Основные этапы полосы препятствий

Обновлено: 03.07.2024

Цель методической разработки «Организация и проведение спортивно-туристической военизированной полосы препятствий» - помочь педагогам в проведении интересного и полезного мероприятия во время летних каникул.

При необходимости можно видоизменять этапы полосы препятствий, что то удалять\прибавлять, комбинировать , переставлять местами – дело вкуса, опыта и материально-организационных возможностей организаторов. Главное – все этапы проверены на практике, учтены особенности проведения мероприятия на природе, даны рекомендации по безопасному поведению во время состязаний.

Особенность представленного мероприятия – в его многофункциональности и достаточной простоте проведения. Часть этапов туристической направленности, часть – спортивной, и часть – военизированной, что, усложняет задачу прохождения, повышает интерес у детей, дает возможность приобрести навыки необходимые в дальнейшей жизни. Правила прохождения полосы, техническая составляющая многих этапов нацелены на воспитание у подростков чувства команды, взаимопомощи и взаимовыручки. Многие этапы практически не встречаются в стандартных туристических или спортивных соревнованиях (зачастую сложных технически для неподготовленных детей, или наоборот – упрощенных, годами неизменяемых ).

Этап № 1 «Переправа»

Между 3-4 деревьями на высоте 40-50 см натягивается веревка-фал (диаметр не менее 10мм).Веревку надо натягивать туго, с помощью полиспаса, карабинов или просто несколькими людьми. Расстояние между деревьями – не более 5 метров.

Правила прохождения этапа – команда должна пройти по веревке от первого до последнего дерева помогая друг другу любым способом только находящиеся на веревках(с земли помогать нельзя!). Участник который соскочил на землю – возвращается к месту начала этапа. Начало этапа – касание первого дерева, окончание этапа – касание последнего дерева. Между двумя соседними деревьями на веревке одновременно могут находиться не более 3-х человек. Участник прошедший этап полностью может вернуться на начало этапа и помочь другим членам команды, но в этом случае он проходит весь этап заново.

TurPolPr01.jpg

На следующий этап команда уходит только в полном составе - те кто прошли этап ждут тех, кто еще его проходит.

TurPolPr02.jpg


Этап № 2 Переноска «раненного»

Задача команды – перенести «раненного»(одного из своей команды) при помощи двух жердин (длиной 2-2,5 м) и двух курток. Куртки снимаются у участников команды, надеваются рукавами на жердины, «раненный ложится на такие «носилки» - остальная команда несет эти носилки от старта до финиша этапа. Если «раненный свалился с носилок или носилки выронили – команда возвращается на старт этапа. Длина этапа 20-40 метров.

TurPolPr03.jpg

На фото инструктор показывает как можно снимать куртку сразу с себя на носилки…впрочем, команда сама вправе решать как ей проходить этап…

Подбираются 4 дерева, чтобы между ними можно было натянуть веревки в виде вытянутого прямоугольника размером примерно 10х1,5 метра на высоте 40-70 см. Посередине длинной стороны этого прямоугольника веревки стягиваются между собой карабином. Задача – пройти по веревкам от одной короткой стороны прямоугольника до другой. Старт и финиш этапа – касание дерева. При соскоке на землю раньше финиша участник возвращается на начало этапа. Этап проходится поочередно по одному участнику на этапе без помощи остальных и на финише участники дожидаются всю команду).

TurPolPr04.jpg

TurPolPr05.jpg

На этом этапе желательна подстраховка участников старшим (стоя за спиной проходящего.


Этап № 4 «Паутинка»

Между деревьями или кустами делается коридор затянутый нитью, веревкой, так, чтобы получилась своеобразная «паутинка», через которую и надо пройти участникам не коснувшись ее. Этап проходится по одному участнику, при касании нити – возвращение в начало этапа. Можно повесить на нить колокольчики, можно установить дополнительные препятствия, которых нельзя касаться.

TurPolPr06.jpg

Здесь нить заметна, поэтому сложность создавали переплетением нитей…

TurPolPr07.jpg

На этой фотографии нить не видна, она красного цвета, и при всей видимой простоте этапа он получился довольно сложным – дети торопились и часто задевали едва видимую нить…+ надо было переступать через гимнастические палки (установленные в шампура).


Этап № 5 «Мышеловка»

В землю вбиваются колышки высотой 40-50 см и на них аккуратно ложатся поперечные планки. Надо проползти под планками не сбив их. При нарушении данного правила – возврат участника к старту этапа.

TurPolPr08.jpg

Здесь была возможность положить на землю спортивные маты, в другом случае мы стелили на землю ткань, в третьем – просто выбирали в лесу место почище…


Этап № 6. «Сороконожка»

Команда выстраивается в одну шеренгу, близстоящие ноги у всей команды связываются (мы использовали так называемые «банданы»(платки). Задача перейти всей командой через «мышеловку» - вполне достаточно 2-3 планки - упражнение сложное, ведь даже если последний участник сбил планку – вся «сороконожка» начинает свой путь сначала…

TurPolPr09.jpg

Этот этап традиционен для туристических соревнований. Мы заготовили чурки из поваленных лесничеством деревьев, вкопали их в землю в «шахматном» порядке (порядок можно и усложнять) на расстояние длинного шага (сантиметров 80-90). При касании земли – все сначала.

TurPolPr10.jpg

Более сложный вариант «кочек» – чурки стоят на земле и участник держится за веревку, натянутую между деревьев…

TurPolPr11.jpg

Внимание! При сырой погоде кочки становятся скользкими!


Этап № 8. «Маятник»

Ищем дерево с длинными прочными суками и привязываем к ним на высоте 7-10 метров прочную веревку ,свободный конец веревки сбрасываем на землю и к нему привязываем гимнастическое кольцо (или небольшую прочную рогатину) так, чтобы ребенок мог его достать руками. Отмечаем место старта и финиша. Задача участника держась за кольцо руками пролететь за финишную черту (можно финиш обозначить куском плотной ткани или гимнастическим обручем в которые надо стать хотя бы одной ногой). При касании ногой земли не в зоне финиша или непопадании в эту зону – дается следующая попытка.

TurPolPr12.jpg

Желательна страховка около дерева – очень часто именно в него дети и летят…

TurPolPr13.jpg

На землю кладутся бревна, расстояние между ними примерно шаг, их можно закрепить колышками, можно положить бревна на чурочки с вырубленными выемками. Задача пройти по бревнам, при касании земли участник начинает этап сначала.

TurPolPr14.jpg

Можно установить правила прохождения всей командой (как на этой фотографии) помогая друг другу, можно – по одному человеку (такое правило целесообразно устанавливать при тонких бревнышках).

Внимание! При сырой погоде бревна становятся скользкими!


Этап № 10 Стрельба

Стрельба из пневматического оружия по мишени из подвешенной на веревке пластиковой бутылки (при попадании раздается хорошо слышный звук – цель поражена) Каждый из соревнующихся делает по одному обязательному выстрелу, дальше может достреливать до попаданий в мишень равное количеству участников в команде любой из участников (например 10 человек команда – должно быть 10 попаданий в итоге).

TurPolPr15.jpg

Заряжать оружие должен каждый себе сам, судья следит за безопасностью выполнения упражнения. Зона выстрела огораживается, зона мишени выбирается с соблюдением мер безопасности.

TurPolPr16.jpg

Стрелять можно и лежа. Была возможность – стреляли из пневматического пистолета… Стрельба обычно и завершает всю полосу препятствий.

Предварительная подготовка начинается с формирования команд и выбора судей на этапах Команда заранее выбирает капитана.

Непосредственно проведение соревнования начинается с построения команд и приветствия. Затем проводим с капитанами жеребьевку и проводим участников по этапам с показом и объяснением правил.

На старт команды выпускаются по очереди с интервалом в 5-15 минут, если команда догнала впередиидущую – останавливается секундомер и команда ждет пока не освободится этап – затем секундомер включается и команда продолжает движение. На следующий этап команда уходит только в полном составе. Результат определяется только по времени прохождения дистанции. Если кто-то из участников не может пройти этап (т.е. он постоянно ошибается и возвращается на начало этапа), то мы устанавливали максимальное количество попыток (3-5) после которых вместо этого участника мог пройти любой человек из команды.

Особое внимание следует уделить безопасности участников во время соревнований – страховке, надежности инвентаря, грамотной расстановке судей, погодным условиям… Желательно дать возможность участникам предварительно попробовать пройти по этапам, провести предварительные занятия.

Туристский слёт проводится 21 мая 2017 года. Место проведения – 27 км автодороги М-8.

Начало соревнований в 11-00.

АО «АрхангельскТИСИз, ООО «Инвестика», 176 завод СРЗ «Красная Кузница», ООО «Арктикспецсервис» и другие партнерские компании

Состав команды 3 человека, минимум одна девушка в команде.

· КОНКУРС НА ЛУЧШЕЕ ПОЛЕВОЕ БЛЮДО

УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ В ТУРСЛЁТЕ.

Участники обязаны иметь:

личное снаряжение:спортивная одежда и обувь в соответствии с погодными условиями, штормовка или куртка с длинным рукавом, головной убор, накидка от дождя, ручка или карандаш, матерчатые хозяйственные перчатки.

групповое снаряжение на команду, группу, отдел, компанию:палатка (тент), котлы, посуда, продукты питания, соль, поварешка, топор, пила, спортивные снаряды (мячи футбольные, волейбольные, бадминтон и прочее. )

Главный судья соревнований – Кабанихин А. А.

Начальник дистанции ПОЛОСЫ ПРЕПЯТСТВИЙ - Кабанихин А.В.

Секретарь соревнований – Капитула М. М.

Главный судья ДЕТСКОЙ ЭСТАФЕТЫ – Максимовская С.А.

Главный судья КОНКУРСА НА ЛУЧШЕЕ ПОХОДНОЕ БЛЮДО» - Орлова Е. В.

Судьи на этапах – от каждой команды по 1 чел.

ПРИЗЫ И НАГРАЖДЕНИЯ.

1. Переходящий Кубок Треста (полоса препятствий)

2. Призы командам на Полосе Препятствий – I, II, III - место

3. Детская эстафета для детей от 4 до 10 лет. Призы победителям + каждому участнику приз.

4. Конкурс на лучшее походное блюдо (призы за 1,2,3-е места, количество команд-участников не ограничено)

ПРОГРАММА СОРЕВНОВАНИЙ

Отъезд команд из города на автобусе, ул. Тимме 23 к. 1. – 9:00

Приезд команд – 9:40-10:00

Организация биваков – 10:00 -11:00

Старт ДЕТСКОЙ ЭСТАФЕТЫ – 11:00

Построение команд перед началом соревнований «ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ» в 12-00.

Жеребьёвка в 12:05.

Показ дистанции с капитанами команд – 12:15

Старт первой команды в 12:30 – 15:00 часов.

КОНКУРС НА ЛУЧШЕЕ ПОЛЕВОЕ БЛЮДО 15:00-16:00

Подведение итогов и награждение победителей 16:00-17:00

Уборка территории и разъезд участников 17:00-18:00

Возможные этапы ПОЛОСЫ ПРЕПЯТСТВИЙ:

2. Спуск спортивным способом.

3. Подъём спортивным способом.

4. Переправа через «болото» по «кочкам».

5. Переправа по параллельным верёвкам (бабочка).

7. Качающееся бревно.

9. Переправа через ручей по бревну.

11. Транспортировка пострадавшего.

12. Перепиливание бревна.

13. Укладка бревна и переправа с шестом.

Описание этапов ПОЛОСЫ ПРЕПЯТСТВИЙ.

1. Перестежка

Длина до 30 метров. Количество перестежек – не более 10. Этап оборудован контрольными линиями, судейской веревкой. Участник, пристегнувшись карабином к веревке идет до следующей перестежки, где не допуская непрерывности страховки, пристегивается к следующей веревке и проходит этап дальше. На одном участке веревки одновременно допускается нахождения только одного участника команды.

2. Спуск спортивным способом.

Длина до 15 м. Крутизна не более 45 градусов. Этап оборудован контрольными линиями, судейской петлей с глухим карабином в начале этапа. Организация перил для спуска – судейская. Участники спускаются по-спортивному. На одном участке веревки одновременно допускается нахождения только одного участника команды.

3. Подъём спортивным способом.

Длина до 15 м. Крутизна не более 45 градусов. Этап оборудован судейской веревкой, контрольными линиями. На одном участке веревки одновременно допускается нахождения только одного участника команды.

4. Переправа через болото по кочкам.

Длина этапа не превышает 20 м, расстояние между кочками не более 1,5м. Этап оборудован контрольными линиями. На этап выдается 3 доски, с которыми участники переправляются с кочки на кочку. Перепрыгивание не допускается. На одной доске одновременно допускается нахождения только одного участника команды.

5. Переправа по параллельным верёвкам (бабочка).

Верёвки натянуты параллельно друг другу. Длина до 20 метров. Нижняя верёвка на расстоянии до 150 см над землёй. Расстояние между нижней и верхней верёвкой до 180 см. Верёвки натягиваются туго. Передвижение по верёвкам боком, держась руками за верхнюю верёвку, передвигаясь по нижней приставными шагами. В центре веревки будут стянуты карабином или короткой веревкой. Дойдя до центральной части участники должны совершить перестежку не нарушая непрерывность страховки. На одном участке веревки одновременно допускается нахождения только одного участника команды.

Длина до 40м. Веревка натянута различным образом между деревьями, участники должны пристегнувшись к веревке, и не отстегиваясь до конца этапа, пройти всю дистанцию. На протяжении всего этапа одновременно к веревке может быть пристегнут только один участник команды.

7. Качающееся бревно.

Длина этапа 6-10 м, этап оборудован контрольными линиями. Этап похож на «Параллельные перила», только вместо нижней веревки подвешивается бревно. Высота от земли до 150 см, расстояние между бревном и верхней веревкой до 180 см. Передвижение по бревну боком, держась руками за верхнюю верёвку, передвигаясь по нижней, приставными шагами. На одном участке веревки одновременно допускается нахождения только одного участника команды.

8. Топознаки.

В задание включается 3 топографических знака из списка, которые необходимо расшифровать.

9. Переправа через ручей по бревну.

Длина до 5 метров. Этап оборудован контрольными линиями и судейской веревкой. Участники преодолевают водное препятствие по бревну, страхуясь веревкой.

В задание включается 3 узла из списка, которые необходимо завязать.

11. Транспортировка «пострадавшего».

«Пострадавший» определяется жеребьевкой. Протяженность участка транспортировки – примерно 30 м. Нести «пострадавшего» должны 2 человека. Носилки судейские.

12. Перепиливание бревна.

Необходимо перепилить бревно заданного диаметра. Пила двуручная – судейская.

13. Укладка бревна и переправой с шестом.

На этапе необходимо уложить бревно в определенный коридор, верхняя часть привязана двумя веревками, нижняя стоит на земле. Двое участников, одновременно выпуская веревку, укладывают бревно, а третий удерживает нижнюю часть. После этого команда выполняет переправу по уложенному бревну с шестом.

Упражнение 32. Общее контрольное упражнение на единой полосе препятствий.

Общее контрольное упражнениена единой полосе препятствий предназначено для совершенствования военно-прикладных навыков военнослужащих и развития у них быстроты, скоростной и силовой выносливости, уверенности в своих силах, смелости и решительности. Прикладное назначение приёмов и действий, входящих в это упражнение заключается в способности обученного военнослужащего, преодолевать искусственные и естественные препятствия на поле боя как самостоятельно, так и в составе подразделения с минимальной затратой физических усилий. Это упражнение изучаются на занятиях по ускоренному передвижению и лёгкой атлетике, а совершенствуются – на комплексных учебно-тренировочных занятиях.

Процесс обучения специальным приемам и действиям на единой полосе препятствий осуществляется в следующей последовательности: – ознакомление, разучивание и тренировка (совершенствование) каждого элемента (приема или действия) общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий в отдельности; – комплексная тренировка общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий в целом.

Описание единой полосы препятствий


1. линия начала полосы;

2. участок для скоростного бега длиной 20 м;

3. ров шириной по верху 2, 2,5 и 3 м, глубиной 1 м;

4. лабиринт длиной 6 м, шириной 2 м, высотой l,1 м (количество проходов – 10, ширина прохода 0,5 м);

5. забор высотой 2 м, толщиной 0,25 м с наклонной доской длиной 3,2 м, шириной 0,25-0,3 м;

6. разрушенный мост высотой 2 м, состоящий из трех отрезков (прямоугольных балок 0,2×0,2 м): первый длиной 2 м, второй – 3,8 м с изгибом в 135° (длина от начала до изгиба – 1 м), третий – 3,8 м с изгибом в 135° (длина от начала до изгиба – 2,8 м); разрывы между отрезками балок – 1 м, в начале второго и третьего отрезков балки и в конце препятствия – вертикальные лестницы с тремя ступенями;

7. разрушенная лестница шириной 2 м (высота ступеней – 0,8, 1,2, 1,5 и 1,8 м, расстояние между ступенями – 1,2 м, у высокой ступени – наклонная лестница длиной 2,3 м с четырьмя ступенями);

8. стенка высотой 1,1 м, шириной 2,6 м и толщиной 0,4 м с двумя проломами (нижний размером 1х0,4 м расположен на уровне земли, верхний размером 0,5х0,6 м – на высоте 0,35 м от земли) и с прилегающей к ней площадкой 1х2,6 м;

10. траншея глубиной 1,5 м;

11. беговая дорожка шириной 2 м.

Техника выполнения упражнения 32 «Общее контрольное упражнение на единой полосе препятствий»

Дистанция – 400 м.

Исходное положение – стоя в траншее. Выполняется в военной форме одежды без оружия.


1. Метнуть гранату массой 600 г из траншеи на 20 м по стенке (проломам) или по площадке 1×2,6 м перед стенкой (засчитывается прямое попадание).При непопадании в цель первой гранатой продолжить метание. Допускается использовать до поражения цели не более 3-х гранат. Для метания гранаты в положении стоя из траншеи глубиной 1,5 м необходимо стать к передней стенке и взять гранату в правую руку. Отставить (насколько возможно) правую ногу назад и перенести на неё тяжесть тела. Прогибаясь в пояснице и слегка сгибая обе ноги, отвести правую руку с гранатой вверх и назад до отказа. Затем, опираясь левой рукой о бруствер траншеи, оттолкнуться правой ногой и, резко выпрямляясь, метнуть гранату в цель.

2. Выскочить из траншеи, пробежать 100 м по дорожке по направлению к линии начала полосы: – выскочить из траншеи одним из следующих способов: с опорой на колено, с опорой обеими руками о верхние края траншеи или с опорой ногами о стенки (крутости) траншеи. При выскакивании из траншеи с опорой на колено необходимо опереться руками о передний край траншеи, оттолкнуться ногами о её дно и выйти в упор на руки; затем, сгибаясь в пояснице, стать коленом между рук, приподнимаясь выскочить из траншеи и начать движение. Для выскакивания из траншеи с опорой руками о её верхние краяследует стать лицом вдоль траншеи, опереться обеими руками о её верхние края, оттолкнуться одной ногой от дна, и наступить другой на край траншеи. Затем, приподнимаясь, поставить вторую ногу на другой край траншеи, выпрямиться на ногах, перешагнуть через траншею в сторону предстоящего движения и начать бег. Для выскакивания из траншеи с опорой ногами о стенки (крутости) траншеинеобходимо опереться обеими руками о её верхние края, а затем, попеременно опираясь ногами о её стенки (крутости) и, используя для опоры ступней ног выступы и ступеньки, быстро покинуть траншею и начать движение; – пробежать 100 м по дорожке по направлению к линии начала полосы в равномерном темпе и с максимальной скоростью. Стартовый разгон осуществлять частыми шагами, постепенно наращивая длину шага и сохраняя наклон туловища. С увеличением скорости наклон туловища уменьшить до оптимального. Основную часть дистанции преодолеть маховыми шагами. В конце дистанции, перед обеганием флажка, перейти на укороченный шаг.

3. Обежать флажок, преодолеть участок для скоростного бега длиной 20 м и перепрыгнуть ров шириной 2,5 м: – обежать флажок и преодолеть участок для скоростного бега длиной 20 м. Обегание флажка осуществлять с незначительным уменьшением скорости бега по часовой стрелке при беге по левой дорожке и против часовой стрелки – при беге по правой. Затем с наращиванием скорости на участке полосы длиной 20 м разбежаться для перепрыгивания рва шириной 2,5 м; – перепрыгнуть ров шириной 2,5 м безопорным прыжком с приземлением на обе ноги. Для этого с разбегу оттолкнуться перед препятствием одной ногой, помогая взмахом обеих рук. В фазе полёта обе руки вынести вперёд вверх, толчковую ногу подтянуть к маховой ноге, а перед приземлением обе ноги согнуть в тазобедренных и коленных суставах и туловище наклонить вперёд. После приземления на обе ноги немедленно продолжить движение.

4. Пробежать по проходам лабиринта. Техника передвижения по проходам лабиринта может быть различной и зависит от индивидуальных особенностей военнослужащего (силы рук и роста), а также от расположения входа в лабиринт (правобортный или левобортный).


Проходы лабиринта с правобортным входом военнослужащие низкого роста преодолевают следующим образом: подбежав к правобортному входу, войти правой ногой в проход лабиринта (1) и обхватить хватом сбоку левую вертикальную стойку под сочленением с горизонтальной перекладиной левой рукой (2). Подтягиваясь левой рукой к стойке, повернуться налево и сделать широкий шаг левой ногой вдоль прохода лабиринта (3); ступня ноги ставится на уровне вертикальной стойки прохода во 2-ю секцию лабиринта с быстрым переходом с пятки на носок. В конце шага левой ноги обхватить правой рукой сбоку стойку прохода под сочленением ее с горизонтальной перекладиной (4). Подтягиваясь правой рукой к стойке, повернуться направо и сделать короткий шаг правой ногой в проход 2-й секции лабиринта, несколько развернув носок ступни вправо (5). Двигаясь вдоль 2-й секции сделать широкий шаг левой ноги (6). Левой рукой в конце шага обхватить вертикальную стойку прохода в 3-ю секцию лабиринта (7). В такой же последовательности преодолеваются и остальные секции лабиринта. При выходе из лабиринта оттолкнуться руками от вертикальных стоек прохода и продолжить бег.

Техника преодоления лабиринта военнослужащими высокого ростаотличается тем, что они при движении в проходах лабиринта делают руками хват не за вертикальные стойки, а за горизонтальные перекладины сверху. Передвижение по проходам лабиринта с левобортным входом начинается с левой ноги с обхватом сбоку правой вертикальной стойки под сочленением с горизонтальной перекладиной (за горизонтальную перекладину сверху) правой рукой. Существует и другой способ передвижения по проходам лабиринта – боком, без поворотов. В этом случае при входе в лабиринт нужно левую ногу поставить между первыми столбиками, одновременно схватиться за середину горизонтальных перекладин. Затем, опираясь на руки и используя маховое движение правой ногой, сделать скачок на левой ноге вправо. С шагом правой ногой вперед в сторону на линию второго прохода лабиринта схватиться за следующую пару горизонтальных перекладин, обвести туловище около внутреннего столбика, сделать маховое движение левой ногой влево и совершить скачок влево на правой ноге. Таким образом, преодолеваются и остальные проходы лабиринта.

5. Перелезть через забор, влезть по вертикальной лестнице на второй (изогнутый) отрезок разрушенного моста: – перелезть через забор высотой 2 м «зацепом» или «силой». Военнослужащие ростом 2 м и более могут преодолевать забор с опорой на грудь (живот). Для перелезания «зацепом» необходимо с разбегу оттолкнуться любой ногой в одном шаге от забора и, опираясь в него носком другой согнутой ноги, ухватиться руками за верхний край забора. Подтянувшись, повиснуть на заборе левым боком так, чтобы его верхний край был под мышкой левой согнутой руки, а предплечье и ладонь прижаты к забору с противоположной стороны. Согнутую в колене левую ногу прижать к забору, махом правой ноги вверх зацепиться пяткой (голенью) за его верх, а затем, подтягиваясь правой рукой, перевалиться через забор. Соскочить на землю и продолжать движение. Для перелезания «силой» необходимо с разбегу оттолкнуться от земли одной ногой и, наскакивая на забор другой ногой, схватиться руками за его верхний край. Рывком подтянуться на руках и, помогая ногами, выйти в упор на руках. Наклониться вперед так, чтобы правая рука опиралась на забор с противоположной стороны, а левая оставалась на верхнем его крае и одновременно перенести ноги через забор. Соскочить на землю и продолжать движение. Для перелезания с опорой на грудь (живот) необходимо ухватиться руками за верхний край забора, оттолкнуться ногами от земли и навалиться на забор грудью (животом). Наклоняя корпус вперед, упереться ладонью одной руки о забор с противоположной стороны, придерживаясь другой рукой за верхний его край, перенести ноги, соскочить на землю и продолжить движение; – влезть по вертикальной лестнице на второй (изогнутый) отрезок разрушенного моста, наступая поочерёдно ногами на каждую ступеньку. Начинать подъём необходимо с той ноги, которая обращена в сторону предполагаемого движения по балкам. Во время подъёма оказывать себе помощь, ухватившись руками за балку разрушенного моста сверху. Находясь на второй ступеньке выйти в упор на руках. После того, как одна нога наступит на последнюю ступеньку, другой – встать на колено на балку между руками, как можно ближе к одноимённой руке, а вторую руку передвинуть по балке в сторону движения. Перевести ногу с колена на ступню снаружи одноименной руки и опираясь на эту ногу и одновременно разгибаясь, поставить ступню второй ноги вдоль балки в направлении движения. Для удержания равновесия не рекомендуется подниматься в полный рост.

6. Пробежать по балкам, перепрыгнув через разрыв, и соскочить на землю из положения стоя с конца последнего отрезка балки.Скорость передвижения по балкам разрушенного моста должна подбираться индивидуально с учётом соблюдения требований безопасности при передвижении по узким опорам, расположенным на высоте. Для удержания равновесия во время передвижения корпус подать вперед, ноги слегка согнуть, ступни ног ставить прямо вдоль балки, при необходимости балансировать вытянутыми в стороны руками. Движение выполнять короткими и быстрыми шагами на слегка согнутых ногах. В движении смотреть на балку и разрыв между балками. Разрыв преодолевать мягким прыжком без потери скорости с приземлением на одну ногу у края балки и с одновременным переходом на шаг другой ногой. Соскок на землю из положения стоя с конца последнего отрезка балки необходимо выполнить с приземлением на слегка согнутые ноги.

7. Преодолеть три ступени разрушенной лестницы с обязательным касанием двумя ногами земли между ступенями, пробежать под четвертой ступенью. Разновысокие ступени разрушенной лестницы преодолеваются последовательно: опорным прыжком с разбега (ступень высотой 0,8 м), перелезанием с опорой на руки (ступень высотой 1,2 м)и перелезанием с опорой на бедро (ступень высотой 1,5 м): – опорный прыжок применяются для преодоления невысоких препятствий после энергичного разбега и выполняются, с наступанием на препятствие или с опорой на руку и ногу. Прыжок с наступанием на препятствие выполняется после короткого и энергичного разбега. Для его выполнения необходимо оттолкнувшись ногой и подавая туловище вперед, наскочить на ступень на согнутую маховую ногу, не выпрямляясь, пронести над препятствием толчковую ногу и соскочить на неё на землю перед следующей ступенью. Руки при прыжке движутся, как при обычном беге. Для выполнения прыжка с опорой на руку и ногу необходимо с разбегу оттолкнуться левой ногой и, вынося правую руку вперед, наскочить на ступень, опираясь на неё левой рукой и отведенной в сторону слегка согнутой правой ногой. Не задерживаясь на препятствии, перенести через него левую ногу и соскочить на неё на землю, подав плечи и правую руку вперед; – для перелезания с опорой на руки необходимо: подойти вплотную к ступени и, ухватившись руками за её верхний край, толчком обеих ног выйти в упор на руки, опереться ногой о верхний край препятствия, туловище подать вперед и, перенеся другую ногу между опирающейся ногой и руками, соскочить на неё на землю; – для перелезания с опорой на бедро необходимо подойти вплотную к ступени и, ухватившись руками за её верхний край, энергичным толчком обеих ног выйти в упор на руки. Перенести над препятствием одну ногу, сесть на бедро, затем перенести другую ногу; не задерживаясь, соскочить с препятствия на землю и продолжить движение вперед с пробеганием под четвёртой, самой высокой, ступенью разрушенной лестницы.

8. Пролезть в пролом стенки. В зависимости от формы и размеров пролома пролезание может осуществляться головой вперед или головой и ногой вперед (через пролом размером 0,5х0,6 м, расположенный на высоте 0,35 м от земли), а также боком (через пролом размером 1х0,4 м расположенный на уровне земли): – пролезание головой и ногой вперед является самым эффективным и скоростным методом пролезания, если позволяют размеры пролома (габариты военнослужащего). Для пролезания через пролом необходимо: поставить толчковую ногу на землю, примерно в 1 м от пролома, маховую ногу быстро послать вперед и поставить пяткой за нижним дальним краем пролома. Одновременно с движением маховой ноги нужно быстро согнуться и послать туловище и руки в пролом. Приземление маховой ноги надо делать на пятку с быстрым переходом на всю ступню. При выходе из пролома выпрямиться и продолжить движение. При выходе из пролома не надо торопиться с выпрямлением туловища, так как можно коснуться (удариться) спиной о верхнее ребро пролома и снизить скорость движения или травмироваться.

– пролезание головой вперед. Для пролезания через пролом необходимо: остановиться перед проломом, присесть на обе ноги и наклониться вперед; просунуть руки и голову в пролом; отталкиваясь сзади ногами от земли и руками от боковых кромок пролома, выскочить и продолжить движение;

9. – пролезание боком. Для пролезания через пролом необходимо: лечь боком плотно к отверстию и, постепенно просовывая в него руку, плечо, голову, ногу, а затем и все туловище, пролезть в него, подняться с обратной стороны пролома на ноги, повернуться в сторону движения и продолжить бег.

11. Выскочить из колодца без остановки темпа движения. Для этого необходимо захватить руками край колодца, оттолкнуться ногами от его дна, выйти в упор на руки, стать стопой толчковой ноги между рук и, как бы падая вперед, начать бег. 11. Прыжком преодолеть стенку, применяя для этого прыжок с опорой на руку и ногу. Для выполнения прыжка необходимо с разбегу оттолкнуться левой ногой и, вынося правую руку вперед, наскочить на стенку, опираясь на неё левой рукой и отведенной в сторону слегка согнутой правой ногой. Не задерживаясь на препятствии, перенести через него левую ногу и соскочить на неё на землю, подав плечи и правую руку вперед. После приземления продолжить движение.

12. Взбежать по наклонной лестнице на четвертую ступень и сбежать по ступеням разрушенной лестницы: – чтобы взбежать по наклонной лестнице на четвертую ступень разрушенной лестницы необходимо: с разбегу наскочить на первую от земли ступеньку наклонной лестницы. Затем наклоняя туловище, схватиться руками за верхний срез четвёртой ступени разрушенной лестницы и, не останавливаясь, наступая последовательно на вторую, третью и четвёртую ступеньки наклонной лестницы, взбежать на самую высокую ступень разрушенной лестницы и встать на неё двумя ногами; – не снижая скорости сбежать по ступеням разрушенной лестницы широкими шагами, поочередно наступая на третью, вторую и первую ступени, а затем спрыгнуть на землю. Все движения следует выполнять быстро и уверенно. После приземления продолжить движение к следующему препятствию

13. Влезть по вертикальной лестнице на балку разрушенного моста, пробежать по балкам, перепрыгивая через разрывы, и сбежать по наклонной доске: – влезть по вертикальной лестнице на балку разрушенного моста, пробежать по балкам, перепрыгивая через разрывы. Методика подъёма по вертикальной лестнице на балку разрушенного моста, движение по балкам и прыжки через разрывы подробно описана в пунктах 5 и 6; – сбежать по наклонной доске на землю тремя-четырьмя короткими шагами. Для этого наклонив туловище вперед, ставить ступни ног прямо и попеременно вдоль наклонной доски. На очередном шаге приземлиться на одну (две) ноги на землю на слегка согнутые ноги и начать разбег с нарастающим темпом для преодоления очередного препятствия.

14. Перепрыгнуть ров шириной 2 м безопорным прыжком с приземлением на одну ногу. Для этого с разбегу оттолкнуться перед препятствием одной ногой, другую ногу вынести широким махом вперед вверх, перепрыгнуть через препятствие, приземлиться на вынесенную вперёд ногу с сохранением симметричной работы рук и ног, как в обычном беге и немедленно продолжить движение.

15. Пробежать 20 м и, обежав флажок, пробежать в обратном направлении 100 м по дорожке: – пробежать 20 м и обежать флажок. В равномерном темпе выполнить бег на участке полосы длиной 20 м. В конце участка, перед обеганием флажка, перейти на укороченный шаг. Обегание флажка осуществлять с незначительным уменьшением скорости бега по часовой стрелке при беге по правой дорожке и против часовой стрелки – при беге по левой; – пробежать 100 м по дорожке по направлению к линии финиша. Бег по беговой дорожке полосы препятствий совершать в равномерном темпе и с максимальной скоростью. Стартовый разгон осуществлять частыми шагами, постепенно наращивая длину шага и сохраняя наклон туловища. С увеличением скорости наклон туловища уменьшить до оптимального. Основную часть дистанции преодолеть маховыми шагами. В конце дистанции выполнить финишный бросок на финишную линию.

DSC02178m.jpg

Полоса препятствий представляет собой две паралельных соревновательных дорожки, на которых расположенны:

  • навесная переправа
  • тарзанка
  • паутина (верёвочная лестница)
  • "стена" (деревянный щит высотой 2,5 м)
  • "кочки" (древесные пеньки)
  • переправа по бревну
  • лазовый ход (натянутая вдоль земли сетка)
  • площадки для разведения костров
  • площадки для установки палаток

Полоса препятствий может активно использоваться в досуговой жизни лагеря, так например отряды каждую смену могут состязаться между собой на самое лучшее прохождение испытаний в туристической эстафете.

Все этапы на полосе препятствий располагаются друг за другом и 2 команды одновременно, каждая по своей дорожке преодолевают их на время. Отряды лагеря, участвуя в преодолении полосы препятствий, установки палатки на время, разведении костра, оказании первой медицинской помощи получают навыки юного туриста.

«Открой тайник». На участке пересеченной местности (примерно 10 км) спрячьте несколько (15—20) предметов или конвертов с письмами. Затем обозначьте точками на плане участка, сделанном в масштабе в 1 см—100 м или в 1 см—50 м, место нахождения«тайников». Этот план дайте ребятам—пусть они, пользуясь им, разыщут спрятанные вещи.

«Соберите флажки». Поручите одной группе ребят расставить на том же участке несколько (15—20) флажков. Прятать флажки нельзя. Другая группа должна собрать эти флажки и отметить на карте их местонахождение. Потом группы меняются ролями. Какая из них выполнит задание быстрее и точнее? Заметьте время по часам.

«Азбука Морзе». Не вздумайте просто так заставить ребят выучить азбуку. Успеха не будет.. Пусть они сначала с помощью«ключа»расшифруют одно-два слова. Тут же появится желание повторить еще.

На этот раз звено рассчитывается на первый-второй. Звеньевой (вожатый)»диктует сигналы. Первые номера в роли сигнальщиков имитируют их флажками, вторые записывают. Затем попарно расшифровывают текст при помощи«ключа». По окончании они меняются ролями, а вожатый определяет, какая пара быстрее и точнее расшифровала текст.

Теперь сигнальщик под диктовку своего товарища (они вдвоем составляют сигнальный пост № 1) передает на сигнальные посты № 2, 3, 4 шифровку, врученную вожатым. На этих постах, находящихся на одинаковом расстоянии (50—70 м) от поста № 1, сигнальщик следит за сигнальными флажками и диктует, а второй записывает. По окончании приема и записи оба расшифровывают флажкограмму. Выигрывает тот сигнальный пост, который раньше всех доставит ее вожатому.

После этой игры ребятам захочется получить задание потруднее. Что ж, пройдет немного времени, и они смогут наизусть выучить алфавит, а также передачу сигналов флажками, используя команды на расстоянии.Слова в скобках, которые поставлены в алфавите рядом с буквами, легко запомнить. Знание же этих слов облегчает запоминание и буквы. Так, в слоге, где есть буква«а», она означает точку. Остальные слоги означают тире.

Эстафета сигнальных постов. Каждое звено выставляет три поста по 2 человека. Это самые лучшие сигнальщики. На первом этапе звенья оставляют по одному посту, которые располагаются в 20—30 м друг от друга в таком порядке: слева—пост 1-го звена, далее направо—посты 2-го и 3-го звеньев. Такое расположение нужно сохранить и на следующих этапах.

Вожатый вручает им по одинаковой шифровке (25—30 знаков). Обязанность сигнальных постов заключается в том, чтобы быстро и, главное, точно передать текст на второй этап своим двум сигнальным постам. Те, в свою очередь, должны записать и передать текст на третий пост. На третьем этапе посты расшифровывают флажкограммы и отдают их вожатому. Выигрывает команда, передавшая текст раньше и точнее. Расположить этапы нужно на расстоянии 200—300 м так, чтобы сигнальные посты на третьем этапе (финише) не видели передающих на первом этапе.

Разжигание костра. Звено образует две команды. За дача каждой из них—подготовить костер к разжиганию. Команды получают по коробке с тремя спичками и по сигналу вожатого«Разжечь костры!»принимаются за дело.

Вожатый определяет, какая команда справилась с делом лучше. По сумме времени, затраченного каждой из команд на разжигание, можно определить место звена в этом соревновании. Из консервных банок совсем нетрудно сделать котелки. И теперь командам предстоит не только разжечь костер, но и вскипятить воду в котелке, подвешенном на перекладине.

Спортивный праздник

Ecology 2 big.jpg

В игре может принимать участие от 20 до 40 ребят одновременно. Можно рассмотреть вариант и с большим количеством команд, видоизменив задание и маршрут движения.

Сюжет игры состоит в том, что соревнующимся командам нужно развести костер и напоить вожатых и себя чаем. Та команда, которая сделает это первой, побеждает. По ходу игры детям предстоит выполнить ряд заданий, сталкиваясь с постоянно возникающими на их пути трудностями. Чтобы выполнить все задания, воспитанникам нужно применить все навыки, которые они отрабатывали на занятиях.

Все участники игры делятся на две команды – «синих» и «красных». Каждому члену команды прикрепляют на руку ленточку своего цвета. Каждая команда должна выбрать себе капитана, двух санитаров и партизан (обычно это самые юные участники команды).

По ходу всей игры партизаны занимаются тем, что ищут подсказки, которые спрятаны на всей площадке (на деревьях, поблизости от обозначенных на карте объектах и даже в траве).

Затем из рук вожатого капитаны команд получают пакеты, в которых находятся карта и первое задание.


Стрельба по мишеням

Каждая команда должна выбрать стрелков, которым предстоит поразить мишени из пневматических винтовок. В качестве мишеней используются воздушные шарики, привязанные на веревке: для команды «синих» – шарики синего цвета, для команды «красных» – красного. Расстояние до мишеней – 5–10 м. В одном из шариков на бумаге написано следующее задание для команды. При поражении мишени шарик лопается. Если бумажки в нем не оказалось, то нужно повторить попытку. Команде дается три патрона, а каждый участник команды может сделать только один выстрел. Если по итогам трех выстрелов команда не получила следующего задания, то она обращается за помощью к «одинокому охотнику» (вожатому), стоящему рядом. Для того чтобы получить дополнительный патрон, ребята должны показать свои знания по туристической подготовке.

Кому предоставить право следующего выстрела, решает капитан команды. Так продолжается до тех пор, пока команды не поразят нужную мишень и не получат следующее задание.

К месту следующего этапа команды добираются по карте, используя навыки ориентирования на местности. Задача команды на этапе переправы – добыть дрова для команды с противоположной стороны рва или оврага.

Участники команды, назначенные капитаном, переправляются на противоположный склон оврага, берег реки и т.п. по натянутым веревкам, используя грудную обвязку и карабин. На противоположном склоне каждый участник берет с собой одно небольшое полено и с ним возвращается обратно. Затем это же задание выполняет следующий участник. Количество участников может варьироваться в зависимости от длины переправы, общего количества участников и наличия дров.

Когда все выбранные участники выполнят задание, ведущий сообщает, что один из партизан сломал руку и нуждается в медицинской помощи.


Оказание медицинской помощи

На этом этапе два санинструктора должны наложить «пострадавшему» шину на руку и всей командой проследовать в медпункт, расположенный в лесу (см. карту), где врач осматривает наложение повязки, объясняет детям, как разматывать бинт и фиксировать сломанную руку, и просит их повторить перевязку.

После повторного наложения повязки «больному» дают шоколад, а команда получает новое задание.


В поисках котелка

Следующим заданием для команд стал поиск котелка для приготовления чая. Для того чтобы найти его, нужно по заданному азимуту и указанному расстоянию найти необходимое оборудование. Для этого дети пользуются компасом и рулеткой. Задание можно усложнить, если не разрешать им пользоваться рулеткой или составлять маршрут таким образом, чтобы азимут и расстояние нужно будет отмерять не один, а несколько раз.

Но на этом приключения не заканчиваются: в котелке находится следующее задание.

В бревне, которое предлагается распилить ребятам, спрятаны спички – с их помощью нужно разжечь костер. На бревне заранее нанесена линия распила. В распиленном бревне нашли записку, в которой сообщалось, что спички похитил дикий геолог.


Три заветных спички

Чтобы получить спички, ребята должны ответить на вопросы дикого геолога (его роль играет вожатый). За каждый правильный ответ капитану команды выдается одна спичка. При этом каждая команда получает всего три спички, с помощью которых будет разжигать костер. Затем дикий геолог дает им новое задание.


Без воды – и ни туды, и ни сюды

В пакете, полученном командами в самом начале игры, есть ряд подсказок, с помощью которых им на новом этапе предстоит найти воду. Вот они:

  • Спросите у дикого носорога, и он скажет, что карты врут.
  • Сорока трещала, что лиса утащила котелок к себе в нору.
  • Патроны для винтовки – у одинокого охотника.
  • Бобер самый мудрый.
  • Будьте осторожны – геолог коварен!
  • В Амазонке живут хищные крокодилы.
  • Рыжая белка сказала, что она видела сухое бревно на юго-западе от оранжевого шара.
  • Говорить с туземцами бесполезно – они вас не понимают.
  • У одинокого камня растет крапива.
  • Орлы сказывали, что ниже по течению Амазонки еще осталась вода.
  • Кострище – на юго-западе от разрушенного моста.

Из предложенных подсказок нужно выбрать правильную (не всеми подсказками нужно пользоваться в жизни!) и найти воду. Ниже по течению пересохшей реки найти бутылку с водой, к которой прикреплено новое задание.

Азимут – это угол между направлением на север и нужным вам направлением. Для определения азимута нужен компас. Стрелку компаса совмещают с направлением на север (0°), затем определяют угол. Участникам предлагается из пяти букв определить ту, которая соответствует азимуту 70°. За правильно взятый азимут начисляется 10 баллов. За «соседний» азимут – штраф 3 балла, за «чужие» азимуты – штраф 5 баллов.

Участникам предлагается решить кроссворд. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Можно добавить 2 балла за работу всей команды.

1. Чем обрабатывают царапину?

2. Что удаляют пинцетом? 3. Что нужно нанести на раздраженную поверхность кожи? 4. Что необходимо удалить при укусе пчелы? 5. Что накладывают на поврежденное место при растяжении или ушибе? 6. Перевязочный материал. 7. Что помогает при насморке? 8. Чем можно обеспечить неподвижность суставов при переломе?

По горизонтали: 1. Зеленка.

По вертикали: 2. Заноза. 3. Крем. 4. Жало. 5. Лед. 6. Бинт. 7. Капли. 8. Шина.


Привести примеры помощи пострадавшим

Станция «Лесной дом»

Команда должна быстро и правильно поставить палатку.

Штрафы присуждаются за следующие нарушения:

Участникам предлагается расшифровать топографические знаки и прочитать полученный текст. За каждый правильно расшифрованный топографический знак команда получает 1 балл.

Ответ. От железнодорожной станции путь к нашему лагерю проходил через смешанный лес, который постепенно превратился в заросли колючего кустарника. Чтобы сократить дорогу, мы пошли по тропинке, мимо оврага, по лугу, мимо непроходимого болота. Через 15 минут мы вышли к реке, которую перешли по плотине. От нее мы подошли к фруктовому саду, который окружал наш лагерь.


Станция «Укладка рюкзака»

Участникам предлагается быстро и правильно собрать рюкзак.

Оборудование: рюкзак, спальный мешок, пара обуви, кружка, миска, ложка, пакет с набором одежды, 4 банки консервов, 2 пластиковые бутылки с водой.

За правильно собранный рюкзак команда получает 10 баллов.

Штрафы присуждаются за следующие нарушения:

1. Рюкзак не стоит на земле, а валится на бок – 1 балл. 2. Если рюкзак потрясти, он начинает греметь – 1 балл. 3. Острые и жесткие вещи лежат там, где рюкзак будет соприкасаться со спиной, – 1 балл. 4. Рюкзак имеет неровную форму – 1 балл. 5. Не застегнуты стяжки, карманы – 1 балл. 6. Рюкзак не завязан или не застегнут – 1 балл.

Полоса препятствий располагается на небольшом участке леса. Дистанция полностью огораживается или маркируется. Оборудуются специальные места для болельщиков. В целях обучения результаты прохождения этапов и ошибки участников нужно изобразить так, чтобы они были хорошо видны. Для большей наглядности и возбуждения азарта результаты оглашаются. Итоги прохождения дистанции подводятся путем подсчета суммы времени прохождения дистанции и штрафных минут и секунд.

При прохождении полосы препятствий детям можно предложить выполнить следующие задания: «Укладка рюкзака», «Спуск и подъем спортивным способом», «Горизонтальная лестница», «Параллельные перила», «Тибетский мостик», «Параллельная лестница», «Дружный мостик», «Узость».

Привести примеры видов костров


С помощью добытых поленьев и трех спичек команда разжигает огонь: используя костровое оборудование (например, таганок), подвешивает котелок с водой. Остается вскипятить воду, заварить чай и напоить им членов жюри.

Победителем становится тот, у кого быстрее закипит вода в котелке. Наградить следует всех участников игры. Для этого подойдут конфеты и шоколад. Их можно сразу съесть за чашечкой только что вскипевшего добытого в напряженной борьбе чая. Приятного аппетита!

Читайте также: