Ночной дозор интересные факты

Обновлено: 05.07.2024

«Ночной Дозор» и «Дневной Дозор»: история экранизации

Почему провалилась первая попытка экранизации, кого мог сыграть Михаил Ульянов и как создавали ведьминскую куклу.

Первая книга Сергея Лукьяненко из цикла о противостоянии современных Тёмных и Светлых магов вышла в 1998 году. «Ночной дозор» стал началом долгой истории, которая закончилась спустя 16 лет романом «Шестой Дозор». К тому времени было снято два фильма, сделана компьютерная игра, книги Лукьяненко перевели на 30 языков, а также появилась армия писателей-подражателей. Населённые магами, вампирами и оборотнями «Дозоры» стали литературной вселенной, с популярностью которой до сих пор не сравнилась ни одна российская фантастика.

Идея экранизировать «Ночной дозор» появилась сразу. В 2000-м году за работу взялся режиссёр Сергей Винокуров, снявший фильм «Упырь» — трэш-боевик на вампирскую тему. В проект пригласили Артемия Троицкого и Ивана Охлобыстина, а сценарий начала писать Рената Литвинова. Когда Лукьяненко прочитал первые главы, то пришёл в ужас от того, что его сказку о борьбе добра и зла превратили в чернуху в стиле худшего перестроечного кино. Пока все привлечённые к работе решали, что делать — права на экранизацию «Ночного Дозора» и «Дневного Дозора» купил канал ОРТ.


«Ночной Дозор», к/к «Табакк», АО «Первый канал», 2004, реж. Т. Бекмамбетов

Экранизацию «дозоров» доверили Тимуру Бекмамбетову. До этого он снял несколько малозаметных фильмов, но зато зрители до сих пор помнят его цикл рекламных роликов для банка «Империал»… Так как сначала задумывался мини-сериал на четыре серии, непрерывная работа шла более трёх лет — весь материал снимали сразу. Позже его размонтировали на два самостоятельных фильма.

Написать главную песню для фильма попросили братьев Кристовских из группы «Уматурман». За работу они взялись с неохотой, так как произведение Лукьяненко им не нравилось, да и о гонораре речи не было. Они согласились ради пиара и не прогадали — рэп про то, что «треснул мир напополам», стал одной из самых узнаваемых песен начала «нулевых».


«Дневной дозор», к/к Bazelevs, АО «Первый канал», 2005, реж. Т. Бекмамбетов

Бекмамбетов сразу знал, кого хочет снимать в главных ролях. Городецкого он видел красивым, чуть хитрым, и чтобы «по глазам было видно, что есть совесть» — под этот образ идеально подходил Константин Хабенский. Актёр книгу Лукьяненко не читал, но идея сыграть светлого мага-оперативника ему понравилась. На роль Гесера режиссёр планировал Михаила Ульянова, но представители телеканала отстояли понравившегося им Владимира Меньшова, который сам загорелся проектом. Виктора Вержбицкого Бекмамбетов уже снимал и в своих фильмах, и в рекламе, и на роль Завулона он был единственным кандидатом.


«Ночной Дозор», к/к «Табакк», АО «Первый канал», 2004, реж. Т. Бекмамбетов

На роль Светланы пробовалась Виктория Толстоганова, но утвердили Марию Порошину, которая была знакома с Константином Хабенским по съёмкам фильма «Поклонник». Труднее всего было найти ведьму Шульц. Из суеверия актрисы отказывались одна за другой, в их числе были Лия Ахеджакова и Зинаида Шарко. Роль досталась Римме Марковой, правда, она была уверена, что играет аферистку, которая только выдает себя за ведьму — сценарий целиком она не читала. Когда Маркова узнала суть роли, то очень расстроилась…


«Дневной дозор», к/к Bazelevs, АО «Первый канал», 2005, реж. Т. Бекмамбетов

Съёмки фильма начались со сцены знакомства ведьмы Алисы и вампира Кости — она вошла в «Дневной дозор». Алису играла Жанна Фриске, которая согласилась на небольшой гонорар, просто потому что ей понравилась героиня. Алексей Чадов, которому переложили сыграть Костю, сначала сниматься не хотел. Роман он не читал, а когда ему дали сценарий — удивился большому количеству «магических» сцен и не понимал, как это будут снимать, так как подобного кино у нас ещё не было. Он пообщался с режиссёром, начал читать книгу и понял, что в любом случае хочет участвовать в таком проекте.


«Дневной дозор», к/к Bazelevs, АО «Первый канал», 2005, реж. Т. Бекмамбетов

Костюмы для героев покупались на блошиных рынках или доставались из домашних шкафов, униформу сотрудников «Горсвета» сделали из вываренных и потёртых рабочих роб, а интерьер ведьминской кухни подсмотрели у одной странной старушки. Сосед одного из реквизиторов посоветовал заглянуть к ней в гости… У неё же купили несколько сюрреалистичных коллажей, которые она лично составляла и развешивала по стенам квартиры.


«Ночной Дозор», к/к «Табакк», АО «Первый канал», 2004, реж. Т. Бекмамбетов

Основные съёмки проходили в Москве, но было и несколько выездов. Сцена в московском метро на самом деле снималась на станции «Политехническая» в Санкт-Петербурге . Мост, на котором происходила средневековая битва, находится на территории музейного комплекса в Тверской области, а Самарканд снимали в Казахстане — декорации древнего города выстроили недалеко от Алматы, и в массовке снимались казахские актёры.


«Ночной Дозор», к/к «Табакк», АО «Первый канал», 2004, реж. Т. Бекмамбетов

По сюжету «Дневного Дозора» всадники на лошадях должны были пробивать стены города, но лошади упорно тормозили перед препятствием из обмазанных глиной кирпичей. Тогда каскадёры придумали выход — наездники руками закрывали лошадям глаза, что было даже видно в кадре. Кони не видели преграды, скакали вперёд и пробивали «кирпич». Красоты этой сцене добавили уже с помощью компьютерной графики.


«Дневной Дозор», «Первый канал», к/к «Таббак», к/с «Базелевс», 2005, реж. Т. Бекмамбетов

«Дозоры» стали первым отечественным фильмом с обилием спецэффектов, большая часть которых пришлась на «Дневной Дозор». Катящееся по московским улицам колесо обозрения на самом деле было маленьким макетом, Останкинскую башню разрушали на компьютере, для создания стаи ворон художники пересмотрели массу научных фильмов об этих птицах, чтобы точно скопировать их движения. А вот меч-позвоночник Завулона был настоящим — Виктор Вержбицкий вытаскивал его из накладного «горба» за спиной.


«Ночной Дозор», к/к «Табакк», АО «Первый канал», 2004, реж. Т. Бекмамбетов

Особенная гордость художников — ведьминская кукла Машенька, бегающая на жутких паучьих лапах. Сначала резиновую куклу превратили в компьютерную модель, а потом вместе с режиссёром подставляли к ней лапы разных насекомых. Остановились на варианте одного из экзотических длинноногих пауков.


«Ночной Дозор», к/к «Табакк», АО «Первый канал», 2004, реж. Т. Бекмамбетов

В «Дневном Дозоре» есть сцена, когда Антон забирает Светлану с занятий по магии. В числе учеников было несколько писателей-фантастов — Владимир Васильев, Олег Дивов, Эдуард Геворкян и сам Сергей Лукьяненко. У него был целый эпизод, который потом вырезали на монтаже… «Под нож» вообще пошло много сцен, например, были сильно сокращены роли Алексея Маклакова, Игоря Лифанова и Егора Дронова. У фильмов есть три версии, которые отличаются по количеству сцен — прокатная, кассетная и международная.


«Дневной дозор», к/к Bazelevs, АО «Первый канал», 2005, реж. Т. Бекмамбетов

Фильмы много критиковали за сильное отличие от первоисточника, но оба «дозора» очень успешно прошли в прокате — в России по сборам они обогнали «Властелина колец», а международные сборы были даже больше, чем на родине. Бекмамбетова пригласили в Голливуд, книги Лукьяненко продавались по всему миру, а в числе поклонников «дозоров» оказались Квентин Тарантино, Тоби Магуайр и Джеймс Ганн. Первый в интервью называл Бекмамбетова самым любимым российским режиссёром, второй рассказывал, как ездил в русский магазин за дисками, а Ганн включил «Ночной дозор» в свой личный топ-50 лучших боевиков.
В США «дозоры» вообще произвели фурор, 20th Century Fox даже выкупила права на экранизацию, но не сложилось… Не сложилось и у нас — разговоры об экранизации «Сумеречного Дозора» шли несколько лет, но постепенно создатели фильмов потеряли интерес к этой истории.

Давайте сразу к горячему - интересным фактам об этом знаменитом полотне, от самых известных до менее:

  • И наверное, самое забавное - настоящее название картины - «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга»;
  • По историческим данным заказчики портрета были жутко недовольны картиной, которая отличалась от заказанной и Рембрандту потребовалось время, чтобы выбить себе за неё оплату;
  • Это поистине огромная картина - её размеры после всех несчастий составляют 3,63м на 4,37м;
  • Это первый групповой портрет в истории, на котором помимо заказчиков были изображены совершенно посторонние люди - их там аж целых 16 человек (кстати, это был один из поводов недовольства Стрелкового общества - заказчика портрета);
  • Картина подвергалась атакам как минимум трижды - один раз её обрезали, потому что она не помещалась в новое помещение (с картины были удалены целых 2 заказчика!), второй раз её маниакально атаковали с ножом, оставив на ней более 10ти “ранений”, а в третий раз её облили кислотой;
Вот по этим белым линиям её и обрезали в 1715 году Вот по этим белым линиям её и обрезали в 1715 году
  • Слухи о том, что эта картина принесла Рембрандту несчастье сильно преувеличены. Просто в том году умерла его жена, а при помощи связей её семьи он получал высокооплачиваемые заказы;
  • На картине есть масса символов, некоторые из которых сложно разгадать до сих пор: почему подсвечена девочка с классическими атрибутами аркебузеров, почему 15 заказчиков не выделены светом, в отличии от трёх на переднем плане, кто все эти второстепенные персонажи?

Вместо послесловия

Надеюсь вам понравилась эта небольшая подборка интересных фактов об одной из самых известных в мире картин! Пишите в комментариях, истории о каких картинах вам было бы интересно читать, а я постараюсь найти о них достойные и интересные истории! А пока посмотрите на интересные факты о "Крике" Мунка и "Подсолнухах" Ван Гога.

Ну а пока ставьте лайки и подписывайтесь на канал, мне очень важна ваша обратная связь. Оставляйте комментарии, если есть какие-либо пожелания по тому о чём вам захочется спросить или почитать, а я постараюсь представить в ответ ещё не один интересный материал!

Константин Хабенский и Жанна Фриске, сыгравшие главные роли в фильме *Ночной дозор*, 2004 | Фото: mir-dozorov.com и teleport2001.ru


3 года назад, 15 июня 2015 г. ушла из жизни известная певица, телеведущая и актриса Жанна Фриске. Ее трагическая преждевременная гибель подняла новую волну слухов о злом роке, который преследовал многих актеров, снимавшихся в проектах «Ночной дозор» и «Дневной дозор» – самых известных фильмах с участием Жанны Фриске. Правда ли то, что большинство из них действительно преследовали неприятности и трагедии, – или это только одна из легенд, которыми оброс культовый фильм Тимура Бекмамбетова?

Жанна Фриске в фильме *Ночной дозор*, 2004 | Фото: kp.ru

После фильма Алексея Балабанова «Брат-2», который в 2000 г. собрал в прокате больше 1 млн долларов, на протяжении четырех лет в десятку лидеров кинопроката не попадал ни один отечественный фильм, пока в июле 2004 г. не вышел «Ночной дозор» Тимура Бекмамбетова. Критики назвали его первым российским блокбастером и первым успешным проектом нового российского кино, с которого началось возрождение интереса зрителей к отечественному кинематографу.

Константин Хабенский в фильме *Ночной дозор*, 2004 | Фото: kp.ua и filmz.ru

Константин Хабенский в фильме *Ночной дозор*, 2004 | dubikvit.livejournal.com

«Ночной дозор» стал рекордсменом кассовых сборов – при бюджете в 4,2 млн долларов фильм собрал 16, 03 млн долларов в России и 17, 87 – за границей, став единственным российским фильмом, окупившимся за рубежом лучше, чем на родине. Кроме того, в то время ни один голливудский проект не собрал такую крупную сумму на территории стран бывшего СССР. «Ночной дозор» обошел «Властелина колец», «Трою», «Послезавтра», «Короля Артура» и «Ван Хельсинг». Он установил и еще один рекорд: в фильме было много компьютерной графики, для чего было задействовано 13 студий и больше 100 специалистов.

Владимир Меньшов и Алексей Маклаков в фильме *Ночной дозор*, 2004 | Фото: kino-teatr.ru

Еще во время съемок фильма появились слухи о том, что с нечистью всякие шутки плохи. Череда несчастий, постигших многих из участников этого проекта, заставила говорить о том, что обращение к этой теме как будто разбудило злые силы. На съемках фильма сильно вывихнула ногу сыгравшая главную роль Мария Порошина – это была ее первая травма в кино. Во время съемок у актера Алексея Маклакова умерла мать – у нее случился инсульт, когда никого из близких не было дома. Он сам вскоре перенес микроинфаркт. Позже Маклаков заявил: « Я теперь уверен, что этими съемками мы расшевелили какие-то страшные силы. Я чувствую, что играть с ними опасно ». У одного из продюсеров, Алексея Кублицкого, скончался отец. Та же беда постигла и Константина Хабенского. Впрочем, следует отметить, что сам актер никогда не связывал трагические события своей жизни со съемками в этом фильме.

Кадр из фильма *Ночной дозор*, 2004 | Фото: kp.ru

Знаменитая актриса Римма Маркова в «Ночном дозоре» сыграла ведьму. Вскоре после съемок она угодила в больницу и оказалась на грани жизни и смерти. Актриса позже рассказывала: « Я из того кусочка роли, который мне дали почитать, и не поняла, что эта женщина – колдунья. Думала, она просто аферистка. И лишь после премьеры узнала, что несколько актрис, в том числе Лия Ахеджакова, до меня отказались играть эту роль из страха накликать на себя проклятие нечисти… ».

Римма Маркова в фильме *Ночной дозор*, 2004 | Фото: tele.ru

Римма Маркова в фильме *Ночной дозор*, 2004 | Фото: kp.ua

Римма Маркова в фильме *Ночной дозор*, 2004 | Фото: kp.ua

В одном из интервью актриса призналась, что отказалась бы играть ведьму, если бы знала о том, какие болезни на нее потом обрушатся. Вскоре после съемок она попала в больницу с тяжелой формой пневмонии, а спустя 11 лет Римма Маркова умерла от рака. Так же, как и Валерий Золотухин (спустя 8 лет после выхода «Дозора»), которому досталась роль вампира. Кстати, сам он не боялся подобных ролей: « Верующему человеку страх неведом. Я ведь много до этого играл всякой нечисти, и никого это не беспокоило. Ну кто-то же должен играть лешего, Бабу Ягу, Кощея Бессмертного! Зачем бояться? Перекрестился – да и с Богом! Попросил благословение у священника – и играй! Ведь я же не становлюсь вампиром! Страх только один – плохо сыграть ».

Валерий Золотухин в фильме *Ночной дозор*, 2004 | Фото: tele.ru

Жанна Фриске на съемках фильма | Фото: convent.ru

Еще одна актриса, сыгравшая ведьму, Анна Дубровская рассказывала: « Во время съемок сильно заболела, температура была 41 градус. Такого со мной никогда не случалось! Эта роль как-то мучила меня – в духовном смысле. С тех пор, если какая-то картина касается темы нечистой силы, я либо вообще отказываюсь играть, либо беру благословение у священника… Режиссер меня долго уговаривал сниматься во втором фильме, но я этого не хотела. Раньше я ни во что такое не верила, но на съемках почувствовала, что некие силы все-таки есть, и с ними лучше не играть в игры ». Жанна Фриске также признавалась в том, что после съемок жалела о своем решении сыграть ведьму – вскоре после выхода фильма она едва не утонула, купаясь в море.

Жанна Фриске в фильме *Ночной дозор*, 2004 | Фото: chaskor.ru

Юрий Айзеншпис | Фото: tele.ru

Во время съемок жаловался на плохое самочувствие и музыкальный продюсер Юрий Айзеншпис, сыгравший в фильме второстепенную роль «темного» мага. Еще до окончания работы над вторым фильмом – «Дневным дозором» – он скончался от острой сердечной недостаточности.

Актер Николай Олялин | Фото: kp.ua

Проблемы с сердцем во время съемок начались и у актера Николая Олялина – из-за плохого самочувствия он даже не смог присутствовать на премьере фильма. На эту роль он согласился не сразу, о чем позже рассказывал: « Когда меня пригласили на роль Инквизитора, я задумался. Если Инквизитор – образ от дьявола, то мне как-то не по себе. Но я предложил режиссеру смотреть на Инквизитора как на двоякого героя: он словно святой апостол разрешает споры, как бы налаживает равновесие Добра и Зла. В такой трактовке моя роль мне не казалось какой-то ужасной. Вот мистической, может быть. Объяснил свое понимание режиссеру, и он решил сделать «двойного меня»: один – одухотворенный, другой – смурной. Просил режиссера, чтобы звали меня в фильме не Инквизитор, не знаю, что в результате получилось. Я – верующий, но благословения на роль не спрашивал: в фильме не так много крамольного ». А спустя 4 года после выхода «Дневного дозора» Олялин скончался от сердечного приступа.

Илья Лагутенко – по мнению писателя Сергея Лукьяненко, *просто прирожденный вампир* | Фото: dubikvit.livejournal.com

Илья Лагутенко и Константин Хабенский на съемках фильма | Фото: dubikvit.livejournal.com

Скептики к разговорам о «проклятии» фильма «Ночной дозор» относятся с иронией. Мол, если вести подобную статистику по каждому фильму, то окажется, что во время или после съемок с актерами тоже случались несчастья – люди болеют и умирают независимо от того, какие снимают фильмы. Каждый год онкология уносит жизни десятков актеров, а многие из них уходят в зрелом возрасте – и нечего тут искать мистику. Тем не менее, подобные слухи постоянно возникают вокруг некоторых ролей и фильмов. Например, любая постановка «Вия» или «Мастера и Маргариты» всегда вызывала к жизни подобные легенды.

Жанна Фриске, Виктор Вержбицкий и Константин Хабенский на съемках фильма | Фото: convent.ru

Жанна Фриске, Виктор Вержбицкий и Константин Хабенский на съемках фильма | Фото: convent.ru

Некоторые из актеров, занятых в таких проектах, объясняют трагические происшествия только силой самовнушения и суевериями. Так, Вениамин Смехов, сыгравший роль Воланда в постановке Театра на Таганке, говорил: « Я боялся играть этого героя. Но никак себя не защищал – никаких амулетов! – Разве что мог перекреститься перед выходом на сцену… Мне кажется, когда ты искренне влюблен в своего персонажа, видишь в нем только образ, а не реальную злую силу, то мистика отступает. Если не позволять себе думать о негативе, относиться к работе с полной отдачей и с трезвым разумом, ничего плохого не случится. По крайней мере, со мной ничего плохого не произошло ».

Ночной дозор. Рембрандт, 1642 год.


«Ночной дозор» называют одной из величайших картин периода голландского барокко. А для Рембрандта ее написание стало переломным моментом в жизни. После «Ночного дозора» востребованный и уважаемый художник практически перестал получать дорогие заказы и закончил свои дни в ужасной бедности.

Автопортрет. Рембрандт Харменс ван Рейн, 1669 год. | Фото: rembr.ru.

В 1642 году в Амстердам должна была прибыть королева Франции Мария Медичи. В честь этого события мушкетеры Стрелкового общества заказали групповые портреты ведущим художникам. Один из заказов достался Рембрандту. Каждый из 16 стрелков заплатил по 100 гульденов (немалые деньги по тем меркам) художнику.

Согласно модным веяниям того времени, мушкетеры планировали получить статичный групповой портрет, однако живописец решил по-своему. Заказчикам совершенно не понравилась картина. Каждый из них планировал увидеть на полотне себя во всей красе, однако центральными персонажами стали только капитан Кок и лейтенант Рейтенбург. Остальные остались в тени, а ведь оплачивали заказ все поровну.

«Ночной дозор» в Государственном музее в Амстердаме. | Фото: boekschrijven.nl.

«Ночной дозор» в Государственном музее в Амстердаме. | Фото: boekschrijven.nl.

Считается, что «Ночной дозор» стал роковым для художника. После этого фиаско репутация Рембрандта была изрядно подпорчена, к нему перестали поступать заказы. К концу жизни живописец остался в нищете.

Вот несколько любопытных фактов о потрясающем полотне XVII века:

Ночной дозор. Рембрандт, 1642 год. | Фото: ru.wikipedia.org.

Название картины «Ночной дозор» придумали уже после смерти Рембрандта. Сам мастер называл ее «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга».

После того, как полотно было готово, его повесили в здании Стрелкового общества. Последующие два века оно побывало еще в нескольких залах, пока в XIX столетии к нему не проявили интерес любители старинной живописи. От времени, чада свечей и каминов картина потемнела, поэтому ее назвали «Ночной дозор».

Форма тени от персонажей на картине указывает, что действие происходит в 2 часа дня. | Фото: ru.wikipedia.org.

В 1947 году реставраторы заметили, что картина покрыта слоем копоти, под которым скрываются яркие краски. Из этого следует, что действие происходит не ночью. Более того, тени на картине указывают примерно на два часа дня.

Рембрандт изобразил себя в картине «Ночной дозор». | Фото: maxpark.com

Считается, что на картине среди действующих лиц Рембрандт изобразил себя. Исследователи присматриваются к лицу, которое видно лишь частично возле двух мушкетеров.

Загадочная девочка в жёлтом. | Фото: ru.wikipedia.org.

На картине «Ночной дозор» можно обнаружить немало скрытых символов. Некоторые исследователи полагают, что Рембрандт написал картину в качестве насмешки над «вояками», которые на момент написания картины более 10 лет не принимали участие ни в каких сражениях.

Девочка на картине – пожалуй, самый загадочный персонаж. Одни считают, что она маркитантка, другие уверены, что это проститутка-карлица, третьи усматривают в ней черты лица умиравшей жены художника Саскии. Мол, так он хотел увековечить свою супругу.

Курица как пародия на герб мушкетеров. | Фото: liveinternet.ru.

Тем не менее, курица или петух на поясе девочки – это пародия на герб ополченцев Голландии, которых называли кловеринами. «Klover» переводится как «мушкет», но оно также созвучно с голландским словом «птичий коготь». Именно поэтому на гербе виднелись скрещенные лапы ястреба или сокола. Скрещенные лапки петуха – это явная насмешка над героями картины.

На полотне можно рассмотреть еще несколько персонажей, которые слишком комично ведут себя. Возле капитана Кока видна часть силуэта мужчины, одетого в испанский костюм. По мнению искусствоведов, это комедийный персонаж Капитан-испанец. Этот горе-вояка не справляется с оружием и оно выстреливает.

Тень от руки капитана ложится прямо на промежность лейтенанта. | Фото: liveinternet.ru.

Тень от руки капитана Кока направлена прямо на интимное место лейтенанта Рейтенбурга. Некоторые усматривают в этом намек на нетрадиционную ориентацию обоих мужчин, но прямых доказательств этому нет. Тем не менее, ни один художник того времени не позволил бы себе нарисовать нечто подобное, зная, что этот жест является унизительным для того, на кого он направлен.

Не менее интересна история создания еще одного полотна Рембрандта «Даная». Художнику удалось изобразить на ней одновременно и жену, и любовницу,

Читайте также: