Приказ 1024н по мсэ с изменениями на 2021 год

Обновлено: 07.07.2024

С 1 января 2020 года вступил в силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №585н от 27.08.2019 года, утверждающий новые критерии инвалидности. В 2020-2021 годах они уже должны использоваться всеми уполномоченными медицинскими учреждениями при осуществлении медико-социальной экспертизы.

Новые критерии получения инвалидности в 2020 году значительно изменились по сравнению с теми, которые использовались на основании старого приказа от 17 декабря 2015 года № 1024н (данный документ признан отныне недействующим). Критерии стали более подробными и теперь они систематизированы, учитывается также терапия, течение заболевания, его влияние на остальные органы и системы организма. Также введены детские критерии определения инвалидности.

Приказ Минтруда №585н от 27.08.2019 года

В последние годы на законодательном уровне многое делается для улучшения положения людей с ограниченными возможностями, вводится система электронного документооборота, совершенствуется процедура оформление инвалидности – в 2020 году она будет производиться в упрощенном порядке. Гражданам нет необходимости самостоятельно обращаться в МСЭ и собирать документ, это делается за них администрацией медицинских учреждений.

Были утверждены и новые критерии установления инвалидности с 1 января 2020 года. В новом году они уже применяются. В ранее действовавших документах были серьезные пробелы, в частности, приказ №1024н включал далеко не полный перечень заболеваний, теперь он значительно расширен.

Общие положения приказа

Следует учесть, что назначения инвалидности по-прежнему производится не только на основании факта наличия определенного диагноза. МСЭ для того и создается, чтобы оценить степень влияния заболевания на жизнедеятельность, на возможность трудиться, ухаживать за собой, выполнять основные функции. По этому принципу и строятся классификации и критерии, основное внимание уделяется количественной оценке степени выраженности стойких нарушений функций организма.

В приказе нет положений о самой процедуре установления инвалидности. Если нужно уточнить какие-либо «процедурные» вопросы, лучше использовать так называемый «закон об установлении инвалидности», как часто называют Постановление №95 от 20.02.2006г., в которое в последнее время также внесено достаточно много изменений.

Классификации и критерии

Согласно приказу, существуют следующие показатели при определении наличия инвалидности и ее степени:

Степень выраженности стойких нарушений группируется в 4 степени, он оценивается в процентах. В Приложениях по конкретным болезням можно узнать количественную оценку наличия какого-либо заболевания, при наличии каких обстоятельств. Например, рак нижней губы 1 и 2 групп после радикального лечения при нарушении функций крови и иммунной систем «дает» от 10 до 30% количественной оценки стойких нарушений основных функций.

Новые критерии установления инвалидности в 2020-2021 годах – обзор Приказа Минтруда 585н

Подготовка приказа

Новый приказ прорабатывали в течение нескольких лет. В частности, когда уже был разработан новый порядок определения детских критериев инвалидности, его тестировали в течение нескольких лет в отдельных регионах России. Родителям предлагали на выбор использовать новый или старый порядок, затем сравнивали результаты. В целом новые положения показали себя вполне эффективными.

При разработке приказа учитывались пожелания и правки рабочей группы при Минтруде, Главном бюро МСЭ, родительских и пациентских общественных организаций и т.д. В том числе, в новом приказе учтены нормы международных документов, так, в новый перечень заболеваний, вошел практически весь Международный классификатор болезней десятого пересмотра (или сокращенно МКБ-10).

Основные изменения в порядке определения инвалидности:

  • критерии разделены на детские и взрослые, что помогает более точно установить состояние растущего и постоянно меняющегося организма;
  • включен более точный и полный перечень заболеваний;
  • разделены некоторые нозологические формы, заболевания, нарушения функций;
  • отдельно выделены критерии при первичном освидетельствовании и отдельно – при повторном;
  • расширен перечень обследований при направлении на МСЭ;
  • в данном перечне указаны сроки проведения всех обследований, что позволит врачу быстро сориентироваться и назначить нужное бесплатное обследование при направлении на МСЭ. Это поможет структурировать работу и минимизирует возможность возникновения непредвиденных ситуаций.

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 27 августа 2019 года N 585н

(с изменениями на 19 января 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

В соответствии с подпунктом 5.2.105 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст.3528; 2013, N 22, ст.2809; N 36, ст.4578; N 37, ст.4703; N 45, ст.5822; N 46, ст.5952; 2014, N 21, ст.2710; N 26, ст.3577; N 29, ст.4160; N 32, ст.4499; N 36, ст.4868; 2015, N 2, ст.491; N 6, ст.963; N 16, ст.2384; 2016, N 2, ст.325; N 4, ст.534; N 23, ст.3322; N 28, ст.4741; N 29, ст.4812; N 43, ст.6038; N 47, ст.6659; 2017, N 1, ст.187; N 7, ст.1093; N 17, ст.2581; N 22, ст.3149; N 28, ст.4167; 2018, N 10, ст.1494; N 24, ст.3530; N 36, ст.5634; N 46, ст.7052; N 49, ст.7600; N 53, ст.8678; 2019, N 1, ст.31; N 5, ст.408; N 21, ст.2563),

1. Утвердить классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы согласно приложению.

2. Признать утратившими силу:

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2020 года.

в Министерстве юстиции

18 ноября 2019 года,

регистрационный N 56528

Приложение
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 27 августа 2019 года N 585н

Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы

(с изменениями на 19 января 2021 года)

I. Общие положения

1. Классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основные виды стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности, а также основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.

2. Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основания установления групп инвалидности (категории "ребенок-инвалид").

II. Классификации основных видов стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности

3. К основным видам стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, относятся:

а) нарушения психических функций (сознания, ориентации, интеллекта, личностных особенностей, волевых и побудительных функций, внимания, памяти, психомоторных функций, эмоций, восприятия, мышления, познавательных функций высокого уровня, умственных функций речи, последовательных сложных движений);

б) нарушения языковых и речевых функций (устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия); письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи; нарушение голосообразования);

в) нарушения сенсорных функций (зрения; слуха; обоняния; осязания; тактильной, болевой, температурной, вибрационной и других видов чувствительности; вестибулярной функции; боль);

г) нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций (движения головы, туловища, конечностей, в том числе костей, суставов, мышц; статики, координации движений);

д) нарушения функций сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной функции, функции кожи и связанных с ней систем;

е) нарушения, обусловленные физическим внешним уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству; аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов; нарушение размеров тела).

4. Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, оценивается в процентах и устанавливается в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 процентов.

5. Выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами:

I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов;

II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов;

III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов;

IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов.

Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, устанавливается в соответствии с количественными системами оценки, предусмотренными приложениями N 1 и 2 к настоящим классификациям и критериям.

Если приложениями N 1 и 2 к настоящим классификациям и критериям не предусмотрена количественная оценка степени выраженности стойких нарушений той или иной функции организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, имеющимися у освидетельствуемого лица, то степень выраженности стойких нарушений функций организма человека в процентном выражении устанавливается федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы в соответствии с абзацами третьим - шестым настоящего пункта исходя из клинико-функциональной характеристики заболеваний, последствий травм или дефектов, обусловивших вышеуказанные нарушения, характера и тяжести осложнений, стадии, течения и прогноза патологического процесса.

При наличии нескольких стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, отдельно оценивается и устанавливается степень выраженности каждого из таких нарушений в процентах. Сначала устанавливается максимально выраженное в процентах нарушение той или иной функции организма человека, после чего определяется наличие (отсутствие) влияния всех других имеющихся стойких нарушений функций организма человека на максимально выраженное нарушение функции организма человека. При наличии указанного влияния суммарная оценка степени нарушения функции организма человека в процентном выражении может быть выше максимально выраженного нарушения функций организма, но не более чем на 10 процентов.

III. Классификации основных категорий жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий

6. К основным категориям жизнедеятельности человека относятся:

а) способность к самообслуживанию;

б) способность к самостоятельному передвижению;

в) способность к ориентации;

г) способность к общению;

д) способность контролировать свое поведение;

е) способность к обучению;

ж) способность к трудовой деятельности.

7. Выделяются 3 степени выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности человека, предусмотренной пунктом 6 настоящих классификаций и критериев:

а) способность к самообслуживанию - способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе использовать навыки личной гигиены:

1 степень - способность к самообслуживанию при более длительном затрачивании времени, дробности его выполнения, сокращении объема с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

2 степень - способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень - неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и уходе, полная зависимость от других лиц;

б) способность к самостоятельному передвижению - способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом:

1 степень - способность к самостоятельному передвижению при более длительном затрачивании времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

2 степень - способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень - неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

в) способность к ориентации - способность к адекватному восприятию личности и окружающей обстановки, оценке ситуации, к определению времени и места нахождения:

1 степень - способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств;

2 степень - способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень - неспособность к ориентации (дезориентация) и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц;

г) способность к общению - способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки, хранения, воспроизведения и передачи информации:

1 степень - способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации, использование при необходимости вспомогательных технических средств, при изолированном поражении органа слуха - способность к общению с использованием невербальных способов общения и услуг по сурдопереводу;

2 степень - способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень - неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

д) способность контролировать свое поведение - способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм:

1 степень - периодически возникающее ограничение способности контролировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции;

2 степень - постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц;

3 степень - неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц;

е) способность к обучению - способность к целенаправленному процессу организации деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности (в том числе профессионального, социального, культурного, бытового характера), развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию мотивации получения образования в течение всей жизни:

1 степень - способность к обучению и получению образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с созданием специальных условий (при необходимости) для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, в том числе обучение с применением (при необходимости) специальных технических средств обучения, определяемая с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии;

2 степень - способность к обучению и получению образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с созданием специальных условий для получения образования только по адаптированным образовательным программам при необходимости обучение на дому и/или с использованием дистанционных образовательных технологий с применением (при необходимости) специальных технических средств обучения, определяемая с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии;

3 степень - способность к обучению только элементарным навыкам и умениям (профессиональным, социальным, культурным, бытовым), в том числе правилам выполнения только элементарных целенаправленных действий в привычной бытовой сфере, или ограниченные возможности способности к такому обучению в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма, определяемые с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии;

ж) способность к трудовой деятельности - способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы:

1 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии (должности, специальности) при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;

2 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных технических средств;

3 степень - способность к выполнению элементарной трудовой деятельности со значительной помощью других лиц или невозможность (противопоказанность) ее осуществления в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма.

8. Степень выраженности ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 декабря 2015 г. № 1024н “О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы”


Обзор документа

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 декабря 2015 г. № 1024н “О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы”

В соответствии с подпунктом 5.2.105 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3528; 2013, № 22, ст. 2809; № 36, ст. 4578; № 37, ст. 4703; № 45, ст. 5822; № 46, ст. 5952; 2014, № 21, ст. 2710; № 26, ст. 3577; № 29, ст. 4160; № 32, ст. 4499; № 36, ст. 4868; 2015, № 2, ст. 491; № 6, ст. 963; № 16, ст. 2384), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Министр М.А. Топилин

Классификации и критерии,
используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы
(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 декабря 2015 г. № 1024н)

I. Общие положения

1. Классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основные виды стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности, а также основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.

2. Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основания установления групп инвалидности (категории «ребенок-инвалид»).

II. Классификации основных видов стойких расстройств функций организма человека и степени их выраженности

3. К основным видам стойких расстройств функций организма человека относятся:

нарушения психических функций (сознания, ориентации, интеллекта, личностных особенностей, волевых и побудительных функций, внимания, памяти, психомоторных функций, эмоций, восприятия, мышления, познавательных функций высокого уровня, умственных функций речи, последовательных сложных движений);

нарушения языковых и речевых функций (устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия); письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи; нарушение голосообразования);

нарушения сенсорных функций (зрения; слуха; обоняния; осязания; тактильной, болевой, температурной, вибрационной и других видов чувствительности; вестибулярной функции; боль);

нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций (движения головы, туловища, конечностей, в том числе костей, суставов, мышц; статики, координации движений);

нарушения функций сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной функции, функции кожи и связанных с ней систем;

нарушения, обусловленные физическим внешним уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству; аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов; нарушение размеров тела).

4. Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, оценивается в процентах и устанавливается в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 процентов.

Выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека:

I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов;

II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов;

III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов;

IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов.

Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, устанавливается в соответствии с количественной системой оценки, предусмотренной приложением к настоящим классификациям и критериям.

Если приложением к настоящим классификациям и критериям не предусмотрена количественная оценка степени выраженности стойких нарушений той или иной функции организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, имеющимися у освидетельствуемого лица, то степень выраженности стойких нарушений функций организма человека в процентном выражении устанавливается федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы в соответствии с абзацами третьим - шестым настоящего пункта исходя из клинико-функциональной характеристики заболеваний, последствий травм или дефектов, обусловивших вышеуказанные нарушения, характера и тяжести осложнений, стадии, течения и прогноза патологического процесса.

При наличии нескольких стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, отдельно оценивается и устанавливается степень выраженности каждого из таких нарушений в процентах. Сначала устанавливается максимально выраженное в процентах нарушение той или иной функции организма человека, после чего определяется наличие (отсутствие) влияния всех других имеющихся стойких нарушений функций организма человека на максимально выраженное нарушение функции организма человека. При наличии указанного влияния суммарная оценка степени нарушения функции организма человека в процентном выражении может быть выше максимально выраженного нарушения функций организма, но не более чем на 10 процентов.

III. Классификации основных категорий жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий

5. К основным категориям жизнедеятельности человека относятся:

а) способность к самообслуживанию;

б) способность к самостоятельному передвижению;

в) способность к ориентации;

г) способность к общению;

д) способность контролировать свое поведение;

е) способность к обучению;

ж) способность к трудовой деятельности.

6. Выделяются 3 степени выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности человека:

а) способность к самообслуживанию - способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе использовать навыки личной гигиены:

1 степень - способность к самообслуживанию при более длительном затрачивании времени, дробности его выполнения, сокращении объема с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

2 степень - способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень - неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и уходе, полная зависимость от других лиц;

б) способность к самостоятельному передвижению - способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом:

1 степень - способность к самостоятельному передвижению при более длительном затрачивании времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

2 степень - способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень - неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

в) способность к ориентации - способность к адекватному восприятию личности и окружающей обстановки, оценке ситуации, к определению времени и места нахождения:

1 степень - способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств;

2 степень - способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень - неспособность к ориентации (дезориентация) и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц;

г) способность к общению - способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки, хранения, воспроизведения и передачи информации:

1 степень - способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации, использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи, при изолированном поражении органа слуха - способность к общению с использованием невербальных способов общения и услуг по сурдопереводу;

2 степень - способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень - неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

д) способность контролировать свое поведение - способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм:

1 степень - периодически возникающее ограничение способности контролировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции;

2 степень - постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц;

3 степень - неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц;

е) способность к обучению - способность к целенаправленному процессу организации деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности (в том числе профессионального, социального, культурного, бытового характера), развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию мотивации получения образования в течение всей жизни:

1 степень - способность к обучению и получению образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с созданием специальных условий (при необходимости) для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, в том числе обучение с применением (при необходимости) специальных технических средств обучения, определяемая с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии;

2 степень - способность к обучению и получению образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с созданием специальных условий для получения образования только по адаптированным образовательным программам при необходимости обучение на дому и/или с использованием дистанционных образовательных технологий с применением (при необходимости) специальных технических средств обучения, определяемая с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии;

3 степень - способность к обучению только элементарным навыкам и умениям (профессиональным, социальным, культурным, бытовым), в том числе правилам выполнения только элементарных целенаправленных действий в привычной бытовой сфере или ограниченные возможности способности к такому обучению в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма, определяемые с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии;

ж) способность к трудовой деятельности - способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы:

1 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии (должности, специальности) при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;

2 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных технических средств;

3 степень - способность к выполнению элементарной трудовой деятельности со значительной помощью других лиц или невозможность (противопоказанность) ее осуществления в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма.

7. Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.

IV. Критерий для установления инвалидности

8. Критерием для установления инвалидности является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.

V. Критерии для установления групп инвалидности

9. Критерии для установления групп инвалидности применяются после установления гражданину инвалидности в соответствии с критерием установления инвалидности, предусмотренным пунктом 8 настоящих классификаций и критериев.

10. Критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 90 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

11. Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

12. Критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

13. Категория «ребенок-инвалид» устанавливается при наличии у ребенка II, III либо IV степени выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.

Приложение
к классификациям и критериям,
используемым при осуществлении
медико-социальной экспертизы граждан
федеральными государственными
учреждениями медико-социальной
экспертизы, утвержденным приказом
Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 17 декабря 2015 г. № 1024н

Количественная система оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами (в процентах, применительно к клинико-функциональной характеристике стойких нарушений функций организма человека)

Сокращения слов, используемых в настоящем документе:

ВИЧ - вирус иммунодефицита человека;

ДН - дыхательная недостаточность;

ИМТ - индекс массы тела;

КАН - кардиальная автономная невропатия;

ЛПИ - лодыжечно-плечевой индекс;

ЛCH - легочно-сердечная недостаточность;

МБТ - микобактерии туберкулеза;

МКБ - 10 - Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, X пересмотра;

- объем форсированного выдоха за 1-ю секунду;

СКФ - скорость клубочковой фильтрации;

СТГ - соматотропный гормон;

СПИД - синдром приобретенного иммунного дефицита;

ФК - функциональный класс;

ХАН - хроническая артериальная недостаточность;

ХБП - хроническая болезнь почек;

ХПН - хроническая почечная недостаточность;

ХСН - хроническая сердечная недостаточность;

IQ - коэффициент умственного развития

(1) Фибрилляция и трепетание желудочков - это значительно выраженное, опасное для жизни нарушение сердечного ритма, при выявлении которого пациент нуждается в оказании экстренной медицинской помощи.

(2) Максимальная частота сердечных сокращений (ЧСС) при синусовом ритме вычисляется по формуле: ЧССмакс = 220 - В, где В - возраст пациента в годах; субмаксимальная ЧСС, вычисляется по формуле: ЧССмакс х 75%.

Обзор документа

Определены новые классификации и критерии, используемые в рамках медико-социальной экспертизы граждан.

Классификации определяют основные виды стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности, а также основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности их ограничений.

Критерии определяют основания установления групп инвалидности (категории "ребенок-инвалид").

Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, оценивается в процентах и устанавливается в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10%. Как и ранее, выделяются 4 степени.

Инвалидность в Российской Федерации – это определенный правовой статус, дающий право на получение преференций и льгот от государства. Однако, базируется он на медицинских показателях о здоровье человека.

Поэтому существуют правовые документы о порядке присвоения данного статуса. Один из них – Приказ 1024н по МСЭ (с изменениями на 2020-2021 год), который устанавливает классификации и критерии для медико-социальной экспертизы в целях присвоения инвалидности и определения ее степени.

Справочная информация

Приказ 1024н от 17.12.2015 Минздравсоцразвития с изменениями на 2020-2021 год есть в свободном доступе, в том числе на известных правовых порталах, таких как Гарант и Консультант Плюс, а также в электронном виде официальном портале правовой информации.

Цель принятия Приказа 1024н от 17.12.2015 – классификации и критерии МСЭ, установление новых показателей состояния здоровья человека, степени их выраженности в целях проведения экспертизы и определения оснований для присвоения инвалидности.

Основное содержание

Приказ по МСЭ состоит из пяти разделов и приложения, в котором приведены принципы количественной оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека.

В первом разделе («Общие положения») указаны цели введения классификаций и критериев.

Классификации и критерии МСЭ – это:

  • классификации – показатели, определяющие основные виды стойких расстройств деятельности организма (вызванные одним из трех факторов: травмы, заболевания, дефекты), степень их выраженности, а также степень выраженности основных категорий жизнедеятельности организма;
  • критерии – показатели, используемые для определения группы инвалидности (а также, категории понятия «ребенок-инвалид»).

Все указанные в приказе показатели имеют функциональное значение, используются для проведения медико-социальной экспертизы.

Обзор Приказа 1024н от 17.12.2015 Минздравсоцразвития с изменениями на 2020-2021 год

Классификации

Приказ относит к основным видам стойких расстройств следующие функциональные изменения:

  • нарушение функций сознания, интеллекта, то есть, психики;
  • нарушение речевых и языковых функций;
  • нарушение органов слуха, зрения и т.д., то есть, связанных с получением сенсорных ощущений;
  • нарушение двигательной функции;
  • нарушение функций какой-либо из систем организма (пищеварительной, сердечнососудистой и т.д.);
  • физические уродства, определяемые визуально и их последствия.

Устанавливается, что есть 4 степени их выраженности, от диапазона 10-30% (незначительная стойкая) до 90-100% (стойкие значительно выраженные).

Степень выраженности определяется в количественном показателе, система этой оценки установлена в приложении, базирующемся на классификациях и критериях. Приложение по объему является наиболее значительной частью документа.

Раздел третий

Установлены и классификации основных категорий жизнедеятельности, это способность к:

  • самообслуживанию;
  • передвижению без посторонней помощи;
  • ориентации в пространстве;
  • общению;
  • способность осуществлять контроль за собственным поведением;
  • способность к усвоению знаний и навыков и к их применению на практике (трудовая деятельность).

Выделяются для каждой категории три степени выраженности ее ограничения, например, для первой группы категорий: способность к самообслуживанию с применением технических средств, с получением посторонней помощи и полная неспособность, следствием которой является полная зависимость от посторонней помощи, оказываемой другими лицами.

Критерии МСЭ

Они установлены в 4 разделе. Для присвоения группы инвалидности совершеннолетним гражданам необходимо установление нарушения состояния здоровья со второй и более выраженной степенью выраженности стойких функциональных нарушений, диапазон при этом в приказе указан от 40 до 100%. Последствием этого является ограничение второй или третьей степени выраженности одной из основных указанных в документе категорий осуществления жизнедеятельности.

Для несовершеннолетних граждан изменены только показатели ограничения категории жизнедеятельности, для присвоения инвалидности достаточно любой категории в любой из степеней выраженности.

В пятом, последнем разделе, указаны критерии для присвоения конкретной группы, зависящие от степени выраженности стойких функциональных нарушений:

  • 1 группа – 4 (диапазон от 90 до 100%);
  • 2 группа – 3 (от 70 до 80%);
  • 3 группа – 2 (от 40 до 60%);
  • «ребенок-инвалид» – 2-4 при диапазоне от 40 до 100%.

Изменения

Приказ по МСЭ в 2019 году не менялся, поправки в него вносились пока только один раз – в 2016 году. Это вполне логично, ведь документ достаточно свежий и относится к числу основополагающих в такой фундаментальной сфере, как медико-социальная экспертиза. В частности, в 2016 году была введена система мониторинга применения указанных в приказе классификаций и критериев.

Надо отменить, что в последнее время изменение законодательства идет по пути изменения положения инвалидов в сторону улучшения, значительно упростилась процедура присвоения инвалидности.

Читайте также: