Ночной дозор какого года

Обновлено: 06.07.2024

Ночной Дозор (фильм, 2004) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ночной дозор. Ночной Дозор … Википедия

Ночной Дозор (игра) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ночной Дозор. Ночной Дозор Разработчик Nival Interactive Издатель … Википедия

Ночной Дозор (роман) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ночной дозор. Ночной Дозор Автор: Сергей Лукьяненко … Википедия

Ночной дозор (фильм, 2007) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ночной дозор. Ночной дозор Nightwatching … Википедия

Ночной Дозор кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

информация о фильме

Тимур Бекмамбетов Сергей Лукьяненко , Тимур Бекмамбетов Сергей Трофимов Юрий Потеенко Валерий Викторов, Мухтар Мирзакеев Анатолий Максимов , Константин Эрнст , Алексей Кублицкий , Варвара Авдюшко Константин Хабенский , Владимир Меньшов , Валерий Золотухин , Мария Порошина , Галина Тюнина , Гоша Куценко , Алексей Чадов , Жанна Фриске , Илья Лагутенко , Виктор Вержбицкий , Римма Маркова , Мария Миронова (II) , Алексей Маклаков , Александр Самойленко , Дмитрий Мартынов , Анна Слю , Анна Дубровская , Сергей Приходько , Игорь Савочкин , Георгий Дронов , Николай Олялин Кинокомпания ТАББАК / БАЗЕЛЕВС-ПРОДАКШН по заказу Первого канала

последнее обновление информации: 26.05.20

критика

Фильм Тимура Бекмамбетова отказался от картины жизни, где всё относительно, – что было свойственно мироощущению девяностых: с 1 января 2000 года в стране наметилась определенность в вопросе, кого считать правыми. Нет, не прав был Дмитрий Быков, написав в журнале «Сеанс», что «Ночной дозор» весь соткан из духа прошлого десятилетия. Режиссер спрямил сюжет и обозначил историческую преемственность: бывший замминистра в СССР – стал начальником «светлых» и ездит на черной «Волге» с проблесковыми маячками. На вооружении спецслужбы Добра – целый автопарк спецтехники со спецсигналами (что облегчает им контроль над организованными «темными»).

Да, кое-что в книгах Лукьяненко уже было: спецоперации и оперативные штабы в блочных многоэтажках. Сквозь сказку про младших научных сотрудников уже проглядывала быль про младших лейтенантов МЧС и ФСБ. Но как само собой разумеющееся эти жизненные реалии прочно вошли в плоть и кровь уже в 2000-е годы.

Авторы фильма пошли наперекор книге и обелили спецслужбу «светлых», – как руководителей, так и рядовых бойцов, – сняв с них вину в провокации войны. Тайная спецоперация, убийства и подставы всецело оказались на темной совести «темных». Добро и Зло, наконец, встало на свои привычные места. Сомнения «кто прав – кто не прав» тоже были побеждены. Фильм получился лояльным духу своего времени.

Говорят, режиссер Бекмамбетов перехитрил кино, он снимал подлинный банкет подлинного дня рождения с подлинными гостями – поп-звездами, арт-критиками и т.п. Гости пили, закусывали и веселились, когда во время дублей лилась клюквенная кровь. В роли «темных» гости смотрелись на редкость органично (спасибо оператору), как-то совсем «не по-доброму», будто заранее прочли в меню о Конце Света. Но, как водится в России, оказались не готовы к его последствиям.

Ряд кинокритиков сочли фильм неубедительным подражанием «Голливуду»: нагромождение спецэффектов, клиповый монтаж, бессмысленный сюжет. Меня же «Ночной» и «Дневной дозор» убедили как весьма реалистичное кино о нравах.

«Ночной Дозор» и «Дневной Дозор»: история экранизации

Почему провалилась первая попытка экранизации, кого мог сыграть Михаил Ульянов и как создавали ведьминскую куклу.

Первая книга Сергея Лукьяненко из цикла о противостоянии современных Тёмных и Светлых магов вышла в 1998 году. «Ночной дозор» стал началом долгой истории, которая закончилась спустя 16 лет романом «Шестой Дозор». К тому времени было снято два фильма, сделана компьютерная игра, книги Лукьяненко перевели на 30 языков, а также появилась армия писателей-подражателей. Населённые магами, вампирами и оборотнями «Дозоры» стали литературной вселенной, с популярностью которой до сих пор не сравнилась ни одна российская фантастика.

Идея экранизировать «Ночной дозор» появилась сразу. В 2000-м году за работу взялся режиссёр Сергей Винокуров, снявший фильм «Упырь» — трэш-боевик на вампирскую тему. В проект пригласили Артемия Троицкого и Ивана Охлобыстина, а сценарий начала писать Рената Литвинова. Когда Лукьяненко прочитал первые главы, то пришёл в ужас от того, что его сказку о борьбе добра и зла превратили в чернуху в стиле худшего перестроечного кино. Пока все привлечённые к работе решали, что делать — права на экранизацию «Ночного Дозора» и «Дневного Дозора» купил канал ОРТ.


«Ночной Дозор», к/к «Табакк», АО «Первый канал», 2004, реж. Т. Бекмамбетов

Экранизацию «дозоров» доверили Тимуру Бекмамбетову. До этого он снял несколько малозаметных фильмов, но зато зрители до сих пор помнят его цикл рекламных роликов для банка «Империал»… Так как сначала задумывался мини-сериал на четыре серии, непрерывная работа шла более трёх лет — весь материал снимали сразу. Позже его размонтировали на два самостоятельных фильма.

Написать главную песню для фильма попросили братьев Кристовских из группы «Уматурман». За работу они взялись с неохотой, так как произведение Лукьяненко им не нравилось, да и о гонораре речи не было. Они согласились ради пиара и не прогадали — рэп про то, что «треснул мир напополам», стал одной из самых узнаваемых песен начала «нулевых».


«Дневной дозор», к/к Bazelevs, АО «Первый канал», 2005, реж. Т. Бекмамбетов

Бекмамбетов сразу знал, кого хочет снимать в главных ролях. Городецкого он видел красивым, чуть хитрым, и чтобы «по глазам было видно, что есть совесть» — под этот образ идеально подходил Константин Хабенский. Актёр книгу Лукьяненко не читал, но идея сыграть светлого мага-оперативника ему понравилась. На роль Гесера режиссёр планировал Михаила Ульянова, но представители телеканала отстояли понравившегося им Владимира Меньшова, который сам загорелся проектом. Виктора Вержбицкого Бекмамбетов уже снимал и в своих фильмах, и в рекламе, и на роль Завулона он был единственным кандидатом.


«Ночной Дозор», к/к «Табакк», АО «Первый канал», 2004, реж. Т. Бекмамбетов

На роль Светланы пробовалась Виктория Толстоганова, но утвердили Марию Порошину, которая была знакома с Константином Хабенским по съёмкам фильма «Поклонник». Труднее всего было найти ведьму Шульц. Из суеверия актрисы отказывались одна за другой, в их числе были Лия Ахеджакова и Зинаида Шарко. Роль досталась Римме Марковой, правда, она была уверена, что играет аферистку, которая только выдает себя за ведьму — сценарий целиком она не читала. Когда Маркова узнала суть роли, то очень расстроилась…


«Дневной дозор», к/к Bazelevs, АО «Первый канал», 2005, реж. Т. Бекмамбетов

Съёмки фильма начались со сцены знакомства ведьмы Алисы и вампира Кости — она вошла в «Дневной дозор». Алису играла Жанна Фриске, которая согласилась на небольшой гонорар, просто потому что ей понравилась героиня. Алексей Чадов, которому переложили сыграть Костю, сначала сниматься не хотел. Роман он не читал, а когда ему дали сценарий — удивился большому количеству «магических» сцен и не понимал, как это будут снимать, так как подобного кино у нас ещё не было. Он пообщался с режиссёром, начал читать книгу и понял, что в любом случае хочет участвовать в таком проекте.


«Дневной дозор», к/к Bazelevs, АО «Первый канал», 2005, реж. Т. Бекмамбетов

Костюмы для героев покупались на блошиных рынках или доставались из домашних шкафов, униформу сотрудников «Горсвета» сделали из вываренных и потёртых рабочих роб, а интерьер ведьминской кухни подсмотрели у одной странной старушки. Сосед одного из реквизиторов посоветовал заглянуть к ней в гости… У неё же купили несколько сюрреалистичных коллажей, которые она лично составляла и развешивала по стенам квартиры.


«Ночной Дозор», к/к «Табакк», АО «Первый канал», 2004, реж. Т. Бекмамбетов

Основные съёмки проходили в Москве, но было и несколько выездов. Сцена в московском метро на самом деле снималась на станции «Политехническая» в Санкт-Петербурге . Мост, на котором происходила средневековая битва, находится на территории музейного комплекса в Тверской области, а Самарканд снимали в Казахстане — декорации древнего города выстроили недалеко от Алматы, и в массовке снимались казахские актёры.


«Ночной Дозор», к/к «Табакк», АО «Первый канал», 2004, реж. Т. Бекмамбетов

По сюжету «Дневного Дозора» всадники на лошадях должны были пробивать стены города, но лошади упорно тормозили перед препятствием из обмазанных глиной кирпичей. Тогда каскадёры придумали выход — наездники руками закрывали лошадям глаза, что было даже видно в кадре. Кони не видели преграды, скакали вперёд и пробивали «кирпич». Красоты этой сцене добавили уже с помощью компьютерной графики.


«Дневной Дозор», «Первый канал», к/к «Таббак», к/с «Базелевс», 2005, реж. Т. Бекмамбетов

«Дозоры» стали первым отечественным фильмом с обилием спецэффектов, большая часть которых пришлась на «Дневной Дозор». Катящееся по московским улицам колесо обозрения на самом деле было маленьким макетом, Останкинскую башню разрушали на компьютере, для создания стаи ворон художники пересмотрели массу научных фильмов об этих птицах, чтобы точно скопировать их движения. А вот меч-позвоночник Завулона был настоящим — Виктор Вержбицкий вытаскивал его из накладного «горба» за спиной.


«Ночной Дозор», к/к «Табакк», АО «Первый канал», 2004, реж. Т. Бекмамбетов

Особенная гордость художников — ведьминская кукла Машенька, бегающая на жутких паучьих лапах. Сначала резиновую куклу превратили в компьютерную модель, а потом вместе с режиссёром подставляли к ней лапы разных насекомых. Остановились на варианте одного из экзотических длинноногих пауков.


«Ночной Дозор», к/к «Табакк», АО «Первый канал», 2004, реж. Т. Бекмамбетов

В «Дневном Дозоре» есть сцена, когда Антон забирает Светлану с занятий по магии. В числе учеников было несколько писателей-фантастов — Владимир Васильев, Олег Дивов, Эдуард Геворкян и сам Сергей Лукьяненко. У него был целый эпизод, который потом вырезали на монтаже… «Под нож» вообще пошло много сцен, например, были сильно сокращены роли Алексея Маклакова, Игоря Лифанова и Егора Дронова. У фильмов есть три версии, которые отличаются по количеству сцен — прокатная, кассетная и международная.


«Дневной дозор», к/к Bazelevs, АО «Первый канал», 2005, реж. Т. Бекмамбетов

Фильмы много критиковали за сильное отличие от первоисточника, но оба «дозора» очень успешно прошли в прокате — в России по сборам они обогнали «Властелина колец», а международные сборы были даже больше, чем на родине. Бекмамбетова пригласили в Голливуд, книги Лукьяненко продавались по всему миру, а в числе поклонников «дозоров» оказались Квентин Тарантино, Тоби Магуайр и Джеймс Ганн. Первый в интервью называл Бекмамбетова самым любимым российским режиссёром, второй рассказывал, как ездил в русский магазин за дисками, а Ганн включил «Ночной дозор» в свой личный топ-50 лучших боевиков.
В США «дозоры» вообще произвели фурор, 20th Century Fox даже выкупила права на экранизацию, но не сложилось… Не сложилось и у нас — разговоры об экранизации «Сумеречного Дозора» шли несколько лет, но постепенно создатели фильмов потеряли интерес к этой истории.


«Ночно́й дозо́р» — художественный фильм 2004 года, снятый по одноимённому роману Сергея Лукьяненко.

Содержание

Предыстория

В 2000 году в студии «Полигон» образовался проект «Москва вампирская» по роману С. Лукьяненко «Ночной дозор». В частности, оператором на нём должен был быть Михаил Кричман. Позже права на проект выкупило ОРТ, планируя сделать телесериал с небольшим бюджетом, но в процессе работы проект превратился в первый российский блокбастер. После выхода «Ночного дозора» у фильма появились как поклонники, говорящие что это большой шаг в российском кино, так и противники, заявляющие что фильм является плохой пародией на западные фантастические фильмы.

Сюжет

В ролях

    Антон ГородецкийГесер, руководитель Ночного Дозора г. МосквыЗавулон, руководитель Дневного Дозора г. МосквыСветланаОльгаЕгорКостя Саушкин (Гоша Куценко) — ИгнатДарья ШульцМать Егоравампир, отец КостиАлиса (ведьма)Инквизиторвампир АндрейСемёнИлья (Медведь, маг-перевертыш)
  • Слюсарёва, Анна — Лена (Тигрёнок, маг-перевертыш)
  • Дубровская, Анна Анатольевна — вампирша Лариса (подруга вампира Андрея)
  • Приходько, Сергей — ПётрТоликМаксим Иванович
  • Осетров, Игорь — человек в метро (в эпизоде)
  • Анатолий Горин
  • Людмила Аронова
  • Александр Шурок
  • Марина Иванова
  • Полина Шчурок
  • Татьяна Шчанкина
  • Александр Козлов
  • Игор Письменный
  • Виктория Смирнова
  • Сергей Калашников
  • Владислав Ануфриев
  • Алексей Курочкин
  • Ярослав Ромашенко

Съёмочная группа

  • Авторы сценария:
  • Лаета Калогридис
  • Гарибян, Александр
  • Белканов, Андрей
  • Иванова, Елена
  • Шишков, Николай
  • Викторов, Валерий
  • Мирзакеев, Мухтар
  • Устименко, Галина
  • Морозова, Ирина
  • Богданова, Наталья
  • Авдюшко, Варя
  • Кублицкий, Алексей

Награды

Саундтрек

  • «Ночной дозор» в исполнении группы «Уматурман» (слова С.Лукьяненко, В.Кристовского; муз. В.Кристовского).

Интересные факты

Однажды сценарист фильма и автор одноимённого романа Сергей Лукьяненко высказал идею о создании пародии на свой же фильм. Перевод с русского на русский, получивший название «Ночной Базар», был подготовлен Александром Бачило и озвучен известным закадровым переводчиком Леонидом Володарским. Несмотря на то, что Дмитрий Пучков участия в данном проекте не принимал и не имеет к нему никакого отношения, в типографии на обложке DVD написали «гоблинский перевод». Следует, однако, заметить, что слово «гоблинский» было написано в кавычках, в скобках, с маленькой буквы (дословно: «специальный („гоблинский“) перевод»). Таким образом коммерческий отдел ОРТ-видео хотел подчеркнуть, что не использовал бренд «Гоблин» для прибавления популярности проекту, а написал так потому, что это название уже стало нарицательным. Дмитрий Пучков по этому поводу сказал — «эти мухи [изображены на обложке] не ошиблись». "Ночной базар" демонстрировался на телевизионных каналах (например, в новогоднюю ночь на СТС).

  • В «Ночном дозоре» активно используется product placement:
      и Джинс
    • Nescafe (при этом главная страница сайта сильно "деформирована") "Сам Самыч"

    Киноляпы

    • Начало фильма. Антон звонит в квартиру к ведьме. Благодаря спецэффекту мы видим весь путь сигнала от нажатия кнопки на лестничной площадке до звонка в прихожей старухи. Откуда берется энергия для звонка? Провода сами вырабатывают электричество? Или звонок заколдован?
    • В драке с вампирами в парикмахерской свет антонова фонарика никак не влияет на юношу, но причиняет сильные страдания девушке.
    • После драки с вампирами в парикмахерской Антон падает на камни. В этот момент валяющийся рядом его мобильный телефон превращается почему-то в фонарик
    • Чудо-фургон "ГорСвет". Сцена, в которой Завулон переворачивает его на полном ходу. В перевороте правая задняя часть грузовика разбивает подвесной фонарь, висящий над дорогой. Но его осколки никуда ни падают, их попросту нет. Когда фургон совершает полный кульбит, фонарь все-таки падает (причем с большой скоростью, такую бы он не успел развить за 4-5 метров свободного падения), но почему-то целый, и разбивается заново об асфальт. Впрочем, через секунду его осколки с асфальта исчезают. Завулон, переворачивающий фургон, держит свою магическую руку в районе верхней части капота грузовика. Мгновение спустя - уже на уровне центра лобового стекла. Еще чуть позже вообще за крышу кабины. После приземления злополучного фургона мы видим сильно (и это естественно) деформированный передний мост. Но машина по-прежнему на ходу! А спидометр показывает скорость 115 км/ч!
    • Между моментом попадания вороны в двигатель самолета и началом неполадок с двигателем проходит 15 секунд. В реальности не прошло бы и одной.
    • Заклепка от обшивки самолета падает в кружку Светланы. В одном кадре у нее кружка в левой руке, ложка - в правой, через мгновение кружка в правой руке, ложки вообще нет
    • Когда Светлана "прокляла себя", во всем городе зажегся свет. Несмотря на взорванную электроподстанцию
    • После окончания побоища на крыше "меч" (лампа дневного света) в руках у Антона на ближних планах светится, на общих - нет
    • Когда Антон машет своим "мечом" на крыше, кто-то скачет перед ним в красных штанах. По сюжету - это Завулон, но тот в темных брюках.

    Отличия русской и западной монтажных версий

    Когда «Ночной Дозор» вышел в России и поставил рекорд по сборам, картиной заинтересовались и на Западе. Американская киностудия 20th Century Fox приобрела права на всемирную дистрибьюцию фильма за пределами стран СНГ. Осенью 2005 года фильм вышел в европейских кинотеатрах, в феврале 2006 года — в ограниченном прокате в США под названием «Night Watch». В англоязычных странах «Ночной Дозор» шел на русском языке с английским субтитрами; эти субтитры были специально анимированы для подчеркивания сюжета. Например, зов вампиров изображен багровыми буквами, расплывающимися как кровь; тексты появляются на экране в разных размерах, появляются и исчезают плавно, а также реагируют на действие на экране. Помимо субтитров, между версией, опубликованной в России в 2004 году, и международной версией есть большое количество различий в монтаже и озвучке. Так называемая «Английская адаптация сценария» была проведена Тимуром Бекмамбетовым и продюсером ФОКСа Лаэтой Калогридис. В результате международная версия короче русской на 10 минут. Далее следует краткое описание различий.

    Читайте также: