Обитель проклятых страшные тайны самой зловещей психиатрической клиники лондона

Обновлено: 30.06.2024

Журналистка Нелли Блай вошла в историю как женщина, бросившая вызов устоям своего времени, а также решившаяся рискнуть собственной жизнью ради изобличения пороков общества. Рассказываем подробности жизни одной из самых смелых женщин XIX века.

Журналистка, путешественница, борец за социальное и гендерное равенство Нелли Блай, чье настоящее имя — Элизабет Джейн Кокран, родилась в 1864 году в Пенсильвании. Чуть позже юная Элизабет вместе с семьей перебралась в Питтсбург. Жизнь Кокран сложно назвать простой — ее отец, бывший судья, умер, когда Элизабет было всего шесть лет, а матери пришлось обеспечивать большую семью из 12 детей. Овдовев, она снова решилась выйти замуж. Однако и этому браку суждено было распасться — новый супруг оказался домашним тираном и часто избивал мать Элизабет.

Одно время девушка планировала окончить школу и стать учительницей, но сложное финансовое положение в семье разрушило мечты об образовании. К тому же, в то время образование для женщины считалось совершенно необязательным — куда выше ценились навыки ведения хозяйства.

В 1885 году в местном издании «Pittsburgh Dispatch» появилась статья, автор которой отвечал на вопрос одного из читателей — обеспокоенного отца, не знавшего, что делать со своими пятью незамужними дочерями. Колумнист издания Эразмус Уилсон озаглавил свой ответ «Для чего нужны женщины», в котором сообщил, что работающие женщины подобны монстрам, и единственная пригодная для «слабого пола» работа — это работа по дому. Также автор написал, что американцам стоит взять на вооружение опыт жителей Китая, где практиковалось избирательное детоубийство девочек — нормой для богатых семей было трое сыновей и две дочери, а для бедных — двое сыновей и одна дочь. С «лишними» детьми просто расправлялись.

Опубликованный ответ возмутил Элизабет настолько, что она решила написать в редакцию письмо, в котором подробно описала свою позицию касательно предназначении женщин в обществе. К удивлению девушки, выпускающий редактор издания Джордж Мэдден по достоинству оценил ее текст и предложил той работу в газете. С этого письма началась карьера 20-летней Кокран в качестве журналистки. Девушка решила взять себе псевдоним — в то время женщины часто практиковали подобное. Так малообразованная девушка из бедной семьи Элизабет Кокран превратилась в журналиста «Pittsburgh Dispatch» Нелли Блай. Псевдоним был выбран по названию популярной песни того времени Стивена Фостера.

Свою карьеру в газете Блай начала с публикаций на тему классового неравенства и проблемы неравных возможностей для мужчин и женщин. Нелли опубликовала большое эссе, в котором написала о тяжелой доле матерей-одиночек, старающихся заработать любым способом, чтобы прокормить своих голодных детей. Также Блай призвала читателей задуматься о том, как сильно принадлежность к определенному классу влияет на восприятие человека обществом. «Есть девушка, которая хочет стать учительницей. У нее есть желание это делать, возможность и необходимые навыки. А есть девушка, у которой имеются влиятельные друзья. И предпочтение всегда отдадут последней», — заключила Блай.

Родившаяся в обеспеченной семье Нелли Блай знала, о чем говорит. Все состояние, которое осталось после смерти отца, было поделено между всеми ее братьями и сестрами. Поделенных денег оказалось ничтожно мало, и вскоре семья начала бедствовать. Мать девушки, столкнувшаяся с потерей кормильца, всеми силами боролась за выживание и хваталась за любую возможность заработать денег, однако постоянно сталкивалась с тем, что многие возможности заработка были недоступны для нее.

Что касается проблемы неравных возможностей для мужчин и женщин, Блай нашла довольно простое решение этого вопроса — нужно всего лишь одинаково относиться к обоим полам и обеспечивать им равные возможности. Ведь проблема заключалась не в том, что уровень развития мужчин и женщин отличался с рождения. Проблема была в том, что мальчики получали гораздо больше возможностей для получения необходимых навыков, образования, опыта, в то время как девочкам предлагалось вести хозяйство и рожать детей. Свой первый цикл статей Нелли завершила обращением к читателям: «Давайте вместо того, чтобы вести бесконечные обсуждения, просто дадим женщинам возможность работать. Найдите женщину, которая хочет работать, и обеспечьте ей такую возможность. Это будет куда эффективнее, чем годами пытаться решить проблему на словах» (читайте также: «Это сексизм: как современное общество унижает женщин»).

Многочисленные рассказы о медиумах и экстрасенсах чаще всего носят сомнительный характер, однако история Флоренс Кук заставила людей поверить, что призраки живут среди нас. Кем на самом деле была знаменитая лондонская ясновидящая, и как ей удалось достичь такого успеха, рассказываем в нашем материале.

Имя Флоренс Кук прочно вошло в историю спиритуализма — о ее экспериментах знали все жители Соединенного Королевства XIX века, а деятельностью интересовались не только выдающиеся ученые того времени, но и писатели, психологи и даже члены королевских семей. Рассказываем историю легендарного медиума, которая смогла доказать людям, что смерть — всего лишь промежуточный этап между прошлым и настоящим.

Будущая легенда спиритуализма появилась на свет 3 июня 1856 года в одном из северо-восточных боро Лондона. Ее семья принадлежала к среднему классу — отец занимался строительством, а мать была домохозяйкой. С самого детства Флоренс проявляла свои экстрасенсорные способности — по словам ее матери, девочка с ранних лет обладала способностью чувствовать духов, что нередко пугало окружающих.

Однако первым случаем, когда Флоренс смогла продемонстрировать свои таланты в полную силу, стал инцидент, который произошел в 1870 году — тогда в доме Куков собралась компания одноклассников Флоренс, решивших провести сеанс спиритуализма под названием столоверчение. В начале девушка не хотела принимать участие в процессе, опасавшись возможных последствий, но ее мать, поддерживавшая дочь, позволила ей проявить себя. Сев за стол, юная Флоренс смогла за считанные минуты установить контакт с призраком, в результате чего стол, являвшийся проводником для их общения, начал крутиться с невообразимой скоростью, а после поднялся в воздух вместе с самой Кук.

Этот случай положил начало карьере Флоренс — с тех пор к ней стали регулярно обращаться жители Лондона, знавшие о ее экстраординарных способностях. Однако чем чаще Кук проводила спиритические сеансы, тем больше крепла ее сила, а сам процесс стал нередко выходить за рамки безопасности — так, однажды во время сеанса Флоренс воспарила в воздухе, а призраки полностью раздели ее в присутствии участников процесса.

После этого инцидента мать девушки настояла на установлении определенных правил безопасности — с того момента Флоренс стала принимать посетителей исключительно в столовой их дома. Во время сеансов сама медиум находилась внутри огромного платяного шкафа — девушка привязывала себя к стулу, чтобы в состоянии транса оставаться неподвижной, а клиенты находились снаружи и общались с духами через небольшое отверстие, проделанное в дверце шкафа.

Совсем скоро у Флоренс появились влиятельные поклонники — члены богатых семей, обращавшихся к Кук за помощью, старались всячески отблагодарить ее за проделанную работу. Некоторые просто щедро платили за сеансы, другие делали ей рекламу, но самым благодарным оказался адвокат Чарльз Блэкберн — после обращения к Флоренс он обеспечил ее ежегодным пособием, которое позволило медиуму полностью сосредоточиться на собственной деятельности и проводить сеансы бесплатно, не думая о денежной стороне вопроса.

В 1872 году в практике Кук появился дух, который прославил ее не только на весь Лондон, но и на все Соединенное Королевство. Во время одного из сеансов перед Флоренс появился призрак, назвавшийся Кэти Кинг. По ее словам, она являлась дочерью известного пирата Генри Моргана и вернулась в земной мир, чтобы расплатиться за грехи, совершенные ею при жизни.

С тех пор Кэти стала регулярным гостем на сеансах Кук, и спустя несколько месяцев больше половины жителей Лондона уже были с ней знакомы. Они описывали призрак как небольшое белое пятно, которое с каждым новым появлением обретало все больше человеческого обличия, наполняясь эктоплазмой. Уже в конце апреля 1872 года клиенты медиума могли видеть Кэти в обличии женщины в белых одеждах, чей образ никак не выдавал в ней призрака.

Это явление стало целым событием для жителей Лондона — Флоренс Кук была признана гением материализации, а количество ее клиентов росло с каждым днем. Вместе с тем росла и мощь медиума — спустя год после первого появления знаменитого духа Кинг, Кук смогла добиться ее полного присутствия в мире живых — теперь посетители могли не только коснуться Кэти, но и даже сфотографировать ее со вспышкой, что ранее считалось представителями спиритуализма невозможным.

Однако были и те, кто не верил в способности Флоренс и страстно мечтал о ее разоблачении. Одним из таких людей был адвокат Уильям Фолкман, который решил во что бы то ни стало разоблачить медиума. Во время своего сеанса он резко вскочил с места и схватил за руку призрак Кэти Кинг, желая доказать, что она — переодетая Флоренс. Однако планам Фолкмана не суждено было сбыться — вместо долгожданного разоблачения он увидел, как разъяренный дух буквально растворяется у него на глазах, а открыв дверь шкафа обнаружил Кук без сознания, привязанной к стулу.

Как позже сообщили присутствующие в доме помощники медиума, Уильям Фолкман спровоцировал так называемый эктоплазмический удар —феномен, при котором резкое вмешательство постороннего в спиритический сеанс провоцирует слишком быстрое «всасывание» энергии, высвобожденной призраком, в тело медиума, что чревато серьезными психическими и физическими нарушениями, а иногда и смертью.

К счастью, Флоренс удалось избежать тяжелых последствий — после этого случая ей понадобилось всего несколько недель на восстановление, а слухи о реальности призрака Кэти Кинг лишь привлекли в дом Кук новых клиентов, а также обратили внимание на ее деятельность одного из выдающихся ученых того времени.

Узнав об инциденте в доме Флоренс, известный ученый Уильям Крукс принял решение сотрудничать с Кук. Он приобрел для нее квартиру в Лондоне и стал регулярно участвовать в ее спиритических сеансах. Впервые увидев дух Кэти Кинг, он немедленно проверил, где находилась медиум в момент появления призрака, и обнаружил, что та неподвижно сидела на своем месте, в то время как Кэти бродила по комнате.

Чтобы доказать реальность происходящего, Крукс стал привлекать к своей работе сторонних наблюдателей и ужесточать условия проведения сеансов. Так, Флоренс стали крепче привязывать к ее стулу, в комнате, где она находилась, было решено оставлять «смотрящих», а однажды один из участников процесса даже обвязал волосы Кук вокруг прибитого к полу гвоздя, но все эти меры не помешали медиуму устанавливать связь с Кэти — дух продолжал регулярно являться на встречи с представителями земного мира.

Об этом феномене в своих работах упоминал и известнейший писатель сэр Артур Конан Дойл — в книге «История спиритуализма» автор дает объяснение тому, что в начале лицо Кэти сильно напоминало облик самой Флоренс, что часто становилось предметом для споров и всяческих манипуляций:

«Это явление — одна из загадок материализации, требующая изучения, а не насмешек. Лица призраков, только недавно появившихся в нашем мире, нередко напоминают лица медиумов. Это объясняется тем, что духовная оболочка медиума становится основой для воплощения сущности духа, однако, когда они набирают собственную силу, проявляются и их истинные лица»

Кроме того, некоторым исследователем даже удалось изучить физические данные призрака Кэти Кинг. Один из наблюдателей измерил духу пульс, который составлял 75 ударов в минуту (в то время как пульс Флоренс в тот же момент был 90 ударов в минуту), а другой якобы смог отрезать прядь волос Кэти — они были золотистого цвета, а Кук была яркой шатенкой.

Однако главным доказательством существования призрака были фотографии, которые регулярно делал Крукс во время сеансов. Ученому удалось сделать около 60 снимков, на некоторых из которых присутствовали Флоренс и Кэти одновременно. К сожалению, до наших дней сохранилось лишь несколько из них, а скептики утверждали, что кадры были нечеткими и не могли служить реальным доказательством существования духа.

Так или иначе, все завершилось в мае 1874 года. Во время одного из сеансов Кэти подошла к Флоренс и обратилась к ней с прощальными словами, заявив, что ей «пора уходить». Когда Кук пришла в себя, с ней случилась страшная истерика, а когда Крукс смог успокоить женщину, призрака Кинг уже не было в комнате. Это был последний раз, когда они видели знаменитого духа.

После этого жизнь Флоренс сильно изменилась. Она оставила свою деятельность, вышла замуж и переехала в Уэльс, где занималась домашним хозяйством. Однако спустя шесть лет Кук вновь вернулась к прежнему увлечению, представив жителям призрак некоей Мэри.

В 1880 году, во время очередного спиритического сеанса, один из участников решил проверить реальность представленного духа и схватил Мэри за руку, одновременно с этим открыв шторку, за которой находилась Флоренс. К удивлению присутствующих комнатка медиума была пуста, а «призраком» оказалась сама миссис Кук. Этот скандал обрел весьма масштабный характер, а репутация Флоренс была безнадежна испорчена. Правда, большинство ее сторонников полагали, что обман со стороны медиума был не намеренным — по их словам, такое явление может быть обусловлено состоянием транса, в котором вызванные призраки имеют власть над телом медиума.

Сама же Флоренс был крайне огорчена неудачей и впредь проводила сеансы лишь в присутствии стороннего наблюдателя, который находился рядом с ней в момент погружения в состояние транса. Но это не помогло вернуть ее репутацию — люди больше не верили в то, что Кук может говорить с духами умерших. Последние годы жизни Флоренс провела в уединении, общаясь только со своим мужем. Она умерла в 1904 году в результате развившейся пневмонии. После ее смерти Уильям Крукс направил ее супругу телеграмму, в которой выразил искренние соболезнования, а также отметил ее невероятный вклад в развитие спиритуализма:

«Я выражаю свои глубочайшие соболезнования по поводу невосполнимой потери, а также хочу сказать, что благодаря медиумизму миссис Кук, уверенность в том, что те, кого мы любим, продолжают жить и смотреть на нас с небес, укрепилась в моем сердце. И я искренне благодарен ей за это»

Самая “фотогеничная” психиатрическая клиника Канады Riverview hospital, Ривервью, Ванкувер, Заброшенное место, Заброшенное, Сталк, Урбантуризм, Длиннопост

Не смотря на свой почтенный возраст, ныне заброшенная, психиатрическая клиника Riverview (Кокуитлам, Канада) сохраняет отличный вид и является крайне желанным объектом для съемочных групп различных кинофильмов и сериалов. Чуть-чуть не дотянув до своего 100-летнего юбилея, крупнейший в Британской Колумбии психиатрический госпиталь официально прекратил свое существование 31 августа 2012 года.

Самая “фотогеничная” психиатрическая клиника Канады Riverview hospital, Ривервью, Ванкувер, Заброшенное место, Заброшенное, Сталк, Урбантуризм, Длиннопост

На территории госпиталя находится целый ряд зданий разных лет постройки (между 1913 и 1955) и не смотря на статус заброшенного, большинство зданий остается в прекрасном состоянии. Этому способствуют два фактора: во-первых, представители киноиндустрии. Ведь Riverview – самая часто снимаемая больница во всей Канаде. Госпиталь постоянно становится местом действия или съемочной площадкой для множества фильмов и сериалов. Во-вторых, объект находиться в юрисдикции Департамента здравоохранения Британской Колумбии.

Самая “фотогеничная” психиатрическая клиника Канады Riverview hospital, Ривервью, Ванкувер, Заброшенное место, Заброшенное, Сталк, Урбантуризм, Длиннопост

В 1904 году правительство провинции приобрело 1000 акров земли для строительства больницы Ривервью, прилежащие фермы тоже были выкуплены. В 1913 году открыто первое здание. Всего через несколько лет ферма клиники производила более 70 тонн зерна и 20000 литров молока в год, используя, по большей части, труд своих пациентов. На пике популярности Ривервью вмещал 4630 пациентов.

Самая “фотогеничная” психиатрическая клиника Канады Riverview hospital, Ривервью, Ванкувер, Заброшенное место, Заброшенное, Сталк, Урбантуризм, Длиннопост

Самая “фотогеничная” психиатрическая клиника Канады Riverview hospital, Ривервью, Ванкувер, Заброшенное место, Заброшенное, Сталк, Урбантуризм, Длиннопост

Полностью закрытым остается только самое старое здание – West Lawn, где проходили лечение наиболее тяжело больные пациенты. Закрыто и законсервировано в 1986 году по причине аварийного состояния здания. Именно с этим зданием связаны сразу несколько скандальных историй. Между 1933-1968 годами более 200 пациентов прошли через принудительную стерилизацию, в 2003 году группа бывших пациентов, попавших под эту процедуру, подала на клинику в суд. Также выяснилось, что вплоть до начала 80-х в клинике проводили “лечение” электрошоковой терапией, что вызывало огромный резонанс у общественности.

Самая “фотогеничная” психиатрическая клиника Канады Riverview hospital, Ривервью, Ванкувер, Заброшенное место, Заброшенное, Сталк, Урбантуризм, Длиннопост

Самая “фотогеничная” психиатрическая клиника Канады Riverview hospital, Ривервью, Ванкувер, Заброшенное место, Заброшенное, Сталк, Урбантуризм, Длиннопост

Самая “фотогеничная” психиатрическая клиника Канады Riverview hospital, Ривервью, Ванкувер, Заброшенное место, Заброшенное, Сталк, Урбантуризм, Длиннопост

Самая “фотогеничная” психиатрическая клиника Канады Riverview hospital, Ривервью, Ванкувер, Заброшенное место, Заброшенное, Сталк, Урбантуризм, Длиннопост

Самая “фотогеничная” психиатрическая клиника Канады Riverview hospital, Ривервью, Ванкувер, Заброшенное место, Заброшенное, Сталк, Урбантуризм, Длиннопост

Самая “фотогеничная” психиатрическая клиника Канады Riverview hospital, Ривервью, Ванкувер, Заброшенное место, Заброшенное, Сталк, Урбантуризм, Длиннопост

Самая “фотогеничная” психиатрическая клиника Канады Riverview hospital, Ривервью, Ванкувер, Заброшенное место, Заброшенное, Сталк, Урбантуризм, Длиннопост

Самая “фотогеничная” психиатрическая клиника Канады Riverview hospital, Ривервью, Ванкувер, Заброшенное место, Заброшенное, Сталк, Урбантуризм, Длиннопост

Самая “фотогеничная” психиатрическая клиника Канады Riverview hospital, Ривервью, Ванкувер, Заброшенное место, Заброшенное, Сталк, Урбантуризм, Длиннопост

Самая “фотогеничная” психиатрическая клиника Канады Riverview hospital, Ривервью, Ванкувер, Заброшенное место, Заброшенное, Сталк, Урбантуризм, Длиннопост

В этом здании проходили реабилитацию ветераны Первой и Второй мировой войны.

Самая “фотогеничная” психиатрическая клиника Канады Riverview hospital, Ривервью, Ванкувер, Заброшенное место, Заброшенное, Сталк, Урбантуризм, Длиннопост

Самая “фотогеничная” психиатрическая клиника Канады Riverview hospital, Ривервью, Ванкувер, Заброшенное место, Заброшенное, Сталк, Урбантуризм, Длиннопост

Здание Centre Lawn закрылось последним. За последние 10 лет больница распределила более 500 человек по другим подобным заведениям провинции.

Самая “фотогеничная” психиатрическая клиника Канады Riverview hospital, Ривервью, Ванкувер, Заброшенное место, Заброшенное, Сталк, Урбантуризм, Длиннопост

Но будущая судьба клиники, и прилегающей к нему территории в 1000 акров, до сих пор остается нерешенной. Неудивительно, что территория эта сразу стала лакомым куском для инвесторов и девелоперов. Так, например, в 2007 году министр жилищной политики Рич Коулмэн прямо заявил, что территория будет застроена под элитное высотное жилье. Под давлением оппозиции и жесткой критики со стороны общественности города Coquitlam его предложение вскоре было отвергнуто.

Самая “фотогеничная” психиатрическая клиника Канады Riverview hospital, Ривервью, Ванкувер, Заброшенное место, Заброшенное, Сталк, Урбантуризм, Длиннопост

В апреле 2009 года больница Ривервью была добавлена к Национальным историческим памятникам Канады . В настоящее время здания больницы и территория патрулируется 24 часа в сутки сотрудниками службы безопасности.

Самая “фотогеничная” психиатрическая клиника Канады Riverview hospital, Ривервью, Ванкувер, Заброшенное место, Заброшенное, Сталк, Урбантуризм, Длиннопост

Самая “фотогеничная” психиатрическая клиника Канады Riverview hospital, Ривервью, Ванкувер, Заброшенное место, Заброшенное, Сталк, Урбантуризм, Длиннопост

Найдены возможные дубликаты


Заброшенка

1.3K постов 13K подписчиков

Правила сообщества

В сообществе действует система тегов. Добавляя посты вносите соответствующие теги:

*[урбанфакт] - Информативный пост с обильным количеством информации и фотографий

*[урбанфото] - Пост содержащий исключительно эффектные/интересные снимки

*[забугорныйурбан] - Пост содержащий информацию о иностранных объектах

*[урбанслучай] - Случаи, курьезы, происшествия из личного опыта урбан-туристов

*Также желательно добавлять тег с названием города/населенного пункта местонахождения объекта

Второй сезон X-files, серия 11.Excelsius.Dei.

*работаю в сети магазинов стройматериалов

Мужчина в дорогом костюме, слегка подшофе, выбирает ковер. Ковре на пятидесятом выдает:
- Все не то. А мне нужен именно тот, понимаете?
- Не понимаю, хоть и пытаюсь.
Вздыхает по Лавровски, продолжаем перелистывать стопку, доходим до красного, аляпистого с дичайшим узором, аля "узбекчабабкастайл".
- Вот он!
- Точно? Как-то он с вами не вяжется.
- Как вам объяснить. Я вот его на стену повешу, кровать к нему подвину и буду перед сном пальцем по узору водить, как в детстве у бабушки.


Реакция

Ответ Олега Тактарова фанатам хабиба

Фанатам Хабиба вчера не понравилась реакция Олега Тактарова на шутку Хабиба, и они прошлись по его матери и отцу. Тактаров бросил обидчикам вызов — стрела забита на 6 ноября в Ростове.
Не полное видео, но суть ясна.

Кто желает поработать?

Кто желает поработать? Работа, Подработка, Повтор, Картинка с текстом, Гиря

Одевайся

Одевайся

Двуликий @нус

Версия для телевизора:

Коты и самооценка

Коты и самооценка


Хаски созданы для этого

Скрытая угроза

Рассказал продавец из продуктового:
Ходит к ним тип, который в торговом зале незаметно снимает куртку, а под ней он в фирменной футболке нашего магазина. К нему покупатели обращаются за советом, а он их на х. й посылает. Те конечно в истерике, бегут в жалобную книгу писать или в дирекцию звонят. А этот гадёныш незаметно уходит. И таким образом он уже в 10ти магазах нашей сети побывал. Заходит в маске, по камерам не вычислить. Как быть? Нам штрафы дают.


Сразу похорошел

Сразу похорошел


Джаред Лето порадовал фанатку из России с неизлечимой болезнью

Настя большой фанат. Её фанатская любовь – Джаред Лето – солист рок-группы 30 Seconds To Mars. Слушать Лето Настя начала в 11 лет. В 19, чтобы оказаться на концерте, она отстояла в очереди больше пяти часов.

В квартире Насти есть собственный Джаред Лето – огромная фигура из картона на деревянной подложке – 10 лет назад он был подарен Насте на день рождения. За это время Джаред немного поистрепался, но все домашние к нему привыкли и считают за своего.

На странице Насти в инстаграм десятки видео с концертов 30 Seconds to Mars. Там Настя вместе с тысячной толпой поёт наизусть знакомые песни. На видео у Насти длинные густые волосы – тогда она ещё не знает, что заболеет.

Джаред Лето порадовал фанатку из России с неизлечимой болезнью Джаред Лето, Актеры и актрисы, Знаменитости, Фанаты, Поклонники, Доброта, Телефонный звонок, Помощь, Видео, Длиннопост, Хоспис, Вечерний Ургант, Иван Ургант

Когда в фонде узнают о мечте, сразу запускается цепочка рукопожатий. В этот раз мечта казалась невозможной примерно всем. Всем, кроме Оли Эбич – она наш менеджер по исполнению желаний, которая, услышав про Джареда, спросила: почему нет?

Оля человек за человеком обошла друзей и партнёров фонда. Кто-то вспомнил, что Джаред был в гостях у Вечернего Урганта. Но с Иваном тоже нужно было как-то связаться. Попросили Нюту Федермессер. Нюта дозвонилась до Ивана, а что было дальше – не знаем. Знаем только то, что вчера Джаред Лето позвонил Насте.

Спасибо Джаред, спасибо, Иван, спасибо всем, кто проявил не скепсис, а желание помочь, договориться, найти.



В XIII веке жил человек по имени Саймон Фиц-Мери. Вероятно, он отличался завидной энергичностью и административным талантом, потому что несмотря на довольно скромное происхождение ему удалось дважды стать шерифом Лондона. Кроме этого, Саймон, должно быть, очень сочувствовал страждущим, ибо в Бишопгейте (Лондон) он выделил участок земли, с тем чтобы там было построено пристанище для немощных и обездоленных (сейчас там находится Liverpool Street station). В результате в 1247 году в рамках монастыря Нового Ордена Пресвятой Марии Вифлеемской возник Bethlehem Hospital, который впоследствии стали называть Bethlem или просто Bedlam. Скажу наперед, что о Саймоне Фиц-Мери в этой зарисовке больше не будет сказано ни слова. Поэтому немедленно попрощаемся с этим господином.


Заведение было небольшим, всего 12 «больничных палат», и предполагалось для бедных и хворых. Идея безусловно благородная. Но только здание почему-то возвели прямо над выгребной ямой (то есть канализацией того времени), которая обслуживала все постройки комплекса. Естественно, стоки периодически засорялись, и нечистоты просачивались наружу, наполняя пространство невообразимым злоуханием.


План XVI века

Очевидно, уже во второй половине XIV века монахи стали брать на попечение людей, страдающих психическими расстройствами. Хотя говорить с уверенностью о том, что там творилось в тот период, не представляется возможным из-за отсутствия сведений. Тем не менее историки полагают, что «безумные» содержались в суровых условиях: служители культа были убеждены, что путь к душевному здоровью лежит через истязание плоти, поэтому «лечение», скорее всего, сводилось к телесным наказаниям, строжайшему посту и беспрестанной молитве в одиночных камерах. Первое официальное упоминание о наличии в заведении умалишенных относится в 1403 году, когда больницу посетила специальная комиссия. В отчете упоминается «шесть пациентов мужского пола mente capti». Кроме того, посетители обнаружили «четыре пары кандалов, одиннадцать цепей, две пары колодок» и прочие замечательные приспособления, которые, вероятно, использовались для усмирения буйных (и не только) постояльцев.

Где-то в 1370-х годах управление госпиталем перешло к короне, и тут начались по-настоящему серьезные проблемы. В том смысле, что монахи истязали несчастных, руководствуясь лучшими побуждениями, а государственные чиновники – корыстными интересами. Речь идет о старой доброй коррупции. Госпиталь существовал на подаяния: добрые люди жертвовали еду, одежду и другие нужные вещи, а сотрудники заведения все это продавали (либо пациентам, если у тех имелись средства, либо налево) или потребляли сами. Иными словами, администрация уделяла больнице минимум времени, пытаясь при этом извлечь максимум личной выгоды. Уже в 1403 году казначей Бедлама Питер Тавернер был обвинен в отмывании денег и хищении, так сказать, казенного имущества. А в 1598 году во время посещения очередной комиссии, было выявлено, что в госпитале царит абсолютная антисанитария (в смысле грязь), а больные находятся на грани голодной смерти. Примерно к этому времени слово «бедлам» стали широко использовать в значении хаос и бардак.

Примечательно, что первым квалифицированным врачом на посту директора заведения стал человек с говорящей фамилией Хелкайа Крук (Helkiah Crooke 1 ). Это был придворный доктор короля Якова I, который пользовался изрядным авторитетом. Вероятно, Крук относился к науке со всей серьезностью: в 1615 году он написал пособие по анатомии с загадочным названием «Mikrokosmographia».




В этой работе, в частности, содержались изображения гениталий, что вызвало нешуточный гнев представителей Церкви, которые объявили книгу «неприличной». Кроме этого, Крук был лечащим врачом Уильяма Джаггарда, который издавал труды Шекспира, в том числе пиратским образом (об этом как-нибудь потом).

Тем не менее этот почтенный с виду господин оказался нечист на руку. В 1632 году Крука уволили с поста директора больницы по обвинению в коррупции, отмывании денег и абсентизме (уклонении от посещения работы).

Учитывая такое халатное отношение сотрудников к выполнению своих обязанностей, неудивительно, что к 1600 годам больница оказалась в плачевном состоянии, так что пришлось принимать решительные меры. В результате в 1676 году построили внушительное здание, по обе стороны от входа которого установили две статуи, олицетворяющие «Меланхолию» и «Буйное помешательство».


Второе здание Бедлама, гравюра Роберта Уайта

Читайте также: