Одни из нас 2 самые страшные моменты

Обновлено: 05.07.2024

The Last of Us 2 ожидаемо вызвала яростные споры игроков, критиков, блогеров и вообще всех причастных к игровой индустрии. На момент написания материала средний балл игры на Metacritic составляет на 95 из 100, а вот пользовательская оценка держится на ужасающей отметке в 3,4 балла из 10 . 7,5 тысяч пользователей поставили оценку (в большинстве случаев, категоричные «0» или «10») почти 30-часовой игре, вышедшей сутки назад в Новой Зеландии и еще позже в Европе и России . Это классический случай ревью-бомбинга – флэшмоба, когда пользователи массово топят среднюю оценку игры из-за недовольства каким-то связанным с ней событием или фактом.


Конкретно TLOU 2 разносят за отдельные сюжетные моменты: кто-то увидел что-то на стримах, другие увидели апрельские слитые кадры раннего билда игры, третьи просто впечатлились текстовыми пересказами, зачастую искаженными до абсурда.

Так что на самом деле происходит с игрой и заслужила ли она такой гнев? Разберем распространенные претензии по пунктам и без прямых спойлеров – разве что затронем концовку оригинальной The Last of Us.

Сиквел изначально был лишним

Первая «Одни из нас» закончилась сильнейшей сценой. Джоэл отказывается жертвовать Элли ради шанса создать вакцину от кордицепса (зловещего гриба, превращающего людей в зомби) и забирает ее прямо из операционной, убивая старшего хирурга. Когда Элли приходит в сознание, Джоэл врет ей, что она не единственная с иммунитетом и лекарство благодаря Элли создать не получится.

Хотя концовка была открытой (распознала ли Элли ложь Джоэла?), история ощущалась завершенной. Нил Дракманн исчерпывающе показал серую мораль человека и заставил игрока сопереживать герою, который в итоге объективно оказался редкостным гадом, поставившим свои чувства выше судьбы всего человечества. Добавить тут было нечего.


Поэтому само существование «Части II» воспринимать сложно. С одной стороны, это скорее самостоятельная история в первую очередь о цикличности насилия и том, что в жизни не бывает героев и злодеев – похожий на первую игру посыл, раскрытый совершенно по-другому. С другой стороны, это именно сиквел, в котором Элли и Джоэл все еще в центре истории, берущей начало из событий оригинала.

Неоднозначное позиционирование стало искрой, которая разожгла недовольство тысяч людей. В сюжетном плане TLOU 2 – совершенно другое произведение, которое плохо вяжется с любыми ожиданиями в контексте первой игры, но использующее при этом любимых героев. И отсюда произрастает вторая, основная претензия.

Нилу Дракманну плевать на чувства фанатов

Хочется сравнить The Last of Us Part II с фильмом «Звездные войны: Последние джедаи», фанатские ожидания в ней в основном идут вразрез с происходящим на экране. Но «Джедаев» снял режиссер, раньше не имевший отношения к серии, поэтому фильм будто пинает священную корову шутки ради. А вот у Нила Дракманна было полное моральное право делать с The Last of Us все, что ему захочется , поскольку он придумал этот мир и персонажей. При создании оригинала его партнером был Брюс Стрейли, покинувший Naughty Dog после выхода Uncharted 4, но именно Дракманн вынашивал прототип The Last of Us еще со студенческих годов. Это его личный проект мечты и больше ничей.

Поэтому Нил Дракманн никому ничего не должен, как и Джордж Лукас не обязан был делать приквелы «Звездных войн» похожими на оригинальную трилогию. Если бы игры делались под запросы игроков, индустрия бы пребывала в стагнации. Кажется, когда игры получаются «беззубыми», это никому не нравится – так в чем дело?

Дракманн издевается над персонажами

Да, в The Last of Us Part II и Элли, и Джоэлу приходится, мягко говоря, не сладко – они страдают прямо как обычные люди, их мучения не украшены героизмом или пафосом, о них не слагают легенды. Но в этом-то и суть дилогии: она о простых людях, которые с переменным успехом проходят через всякое дерьмо , потому что иначе никак. Непонятно, как их судьбы в сиквеле могут расходиться с чьими-то ожиданиями, поскольку даже первая игра делает акцент на смертности, уязвимости, неидеальности каждого центрального персонажа. Там Элли была еще относительно наивным и невинным подростком, что немного смягчало тон повествования. В сиквеле она уже взрослая, у нее свои травмы и тараканы в голове.


Можно было бы понять такую претензию, если бы Naughty Dog вдруг выпустила Uncharted 5, в котором Нейтан Дрейк неожиданно запил и теперь едва перелезает через ограду закрытого супермаркета, чтобы стащить ящик пива со склада. Вот это было бы издевательством над персонажем – хотя посмотрите мне в глаза и скажите, что такой твист не вызвал у вас хотя бы небольшой интерес.

Вот этот герой сделал то-то и то-то нелогично. Где мотивация?

Люди вообще очень иррациональные существа, порой импульсивно совершающие самые странные поступки. Придирки к конкретным действиям конкретных персонажей в The Last of Us 2 звучат как «он поступил нелогично», хотя на самом деле подразумевают «он поступил не так, как я хотел, чтобы он поступил». Снова злая шутка обманутых фанатских ожиданий, идеализирующих персонажей и лишающих их человеческой, несовершенной натуры.

Когда вы находите дыры в логике, попробуйте, наоборот, найти произошедшему объяснение – в TLOU 2 это всегда возможно. Критика последовательности сценария имеет смысл, только когда слова или поступок персонажа ощущаются чужеродными в контексте всего остального. Такие дискуссии интересны, но для участия в них все-таки все-таки нужно пройти игру, а не прочитать нанопересказ отрывков сюжета в чьем-то комментарии или твите.

Меня заставляют делать то, что мне не нравится

Да – и это оправдано. «Одни из нас: Часть 2» не претендует на жанр RPG – это полностью линейный экшен, в котором вы отыгрываете не себя, а управляемую вами героиню . Совершенно нормально в какие-то моменты чувствовать отторжение от нее – было бы странно полностью разделять позицию сломленных и глубоко травмированных персонажей. В большинстве тяжелых сцен вас заставляют не просто наблюдать за происходящим, а эти самые мерзкие действия совершать – это тоже часть авторской задумки, даже (особенно) когда вы делаете что-то против своей воли.


Тут вас лишают власти над происходящим (подходящий англоязычный термин – agency) и не дают быть «лучше всех на свете». Мало какие игры так делают, потому что геймеры очень не любят дерьмово себя чувствовать во время развлечения. Мы хотим быть героями, умиляться, смеяться, а не страдать. В «Одни из нас: Часть II» все наоборот.

Такие игры действительно не для всех, их даже можно назвать нишевыми. Справедливости ради, TLOU 2 дает знать о своей отталкивающей сущности каждым трейлером, скриншотом, интервью с разработчиками. Даже по обложке игры предельно очевидно, что она будет какой угодно, но точно не «приятной и воодушевляющей».

Элли сделали лесбиянкой, сюжет про ЛГБТ – все ради повесточки!

Как бы вы ни относились к ЛГБТК-людям, в The Last of Us Part II это тема далеко не центральная. Да, Элли лесбиянка (что было показано еще в дополнении «Оставленные позади» к первой игре) в отношениях с бисексуалкой Диной. В игре есть еще как минимум один примечательный персонаж, относящийся к квир-людям, но у него эпизодическая роль и это не тот, о ком вы могли подумать из мемов по игре и искаженных пересказов сюжета. Сексуальная идентичность Элли акцентируется даже меньше, чем чувства Нейтана к Елене в Uncharted 4. В постапокалиптическом мире всем наплевать, кто с кем спит (удивительно, правда?) – и даже этот посыл никак не выделен.


И феминизма как такового в игре нет. Среди ключевых персонажей примерно поровну мужчин и женщин, никакого акцента на гендерную принадлежность в их словах, поступках или статусе нет. Часть недовольных игроков возмутило, что одна из героинь очень накачанная, а другая не бреет подмышки. В первом случае вам даже дают контекст, почему и как девушка добилась такого телосложения. Вторая претензия просто поразительна – ну да, наверное, рожденные в разрушенном мире женщины и усы особенно часто не отбеливают. И, скорее всего, даже не знают о такой процедуре.

Феминизм? Нет, логика.

Сюжет игры скучный/неизобретательный/примитивный

Пересказ истории первой «Один из нас» (кстати, читайте и смотрите наш пересказ, если еще не успели!) тоже похож на невыразительный набор клише постапокалиптических фильмов и зомби-жанра в целом, но игру полюбили миллионы. Потому что в случае с ней, как и с сиквелом, все решает подача и режиссура – «Часть II» сохранила их примерно на том же уровне. Даже на бумаге здесь поднимаются и раскрываются интересные темы: природа насилия, трайбализм, одержимость, психологические травмы, самосаботирование и не только. Это точно не пустышка.

Ну и скучной игру тоже объективно назвать нельзя – иначе не было бы таких яростных споров, не было бы ревью-бомбинга, не было бы и этой статьи.

Кровавые игры существуют уже несколько десятилетий. Хотя скандальные серии вроде Mortal Kombat, Grand Theft Auto и Manhunt одним своим существованием отстаивают право видеоигр показывать откровенное насилие – а значит, и их статус произведений искусства – использовать эти козыри в действительно художественных, осмысленных целях им не совсем удается.

В Mortal Kombat нанесение серьезных травм и расчленение персонажей является не более чем torture porn – даже со сломанным позвоночником персонаж получит большой урон, но продолжит активно драться. В Manhunt изощренные способы убийства врагов тоже были просто шок-контентом, хоть и подкреплялись сюжетом про разборки жутких и безумных преступников. Даже недавняя Call of Duty: Modern Warfare использовала, в том числе, сцены публичных казней, чтобы «показать ужасы современной войны» – но в мультиплеере позволила игрокам использовать бомбардировку фосфором как бонус за серию убийств.


Только в The Last of Us 2 я наконец ощутил почти физическое отвращение от насилия. При каждом убийстве противника я чувствовал не радость, как обычно, а облегчение вперемешку с ужасом. Моя героиня получила шанс продвинуться дальше к своей цели, но когда проходишь мимо только что застреленного тобой человеком, становится не по себе. Жестокость в этой игре ощущается настоящей – и это впечатляющее достижение разработчиков.

При правильно выставленной сложности под свой скилл вы достигнете идеального баланса между чувством одномоментного превосходства над врагов и постоянной угрозы. Стоит героине пропустить один удар или выстрел, как ее валят на землю и пытаются добить.

В конце клипа выше рядовой враг после получения критического ранения молится, ожидая казни. Таких деталей, из-за которых проходные болванчики иногда воспринимаются людьми, несколько: они реагируют на каждое действие героини, на их лице видно отчаяние, когда они подставляются под фатальную атаку.

Звук тоже решает многое. Патрульные часто переговариваются о чем-то своем – поскольку игра линейная, такие диалоги не повторяются. Если Элли нашумит, они будут обсуждать ее действия, а если увидят, как погиб товарищ, то с болью выкрикнут его имя. От каждого выстрела и ножевой раны враги вскрикивают, а некоторые, когда умирают, начинают захлебываться в крови или издавать нечеловеческий предсмертный визг. От последнего мурашки по коже.

Повреждения тел в игре тоже мерзкие. При попадании из дробовика голова превращается в отвратительное месиво, а конечности отстреливаются. Naughty Dog для этой игры сделали симуляцию крови, из-за которой она убедительно хлещет из ранений, а когда трупы падают на землю, вокруг них постепенно образовывается лужица. Окружение при этом тоже пачкается по физике – игра всеми способами напоминает вам, как именно вы лишили жизни каждого человека.





Зараженных тоже хочется избавить от лишних мучений, потому что на некоторые ранения они реагируют с человеческой болью. Самые смешанные эмоции испытываешь, когда разорванный пополам зомби ползет к героине, оставляя за собой кровавый след.

Честно говоря, как бы The Last of Us 2 не впечатляла меня своими техническими и художественными достижениями, мне хотелось бы, чтобы в играх – даже если они про убийства и стрельбу – было поменьше такого реализма. От него становится тошно и даже немного совестно, что в данном случае работает на сюжет. Совершенно не приносит игрового удовольствия, но дарит болезненный и по-своему ценный опыт.


Что уж и говорить, The Last of Us Part 2 получилась очень противоречивой игрой. Практически все игровые издания поставили новому детищу Naughty Dog высочайшие баллы, а вот игроки оценили ее вовсе не так высоко. Даже давайте так: судя по отзывам в сети, продолжение The Last of Us многих фанатов привело в ярость. Мы почитали рецензии, изучили реддиты да твиттеры и попытались разобраться, кто же все-таки, прав. Разобраться не получилось, но с материалами следствия мы вас готовы познакомить. Постарались без спойлеров.

Начнем с небольшого обзора мнений от игровой прессы. Игровые издания, напомним, получили игру заранее, поэтому могли поиграть и составить мнение, пока миллионы геймеров по всему миру с пузырьком валидола ждали релиза (бутылек не случаен, потому что опасений насчет второй части у игрового сообщества было немало).

Итак. Одно из самых авторитетных изданий IGN пишет про игру следующее:

The Last of Us Part 2 – это шедевр, достойный своего предшественника. Практически в каждом аспекте игра делает шаг вперед по сравнению с предшественницей, а Элли выходит в центр внимания и тащит сиквел так, что вам кажется, что это вершина всего того, благодаря чему сторителлинг блокбастеров от Naughty Dog, начиная с Uncharted на PlayStation 3, запал вам в душу. Помимо стелс-экшена, который улучшает механики первой игры и добавляет присущих серии Uncharted подвижности и экшена, есть и многослойный и эмоционально сильный сюжет. Но несмотря на то, что Part 2 – это захватывающее приключение, игра позволяет вам провести ошеломительное и полное мелких деталей исследование силы и хрупкости человеческого духа. У PlayStation 4 теперь есть один из лучших эксклюзивов в виде одной из лучших игр поколения.

Game Informer в своем обзоре также расхвалили игру. Автор Энди МакНамара в рецензии пишет:

Я могу превозносить внимание к деталям, к игровому миру и к сражениям, но где The Last of Us Part 2 по-настоящему поднимает планку качества на новый уровень – так это в сюжете. Потому что здесь игрок должен бросить вызов не столько своим рефлексам, сколько своему сердцу. И я просто не могу описать, как сильно я рекомендую вам эту игру. Я многого не могу рассказать из-за того, что это будут спойлеры, но вам следует поиграть в эту игру как можно скорее. Хотя вам даже не понадобится знать какие-то частности для того, чтобы оценить, как и геймплей, и игровое окружение работают на достижение одной-единственной цели: они заставляют вас ощущать последствия принятых решений, собственную беспомощность и жестокость, которая царит в самом сердце этого мира и в сердцах персонажей. Я могу уверенно сказать, что это лучшая сюжетная игра, в какую я когда-либо играл. В ней я ощутил боль потери. Я ощутил смятение. Каждым своим ходом эта игра выворачивала меня наизнанку.

Игромания поставила игре "Шедевр", Алексей Пилипчук вынес следующий вердикт:

Part II вряд ли запомнится на века: для этого ей не хватает каких-то радикально свежих идей и смелых решений. Но зато в ней так много смыслов, моментов, приключений, эмоций и удивительных деталей, что хватило бы на десяток проектов поменьше. После прохождения даже становится немного обидно за разработчиков. Каждый кадр Part II кричит о том, сколько времени, усилий и средств было в нее вложено. Чего стоит один только факт того, что в сюжетной игре на 30 часов нет ни филлерных уровней, ни провисаний темпа. После такого действительно грустно осознавать, что нашлись люди, захотевшие испортить праздник. Сейчас в индустрии делать такие проекты умеют и решаются считанные единицы. Надо ценить.


Как творческое произведение – это потрясающая игра. Один из лучших сюжетных боевиков текущего поколения. Но! Это все равно не то, что игроки хотели от сиквела увидеть.

А вот IGN Japan вынесли игре оценку "хорошо". Никак, то есть, не отлично. И в вердикте написали следующее:

The Last of Us Part 2 – это странное произведение, многие из проблем которого вызваны тем, что разработчики слишком сильно оглядывались на свой предыдущий шедевр. Несмотря на то, что в некоторых компонентах игра стала лучше по сравнению с предыдущей частью (это, например, городские пейзажи и разнообразие стилей ведения боя), ее сюжетная составляющая и лирика стали хуже из-за того, что в игре больше нет ярких элементов роуд-муви. Каждый новый персонаж мешает развитию сюжета, а сюжетная линия главного персонажа Элли очень далека от тех успехов, которых добилась предыдущая часть.

Если брать иностранные издания, то IGN Japan сейчас чуть ли не единственный, кто оценил игру не на "шедевр" или хотя бы не на "очень великолепно, но с парой косяков, но все равно очень великолепно". Но есть и те, кто игру просто разнес в пух и прах.

The Last of Us Part 2 это огромный даунгрейд. Это серия, которая не просто топчется на месте. Это геймплей с приветом из каких-то там девяностых. Это когда разработчики придумали какую-то одну геймплейную схему и начинают следовать ей на протяжении огромного количества времени. Так вот: люди кранчили, работали; люди очень качественно проделали свою работу (художники, аниматоры, программисты – все безупречно, это стоит учитывать). Но теперь The Last of Us Part 2 запомнят благодаря очень странному видению Нила Дракмана.iXBT Games

Известный стример и обзорщик игр Maddyson в твиттере написал, что "Если бы The Last Of Us 2 была фильмом, обзор на нее делал бы BadComedian".

И действительно – в основном критики и игровые издания ставят игре высшие баллы. Оценка критиков на Metacritic сейчас находится на отметке в 95 баллов, а это, сами понимаете, очень высоко.

Правда, игроки от игры что-то совсем не в восторге. Нет, конечно, там тоже есть "100 из 100", но более 25 тысяч отзывов – негативные. Тогда как отзывов положительных примерно 11 тысяч. И только 1 тысяча с небольшим отзывов смешанных. Тоже показатель.


Давайте немного почитаем комментарии. Начнем с негативных:

  • "Моему разочарованию нет предела, а мой день пошел насмарку. Я пять лет ждал, чтобы поиграть в эту игру. А они дали мне отвратительное начало и *цензура* окончание сюжета. Я просто хочу забыть об этой игре".
  • "Сердце кровью обливается, когда пишу это, но я и вправду не ожидал, что после всех этих лет ожидания получу настолько плохой сюжет. В игре есть несколько действительно хороших моментов, но по большей части здесь сплошь сюжетные дыры. Они просто взяли что-то из того, что работало в первой игре, так и не поняв, благодаря чему эти элементы находили отклик у игроков. Ощущение, что игру делала какая-то другая студия, но ведь это не так!! Геймплей в основе своей остался прежним (хорошо это или плохо), а загадки, в которых было задействовано игровое окружение, практически исчезли. Уберите из общей картины сюжет – останется только пустой геймплей, от которого захочется подыскать себе какую-нибудь другую игру".
  • "Нил Дракманн в видео на ютуб-канале Naughty Dog говорит, что в конце прохождения он плакал. Теперь я понимаю, почему".
  • "Худший сюжет, что я когда-либо видел. Naugty Dog должно быть стыдно за самих себя. Первая часть была Шедевром. Вторая часть это просто мусор".
  • "Эта игра это живое подтверждение тому, что деньги не решают всех проблем. Графика? Великолепная, поистине впечатляющая. Сюжет? Никакой. Развитие персонажей? Никакое. Развитие отношений между персонажами? Никакое. Геймплей? Прямиком из 2013 года. И вот честно сказать, все те критики, которые поставили игре 10 из 10, пилят сук, на котором сидят".

А теперь немного добра и любви:

  • "Не знаю, почему эту игру так критикуют. Я поиграл несколько часов и боже ж мой, насколько она шокирует. Несравненная лицевая анимация, невероятный аудио-дизайн, феноменальная графика. Благодаря этому здесь один из самых красивых миров, что я когда-либо видел. А сюжет потрясает и при этом является реалистичным".
  • "Потрясающая игра. От графики захватывает дух, геймплей отличный, а персонажи просто влюбляют в себя. У Naughty Dog снова получилось".
  • "Эта игра изменила мою жизнь. Я понимаю, что некоторые хотят играть только в Fortnite, это нормально. Но именно эта игра это будущее. Развитие персонажей это обычное дело. И хорошо поиграть во что-то новое. Если бы я хотел все ту же игру, то просто поиграл бы в старую. Чем, собственно, иногда и занимаюсь. А некоторые фанаты просто хотят, чтобы им раз за разом давали одно и то же".

Ну и закончим теми, кто выдал игре сдержанные оценки:

  • "Обычно я становлюсь поклонником игр от Naughty Dog, и в том числе являюсь и поклонником оригинальной The Last of Us. Что до новой игры, то это просто плевок в лицо. Если в первой игре вам нравились сюжет, персонажи и отношения между ними, то новая игра точно не для вас. Из-за сомнительных сюжетных решений играть в это очень сложно. Плюс вас словно загоняют на занятие по этике в средней школе, а не погружают в затягивающую историю. В плане графики игра является одной из лучших в текущем поколении, но в геймплее редко можно встретить что-то инновационное, в этом плане игра очень похожа на предшественницу. Если выносить среднюю оценку, то я поставил бы игре 5/10. Но это сиквел, который сильно разочарует большинство преданных поклонников".
  • "Мы хотели получить сиквел The Last of Us и получили игру, у которой прекрасные графика и геймплей, но у которой также просто отвратительный сюжет".
  • "Эта игра это плевок в лицо всем фанатам. Играется гладко, техническая составляющая на высшем уровне, а царящая атмосфера очень мрачная и вызывает чувство тревоги. Но сюжет не приносит вам удовлетворения, концовка это просто какой-то бардак и не несет никакого смысла, а персонажи только раздражают и ни разу не вызывают симпатии. Моему разочарованию нет предела".

Таким образом, почитав мнения как критиков, так и игроков, можно сделать вывод, что Naughty Dog как минимум безупречно сработали на уровне технической составляющей, а также выполнили блестящую работу по созданию и насыщению игрового мира. По геймплею вопросов уже больше, и здесь главная претензия заключается в том, что он мало изменился по сравнению с первой частью. Но здесь же есть и противоречия. Кто-то говорит, что с геймплейной точки зрения "игра уже не торт" и все это уже было. А кому-то очень даже зашло, и они не жалуются.

Главным камнем преткновения становится сюжет. И дело даже не столько в инклюзивности (женские персонажи в центре повествования, геи, лесбиянки, трансгендеры – полная LGBTQ-повестка, которую многие считают совершенно не нужной и вообще излишней), сколько в том, как именно игра построена сюжетно. Подробно об этом рассказывать не будем, ибо спойлеры, но, насколько нам известно, определенные сценарные решения способны доставить игрокам просто адовую боль. Настолько, что аж неприятно становится в это играть. И вот в этом, наверное, главная проблема.


Хотя проблема ли? Потому что все сделано сознательно. То есть это не "извините, мы не хотели". Это как раз то, чего разработчики и хотели добиться. Вернее, это то, чего хотел добиться креативный директор Naughty Dog и сценарист The Last of Us Part 2 Нил Дракманн.

Знаете, когда мы начали обсуждать эту игру, то я сразу сказал, что, когда мы делали первую часть, то там не было никаких ожиданий. Все средства были хороши, и кому-то игра понравилась бы, а кому-то – нет. В случае со второй частью это, по большей части, так же, но мы обязательно разочаруем кого-то из тех, кто играл в оригинал. Для нас же в создании сиквела важно было показать, что ничто из первой части не является неприкосновенным. Потому что эта неприкосновенность может помешать нам, может не позволить рассказать ту историю, которую мы хотели бы рассказать. Я говорил, что первая часть не будет неприкосновенной – в том смысле, что все ваши любимые персонажи будут живы-целехоньки и что с ними ничего не случится. Или, если хотите, можно посмотреть на вторую часть так же, как на первую, с теми ходами, которые в первой части сработали. Но если мы просто возьмем те же ходы и попробуем заново их повторить, то это же просто готовый рецепт для провала.

То, что сюжет игры действительно режет по живому, на данный момент сомнений не вызывает. Правда, многие игроки отмечают, что в этом же сюжете есть определенные нелогичности, а мотивация персонажей иногда. Оставляет вопросы, так скажем.

И вот тут мы переходим к мемам и прочим шуткам.

Это как играть в Hitman и убить всех NPC на уровне, за исключением, собственно, цели, после чего сказать, что все, хватит.

Это как играть в Hitman и убить всех NPC на уровне, за исключением, собственно, цели, после чего сказать, что все, хватит.

Я после того, как защищал TLOU2, но потом поиграл и понял, что игра полная хрень: "Мне жаль".

Хейт. Хейт повсюду.

Я после того, как защищал TLOU2, но потом поиграл и понял, что игра полная хрень: "Мне жаль". Хейт. Хейт повсюду.

Для многих суть такова.

Что имеем по итогу? Знаете, даже сложно сказать. Если рассматривать The Last of Us Part 2 как отдельную игру, то она, как минимум, неплоха. Технологическая составляющая и игровой мир, судя по отзывам игроков и критиков, заслуживают наивысшей похвалы. Геймплей это дело вкуса, здесь мнения разделились.

Проблема, однако, в том, что у The Last of Us Part 2 это именно что вторая часть. У серии уже есть огромная фанатская аудитория, и вот как раз эту аудиторию не порадовали ни слащавые обзоры игровых изданий, ни подход Naughty Dog к продолжению сюжета первой части.

Да, Нил Дракманн рассказал ту историю, которую и хотел рассказать, и именно так, как считал нужным. Возможно, у TLOU2 действительно есть глубокий посыл про то, как ненависть рождает ненависть. Возможно, TLOU2 это даже больше, чем просто игра. Допустим, это какое-то художественное высказывание. Вещь в себе. Искуснейший троллинг. Мастерски поставленная игра на чувствах людей (и чувствах далеко не положительных, далеко не самых приятных). Точно мы этого не знаем.

А точно знаем мы только то, что сейчас The Last of Us Part 2 – это предмет для шуток и ожесточенных споров, мишень для негативных отзывов на метакритике и, судя по реакции игрового сообщества и фанатов, главный конкурент Warcraft III: Reforged в номинации "Провал года". Как минимум по такому критерию, как "теплота приема".

The Last of Us: Part 2

Именно история — главное, что есть в The Last of Us: Part 2. Только ради нее студия Naughty Dog взялась за вторую часть — она посчитала, что продолжить «Одни из нас», еще больше раскрыть знакомых персонажей было крайне важно. При этом продолжение не просто так называется Part 2 — это и впрямь вторая часть той же самой истории. Воспринимать новую игру без предыдущей невозможно: мотивация героев, их отношения друг с другом, то, как они между собой общаются, и то, как они друг на друга смотрят, — все это результат того, что произошло в The Last of Us.

Кроме того, The Last of Us: Part 2 с самого начала спойлерит финал первой игры и в дальнейшем полагается на то, что вы с сюжетом оригинала знакомы. Если же не знакомы, то сейчас самое время познакомиться — дальше будут спойлеры к финалу предыдущей игры.

С того дня, как Джоэл помешал Цикадам умертвить Элли ради вакцины от кордицепса, прошло четыре года. Девушке, которая, похоже, единственная в мире обладает иммунитетом к инфекции, превращающей людей в жутких тварей, уже 19 лет — она стала сильнее, выносливее… и куда холоднее к Джоэлу, человеку, который заменил ей отца. Бывший контрабандист же лишь сильнее помрачнел и, кажется, смирился с таким отношением к себе — ведь главное, что Элли жива.

За те четыре года между ними произошло многое, в том числе и ссоры. Одна из них случилась незадолго до начала второй части — как раз после того поцелуя Элли и Дины, который показали в одном из трейлеров.

Как бы ни складывались отношения Элли и Джоэла, в целом жизнь у них стала проще и безопаснее. Вместе с Томми, братом Джоэла, они осели в Джексоне, небольшом поселении, окруженном высокими стенами. Мирный народ, садоводство, вечеринки и все такое — обычная такая община в постапокалиптическом мире. О кордицепсе напоминает только тот факт, что жители Джексона вынуждены часто патрулировать окрестности и зачищать их от зараженных.

Тем не менее кое-что обрисовать в общих чертах можно — без имен и деталей. Если же вы боитесь даже легких спойлеров, пропустите следующие три абзаца.

Легкие спойлеры к The Last of Us: Part 2

Элли отправляется в Сиэтл мстить за гибель близкого человека. И дело даже не в том, что это за человек, а в том как разработчики подают его смерть — с невероятной, запредельной жестокостью. Так, что и у вас как игрока не остается никаких сомнений — эти твари должны поплатиться за то, что сделали.

В Сиэтле героиня оказывается в самый разгар ожесточенного противостояния между двумя группировками — «Волками» (отчасти — бывшие военные, дисциплинированные и с массой оружия) и «Шрамами» (фанатики и сектанты, которые в знак верности своему лидеру режут себе лица). Поначалу Элли узнает об этих фракциях из многочисленных записок, раскиданных по уровнях, затем — видит последствия их сражений. После этого она и с теми, и с другими «познакомится» лично, но вплоть до середины The Last of Us: Part 2 вся эта ветка с двумя группировками будет казаться лишней и надуманной.

Naughty Dog, впрочем, не была бы собой, если бы использовала эти фракции только для того, чтобы сделать противников-людей разнообразнее. Нет, разработчики ловко вписали их в сюжет и грамотно использовали, чтобы сделать рассказанную историю еще глубже, еще правдоподобнее и понятнее. И куда более жестокой.

Конец легких спойлеров к The Last of Us: Part 2

The Last of Us: Part 2 — великолепно написанная, гениально поданная и насыщенная событиями история. В ней хватает и неожиданных сюжетных моментов, хотя акцент Naughty Dog все-таки делает на том, как и в каком порядке (что тоже очень важно) показываются ключевые события второй части. Скорее всего, о большинстве главных сюжетных поворотов вы догадаетесь заранее, но легче от этого не станет — продолжение The Last of Us намерено удивлять в первую очередь эффектной постановкой, вниманием к деталям и персонажами с редким для видеоигр уровнем проработки.

Работа с героями в The Last of Us: Part 2 и впрямь достойна хороших книг. Инфекция и катастрофа вообще отошли на второй план — с условиями новой жизни в мире игры все давно смирились и принимают зараженных как должное. На первом плане — люди, у которых после поступка Джоэла, судя по всему, не осталось надежды на спасение. Вот они и пустились во все тяжкие — за мир уже бороться бессмысленно, он давно погиб, поэтому они просто грызутся между собой.

И вот здесь возникает главная, на мой взгляд, проблема The Last of Us: Part 2 — ее история слишком ярко написана, а к персонажам очень просто привязаться — даже к тем, которые на первый взгляд кажутся кончеными ублюдками. А к тем, кто до этого казался чуть ли не единственными борцами за правду, со временем начинаешь относиться совсем по-другому — пусть и не без сожаления. Потому что у всех своя правда — в том числе и у тех, кто причиняет другим боль.

Почему я считаю это проблемой? Потому что The Last of Us: Part 2 — интерактивное произведение, где ты сам участвуешь во всех событиях, сам жмешь на кнопки в моменты, когда кому-то нужно перерезать горло, и сам творишь всю ту жестокость, которой эта игра преисполнена. Не выйдет, как при просмотре фильмов Балабанова или прочтении «Преступления и наказания», отстраниться от происходящего. Если главной героине нужно найти и убить человека — значит, это тебе предстоит найти и убить его. Ну… или помочь персонажу сделать это — от того, что в игре ты — участник событий, не наблюдатель, никак не избавиться. А что, если человек, которого надо убить (или который погибает по твоей вине) — это беременная женщина? Что, если у этого человека есть друзья, которые затем придут за тобой? Что, если у него есть пес, с которым он незадолго до твоего прихода играл в мяч и которого ты жестоко пырнул заточкой в горло?

Прежде видеоигры редко такие вопросы задавали. Продолжение The Last of Us их не только задает, но и отвечает на них. Все будет плохо — у тебя, у беременной женщины, у ее пса. У всех.

The Last of Us: Part 2 знакомит тебя чуть ли не с самыми «живыми» персонажами в играх, «привязывает» к ним — после чего заставляет их руками совершать ужасные поступки. И нет, это не плохо подобранный глагол — она именно заставляет, если ты продолжаешь играть. Не раз я отказывался нажимать на кнопки в ходе ключевых сюжетных QTE, и это приводило к экрану загрузки.

Страдание, боль, безысходность, грусть и лишения — вот о чем история The Last of Us: Part 2. В ней есть и крайне редкие светлые моменты, когда персонажи хоть чему-то радуются, но и они сделаны лишь для того, чтобы усилить эффект невероятной жести, которая уже произошла до этого или еще произойдет. Всякий раз, когда тебе кажется, что жизнь героев налаживается (например, появляется персонаж, которого ты считал погибшим), авторы тут же уничтожают любые надежды, сжигают их дотла и делают ситуацию еще хуже. Странно говорить такое про столь потрясающую с точки зрения геймплея игру, но такая драматургия, насколько бы талантливой она ни была, — перебор.

Есть у сюжета The Last of Us: Part 2 еще одна, куда более простая проблема — очевидно, что Naughty Dog с огромным трудом далась концовка. Финал занимает часа три или четыре (!) — и все из-за того, что разработчики не смогли вовремя остановиться. В конце второй The Last of Us есть действительно хорошие и добрые (насколько это слово вообще применимо к происходящему) моменты, но ни один из них не заканчивает игру. Ее заканчивает эпизод, который оставляет у вас внутри пустоту. Эпизод, после которого становится очевидно, что герои потеряли все, за что боролись.

Вероятно, в этом и заключается посыл The Last of Us: Part 2 — важно не просто простить и отпустить, но и сделать это вовремя. Занятно, что это касается не только персонажей игры, но и ее разработчиков.

The Last of Us: Part 2 как игра о выживании

Согласен, оценка, которая стоит в конце этой рецензии, едва ли соответствует тому, что сказано выше — но это лишь на первый взгляд. Есть две причины, по которым я оценил The Last of Us: Part 2 так высоко. Во-первых, история, рассказанная в продолжении «Одни из нас», — и впрямь одна из самых сильных и взрослых, что я видел в играх. Эта история может вызвать негативные эмоции, может вогнать вас в депрессию, ее хочется забыть — по крайней мере, мне, — но это все еще выдающаяся сценарная работа, достойная высочайшей оценки.

Во-вторых, The Last of Us: Part 2 — просто отличная игра.

Не секрет, что в основе своей вторая часть «Одни из нас» едва ли заметно отличается от первой — это снова экшен от третьего лица с акцентом на стелс и элементы survival horror. Другое дело, что разработчики улучшили буквально каждый элемент геймплея и каждую механику настолько, что после The Last of Us: Part 2 очень сложно смотреть на игры с похожим игровым процессом.

60% времени во второй части мы с кем-нибудь сражаемся, и в битвах особенно заметно то, как Naughty Dog доработала анимацию, контекстные действия героини во время боя, механику стелса. У Элли нет фиксированного положения, при котором она может стрелять или использовать предметы, нет четких правил по поводу того, где и как надо прятаться от врагов. Все работает максимально логично: высокая трава скроет героиню, но не сделает ее невидимой — врагам просто труднее будет заметить ее издалека.

А стрелять можно в том числе и лежа на животе — полезно не только в том случае, если надо спрятаться под машиной и выстрелить врагу в ногу, но и в моменты, когда Элли сбивают с ног выстрелом с близкого расстояния. Я понимаю, что тот факт, что героиня может упасть в ходе перестрелки, — это не революционное геймплейное нововведение, но как раз такими вот мелочами и рисуется общая картина. Со стороны The Last of Us: Part 2 выглядит как кино, героем которого можно управлять — при этом каждая эффектная сцена создается не скриптами, а усилиями игрокам.

Элли заметили враги, и вот она уже бежит со всех ног к укрытию, но не добегает и падает в траву — есть пара секунд, чтобы сменить оружие, ранить пару человек. Или бросить дымовую гранату — тогда можно будет добежать до машины и спрятаться за ней. Одна секунда, вторая, Элли бежит, но ловит пулю и снова падает: здоровье почти на нуле, она дрожащими руками достает револьвер с одним патроном — у нее есть ровно полсекунды, чтобы прицелиться и выстрелить. Как-то так выглядят все сражения в The Last of Us: Part 2.

Вне перестрелок с людьми и сражений с зараженными Элли, как и Джоэл делал прежде, исследует игровой мир, чтобы отыскать патроны, аптечки и ресурсы для крафта гранат, коктейлей Молотова, а также таблетки для прокачки собственных навыков и запчасти для улучшения оружия. И вот исследование мира — еще один элемент, который в целом оставили прежним, но заметно улучшили в деталях.

Отдельная история — тайники, куда не попасть просто так. Надо решить головоломку, отыскать скрытый проход или воспользоваться веревкой — ее можно, к примеру, перекинуть через балку и затем забраться по ней в недоступное ранее место. В таких тайниках зачастую можно отыскать или новое оружие, или просто очень много ресурсов.

Польза от всех этих нововведений очевидная — слегка изменить геймплей, но не слишком — чтобы фанаты первой части без проблем разобрались. Напомню, что Part 2 в названии неспроста — речь идет о продолжении игры, с которой, как предполагают разработчики, вы уже знакомы.

The Last of Us: Part 2 — одна из лучших в индустрии. Запредельно качественная и невероятно дорогая. Это также попытка Naughty Dog продолжить историю, которая, на мой взгляд, продолжения не требовала. Ее авторы с этим, очевидно, были не согласны, поэтому и решились на вторую часть. Хуже они совершенно точно не сделали, и, я уверен, многие решат, что разработчики даже сделали лучше, чем было. В конце концов, теперь мы знаем и о судьбе Элли и Джоэла, и о том, во что превратился мир, пораженный инфекцией, после финала первой части. Стоило ли оно того? Я все еще убежден, что не стоило.

Читайте также: