Полное имя остапа бендера в 12 стульях

Обновлено: 07.07.2024

Так начинается пятая глава романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев». Именно с этого момента главным героем романа становится Остап Бендер.

«Остап Бендер был задуман как второстепенная фигура, почти что эпизодическое лицо. Для него у нас была приготовлена фраза, которую мы слышали от одного нашего знакомого биллиардиста: "Ключ от квартиры, где деньги лежат". Но Бендер стал постепенно выпирать из приготовленных для него рамок. Скоро мы уже не могли с ним сладить. К концу романа мы обращались с ним как с живым человеком и часто сердились на него за нахальство, с которым он пролезал почти в каждую главу», - писал Евгений Петров в «Воспоминаниях об Ильфе».

Мы все любим Остапа Бендера — и все представляем его по-своему. Великолепные образы великого комбинатора, безусловно, повлиявшие на наши представления о нем, были созданы в советском и российском кино:

Валентин Катаев, подаривший Ильфу и Петрову идею романа «Двенадцать стульев», писал, что «все без исключения его персонажи написаны с натуры» , а главный герой написан с одного из их одесских друзей: «в жизни он носил, конечно, другую фамилию, а имя Остап сохранено как весьма редкое» .

Прототипом Остапа Бендера стал одессит Осип (Остап) Шор : он не был литератором, но поэтом-футуристом был его старший брат Анатолий Фиолетов (Натан Шор), и Остап, конечно же, был знаком со многими будущими известными писателями.

Братья вместе служили в уголовном розыске, и когда Анатолия убили (по версии Катаева, по ошибке, вместо Остапа), будущий прототип Бендера вскоре переехал в Москву.

Если сравнить факты биографий обоих Остапов — Шора и Бендера - то общего в них обнаружится больше чем достаточно:

-оба имели, по словам Катаева, "атлетическое телосложение и романтический, чисто черноморский характер";

-оба учились в гимназии Илиади (этот факт упоминается в «Золотом теленке»);

-оба мечтали о Рио-де-Жанейро;

-Остап Шор, поступивший в 1916 году в Технологический институт Петрограда и вынужденный из-за финансовых и житейских сложностей бросить учебу и вернуться в Одессу, по пути домой с целью добычи средств к существованию представлялся то художником, то шахматным гроссмейстером, то представителем подпольной антисоветской организации, и даже, говорят, однажды ненадолго выгодно женился, чтобы была возможность перезимовать в нормальных условиях - обо всем этом мы уже читали, правда?

Возникает вопрос: почему говоря о Шоре, всегда пишут два имени: Осип и Остап? Настоящее его имя было Осип, но родные и друзья всегда звали его Остапом, и многие его даже близкие знакомые только после его смерти узнали , что на самом деле он был не Остапом Васильевичем, а Осипом Беньяминовичем. Так что имя его действительно авторами романа сохранено.

Осип Беньяминович Шор прожил долгую жизнь, вполне в духе своего литературного альтер-эго: одно время работал на Челябинском тракторном заводе, был арестован, после войны открыл подпольный бизнес по изготовлению икон методом шелкографии (и поставлял их в монастыри), пятнадцать лет проработал проводником поезда Москва — Ташкент (никто не встречал. ). Правда, воспоминаний о нем почти не сохранилось, очень жаль.

Но самое интересное же здесь вот что: оказывается, Осип (Остап) Шор прожил долгую жизнь, и умер относительно недавно, шестого ноября 1978 года в Москве. Его прах захоронен в колумбарии Востряковского кладбища , слева от входа.

Сам Бендер представляется как Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей (в «Двенадцати стульях») и Бендер-Задунайский (в «Золотом телёнке»). В романе «Золотой телёнок» Бендера именуют Остап Ибрагимович.

Содержание

Биография

Происхождение имени

Прошлое Остапа весьма туманно. Авторами романов его прошлое упоминается вскользь:

По одной из версий, упоминание о «турецком подданстве» отца и отчество «Ибрагимович» не указывают на этническую связь с Турцией [1] . В этом современники видели намёк на жительство отца Бендера в Одессе, где евреи-коммерсанты принимали турецкое подданство, чтобы их дети могли обойти ряд дискриминационных законоположений, связанных с конфессиональной принадлежностью, и заодно получить основания для освобождения от воинской повинности во время русско-турецкой войны. Кроме того, имя Ибрагим, как известно, является арабской формой имени Авраам.

Жизнь Бендера до 1927 года

Остап родился то ли в 1900 году (в «Двенадцати стульях» летом 1927 года он называет себя «мужчиной двадцати семи лет»), то ли в 1897 (в «Золотом телёнке» осенью 1930 года Бендер говорит: «Мне тридцать три года, возраст Иисуса Христа…»).

Упоминается, что Бендер учился в «частной гимназии Илиади» (роман «Золотой телёнок», гл. XVII). Кроме того, в том же романе (гл. XIII), на упоминание Васисуалием Лоханкиным о сермяжной правде жизни, Остап Бендер со знанием дела замечает:

— Сермяжная. Она же посконная, домотканая и кондовая? Так, так. В общем, скажите, из какого класса гимназии вас вытурили за неуспешность? Из шестого? … Значит, до физики Краевича вы не дошли?

Из истории, рассказанной Бендером инженеру Щукину («Двенадцать стульев», гл. XXV ), следует, что Остап зимой 1919 года жил в Миргороде, в охваченной Гражданской войной Украине. И судя по подробностям рассказа о Вечном жиде («Золотой телёнок», гл. XXVII ), Остап Бендер в этот период занимался контрабандой.

Известно, что в 1922 году Остап Бендер сидел в Таганской тюрьме, где его увидел Яков Менелаевич (администратор театра «Колумб»), сидевший там же по «пустяковому делу» [5] . Бендер по выходе из тюрьмы «чтит уголовный кодекс (РСФСР)», принятый в том же 1922 году, и занимается использованием 400 «сравнительно честных способов отъёма денег» у населения.

Кроме того, Остап по крайней мере один раз был в Средней Азии до 1930 года.

«Двенадцать стульев»



Пятигорск, вход в «Провал». Фото до 1938 года (через несколько лет после предполагаемых действий Бендера у входа в «Провал»).



«В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошёл молодой человек лет двадцати восьми. За ним бежал беспризорный».

Так в романе впервые появляется великий комбинатор.

По мнению ряда комментаторов романа (в частности, М. Одесского и Д. Фельдмана), описание свидетельствует о том, что в Старгород вошёл заключённый, неоднократно судимый и совсем недавно освободившийся, то есть преступник-рецидивист (мошенник, так как сразу после освобождения строит планы, связанные с мошенничеством). В самом деле, бездомный бродяга, не имеющий холодной весной (лёд на лужах) ни пальто, ни носков, но путешествует в модном костюме и щегольской обуви:

«У него не было даже пальто. В город молодой человек вошёл в зелёном, узком, в талию, костюме».

«Золотой телёнок»

По мнению писателя Даниэля Клугера [7] , структура «Золотого телёнка» представляет собой классический детектив, элементы которого пародируются.

Вся дилогия представляет собой биографию авантюриста, который поначалу был уголовником, а затем стал сыщиком, своего рода подпольным советским Видоком или Арсеном Люпеном.

Убийство и воскрешение героя



Мемориальная табличка управдому Остапу Бендеру в Одессе, на доме 47 по улице Екатерининской

В романе «Золотой телёнок» Остап «воскрес». Шрам на шее, описанный авторами, говорит о том, что бывший студент Иванопуло вернулся домой достаточно вовремя для того, чтобы «хирурги смогли спасти мою молодую жизнь».

В конце «Золотого телёнка» Остап был ограблен румынскими пограничниками при переходе границы, но остался в живых, что может говорить о намечавшемся продолжении приключений Остапа.

Внешность и некоторые характеристики

Аферы

Живость характера, знание психологии, артистические способности и любовь к денежным знакам позволяли Остапу проводить довольно остроумные аферы, жертвами которых становились как отдельные граждане, так и большие группы лиц одновременно.

Образ Бендера в романах

Можно заметить, что образы Бендера в романах «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок» довольно сильно различаются. В «Двенадцати стульях» его образ довольно схематичен, фактически это условный персонаж. Он практически не совершает ошибок, всё ему даётся удивительно легко. В «Золотом телёнке» образ Бендера более глубок, в нём уже можно почувствовать живого человека, со всеми его болями, радостями и мечтами.

Возможные прототипы Остапа Бендера

Основным прототипом Бендера считается Осип (Остап) Шор, бывший сотрудник уголовного розыска Одессы, младший брат поэта Натана Шора (Фиолетова). Он родился 30 мая 1899 в Никополе [9] . В 1917—1919 пытался учиться в Петроградском Технологическом институте, но, возвращаясь в Одессу, пережил массу авантюр: с целью добычи средств к существованию представлялся то художником, то шахматным гроссмейстером, то женихом, то представителем подпольной антисоветской организации [10] .

В пользу этой версии косвенно высказывается писатель Валентин Катаев: «что касается центральной фигуры романа Остапа Бендера, то он написан с одного из наших одесских друзей. В жизни он носил, конечно, другую фамилию, а имя Остап сохранено как весьма редкое. Прототипом Остапа Бендера был старший брат одного замечательного молодого поэта… Он не имел никакого отношения к литературе и служил в уголовном розыске по борьбе с бандитизмом…» [11]

По мнению исследователя Сергея Белякова, прототипом Бендера является Валентин Катаев [13] .

Бендер на экране

Экранизации романов были как в СССР, так и за границей. К примеру, «Двенадцать стульев» ставили в Польше, Германии, на Кубе [17] . В первых зарубежных экранизациях был значительно изменён сюжет, а также было изменено имя главного героя. Ниже приведен список актеров, которые играли роль именно Остапа Бендера.

Памятники Остапу Бендеру



Памятник Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову в Чебоксарах

Остап Бендер увековечен памятниками в ряде городов:

Интересные факты

Ссылки

Примечания

  • Персонажи Ильфа и Петрова
  • Вымышленные воры
  • Вымышленные мошенники
  • Вымышленные россияне
  • Персонажи фильмов
  • Литературные персонажи

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Остап Бендер" в других словарях:

Остап Бендер — см. Великий комбинатор. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003 … Словарь крылатых слов и выражений

Остап Бендер — Ост ап Б ендер, Ост апа Б ендера … Русский орфографический словарь

Сам Бендер представляется как Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей (в «Двенадцати стульях») и Бендер-Задунайский (в «Золотом телёнке»). В романе «Золотой телёнок» Бендера именуют Остап Ибрагимович.

Содержание

Биография

Происхождение имени

Прошлое Остапа весьма туманно. Авторами романов его прошлое упоминается вскользь:

По одной из версий, упоминание о «турецком подданстве» отца и отчество «Ибрагимович» не указывают на этническую связь с Турцией [1] . В этом современники видели намёк на жительство отца Бендера в Одессе, где евреи-коммерсанты принимали турецкое подданство, чтобы их дети могли обойти ряд дискриминационных законоположений, связанных с конфессиональной принадлежностью, и заодно получить основания для освобождения от воинской повинности во время русско-турецкой войны. Кроме того, имя Ибрагим, как известно, является арабской формой имени Авраам.

Жизнь Бендера до 1927 года

Остап родился то ли в 1900 году (в «Двенадцати стульях» летом 1927 года он называет себя «мужчиной двадцати семи лет»), то ли в 1897 (в «Золотом телёнке» осенью 1930 года Бендер говорит: «Мне тридцать три года, возраст Иисуса Христа…»).

Упоминается, что Бендер учился в «частной гимназии Илиади» (роман «Золотой телёнок», гл. XVII). Кроме того, в том же романе (гл. XIII), на упоминание Васисуалием Лоханкиным о сермяжной правде жизни, Остап Бендер со знанием дела замечает:

— Сермяжная. Она же посконная, домотканая и кондовая? Так, так. В общем, скажите, из какого класса гимназии вас вытурили за неуспешность? Из шестого? … Значит, до физики Краевича вы не дошли?

Из истории, рассказанной Бендером инженеру Щукину («Двенадцать стульев», гл. XXV ), следует, что Остап зимой 1919 года жил в Миргороде, в охваченной Гражданской войной Украине. И судя по подробностям рассказа о Вечном жиде («Золотой телёнок», гл. XXVII ), Остап Бендер в этот период занимался контрабандой.

Известно, что в 1922 году Остап Бендер сидел в Таганской тюрьме, где его увидел Яков Менелаевич (администратор театра «Колумб»), сидевший там же по «пустяковому делу» [5] . Бендер по выходе из тюрьмы «чтит уголовный кодекс (РСФСР)», принятый в том же 1922 году, и занимается использованием 400 «сравнительно честных способов отъёма денег» у населения.

Кроме того, Остап по крайней мере один раз был в Средней Азии до 1930 года.

«Двенадцать стульев»



Пятигорск, вход в «Провал». Фото до 1938 года (через несколько лет после предполагаемых действий Бендера у входа в «Провал»).



«В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошёл молодой человек лет двадцати восьми. За ним бежал беспризорный».

Так в романе впервые появляется великий комбинатор.

По мнению ряда комментаторов романа (в частности, М. Одесского и Д. Фельдмана), описание свидетельствует о том, что в Старгород вошёл заключённый, неоднократно судимый и совсем недавно освободившийся, то есть преступник-рецидивист (мошенник, так как сразу после освобождения строит планы, связанные с мошенничеством). В самом деле, бездомный бродяга, не имеющий холодной весной (лёд на лужах) ни пальто, ни носков, но путешествует в модном костюме и щегольской обуви:

«У него не было даже пальто. В город молодой человек вошёл в зелёном, узком, в талию, костюме».

«Золотой телёнок»

По мнению писателя Даниэля Клугера [7] , структура «Золотого телёнка» представляет собой классический детектив, элементы которого пародируются.

Вся дилогия представляет собой биографию авантюриста, который поначалу был уголовником, а затем стал сыщиком, своего рода подпольным советским Видоком или Арсеном Люпеном.

Убийство и воскрешение героя



Мемориальная табличка управдому Остапу Бендеру в Одессе, на доме 47 по улице Екатерининской

В романе «Золотой телёнок» Остап «воскрес». Шрам на шее, описанный авторами, говорит о том, что бывший студент Иванопуло вернулся домой достаточно вовремя для того, чтобы «хирурги смогли спасти мою молодую жизнь».

В конце «Золотого телёнка» Остап был ограблен румынскими пограничниками при переходе границы, но остался в живых, что может говорить о намечавшемся продолжении приключений Остапа.

Внешность и некоторые характеристики

Аферы

Живость характера, знание психологии, артистические способности и любовь к денежным знакам позволяли Остапу проводить довольно остроумные аферы, жертвами которых становились как отдельные граждане, так и большие группы лиц одновременно.

Образ Бендера в романах

Можно заметить, что образы Бендера в романах «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок» довольно сильно различаются. В «Двенадцати стульях» его образ довольно схематичен, фактически это условный персонаж. Он практически не совершает ошибок, всё ему даётся удивительно легко. В «Золотом телёнке» образ Бендера более глубок, в нём уже можно почувствовать живого человека, со всеми его болями, радостями и мечтами.

Возможные прототипы Остапа Бендера

Основным прототипом Бендера считается Осип (Остап) Шор, бывший сотрудник уголовного розыска Одессы, младший брат поэта Натана Шора (Фиолетова). Он родился 30 мая 1899 в Никополе [9] . В 1917—1919 пытался учиться в Петроградском Технологическом институте, но, возвращаясь в Одессу, пережил массу авантюр: с целью добычи средств к существованию представлялся то художником, то шахматным гроссмейстером, то женихом, то представителем подпольной антисоветской организации [10] .

В пользу этой версии косвенно высказывается писатель Валентин Катаев: «что касается центральной фигуры романа Остапа Бендера, то он написан с одного из наших одесских друзей. В жизни он носил, конечно, другую фамилию, а имя Остап сохранено как весьма редкое. Прототипом Остапа Бендера был старший брат одного замечательного молодого поэта… Он не имел никакого отношения к литературе и служил в уголовном розыске по борьбе с бандитизмом…» [11]

По мнению исследователя Сергея Белякова, прототипом Бендера является Валентин Катаев [13] .

Бендер на экране

Экранизации романов были как в СССР, так и за границей. К примеру, «Двенадцать стульев» ставили в Польше, Германии, на Кубе [17] . В первых зарубежных экранизациях был значительно изменён сюжет, а также было изменено имя главного героя. Ниже приведен список актеров, которые играли роль именно Остапа Бендера.

Памятники Остапу Бендеру



Памятник Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову в Чебоксарах

Остап Бендер увековечен памятниками в ряде городов:

Интересные факты

Ссылки

Примечания

  • Персонажи Ильфа и Петрова
  • Вымышленные воры
  • Вымышленные мошенники
  • Вымышленные россияне
  • Персонажи фильмов
  • Литературные персонажи

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Остап Бендер" в других словарях:

Остап Бендер — см. Великий комбинатор. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003 … Словарь крылатых слов и выражений

Остап Бендер — Ост ап Б ендер, Ост апа Б ендера … Русский орфографический словарь

Читал книгу Амлински фрагментами в интернете - большой и достойный труд!
Пускай попробуют опровергнуть её факты.
Надеюсь, скоро издаст вторую книгу с новыми подтверждениями своей версии.

Занимаюсь исследованием творчества Михаила Булгакова много лет,но не регулярно.
Контактирую с булгаковедами, с музеем "Булгаковский дом" (Москва).

В частности, СЧИТАЮ, что Великим Комбинатором, смелым шутником (посвящение Анны Ахматовой)
в русской литературе был и остаётся Михаил Афанасьевич он же Герасим Петрович Ухов (ГПУ).
Литературная комбинаторика - это методы применения в литературных произведениях таких литературных приемов как: шарады,каламбуры, палиндромы, анаграммы и др.

И комментарии почитайте.

Ваше мнение о ней?

С уважением, Владимир Павлов

Здоровья, Успехов, Радостей.

На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: