Осипов есть ли жизнь после смерти

Обновлено: 30.06.2024

— О, если бы кто мог ответить на это! Помню еще с детства, у нас дома над дверью в комнату висела картина «Сего никто не избежит», на которой была изображена она, костлявая с косой. Это было и интересно, и страшновато. Но уже тогда этот незамысловатый сюжет закладывал в подсознание ребенка важнейшие для человека вопросы: что такое смерть, зачем я живу?

Как христианство отвечает на них? Оно говорит о двухсоставности человека. Важнейшей его частью, тонко материальной, как об этом пишут наши святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник (признавший это в конце жизни), является душа, имеющая три уровня. Высший уровень, присущий только человеку — дух (или ум), носитель самосознания, личности. Он бессмертен. Другие два уровня — чувствующий и растительно-питающий — общие с животным и растительным миром и часто вместе с телом именуемые плотью, или душевным телом, как писал апостол Павел: Есть тело душевное, есть тело и духовное (1 Кор 15:42—44). Это душевное тело, или плоть, умирает и разлагается вместе с телом биологическим. Смерть есть разрыв между духом и плотью, или проще — между душой и телом. И только вера в бессмертие дает полноценный ответ на вопрос: зачем я живу? Достоевский особенно подчеркивал значение для человека веры в бессмертие: «Только с верой в свое бессмертие человек постигает всю разумную цель свою на земле».

Что происходит с душой человека в первые сорок дней после смерти?

— По смерти плоти душа человека переходит в мир вечности. Но категория вечности неопределима в понятиях времени, она относится к тем простым вещам, о которых еще древнегреческий философ Платон писал, что «простые вещи не поддаются определению». Поэтому на данный вопрос церковная традиция вынуждена отвечать на языке применительно к нашему сознанию, погруженному в поток времени. В церковном предании есть интересный ответ ангела прп. Макарию Александрийскому (IV в.) о происходящем с душой в эти дни: «… в продолжении двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней ангелами, ходить по земле, где хочет. как птица, ища гнезда себе. В третий же день. вознестись всякой христианской душе на небеса для поклонения Богу всяческих.

После повелевается от Него показать душе. красоту рая. Все это рассматривает душа шесть дней. По рассмотрении. она опять возносится ангелами на поклонение Богу.

После вторичного поклонения Владыка всех повелевает отвести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений. По этим различным местам мук душа носится тридцать дней. В сороковой день опять она возносится на поклонение Богу; и тогда уже Судия определяет приличное ей по ее делам место».

В эти дни душа как бы сдает экзамены на добро и зло. И они, естественно, могут быть сданы различно.

Мытарства — что это такое, и почему они так называются?

— Слово «мытня» означает место, где взималась пошлина, брались налоги, штрафы. На церковном языке словом «мытарство» выражается производимое с девятого по сороковой день по кончине человека своего рода следствие по делу его земной жизни.

Мытарств обычно называют двадцать. Они распределяются по страстям, в каждую из которых входит много соответствующих грехов.

В житии, например, преподобного Василия Нового блаженная Феодора рассказывает о них в следующем порядке: 1) празднословие и сквернословие, 2) ложь, 3) осуждение и клевета, 4) объядение и пьянство, 5) леность, 6) воровство, 7) сребролюбие и скупость, 8) лихоимство (взяточничество, лесть), 9) неправда и тщеславие, 10) зависть, 11) гордость, 12) гнев, 13) злопамятство, 14) разбойничество (избиения, ударения, драки…), 15) колдовство (магия, оккультизм, спиритизм, гадания…), 16) блуд, 17) прелюбодеяние, 18) содомство, 19) идолослужение и ересь, 20) немилосердие, жестокосердие.

Все эти мытарства описываются в житии в ярких образах и выражениях, которые нередко принимаются за саму действительность, порождая искаженные представления не только о мытарствах, но и о рае и аде, о духовной жизни и спасении, о Самом Боге. Потому схиигумен Иоанн Валаамский писал: «Хоть и приняла Православная наша Церковь повествование о мытарствах Феодоры, но это видение частное человеческое, а не Святое Писание. Больше углубляйся в святое Евангелие и Апостольские послания». А иеромонах Серафим (Роуз) объясняет: «Всем, кроме детей, ясно, что понятие «мытарства» нельзя брать в буквальном смысле; это метафора, которую восточные Отцы сочли подходящей для описания реальности, с которой душа сталкивается после смерти… Но сами рассказы — это не «аллегории» и не «басни», а правдивые рассказы о личном опыте, изложенные на наиболее удобном рассказчику языке. В православных рассказах о мытарствах нет ни язычества, ни оккультизма, ни «восточной астрологии», ни «чистилища».

О причине столь неадекватного описания того мира свт. Иоанн Златоуст замечает, что «говорится так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых».

В связи с этим митрополит Московский Макарий (XIX в.) предупреждает: «…надобно твердо помнить наставление, какое сделал ангел преподобному Макарию Александрийскому… о мытарствах: «земные вещи принимай здесь за самое слабое изображение небесных». Надобно представлять мытарства не в смысле грубом, чувственном, а сколько для нас возможно в смысле духовном, и не привязываться к частностям, которые у разных писателей и в разных сказаниях самой Церкви, при единстве основной мысли о мытарствах, представляются различными».

Интересное объяснение происходящего на мытарствах предлагает святитель Феофан (Говоров): «…мытарства представляются чем-то страшным; а ведь очень возможно, что бесы, вместо страшного, представляют нечто прелестное. Обольстительно-прелестное, по всем видам страстей, представляют они проходящей душе одно за другим. Когда из сердца, в продолжении земной жизни, изгнаны страсти и насаждены противоположные им добродетели, тогда что ни представляй прелестного, душа, не имеющая никакого сочувствия к тому, минует то, отвращаясь от того с омерзением. А когда сердце не очищено, тогда к какой страсти наиболее питает оно сочувствие, на то душа и бросается там. Бесы и берут ее будто друзья, а потом уж знают, куда ее девать. душа сама бросается в ад».

Но мытарства не есть что-то неизбежное. Их миновал (по слову Христа: ныне же будешь со Мною в раю — Лк 23:43) Благоразумный разбойник, так же восходили на небо души святых. И любой христианин, живущий по совести и искренне кающийся, освобождается благодаря Жертве Христовой, от этого «экзамена». Ибо Сам Господь сказал: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня на суд не приходит (Ин 5:24).

Мобильное приложение позволяет прослушать и бесплатно скачать книги, интервью и лекции профессора МПДА Алексея Ильича Осипова, в которых рассматриваются вопросы:

Зачем живёт человек?
Есть ли Бог и кто Он?
Невинные страдания.
Бог и справедливость. Запрещает ли Бог делать зло?
Духовные законы жизни.
Жизнь после смерти — фантазия или реальность?
Православие и другие религии.
В одного Бога верят во всех религиях?
Все ли спасутся?
Почему мы верим во Христа?
О западном христианстве.
Сущность Православия и его искажения.
Зачем Православие человеку?
Что такое счастье? Любовь, брак, семья.
И другие.

Мобильное приложение позволяет прослушать и бесплатно скачать книги, интервью и лекции профессора МПДА Алексея Ильича Осипова, в которых рассматриваются вопросы:

Зачем живёт человек?
Есть ли Бог и кто Он?
Невинные страдания.
Бог и справедливость. Запрещает ли Бог делать зло?
Духовные законы жизни.
Жизнь после смерти — фантазия или реальность?
Православие и другие религии.
В одного Бога верят во всех религиях?
Все ли спасутся?
Почему мы верим во Христа?
О западном христианстве.
Сущность Православия и его искажения.
Зачем Православие человеку?
Что такое счастье? Любовь, брак, семья.
И другие.

Оканчивается ли жизнь человека с кончиной тела, рассказал православный богослов Алексей Ильич Осипов .

Алексей Ильич Осипов — доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, публицист, писатель, апологет, проповедник. Алексей Ильич Осипов — доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, публицист, писатель, апологет, проповедник.

Как живёт душа после смерти? Вопрос очень интригующий. Существует много различной литературы, в которой описывается, что сознание человека не исчезает со смертью тела. Есть много фактов, доказывающих, что сознание (или душа) может общаться с окружающим миром, когда человек уже умер.

Религиозный философ, политолог, атеист, который затем обратился в христианство, а через некоторое время стал священником, Сергей Булгаков писал:

«Гора религиозных фактов полностью закрывает холм скептицизма».

Сейчас мы не будем приводить доказательства фактов касательно существования души.

С христианской точки зрения, это — одна из истин веры.

Так что же происходит с человеком, когда душа покидает тело?

В момент, когда душа расстаётся с телом, личность человека остаётся целостной и незыблемой. С осознанием всего того, что было совершено в земной жизни.

Известный философ девятнадцатого века Владимир Соловьёв в одном из своих произведений описал случай, как тонул один генерал. Его выловили, откачали, вернули к жизни. Будучи весельчаком и балагуром, с тех пор он сильно изменился. Стал серьёзным, задумчивым, часто поднимал вопросы о смысле жизни. Все понимали: человек чуть не погиб.

Однажды он рассказал, что за те две-три минуты, что он тонул, ему удалось пережить всю свою жизнь, начиная с самого детства до сего момента. Причём эта жизнь прошла не со скоростью света. Она прошла так, как будто он вновь её жил в обычно ритме.

И он ясно увидел, что жизнь, которая, кажется, вовсю кипит, через мгновение может быть оборвана. Этот случай также дал ему понять, что продолжение земной жизни существует.

Что же происходит с душой после смерти? Преподобному Макарию Александрийскому было дано откровение о загробном состоянии души. Оказывается, душа после смерти в течение первых двух-трех дней не может ещё оторваться от этого мира. Естественно, она привязана и к телу, и к родным людям, и к тем местам, где часто бывал человек. Потом душа предстает перед Богом для поклонения.

В течение последующих шести дней душа знакомится с тем, что называется «рай» или «Царство Божье», или «небо». Она видит всю эту красоту, которая поражает человеческое сознание. Видит святых, переживает то блаженство, которое испытывают все те, кто населяет рай.

Здесь человека ждёт экзамен. Он оказывается перед лицом того, что именуется «добродетелью» или добрыми качествами — правда, милосердие, любовь, терпение и другие. И в зависимости от того, как человек проявлял эти качества на земле, так он реагирует на них здесь… Ему это приятно и знакомо или же следует отторжение.

На девятый день душа вновь предстает перед Богом. И владыка определяет душе познакомиться с другой сферой жизни — демонической.

Интересно, что если на знакомство с раем человеку даётся шесть дней, то на знакомство с адом — целых тридцать. Видимо, насколько в нас меньше добра, чем зла, с которым нам следует более основательно познакомиться.

Как пишет Феофан Затворник, всё, что человек видит вокруг себя в аду, предстает не как зло, а как искушение. Душа здесь как бы попадается на крючок, как рыбка. Она улавливается, соблазняется. Тут её и хватают.

Есть такое понятие «окаменённое нечувствие», которое наступает незаметно, постепенно. Когда мы даже в незначительных событиях своей жизни начинаем поступать против совести.

Апостол Павел перечисляет ряд противоестественных грехов, за которые в современном мире не то что не предусмотрены наказания. Для многих они стали нормой жизни. Люди их совершают, а их совесть молчит. Апостол Павел называет их «люди с сожжённой совестью».

Антоний Великий пишет, что если человек на земле живёт по-божески, то и в последующей жизни душа соединяется с Богом. Точно так же, как сходятся единодушные люди. Если же душа живет вопреки совести, нарушая заповеди Божьи, то она соединяется с демонами-мучителями. Потому что подобное соединяется с подобным.

Оказывается, всё то, что называется грехом, страстями (страдания) — это мучения. Все те страсти, которые в земной жизни прикрыты телом, которые можно как-то спрятать, в посмертном существовании не могут быть никак ограничены. Там царство света. И никаких тёмных уголков. И страсти начинают проявляться в тысячу раз сильнее. Зависть, ненависть, злоба, осуждение… И вот здесь, действительно, начинается ад.

Здесь же происходит второй экзамен. Первый экзамен — на добро. Второй — на зло. Что в человеке отзовётся?

В сороковой день душа вновь предстает перед Богом. И дальше определяется сфера её пребывания. Куда она больше склоняется? В рай или ад?

Соприкосновение с миром инфернальным (демоническим, адским, дьявольским) в церкви традиционно называется прохождением через мытарства.

Заметьте, разбойник ничего положительного в жизни не сделал. И вдруг он слышит от Христа:

Не через сорок дней, а сегодня же. Следует полагать, что тем самым Христос показал, что человек, который искренно кается, искренно смиряется, искренно видит себя недостойным Царства Божьего, спасается без переживания состояния мытарства.

Вы спросите: может ли любой человек добиться подобного? Жить грешной жизнью, покаяться и соединиться с Богом, а не с демонами-мучителями?

Уже поздно. Экзамен окончен. Человек познаётся в беде, а не за праздничным столом. Во время жизни ты свободно избираешь голос совести или противный ей голос. Именно это представляет ценность.

Человек — это его воля. Здесь ты показываешь, кто ты. А когда тебе открываются и рай, и ад, тогда уже поздно выбирать. Всё окончено!

В том и величие земной жизни. Здесь человек абсолютно свободен в своём нравственном выборе — выборе добра или зла.

Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.

Читайте также: