Подходят ли картриджи от nes к денди

Обновлено: 04.07.2024

А у меня на даче ещё валяется Денди, и куча картриджей впридачу.
Марио, Контра-это же классика!

Во первых он не влезет. Однако даже если к примеру данные от игры на Сеге записать на картридж Денди и вставить в него, игра не пойдет. Т. к. она написана под совсем другую консоль, использующею другие команды. В целом если программа написана для одного устройства, она не будет работать на не совместимом с ним устройстве (однако за счет эмуляции программы для других устройств можно запускать, но для нее устройство проводящие эмуляцию должно быть гораздо мощнее устройства которое оно эмулирует).


После моей статьи про дампер картриджей (которую пока что оставили на Хабре почему-то), меня очень много раз просили рассказать, как собирать и записывать картриджи для Денди/Famicom самому. Да, это очень избитая тема, даже в древних номерах журнала «Радио» про это можно было почитать, но прогресс не стоит на месте. Рассмотрим эту тему с точки зрения современных компонентов. Тем более, по-моему, она идеально подходит для изучения азов работы с ПЛИС, именно на этом я и сам учился.


Как и в прошлый раз, эта публикация в двух форматах: развлекательное видео попроще (да, уже третья серия) и обычная статья с более детальной информацией. Кому как больше нравится, но лучше посмотрите и то, и другое.

Начать, наверное, нужно с того что, картриджи, которые продавались и продолжают продаваться в наших магазинах, перезаписать, увы, не получится (на самом деле некоторые можно, но об этом в другой раз). Связано это с тем, что в них установлена обычная EPROM память, которую можно записать только один раз. Однако, ничто не мешает собрать свой собственный картридж с нуля.

Напомню, что картридж включается прямо в шину CPU и в шину PPU, а соответственно в первую очередь содержит две микросхемы памяти с параллельным доступом: PRG — к ней обращается процессор, и она содержит непосредственно код игры, и CHR — с ней работает PPU (графический процессор), и она содержит изображения. При чём последняя запросто может быть не ПЗУ, а оперативной памятью, куда уже в процессе игры записываются данные.

Таким образом, самый простой картридж можно сделать из любых двух микросхем памяти с параллельным доступом, будь то хоть EPROM, хоть flash. При этом больше ничего из обвязки не нужно. Например, вот так выглядел мой первый самодельный картридж:


Микросхемы просто подключаются напрямую к соответствующим выводам на разъёме картриджа. Ноги /RD можно припаять напрямую к земле, ведь консоль всегда будет только читать данные, но я записывал данные уже после сборки картриджа, с помощью всё того же дампера, поэтому подключил все выводы как положено. Биты адреса и данных при этом перепутаны местами, но это абсолютно не имеет значения. Внизу можно увидеть перемычку, которая определяет «mirroring» — как будет зеркалироваться видеопамять: горизонтально или вертикально. Это зависит от игры, и в простейших играх определялось именно перемычкой на картридже.

И ещё очень важный момент — активировать нашу память нужно только тогда, когда консоль обращается к картриджу, иначе будет возникать конфликт на шине. Для этого у микросхем есть вывод /CE (chip enable), который включает память. Тут в ход идёт достаточно простая математика. Программная (PRG) память картриджа начинается с адреса $8000 и заканчивается $FFFF, это два в пятнадцатой степени. Графическая (CHR) память картриджа начинается с адреса $0000 и заканчивается $1FFF, имея объём в 8 килобайт, а это два в тринадцатой степени. Соответственно включать нашу память надо пятнадцатым и тринадцатым контактом на адресной шине. На разъёме картриджа уже есть специальные выводы, которые выдают необходимый нам сигнал. Более того, в случае с PRG памятью нужный нам контакт так и называется — /ROMSEL — сокращённо от ROM Select. Туда консоль выдаёт 0 вольт, когда обращается к памяти картриджа в районе между $8000 и $FFFF. Всё проще некуда.

Однако, на такой картридж можно будет записать только самые простейшие игры. Более серьёзные уже используют картриджи с мапперами, чтобы увеличить максимальный объём игры. Попробую объяснить, как они работали.

У памяти с параллельным доступом каждый бит адреса задаётся отдельным выводом у микросхемы. В разъёме для картриджа есть выводы A0-A14 (15 выводов) для PRG памяти. Это соответственно 15 бит адреса, которые дают 32768 комбинаций единиц и нолей, т.е. позволяют адресовать 32 килобайта. Для CHR памяти там соответственно выводы A0-A13, это 16384 комбинаций, т.е. 16 килобайт, но половина из них отдана памяти внутри консоли.

Уже в восьмидесятые годы таких объёмов стало не хватать. Конечно ничто не мешает поставить в картридж память бОльшего объёма, но у такой памяти и адресных выводов больше. Не трудно посчитать, что каждый дополнительный вывод увеличивает количество возможных адресов ровно в два раза. Но куда их подключать, если количество контактов в разъёме картриджа ограничено? Вот тут на помощь и приходят мапперы, именно они управляют дополнительными выводами в зависимости от различных условий. Почти всегда такими условиями является попытка запись в PRG-область памяти картриджа. Да, в ту, куда нельзя ничего записать.

Многие игры используют для этих целей простейшие логические микросхемы. Например, в картридже у Battletoads стоит четырёхбитный счётчик 74161, который используется как триггер. При записи по любому адресу от $8000 до $FFFF он запоминает записанное значение и выдаёт его на те самые дополнительные выводы у памяти, он же переключает мирроринг.

Но большинство игр использует для этого более сложные микросхемы, которые разработаны специально для этих целей.


Они, как правило, умеют уже переключать разные банки для разных областей памяти, управлять дополнительной памятью, генерировать прерывания, а иногда даже расширять вычислительные мощности консоли.

Первым делом читаем, как происходит взаимодействием с ним. А происходит оно через запись по определённым адресам, их 8 групп: $8000-$9FFE (чётные), $8001-$9FFF (нечётные), $A000-$BFFE (чётные), $A001-$BFFF (нечётные), $C000-$DFFE (чётные), $C001-$DFFF (нечётные), $E000-$FFFE (чётные) и $E001-$FFFF (нечётные). Запись по любому адресу внутри группы равнозначна. Видите закономерность? Регистр выбирается с помощью трёх адресных бит: A0, A13 и A14, остальные же значения не имеют.

Попробуем же имитировать работу маппера с помощью ПЛИС. Код я пишу на языке Verilog. Он тут не подсвечивается, прошу прощения за это.
Сначала описываем наши регистры, которые хранят текущее состояние:


Описываем реакцию на запись по соответствующим адресам. Возрастающий сигнал /ROMSEL говорим о том что было обращение к памяти картриджа, т.е. по адресам $8000-$FFFF, нам надо реагировать именно в этот момент.


Теперь же опишем, какой должен выбираться банк при обращении к соответствующей части памяти в зависимости от наших регистров.
Переключаются они в соответствии с такой таблицей:



Теперь CHR. Там такая схема:



Режим зеркалирования описывается всего одной строкой. В зависимости от него мы замыкаем вывод картриджа CIRAM A10 либо на A10, либо на A11:


Дальше сложнее. MMC3 умеет генерировать прерывания, когда на экране рисуется определённая строка. Это весьма полезно, и игры часто это используют. Строки на экране считаются с помощью обращений к A12 у PPU. При типичных настройках сигнал на A12 переходит из логического 0 в логическую 1 ровно один раз за строку, если не считать кратковременные переходы в 0. А их надо не считать, это всё немного усложняет:

Ах да, MMC3 поддерживает ещё подключение дополнительной оперативной памяти по адресу $6000-$7FFF! Надо не забыть и это описать:

На самом деле собрать картридж для какой-то одной определённой игры весьма просто, ведь нужно будет установить только необходимые компоненты. А вот сделать универсальный картридж гораздо сложнее.Если установить ПЛИС на 128 макроячеек, flash на 512 килобайт для PRG, flash на 512 килобайт для CHR, SRAM на 32 килобайта для CHR, SRAM на 32 килобайта в качестве дополнительной памяти, питание которой поддерживается батарейкой для игр, которые умеют сохраняться, то на нём пойдёт уже около 90%-95% игр. Схема получается весьма замороченная, я долго вручную рисовал плату под всё это дело. Кстати, при выборе компонентов не стоит забывать, что у Famicom/Dendy пятивольтовые уровни. Китайцы сейчас очень часто это игнорируют.

Первая ревизия моего универсального картриджа выглядела как-то так:


Ну и программу для записи игр написал конечно же:


Как видите, всё не так сложно, если немного посидеть и разобраться в принципах работы.

В этой части мы продолжим рассматривать особенности подключения Famicom. Следующее, что нам предстоит сделать - подобрать высокочастотный (RF) кабель.

RF-кабель своими руками

Dendy и другие привычные нам игровых приставки имели как высокочастотный выход, так и композитный.

Dendy composite outputs

Famicom соединяется с телевизором исключительно по высокой частоте - с помощью антенного кабеля.

RF-output Famicom

Увы, оригинальный RF-кабель нам не подойдёт. Он предназначен для подключения к японским телевизорам начала 80-х, и хотя его выход очень похож на обычный антенный штекер, в гнезда наших телевизоров он не входит.

Original RF-cable Famicom

В качестве альтернативы, можно использовать RF-кабель от Dendy. Но если у вас его нет, можно с лёгкостью изготовить его самому!

Нам потребуется типовой антенный кабель на два штекера, который продаётся в любом магазине электротоваров и, в зависимости от длины, стоит порядка 120-150 рублей.

Coaxial cable

Один из его штекеров отправится прямиком в антенное гнездо телевизора, другой мы отрежем и заменим на RCA-штекер (в просторечье «колокольчик»). Стоимость «колокольчика» составляет порядка 10-15 рублей.

RCA-connector

Впрочем, вы можете просто купить отрезок радиочастотного коаксиального кабеля нужной вам длины и припаять к нему с одной стороны антенный штекер, с другой – RCA разъём. Слишком толстый кабель брать не стоит, он будет громоздким и тугим, использовать его будет некомфортно. Слишком тонкий может сломаться от сильного перегиба. Так что держитесь «золотой середины»!

Итак, наш кабель готов, и мы готовы подключаться!

Покупаем картриджи – оригинал, пиратский или новодел?

Как уже говорилось выше, к Famicom подходят картриджи от Dendy. Но если у вас нет никаких картриджей, то прежде чем их покупать, задумайтесь для чего они вам нужны.

Famicom cartridge

Если ваша цель использовать Famicom в фотосессиях и видео-обзорах, то +10 баллов к крутизне фото или видео дадут оригинальные японские картриджи Famicom. Достать их несложно, порой российские коллекционеры распродают их довольно дешево - от 200 рублей за штуку. Ещё одна причина купить такой картридж – если вам нужны редкие японские игры, которые можно найти только на оригиналах. Ещё более круто – приобрести фирменный дисковод Famicom и несколько игр на дискетах. Подписчики закидают вас лайками! Несколько лет подряд компания Nintendo выпускала в Японии игры только на дискетах. Многие из них до сих пор не переизданы на других носителях.

Но если вы хотите просто поиграть - оригиналы не самый лучший выбор. Во-первых, они выпускались по принципу «одна игра – один картридж». В наш век эмуляторов и карт памяти едва ли разумно так дорого платить за каждую игру. Кроме того, все игры будут на японском, и там, где нужно много читать (например, в RPG-играх) или выбирать пункты меню, японский язык будет совсем не в радость!

Famicom pirate cartridges

Ещё один тип - картриджи из 90-х. Это пиратские копии игр Famicom, выпускавшиеся для её всевозможных клонов: Micro Genius, Dendy, Сюбор, Hi-Tex, Lifo и др. Игры на них были как на японском, так и на английском, и зачастую на один картридж записывалось сразу несколько игр. Но из-за ограниченного объёма памяти поместить туда много игр было невозможно, и если игры были стоящими, то их было от 1 до 8. Более примитивных игрушек (например, порты аркадных игр начала 80-х) влезало гораздо больше.

Эти картриджи отличала специфическая квадратная форма, плохо приклеенные наклейки, золотые рамочки и надписи на китайском.

Приснопамятны картриджи а-ля «9999 in 1», на которых было от силы 20 разных игр, причём не самых лучших. При прокручивании списка они бесконечно повторялись.

Famicom pirate cartridge 999 in 1

Покупая картриджи 90-х, убедитесь, что на них присутствуют те игры, которые заявлены, так как картинка далеко не всегда соответствовует действительности!

Сегодня такие картриджи можно найти как на сайтах объявлений, так и на барахолках. Иной раз целую коробку отдают за гроши, а иногда владелец просит по 2000 за каждый картридж – в общем, как повезет. Стандартная цена: 100-200 руб. за штуку. Количество игр может варироваться.

Famicom cartridges

Помимо китайских пиратских картриджей, были так называемые «слоны» - российские пиратские картриджи, которым был придан легальный вид с помощью логотипа фирмы Steepler (эксклюзивно продававшей приставку Dendy) и картонных коробочек. Как правило, в них тоже было по одной игре.

Steepler cartridges for Dendy Chip and Dale

В дни нашего детства нам было всё равно в какие играть, и «слоны» валялись в общей коробке с китайскими. Сегодня они ценятся дороже (особенно, если они новые и коробочка цела). Несомненно, ваши российские подписчики, чьё детство пришлось на начало 90-х, оценят их ностальгический вид. Но тогда вам больше подойдёт классическая Dendy Junior, так как что такое «Famicom» они, скорее всего, знать не будут.

И наконец современные игры. От ретро-картриджей их отличает несколько изогнутая форма и кислотно-оранжевый цвет. Если ваша цель получить максимальное количество игр за минимальную цену - это ваш выбор!

Modern pirate Famicom cartridge 500 in 1 from Russia

Микросхемы памяти на них современные, и количество разных игр может исчисляться сотнями. При этом, там будут вполне годные игры, а не пресловутые «Bomberman» и «Lode Runner». Разве это не прекрасно - заплатив каких-то 500 рублей, получить целую кучу отличных игр? Найти эти картриджи просто. Как правило, в каждом уважающем себя магазине видеоигр есть полка с новодельными картриджами для новодельных Dendy. А в некоторых городах ими торгуют даже гипермаркеты!

Именно так я и поступил – дабы протестировать на Famicom максимальное количество игр, я просто купил сборник «500 в 1». В дни моего детства о таком картридже я и мечтать не мог. К примеру, весной 95-го я был безумно счастлив получить в подарок картридж со второй частью «Черепах-ниндзя». А на этом картридже есть сразу все их части!

На нём тоже написано «Dendy», но это полная фикция, ведь фирма Steepler почила в бозе ещё в середине 90-х. Согласно информации на обратной стороне, его изготовитель екатеринбургская фирма «Геймкард», что, конечно, не делает его «российским». На него записаны всё те же пиратские копии игр 90-х годов, многие из которых на японском языке. Хотя в своё время масса игр была переведена на русский язык, никакой русификации здесь нет и в помине. Судя по всему, это китайский пиратский картридж, который в России просто упаковали в оранжевую коробочку.

Modern Chinese pirate Famicom cartridge 500 in 1

Если вы решитесь фотографировать такие картриджи и выкладывать в Instagram, будьте готовы к шквалу критики. Играть в пиратские игры (да ещё и новоделы!) сегодня ой как не авторитетно. Интернет-геймеры, претендующие на «высокий штиль» играют только в оригинальные картриджи (ну или, по крайней мере, это всячески постулируют).

И, наконец, картриджи из Китая. Дядюшка Ляо тоже не прочь погреть руки на ностальгирующих сорокалетних «подростках», тем более им несть числа по всему миру. Список игр китайского картриджа 500 в 1 удивительным образом совпадает со списком игр моего картриджа от «Геймкард». Даже в названиях игр те же (например, «Ninja Gaidem» вместо Ninja Gaiden), но это, конечно, просто случайность :)

Забегая вперёд, скажу, что картриджи-сборники в Китае есть не только для Famicom, но и для других систем: NES, Sega Genesis, Super Nintendo, Game Boy Advance и даже Nintendo 64. А для тех, кто раздобыл консоль NES, там продаётся такая незаменимая вещь, как переходник, позволяющий играть на ней в картриджи для Dendy и Famicom. Почему бы и нет?

В следующей главе мы, наконец, подключим Famicom и. посмотрим, что у нас получится!

Игровые приставки SEGA и Dendy Сергиев Посад

Вопрос: Где находится ваш магазин?
Ответ: Мы занимаемся исключительно продажами через интернет и на территории Сергиева Посада розничных отделов у нас в настоящее время нет. Самовывоз происходит только после предварительной договорённости с менеджером.
Адрес самовывоза: Сергиев Посад, остановка автобуса "Дворец культуры имени Гагарина". Также, мы осуществляем курьерскую доставку.

Вопрос: Какие вы даёте гарантии на свой товар?
Ответ: Весь товар перед передачей клиенту проходит проверку качества и имеет гарантийный талон. Гарантийный срок на игровые приставки составляет 6 месяцев со дня продажи. Гарантийный срок на игры и аксессуары (джойстики, адаптеры питания, кабели, световые пистолеты) составляет 1 месяц со дня продажи. Мы дорожим своей репутацией и всегда стараемся идти навстречу нашим клиентам. Если вдруг товар вас не устроит, как можно скорее свяжитесь с нами и мы обменяем его или вернём деньги.

Вопрос: Подходят ли приставки Dendy и Sega к современным телевизорам?
Ответ: да, подходят. Подключение производится через разъём AV (RCA, тюльпаны (белый, желтый). Для некоторых новых телевизоров потребуется переходник RCA-miniJack или RCA-SCART.

Вопрос: Чем отличаются Dendy от SEGA?
Ответ: SEGA – приставка более нового поколения, чем Dendy, имеет лучшую графику и звук. Также, у этих двух приставок абсолютно разный ассортимент игр, за некоторыми исключениями. Приставка HAMY 4 сочетает в себе и Денди, и Сегу, позволяя играть в любые игры с обоих консолей.

Вопрос: Чем отличаются более дорогие и более дешевые модели одной и той же приставки?
Ответ: количеством встроенных в консоль игр, а также наличием или отсутствием светового пистолета в комплекте приставок Денди.

Вопрос: Подходит ли световой пистолет Dendy к современным ЖК/плазменным телевизорам? Получится ли «пострелять уток»?
Ответ: В 99% НЕ ПОДХОДИТ. Световой пистолет предназначен для кинескопных телевизоров старого типа.

Вопрос: Есть ли у вас Денди или Сега, «чтоб такая же как в детстве»?
Ответ: Да. Dendy Junior 2, SEGA Super Drive 2 и SEGA Super Drive 11 выполнены в классическом дизайне.

Вопрос: Подходят ли старые игровые картриджи из 90х к новым приставкам?
Ответ: Да, подходят, кроме очень редких исключений.

Вопрос: Можно ли у вас купить игровые картриджи?
Ответ: Да, можно. См раздел "Товары" или свяжитесь с менеджером.

Вопрос: В какие игры можно играть вдвоём?
Ответ: Таких игр довольно много. Вот лучшие из них:
Dendy – Chip & Dale 1, 2; Battletoads 1, 2; Teenage Mutant Ninja Turtles 2,3; Battle city (TANK 90); Double Dragon 2,3; Contra, Contra Force, Super Contra.
SEGA – Sonic 1,2,3; Mortal Kombat 1,2,3; Battletoads 1,2; Golden Axe 1,2,3; Turtles: The Hyperstone Heist, Batman and Robin, Road Rash 1,2,3; Rock-n-Roll Racing; Contra Hard Corpse, Double Dragon 2,3; Street of rage 1,2,3; Bare Knuckle, Micro Machines; Street Fighter 2.

Вопрос: Какую приставку вы бы посоветовали купить?
Ответ: Данный вопрос требует более детального изучения, исходя из Ваших пожеланий и планируемой на покупку суммы денег. Обратитесь к нашему менеджеру и мы обязательно поможем вам подобрать оптимальный вариант, подробно проконсультировав Вас по нашему ассортименту.

Читайте также: