Оперный певец по имени марио

Обновлено: 05.07.2024

Если вам надоело вместе со мной копаться в историях болезни знаменитых людей, просто посмотрите на это фото. Сегодня я напишу маленький детектив о самом выдающемся голосе двадцатого века.

История 45. Марио Ланца. Великий, как Карузо .

Лучшим голосом двадцатого века назвал Марио Ланца великий Артуро Тосканини. Ему видней, почему он так сказал. Маэстро услышал его в "Мадам Баттерфляй" Пуччини , в которой он превосходно пел Пинкертона в очередь с Юсси Бьерлингом, и пригласил к себе на прослушивание. Ланца готовил Реквием Верди. В ночь перед прослушиванием он не спал, волнение перед встречей с маэстро не удавалось унять. На утро певец отменил прослушивание, сославшись на простуду.

Так Фредди Кокоцца закрыл себе пусть на оперную сцену, а Марио Ланца открыл эру поп-идолов с оперными голосами.

Два человека всю жизнь боролись в одном полноватом молодом теле. Фредди Кокоцца, простоватый парень из Филадельфии, первый парень на раёне, грубоватый, по-итальянски импульсивный, простодушно- задиристый. Юноша с уникальным голосом, ради оплаты педагогов по вокалу которого мать, Мария Ланца, вкалывала на двух работах. Именно она, прекрасная, утонченная красавица, повлияла на выбор обожающего ее сына - не было больше непутёвого Фредди Кокоцца, лучшего друга уличной шпаны из бедного района, по жизни зашагал под именем своей матери молодой красавец с феноменальным голосом, Марио Ланца. Первые успехи не заставили себя ждать, Марио заметили. Миссис Мария Марджели, спонсор и меценат, повела юношу по правильному жизненному пути твердой рукой в бриллиантовых браслетах. Война вновь напомнила о прежней жизни - Фредди Кокоцца с армией был не совместим, от слов "устав и дисциплина" у него начинался приступ бешенства. Спасло искусство - его армейский друг проявил все свои криминальные таланты, чтобы устроить Фредди в военное музыкальное шоу. Армейский начальник шоу, согласившийся послушать чудо- юношу, вместо певца, внезапно потерявшего голос, получил его пластинку и пришел в восторг. Голос был прекрасен! Друг, правда, не уточнил, что подсунул начальнику запись солиста Метрополитен- опера. Озорники признались в обмане лишь после того, как Фредди попал в шоу.

Мадам Марджели взяла на себя функции продюсера - она оплачивала уроки вокала, хороших манер, и показывала молодого протеже на светских раутах. Она же познакомила Марио с мистером Уорнером. Хозяин киностудии не впервые допускал роковые ошибки - Марио ему не понравился, как до этого ему не понравился Кларк Гейбл. Зато на том же прослушивании хозяин студии звукозаписи RCI предложил Ланца пятилетний контракт на записи дисков. До Голливуда был всего один шаг.

Этот шаг Ланца сделал уже с другой женщиной. Он женился на сестре своего армейского друга, очаровательной Бетти Хикс. Мать, Мария Ланца, по-прежнему была очень близка с сыном. Две главные женшины отныне сопровождали Марио по жизни.

Эрнесто Паласио, великий тенор, с которым мы познакомились на первом концерте Хуана Диего Флореса, педагог лучших теноров современности, говорил - для того, чтобы петь в опере, нужно иметь три качества: выдающийся голос, классическое образование и умение петь в оперном спектакле. У Марио Ланца из трёх качеств было лишь одно. Учиться он не хотел, нотную грамоту так и не освоил, в спектакле петь не стремился. Учить оперную партию - совсем не то, что учить арию и играть 2-3-х минутные сцены на съёмочной площадке. Удивительно, но Марио панически боялся сцены, он прославился отменой половины спектаклей. Страх перед концертом он глушил шампанским. Он также был ужасающе необязательным - мог отменить концерт, потому что накануне всю ночь пел для друзей. Импресарио были в ужасе от убытков, вызванных отменами концертов. Я бы за такое, как продюсер, просто убивала.

На съёмках тоже было непросто - то и дело напоминал о себе необузданный Фредди Кокоцца. Дело доходило и до разрыва контрактов, и до миллионных судебных исков. Но фильмы, в которых играл и пел Ланца, с простенькими сценариями, почти всегда об истории оперного "Золушка", вызывали дикий восторг. Публика знала, что голос Марио Ланца не сделан искусственно, он силен, красив и свободен, как птица. У него не было слабых мест, звучание было великолепно в любом регистре. Его голос был как открытое сердце - звук оно выталкивало с энергичным посылом как горячую кровь, импульсивно и эмоционально, без оперной экзальтации и форсирования, как это бывает при недостатке таланта. Высокие ноты ожидались без утомительного страха провала, слушатель был уверен - Марио Ланца возьмёт любую ноту с улыбкой, что бы он не пел - романтическую песню или драматическую арию.

То, что сделал Ланца для популяризации оперы в кино, открыло эру великой оперной музыки на стадионах. С замиранием сердца оперу слушали миллионы. Паваротти называл пилястрами оперы всего двоих гениев - Карузо как классического певца и Ланца как непревзойденного популяризатора оперы. Мог бы смело назвать себя и тем, и другим, кстати. Марио Ланца в фильме "Великий Карузо" произвел фурор- все заговорили о потрясающем голосе Карузо , забыв, что арии пел Ланца.

Бешеный нрав Ланца контрастировал с феноменальной добросердечностью. Однажды в дом Ланца позвонила женщина, дочь которой обожала певца, смотрела все его фильмы, имела все диски и мечтала лишь об одном - услышать хоть слово от мистера Ланца. Перед смертью. Девочка болела лейкемией. Миссис Фазано умоляла мистера Ланца не отказать. Ланца привез их в свой дом в Голливуде, задарил подарками, возил на студию, знакомил со звёздами. Они вместе встретили Рождество, и малышка уехала домой совершенно счастливой. Я смотрела кадры чёрно-белой хроники и по спине бегали мурашки - такой любви и нежности не сыграть даже великому актеру. Ланца великим актером не был, он искренне жалел 11- летнюю малышку. Это было потрясающе.

Долги, скандалы, суды - Ланца постепенно входил в штопор проблем. Помогла мафия. Ланца знал, как мафия помогла Синатре, к тому же помнил молодость среди уличных воров, и решил рискнуть. Крестные отцы попросили об услуге - спеть благотворительный концерт в Неаполе. Зал был продан, касса ломилась от денег. Крестные отцы достали фраки. А Ланца, как обычно, отменил концерт. И вскоре умер.

Я знаю то, что знают все. У него были огромные проблемы с весом- перед съемками он сбрасывал вес, а после окончания работы налегал на пиццу с пивом. Кроме тренировок, он худел во сне. Две недели он проводил в искусственном сне, ничего не ел, и просыпался похудевшим. При его проблемах с сердцем и тромбофлебите это было, мягко говоря, опасно. В день смерти он встал, позавтракал в восхитительном настроении, опробовал голос, и умер. К нему в палату заходили мужчина и женщина в монашеской сутане.

Аутопсии не было. Что случилось с великим певцом, никто не знает, быть может, лишь один Марио Пьюзо догадался.

Через пять месяцев странной смертью умерла его любимая Бетти, обезумевшая от горя. И ее похоронили без вскрытия.

Роскошный голос, изумительный красавец без всякой дурацкой бороды, как сейчас принято у знаменитых теноров, прожил всего 38 лет.

До сих пор он не даёт покоя знаменитым - трио теноров отметилось концертами- посвящениями, Магомаев написал о нем книгу, а Каллея записал уже два диска из репертуара великого Ланца.

Всего через несколько дней (27 июля) мир отметит вековой юбилей одного из самых известных, самых выдающихся певцов XX века, своего рода символа оперного искусства послевоенных десятилетий, несравненного tenore di forza Марио дель Монако (1915 – 1982).

В бывшем Советском Союзе его имя было воистину легендарным: он был первым певцом мирового класса, что называется, из самой высшей лиги вокалистов не только Италии, но и всей планеты, кто приехал в нашу страну на гастроли после десятилетий изоляционизма. На самом деле полного изоляционизма никогда не было: и в 20-30-е годы, и в послевоенные 40-е – начало 50-х в СССР иногда приезжали вокалисты из-за границы и некоторые из наших певцов все же, хотя и редко, выезжали за рубеж. С началом хрущевской оттепели этот процесс культурного обмена стал набирать обороты, и к 1959-му, когда Дель Монако посетил с гастролями Москву, иностранные певцы и в московском Большом, и в ленинградском Кировском выступали уже не раз. Однако гастроли именно Дель Монако были воистину поворотным событием: впервые приехал всеми признанный мастер, слава которого гремела по всей планете, певец феноменального вокального и артистического дарования. Две спетые им в Большом театре партии – Хозе в «Кармен» и Канио в «Паяцах» - продемонстрировали советской публике уровень вокальной культуры, характерной для ведущих мировых сцен, особенности артистической игры, оперной эстетики, что тогда царила на западных сценах, лучшие образцы экспрессивного веристского исполнительского стиля.

Гастроли итальянского премьера имели и историческое значение еще и в другом смысле: они не только приоткрыли мир современной итальянской и мировой оперы советскому слушателю, но и открыли советский оперный театр (прежде всего, конечно, Большой театр СССР) миру. Дель Монако увидел высокий уровень музыкальной и театральной культуры в главном театре Советского Союза, услышал лучшие голоса тогдашнего Большого (его партнерами в спектаклях выступили такие отечественные мастера, как Ирина Архипова, Павел Лисициан, Алексей Иванов, Ирина и Леокадия Масленниковы и др.), о чем не преминул поведать широкой общественности по возвращении на родину. Именно он вывез Архипову в Италию и показал ее удивительную Кармен в Риме и Неаполе, именно его гастроли и искренний интерес в развитии культурных связей с нашей страной дали толчок колоссальному культурному обмену – памятные первые гастроли «Ла Скала» в Москве и Большого в Милане (а после их успеха – и вторые, и третьи, и четвертые уже в наши дни), а также регулярные стажировки советских вокалистов в Италии и итальянских артистов балета в СССР есть прямое следствие визита Дель Монако в нашу страну.

Этим прорывом значение Дель Монако в оперном мире, конечно, не исчерпывается – но для России этот факт особенно важен, поэтому мы всегда о нем вспоминаем, когда говорим об этом выдающемся артисте-певце.

Уроженец Флоренции и выпускник Пезарской консерватории (ученик известного педагога Артуро Мелокки) дебютировал на оперной сцене в годы военного лихолетья, вследствие чего блистательно начавшаяся карьера (уже на третий год сценической деятельности Дель Монако поет главные партии в «Ла Скала») в определенный момент оказалась под угрозой. Мировая слава пришла к певцу в первые послевоенные годы, когда он становится частым и желанным гостем не только ведущих итальянских, но и европейских и американских оперных театров. Все итальянские тенора послевоенного времени образцом современного исполнителя прежде всего в героическом репертуаре видят именно его – с Дель Монако соревнуются, его пытаются превзойти, его успех не дает покоя многим на протяжении десятилетий. Ослепительная карьера внезапно прерывается в 1967-м, когда певец попадает в автокатастрофу, но он находит в себе силы вернуться на сцену и выступает до 1975-го, причем его поздние записи свидетельствуют о неиссякаемой мощи его голоса и драматического таланта.

Дель Монако не был универсальным певцом (как, например, Николай Гедда) и даже не пытался им быть (как делавший ходки в несвойственный репертуар Франко Корелли): даже чисто белькантовый репертуар, такие партии как Эдгар в «Лючии ди Ламмермур» или Поллион в «Норме», он исполнял страстно, мощно, по-веристски брутально – Дель Монако всегда творил широким, «жирным» мазком, «работал маслом», «пастельные» полутона не входили в арсенал его средств. Его голос, бесспорно, феноменален: это без всяких скидок подлинно драматический тенор – мощный, яркий, насыщенный, огромного диапазона, по всем параметрам голос редкой природы. В дополнение к уникальному инструменту (при том хорошо обработанному) певец обладал исключительными актерскими талантами, о нем никогда нельзя говорить только как о вокалисте, но как о настоящем артисте-певце, которому был подвластен чарующий синтез артистического и певческого искусств. Вершинным созданием Дель Монако по праву считается партия-роль Отелло из одноименной оперы Верди (ее он исполнял более четырехсот раз на разных театральных сценах и в кино) – сложнейший образ, который артист давал в развитии и во всей его многогранности. А кроме него навсегда в историю оперного искусства вошли его Радамес и Манрико, Эрнани и Альваро, Каварадосси и Калаф, Туридду и Андре Шенье и многие другие партии итальянского классического репертуара.

Марио Дель Монако (Mario Del Monaco) биография

Итальянский оперный певец (тенор), которого называют одним из крупнейших оперных певцов XX века.

27 июля 1915, Флоренция, Италия — 16 октября 1982, Местре, Италия.

Дебютировал, по разным данным, в период с 1939 по 1941 год. С 1943 года выступал в «Ла Скала» (Милан). С 1946 года пел в «Ковент Гарден» (Лондон), в 1957-1959 годах — в «Метрополитен Опера» (Нью-Йорк).
В 1959 году гастролировал в СССР, исполнил в Большом театре партии Хосе в «Кармен» Бизе и Канио в «Паяцах» Леонкавалло. В 1975 году, дав 11 спектаклей в течение 20 дней в Неаполе и Палермо, завершил певческую карьеру.

«Голос века», «Солнечный парень из Филадельфии», «американский Карузо», как называли величайшего тенора Марио Ланцу, не только околдовал поклонников и критиков, но и вдохновил и подтолкнул к началу оперной карьеры Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Хосе Каррераса, Андреа Бочелли. Преданным почитателем его таланта являлись Элвис Пресли, Фрэнк Синатра, Рената Тебальди, Муслим Магомаев.

Детство и юность

Итальянцы – страстные люди. И нахлынувшие чувства уже после первой встречи способны привести к венцу всего за несколько недель. 16-летняя Мария Ланца молниеносно стала женой ветерана Первой мировой Антонио Кокоццы и через 2 года, в последний январский день 1921-го, подарила миру будущего гениального исполнителя.

Портрет Марио Ланца

Портрет Марио Ланцы

В результате переезда пришлось сменить 3 школы, где преподаватели единодушно отмечали отсутствие таланта подопечного к наукам, больше тяготевшего к спорту. Однажды в поле зрения Альфредо попала семейная коллекция пластинок Энрико Карузо, впоследствии ставшая музыкальным букварем Фредди – копируя пение оперного гения, он научился первым азам исполнительства. Многие печатные издания потом смаковали версию мистического перерождения тенора – якобы Ланца рожден в год его смерти.

Марио Ланца в молодости

Марио Ланца в молодости

Вскоре уроки пения начал преподавать Антонио Скардуццо, спустя 8 месяцев его сменила Ирен Уильямс, помогающая с первыми выступлениями на публике. Матери Марии пришлось трудиться сразу на нескольких работах, чтоб иметь возможность оплатить сыну занятия. Судьба в лице концертного менеджера местной музыкальной академии благоволила Ланцу. Мужчина устроил прослушивание у композитора Сергея Кусевицкого, а тот в свою очередь помог раскрыть талант подростка в собственном учебном заведении.

В 1942-м Марио призвали в армию, где занятия пением не только не прекратились, а, наоборот, усилились благодаря участию в патриотических выступлениях и шоу. По окончании службы случилось счастливое знакомство с Робертом Уидом, который «протащил» Ланцу на радио и закрепил в качестве ведущего передачи на 5 месяцев.

Музыка

И снова в жизни Марио важную роль сыграли знакомства – сначала с новым преподавателем по вокалу, впоследствии передавшим талантливого подопечного в руки первого менеджера. А тот, в свою очередь, «свел» с Энрико Розати. Больше года успех перемежался с конфликтами, но в итоге Ланца пронес через всю жизнь благодарность к наставнику за переданные знания.

Певец Марио Ланца

Певец Марио Ланца

После канадского турне певец зачислен в состав «Трио Бельканто», концерт которого в Hollywood Bowl изменил судьбу Марио. На выступлении присутствовал основатель MGM, не замедливший пригласить музыканта с волшебным голосом в собственную киностудию для подписания контракта.

Позднее Metro-Goldwyn-Mayer организовала гастроли в поддержку «Полуночного поцелуя». Им предшествовало премьерное выступление в знаменитой опере «Мадам Баттерфляй», вызвавшее исключительно положительные и хвалебные отзывы суровых критиков. Поступило предложение попробовать свои силы в «Травиате», но кино поглотило тенора всецело и надолго. В конце жизни «американский Карузо» вернулся к сценическому искусству, дав серию концертов в 5 странах, и готовился к роли Канио в опере «Пальяччи», но воплотить задуманное не успел.

Фильмы

Первым фильмом Марио в MGM, куда он попал спустя 72 часа после судьбоносного концерта, был «Полуночный поцелуй». Как уже сказано выше, после организованного турне певец впервые участвовал в коммерческих записях альбомов. Среди композиций – ария из «Богемы» Джакомо Пуччини, попавшая в Зал славы RCA. Роль в «Любимце Нового Орлеана», а особенно непревзойденно исполненная Be My Love, превратила Ланцу в суперзвезду еще в тот момент, когда этого термина вовсе не существовало.

Марио Ланца исполняет песню «Be My Love»

В 1951-м Марио стал тенором «в квадрате» – на экране ему посчастливилось преобразиться в «Великого Карузо». К работе певец подошел со всей серьезностью: находил и «проглатывал» книги и материалы о биографии Энрико, изучал его фотографии, привычки и предпочтения, манеру исполнения и походку. И приложенные усилия принесли свои плоды: композиции из киноленты получили статус золотого диска, актер – похвалу сына Карузо и собственную передачу, продюсируемую Coca-Cola.

«Потому что ты моя» из одноименной картины, плюс «Молитва Господня», «Песнь ангелов» и «Гранада» оттуда же провозглашены настоящими шедеврами. Съемки в фильме «Принц-студент» начались с записи звуковой дорожки, поддавшейся с первого раза. Но вскоре случился скандал: режиссер раскритиковал певца, тот за словом в карман не полез и в конечном счете ушел из киностудии.

Марио Ланца исполняет песню «Ave Maria»

Последовало увольнение, выплата солидной неустойки, запрещение концертов, что подломило тенора. Успокоение тот пытался искать в алкоголе. Позднее в кино актер все же вернулся, но в Warner Bros, предложившую роль в «Серенаде». Здесь он сам выбирал песни для фильма – так мир познакомился безукоризненной Ave Maria.

После нее Марио приступил к записям альбомов, отправился в турне, в ходе которого значительно подорвалось здоровье. Несмотря на это, он продолжил выступления, работу над фильмами в MGM и перебрался в Италию.

Личная жизнь

Армия подарила Ланцу не только истинную дружбу с Бертом Хиксом, но через него и семью – тот часто рассказывал сослуживцу о сестре Элизабет Жаннетт и даже демонстрировал написанные ею картины. Одна из них так понравилась парню, что в итоге после демобилизации тот отправился в Нью-Йорк, чтобы познакомиться с девушкой лично.

Марио Ланца и его жена Элизабет Жаннетт

Марио Ланца и его жена Элизабет Жаннетт

Любовь накрыла с головой так же, как и родителей Ланцы – едва увидев друг друга, молодые люди больше не расставались. Свадебное торжество состоялось 12 апреля 1945 года, после непродолжительных ухаживаний. Позднее Бетти подарила любимому мужу четверых детей: сыновей Марка и Дэймона, дочерей Коллин и Эллису.

Смерть

Могила Марио Ланцы

Могила Марио Ланцы

Записанная в начале сентября «Молитва Господня» оказалась последней песней гениального итальянца. В конце месяца он снова попал на больничную койку с артериальным склерозом и угрожающе повышенным давлением. 6 октября Марио полегчало, и мужчина даже планировал выписаться из больницы. Однако на следующий день его не стало. Причина смерти: обширный сердечный приступ.

Меньше чем через полгода, не выдержав разлуки с любимым мужем и навалившейся тоски, от передозировки наркотиками скончалась и Бетти. Марк и Дэймон, как и их великий отец, умерли от инфаркта.

Читайте также: