Отличие готики от псевдоготики

Обновлено: 06.07.2024

Наверное, в первую очередь, в псевдоготике заметна эклектика (смесь стилей, например, какого-либо стиля, общепринятого (распространенного, модного) на момент постройки псевдоготического сооружения и старой готики), и, возможно, подчеркнутая вычурность или гипертрофированность наиболее характерных элементов стиля.

Неоготика, по сравнению с псевдоготикой, более напоминает старую готику, но отличается от старой готики, вероятно, в первую очередь, размерами (шириной) окон (жить в помещении, освещаемом светом через узкие бойницы, люди, не подвергающиеся постоянной военной опасности, не очень любят), меньшей боевой функциональностью строений и их элементов, чем строения эпохи ранней готики, и назначением построек (в старину не имело смысла вкладывать огромные средства и\или 10- 20- 30-тилетние усилия в постройку какого-нибудь развлекательного павильона, бакалейной лавки, биржи, бани в готическом стиле. В этом стиле строили только общественно-значимые здания). )))

Продолжаю серию "Стили Архитектуры" рассказом об одном из красивейших стилей - Готике.

После падения Великой Римской Империи, об архитектурных стилях и особенностях которой я рассказывала в статьях "Древнеримская архитектура" и " Византийский стиль. Храм Живоначальной Троицы" - наступили смутные времена. Вожди и короли постоянно воевали и делили земли, и европейским государствам было совсем не до культурного развития. Поэтому Средние века историками были названы - Тёмными Веками. Культура не развивалась, но и не была утрачена. Единственная действующая невоенная (наднациональная) сила - Христианская церковь - в недрах своих бережно хранила документы, традиции, обычаи и формы общественной организации государства. Людям хотелось прекращения кровопролитных войн, хотелось стабильности и уверенности в завтрашнем дне, поэтому они и тянулись к разрушенному устройству государства. И всё это им могла вернуть - церковь, которая оберегала наследие Великой Римской Империи. Церковь стала сильной властью, которую признали народы. Но она - власть эта - оказалась не готова к единству, поэтому вместе с горячими войнами начались войны религиозные. В ходе религиозных войн победителем снова стал - Рим, а значит - Римский папа.


И вот только с установлением в Европе папской власти и наступила та самая политическая стабильность. Главной властью в Европе стала - Церковь. Их власти подчинялись даже короли.

В Европе такая кафедра называлась - "Святой Престол" - на котором восседал Папа Римский.

Но с воцарением Папы Римского народы снова не смогли жить спокойно. Ещё не все конфликты (политические и военные) закончились, а на людей свалились ещё более страшные напасти. В этот период на Земле стал кардинально меняться климат. Это разрушило существующую систему земледелия и животноводства, поэтому наступил страшный голод. В довершении всего людей "накрыла" - бубонная чума. Чума выкосила население, упал дух человеческий. И когда она чуть отступила, срочно потребовалось что-то такое грандиозное, одухотворяющее, способное поднять тот дух, что-то красивое и величественное. И этим "чем-то" стала архитектура.

Именно в этот период она стала развиваться и вырвалась вперёд во всеоружии и блеске. Возникли два новых стиля - Романский и Готический. Второй, как мы знаем, впоследствии стал величайшим достижением человечества.


Романский стиль стал новым витком развития классической римской базилики.

Б аз илика - тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного количества (1,3 и 5) различных по высоте нефов.

Нефы - вытянутые помещения, ограниченные с одной (или обеих) сторон круглыми колоннами, отделяющих их от соседних. В соборах, обычно, существует центральный (главный) неф - он ещё называется "наос" - где прихожане собираются на богослужение, и два (несколько) боковых нефа.

Романский стиль в базилике заменил круглые колонны на столбы, в плане изменил постройку с прямоугольной формы на форму в виде "латинского креста" и вокруг алтаря появилась обходная галерея - деамбулатория - по которой паломники могли проходить мимо реликвий, чтобы поклониться им.

Ещё одной характерной особенностью Романского стиля были - массивные каменные своды и такие же стены с маленькими окошками. Из-за этого во внутренних помещениях зданий было достаточно темно. Иногда, массивные внутренние своды делались из дерева. Также, этот стиль подарил миру - полуциркульные окна и арки. Такой формы арки, двери и окна в Москве встречаются предостаточно. Например, на здании Капеллы Кафедрального (лютеранского) собора Святых Петра и Павла, что в Старосадском переулке в Москве.







Помимо стрельчатости, другими особенностями Готического стиля были:

-прямоугольная планировка
-строгая цветовая гамма (жёлтый, красный и синий)
-стрельчатые и ребристые арки (в том числе "аркбутаны")
-высокие длинные залы со столбами посередине
-витражи и витражные круглые окна "Розы"
-пинакли
-крестовые и веерные своды
-горгульи




Англиканский Собор Святого Андрея - это однонефная неоготическая красно-кирпичная базилика с башней, увенчанной четырьмя небольшими остроконечными башенками-пинаклями.



Здесь мы, как раз, видим и прямоугольную планировку, и традиционный жёлтый (красно-жёлтый) кирпич, стрельчатые окна. Окна церкви, как положено, ранее украшали витражи, но в Советское время они были утрачены.







Здесь можно увидеть и нартекс (притвор) - входное помещение, предназначенное для лиц, не имеющих права входить внутрь собора; и наос - главный неф (основное вытянутое помещение со скамьями, где находятся прихожане, слушающие службу) и боковые нефы (помещения, вытянутые вдоль наоса и отделённые от него колоннадами);




и трансепты (поперечные нефы в крестообразных храмах, пересекающиеся с наосом под прямым углом) и башней над средокрестием (традиционной, для стиля Готики)







К сожалению вечером, когда я снимала собор, самого большого витража не видно во всей его красе, а дневных фото пока нет. На днях съезжу туда днём и заменю фотографию. Пока пусть постоит эта.





Само здание традиционно опирается на 10 контрофорсов (вертикальные конструкции, представляющие собой выступающие части стены - вертикальные рёбра, предназначенные для усиления несущей стены путем принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов). В стороны расходятся два трансепта (поперечные нефы в крестообразных храмах, пересекающие основной (продольный) неф под прямым углом.




Совершенно замечательно смотрятся - аркбутаны - наружные каменные полуарки, передающие горизонтальное усилие распора сводов собора на опорные столбы вне храма.



А чУдные готические столбики-шпили с пинаклями в "крабах" очень украшают Собор. Пинакли- вертикальные остроконечные башенки с "крабами" (иголочки такие на шатре)




Также здесь можно увидеть - деамбулаторий (обходная вокруг Престола галерея, для прохождения прихожан мимо святыни Алтаря - здесь это мощи святого апостола Андрея - чтобы поклониться ей).


Фото 2014 года

В ансамбль Царицынского Дворца присутствовали и стрельчатые готические аркады с проёмами, особенностью стали стрельчатые кокошники над окнами, орнаментальные готические сплетения украшали окна в кровлях башен.



Фото 2013 года

. присутствовало и орнаментальное заполнение стрельчатых арок Фигурного моста.

Даже такие готические элементы как "крабы" (остроконечные завершения кровли) встречаются на галерее Фигурного моста, и на проходной дворцовой арке - колоннаде Парадного входа. Монументальные каннелированные полуколонны акцентируют углы башен.



Фото 2012 года

Ведущим визуальным элементом дворца, определяющим его силуэт, стали именно угловые башни.





Благодаря им готические мотивы в Царицыне стали ещё более выраженными. Тем не менее шатровые завершения башен стилистически восходят и к башням Московского Кремля. В здании, несмотря на его общий готический облик, явно проступают черты классицизма, ставшего к 1790-м годам ведущим направлением русской архитектуры.

Все постройки Дворцового комплекса отделкой гармонировали друг с другом. Проиллюстрирую на примере Среднего Дворца (или Оперного Дома).


Парламент и часовая башня (


Парламент и часовая башня ("Биг Бен") в Лондоне. 1840 - 1868. Архитекторы Ч. и Э. Бэрри и др.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

(ложная готика), направление в архитектуре второй пол. 18 в., возрождающее формы готики; ранний этап неоготики. Некоторые русские и западноевропейские архитекторы, увлекшись романтикой Средневековья, возводили храмы, дворцовые здания, садовые павильоны, в отделке, а иногда и в конструкции которых использовались элементы готической архитектуры. Стрельчатые арки, причудливый рисунок устремлённых ввысь линий, нарядность и красочность «кирпичной готики» увлекали В. И. Баженова (постройки в усадьбе Царицыно, 1775—85), М. Ф. Казакова (Петровский путевой дворец в Москве, 1775—82), Ю. М. Фельтена (Чесменский дворец с церковью Св. Иоанна Крестителя в Санкт-Петербурге, 1774—80;), братьев И. В. и П. В. Неёловых и др. зодчих. Некоторые здания строились так, что напоминали поэтичные и загадочные древние руины (Русалкины ворота в Царицыно В. И. Баженова, Башня-руина в Царском Селе Ю. М. Фельтена, 1771—73).

В. И. Баженов. Фигурные ворота и Оперный дом. 1775—85 гг. Царицыно


В. И. Баженов. Фигурные ворота и Оперный дом. 1775—85 гг. Царицыно

М. Ф. Казаков. Петровский путевой дворец. 1775—82 гг. Москва


М. Ф. Казаков. Петровский путевой дворец. 1775—82 гг. Москва

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

Полезное

Смотреть что такое "Псевдоготика" в других словарях:

псевдоготика — псевдоготика … Орфографический словарь-справочник

ПСЕВДОГОТИКА — (ложная готика, неоготика), направление в архитектуре 18 19 вв., возрождавшее архитектурные формы и декоративные мотивы готики (отдельные постройки В.И. Баженова и М.Ф. Казакова в России, Э. Виолле ле Дюка во Франции и др.) … Современная энциклопедия

ПСЕВДОГОТИКА — то же, что ложная готика … Большой Энциклопедический словарь

Псевдоготика — (ложная готика, неоготика), направление в архитектуре 18 19 вв., возрождавшее архитектурные формы и декоративные мотивы готики (отдельные постройки В.И. Баженова и М.Ф. Казакова в России, Э. Виолле ле Дюка во Франции и др.). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Псевдоготика — направление в архитектуре 18 19 вв.; то же, что Ложная готика … Большая советская энциклопедия

Псевдоготика — ж. 1. Условное название направления в искусстве XVIII XIX вв., обычно в архитектуре, подражавшего готическим образцам. 2. Совокупность приемов, особенностей такого направления. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой


Псевдоготика, ложная готика или русская готика — предромантическое направление в русской архитектуре екатерининской эпохи, основанное на вольном сочетании элементов европейской готики и московского барокко с гротескными привнесениями работавших в этом стиле архитекторов, нередко насыщенными масонской символикой. После смерти Екатерины II развитие русской готики шло параллельно со становлением неоготического направления в архитектуре Западной Европы, но, в отличие от неоготики, с подлинным средневековым зодчеством русская готика имеет мало общего.

Содержание

Екатерининская псевдоготика

Архитектурный язык русской готики, как считается, изобрел В. И. Баженов при строительстве Царицынского дворца (начиная с 1776 года). Здесь сразу бросается в глаза отличие от монохромной европейской готики — широкое использование красного кирпича с белокаменными деталями — сочетание, вызывающее в памяти башни Московского Кремля и церкви нарышкинского барокко. Помимо царицынских построек, Баженову также приписывается мнимоготическая Владимирская церковь в усадьбе Быково (1789).

После того, как императрица забраковала баженовский проект, строительные работы в Царицыне продолжил М. Ф. Казаков. Ему же принадлежит в Москве псевдоготический «Петровский замок» и, по всей видимости, усадебный дом А. П. Ермолова в Красном под Рязанью. Его брат Родион Казаков строил соборный храм Зачатьевского монастыря и, возможно, Никольский собор в Можайске — первые попытки наложения готического декора на традиционную для православия форму крестово-купольного храма.


При петербургском дворе в одно время с Баженовым мотивы готического зодчества разрабатывал Ю. М. Фельтен. Постройки Фельтена в космополитичной северной столице — Чесменский дворец и церковь при нём, церковь Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове — далеки от заветов московского барокко и ближе к ранним образцам европейской неоготики. Впрочем, неподготовленный зритель вряд ли уловит в постройках Екатерины и её придворных что-либо, напоминающее западноевропейское средневековье.

В эпоху романтизма

С вступлением на престол Павла I стилизаторство в готическом духе получило новый импульс, ибо этот монарх стремился возродить в России идеалы средневекового рыцарства, став главой Мальтийского ордена. Свои резиденции он называл «замками», хотя они вполне соответствуют эстетике классицизма. Из построек павловской эпохи наиболее «готичен» Приоратский замок, но, будучи помещённым в контект прочих садово-парковых павильонов Гатчины, он воспринимается как архитектурный каприз.


При Александре I интерес к готике впервые распространяется за пределы узкого круга придворных: В. А. Жуковский знакомит русских читателей со страшными балладами в готическом духе, а А. А. Марлинский воспевает в прозе рыцарские турниры — и этими произведениями зачитывается вся дворянская Россия.

Перенесение западного средневековья на русскую почву налицо и в области архитектуры: в это время древнерусские архитектурные ансамбли перестраиваются либо завершаются в псевдоготическом духе. В Московском Кремле строить «под старину» пробуют даже приезжие итальянцы академической выучки — А. И. Руска (Никольская башня, 1806) и К. И. Росси (Екатерининская церковь Вознесенского монастыря, 1808).

Дальнейшая эволюция


Дом Севастьянова в Екатеринбурге — пример влияния баженовской псевдоготики на провинциальных архитекторов периода эклетики.

Усиление при Николае I националистических настроений под лозунгом «Православие, Самодержавие, Народность» благоприятствовало возрождению К. А. Тоном и другими архитекторами художественных мотивов византийского и древнерусского, а не западноевропейского средневековья. Обращения к псевдоготике баженовского пошиба носят единичный характер. Наиболее последовательно традицию русской готики продолжал, пожалуй, М. Д. Быковский, выстроивший, в частности, такие живописные ансамбли, как подмосковная усадьба Марфино.

Очищенной от «русскости» неоготике (т. н. «английский стиль») покровительствовали отдельные члены императорского семейства во главе с происходившей из Пруссии императрицей Александрой Фёдоровной. Для неё в Петергофе построил «Капеллу» именитый прусский архитектор К. Ф. Шинкель. Из отечественных зодчих вкус императорского семейства к неоготике удовлетворял Н. Л. Бенуа, среди петергофских проектов которого выделяются императорские конюшни и причудливое здание вокзала. Приезжал в Россию и знаменитый знаток неоготики Виолле-ле-Дюк.

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Псевдоготика" в других словарях:

псевдоготика — псевдоготика … Орфографический словарь-справочник

ПСЕВДОГОТИКА — (ложная готика, неоготика), направление в архитектуре 18 19 вв., возрождавшее архитектурные формы и декоративные мотивы готики (отдельные постройки В.И. Баженова и М.Ф. Казакова в России, Э. Виолле ле Дюка во Франции и др.) … Современная энциклопедия

ПСЕВДОГОТИКА — то же, что ложная готика … Большой Энциклопедический словарь

Псевдоготика — (ложная готика, неоготика), направление в архитектуре 18 19 вв., возрождавшее архитектурные формы и декоративные мотивы готики (отдельные постройки В.И. Баженова и М.Ф. Казакова в России, Э. Виолле ле Дюка во Франции и др.). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Псевдоготика — направление в архитектуре 18 19 вв.; то же, что Ложная готика … Большая советская энциклопедия

Псевдоготика — ж. 1. Условное название направления в искусстве XVIII XIX вв., обычно в архитектуре, подражавшего готическим образцам. 2. Совокупность приемов, особенностей такого направления. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Читайте также: