При регистрации в аэропорту сервис выбор места платный

Обновлено: 06.07.2024

Пример авиакомпании "Победы"очень заразителен.

Мало того, что почти все наши авиакомпании перестали кормить пассажиров на рейсах менее 5 часов, то теперь внедряется и платная регистрация в аэропорту.

Вот только два случая, за последние дни, опубликованные на профессиональном форуме для турагентств:

А здесь на рейсе всего 12 бесплатных мест:

У нас туристы вылетают в ближайшее время, теми же Уральскими авиалиниями от туроператора Туи. Стал внимательно рассматривать авиабилет. Всё вроде как честно, "красным по белому" написано

Только есть очень важный нюанс. Захожу на сайт туроператора

Далее расписаны ряды и стоимость от 8 у.е( в среднем 500-600 рублей) с одного пассажира и до 25у.е(1600-1800 рублей). Если взять семью на 4 человека, то уже выходит приличная сумма.

А теперь, внимание(!) ,читаем между строк, а точнее считаем..

В списке не хватает 10, 25 и 38 ряда. Как раз они и остаются бесплатными. Только почему-то словами, этого не прописано.

Это получаются все места(желтые и красные), где сразу за креслом будет перегородка, захватывает и три места в 37 ряду. Как раз получается 15 бесплатных мест.

Если самолет поменьше, то остается всего 12 мест, за которые не нужно доплачивать.

Очевидно(только предположение), есть определенные договоренности между туроператором и авиакомпанией, для получения минимального тарифа и поэтому такие условия регистрация.

У других туристических операторов пока такой схемы не замечено. Но дурной пример заразителен, как я отметил в начале поста. И скорее всего, эта "инновация" появится и остальных.


Активисты из Общероссийского объединения пассажиров направили в Минтранс предложение запретить авиакомпаниям продавать услугу выбора места в салоне самолета в тех случаях, если это является необходимым условием для онлайн-регистрации. Фактически такая практика делает процедуру онлайн-регистрации платной (например, у таких авиакомпаний как «Победа», «Ямал» или Nordwind). Пассажир может не платить за выбор места, но тогда зарегистрироваться на рейс сможет на стойке в аэропорту.

При этом взимание платы за выбор места не вызвано техническими причинами, поскольку используемые этими авиакомпаниями DCS (системы контроля отправки пассажиров) имеют функцию автоматического присвоения места при онлайн-регистрации. То есть, такая практика направлена исключительно на желание получить дополнительную выручку за счет пассажиров, летящих без багажа и не желающих стоять в очереди. ООП считает, что в данной ситуации идет речь о навязывании платной услуги выбора места, что противоречит Закону о защите прав потребителей; ранее некоторые авиакомпании напрямую брали плату именно за онлайн-регистрацию (например, так делала Orenair).

Как пишут «Известия», доля пассажиров, проходящих электронную регистрацию и, соответственно, оплачивающих место в самолете, составляет 25–35%.


Между тем корень проблемы лежит, скорее, в том, что плата за регистрацию на стойке в России не выделена из аэропортового сбора за использование аэровокзального комплекса. То есть, даже если пассажир зарегистрировался онлайн, авиакомпания все равно заплатила за него аэропорту. Поэтому у авиакомпании нет никакого резона стимулировать использование онлайн-регистрации и, например, взимать дополнительную плату за регистрацию на стойке, как это делают некоторые зарубежные лоукостеры – фактически это заградительные тарифы для того, чтобы человек все-таки пожалел 40-50 евро и прошел регистрацию онлайн.

Если сбор за регистрацию будет все-таки выделен из аэровокзального сбора, авиакомпании моментально начнут выделять места автоматически, чтобы как можно больше людей регистрировались онлайн и за них не нужно было бы платить аэропорту.


«Аэрофлот» планирует ввести дополнительные платные услуги в ходе онлайн-регистрации на рейсы. В частности, как следует из тендерной документации на портале Госзакупок, авиакомпания хочет внедрить платный выбор мест на сайте и в мобильном приложении. Сейчас доступен лишь платный предварительный выбор мест: он работает только в момент между покупкой билета и началом онлайн-регистрации (за 24 часа до вылета). Для пассажиров бизнес-класса, а также «эконома» с тарифами «Оптимум» и «Премиум» эта услуга бесплатна, также она бесплатна для владельцев бонусных карт элитных уровней.

Во время онлайн-регистрации выбор мест становится бесплатным для всех, однако при этом для всех пассажиров, кроме платиновых участников «Аэрофлот Бонуса», пропадает возможность занять удобные места у аварийных выходов, в начале салона и т.п. Ирония в том, что «платину» можно налетать в первую очередь бизнес-классом, поэтому для этих пассажиров такая возможность в эконом-классе не особенно актуальна, в то время как всем остальным приходится неизбежно идти на стойку регистрации, чтобы выбрать место (бесплатно по статусу или же платно за деньги).

«Аэрофлот» оставался одной из немногих российских авиакомпаний с бесплатным выбором мест: другие перевозчики давно взимают за эту услугу символические деньги (150-300 рублей за обычное кресло и до 1500 р. за место у аварийного выхода). Более того, распространены алгоритмы по резервированию наиболее популярных мест для тех, кто захочет заплатить. Например, S7 начинает автоматическое распределение кресел среди тех, кто решил сэкономить, с мест между пассажирами в хвостовой части самолета (B и E).

Техническое задание нацпера содержит подробности о том, как должен работать выбор мест. В частности, бесплатный выбор мест сохранится, поскольку в зависимости от тарифа и уровня бонусной программы все или некоторые места должны быть бесплатными. По ТЗ каждому пассажиру должно быть доступно не менее 11 бесплатных мест. Например, места в хвосте салона будут иметь самый низкий ранг и их бесплатно смогут выбрать пассажиры с тарифами «Лайт», «Промо», «Базовый» и т.п.

Места можно будет купить только за деньги (а не за мили, например), при этом места Space+ во время онлайн-регистрации будут платными для всех тарифов. Можно ли их будет выбрать бесплатно при наличии элитного статуса, не сообщается. Пассажирам с детьми придется оплачивать место и себе, и ребенку.

Имеется требование о возможности возврата денег за услугу при замене ВС и других случаях, когда оплаченное место предоставить невозможно. При этом также должно быть предусмотрено динамическое ценообразование (то есть, выбор кресла может дорожать или дешеветь в зависимости от спроса на конкретном направлении, что логично: 1-2 часа лететь большинству людей все равно где, а вот 4-5 часов – уже другое дело).

Завершить разработку интерфейса и запустить услугу планируется не позднее конца 2022 года.


Есть авиакомпании и тарифы, где еще можно бесплатно выбирать желаемое место в самолете при покупке билета или во время регистрации. Но есть тарифы и компании, где данная опция является платной. И иногда плата за такую опцию кажется бессмысленной, но все же есть у такой услуги одно преимущество, кроме непосредственно выбора желаемого места.

Большинство пассажиров делятся на две категории: кому важно, на каком месте лететь, и кому все равно.

И речь о тех, кому не все равно, на каком месте лететь. Представьте ситуацию, вы купили билет, заранее выбрали место, но заходите в самолет, и .

. и ваше место уже занято. Пассажир на вас смотрит милым взглядом и с улыбкой говорит: "ой, а это ваше место? а вы не могли бы сесть на мое? А то я уже расположился". Аргументы бывают разные: "нравится/не нравится у окна/прохода", "не хочется вставать", "мы хотели бы лететь вместе с тем-то", "не знал, у окна D или F", "какая вам разница, где лететь" и т.д. И хотя от такой ситуации внутри все закипает, но тебя мило и аргументированно попросили,что в итоге хочется быть взаимно вежливым и сделать попутчику приятно, услужив в такой незначительной по сути просьбе. Ведь впереди еще несколько часов в замкнутом пространстве.

Так вот, когда услуга выбора мест платная, и вы за нее сознательно доплатили, выбрав желаемое место заранее, а не по остаточному принципу на регистрации в аэропорту, это служит хорошим аргументом для того, чтобы пассажира, занявшего ваше место, попросить занять свое место согласно указанному в посадочном талоне. Ну и в случае возникновения спорной ситуации кабинный экипаж в этом вопросе в большинстве случаев станет на сторону пассажира, оплатившего такую дополнительную услугу. Ну или сделает все возможное, чтобы компенсировать ему неудобство, когда изменение места было вызвано объективными факторами.

Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал! Ждем ваши комментарии, что вы думаете по этому поводу.

Читайте также: