Один день ивана денисовича проблема нравственного выбора
Обновлено: 05.07.2024
Имя Александра Солженицына, долгое время бывшее под запретом, наконец-то по праву заняло свое место в Истории Русской литературы советского периода.
Александр Исаевич родился в декабре 1918 года. После средней школы Солженицын заканчивает в Ростове-на-Дону физико-математический факультет университета, одновременно поступает заочником в Московский институт философии и литературы. Не закон-
Чив последних двух курсов, уходит на войну, с 1942-го по 1945-й командует на фронте батареей, награжден орденами и медалями. В феврале сорок пятого
в звании капитана арестован из-за подсле-женной в Переписке Критики Сталина и осужден на восемь лет. Затем был в Казахстане.Таков нелегкий жизненный путь писателя.
Чем притягивает творчество Солженицына? Правдивостью, болью за происходящее, прозорливостью.
Рассказ получил Нобелевскую премию.
Солженицын рассказывает час за часом об одном дне заключенного, от подъема до отбоя. И там работают, спят, едят, ссорятся и мирятся, спорят, подшучивают.
На первых страницах автор отправляет читателя вместе с Шуховым в барак, санчасть, столовую. Мы узнаем жизнь заключенного изнутри. Здесь иная шкала ценности вещам и отношениям.
До войны Шухов работал в колхозе, кормил семью. После ранения не пошел в медсанбат, вернулся в строй. После окружения армии бежал из плена, выбрался к своим. Тут его и обвинили в измене: мол, задание немецкой разведки выполнял.
Если бы не подписал приговор с такой формулировкой, его бы расстреляли. Опыт не прошел для Шухова даром. Он соблюдал лагерный режим, поклонялся надзирателю, не препирался с конвоем. Но при этом он мало поступался своей гордостью, совестью, честью.
Шухову помогают его житейская мудрость, лукавство и знание, что чего стоит.
В Бога Шутов не верит. Он верит в себя, в свой труд, в товарищей по бригаде, в бригадира Тюрина. Шухов знает, как относиться к конкретной работе.
Бережно относится он и к инструменту.
Как бы был нужен Шухов в своей деревне. Получая письма от жены, Шухов переживает, как там с сенокосом.
В Шухове сохранились сердечное отношение к людям, доброта, отзывчивость. Ему платят тем же.
Повесть Солженицына сохраняет свое познавательное значение и по сей день. Она поражает жестокостью и прямотой своей правды.
Нравственность – это внутренние, духовные качества человека, этические нормы, которыми он руководствуется в жизни. У каждого из нас бывают такие моменты, когда приходится делать свой нравственный выбор. Ведь судьба человека – сложное слагаемое воли, личности, обстоятельств. И мы можем только гадать, как поведёт себя каждый из нас, окажись он в сложной ситуации. Русская литература, в творчестве своих писателей, всегда поднимала нравственные проблемы, задаваясь вопросами: «Кто виноват?», «С чего начать?», «Что делать?», «Кто мы?» и «Что с нами происходит?». Ответы на них продолжают искать и современные художники. Один из них – Александр Солженицын. «Не результат важен, а дух! Не что достигнуто, а какой ценой», - не устаёт повторять этот писатель, выявляя истинные и ложные нравственные проблемы общества и человека.
Настоящим потрясением для миллионов людей становится выход в свет небольшой по объему, но сильной по звучанию повести Солженицына "Один день Ивана Денисовича". Замысел этого произведения возникает у писателя ещё в Экибастузском особом лагере. «Я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно бы описать весь лагерный мир одним днём», - вспоминал позднее Солженицын. Задумка эта оказалась очень смелой, потому что трудно себе представить, как удалось автору оставаться спокойным, естественным, почти обыденным в отражении такой жестокой и трагичной темы. Произведение поражает нас реализмом и глубиной мысли. Солженицын пишет простым языком, не прибегая к каким-либо сложным литературным приемам: здесь нет метафор, ярких сравнений, гипербол. В повести используется лагерная лексика, характерные выражения и речевые обороты. Открывая её первые страницы, читатель будто окунается в кошмарный, беспросветный и бесконечный сон. Это небольшое произведение вмещает в себя жизнь всей страны, всю ее правду и горечь. Автору хватает описания одного единственного дня, чтобы полностью отразить всю лагерную жизнь, полную как бытовых, так и нравственных, духовных проблем.
Лагерь - это особый мир, существующий отдельно, параллельно нашему. Писатель рассказывает о нём, как о чем-то давно и прочно существующем, совсем не чрезвычайном, имеющем свой регламент, будничный свод правил выживания, свой фольклор, свою лагерную мораль и устоявшуюся дисциплину. То, что описывает автор - это не жизнь, а выживание. Выживание каждый день, постоянное напряжение, чтобы не совершить что-нибудь не по уставу, не разозлить какого-нибудь начальника, везде успеть, продумать каждый шаг. Все интересы заключенных, кажется, враща¬ются вокруг простейших животных потребностей организма: как "закосить" лишнюю порцию ба¬ланды, как при минус двадцати семи не запустить под рубаху стужу на этапном « шмоне», как сберечь последние крохи энергии в ослабленном хроничес¬ким голодом и изнурённом работой теле — сло¬вом, как выжить в лагерном аду. Всё это неплохо удается сноровистому и смека¬листому русскому крестьянину Ивану Денисовичу Шухову.
О прошлом этого человека автор рассказывает совсем немного. Жил Шухов в маленькой деревне. Когда началась война, пошёл на фронт. Воевал честно, но попал в плен, откуда сумел бежать. Он так хотел вернуться на Родину, а она встретила его как врага. Шухова обвинили в измене, считая, что он выполнял задание немецкой разведки. «Какое ж задание – ни Шухов сам не мог придумать, ни следователь. Так и оставили просто задание». И здесь перед героем возникает проблема нравственного выбора: умирать ни за что ни про что не хотелось – это было глупо , бессмысленно, противоестественно. Шухов выбирает жизнь, хотя и лагерную, скудную, мучительную, но всё-таки жизнь. Он принимает это испытание судьбы и старается вынести его так, чтобы не было совестно за себя, чтобы сохранить к себе уважение. А сделать это совсем не просто. Мир, в который попадает герой жесток и бессердечен. Все события повести будто убеждают чита¬теля в том, что все человеческое, что есть в людях, остаётся за колючей проволокой. Этап, отправляющийся на работу, представляет собой сплошную массу серых тело¬греек. Имена утеряны. Единственное, что подтверждает индивидуальность, — лагерный номер. Человеческая жизнь обесценена. Рядовой заклю¬ченный подчинен всем : надзирателям и конвоирам, поварам и старшинам ба¬рака, таким же узникам, как и он. Его могут ли¬шить обеда, посадить в карцер, обеспечив на всю жизнь туберкулезом, а то и расстрелять. И все же за всеми нечеловеческими реалиями лагерного быта выступают человеческие черты. Они проявляются в характере Ивана Денисовича, в монументальной фигуре бригадира Андрея Прокофьевича, в неразлучности "братьев"-эстон¬цев, в эпизодическом образе старика-интеллиген¬та, отбывающего третий срок и, тем не менее, не желающего отказываться от приличных челове¬ческих манер.
Среди некоторой части нынешней читающей публики бытует мнение, что пора прекратить вспоминать давно отошедшие в прошлое ужасы сталинских репрессий, что мемуары очевидцев переполнили книжный рынок политической "чернухой". Но повесть Солженицына нельзя отнести к разряду конъюнктурных "однодневок". Лауреат Нобелевской премии верен лучшим традициям русской литературы, заложенным Некрасовым, Достоевским., Толстым. В Иване Денисовиче и в не¬которых других персонажах автору удаётся во¬плотить жизнелю¬бивый русский дух. Таковы крестьяне в поэме "Кому на Руси жить хорошо". Все жалуются на свою судьбу: и поп, и помещик — а русский мужик, даже последний нищий, сохраняет спо¬собность радоваться уже тому, что он жив. Так и Иван Денисович. И смекалка ему прису¬ща: везде он успевает первым, все добывает для бригады, не забывая, правда, при этом и себя. И уныние ему чуждо. Радость доставляют Шухову маленькие бытовые удачи, когда его сноровка и сообразительность помогают обвести вокруг паль¬ца жестоких притеснителей и победить суровые обстоятельства. Нигде не пропадет "русский характер". Может быть, он умен лишь практическим умом. Но душа его, которая, казалось бы, должна была ожесто¬читься, зачерстветь, не поддается "коррозии". За¬ключенный не обезличивается, не обездушивается. Он способен сострадать и жалеть. Переживает он за бригадира, заслоняющего собой бригаду от лагерного началь¬ства. Сочувствует безотказному баптисту Алешке, не умеющему на своей безотказности заработать немного и для себя. Помогает слабым, но не уни¬зившимся, не научившимся "шакалить". Даже ничтожного лагерного "придурка" Фетюкова иногда жалеет он, преодолевая здоровое презрение человека, умудрившегося сохранить достоинство в скотских условиях. Иногда жалость Шухова достигает нереальных пределов: он часто замечает, что и конвоирам, и сторожам на вышках не позавидуешь, ведь они вынуждены стоять на морозе без движения, в то время как заключенный может согреться на клад¬ке стены.
Иван Денисович - это реальный, более того, типичный персонаж. Способность замечать страдания людей, отбы¬вающих рядом с тобой срок, роднит заключенных, превращает в семью. Их связывает неразрывная круговая пору¬ка. Предательство одного может сто¬ить жизни многим. Возникает парадоксальная ситуация. Лишен¬ные свободы, загнанные за колючую проволоку, подобно стаду овец, заключен¬ные образуют государство в государстве. Их мир имеет свои законы. Они суровы, но справедливы. Человек в лагере не одинок. Честность и мужество здесь всегда вознаграждаются. И хотя отношения между людьми здесь, бесспорно, ли¬шены сантиментов, они честны и по-своему гуманны. В этом контексте нельзя говорить о « трагедии одиночества» Ивана Денисовича. Речь в повести идёт совсем о другой трагедии – трагедии честных людей, ставших жертвами произвола и насилия.
Обществу заключённых автор противопоставляет бездуш¬ный мир лагерного начальства, которое обеспечивает себе безбедное существование, обратив узников в своих личных рабов. Надзиратели с презрением относятся к заключенным, пребывая в полной уверенности, что сами живут по-человечески. Но именно этот мир имеет звериное обличье. Таков надзиратель, способный забить плет¬кой человека за малейшую провинность. Таковы конвоиры, готовые расстрелять опоздавшего на перекличку заключённого , который за¬снул от усталости на рабочем месте. Таков отъев¬шийся повар и его приспешники, костылем отго¬няющие заключенных от столовой. Именно они, палачи, нарушили человеческие законы и, тем самым, исключили себя из человеческого сообще¬ства.
Несмотря на страшные детали лагерной жизни, которые составляют бытовой фон, по¬весть Солженицына оптимистична по духу. Она доказывает, что и в таких условиях человек может сделать правильный нравственный выбор, может сохранить своё достоинство и остаться человеком. Меня восхищает в этом произведении уровень правды – правды без уклончивости и компромиссов, обжигающей и неожиданной. Писателю удаётся понять личность, раскрыть тайники её души и помочь не погубить то лучшее, что скрыто в ней. В этом величайшая заслуга Солженицына, который всем своим творчеством стремится победить ложь и рассказать правду о человеке.
Александр Солженицын Один день Ивана Денисовича Повесть Школьная программа СочинениеНравственность – это внутренние, духовные качества человека, этические нормы, которыми он руководствуется в жизни. У каждого из нас бывают такие моменты, когда приходится делать свой нравственный выбор. Ведь судьба человека – сложное слагаемое воли, личности, обстоятельств. И мы можем только гадать, как поведёт себя каждый из нас, окажись он в сложной ситуации. Русская литература, в творчестве своих писателей, всегда поднимала нравственные проблемы, задаваясь вопросами: «Кто виноват?», «С чего начать?», «Что делать?», «Кто мы?» и «Что с нами происходит?». Ответы на них продолжают искать и современные художники. Один из них – Александр Солженицын. «Не результат важен, а дух! Не что достигнуто, а какой ценой», - не устаёт повторять этот писатель, выявляя истинные и ложные нравственные проблемы общества и человека.
Настоящим потрясением для миллионов людей становится выход в свет небольшой по объему, но сильной по звучанию повести Солженицына "Один день Ивана Денисовича". Замысел этого произведения возникает у писателя ещё в Экибастузском особом лагере. «Я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно бы описать весь лагерный мир одним днём», - вспоминал позднее Солженицын. Задумка эта оказалась очень смелой, потому что трудно себе представить, как удалось автору оставаться спокойным, естественным, почти обыденным в отражении такой жестокой и трагичной темы. Произведение поражает нас реализмом и глубиной мысли. Солженицын пишет простым языком, не прибегая к каким-либо сложным литературным приемам: здесь нет метафор, ярких сравнений, гипербол. В повести используется лагерная лексика, характерные выражения и речевые обороты. Открывая её первые страницы, читатель будто окунается в кошмарный, беспросветный и бесконечный сон. Это небольшое произведение вмещает в себя жизнь всей страны, всю ее правду и горечь. Автору хватает описания одного единственного дня, чтобы полностью отразить всю лагерную жизнь, полную как бытовых, так и нравственных, духовных проблем.
Лагерь - это особый мир, существующий отдельно, параллельно нашему. Писатель рассказывает о нём, как о чем-то давно и прочно существующем, совсем не чрезвычайном, имеющем свой регламент, будничный свод правил выживания, свой фольклор, свою лагерную мораль и устоявшуюся дисциплину. То, что описывает автор - это не жизнь, а выживание. Выживание каждый день, постоянное напряжение, чтобы не совершить что-нибудь не по уставу, не разозлить какого-нибудь начальника, везде успеть, продумать каждый шаг. Все интересы заключенных, кажется, враща¬ются вокруг простейших животных потребностей организма: как "закосить" лишнюю порцию ба¬ланды, как при минус двадцати семи не запустить под рубаху стужу на этапном « шмоне», как сберечь последние крохи энергии в ослабленном хроничес¬ким голодом и изнурённом работой теле — сло¬вом, как выжить в лагерном аду. Всё это неплохо удается сноровистому и смека¬листому русскому крестьянину Ивану Денисовичу Шухову.
О прошлом этого человека автор рассказывает совсем немного. Жил Шухов в маленькой деревне. Когда началась война, пошёл на фронт. Воевал честно, но попал в плен, откуда сумел бежать. Он так хотел вернуться на Родину, а она встретила его как врага. Шухова обвинили в измене, считая, что он выполнял задание немецкой разведки. «Какое ж задание – ни Шухов сам не мог придумать, ни следователь. Так и оставили просто задание». И здесь перед героем возникает проблема нравственного выбора: умирать ни за что ни про что не хотелось – это было глупо , бессмысленно, противоестественно. Шухов выбирает жизнь, хотя и лагерную, скудную, мучительную, но всё-таки жизнь. Он принимает это испытание судьбы и старается вынести его так, чтобы не было совестно за себя, чтобы сохранить к себе уважение. А сделать это совсем не просто. Мир, в который попадает герой жесток и бессердечен. Все события повести будто убеждают чита¬теля в том, что все человеческое, что есть в людях, остаётся за колючей проволокой. Этап, отправляющийся на работу, представляет собой сплошную массу серых тело¬греек. Имена утеряны. Единственное, что подтверждает индивидуальность, — лагерный номер. Человеческая жизнь обесценена. Рядовой заклю¬ченный подчинен всем : надзирателям и конвоирам, поварам и старшинам ба¬рака, таким же узникам, как и он. Его могут ли¬шить обеда, посадить в карцер, обеспечив на всю жизнь туберкулезом, а то и расстрелять. И все же за всеми нечеловеческими реалиями лагерного быта выступают человеческие черты. Они проявляются в характере Ивана Денисовича, в монументальной фигуре бригадира Андрея Прокофьевича, в неразлучности "братьев"-эстон¬цев, в эпизодическом образе старика-интеллиген¬та, отбывающего третий срок и, тем не менее, не желающего отказываться от приличных челове¬ческих манер.
Среди некоторой части нынешней читающей публики бытует мнение, что пора прекратить вспоминать давно отошедшие в прошлое ужасы сталинских репрессий, что мемуары очевидцев переполнили книжный рынок политической "чернухой". Но повесть Солженицына нельзя отнести к разряду конъюнктурных "однодневок". Лауреат Нобелевской премии верен лучшим традициям русской литературы, заложенным Некрасовым, Достоевским., Толстым. В Иване Денисовиче и в не¬которых других персонажах автору удаётся во¬плотить жизнелю¬бивый русский дух. Таковы крестьяне в поэме "Кому на Руси жить хорошо". Все жалуются на свою судьбу: и поп, и помещик — а русский мужик, даже последний нищий, сохраняет спо¬собность радоваться уже тому, что он жив. Так и Иван Денисович. И смекалка ему прису¬ща: везде он успевает первым, все добывает для бригады, не забывая, правда, при этом и себя. И уныние ему чуждо. Радость доставляют Шухову маленькие бытовые удачи, когда его сноровка и сообразительность помогают обвести вокруг паль¬ца жестоких притеснителей и победить суровые обстоятельства. Нигде не пропадет "русский характер". Может быть, он умен лишь практическим умом. Но душа его, которая, казалось бы, должна была ожесто¬читься, зачерстветь, не поддается "коррозии". За¬ключенный не обезличивается, не обездушивается. Он способен сострадать и жалеть. Переживает он за бригадира, заслоняющего собой бригаду от лагерного началь¬ства. Сочувствует безотказному баптисту Алешке, не умеющему на своей безотказности заработать немного и для себя. Помогает слабым, но не уни¬зившимся, не научившимся "шакалить". Даже ничтожного лагерного "придурка" Фетюкова иногда жалеет он, преодолевая здоровое презрение человека, умудрившегося сохранить достоинство в скотских условиях. Иногда жалость Шухова достигает нереальных пределов: он часто замечает, что и конвоирам, и сторожам на вышках не позавидуешь, ведь они вынуждены стоять на морозе без движения, в то время как заключенный может согреться на клад¬ке стены.
Иван Денисович - это реальный, более того, типичный персонаж. Способность замечать страдания людей, отбы¬вающих рядом с тобой срок, роднит заключенных, превращает в семью. Их связывает неразрывная круговая пору¬ка. Предательство одного может сто¬ить жизни многим. Возникает парадоксальная ситуация. Лишен¬ные свободы, загнанные за колючую проволоку, подобно стаду овец, заключен¬ные образуют государство в государстве. Их мир имеет свои законы. Они суровы, но справедливы. Человек в лагере не одинок. Честность и мужество здесь всегда вознаграждаются. И хотя отношения между людьми здесь, бесспорно, ли¬шены сантиментов, они честны и по-своему гуманны. В этом контексте нельзя говорить о « трагедии одиночества» Ивана Денисовича. Речь в повести идёт совсем о другой трагедии – трагедии честных людей, ставших жертвами произвола и насилия.
Обществу заключённых автор противопоставляет бездуш¬ный мир лагерного начальства, которое обеспечивает себе безбедное существование, обратив узников в своих личных рабов. Надзиратели с презрением относятся к заключенным, пребывая в полной уверенности, что сами живут по-человечески. Но именно этот мир имеет звериное обличье. Таков надзиратель, способный забить плет¬кой человека за малейшую провинность. Таковы конвоиры, готовые расстрелять опоздавшего на перекличку заключённого, который за¬снул от усталости на рабочем месте. Таков отъев¬шийся повар и его приспешники, костылем отго¬няющие заключенных от столовой. Именно они, палачи, нарушили человеческие законы и, тем самым, исключили себя из человеческого сообще¬ства.
Несмотря на страшные детали лагерной жизни, которые составляют бытовой фон, по¬весть Солженицына оптимистична по духу. Она доказывает, что и в таких условиях человек может сделать правильный нравственный выбор, может сохранить своё достоинство и остаться человеком. Меня восхищает в этом произведении уровень правды – правды без уклончивости и компромиссов, обжигающей и неожиданной. Писателю удаётся понять личность, раскрыть тайники её души и помочь не погубить то лучшее, что скрыто в ней. В этом величайшая заслуга Солженицына, который всем своим творчеством стремится победить ложь и рассказать правду о человеке.
Александр Солженицын Один день Ивана Денисовича Повесть Школьная программа СочинениеПоэтому мы говорим об эпохе А. Пушкина, Ф. Достоевского,
Л. Толстого, А. Блока. XX век оказался чрезвычайно богатым на события, вождей, вершителей судеб.Однако именно в толпе заключенных, лишенных самого элементарного, Солженицын находит носителя тех нравственных ценностей, того духовного богатства, которые делает человека Человеком.
Однако в бытовых подробностях лишь внешне проявляется характер Шухова. Гораздо важнее, что Солженицын сумел передать и внутренние законы поведения человека.
Двадцать лет прожил писатель вне родины.
Но и там. в далеком Вермонте, его не покидало ощущение связи с Россией, русским народом. В 1994 году Солженицын вернулся домой. Он мечтал быть полезным своей стране.
Читайте также: