиях.

Понятие управления государственного долга можно рассмотреть, как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле это обоснование одного из экономических направлений страны в качестве долгового заемщика перед кем-то. Тогда как в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием государственного долга, а также регулированием рынка государственных ценных бумаг [5, а 17]. В узком смысле контроль за исполнением деятельности органов власти осуществляет министерство финансов и центральным банком.

Вопрос по решению погашения государственного долга стоит практически на первом месте в Правительства России. От принятых решений зависит стабильность национальной валюты, состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, уровень процентных ставок, инфляции. К тому же, существуют внешние факторы, такие как действия иностранных кредиторов с целью давления на Россию. Из этого можно сделать вывод, что контроль государственного долга это не только экономическая, но и политическая безопасность страны и народа.

Государственный долг - многогранный и сложный непрерывный процесс, требующий контроль за исполнением всех действий, в котором можно выделить три основных этапа:

1. Первый этап - определение максимально возможного размера государственных заимствований на бюджетный год, затем выбор инструментов привлечения финансовых ресурсов и повышение эффективности их использования.

2. На втором этапе путем выпуска и размещения ценных бумаг, привлечения средств на внутреннем и внешнем рынках, затем эти средства перераспределяются и используются для финансирования текущих государственных расходов.

3. Третьим этапом управления государственным долгом является поиск финансовых ресурсов, которые государство может погасить или снизить общие расходы [1, с. 27].

Традиционно основными задачами управления государственным долгом являются:

• обеспечение потребностей органов государственного управления в финансовых ресурсах;

• минимизация затрат, связанных с государственными заимствованиями;

• минимизация рисков, связанных с государственными заимствованиями [3, с. 271].

Для того, что бы продуктивно управлять государственным долгом, необходимо

действовать с помощью эффективных методов: рефинансирование — за счет вновь привлеченных средств погашение части долговых обязательств;

• конверсия - это изменение доходности заимствований;

• консолидация - изменение части уже имеющейся задолженности в новую задолженность с более длительным сроком погашения;

• новация - соглашение между субъектами по поводу замены обязательств в рамках одного или того же кредитного договора;

• унификация предполагает объединение государством нескольких ранее выпущенных займов;

• отсрочка - отличается от консолидации тем, что при отсрочке как отодвигается срок погашения займов, так и прекращается выплата процентов по долговым обязательствам.

• дефолт - отказ государства выплачивать долги по своим долговым обязательствам [6, с. 214].

На данном этапе управления государственным долгом существует несколько основных проблем, которые необходимо решать для благоприятной обстановки в стране. К сожалению, политика управления государственным долгом в России не в полном объеме реализует все механизмы для контроля долговых обязательств. Можно выделить четыре основных недостатка этой системы:

1. Отсутствие возможности предупредить грядущие финансовые кризисы, а также невозможность принятия необходимых мер по преодолению возникших кризисных явлений.

2. Система не имеет прочной законодательной базы, которая бы четко контролировала процесс управления государственного долга, разделение полномочий, а также систему поощрений и наказаний.

3. Отсутствие системы долговременного планирования, вследствие чего происходит упадок коэффициента полезного действия в целом.

4. Закрытая и нерегулярная отчетность о государственном долге.

Решение вышеупомянутых проблем может быть достигнуто при применении следующих мероприятий:

1. Обеспечение максимальной прозрачности и согласования стратегии регулирования на всех стадиях осуществления заимствований.

2. Обеспечения единства долгового планирования и учета всех операций по привлечению, погашению и привлечению новых государственных заимствований.

3. Усиления тенденции развития мировой экономики.

4. Удерживание государственного долга на том уровне, который не будет угрожать политической безопасности страны и ее жителей.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Тенденция к погашению долга в соответствии курса мировых валют по отношению к национальной валюте.

6. Проведению постоянного мониторинга государственного долга и прогнозирование его погашения.

7. Прогнозирование проведения не запланированной реструктуризации.

8. Привлечение новых инвесторов.

9. Разработка и внедрение инструментов, которые будут направлены на страхование от нестандартных ситуаций.

Помимо данных мероприятий, необходимо увеличить доли активов для эффективного управления государственного долга, повышение кредитного рейтинга Российской Федерации, который приведет к снижению стоимости обслуживания государственного долга. А также проведение реформ, направленных на повышение эффективности гос. расходов и стимулирование функции работы налоговой системы. К тому же необходимо применение новых методов развития системы управления.

На основе изложенного можно сделать вывод, что управление государственным долгом представляет собой один из основных элементов государственной финансовой политики, который является довольно трудоемким процессом, сопряженным, в свою очередь, с рядом трудностей, требующих своевременного решения.

Список литературы /References

1. Асеева О.Ю., Герасимова К.С., Чернъшова Н.С. Государственный долг и его роль на современном этапе. В сборнике: Структурные преобразования экономики территорий: в поиске социального и экономического равновесия Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. В 2 томах, 2018. С. 27-31.

2. Береза А.Е. Основы управления государственным (муниципальным) долгом. Аллея науки, 2018. Т. 2. № 1 (17). С. 710-713.

3. Калитвенцев Д.А. Государственный долг и методы управления им. Аллея науки, 2018. Т. 2. № 5 (21). С. 271-274.

4. Ольшанская Н.В. Проблемы управления государственным долгом Российской Федерации. В сборнике: Инновационные технологии в современных научных исследованиях: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные тенденции, 2017. С. 45-47.

5. Макейкина С.М., Кудряшова М.Ю. Управление государственным долгом: существующие проблемы и пути их решения. Вектор экономики, 2017. № 8 (14). С. 17.

6. Палешкина В.С. Пути совершенствования системы управления государственным долгом. В сборнике: Роль бухгалтерского учета и налогообложения в финансовом развитии бизнеса. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией О.Н. Васильевой, 2017. С. 214.

7. Рябичева О.И. Управление государственным долгом в России. В сборнике: Финансовые инструменты регулирования социально-экономического развития регионов. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции, 2017. С. 333-337.

8. Рябченко А.А., Карпова Е.И. Проблемы и пути управления государственным долгом Российской Федерации. В сборнике: Донецкие чтения 2017: Русский мир как цивилизационная основа научно-образовательного и культурного развития Донбасса Материалы Международной научной конференции студентов и молодых ученых. Посвящена 80-летию ДонНУ. под общей редакцией С.В. Беспаловой, 2017. С. 31-32.


Государственный долг — совокупность дефицита государственного бюджета за определенный период.

Основными причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц. Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:

- кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

- государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;

- бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- государственным гарантиям Российской Федерации;

- иным обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.

Вплоть до осени 2008 г. проблема дефицитного финансирования государственных расходов и эффективного управления государственным долгом оставалась в тени. Однако, масштабное падение внутреннего и внешнего спроса на российскую продукцию, слабая конкурентоспособность, отсутствие диверсификации и низкая эффективность российской экономики сделали в текущем году проблему дефицитного финансирования в качестве инструмента стимулирования экономического развития одной из наиболее актуальных, призванной обеспечить национальной экономике не только прохождение острой фазы кризиса, но и реализацию ее структурного реформирования.

Как следствие, претерпела корректировку и позиция государства в отношении предельного объема внутреннего и внешнего государственного долга. Так, верхний предел государственного внутреннего долга РФ на 1 января 2010 г. был увеличен до 2094,73 млрд. руб. Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2010 г. был определен в размере 37,6 млрд. долл.

Проблема обслуживания государственного долга — ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки наших международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование госдолга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней, да и внутренней политики.

1. Дефицитный бюджет приводит к ускоренному росту государственного внутреннего долга.

2. На государственный долг списывается все текущее бюджетное недофинансирование за последние шесть лет, приобретающее суррогатные формы. Это задолженность предприятиям АПК, организациям, осуществляющим северный завоз, переоформленная в казначейские векселя, облигационный заем для погашения товарных обязательств и задолженности перед Центральным банком РФ, Пенсионным фондом и пр.

3. Центральный банк и Минфин РФ сконцентрировали свои усилия на узком «облигационном» сегменте финансового рынка. Управление долгом свелось к планированию объемов и периода обращения очередного выпуска ГКО-ОФЗ.

4. Отсутствует средне- и долгосрочное планирование, в том числе при подготовке проекта федерального бюджета, состава и объема государственного долга, а также графиков его погашения. Без подобного прогноза, хотя бы на двух — трехгодичный период, невозможно проводить перспективный анализ ситуации.

5. Рынок российских государственных ценных бумаг станет цивилизованным только при увеличении числа инструментов и доли долгосрочных бумаг (со сроками обращения 5–30 лет), что произойдет не ранее, чем через два-три года. Управление государственными пассивами на первом этапе требует обеспечения единообразного подхода к отражению в бюджете операций с долговыми обязательствами государства.

Пути решения проблем обслуживания государственного долга РФ

Второй путь для России предпочтительнее. Меры по укреплению доверия к российской экономике должны включать в себя: сбалансированность бюджета; улучшение налоговой системы и налогового администрирования; обеспечение надежной работы банковской системы; защиту прав кредиторов и инвесторов; прозрачность финансовой отчетности всех предприятий и организаций; заметные сдвиги в борьбе с преступностью и коррупцией, резкое улучшение работы прокуратуры и судебной системы; строгое соблюдение федеральных законов на всей территории РФ, прекращение произвола и избирательных привилегий со стороны региональных и местных властей.

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (в 2-х частях). М.: Приор, 2012.

2. Финансы, денежное обращение и кредит. //Учебник под ред. Поляка Г. Б. — М.: ЮНИТИ, 2011.

3. Финансы, денежное обращение и кредит // Учебник под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской;. — М.: Юрайт, 2011.

4. Финансы // Под ред. Грязновой А. Г. — М.: Юрайт, 2011.

5. Центральный Банк Российской Федерации. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год.

[1] Статья выполнена при поддержке Министерства образования в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» проект «2012-1.2.2-12-000-3002-029 «Исследование потенциала экономического роста и обеспечения социальной безопасности депрессивных регионов».


В последние годы в нашей стране объем муниципального долга неуклонно растет. Данный фактор негативно влияет на развитие муниципальных образований. Это обуславливает актуальность проблем управления муниципальным долгом в современных условиях. В статье рассматривается понятие муниципального долга, рассмотрены проблемы, которые связаны с управлением муниципальным долгом.

Ключевые слова: муниципальный долг, управление муниципальным долгом, муниципальные образования, муниципальные обязательства, дефицит бюджета.

Долговая политика государства состоит в подержании необходимого, в целом, приемлемого для финансов страны определенного баланса размеров долга, а также различных ресурсов для его непосредственного обслуживания. Основными формами организации финансовых ресурсов в общегосударственном (территориальном) масштабе современного федеративного государства можно назвать федеральный (общегосударственный), региональные, а также местные бюджеты [5, с. 136–139].

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, под муниципальным долгом принято понимать совокупность различных долговых обязательств какого-либо муниципального образования [1, с. 3823]. Хотелось бы отметить, что муниципальный долг безусловно и полностью обеспечивается муниципальным имуществом, различными средствами бюджета. Проблемы управления муниципальным долгом на протяжении многих лет приковывают внимание исследователей. Разработкой различных аспектов темы занимались такие ученые и исследователи, как Казаков В. В., Кандино Ш. А., Комаревцева О. О., Поликарпова А. А., Хаева Э. В. и другие.

По мнению Кандино Ш. А., структура муниципального долга — это группировка муниципальных различных долговых обязательств по основным видам определенных долговых обязательств. Данными видами можно назвать бюджетные кредиты, муниципальные ценные бумаги, муниципальные гарантии, различные кредиты, которые были получены от современных кредитных организаций [3, с. 14].

Основной особенностью муниципального долга, по сравнению с государственным, можно назвать отсутствие определенной возможности привлечения различных займов от каких-либо иностранных финансовых учреждений, международных структур.

На этапе активного управления муниципальным долгом всегда должны решаться такие задачи, как [6]: привлечение определенной суммы займов, которая необходима для разрешения вопросов, непосредственно относящихся к компетенции различных местных органов власти; установление объема задолженности на уровне, являющимся безопасным для дальнейшего активного развития муниципального образования; понижение размера долга; постоянная поддержка репутации различных муниципальных органов власти как надежных заемщиков, вовремя справляющихся с долгами; целевое, эффективное использование финансовых средств; четкая и грамотная диверсификация всех текущих обязательств с обязательным учетом действующих определенных сроков заимствований, инвесторов, а также форм выплат дохода и так далее.

Организация управления муниципальными обязательствами является совокупностью мер, которые направлены на постоянное совершенствование современных долговых отношений, формирование наилучших условий непосредственно для будущего развития муниципального образования [2, с. 162–164].

В последние годы в России фиксировалось увеличение муниципального долга. Это связано с тем, что произошло падение доходов различных местных бюджетов, в целом, при сохранении объемов расходных обязательств. Увеличению муниципального долга также способствовало ухудшение общей экономической ситуации в РФ, определенные санкции, которые были введены в 2014 году. В данной ситуации муниципальным образованиям приходится активно привлекать различные дополнительные средства.

Таким образом, в России сегодня имеет место некоторое ухудшение экономической ситуации, растет уровень социальной напряженности, муниципальные предприятия банкротятся. На основе указанных предпосылок какой-либо особой работы, направленной на эффективное управление муниципальным долгом, не ведется. Данное обстоятельство в дальнейшем в итоге может привести к сильному социально-экономическому кризису. Тем самым, для предотвращения данной ситуации считаем необходимым предложить ряд рекомендаций по управлению муниципальным долгом [4].

Одним из важнейших направлений осуществления современной политики в сфере управления муниципальным долгом можно назвать разработку и проведение различных мероприятий, способствующих оптимизации структуры долга, снижению расходов, связанных с обслуживанием муниципального долга. В данной ситуации основной задачей можно назвать экономию средств бюджета, которые выделяются на обслуживание долговых обязательств.

Также к мероприятиям, которые проводятся для снижения объема расходов на обслуживание муниципального долга, можно отнести: осуществление выпуска различных ценных бумаг; организацию аукционов непосредственно для привлечения ресурсов кредитного характера; активный поиск возможностей по понижению ставок процента заключенных муниципальных контрактов с негосударственными банками; более эффективное использование различных временно свободных средств бюджета; погашение определенных текущих долговых обязательств непосредственно за счет остатков средств бюджета муниципального образования.

Таким образом, на сегодняшний день в нашей стране частым явлением для бюджета любого уровня стал бюджетный дефицит, а, следовательно, формируется государственный или муниципальный долг. Приоритетной задачей в данной ситуации можно назвать активное наращивание потенциала собственных источников доходов, максимально эффективное использование земельных ресурсов, объектов, которые находятся в муниципальной собственности. В данной ситуации возможности бюджета непосредственно по активному привлечению заемных средств имеют некоторые ограничения в соответствии с федеральным, а также региональным действующим бюджетным законодательством.

Государственный долг — это общая сумма задолженности государства своим гражданам (физическим или юридическим лицам), гражданам других стран (физическим или юридическим лицам) и другим странам (их правительствам).

Составляющие государственного долга представим формулой: Государственный долг = (общая сумма накопленных бюджетных дефицитов – излишки бюджета) + обязательства перед иностранными кредиторами

Основными причинами формирования и роста долга государства являются: дефицит финансовых средств в бюджете государства и наличие у других субъектов мировой экономической системы свободных финансовых ресурсов.

Иными словами, государственный долг возникает в тот момент, когда расходы бюджета государства значительно превышают его доходы.

Грамотно сформированная политика в части государственного долга позволяет государству эффективнее развивать, а также своевременно «оздоравливать» экономику страны.

Государственный долг делится на внутренний и внешний.

Внутренний долг, соответственно, образовывается внутри государства перед его населением, другими субъектами хозяйствования. Причиной возникновения и роста внутреннего долга может быть дефицит бюджета. Последствием же такого долга могут быть: банкротство населения, изменения во внутриэкономической политике (повышение налогов, цен, рефинансирование и прочее), увеличение процентных выплат по такому долгу.

Внешний долг представляет собой задолженность государства гражданам (физическим и юридическим лицам), а также правительствам других государств.

Причинами появления такого долга могут быть следующие: получение финансовых средств у юридических лиц иностранных государств путем кредитования, а также посредством продажи ценных бумаг иностранным гражданам и государствам.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Что касается последствий внешнего государственного долга, то к ним относят:

  • снижение уровня жизни граждан своего государства вследствие того, что есть необходимость отдавать бюджетные средства в счет погашения долга;
  • выполнение «неудобных» для страны условий кредитных договоров;
  • "ужимание» интересов своих граждан с экономической точки зрения, в счет оплаты долга иностранным государствам или гражданам.

Основные проблемы государственного долга и их решение в Российской Федерации.

Что касается конкретно Российской Федерации, то ее внутренний долг включает в себя следующее: задолженность государства по краткосрочным обязательствам, облигациям федерального и государственного сберегательного займа.

Ко внешнему государственному долгу относятся: кредитная задолженность перед иностранными финансовыми организациями и правительствами разных стран, кредитная задолженность перед международными финансовыми организациями, а также государственные ценные бумаги Российской Федерации.

Можно сформировать следующие причины государственного долга Российской Федерации:

  1. Заимствования муниципальных образований и субъектов Российской Федерации на покрытие бюджетного дефицита.
  2. Поручительства и гарантии, выданные государством другим заемщикам.
  3. Подписание кредитных договоров и договоров займа муниципальных образований и субъектов Российской Федерации с иностранными компаниями и государствами.
  4. Обязательства третьих лиц, которые государство берет на себя.
  5. Соглашения и договоры на пролонгацию долга (внутреннего или внешнего) за предыдущие периоды (года).

Помимо перечисленных нами причин, в последнее время влияние на появление и изменение размера государственного долга оказывают кризисы, реструктуризация долга и прочее.

К настоящему моменту, ситуация на государственных финансовых и экономических рынках стала немного лучше, однако она все еще оказывает негативное влияние на экономику государства в целом, а также на уровень и качество жизни граждан.

Проблема чрезмерного выпуска облигаций государственных займов, предоставления государственных гарантий, а также расширения кредитования государством, является очень актуальной и требующей срочного решения.

Эта проблема решаема, путем совершенствования методов эффективного управления финансовыми ресурсами государства, а также грамотного ведения экономической политики.

Помимо того, в Российской Федерации на настоящий момент времени нет четких, строгих границ государственного долго, что так же должно найти отражение в части политики государства.

Однако низкий уровень долговых обязательств государства еще не гарантирует качественную и достойную жизни для граждан. Необходимо укреплять финансовые позиции государства на внутреннем и мировом рынке, а также стремиться к уменьшению государственного долга как внешнего, так и прежде всего внутреннего.

На данный момент времени основными направлениями политики в части государственного долга (внутреннего и внешнего) являются следующие:

  • увеличение государственного рефинансирования государственного долга;
  • снижение размеров заимствований государства объемами государственного долга;
  • увеличение роли внутреннего долга в системе государственных долгов;
  • уменьшение финансирования затрат, идущих на сопровождение государственного долга;
  • уменьшение объемов финансовой поддержки других государств;
  • уменьшение объемов долга перед государствами – союзниками.

Министерство финансов Российской Федерации выделяет следующие цели относительно государственного долга: изменение и формирование новых позиций в политике государственного долга, в частности раздела, касающегося внутреннего государственного долга; формирование размеров внутренних государственных заимствований в таких объемах, чтобы обеспечить рынок муниципальных займов, необходимых для финансирования регионов экономики; проведение рефинансирования государственного долга с гарантией выполнения своих долговых обязательств.

Читайте также: