Предложение и его схема конспект урока 2 класс коррекционная школа

Обновлено: 03.07.2024

Государственное бюджетное образовательное учреждение Архангельской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Онежская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат»

(ГБОУ АО «Онежская СКОШИ»)

Урок русского языка

Тема: «Предложение и его схема»

Подготовила и провела:

Цель: продолжать формировать представления о предложении и его схеме.

образовательные:

- закрепить знания о предложении и его схеме.

коррекционно-развивающие:

- развивать наблюдательность;

- развивать и обогащать речь обучающихся;

- развивать логическое мышление.

воспитательные:

- воспитывать положительную мотивацию;

Оборудование:

- ракета, планета Предложение, забавные человечки на планете;

- конверты с карточками- предложениями;

- на доске: картинки с предметами и карточки с действиями;

Ι. Орг. момент.

Ребята, у вас на столах лежат смайлики. Один смайлик улыбается, другой – грустит. Поднимите тот смайлик, который соответствует вашему настроению в начале урока.

Игра с мячом. Я буду вам загадывать загадки и тот, кому я брошу мяч, должен дать ответ и бросить мяч мне обратно. Готовы?

- Какое сейчас время года?

- Какой сейчас месяц?

- Какой день недели?

- Какое сегодня число?

- Какое число было в среду?

-Какой праздник отмечается 12 апреля?

ΙΙ. Проверка домашнего задания.

ΙΙΙ. Подготовка к восприятию нового материала.

ЛО Е ПРЕД НИ ЖЕ

Ребята, скажите, а из чего состоит предложение? (предложение состоит из слов). Кто мне скажет, с какой буквы мы начинаем писать предложение?

В конце предложения, что мы ставим?

Прежде чем мы отправимся в путь нам необходимо подготовить тетрадную плоскость для приземления на планету. Но чтобы наши буковки не плясали, а были ровными и красивыми, мы сделаем пальчиковую гимнастику («Зайчики»).

Скажите, а слово космос на какую букву начинается? Вот сейчас мы и пропишем заглавную и строчную букву Кк.

На доске появляется планета Предложение.

ΙV. Тема, цель, мотивация.

Вот, ребята, мы и прибыли на планету Предложение. Что такое предложение? (Это слова, связанные между собой по смыслу). Сейчас мы и проверим знаете ли вы, что такое предложение. Хлопните в ладоши, если услышите предложение: У Тани….. У Тани розы. Я пошла в….. Я пошла в магазин. Молодцы! Итак, что же такое предложение?

А на планете Предложение тоже есть жизнь. Посмотрите, какие забавные человечки там живут. Ребята, а они вам никого не напоминают? Очень похожи на вас! Здесь на планете нас ждут интересные задания, которые подготовили жители этой планеты. Вы готовы их выполнить? Тогда вперед!

На доске нарисована схема предложения. Ребята, а не знаете ли вы, что изображено у меня на доске? Правильно, это схема предложения. Сегодня на уроке мы с вами продолжим учиться составлять предложения по схемам и строить схемы предложений.

V. Изучение новых знаний.

А эта схема какого предложения? Наверно, жители планеты Предложение нам помогут. Каждому ребенку выдается конверт с карточками, на которых написаны предложения. Наша задача найти предложение, которое подходит схеме.

У Миши жил кот Тишка. На лугу душистая трава. У Светы карандаши. Прочитаем предложения. А как вы узнали, что именно это предложение подходит к схеме? Мы сосчитали сколько слов в схеме, значит столько и слов в предложении. Запишите в тетрадь это предложение и его схему. Ребята, скажите, что такое предложение? Молодцы! Вы легко справились с этим заданием!

VΙ. Физминутка.

VΙΙ. Закрепление нового материала.

Работа по учебнику.

Пока мы с вами работали по учебнику, в космосе начался звездопад. Но этот звездопад необычный, на звездочках изображены слова – предметы, давайте их назовем: медведь, волк, корова, собака, кошка, мышка. А в руках у жителей планеты находятся слова – действия: рычит, мяукает, воет, мычит, лает, пищит. Ваша задача подобрать к слову – предмету подходящее слово – действие.

Составьте предложения и запишите их в тетрадь. Из скольких слов состоят предложения? Составьте схемы предложения. Из скольких слов состоят схемы?

Итак, нам пора возвращаться назад. Спасибо нашим новым друзьям за интересные задания! Все готовы к возвращению на планету Земля? Тогда сели все ровненько, пристегнули ремни. Начинаем отсчет: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 пуск. Взлетаем! Звук ракеты.

VΙΙΙ. Итог урока.

Ребята, вам понравилось наше путешествие? Скажите, на какой планете мы были? А что такое предложение? А из чего состоит предложение? Что мы еще учились делать? (составляли предложения по картинкам и схемам, учились строить схемы предложения).

У вас на столах лежат смайлики, поднимите тот смайлик, который соответствует вашему настроению.

Цель урока : совершенствование коммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию и углублению знаний по данной теме, обмен этими знаниями в условиях речевого общения.

Универсальные учебные действия.

  • соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из–за парты и т.д.)
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе
  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников
  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов
  • списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слова, предложения
  • писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку
  • группировать слова-названия предметов и названия действий
  • составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста
  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – ученик)
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем
  • обращаться за помощью и принимать помощь
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности

Наглядность и оборудование : интерактивная презентация, учебник «Русский язык» Э.В.Якубовская, Я.В.Коршунова, меловая работа на доске, видеоролик с физкультминуткой, дидактический материал.

Используемые педагогические технологии : здоровьесберегающая, игровая, дифференцированный подход, ИКТ технологии.

Форма роботы : фронтальная, индивидуальная.

Методы и приемы : словесный (беседа), наглядный (картинки, работа на доске, иллюстрации учебника, интерактивная презентация, практический (запись предложения, графическое изображение предложения)

Конспект урока предназначен для учителей начальных классов коррекционных школ VIII вида.

ВложениеРазмер
Урок по письму и развитию речи во 2 классе коррекционной школы 8 вида 119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор (Ф.И.О.): Русских Светлана Михайловна

Должность: учитель начальных классов

Название учреждения образования: Государственное областное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мурманская коррекционная школа-интернат № 1»

Название работы: «Составление предложений по схемам».

Предмет: русский язык

Автор программы : В.В. Воронкова

Автор учебника : Н. М. Барская.

Урок письма и развития речи «Составление предложений по схемам».

Цель: тренировать детей составлять предложения по схемам .

образовательная: выявить уровень состояния навыка составления предложений по схемам ;

коррекционно-развивающая: коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в выделении букв, развитие мелкой моторики;

воспитательная: воспитывать мотивацию к учению.

Учебно-наглядные пособия: Русский язык. 2 класс: учебник для 2 класса коррекционных образовательных учреждений VIII вида / Н.М.Барская. - М.: Просвещение, 1998; изображения изограмм слов «курица, лампа, сумка»; предметные картинки (курица, лампа, сумка, бабочка, врач, самолёт, бабушка, лошадь); карточки со словами (повторяем, воображаем, рисуем, запоминаем, вяжет, летит, лечит, скачет, порхает); индивидуальные пособия «Геометрическая дорожка»; образец штриховки флажка; индивидуальные альбомы с рисунком флажка для штриховки; индивидуальная буква «е», сконструированная из проволоки; сюжетные картинки (Девочка рисует. Бабочка порхает над цветком.); классная и индивидуальные условно-графические записи предложений; индивидуальные конверты с сюжетными картинками и схемами предложений.

I. Организационный момент.

1. Эмоциональный настрой (диалог учителя и учащихся) .

- Дети, вам тепло? - Да!

- В классе светло? - Да!

- Прозвенел уже звонок? - Да!

- Уже закончился урок? - Нет!

- Только начался урок? - Да!

- Хотите учиться? - Да!

- Значит, можно всем садиться!

2. Работа с изограммами (коррекция зрительного восприятия).

- Что здесь написано? (Буквы.)

- Разгадайте тайный смысл картинок, которые нарисованы с помощью букв.

На доске изображение изограмм слов – курица, лампа, сумка.

- Назовите изображённые предметы.

- Что вы произнесли? (Слова.)

- Что можно составить из слов? (Предложения.)

- Составьте предложения с данными словами. (Курица клюёт зерно. На столе стоит лампа. У мамы новая сумка.)

- Сегодня на уроке письма и развития речи будем тренироваться составлять предложения по схемам.

- Чем ещё будем заниматься на уроке, я записала.

- Прочитайте: повторяем, воображаем, рисуем, запоминаем.

II. Гимнастика для пальцев и кистей рук (развитие мелкой моторики) .

1. Работа с пособием «Геометрическая дорожка».

На партах у учащихся индивидуальные пособия «Геометрическая дорожка». На листах изображены цветные геометрические фигуры, расположенные в три ряда (первый ряд – красный квадрат, зелёный круг; второй ряд – прямоугольники: синий, зелёный, жёлтый, красный; третий ряд – жёлтый круг, синий треугольник).

- Поставьте большой палец на жёлтый круг. Переходим на жёлтый прямоугольник, на синий треугольник, на красный квадрат и т.д.

2. Выполнение штриховки.

- Что наш город будет скоро отмечать? (День рождения.)

- День рождения бывает не только у людей, но и у городов. Давайте подготовим украшения нашему любимому городу-герою Мурманску к празднику.

- Посмотрите на образец. Какой предмет будем штриховать? (Флажок.)

- Какими линиями выполним штриховку? (Прямыми наклонными.)

- Когда мы пользуемся такими линиями? (При письме букв и слов с наклоном.)

- Откройте свои альбомы и выполните в них штриховку флажка.

3. Работа с проволокой (исправление букв).

Заглянула я в тетрадь –

Буквы стали убегать.

- Назовите «убегающую» букву. («е»)

У детей на партах лежат индивидуальные буквы «е», сконструированные из проволоки.

- Чтобы эта буква осталась с нами, давайте её поправим. (Учащиеся исправляют буквы, делают их правильными.)

4. Чистописание (работа в тетрадях).

е е е ел ем ре еееее

III. Актуализация знаний учащихся.

1. Работа по сюжетной картинке (коллективное составление простого нераспространённого предложения).

Детям предъявляется сюжетная картинка.

- Кто это? (Девочка.)

- Что делает Оля? (Рисует.)

- Повторите оба слова. (Оля рисует.)

- Что вы произнесли? (Предложение.)

- Составим схему этого предложения на доске.

- Из чего состоит предложение? (Из слов.)

- Сколько слов в этом предложении?

Составление схемы предложения индивидуально на партах.

2. Самостоятельное составление простых предложений (работа с сюжетными картинками).

У детей на партах лежат конверты с сюжетными картинками и схемами предложений.

- Сколько слов может быть в предложении?

- Посмотрите каждый на свою картинку и составьте по ней предложение.

- Посчитайте, сколько слов в предложении и составьте схему предложения под картинкой.

Варианты предложений (Вера пьёт чай из чашки. Рома отплыл от берега. Оля и Саша покупают лимоны. На вешалке висит плащ. У Толи и Кати игрушки. Женя упала. Нина подметает пол. Зина кормит кур.).

ФИЗМИНУТКА (выполнение упражнений детьми по предложенным действиям учителем).

Дети встают в круг. Учитель на ушко называет ребёнку действие, которое он должен выполнить. Остальные дети должны догадаться и составить предложение.

- Что делает Катя? (Варианты действий для детей: поёт, плачет, поднял руку, ловит рыбу, умывается, гладит, ест, сел за стол.)

IV. Работа по теме. (Запись числа в тетради)

1. Работа по учебнику (стр. 28, упр. 8).

- Какое задание нужно выполнить? (Рассмотреть картинки. Составить и записать предложения по схемам. Подчеркнуть гласные буквы в словах первого предложения.)

- Посмотрите на первую картинку. Что на ней изображено? (Парты, учебники, классная доска, стулья.)

- Что изображено под картинкой? (Схема предложения.)

- Сосчитайте, сколько в предложении? (4)

- Составьте предложение по картинке и схеме. (Н а п а рт а х л е ж а т у ч е бн и к и .)

- Выложите схему этого предложения на доске и партах.

- Запишите предложение в тетрадь.

Аналогично проводится работа по второму предложению. (В парке дети собирают листья.)

2. Домашнее задание.

Объявляется и объясняется домашнее задание: стр. 29, записать третье предложение.

3. Закрепление составления предложений по предметным и сюжетным картинкам.

- Прочитайте слова, записанные на карточках. (вяжет, летит, лечит, скачет, порхает)

- Назовите предметы, изображённые на картинках. (бабочка, врач, самолёт, бабушка, лошадь)

- Подберите картинки-предметы к словам-действиям.

- Из скольких слов состоят предложения? (из 2-х)

- Составьте схемы на партах.

Утро. Весь в цветах лужочек.

Но смотри: один цветочек

Вдруг вспорхнул - и полетел,

И опять на кустик сел!

Вот сидит. Какой красивый!

Я бегу к нему, счастливый,

Но за куст ногой задел,

И . цветочек вновь взлетел!

Ножки, глазки, стебелёк,

Между крыльев – складочка.

Да ведь это ж. бабочка. (Е. Груданов)

- Прочитайте предложение про бабочку. (Бабочка порхает.)

- Сколько слов в предложении?

- Дополните предложение по картинке, чтобы оно состояло из 4-х слов. (Бабочка порхает над цветком.)

- Запишите это предложение в тетрадь и начертите к нему схему.

- Что составляли на уроке? (предложения.)

- Что использовали для этого? (Сюжетные картинки и схемы предложений.)

- Сколько слов может составлять предложение?

- Какие задания на уроке понравились?

За работу на уроке учащиеся награждаются призами – наклейками с изображением кота Леопольда и мышей.

Прозвенит сейчас звонок –

Наш закончился … (урок).

1. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. – Москва, Просвещение, 1994.

2. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. – Москва, Просвещение, 1983.

3. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – Москва, Владос, 1999.

4. Прищепова И.В. Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи: Учебно-методическое пособие. – СПб, КАРО, 2005.

5. Рамзаева Т.Г. Уроки русского языка в 1 классе: Пособие для учителя трёхлет. нач. шк. – М.: Просвещение, 1986.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тип урока : закрепление пройденного материала.Цель урока: Закрепить умения делить слова на слоги.Задачи: ОбразовательнаяЗакрепить знания детей о слоге.Закреплять умения детей дифференцирова.


Конспект урока по письму и развитию речи в 4 классе учителя домашнего обучения ГБС(К)ОУ школы VIII вида №27 Васильченко Е.В. Правописание безударных гласных в корне слова.

Конспект урока по письму и развитию речи в 4 классеучителя домашнего обучения ГБС(К)ОУ школы VIII вида №27 Васильченко Е.В.Тема урока: Правописание безударных гласных в корне слова.Ти.


Конспект урока по русскому языку. Развитие речи. 3 класс. Письмо ветерану.

Тема урока: Учимся писать письма. Письмо ветерану. Данная тема изучается в рамках уроков блока «Развития.

Урок по письму и развитию речи в 3 классе разработан на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4классы под редакцией В.


Конспект урока по письму и развитию речи "Количество звуков и букв в слове" 3 класс VIII вид

Конспект разработан для 3 класса, учащихся VIII вида.


Конспект урока по письму и развитию речи "Последовательный порядок предложений в тексте" 3 класс VIII вид

Конспект разработан для 3 класса, учащихся VIII вида.

Тема. Выделение предложений из речи и текста.Цель: Упражнять в выделении предложений из речи и текста.Задачи: Образовательные: закрепить правило написания предложений, познакомить с новым словом .

Цель: создать условия для формирования умения составлять схему предложения.

1)образовательные: формировать умение соотносить предложение с его схемой, составлять схему предложения; развивать навык оформления предложений на письме. Чтение и запись предложений из 2-3 слов, опираясь на схематичное их изображение. Составление схемы предложения. Правило написания предложений. Определение количества предложений в тексте. Определение количества слов в предложении.

2)коррекционно- развивающие: развивать фонематический и фонематический слух; р азвивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память; содействовать преодолению дисграфических ошибок: оглушение звонких согласных; р азвивать навыки звукового анализа и синтеза.

3) воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, воспитывать чувства товарищества и взаимопомощи, адекватно оценивать результат своей работы.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная.

Ресурсы урока: карточки с заданиями, учебник.

Формы работы: фронтальная (Ф), индивидуальная (И).

1. Мотивация к учебной деятельности.

1.Организация работы обучающихся.

Голосистый наш звонок

Пригласил всех на урок.

А теперь – внимание!

Я тетрадь свою открою

И как надо положу.

Я от вас друзья не скрою-

Ручку вот как я держу.

2. Мотивация. Эмоциональный настрой.

Дети приводят в порядок свое рабочее место.

Настраиваются на активную работу на уроке.

2. Актуализация знаний

1. Пальчиковая гимнастика.

2.Сгибание и разгибание кисти в кулак поочередно и одновременно.

3.Круговые движения кистями при свободно согнутых пальцах.

4.Свободное постукивание пальцами по парте, одновременно и поочередно.

5.Свободное похлопывание кистью по парте.

6.Надавливание подушечками пальцев одной руки на пальцы другой.

2.Минутка чистописания.

Солнце светит ярко.

Выполнение пальчиковой гимнастики с проговаривание

Выполнение минутки чистописания в тетради

Физкультминутка. (3 мин)

3. Первичное усвоение новых знаний.

1. Работа по учебнику с.146 упр 1

Прочитай предложение и повтори его по схеме.

Весной свисают с крыш сосульки.

Сравни схему и предложение.

Сколько слов в предложении и сколько слов в схеме?

Как написано первое слово в предложении и как обозначено первое слово в схеме?

Какой знак стоит в конце предложения и в конце схемы?

Найди предлог в предложении и в схеме.

Запиши предложение и начерти его схему.

Выполнение упражнения в тетради самостоятельно или с помощью учителя.

Физкультминутка для глаз. (3 мин)

4. Первичное закрепление

1. Работа в тетради на печатной основе.

hello_html_mc188982.jpg

hello_html_m273360f1.jpg

Выполнение упражнения в тетради самостоятельно или с помощью учителя.

5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Читайте также: