Петр мамонов о вере и смерти самое важное
Обновлено: 02.07.2024
Жизнь моя стала меняться кардинально, радикально, совсем в другую сторону. Результаты, конечно, мизерные. Но это не важно. Богу нужно моё устремление. Куда я гребу? А результат — не моё дело. Моё дело – идти в эту сторону. Я вижу, что там любовь, там свет, там правда. Лучше умереть за правду, чем от водки. Кто выпивал, знает, как это бывает.
Нужно ставить себе такой вопрос: зачем я живу? И честно на него себе отвечать. Всё получится! Давайте так жить. И будет хорошо. По-настоящему хорошо. А не какие-нибудь там сласти. Я всё пробовал. Очень хотелось. Человек ведь хочет блаженства.
В наших генах осталась память, когда Адам общался с Богом напрямую. Вот как мы с вами сейчас общаемся. И эта память в нас есть. Мы хотим блаженства. Почему и хочется все эти наркотики, кайфы… Блаженство! Не просто счастья хочу… Блаженства. Но там его нет. Дьявол ничего дать не может, потому что у него ничего нет, объяснили мне мудрецы.
И когда я завязывал со своими делами, я твердил себе: «Там ничего нет, там нет». Пятнадцать лет я себе это говорил. А дьявол нашёптывал: «Давай, выпей, сейчас будет…» Но там нет!
Так во всём — в спорах, в настаивании на своей правоте. Там нет истины. И в спорах никакая истина не рождается. Но в каждом конкретном случае приходится думать. Нельзя же для семи миллиардов людей на каждый конкретный случай написать закон.
Есть вера, есть Бог, есть Евангелие… Включай голову и думай, как тебе поступить. А то спрашивают: «А как надо?» Не знаю. Думай! Молись! Чтобы только не против любви. Иногда и двинуть надо по морде хаму. С любовью. И это тоже по-христиански. И родину защищать надо, и убивать надо… Но надо думать каждый раз: где любовь?
У меня был случай, когда я только завязал с водкой, встречаю мужика, который говорит: «Дай на пиво». Отказал ему. Потом думаю, дай куплю ему пожрать. Вижу, что он в запое, не ел ничего. Колбаски купил, хлебушка.
Вот так. Подумал. Включил мозг. Не отшил, но выпить не дал. Мелкий вроде бы случай. А это труд. Дал-то я ему два рубля, а блага невыразимые. А у меня внутри такое. Где я такое куплю?
И вот если из таких мелких событий и складывать свою жизнь, то она изменится. И люди, и всё вокруг у меня изменилось.
Меня часто спрашивают, что делать, чтобы молодое поколение правильно жило. Всё находится в наших семьях. Вместо того, чтобы искать ответ на вопрос, что нам делать с нашими детьми, нам надо подумать, что нам делать с родителями? Надо в себя смотреть.
Один вдруг стал в храм ходить. Спрашиваю, что вдруг так? Говорит, мать у него постоянно орала, а тут стала в храм ходить, и в доме воцарилась тишина. И вот этот Вася тоже в храм пошёл. Только так.
Ещё один важный момент — где призвание, там и служи. Например, у меня актёрская работа. Я человек публичный. Вот я и рассказываю со сцены. А кому-то это надо делать молча. Если он рот откроет — будет только хуже.
У меня в деревне сосед живёт, он плотник. Он мне на день рождения табуретку вырезал. Пришёл, говорит: «Николаич…» Поставил табуретку и ушёл. И я смотрю на эту табуретку пять лет уже. И это чудо. Он ничего не сказал. Вырезал и принёс. Я смотрю и любуюсь. Вот он Бог где.
Ответственно надо жить и на своём месте изо всех сил работать. По заповедям Божьим. Не тырить и не гонять бесконечно чаи. Пришёл на работу, чайку попил, глядишь — уже обед, опять чай попил и — домой… Не знаю, как сейчас. Я давно в трудовых коллективах не работал. В советское время так было.
Как Аркадий Райкин говорил: «Пятого и двадцать пятого». Заработная плата. А за что?
А дети всё это видят и будут точно такими, как мы. Как говорят святые отцы, по наследству передаются не только физические болезни, но духовные тоже. А если дедушка был наркоман? Чего ждать? Какие будут дети?
Поэтому будем стараться. У нас получится! Бог же есть. Он же видит наши старания. Он поможет.
Сколько ты не додал собственным детям, столько тебе придётся за них молиться. Ровно столько же. Делаю я это? Нет. А надо хотя бы полчасика в день. Проси, проси, проси. Господу надо, чтобы мы изо всех сил просили.
Бог ревнив. Ему надо, чтобы шло от сердца. Он хочет всего человека. Если так, то всё даст. А если расслаблено просить, то ничего не будет. Не надо обольщаться.
Друзья, если было полезно, ставьте лайк. Подписывайтесь на канал . Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.
У меня однажды родилась идея сделать такую постановку: выйти на сцену и просто стоять часа полтора. Что будет? Помидорами закидают, прогонят со сцены или что? Что будет?
Я часто задумываюсь: а кто я вообще такой?
Я часто пересматриваю свои старые телеинтервью, постановки, ранние музыкальные выступления и спрашиваю: это я? Да, это Пётр Мамонов. Но, надо заметить, что это совершенно другой человек. Иногда люди задают вопросы про моё прошлое, а я даже этого не помню.
Кто я? А с другой стороны, причём здесь я? Если и есть какой-то настоящий «я», то я — Божий. Я чувствую свою причастность.
Я знаю, что нам уготовано четыре жизни: первая — в материнской утробе, вторая — земная жизнь, третья — это жизнь души без телесной оболочки, а затем мы обретём новое тело.
Получается, что когда стряхнётся моё тело, это и будет подлинное моё «я». Это и будет стержень новообразующей плоти. То есть моим новым телом будет исключительно моя суть.
Понятия не имею, кто я такой. Хотя именно познание себя — это начало великой мудрости. Кто я, и что после меня останется? Может быть, кинокартина «Остров». А ведь уже целая жизнь прожита.
Митрополит Антоний Сурожский говорил, что мы живём, перекатываясь из прошлого в будущее. Мы совершенно не умеем жить сейчас.
Что я хочу для себя сейчас? Я хочу поделиться с вами тем, что понял. А что же понял я? Бог — всюду. Бог — всё. Бог — во всём.
Кто-то хочет быть с Богом, а кто-то жаждет от него справку получить — «разрешение». Одна бабушка спросила у священника: можно ли внукам гостинцев купить? И всеми нами любимый отец Димитрий Смирнов ей ответил: «Нельзя!»
И она не купила.
Всё вокруг — Господь. И большое, и мелкое — всё Бог. Я обращаюсь к нему за помощью, вплоть до мелочей. Даже прошу очки найти. И так во всём.
Что необходимо, чтобы это понять? В прекрасном фильме «Вердикт» герой замечательного актёра Пола Ньюмана даёт ответ: «Если веры не имеем, но будем поступать, как будто веру имеем, то вера придёт».
У меня есть опыт веры. Было время, когда я обращался к Богу по серьёзным вопросам. Пятнадцать лет просил у него помощи завязать с некоторыми пагубными привычками. Год не употребляешь, потом опять. И так постоянно. И когда я, наконец, попросил, что больше не хочу никогда в жизни, Господь помог.
Живший в четвёртом веке в египетской пустыне преподобный Авва Амон четырнадцать лет беспрестанно просил у Бога помощи в преодолении своей гневливости.
А иной человек жалуется: «Столько уже молюсь, а всё — никак…» Святой человек четырнадцать лет молился.
Господь хочет всё сердце человека. Вера — это когда занято всё сердце.
Меня наш деревенский батюшка иногда журит: «Что же вы так, Пётр?» А я отвечаю:
— Сейчас сладко, а потом горько будет.
Это как закон брошенного камня — или вниз летит, или вверх. Без остановок. Нет никаких промежуточных результатов.
Недаром в Евангелие написано: «Блаженные нищие духом». Что же это такое — «нищие духом»? Это когда ничего нет: ни благодати, ни Духа Святого.
Все наши поступки, дела, мысли, намерения залиты милостью Божьей. Как сказал Иисус: «Милости хочу, а не жертвы».
Преподобный Исаак Сирин писал:
«Никогда не называй Бога справедливым. Если бы Он был справедлив, ты давно был бы в аду. Полагайся только на Его несправедливость, в которой — милосердие, любовь и прощение».
Что такое милосердие? Когда испытываешь любовь ко всему, к любой твари. И даже к ненавистникам. Бог и о демонах печётся, пишет Исаак Сирин.
Милостивое сердце. Имею ли я что-то подобное? Имею, когда плачу о чём-то. Значит, есть во мне милость Божья. Малюсенький кусочек. Радостнотворный плач, как его называют святые отцы.
Хотя бы пять секунд я могу поплакать этим радостнотворным плачем.
Друзья, если было полезно, ставьте лайк. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.
…Пятнадцать лет я у Господа просил, чтобы завязать кое-какие вредные привычки. И только когда я сказал: «Господи, я не хочу делать этого никогда и буду изо всех своих щенячьих сил стараться этого не делать!» – тогда Господь дал. Господь ревнив, Он хочет все наше сердце человека – вот это о том, о чем мы говорим.
О смысле жизни
…Когда в 45 лет я стал задаваться вопросом «зачем?» – у меня было все: слава, работа, жена, дети, деньги. Но мне в какой-то момент стало незачем жить. Я потерял смысл жизни. Прочитав притчу о блудном сыне, я плакал. Меня пробило, если говорить современным языком. И постепенно я стал карабкаться вверх, стремиться к горнему, читать молитвослов. У меня остался мой первый маленький молитвослов, где я отметил галочкой, с какими молитвами, видите ли, я согласен.
И так, «комариными шажками», как говорит один мой знакомый священник, в Царство Небесное. Ведь благодать может находиться в трех немытых тарелках. Поэтому если удается каждый день делать какие-то маленькие шажочки в сторону Бога, жизнь складывается и начинает меняться очень серьезно. Появляются новые знакомства, новый круг общения, новые интересы в жизни, новые привычки, увлечения. Как сказал Пушкин: «Привычка свыше нам дана: Замена счастию она».
В человеке все – привычка. Очень важно, к чему мы привыкаем. А привыкаем мы к тому, что любим. Я познакомился с творениями преподобного Исаака Сирина, который открыл мне, что Бог есть любовь, и свет этой любви заливает нас, и Отец бежит нам навстречу и вручает перстень, знак сыновнего достоинства. Это смело все мои жизненные установки. Все у меня изменилось.
Кто я?
…У меня была такая мысль, когда я занимался театральными всякими проектами, у меня была мысль сделать такое шоу: встать на сцене молча, неподвижно, и полтора часа простоять. Это очень трудно сделать, тем более актеру: вот она сцена, зал… Что будет? Будут яблоками кидать тухлыми, или будут аплодировать, или кричать? Уходить – вряд ли, будут ждать, что будет, а ничего не будет. Я вдруг вспомнил это, и это как бы приближается к ответу на вопрос: а вот кто я? Смотрю иногда свои прошлые какие-то интервью, спектакли, вот эти песни ранние… Это я? Вроде я. На самом деле, это какой-то другой совсем парень.
…Я думаю: разница есть ли между мной тем и нынешним? Вроде бы огромная разница, а на самом деле ее почти нет. И вот я вижу, что человек – это луч. Начало есть и нет конца. Если я есть какой-то подлинный, то я Божий, Божие создание. Наверное, вот это чувство причастности. И вот мы сейчас сидим – не только Господь наш Иисус Христос рядом стоит, но в каждом атоме воздуха – Бог, и вот это поразительное какое-то чувство…
…Я подчас забываю, что нам обещано, а нам обещано, что будет четыре жизни. То есть первая в утробе матери; вторая здесь; третья – душа без тела после смерти; а потом нам будет дана новая плоть… И то, что от меня осталось, вот это щепоть, когда стряхнется все – останусь я…
…Я стараюсь учиться, и до сих пор учусь, и не научился практически ничему, стараюсь жить не по чувствам, а по закону, потому что чувства могут быть разные.
…Благодать – это только то, в какой мере я вышел на этот свет, вот и все. Поэтому откуда я знаю, кто такой я? Вообще, это начало премудрости – познание себя, видение своих грехов как песок морской, что я вообще, такой вот, Петя знаменитый…
О справке от Бога
…В разные периоды жизни я себе отвечал на этот вопрос – что нам надо от Бога – очень по-разному. Началось все с детства, когда я не хотел ничего, когда я в четыре года просыпался, видел солнце, маму любящую, это все прекрасно, и я бежал по этой улице, под этот трамвай, и остановить меня было нельзя, я бежал. Что я хотел? Ничего. Митрополит Сурожский Антоний нам пишет очень интересно, что мы живем, перекатываясь из прошлого в будущее, мы не умеем жить этим моментом. Давайте я отвечу, что я хочу в данный момент. Я хочу, чтобы вы меня поняли, я хочу, чтобы зрители меня поняли – не столько меня, а чтобы они поняли то, что понял я. А что же понял? Я понял, что Бог – это, вот, всюду Бог. Поэтому, что я хочу: да я хочу с Ним быть!
Что значит «вера без дел мертва»?
…Еще я хочу о вере сказать, что для меня очень важно… Сказано: «Вера без дел мертва». Сижу я в деревне, все у меня работает, все потихоньку, ничего вроде доброго я не делаю, думаю: а как же вера, какие дела делать? То есть думаю: какие же дела? И совершенно ясно Господь мне дает понять (опять же по Своей милости): мои дела – это мои грехи, вот настоящие подлинные дела веры. Исправлять, корчевать свои все гадости, которые я прекрасно знаю. Не надо обольщаться, я их прекрасно знаю, и вот мимо этого я пробегаю – значит вера моя мертва.
О духовной жизни
…Я как-то задал отцу Дмитрию вопрос, который меня сильно мучил. Говорю: а как вот, что ж вот этот отрезок пути, вот как, что, спасение где находится. Он мне, как всегда, очень мудро и четко ответил, объяснив все. Он говорит: «Важен зазор». Зазор между тем, что ты есть, и что ты, и кем ты стараешься быть. Богу не важен результат, Богу важен наш вектор, зазор.
О блаженстве и кайфе
…Я всю жизнь хотел не просто счастья, не просто удовольствия, я хотел блаженства. Потому что с Адамом и Евой, как я уже говорил много раз, и как отцы нам говорят, Адам и Ева в раю общались с Богом напрямую, как мы с вами, и вот это было блаженство, и вот это в генах у каждого из нас сидит. Поэтому героин, поэтому водка… И вот я пробовал, пробовал, и понял, что там этого нет. Где же оно есть, оно где-то должно быть! И вот Бог мне открылся, как я уже тысячу раз рассказывал, и у меня пошло это, пошло, потихоньку пошел опыт веры. Я просил и получал. Пускай вот так, крохи, пускай за эти двадцать пять лет это было минут десять, но я это помню. Когда человек верующий попробовал, что такое Дух Святый – «приди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны» – мы же молимся так, вот что это такое, и тогда всего меня это заливает, и я об этом помню… Понимаете, ум надо включать, ум – страж сердца. Сначала ум…
Какая у Бога мера?
…Любую вещь красит мера – сказали мудрые. Какая у Бога мера? Да никакой, у Бога нет меры, Он бесконечен. Вот что меня очень привлекло как любителя настоящего кайфа – что нет потолка. Тут можно без конца увеличивать благодать, вот этот свет в себе. Мера должна быть в каких-то наших человеческих проявлениях, в поступках, в словах.
Случай с молитвой «Об умножении любви»
…Бог прощает и исцеляет нас только Бог и Его благодать. Поэтому молиться надо, Господь нам дает алгоритм этот в Евангелии: «Молитесь за обижающих вас и добро творите творящим вам напасти». Если мы через силу начинаем за них – вот сердце все в огне, и я прав, и как он мог, – но через силу начинаем молиться, молимся день, десять дней, месяц, год, два, три, десять лет, вдруг видим: а в сердце этого нет… У меня была очень сложная история с родственниками, ну, как обычно… Хорошие люди, но всех испортил квартирный вопрос. Встречаюсь я со своим братом, надо встретиться по этому делу, сложному очень, запутанному, и он прав, и я прав, вот это все… А у меня молитвослов с собой, и я думаю: дай-ка я «об умножении любви и искоренении всякой злобы», – помните, там несколько коротеньких молитв Иоанну Предтече? Прочитал, смотрю – и он идет с улыбкой ко мне, я ему объятья распахнул и говорю: «Лешенька, мой дорогой…», и он так, и такое у нас было! Мы об этих проблемах забыли, о другом стали говорить – вот! А дальше опять, опять пошло-пошло. У меня было, я знаю это, и эти минуты я помню. И только так – с надеждой на Бога и труды…
О жертве и молчании
…Совесть – глас Божий в нас… Совесть и стыд – все это можно в себе сжечь, а можно возгревать. Возгревать как: через то, что входит в наши глаза уши. Тяжело, милый мой, – а кто обещал, что будет легко? Как Антоний Сурожский: умирал один солдат и говорит: я только переживаю за то, что я в коме сейчас буду умирать долго еще, я буду один. – Не бойся, я буду с тобой, держать буду, чтобы ты чувствовал руку. И он просидел два дня, держа его руку. И когда не можешь пожать ее – значит ты ушел, до тех пор, пока я буду чувствовать твое пожатие, буду держать, и вот он сидел с ним. Я думаю, что у него были в этот момент разные мысли, но он сидел и руку держал. А мысли будут разные. У меня у мамы была похожая ситуация, она пять лет лежала после инсульта без движения, и не могла ни разговаривать – ничего. Но я, конечно, не смог с ней все время сидеть, я нанял сиделку, но я хоть деньги эти давал, я за это работал, но я приезжал каждую неделю, сидел с ней, потихонечку молитву ей читал, что-то делал, свою маленькую меру, но что-то делал вот в эту меру. И сейчас я вспоминаю – до того, как она легла уже окончательно, она была просто больна, и вот я с ней пару месяцев жил каждый день. А больные, как правило: «не то», и «это не то», и «это не то». И тяжело было, скажем прямо, тяжело сильно, тяжело с утра до вечера. Но это было лучшее время моей жизни, это были лучшие два месяца в моей жизни, когда я себя пересилил. У меня совесть относительно чиста – хотя не очень чиста, я бы мог больше с мамочкой сидеть, мог бы больше ей дать.
Ничего не бояться
…Простота – она в этом заключается, что «верую, верую, Господи! Не бойся, только верь». Когда преодолеваем что-то, когда настоящая боль, болезнь – кончается «я», понимаете, кончается «я», а если кончается «я», вселяется Бог. И что значит «любовь изгоняет страх» – это Бог изгоняет страх, Бог – это любовь. Это о том, что Бог вселяется в сердце, и перестает быть страх.
…Мы можем очень многое, а с Богом вообще все можем. Мы можем, смотрите, что мы можем – мы можем самое главное сделать. Был жадный – стал добрый; был пьяница – стал трезвый; осуждал – перестал; раздражался – перестал.
О любви
…Исаак Сирин: «Древо жизни есть любовь Божия». То есть вся наша жизнь, все наши мысли, помыслы, поступки, шаги – все покрыто божественной любовью. Что такое милость – это любовь. Что такое «Господи, помилуй!» – это люби меня, Господи, возлюби меня такого, прости меня! Здесь всё. «Господи, помилуй!» – здесь и прощение, и вера, и надежда, и любовь, здесь весь Господь. Господи, помилуй!
…Все должны быть святыми. Ну как, должны – кто хочет. Господь же не гонит стадо хлыстом впереди себя. Он идет и зовет – кто хочет, идет с Ним.
…Каждую ночь нужно задавать себе простенький вопросик: я прожил сегодняшний день – кому-нибудь от этого было хорошо?
…Зачем мы живем? Долгие годы я никак не отвечал на этот вопрос – бегал мимо. Был под кайфом, пил, дрался, твердил: «Я главный». А подлинный смысл жизни – любить. Это значит жертвовать, а жертвовать – это отдавать. Схема простейшая.
…Любовь – это не чувство, а действие. Любовь – это вымыть посуду вне очереди.
…Не бойтесь смерти, но опасайтесь потерять близких. Больше не бойтесь ничего.
О том, что значит фраза «Всегда радуйтесь»
…Всегда радуйтесь – это другая радость, радость о Духе Святом, о мире душевном, а не такая дурацкая: выпил – и радуйся. А если любишь только себя, какая тут радость?
Вот как такую веру обрести и такую рьяную целеустремленность, чтобы забыть свои «хочу» постоянные? Ради Господа нашего, Который жив и с нами рядом вот здесь сидит и слушает меня, грешного, окаянного. Я столько дурного Ему сделал, так Его оскорблял, а Он все прощает: я все еще жив…
«Хочется стоять перед Богом в молчании»
…В молчании хочется стоять перед Богом, в молчании. Молчание. Потому что, ну, что я Ему скажу? Вот какие-то вещи такие, какие-то подлинные вещи в себе приумножать, и тогда всё сладится. Все сладится, все то, о чем мы говорили, о всех наших сложностях. Постоять перед Богом молча, но перед Богом. Знать, что Он видит нас всех насквозь, всегда, и любит нас таких, какие мы есть. Таких вот ужасных, безумных, боящихся, малосильных.
О памяти смертной
…Все мы, и я в том числе, живем подчас так, как будто мы никогда не умрем. Я думаю, что вот поеду в Воронеж, вернусь обратно. Как будто меня не может сразить инфаркт, как будто не упадет самолет…
Раньше не задумывался о смерти, а потом стал думать – что будет после того, когда я умру? Что я там буду делать? Вот он гроб – четыре стенки, сверху крышка. В кино я четыре раза ложился в гроб и выскакивал оттуда. Режиссер спрашивал: «Страшно?» Да не страшно, просто ответственное такое дело.
Я помню, как пятилетним мальчиком, в то время, когда все дети начинают о смерти думать, лежал в кровати и с ужасом размышлял: «Как это так, меня не будет, а вот это вот все будет – и лес, и альбом для марок…» А потом я перестал об этом думать, наступила слепая, дурная, длительная пауза. Лет на 40! И сейчас мне так жалко, что эта пауза была. Конечно, какой-то опыт я извлек. Жаль только, что в молодости было столько сил, столько бы я мог сделать!
О жизненных итогах
…Что после меня останется? Может быть, несколько стихотворений и фильм «Остров». А жизнь прожита, 70 лет. Что я понял к своим 70 годам? Жизнь, конечно, великолепна. Но это очень ответственная вещь.
…Я всю жизнь хотел быть самым крутым. Ну и что, я Бога нашел, Он мне открылся? Но Я его искал, и я вижу, что круче этого ничего нет, ну ничего просто не лежало рядом…
Про смерть
Исаак Сирин пишет: «Долог наш путь, трудна наша дорога. Но блага, обещанные нам, невыразимы». Будет смерть, будет вечная жизнь, будет стояние перед Богом, будешь ответ перед ним держать. И вот ради этого стоит жить, чтобы потом вечно быть в свете. Ведь Бог – это не поклоны и свечечки. Это как солнечный шар. Свет всегда горит, а мы порой отходим от него.
Кто верит в случай, не верит в Бога. Жизнью и смертью распоряжается только Он. И забирает человека лишь в двух случаях: если исправление его уже невозможно или человек готов, и это лучший момент в его жизни. Я был у отца Димитрия Смирнова за месяц до его смерти. Его возили уже на каталке, у него ноги отказали. И я ему сказал: «Да вы весь сияете». А он мне на это: «Здоровье – дар Божий. Болезнь – дар бесценный». Так мудро и ушел.
Ушел мой друг Саша Липницкий, с которым мы начинали «Звуки Му». Трагически: провалился под лед. Если и его взял Бог, значит, пришел срок. Не нам судить. Мы можем помочь только молитвой. У Бога мертвых нет. Нам кажется, что наша жизнь такая длинная, ответственная, важная. Но она важна только своей подготовкой к вечности. Там, когда каждый из нас умрет, тебя поселят с такими же, как ты. Иногда с женой поссоришься и думаешь: «Вот умру и больше никогда с ней не увижусь». Нет, браток. Вас насильно вместе поселят. Поэтому мириться надо с ней здесь.
Финал
…Сейчас у меня цель одна. Во-первых, чтобы меня услышали глубокоуважаемые зрители: я всегда стараюсь изо всех сил говорить только то, что вышло у меня, что я понял, что я сначала умом понял, а потом что случилось. Если кому-нибудь поможет – может быть, кому-нибудь, из ста тысяч десяти поможет, а то и одному, значит я недаром живу. Я устал жить даром, я устал жить ради кайфа, хотя и это, конечно, присутствует. Я хочу пользу приносить.
Напоследок могу маленькое стихотворение прочитать смешное: «Рассказывать не надо никогда, что ложку ты проносишь мимо рта, и что жена попалась глупая не та, и что вокруг обман и суета, и что металл не тот, и сталь не та, и что Китай… Пойди глянь в зеркало и больше не болтай».
В кинофильме «Остров» видели, наверное, как я в гробик ложился. Три раза ложился, вскакивал и по часу ходил потом еле-еле… Серьёзное дело, оказывается. Даже в кино. Четыре стеночки, и ничего нет и не будет. Всё, что успел собрать – всё тут.
У нас в деревне часто отключают свет. Едешь из Москвы домой, думаешь, сейчас компьютер включу, музыку… А тут раз – и света нет. Лежишь в темноте на диванчике один. И что? С чем лежать в темноте? Попробуйте: выключите свет и часик полежите, ничего не делая. Только обязательно ничего не делая.
Митрополит Антоний писал: «Мы живём, из прошлого перекатываясь в будущее. Мы не живём настоящим моментом». Вот в эту секунду, вот сейчас я живу. Это, по сути, и есть молитва. Когда ты весь собираешься под кожей в этот миг. Вот сейчас. "Сейчасшний" ты.
Причём здесь что-то внешнее вообще? Место, в котором ты находишься, вообще мало, что значит. Старичок на Афоне в пещерке жил. У него вид из пещерки был классный. А он его дощечкой прикрывал. Ему говорят: «Старче, ты что? Это же Божий мир!» Он в ответ: «Если бы вы знали, какой у меня свет внутри…» Он загораживал дощечкой помехи.
Так же и в работе. Что такое работа? Это не брать, это отдавать. Я не думаю, сколько мне заплатят. Денежки придут, и Мерседес будет.
Где сокровища ваши, там и сердце ваше будет. Если моё сокровище – Мерседес, то я там весь по уши, а если для меня это удобное средство передвижения, то, значит, я свободен.
Весь вопрос - в вере. Не в то, что Бог есть, а в то, что он сказал. Верить ему. Всё написано, ребята. Каждый шаг. Чудеса случаются по 30-40 раз за день, когда стараешься на этом пути.
Как сказал мудрейший отшельник Исайя, я все свои скорби и немощи возложил на Бога. Вот как бы нам так поступить – на Бога возложи и живи.
Давайте каждый день жить по совести. Не существует разделения: когда я в церкви с Богом - это одна жизнь, а когда я на машине еду – это уже какая-то другая жизнь. Есть только жизнь с Богом или смерть… когда живые трупы ходят и что-то делают.
Мы удобопреклонны ко греху. Почему нас не тянет что-то новое познать, а тянет покурить на чердаке? Потому что Адам повернулся в ту сторону… И мы это в себе несём. Борьба идёт кровавая.
У соседа на участке магнитола целый день орёт. Или поругаться с ним, загнув пальцы… Или не сказать ни слова, как будто этого нет. Вот это, действительно, круто! Тогда ничего не страшно. Вот что даёт православие. Потому что это – Бог . Он всемогущ!
Даже если судить прагматически, с Богом выгодно. Это всегда работает. Это всегда с тобой. Это как у мамочки на руках.
Незлобие и мир по возможности. С некоторыми мир невозможен. Общаться не надо, но надо изъять свою злобу. Есть такие люди, с которыми общаться нельзя, ими владеет бес. Это болезнь. Мы же не ругаем того, кто гриппом болеет.
Если любовь стала качеством человека, он и врагов простит. Тужиться, как в туалете не получится. Любовь должна стать качеством.
О дереве всегда судят по плодам. Какие же плоды? Любовь, вера, долготерпение, благость, воздержание, милосердие, кротость.
Кротость – это незлобие. Если я не злой, то я - кроткий. Если я злой, то правда моя. Как только начал обвинять других, тут же дьявол сел и погоняет.
Бог – это замысел обо мне. Я, грешный, должен употребить все силы, чтобы прийти к замыслу, вернуться к себе. Если у меня стало что-то хорошее происходить в смысле результатов - пошла синергия (две энергии) - я и Бог. Значит, я трудился.
Вопрос один: «Зачем?» Зачем я это делаю? Зачем я надел этот свитер? Зачем я сюда пришел? Зачем я еду на этой машине? Зачем? Ради чего?
Как жить? Как ребеночек в утробе живёт. Чтобы выйти в жизнь вечную. Великолепная мысль. Воспринимать эту жизнь, как подготовку, а там уже будет "ништяк"…
Друзья, если вам понравилось и было полезно, ставьте лайк.
Когда мне было лет 16, бывало, мама мне говорила: «Ты не мог бы сегодня переночевать у приятелей? Мы хотим с папой остаться одни». Ей уже было под 65. Свет этой удивительной любви озарял все мое детство.
Когда мне было пять лет, я украл деньги и мы пошли с товарищем покупать пистонные пистолетики. Мама, конечно, об этом узнала. Она взяла меня за руку, повела в «Петровский пассаж» и сказала, чтобы я отдал продавщице пистолетик и сказал, что я украл деньги. Я, конечно, ничего этого не произнес, но у меня были ручьи слез, и я этот случай запомнил на всю жизнь.
Детей надо воспитывать. Меня воспитывали. Я в 16 лет никак не хотел идти работать, и было сделано очень просто. Раньше был такой холодильник ЗИЛ, который закрывался на ключик — и от меня был закрыт холодильничек на ключик. Три дня я пальцы гнул, а потом я пошел работать. Жрать охота! Вот и всё. — «Правмир»
В Церкви нет никакого «с понедельника»
Что мне нравится в Церкви, так это то, что там нет никакого «с понедельника». Десять лет вообще считается за ничего: новоначальный еще — считай, и не преступал.
Я раньше думал: как же так. И вот в действительности вижу, что у меня только-только начинает получаться обиду прощать. И то не сразу, а через два дня. А раньше чуть что не так — по лбу. Всё, на всю жизнь враг. Здоровый я был, сильный. Как дам — все как снопы валятся. — Esquire
В 45 лет у меня было все, но стало незачем жить
Когда в 45 лет я стал задаваться вопросом «зачем?» — у меня было все: слава, работа, жена, дети, деньги. Но мне в какой-то момент стало незачем жить. Я потерял смысл жизни. Прочитав притчу о блудном сыне, я плакал. Меня пробило, если говорить современным языком. И постепенно я стал карабкаться вверх, стремиться к горнему, читать молитвослов. У меня остался мой первый маленький молитвослов, где я отметил галочкой, с какими молитвами, видите ли, я согласен.
И так, «комариными шажками», как говорит один мой знакомый священник, в Царство Небесное. Ведь благодать может находиться в трех немытых тарелках. Поэтому если удается каждый день делать какие-то маленькие шажочки в сторону Бога, жизнь складывается и начинает меняться очень серьезно. Появляются новые знакомства, новый круг общения, новые интересы в жизни, новые привычки, увлечения. Как сказал Пушкин: «Привычка свыше нам дана: Замена счастию она».
В человеке все — привычка. Очень важно, к чему мы привыкаем. А привыкаем мы к тому, что любим. Благодаря вам я познакомился с творениями преподобного Исаака Сирина, который открыл мне, что Бог есть любовь, и свет этой любви заливает нас, и Отец бежит нам навстречу и вручает перстень, знак сыновнего достоинства. Это смело все мои жизненные установки. Все у меня изменилось. — «Россия-24»
О том, как научился прощать
Бог прощает, и исцеляет нас только Бог и Его благодать. Поэтому молиться надо, Господь нам дает алгоритм этот в Евангелии: «Молитесь за обижающих вас и добро творите творящим вам напасти». Если мы через силу начинаем за них — вот сердце все в огне, и я прав, и как он мог, — но через силу начинаем молиться, молимся день, десять дней, месяц, год, два, три, десять лет, вдруг видим: а в сердце этого нет…
У меня была очень сложная история с родственниками, ну как обычно… Хорошие люди, но всех испортил квартирный вопрос. Встречаюсь я со своим братом, надо встретиться по этому делу, сложному очень, запутанному, и он прав, и я прав, все вот это…
А у меня молитвослов с собой, и я думаю: дай-ка я «об умножении любви и искоренении всякой злобы», помните там, несколько коротеньких молитв Иоанну Предтече.
Если вы мои книжечки читали, то там есть такая история, рассказанная, как в автобусе еду в Москву, автобус заполнен, никуда не пересесть, и садятся передо мной два дембеля пьяные: мат, о бабах. Я думаю: два часа, ну, береги уши, и я что стал делать, я стал думать: а кто они такие — деревенские ребята, вот они родились в деревне маленькой, удили рыбку там, бегали, потом на велосипедах ездили, были хорошие ребята, но отец пил, мать все время орала, бабка говорила: не слушай маму, вот это всё, в этом аду они выросли, потом они в армию попали, сначала их били, потом они били, вот они вышли… Смотрю — приехали. Я не услышал ни одного их матерного слова, меня не посетила ни одна о них отвратительная мысль: какие козлы… Понимаете, вот реально, вот как. — «Парсуна»
Любовь — это вымыть посуду вне очереди
Зачем мы живем? Долгие годы я никак не отвечал на этот вопрос — бегал мимо. Был под кайфом, пил, дрался, твердил: «Я главный». А подлинный смысл жизни — любить. Это значит жертвовать, а жертвовать — это отдавать.
Любовь — это не чувство, а действие. Не надо пылать африканскими чувствами к старухе, уступая ей место в метро. Твой поступок — тоже любовь. Любовь — это вымыть посуду вне очереди. — «Наше радио»
О фильме «Остров»
Мама Павла Семеновича Лунгина была переводчиком художественной литературы со скандинавских языков. Моя мама тоже занималась этим же делом. Мы с детских лет семьями дружили. Потом Павлу очень понравилось то, что я делаю на рок-сцене, в группе «Звуки Му», и он мне предложил такую роль. Ничего случайного нет, и эта роль как раз совпала с тяжелым периодом моей жизни, когда я старался освободиться от зависимостей. И поэтому в свою мелкую меру я борьбу моего героя знаю. Я так же и плакал, и старался, и Бога просил. У него, конечно, этот уровень выше, шире.
Кадр из к/ф «Остров»
Я благодарю Бога за то, что я встретился там с удивительными нашими актерами и мы подружились. Виктор Иванович Сухоруков, Юрий Александрович Кузнецов – замечательные люди, замечательные русские актеры, и я счастлив, что имею честь быть с ними знакомым. Дима Дюжев тоже прекрасный человек. Мы жили там здорово. Все было залито счастьем, потому что было очень трудно. Вот нам и указание: где трудно, где преодоление, там есть счастье. — «Правмир»
«Стоп, — думаю, — а Господь?»
У меня был интересный случай. Я коллекционирую виниловые пластинки. Как-то раз, выбирая в одном из магазинов любимые пластинки, я вдруг увидел, что другой покупатель достал именно ту, которую мне хочется. Потом отложил ее в сторону, пошел что-то искать, а у меня первая мысль была взять эту пластинку, быстренько оплатить и уйти.
Стоп, думаю, а Господь? Он ведь все видит. И я отказался от мысли ее взять, внутренне скрутил себя.
В следующий свой приезд в этот магазин стоит эта же пластинка, словно меня дожидается. Вот как откликается Бог на наше стремление к Нему. Если мы сверяем свои поступки с Его заповедями, то Он нам воздает во сто крат больше — хорошим настроением, самочувствием, нетварной Божественной энергией, благодатью.
О любви к России
Но вообще «гордиться» — не то немножко слово. Если «гордиться» значит превозноситься над другими, то не надо. А если ради чего жить…
Вот дело рук человеческих, к примеру. У меня в деревне мужик один сварил под коня тележку-велосипед. Конь крутит колеса! Мы едем на велосипеде 40 км в час, а конь, он мчится как ракета. И поля пашет и везет. Сначала не хотел он в эту телегу, а теперь лезет, впряги меня! Кататься хочет. Велоконь. Так мужика и зовут.
Россия — это не Москва и не Петербург. Это страна. Поэтому чем гордиться? Людьми этой страны. — «Российская газета»
Не знаю ни одного богатого человека, который был бы счастлив
То, что возьмем с собой в вечность, потрогать нельзя, и как раз этого мы не умеем. Вроде, кажется, всё в порядке — а попробуй только тронь, как святые говорят. С какого боку ни тронь, всюду вонь. Сразу вонь пойдет. Обиды: «А как он мог? А сын грубит. Жена все деньги истратила», — и пошло-поехало. Ум — страж сердца, поэтому умом я все время себе говорю: неправ, неправ, неправ. — «Правмир»
Смерти нет
Отношение короткое: смерти нет. Символ веры нашей христианской оканчивается так: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь». Аминь значит «истинно так». Человек верующий, как апостол Павел писал, желает разрешиться от этой жизни, чтобы встретиться со Христом. То есть эту оболочку скинуть — и будет вечная жизнь. И, если мы научимся здесь общению с Богом, оно продолжится там, только в большей мере, и ждет нас неизведанное, необычное, непостижимое. Сейчас я вам прочитаю.
Вот, пожалуйста, пишет преподобный Феогност, IV век: «Какое несказанное, невыразимое утешение, когда душа с уверенностью во спасении отделяется от тела, слагая его, как одежду. Ибо, как бы во обладание суще уповаемых благ, она оставляет его беспечально, с миром идя к ангелу, свыше сходящему к ней с радостью и весельем, и вместе с ним беспрепятственно проходя воздушное пространство, никакому не подвергаясь нападению со стороны духов злобы, но в радости восходя и с дерзновением и благодарными возгласами, пока достигнет поклонения Творцу и там получит определение быть помещенною в сонме подобных ей кровных в добродетели до общего воскресения».
Чего еще желать?
Конечно, смерть — дело небывалое. И боязно, и не хочется. Но только не так: «А, не надо об этом думать». Как это об этом не думать?
Только об этом и надо думать, потому что это единственное, что будет точно с каждым из нас.
Конечно, к этому надо готовиться. Я только начинаю бояться, когда я вижу, насколько я не готов к тому, о чем я с вами говорю, — к общению с Богом. А как я свои пластиночки оставлю? А как я свои эти проигрыватели? А дом. — «Правмир»
Читайте также: