Полное имя и отчество соловья разбойника из былины илья муромец и соловей разбойник

Обновлено: 05.07.2024

Соловей - разбойник - русский былинный персонаж, вступающий как противник богатырей, обладающий загадочной и чудовищной силой - особым посвистом.
В образе Соловья - разбойника соединены антропоморфные черты и признаки сверхъестественного персонажа. С одной стороны, он выступает как богатырь, равный по силе Илье Муромцу. С другой стороны, в былинах Соловей изображен как чудовище, родственное Змею. Соловей сидит в своем гнезде, расположенном на двенадцати дубах, и поджидает прохожих, преграждая прямую дорогу в Киев. От его свиста трясется земля, осыпается листва с деревьев.
Свист Соловья, "Одихмантьева сына", разными исследователями трактуется поразному. Одни видят в нем олицетворение губительного ветра, другие - посвист представителя разбойной силы, вероятнее всего - татарской, на что указывает отчество Соловья. Сила свиста такова, что:
"Темны лесушки к земле приклонилися,
Что есть людишек, мертвы лежат". Илья Муромец не обращает внимания на свист, поражает Соловья "стрелочкой каленой" в правый глаз, связывает его и отвозит в Киев, к князю Владимиру. Далее в одних версиях былины рассказывается о том, что в Киеве Соловей демонстрирует свой страшный свист не в "полсвиста", как просил его Илья Муромец, а в полную силу, отчего "Маковки на теремах покривились,
Стеклышки в оконницах полопались,
Со двора все кони разбежалися,
Все князья с боярами пали замертво. " За это Илья Муромец казнил Соловья, приговаривая: "Полно-тка тебе слезить отцов-матерей,
Полно-тка вдовить жен молодых,
Полно спущатъ сиротать малых детушек!" Однако убийство пленного и безоружного врага не делало, по народному мнению, чести богатырю. Поэтому в названной версии сюжета слова о том, что Илья должен убить Соловья, звучат не слишком убедительно. Не случайно по другой версии Илья Муромец "выпущает Соловеюшку Рахманова", взяв с него "роту (клятву) великую" не приносить людям горя и бед.
Возможно, сюжет о Соловье - разбойнике восходит к древнеславянскому мифу о борьбе громовержца Перуна со змеевидным противником. Иногда исследователи сближают Соловья с богом Велесом (Волосом), который также выступает как противник Перуна. Не случайно в устных .пересказах былинных сюжетов, связанных с Соловьем, он часто заменяется более традиционным образом змея. Вместе с тем поединок богатыря с чудовищем является традиционным сюжетом мирового богатырского эпоса. Вероятно, сказители использовали широко распространенный сюжет, связав его с уже существовавшими образами славянской мифологии.

вот что нашёл: Соловей-разбойник - персонаж восточнославянских легенд. По преданию, верховный киевский жрец языческого божества Перуна — Богомил — после принятия на Руси христианства князем Владимиром Святославичем в 989 г. укрылся в муромских лесах и стал предводителем разбойников. Он умерщвлял путников страшным свистом. В слове "Соловей" в данном случае считают возможным усматривать влияние имени древнеисландского героя Solvi. В иной версии имя "Соловей" считают анаграммой "Волос". Вероятно также уподобление свиста ветра "громозвучному пению" демона бури. Отчество разбойника "Рахманович" — производное от брахман, брамин — индуистский маг, кудесник. Отсюда прозвание разбойника: "Птица Рахманная" или "Алатырец некрещеный" (от Латырь-моря, т. е. Балтийского моря, где много янтаря), другое отчество — Ахматович (от татарского хана Ахмата). Богатырь Илья Муромец побеждает Соловья-разбойника. В этом эпизоде видят параллель сюжету о единоборстве Ильи со Змеем Горынычем.

Злодей, побежденный Ильей Муромцем. Сидел на дубах на прямоезжей дороге из Чернигова в Киев, из-за чего никто не мог по ней ездить. Облик Соловья-Разбойника в былинах описан неоднозначно. Иногда он - некое существо, умеющее летать, но в большинстве случаев все же выглядит как человек, хотя и обладает магической способностью убивать своим свистом. У него всегда большая семья – множество дочерей и зятья.

Всев. Миллер считал, что в основе этого образа лежит обыкновенный русский разбойник. Соловей в таком случае – просто воровская кличка, данная ему за умение громко свистеть. Отчество Соловья – «Рахмантьевич», согласно теории Миллера получилось из «вор Ахматович»: известно, что в 1480 году некий Ахмат ходил на Москву, долго стоял на реке Угре, был разбит и бежал. Также возможный исторический прототип Соловья – упоминаемый в летописи разбойник Могута, который был пойман, приведен к Владимиру, где он «воскрича зело и многи слезы испущая из очию», поклялся покаяться. Возможно, этот крик в былине превратился в свист.

Кроме такой исторической точки зрения существует мнение, что образ Соловья-Разбойника - рудимент догосударственного эпоса, воспоминание о древнейшем сюжете противостояния героя и иномирного существа. Эта мысль подтверждается тем, что былинный Соловей в некоторых записях не совсем потерял свой волшебный птичий облик. Генетически этот персонаж связан с той эпохой, когда человек верил в наличие двух миров на земле и снабжал эти миры границей и сторожем, имеющим чудовищный вид: летающего зверя или птицы. Н.И. Коробка видит в Соловье-разбойнике символ смерти: река, у которой всегда сидит Соловей – река смерти, а сам он уподобляется античному Харону, сидящему у перевоза и отвозящему души в Аид.

Тут не знаешь какое отчество было у Владимира Ильича, а у Соловья Будимировича точно никто не вспомнит. Попроще надо вопросики, а ?


Средневековый русский эпос хранит много загадок. Но самый непонятный персонаж наших былин — это, конечно, Соловей-разбойник. Все, что говорят о нем легенды, не стыкуется между собой.

С одной стороны, это сугубо сказочный персонаж: «он сидит на тридевяти дубах, / сидит тридцать лет». Он обладает сверхмощным оружием массового поражения — его свист вызывает землетрясения, ломает деревья и убивает целые армии. С другой стороны, у этого чудища есть добротный деревянный дом и нормальная семья, состоящая из обычных людей. Несмотря на свое птичье имя, Соловей-разбойник не умеет летать. Он ездит на коне и бьется с богатырями, как человек.

Само имя его — оксюморон. «Соловей» в русском фольклоре — это метафора гениального поэта, певца. Его талант утешает людей, он переносит весточки от влюбленных, поет о счастье. Ну а «разбойник» — это, понятное дело, жестокий душегуб. Сочетание выходит просто немыслимое.

Имя-отчество


Имя Соловья изучают уже около двух столетий. Каждый ученый увязывал его с той литературной традицией, которая была ему близка. Филолог Игнатий Ягич считал, что Соловей — искаженное Соломон и происходит от популярных средневековых легенд о царе Соломоне. Фольклорист Всеволод Миллер выводил Соловья от птицы Симург — героини иранского фольклора. Историк литературы Михаил Халанский связывал былины о Соловье с легендами о Сигурде — этот скандинавский эпос могли занести на Русь викинги.

И только в XX веке восторжествовала более реалистическая версия имени Соловья. В конце концов, «птичьи» прозвища всегда были популярны на Руси. В документах XVII века нам встречаются дворянин Соловей Борщов и стрелецкий десятник Матюша Соловей.

Были такие прозвища и у разбойников. В окрестностях Киева промышлял разбойник по кличке Голубь, а сподвижниками Ермака Тимофеевича были атаман Сокол и атаман Петух.

С отчеством Соловья-разбойника все еще интереснее. До нас дошло более ста версий былин о нем с самыми разными отчествами. Чаще всего встречается «Одихмантьев сын». По одной версии, Одихмантий — искаженное Едимант. А Едимантом звали в русских летописях князя Литовского Гедимина. По другой, Одихмантий отсылает к норвежскому конунгу Эймунду, завоевывавшему в XI веке киевский стол для Ярослава Мудрого.

Но в других версиях былин Соловей становится сыном татарина. Его зовут то Ахматович, то Рахматович, то Рахматов. Историки предположили, что с каждым новым военным противостоянием русских с иноземцами Соловей-разбойник принимал на себя черты нового врага. С этим согласуется история образа Соловья-разбойника в русских лубках. В XVII веке его изображают бравым рыцарем на коне в костюме польского шляхтича. А на рисунках XVIII века он уже одет как швед и сражается с русским богатырем, одетым в форму петровского времени.

То есть с каждой новой эпохой Соловей-разбойник мимикрирует под очередного иностранного завоевателя — то литовца, то татарина, то шведа, то поляка. Если бы легенда жила дальше, то в XIX веке Соловей щеголял бы во французском мундире, а в XX — в немецком.

Партизан из Брянского леса


Для разбойника Соловей ведет себя как-то странно. Он никого не грабит, предпочитая просто убивать путников, не пуская их через Брынские леса. Давайте посмотрим на карту средневековой Руси и попытаемся понять, что действительно творилось в этих Брынских лесах, когда через них ехал Илья Муромец.

По сюжету, богатырь отправился из Мурома в Киев. Сначала он следовал вдоль Оки, потом повернул на запад к Десне и пересек сначала Брынские, а затем и Брянские леса. Сегодня в окрестностях Брянска сохранились практически все места, упомянутые в былине. Недалеко от города Карачева протекает речка Смородина, где Илья-Муромец повстречал Соловья-разбойника. (Кстати, название реки означает отнюдь не ягоду, а грязный, болотистый поток.) В 13 километрах от Карачева лежит село с названием Девять Дубов — как мы помним, именно на девяти дубах и свил свое гнездо Соловей-разбойник.

При этом торговые караваны через Брянский лес проходили спокойно. Значит, дело было не в лесных разбойниках. А в чем же?

Дело в том, что племя вятичей долгое время не хотело признавать вассалитет по отношению к киевскому князю. Вятичи партизанили в Брянских лесах и нападали на посольства и официальные делегации. Они не хотели, чтобы их исконная территория превращалась в транспортную артерию Киевской Руси и не собирались платить дань киевским князьям.

Возглавлял этих сепаратистов отважный военный лидер. Он-то и мог войти в фольклор как Соловей-разбойник. Сражаясь с ним, Илья-Муромец расчищает дорогу с северо-востока Древней Руси к Киеву. Соответственно, и победа над ним — это победа не над обычным грабителем, а над целым враждебным племенем. Тогда получается, что молодость Ильи Муромца приходится на середину XII века. В это же время жил и доблестно погиб в плену вождь вятичских сепаратистов Соловей-разбойник.

Неудивительно, что военная дружина Соловья жила на деревьях. В словаре Владимира Даля мы встречаем старое значение слова «кровать» — это «охотничьи полати, помост на дереве, для стрельбы медведя». На таких полатях можно было спать по ночам, спасаться от волков, использовались они и при обороне от врага. Нет ничего более естественного, чем устроить засаду на такой «кровати». Так, вероятно, и объясняется привычка Соловья-разбойника сидеть на девяти дубах.

Тема свиста


Но если с подвигами Соловья-разбойника историки разобрались, то вот природу его загадочного свиста объяснить они так и не смогли. В былине этот свист валит деревья, срывает крыши с домов, сотрясает землю, оглушает людей и способен погубить целую армию. Илья Муромец, взяв Соловья в плен, привозит его в Киев и велит показать свое умение киевскому князю. Дело едва не заканчивается массовым смертоубийством. Князь Владимир прячется под своей «куньей шубой», а его приближенные замертво падают от свиста Соловья на землю.

Свист Соловья-разбойника пытались вывести от свиста атакующей татарской конницы, который вгонял в панику непривычных к этому русских. Сравнивали его со «свистом звериным» загадочного Дива из «Слова о полку Игореве», который, по мнению некоторых комментаторов, был не чем иным, как свистом сусликов в степи. Но все это не объясняло мощное поражающее действие супероружия Соловья.

Свою разгадку предложили советские фантасты Алексей Казанцев и Кир Булычев. Они почти одновременно предположили, что свист Соловья — это мощный направленный ультразвук. Казанцев перенес действие своего рассказа про Соловья на планету Венеру, а Булычев просто придумал, что Соловей был инопланетянином, который привез с собой на Землю ультразвуковую установку.

Как ни странно, в чем-то фантасты были правы. Только они перепутали ультразвук (звук с частотой выше, чем та, что способен услышать человек) с инфразвуком (его частота ниже, чем та, что слышит человек). Инфразвук действительно нарушает чувство равновесия у людей, и они падают на землю. Он может привести человека в состояние паники, довести до обморока, парализовать и даже убить. Все прочие эффекты — разрушения, падающие крыши, вырванные деревья, трясущиеся столы и посуда на них — тоже могут быть вызваны инфразвуковым излучением.

Сегодня инфразвуковое излучение вовсю изучается в военных лабораториях всего мира и обещает стать передовым оружием массового поражения. Вопрос только в том, как оно могло попасть в XII век к вождю вятичей. А может быть, Соловей-разбойник был попаданцем?


Грабил русские деревни, но его неоднократно ловил богатырь Илья Муромец. Помогала ему в этом его верная лошадь Бурушка, она способна выдержать очень сильный свист Соловья. Богатырь передавал его следствию, а Князь Киевский отпускал Соловья под залог в 100 монет. Когда это произошло в очередной раз, богатырь уволился со службы, и сдал свою лошадь в конюшни. Соловей украл лошадь, и княжью казну. После этого он отправился в Царьград, по дороге лошадь сьела все золото, и убежала. Соловей пытался её поймать, одновременно это пытались сделать Илья Муромец, и солдаты Императора Василевса. Соловей встретился с солдатами, и поднял их в воздух с помощью своего свиста. Рядом проходила бабуля которая выбила зуб, и Разбойник больше не смог свистеть. Солдаты его арестовали и отдали императору. Василевс отдал Соловья Палачу. Разбойник рассказал историю о том что у него Илья Муромец забрал честно нажитое золото, и спрятал всё в Бурушку. После этой истории Соловья бросили в тюрьму. Когда к Императору пришли русичи за золотом, и вступили в бой с армией Василевса, Соловей вел счёт, в итоге получилось Илья: 1583 Василевс: 0. После этого Император доставил к нему в стоматолога, тот вставил ему золотой зуб, и Соловей смог снова свистеть. На поле боя вышел Разбойник против Ильи Муромца, однако та самая бабуля снова выбила ему зуб, и богатырь смог его одолеть. Князю Киевскому вернули казну а Ильи Муромцу лошадь. А Соловья Император бросил назад в тюрьму.

Позже к нему в камеру бросили Елисея. Вместе они устроили побег, во время которого Соловей украл мешок с золотом. Елисея поймали, а Разбойник убежал. За золото он вставил себе золотой зуб, однако его выбили богатыри, которые в это время были в Царьграде, и искали его. Соловей спрятался от них под полом, и просидел там пока они не ушли. Через некоторое время Соловей помог богатырям освободить Елисея, и его жену Забаву. Также он помог добраться им домой в Киев, дуя в парус. За это Князь Киевский выдал ему через Илью бумагу, в которой говориться что государство не имеет к Соловью никаких претензий. Соловей в свою очередь дал обещание что больше не будет разбойничать.

Читайте также: