Основание айзек азимов цитаты

Обновлено: 04.07.2024

«Основание» или «Фонд» (англ. Foundation ) — гепталогия фантастических романов Айзека Азимова из цикла «Галактическая история».

Я как раз закончил перечитывать «Историю упадка и разрушения Римской империи» Эдуарда Гиббона и до меня дошло, что я мог бы написать повесть о закате и падении Галактической Империи.
1 августа 1941 года я пришел к Кэмпбеллу с этой идеей и он загорелся. Он хотел не один рассказ, но длинную сагу с открытым концом, падением Галактической Империи, Тёмными веками, которые бы следовали после, и возможным ростом второй Галактической Империи, и чтобы всё это опосредовалось изобретённой наукой «психоисторией». — 39. «ЭСА ВМС»; вероятно, не первое конкретное указание им труда Гиббона; на это впервые обратили внимание, возможно, Энтони Бучер и Фрэнсис Маккомас в рецензии 1953 г. на «Основание и Империю»

I had just finished reading Edward Gibbon’s History of the Decline and Fall of the Roman Empire for the second time and it occurred to me that I could write a story about the decline and fall of the Galactic Empire.
On August 1, 1941, I came to Campbell with the idea and he caught fire. He wanted not a single story, but a long open-ended saga, of the fall of the Galactic Empire, the Dark Ages that followed, and the eventual rise of a Second Galactic Empire, all mediated by the invented science of “psychohistory,”..

Я свободно заимствовал из «Истории упадка и разрушения Римской империи» Эдуарда Гиббона, планируя создание цикла «Основание». — 74. «Плагиат»»

I had written the Foundation stories, from beginning to end, <…> so under John Campbell’s whip. <…>
When I finished reading the trilogy [on 1981], I experienced exactly what readers had been telling me for decades—a sense of fury that it was over and there was no more.

All <…> of these books are laid against much the same Galactic Empire background, a background which in Asimov’s own words (slightly chopped to fit) is “simply the Roman . . . Empire written large.” That phrase, to me, is an absolutely devastating criticism of any science fiction story, for two reasons. To take the least first: history does not repeat <…> in the [non]identical historical process.
The ellipsis in the quotation above stands for “or British.” The association was inevitable; the resemblance between the British and Roman Empires is probably the most frequently cited in support of that false platitude, “History repeats itself”—in the face of the plain fact that the correspondences between the two empires are insignificant compared to their differences.
The late-Empire Roman who attempted to use his own history to write a prophetic story about an empire of the British would have made an ingenious ass of himself. But Asimov’s Galactic Empire is Roman.
The second and more serious objection to this kind of thing is simply this: It isn’t science fiction—that is to say, speculative fiction—any more than the well-known Western with rayguns instead of sixshooters;..

Трилогия «Основания» — наша первая великая социологическая космическая опера. Сравнения с шеститомным циклом Э. Э. Смита «Ленсмены» <…> являются естественными, поскольку опус Смита, несомненно, является одной из крупнейших предсоциологических космических мелодрам в истории научной фантастики
<…> Но произведения Азимова, которые основываются на достаточно разумных социальных принципах и деятельности довольно нормальных человеческих существ, вызывают чувство реальности, отсутствующее на всём протяжении сказок Смита.

. это был первый случай, когда автор имел наглость настаивать, что все мириады миров бескрайних галактических звёздных скоплений будут колонизированы и подчинены одному виду — человеку!

Фактически, из описанных структур Азимов строит свой огромный карточный домик. Никто не может серьёзно поверить, что все десятки миллионов заселённых человеком планет постигнет одна и та же участь — потеря приобретённых знаний и технологических ноу-хау — или, что все они составляли огромное целое, которое могло функционировать как единый политический субъект.
Психоистория — это вешалка, на которой висит теоретические пальто Азимова. При всём величии этого маловероятного видения, пальто в клочьях и заплатах, но, безусловно, суть психоистории и её работа на протяжении столетий способствует устойчивой популярности цикла. Большинство историй в серии «Основание» зависят от индивидуальных действий, <…> выявляя тем самым противоречия психоисторической теории. <…> «доказательства» работоспособности психоистории больше кажутся невероятными совпадениями, чем результатом точного научного планирования.

Yet upon these structures Asimov builds his huge house of cards. One cannot seriously believe that all tens of millions of human-settied planets would suffer the same fate — the loss of acquired human knowledge and technological know-how — or that the whole vast edifice could possibly have functioned as a political entity in the first place.
Psychohistory is the peg upon which Asimov hangs his theoretical coat. For all the grandeur of this unlikely vision, it's a coat of shreds and patches, yet undoubtedly psychohistory and its working out over centuries account for its enduring popularity. Most of the stories in the Foundation sequence depend upon individual action <…> and appear thus to run counter to psychohistorical theory. The 'time vault' appearances of psychohistory's creator, Hari Seldon, at predicted moments of crisis, our 'proof' of psychohistory at work, seem more incredible coincidence than accurate scientific planning.

Всё — разговоры, нет действия — но разговоры Азимова и есть действие.

Лучше одиночество, чем созерцание этих скучных масок, за которыми прятались ничем не прикрытые мыслишки о том, когда же он наконец отойдет в мир иной и кому достанется трон после его смерти.

Какой дурак покинул бы сторону, которая должна была заведомо победить?

Друг победителя - всегда его последняя жертва.

воюйте на здоровье если вам так охота воевать со сказками. видал я войны, видал я и поражения . кого это волнует? меня? таких парней как я? ..всегда есть 5-6 жирных слюнтяев, которые управляют какой нибудь планетой. Они то будут дрожать как кролики, только мне то до них дела нет. Народ, самый просто народ, кого-то понятное дело кокнут, не без этого. Остальным придется какое-то время платить дополнительные налоги. Но в конце концов все как-то устраивается. А потом все тоже самое - только слюнтяи другие.

Вы не сможете ничего изменить, точно так же, как не сможете остановить вращение планеты, упершись в нее плечом.

В природе не существует закона, который бы запрещал кризисам вызревать в тайне от вас.

Наилучшая благодарность та, что не испаряется в виде пустых фраз

Человечество получило очередное подтверждение тому, что расстояние – будь то расстояние во времени или в пространстве – фокусирует события. Впрочем, ни одна летопись не содержит и намека на то, что человечество учитывает подобные уроки.

Инерция – наши правящие классы знают один закон: поменьше перемен. Деспотизм – у них единственный аргумент в любом споре: сила. Несправедливое распределение богатства – у них одно желание: удержать свое…

– Выручите, Деверс. Меня обвиняют в ужасном, нечеловеческом преступлении – в скромности.

Всякий ученый болтун, откопав новое или хорошо забытое старое средство: физическое, химическое или атомное – спешит проверить его действие на мне, ссылаясь при этом на весьма сомнительные книги. Клянусь памятью отца, в Галактике вымерли двуногие, которые умеют осматривать больного собственными глазами и лечить собственными руками. Нынешние лекари не могут даже пульс сосчитать, не заглядывая в трактат древней знаменитости. Мне плохо, а они заявляют: «Природа заболевания неизвестна»! Бестолочи! За тысячи лет человеческое тело научилось болеть новыми, неизвестными науке предков, способами, и современные врачи не могут помешать ему болеть. Либо древние рано умерли, либо я поздно родился!

– Не угрожайте мне. Я стар, но не настолько, чтобы жизнь значила для меня больше, чем она значит.

Сейчас людям некогда читать: нужно охранять границы. Книги – удел стариков.

Деверс уже вкусил «радостей» общения с Представителями мира, где доверяли только бумажкам, И был ознакомлен со священным принципом «заполнения форм в четырех экземплярах».

Никогда не позволяйте вашей морали удерживать себя от правильных поступков.

Айзек Азимов — величайший писатель-фантаст, который написал, в общей сложности, более пяти сотен книг. Люди всё время удивлялись его трудолюбию и работоспособности. Он также был популяризатором науки, и писал абсолютно на все темы. К тому же, он был широко известной личностью, его знал весь мир, и его часто приглашали на телеведение, где он давал различные интервью.

В общем, Азимов успел многое сказать и написать. И неудивительно, что люди начали его повсеместно цитировать. Потому что в его ёмких фразах чувствуется нотка гениальности. Его слова вдохновляют. Любую его книгу можно смело разбирать на цитаты. А так как их было много, удачных высказываний тоже огромное количество.

Все эти Азимовские фразочки мы и собрали на этих страницах. А для некоторых сделали даже визуальное оформление, чтобы выглядели красиво. Также у большинства цитат указана книга, из которой она была взята. В общем удачного чтения. Вдохновляйтесь!

Смотрите также:

Список всех высказываний Айзека Азимова

История достигла точки, когда человечеству больше не разрешается враждовать. Люди на Земле должны Дружить. Я всегда старался это подчеркнуть в своих произведениях… Не думаю, что можно заставить всех людей любить друг друга, но я желал бы уничтожить ненависть между людьми. И я совершенно серьёзно полагаю, что научная фантастика есть одно из звеньев, которые помогают соединить человечество. Проблемы, которые мы поднимаем в фантастике, становятся насущными проблемами всего человечества… Писатель-фантаст, читатель фантастики, сама фантастика служат человечеству

Никогда не позволяйте морали удерживать вас от правильных поступков.

Высокие моральные качества человека никогда не должны мешать ему совершать добрые дела.

Насилие — последний козырь дилетантов

Чтобы преуспеть в делах, планировать мало. Нужно уметь импровизировать.

Молодость — это грех, которому каждый подвержен в определённое время.

Любой преподаватель, если он занимается служебными делами только в рабочие часы, начинает отставать от науки.

Счастлив тот, у кого есть сила воли, чтобы бороться.

Когда девушка идет к парню поговорить о химии, может быть, это и химия. Но когда она ходит поговорить о химии один, а то и два раза в неделю, это уже не химия.

Подкиньте человеку мысль, что он поступает благородно, и вы удивитесь, сколько грязи выльет он на других, причем с удовольствием.

Причуды гения легко инсценировать, особенно если сам догадываешься, что до гения тебе далеко.

Слава богу, людей не убивают только из-за того, что они нам не нравятся, или даже из-за того, что мы не выносим их.

Ничто так не обесценивает научную работу, как стремление добиться результата ради денег.

Это напомнило ему старую шутку об одном пожилом профессоре, который как-то сказал: «Знаете, прошлой ночью мне приснилось, что я читаю лекцию своим студентам. Вдруг я проснулся и, боже мой, увидел, что действительно ее читаю!»

Человек не безошибочно работающая машина. Он может быть рассеян, обеспокоен, рассержен, взволнован, нездоров. Он может допустить уйму ошибок, даже невероятных.

Сидя в конце стола президиума, Гардин размышлял о том, почему из ученых получаются такие плохие администраторы. Видимо, думал он, потому что они привыкли иметь дело с фактами, а не с живыми людьми.

Молодость – это грех, которому каждый подвержен в определенное время.

Насилие – последний козырь дилетантов

Не мешает изредка быть объективным, особенно если вас считают пророком.

Никогда не позволяйте морали удерживать вас от правильных поступков.

. смерть так абсолютна и бесповоротна, что, может быть, ей найдется какая-нибудь замена?

Чтобы преуспеть в делах, планировать мало. Нужно уметь импровизировать.

В мире, где денег нет, их не сделаешь.

. всякая догма, изначально основанная на слепой вере и эмоциях, – опасное оружие. Это та самая яма, которую роешь другому, но не имеешь гарантии, что сам не окажешься там.

Читайте также: