Нужно ли проводить медосмотр офисным работникам в 2021 году

Обновлено: 06.07.2024

Статья 213 Трудового кодекса устанавливает обязанность по проведению медосмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (ч. 4 ст. 213 ТК РФ).

Является ли само по себе наличие на рабочем месте вредного фактора, включенного в указанный перечень, основанием для направления работников на медосмотр, или для этого необходимо, чтобы по уровню своего воздействия вредный фактор позволял отнести условия труда к вредным или опасным? Долгое время этот вопрос являлся предметом оживленных дискуссий (подробнее об этом см., например, новость от 3 июля 2020 года).

Утверждение Минздравом России нового порядка проведения медосмотров (приказ от 28 января 2021 г. № 29н), который вступит в силу с 1 апреля 2021 года, наконец урегулировало эту ситуацию. В п. 1 Порядка указывается, что он устанавливает правила проведения обязательных предварительных медицинских осмотров (обследований) при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей, которые проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Как видно, в этой норме в качестве основания для проведения медосмотров указываются именно вредные или опасные условия труда, но не наличие вредных факторов.

Пунктом 20 Порядка также установлено, что периодические медицинские осмотры проходят работники:

  • занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта;
  • организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей;
  • выполняющие работы, предусмотренные приложением к Порядку.

Исключение, как указывают в Минтруде России, составляют химические вещества - аллергены, химические вещества, опасные для репродуктивного здоровья человека, химические вещества, обладающие остронаправленным действием, канцерогены любой природы, аэрозоли преимущественно фиброгенного действия и химические вещества, на которые не разработаны предельно допустимые концентрации (ПДК), при наличии которых на рабочем месте предварительные и периодические медицинские осмотры следует проводить вне зависимости от класса условий труда.

Из сказанного, в частности, следует, что не будет основанием для проведения обязательных медосмотров наличие на рабочих местах офисных работников, работающих за компьютером, электромагнитного поля широкополосного спектра частот.

С 1 апреля 2021 года вступили в силу два документа, обеспечивающих регулирование проведения медицинских осмотров некоторых категорий работников в соответствии со ст. 213 Трудового кодекса: Приказ Минтруда и Минздрава России от 31 декабря 2020 г. № 988н/1420н и Приказ Минздрава России от 28 января 2021 г. № 29н.

В соответствии с п. 4.2.5 Перечня № 988н/1420н, п. 4.2.5 приложения к Порядку № 29н в качестве основания для проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров указан вредный/опасный физический фактор (неионизирующее излучение): электромагнитное поле широкополосного спектра частот (5 Гц – 2 кГц, 2кГц – 400 кГц). При этом существовавшее с 24 мая 2020 года в утратившем силу Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. № 302н условие "при превышении предельно допустимого уровня", в Перечне и приложении к Порядку № 29н уже не содержится.

В своем письме от 5 мая 2021 г. № 15-0/ООГ-1560 Минтруд России пояснил, что само по себе наличие на рабочих местах электромагнитного поля широкого спектра в пределах, установленных п. 4.2.5 Перечня, не является основанием для проведения медосмотров. Необходимость направления офисных работников на медосмотры возникает только в том случае, если по результатам спецоценки установлены классы 3 и 4 (вредные и опасные условия труда).

Однако учитывая, что на рабочих местах, на которых работники исключительно заняты на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах), неионизирующее излучение, к которому относится электромагнитное поле широкополосного спектра частот, в принципе не идентифицируется как вредный (опасный) фактор производственной среды и трудового процесса, то и условия труда именно по данному фактору вряд ли могут быть вообще признаны вредными или опасными.

Правильно и быстро составить договор оказания услуг по медицинскому обследованию работников
(проведение предварительных и периодических осмотров) поможет примерная форма, размещенная в системе ГАРАНТ! Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Также Минтруд России указал на то, что наличие вредных производственных факторов на том или ином рабочем месте может быть установлено не только по результатам специальной оценки условий труда, но и на основании результатов лабораторных исследований и испытаний, полученных в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также по результатам использования эксплуатационной, технологической и иной документации на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Вопрос: Согласно ст. 213 ТК РФ работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний. В указанной норме не сделано никаких исключений относительно категорий работников данных организаций. При этом согласно приказу Минздрава от 28 января 2021 г. N 29н медицинским осмотрам подлежат не все работники организаций общественного питания и торговли, а только занятые на работах, где имеется контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации. На каком основании Минздрав сузил перечень категорий работников, подлежащих медосмотрам в соответствии с ТК РФ?

Ответ: Департамент общественного здоровья, коммуникаций и экспертной деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации рассмотрел в пределах компетенции Ваше обращение и сообщает следующее.

Статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работники, занятые, в том числе на работах с опасными условиями труда, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

В силу абзаца двенадцатого части второй статьи 212 ТК РФ обязанность по организации проведения за счет собственных средств предварительных и периодических медицинских осмотров возложена на работодателя.

С 1 апреля 2021 г. вступили в силу совместный приказ Минтруда России N 988н, Минздрава России N 1420н от 31 декабря 2020 г. "Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры" (далее - Приказ N 988н/1420н) и приказ Минздрава России от 28 января 2021 г. N 29н "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры" (далее - Приказ N 29н), разработанные взамен приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".

При прохождении обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, с 1 апреля 2021 года необходимо руководствоваться Приказом N 29н.

Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Порядок N 29н), устанавливает правила проведения обязательных предварительных медицинских осмотров (обследований) при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей, которые проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний (пункт 1 Порядка N 29н).

Также сообщаем, что необходимость проведения обязательных медицинских осмотров установлена статьей 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно которой в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры; работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.

В соответствии с пунктом 22 Порядка N 29н список работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей, которые проходят медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, разработанный и утвержденный работодателем, не позднее 10 рабочих дней направляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, по фактическому месту нахождения работодателя.

Пункты 23-27 Приложения к Порядку N 29н устанавливают обязанности работодателя по формированию и утверждению поименного списка работников, подлежащих периодическим осмотрам, на основании списка работников, указанного в пункте 22 Порядка, и ознакомлению работников с указанным поименным списком.

Вместе с тем следует указать, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), которая в соответствии с пунктом 4 Положения осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Дополнительно сообщаем, что вопросы по разъяснению положений приказа N 988н/1420н в соответствии с подпунктом 5.2.101 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 610, отнесены к компетенции Минтруда России.

Заместитель директора
Департамента общественного
здоровья, коммуникаций и
экспертной деятельности
М.С. Некрасов

Обзор документа

Список работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медорганизаций и детских учреждений, разработанный и утвержденный работодателем, не позднее 10 рабочих дней направляется в территориальный орган Роспотребнадзора.

Работодатель обязан утвердить поименный список работников, подлежащих периодическим осмотрам, на основании списка работников, направленного в Роспотребнадзор, и ознакомить с ним работников.


Нормы законодательства - 2021 по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей

Примечательно, что проведение предрейсового медицинского осмотра водителей одновременно регулируется сразу несколькими (не противоречащими друг другу) нормативно-правовыми источниками:

Кроме того, некоторые аспекты проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей регулируются нормами ст. 23 закона «О дорожном движении» от 10.12.1995 № 196-ФЗ.

Объект регулирования указанных НПА частично совпадает (а если говорить именно о предрейсовом осмотре водителей, совпадает полностью), но основным документом, положения которого следует изучать работодателям, можно считать наиболее поздний — приказ Минздрава № 835н.

Отметим, что во всех указанных источниках права, изданных Минздравом, есть положения, предписывающие работодателям использовать в целях фиксации результатов предрейсового медосмотра водителей специальный журнал регистрации. При этом только в приказе Минздрава СССР № 555 присутствует рекомендуемая форма этого журнала.

Образец журнала предрейсового медицинского осмотра водителей см. здесь.

Итак, самый свежий из указанных НПА, регулирующий проведение медосмотра водителей, — приказ Минздрава РФ № 835н. Его положения актуальны также и для 2021 года.

Приказ № 835н о предрейсовых медосмотрах водителей

Главная особенность приказа Минздрава РФ № 835н в том, что он регламентирует проведение не только предрейсового, но и предсменного, послерейсового и послесменного осмотров сотрудников. Согласно этому приказу предрейсовые медосмотры обязательны для всех водителей, кроме тех, которые работают на машинах экстренных служб — для них обязательны только те медосмотры, которые относятся к предсменным. В свою очередь, послерейсовые медосмотры обязательны для тех водителей, которые осуществляют перевозку пассажиров, а также опасных грузов. Минздрав также предписывает проходить предрейсовые и послерейсовые осмотры ИП, которые самостоятельно оказывают услуги по перевозке.

Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли у вас проводится предрейсовый медосмотр. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

Особенности процедуры предрейсового медосмотра для водителей

Приказ Минздрава РФ № 835н устанавливает, что предрейсовые медицинские осмотры водителей:

  • проводятся непосредственно перед началом рабочей смены в целях обнаружения вредных и опасных факторов, а также состояний здоровья, которые могут препятствовать выполнению человеком трудовой функции;
  • финансируются и организуются работодателем;
  • проводятся медработниками, имеющими необходимую квалификацию, подтвержденную сертификатом, и работающими в штате фирмы либо представляющими стороннюю медицинскую организацию, при наличии соответствующей лицензии на осуществление медицинской деятельности.

ВНИМАНИЕ! Согласно абз.3 ст. 213 ТК РФ время проведения обязательных медицинских осмотров включаются в рабочее время сотрудника. Например, водитель согласно трудовому договору работает с 8:00 до 17:00. Предрейсовый медосмотр занимает у него 20 мин. То есть приступить к трудовым обязанностям он должен в 8:20.

Приказом Минздрава № 835н определено, что в состав предрейсовых осмотров входят:

  • рассмотрение жалоб водителя;
  • проведение визуального осмотра;
  • измерение температуры, давления, пульса;
  • выявление признаков опьянения;
  • определение процента алкоголя в крови;
  • определение присутствия психоактивных веществ.

По итогам предрейсового медосмотра врач выносит заключение о том, что:

  • вредных и опасных факторов либо состояний здоровья, препятствующих выполнению водителем трудовой функции, не выявлено (и потому водитель может приступать к работе);
  • соответствующие факторы либо состояния выявлены (и потому водитель не может быть допущен к работе).

В обоих случаях об итогах медосмотра информируется работодатель. При втором сценарии, если факторы и состояние здоровья, мешающие водителю работать, выявлены, то работнику выписывается справка для последующего обращения в медицинскую организацию в целях получения необходимой помощи.

О том, как работодателю организовать проведение предрейсового и послерейсового медосмотров, вы можете узнать, получив пробный бесплатный доступ к К+.

Положение об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей

  • организации предрейсовых медосмотров;
  • содержания медосмотров;
  • проведения отдельных процедур в рамках медосмотров;
  • условий проведения медосмотров;
  • критериев допуска водителей к работе после прохождения медосмотра;
  • обязанностей медучреждений, которые проводят медосмотры.

Структуру приказа о прохождении медосмотра сотрудниками предприятия смотрите здесь.

Можно ли взыскать штраф с водителя, который ему выписали за выход на линию без предрейсового медицинского осмотра? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.

Итоги

Проведение предрейсового медосмотра водителей — обязанность работодателя, предусмотренная законом. В ходе ее выполнения предприятию важно соблюсти процедуры, предусмотренные положениями приказа Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н.

Изучить прочие нюансы проведения медосмотров работодателями вы можете в статьях:

Читайте также: