Назад в будущее сценарий

Обновлено: 04.07.2024

Когда Марти вместе с Дженнифер уселся в машину времени, доктор Браун мгновенно развернулся возле дома. Автомобиль стал плавно подниматься вверх, рёв реактивных двигателей всё усиливался.

В этот момент из дома Макфлаев со связкой ключей в руках и какой-то банкой выбежал Бэф Тоннен. Он направился в гараж, где стояла новенькая «тойота», и радостно закричал:

– Марти! Вот мастика для твоей машины и запасные ключи!

Однако, вопреки его ожиданиям, парнишки в гараже не оказалось. Бэф недоуменно повертел головой в поисках Марти и заметил зависший над дорогой в полусотне метров от дома серебристый спортивный автомобиль со странными устройствами на крышке багажника. Колеса машины повернулись параллельно земле и исчезли в изгибах корпуса.

– Что за чертовщина? – пробормотал Бэф. Машина пронеслась над домом Макфлаев и, быстронабрав скорость, покрылась языками голубого пламени. Яркая вспышка света заставила наблюдавшего за машиной Тоннена зажмуриться и закрыть глаза рукой. Когда он смог снова посмотреть в небо, лишь серая полоска дыма напоминала о том, что произошло.

– Что здесь происходит, чёрт возьми? – выругался Бэф.

Он ещё немного потоптался на месте и, протерев глаза, поплёлся к белому «БМВ». Открыв банку с мастикой, он принялся привычными движениями драить капот автомобиля.

Из тёплого солнечного дня путешественники угодили в дождливое серое марево. Навстречу машине времени летели, отчаянно сигналя, ярко-жёлтые автомобили с квадратными чёрными чашечками на дверцах. Док стал энергично крутить руль. Марти и испуганно прижавшуюся к нему Дженнифер мотало из стороны в сторону несколько секунд, пока встречное движение немного не поутихло.

– Что происходит, док? – вертя головой по сторонам, спросил Марти.

Он уже догадывался о том, что может ответить доктор, но боялся признаться себе в этом.

– Обычное таксистское лихачество, – не сводя взгляда с потока пролетающих мимо машин, ответил Браун.

– Что значит «таксистское» лихачество? – Марти продолжал удивлённо вертеть головой по сторонам. – Они же летают, док…

– Мы тоже летим, – как ни в чём не бывало ответил Браун.

– Что происходит, док? – не унимался Марти. – Где мы? Когда мы?

– Это Хилл-Вэлли, штат Калифорния. Четыре тридцать восемь пополудни. Среда, двадцать первое октября 2015 года.

У Марти глаза на лоб полезли:

– Две тысячи пятнадцатого? Мы в будущем? Дженнифер напугано дёрнула Марти за рукав.

– Что ты имеешь в виду, когда говоришь, что мы в будущем?

Марти стал ёрзать в кресле.

– Послушай, Дженнифер, мне надо кое-что рассказать тебе. Только не волнуйся. Это машина времени.

Её лицо потемнело.

– И это две тысячи пятнадцатый год? – переспросила она.

– Мы попали сюда и можем увидеть наше будущее?

– продолжала допытываться она.

– Да, – мрачно подтвердил Марти.

Он опасался, что Дженнифер сейчас упадёт в обморок, но произошло обратное. Она обрадованно дёрнула дока за рукав:

– Так вы сказали, что мы поженимся.

– Да, – кивнул Браун.

– А свадьба была большая? Док замялся:

Не обращая внимания на его молчание, Дженнифер повернулась к Макфлаю и затараторила:

– Марти, у нас будет грандиозная свадьба! Мы должны закатить такую свадьбу! Я буду в красивом подвенечном платье! – потом мысли её перескочили на иную тему: – У нас будет огромный дом, дети, несколько детей…

Неизвестно, сколь далеко могли простираться замыслы восторженной девушки, поскольку, не ожидая окончания её речи, Браун вытащил из-под сиденья небольшой футляр с двумя торчащими из него усиками и сунул его под нос Дженнифер. Между усиками проскочил электрический импульс и девушка, умолкнув на полуслове, упала на плечо Марти.

– Что вы сделали, док? – в ужасе завопил Марти.

Док спрятал устройство под сиденье.

– Успокойся, Марти, это всего-навсего электрогипнотический генератор усыпления. Ей это не повредит, зато вопросов будет поменьше. Ей незачем слишком много знать о будущем.

Марти поправил голову съезжавшей набок Дженнифер.

– Док, но вы же сами настаивали, чтобы я взял её с собой… – недоуменно протянул он.

– У меня не было другого выхода. Она видела машину времени. Ладно, не волнуйся, она даже не почувствует этого путешествия.

– Это на вашей совести, док, – укоризненно произнёс Марти.

Спустя несколько секунд машина времени под проливным дождём медленно опустилась на мокрую мостовую маленького закоулка недалеко от городской площади.

Док открыл дверь и выглянул наружу.

– Прежде всего тебе требуется переодеться, – скороговоркой произнёс он, снимая очки.

– Что, под таким дождём? – поморщился Марти. Док посмотрел на свои наручные часы.

– Через пару секунд он должен закончиться, – уверенно сказал Браун.

Словно услышав его предсказания, дождь прекратился. Небо над городом стало быстро очищаться от туч. Через несколько секунд солнце уже ярко освещало мокрые улицы.

– Точно, как и предсказывали! – с восхищением произнёс Браун, ещё раз глянув на часы. – Удивительно! Не перестаю изумляться возможностям местных метеослужб!

Марти выбрался из машины, оставив Дженнифер лежать на сиденье. Вокруг возвышались громады бетонных домов, но не это привлекло внимание Макфлая. Браун тоже вышел из машины и остановился перед Марти.

– По правде сказать, я боялся, что ты меня не узнаешь, – сказал он. – Человеческий организм по-разному реагирует на путешествия во времени. У некоторых происходят изменения в мышечной ткани, структуры крови, волос…

С этими словами док стал стягивать с лица тонкую прозрачную плёнку, под которой скрывалось его сильно помолодевшее лицо.

– В это трудно поверить, конечно, но сейчас, прямо на твоих глазах, я сбрасываю отпечаток четырнадцати прожитых лет, – с улыбкой произнёс он. – Ну? Что скажешь?

Он игриво повертелся перед Марти, предоставляя парнишке возможность рассмотреть себя.

– Вы отлично выглядите, док! – восхищённо сказал Марти.

Пока доктор возился с остатками клейкой плёнки, Макфлай поднял голову и посмотрел на незнакомые дома.

– Будущее… – пробормотал он. – Просто невозможно поверить…

Он повернулся к Брауну:

– Док, я должен здесь все осмотреть.

Браун всполошился, подбежал к Марти и, нахмурив брови, схватил его за плечи.

– В другой раз, Марти. Сейчас мы здесь не для этого.

– Ну, хоть скажите мне, док, кто я здесь? Я ведь знаю, что могу хорошо работать. Я знаю, что могу разбогатеть, – возбуждённо сказал он. – Ну, скажите, док, я богат?

– Нет, нет, Марти, не сейчас! Нас ждут другие дела. Браун достал из машины большой баул и протянул его Макфлаю.

– Здесь одежда и обувь. И, прошу тебя, поторопись.

Он оставил Марти у машины, а сам побежал к перекрёстку. Вытащив маленькую плоскую коробочку, он разложил её и приставил к глазам. Это был портативный бинокль. Доктор увидел, что по улице идёт парнишка, как две капли воды похожий на Марти Макфлая. На нём была одета кожаная куртка, один рукав которой был явно длиннее руки, джинсы с зачем-то вывернутыми карманами и высокие белые кроссовки. Парнишка, кривляясь, заглядывался на проходивших мимо девушек в необычных одеяниях. Проводив одну из длинноногих особ взглядом, он едва не врезался лбом в телефонную будку. Встреча с видеотелефоном-автоматом, очевидно, натолкнула его на мысль о том, что он должен кому-то позвонить, и парнишка задержался в будке.


А вот предыстория создания фильма уже совсем не лёгкая: там были трудности, ошибки и бесконечная борьба за правоту.

Всё гениальное – просто. Нужна лишь внимательность к мелочам и надёжный друг


В 1980-м году на экраны выходит фильм «Подержанные автомобили» – комедия с Куртом Расселом, которую сочинили и сняли Роберт Земекис и Боб Гейл. Комедия в прокате провалилась, и в поисках утешения Гейл уехал в гости к родителям, где принялся улучшать соё настроение самым доступным способом – придаваясь ностальгии. Он стал листать старые семейные альбомы, среди которых попался выпускной альбом отца. В альбоме Гейла Младшего ждало интересное открытие – в школьные годы его отец был старостой класса. Боб об этом не знал, немало удивился и попытался представить, вышла бы у них дружба, если бы он ходил в одну школу с собственным отцом. Своей находкой Гейл поспешил поделиться с Земекисом, у которого нашлась похожая история: годами мать Земекиса убеждала сына, что в школьные годы держалась от ухажёров подальше, хотя на самом деле это было далеко не так.

Вдохновившись реальными историями из собственного детства, Гейл и Земекис смогли схватить за хвост простую идею, которую начали развивать в новаторский сценарий.

Фильм ещё до выхода стал памятником терпения и непоколебимой веры в себя



Спилберг, Земекис и Гейл на съёмках "Я хочу держать тебя за руку", 70-е

В том же 1980-м году Земекис и Гейл отправились с идеей фильма к боссам студии Парамаунт, где заключили предварительное соглашение на создание сценария и съёмку фильма. Весной 1981-го года сценарий был готов, но зелёный свет продюсеры Парамаунт так и не дали, сославшись на то, что соглашение было предварительным. Гейл и Земекис решили добиваться благосклонности других студий, но и там они не нашли поддержку. Сценарий на годы оказался невостребованным (вероятно, из-за моды ’80-х на более отвязное молодёжное кино, вроде «Мальчишника» или «Быстрых времён в школе Риджмонт»). Но соавторы не теряли надежды и даже пробовали продать свою работу студии Дисней, где столкнулись с обратной проблемой: здесь им отказали из-за недопустимой для семейной киностудии истории о том, как мать влюбляется в собственного сына.

В общей сложности Земекису и Гейлу пришлось услышать “нет” 40 раз.

Помощь добрых людей, терпение и настойчивость дали свои плоды – спустя 4 года сценарий наконец-то запустили в производство.

Режиссура и сценарий фильма – на грани возможностей



Майкл Дуглас, Роберт Земекис и Кэтлин Тёрнер на съёмках "Романа с камнем" (1984)

К началу съёмок, Земекис и Гейл не были новичками в индустрии. Более того, Земекис даже снял картину, попавшую по итогам 1984 года в топ-10 самых кассовых фильмов США – упоминавшийся выше «Роман с камнем». Но у соавторов ещё не было ни одного собственного фильма, который бы “выстрелил”: их оба предыдущих авторских проекта – «Подержанные автомобили» и «Я хочу держать тебя за руку» – с треском провалились в прокате. Третий авторский провал подряд мог и должен был поставить жирный крест на их желании снимать кино по своим сценариям, и обрёк бы Земекиса на “подработки”, в духе той, что случилась у него благодаря Майклу Дугласу.

На кон была поставлена их карьера, поэтому сценарий был доведён до совершёнства – в нём по сей день пытаются найти сюжетные дыры. Разумеется, безуспешно. Самый свежий пример – история с твиттерской инициативой постановщика Джеймса Ганна.

Режиссура Земекиса стала прямым продолжением проработанности и доскональности сценария. Это даже близко не было похоже на безалаберное создание «Гладиатора», о котором я рассказывал ранее: Земекис имел чёткий план и знал, чего хотел.

Для реализации задуманного ему оставалось найти своего Марти.

Фильм признал кастинговые ошибки. Их исправление стоило миллионы долларов и недели “пустых” съёмок, но результат превзошёл все ожидания

Таким Марти для Земекиса с самого начала был Майк Джей Фокс – звезда телесериала «Семейные узы», который в то время с огромным успехом шёл по ТВ. Переговоры с начальством Фокса закончились провалом: телеканал отказался допускать своего актёра к сторонним съёмкам, и Земекис был вынужден искать ему замену.

Поиски дважды отодвигали начало съёмок: Земекис прослушивал Джонни Деппа, Джон Кьюсака, Си Томаса Хауэлла и Эрика Штольца. Последний произвёл на всех сильное впечатление своей игрой в фильме «Маска», который удостоился Оскара и приза Каннского кинофестиваля. Роль Марти отдали Штольцу, и это едва не погубило весь фильм.

Дело в том, что Штольц играл так, словно снимается в драматическом фильме, а не в приключенческой комедии. В его работе начисто отсутствовал комедийный элемент, и Земекису потребовалось несколько недель съёмок, чтобы окончательно осознать: наняв Штольца, он сделал большую ошибку – ему нужен Фокс и никто другой.

Сложно представить, что испытывал Земекис, когда сообщал Спилбергу о необходимости заменить актёра: ’84-й год подходил к концу, премьера была назначена на май, недели съёмок прошли вхолостую, а пересъёмки увеличат бюджета почти на четверть. К счастью, Спилберг пошёл Земкису навстречу: они добились новых переговоров с телеканалом, который в этот раз оказался более сговорчивым – Майкла Джей Фокса согласились “отпускать” в выходные и по ночам.

Исполнитель главной роли стал глиной в руках творца и живым воплощением своей роли


В отличие от Штольца, Фокс не пытался “осмыслить” происходящее и поступки своего персонажа. Он не спрашивал у Земекиса, почему герой, в спешке надевая джинсы, должен упасть на пол: образ главного героя был ему не просто понятен – он был его продолжением.

Ну а факт того, что Фокс сам превосходно катался на скейтборде и не менее искусно сам играл на электрогитаре, позволил ему окончательно раствориться в роли.

Оригинальный саундтрек появился вопреки мнению продюсеров и придал фильму эффект размаха


Несмотря на то, что в фильме присутствуют погони, перестрелки с применением гранатомётов, охота на молнию и, естественно, эффектное перемещение во времени, фильм не отличается особым размахом. События картины целиком развиваются в скромных локациях городка Хилл Вэлли, которые, как вы помните, не что иное, как обычные студийные декорации.

Компенсировать этот недостаток Земекис решил с помощью симфонической музыки, которая должна была придать происходящему ощущение эпичности и масштабности.

Земекис всё же “продавил” кандидатуру Сильвестри, который полностью оправдал высокое доверие и создал один из самых узнаваемых саундтреков в истории кино.

Ирландский автопром и забота о детях подарили фильму один из главных макгаффинов в истории кино


И главной такой находкой стала машина времени Дока Брауна, которую он решил сделать на базе хромированного чуда с вертикально открывающимися дверьми – бесподобного Delorean DMC-12.

Но символ фильма мог выглядеть совсем иначе.

Поначалу планировалось, что для перемещения во времени Док будет использовать обычный холодильник. И это было бы, если угодно, кивком в сторону британского сериала «Доктор Кто», где для этих целей используется полицейская будка.

Выбор пал на автомобиль DMC-12, который собирался в Ирландии компанией Delorean. Футуристичный дизайн автомобиля, кузов из нержавейки и двери типа “крыло чайки” идеально вписывались в сюжет: с таким устройством герой оставался мобильным и без труда вызывал у фермеров ’50-х ощущение внеземного происхождения такого «корабля».

Вместо послесловия


И, к моему большому удовлетворению, эта уверенность подкрепляется контрактными обязательствами студии перед Гейлом и Земекисом, которые не раз заявляли – “Пока мы живы – никто трилогию не тронет”.

Сегодня, когда Голливуд превратился в денежный конвейер из сиквелов, перезапусков и бесконечных франшиз, такие заявления звучат одинаково храбро и безумно.

А что есть мудрость жизни, как не безумство храбрых?

• Поддержать автора можно единоразово или регулярно через подписку – это будет лучшая благодарность.

• Свежие статьи можно получать через Telegram, Instagram, Facebook, Twitter или читать автора на Яндекс-Дзен.

• Понравился сегодняшний пост? Поделитесь им с друзьями:



Роберт Земекис и Боб Гейл придумали историю про школьника и машину времени еще задолго до 1985 года, когда на экраны вышел один из прекраснейших приключенческих фильмов.

Роберт Земекис и Боб Гейл познакомились в школе Кинематографии при Южнокалифорнийском Университете, когда учились там в шестидесятых, собираясь стать голливудскими сценаристами. Позднее, когда друзья уже работали на Фабрике Грез (Земекис уже успел снять пару дебютных фильмов, а Гейл — написать к ним сценарии), Боб заложил фундамент той самой истории, которая позднее вылилась в знаменитую трилогию, покорившую мир. Гейла осенило, когда после премьеры сделанного совместно с Земекисом фильма «Подержанные автомобили» (1980) он приехал в Сент-Луис, чтобы навестить своих родителей. Там, разбирая в подвале старые вещи, Боб наткнулся на фотоальбом своего отца, который никогда не видел раньше.

Боб Гейл: «Мой отец не особенно любил рассказывать о своей молодости, и для меня было огромным сюрпризом, когда я наткнулся как-то раз на его старый фотоальбом, и узнал, что он был президентом выпускного класса. Раньше я этого не знал. Я вспомнил о президенте своего класса, с которым почти не общался, и подумал: Если бы я учился в одном классе со своим отцом — были бы мы друзьями? Вот тогда-то я и придумал этот сюжет про школьника, который попадает в прошлое, и знакомится там со своими родителями».


В сентябре 1980 года друзья заключили контракт на сценарий с компанией «Коламбия Пикчерз», и принялись за дело.

На финальном этапе сценарий подвергся доработке со стороны исполнительного продюсера Сидни Шейнберга: он изменил имя матери Марти с Мег на Лорейн (в честь своей обожаемой супруги Лорейн Гэри), а также настоял на том, чтобы домашним питомцем дока Брауна вместо шимпанзе (!) был пес. Кличку Эйнштейн, впрочем, оставили без изменений. Но на одно из требований Шейнберга ответили решительным отказом: назвать фильм «Пришелец с Плутона». Сидни объяснял свое предложение тем, что раньше в прокат еще не выходили кассовые фильмы со словом «Будущее». Спилберг и Земекис назвали его идею «смехотворной», и Шейнберг в конце концов согласился, что сморозил глупость.


Проекту очень повезло с актерами — пожалуй, невозможно себе представить на месте Марти МакФлая кого-то кроме Майкла Дж. Фокса, а на месте доктора Брауна — кого-то кроме Кристофера Ллойда. Все идеально вжились в свои образы.

Кандидатура Кристофера Ллойда на роль доктора Эммета Брауна была предложена продюсером Нилом Кантоном, который работал с Кристофером в 84-м над фильмом «Приключения Букару Банзая в восьмом измерении». Ллойд сперва отказался от роли, но передумал, как только прочитал сценарий. Актер скопировал своего персонажа с его копной встрепанных белых волос и размашистыми движениями с известного дирижера Леопольда Стоковского. Док Браун двигается так, будто он дирижирует одному ему видимым оркестром. Плюс — в Брауне есть что-то от Эйнштейна, тем более, что по сценарию он — чокнутый гений. Он произносит слово «Гигаватт» как «Джигаватт» - точно так же, как его произнес один ученый-физик, когда Земекис и Гейл консультировались с ним по поводу научной составляющей сюжета.


Криспин Гловер идеально исполнил роль отца Марти — Джорджа МакФлая. Большую часть фильма он импровизировал, и, по словам Земекиса, так вошел в роль неуверенного в себе, рассеянного «ботаника», что до него «едва можно было достучаться». Как бы то ни было, образ получился просто безупречным.



На роль Биффа Таннена сначала взяли Джей Джей Коэна, но он показался Земекису «недостаточно крутым парнем». Так что в итоге его утвердили как одного из дружков Таннена, а роль «плохиша» досталась Томасу Ф. Уилсону, никому не известному молодому актеру, который ранее появлялся исключительно в маленькой роли в телесериале «Рыцарь дорог». Блестяще исполненная роль задиристого здоровяка Биффа стала для него настоящим прорывом.


Сохранился ролик с кинопробами к фильму


В конце концов отобрали двух юных кандидатов, лучше всех показавших себя на тестах — Томаса Хауэлла (слева), снимавшегося ранее у Спилберга в «Инопланетянине» в роли Тайлера, и у Копполы в «Изгоях» в роли Понибоя, а также Эрика Штольца, очень популярного молодого актера с телевидения. Когда директор Юниверсал посмотрел их пробы он сказал: «Берите Штольца. Я настолько уверен, что он справится, что если что-то пойдет не так — я дам вам возможность переснять все заново с другим актером.» Наконец, работа над фильмом началась.


Роберт Земекис: «Штольц — отличный актер. Он играл замечательно, лучшего и пожелать было нельзя. Но с каждым новым дублем я все отчетливее понимал, что Эрик — не тот Марти МакФлай, которого мы с Бобом придумали, когда писали сценарий. В нем не было и тени того юмора, которым должен был лучиться Марти. Эрик был чудовищно, убийственно драматичен. Настоящим Марти мог быть только Майкл Джей Фокс. Ему не нужно было даже играть — он просто сам по себе был такой же, как наш вымышленный герой. Эрик терпеть не мог скейтборд — а Майкл катался на нем с детства. Я принял не самое легкое решение о прекращении работы со Штольцем спустя примерно месяц после начала работы. Это стоило нам 3 миллиона долларов».





Майкл моментально включился в работу, сделав все сцены, отснятые ранее со Штольцем, всего за две недели. Наконец-то работа над фильмом пошла полным ходом. Фокс работал на износ, участвуя в съемках по вечерам, а дневные сцены снимались в выходные


Режиссер из-за продолжительных ночных смен был постоянно в «полусонном» состоянии. Но никто не жаловался — все находились под очарованием уникальной атмосферы 50-х годов.


В первоначальной версии главный герой занимался видеопиратством, и в прошлое он перемещался при помощи некой абстрактной лазерной установки в кабинете дока. Затем чья-то фантазия подсказала: попасть в прошлое и будущее эффектнее всего в холодильнике! Но от идеи с холодильником решили отказаться: Земекис боялся, что дети будут забираться в холодильники под впечатлением от фильма. Нужно отметить, он был прав: впечатление фильм произвел незабываемое.

Когда же сценаристы обратились к идее машины времени в виде автомобиля, они сперва решили, что это должен быть какой-нибудь вездеход на гусеницах, который мог бы передвигаться в том времени, где еще не было дорог. ДеЛореан появился благодаря чистой случайности.




Земекис придумал сцену, в которой фермерское семейство в пятидесятых принимает машину времени за летающую тарелку, и оригинальный мелкосерийный спорткар DMC-12 DeLorean с его поднимающимися вверх дверями и блестящей обшивкой из нержавеющей стали выглядел достаточно футуристично, чтобы сойти за неземную технику в глазах "простых американцев".



Настоящая серийная DeLorean DMC-12

DeLorean DMC-12 — реально существовавший спортивный автомобиль, выпускавшийся с 1981-го по 1983 год. Дизайн машины был настолько необычным для того времени, что наделять его дополнительной «футуристичностью» для фильма почти не пришлось. Разве что прицепили «ядерный реактор», точнее элемент кузова старичка Dodge Polaris, и обвешали найденными на свалке авиадеталями. Всего кинематографистам понадобилось три экземпляра DeLorean, каждый из которых отработал на съемках на 100%.



Киношная версия DeLorean DMC-12

То, как будет выглядеть путешествие во времени, было одной из детелей, которые Гейл и Земекис не описали в сценарии никак. Только сам факт перемещения. Решение было принято только после разговора с художником Роном Коббом, когда узнали его мнение по этому поводу. В итоге пришли к выводу, что переход во времени должен быть мгновенным. Персонаж просто попадал из одного года в другой. Но тогда возникал другой вопрос - что будет происходить с машиной времени во время переноса путешественника?


Создатели фильма обратились к специалистам с просьбой разработать несколько вариантов того, как могло бы выглядеть путешествие во времени и как это можно преподнести зрителю. Появились различные идеи. Например Делориан мог бы растягиваться, когда переносился во времени, а затем сжиматься, как резиновая лента. Или как-то деформироваться, или подвергаться другим подобным изменениям. Был рисунок, в котором из автомобиля вырывался огонь. И именно тогда появилась идея с огненными дорожками. Потом появилась ещё одна идея, что автомобиль переносится нагретым, а возвращается холодным. Именно этот вариант и был выбран


В то время делать спецэффекты было гораздо сложнее, чем сегодня и они были более дорогостоящими. Поэтому большинство из них делали прямо на съёмочной площадке чуть ли не из подручных средств.


На Делориан закрепили трубки с неоновым светом. Потом на студии просто эффект усилили. Но этого показалось мало и специалисты предложили создать вспышки света и искры, чтобы показать деформацию времени - своего рода дверь во времени, через которую молниеносно проходил путешественник и попадал в пункт назначения. Огненные следы были обычным разлитым бензином, подожженным вручную. А эффект инея у вернувшейся машины получали с помощью жидкого азота. Как говорится, "дёшево и сердито". И выглядит вполне убедительно до сих пор. А вот эффект растягивания-сжимания Делориан сегодня выглядел бы, скорее всего, безнадёжно устаревшим


«Взрослые» машины не обошлись без игрушечных дублеров. Кинематографисты создали несколько уменьшенных макетов DeLorean. Именно они, подвешенные в воздухе на специальном рукаве, планируют на фоне синего экрана, на место которого затем накладывались нужные видеофрагменты. Этот же прием впоследствии применялся на съемках второй и третьей частей трилогии — все летающие автомобили и поезда дублировались в игрушечном формате, с которым киношникам работать намного сподручнее.



Что ещё может дать большое количество энергии? Молния! Блистательная идея — при этом действие не выходило за пределы Хилл Вэлли, и, кроме того, в эпизоде появлялись часы, символизировавшие Время. Это была очень удачная идея, и именно она была воплощена на экране в блистательной кульминационной сцене.


Одной из самых больших статей расходов стали не игрушки и не тройка «заряженных» DeLorean, а декорации. Весь городок Хилл-Вэлли не имеет отношения ни к одному из реально существующих населенных пунктов и был создан в открытом павильоне киностудии Universal. Миллионы долларов ушли на то, чтобы создать декорации центральной площади со всеми предусмотренными сценарием зданиями. В первой части новенькие фасады сначала использовались для съемок сцен, происходивших в 1950-х годах. Лишь ближе к концу съемочного периода декорации специально состарили, чтобы показать настоящее, то есть середину 1980-х.



20 апреля съемки благополучно завершились, но, само собой, и думать было нечего о том, чтобы выпустить фильм в мае. Премьеру перенесли на август 85-го. Но когда фильм показали тестовой группе, на предварительном просмотре, по выражению продюсера Фрэнка Маршалла, «зрители прыгали до потолка». По признанию того же Маршалла, «такого предварительного просмотра он не припомнит». Премьеру назначили на 3 июля. Чтобы уложиться в сроки, монтажеры и специалисты по озвучке работали круглые сутки.


Когда компания Лукаса Industrial Light & Magic закончила изготавливать спецэффекты (их было всего 32 на весь фильм), до премьеры оставалась одна неделя.




Да, святые угодники, этот день наступил: мы в будущем! Проснувшись утром и взглянув в окно, я, конечно же, не увидел, как школники с вывернутыми наизнанку карманами спешат на уроки, обгоняя друг друга на ховербордах. Собачки тоже сами себя не выгуливали. Да и авто отказывались игнорировать разбитые дороги, лениво взмывая в воздух. Но кинематографическая ценность такой красивой даты от этого вряд ли пострадает, не правда ли? Тем более, что у меня для вас рукодельный портал в начало ‘80-ых. Считайте, моя собственная локальная машина времени, которая перенесёт вас к истокам, где можно проследить, как создавался любимый фильм.

КОСМОНАВТ С ПЛУТОНА

Первым пунктом нашего путешествия во времени станет 1980-ый год, когда на широкие экраны только-только вышла картина «Подержанные Автомобили» с Куртом Расселом в главной роли. Фильм стал вторым режиссёрским проектом Роберта Земекиса: он не только сам снял «Подержанные Автомобили», но и написал к нему сценарий. А соавтором скрипта выступил его хороший и давнишний друг Боб Гейл, с которым он познакомился ещё во времена студенчества.


Увы, «Автомобили» в прокате выступили крайне слабо и, видимо, предвкушая грядущее творческое забвение, Гейл отправился за утешением в провинцию, к родителям. Ну и чем же заняться со своими стариками, как не пересмотром семейных фотоальбомов? В одном из них Боб обнаружил занятное фото: оказалось, будучи выпускником, отец Гейла стал президентом класса. Такой расклад немало удивил Боба, он стал вспоминать, кто был президентом класса во время его учёбы в школе и словил себя на занятном вопросе: «а нашёл бы я общий язык с отцом, учись мы вместе?». Увлечённый наклёвывающейся задумкой, Гейл вернулся в Голливуд, где и рассказал обо всём Земекису.

Как ни странно, у Земекиса тоже нашлась похожая семейная история. Дело в том, что в школьные годы его мать была довольно неразборчива в своих связях, хотя сыну рассказывала совершенно обратное: мол, на мальчиков не глядела и ни с кем из них даже не целовалась.

Вдохновлённые перспективами развития идеи, что батя одного был ботаном, а мама другого – шлёндрой, Гейл и Земекис отправились на студию Коламбия Пикчерз и осенью 1980-го заключили соглашение о написании сценария.

Уже к весне 1981-го первый вариант сценария был завершён. и Марти в нём ещё носил фамилию МакДермотт.


Работая над ним, Боб и Боб сразу условились, что местом и временем развитием сюжета станет пригород 50-ых. Конечно, чисто арифметически получалось, что родители старшеклассника из 80-ых ходили в школу аккурат в 50-ые, но были и куда более интересные доводы в пользу именно этой декады. По словам Земекиса, тинейджеры стали играть куда более весомую роль в массовой культуре, а рок-н-ролл стал получать всё более широкую популярность тоже именно в 50-ые.

А вот с машиной времени определились не сразу.

Изначально машина времени представляла из себя лазерную установку, чей луч отправлял бы героев в путешествие во времени. Позже лазер сменил обычный домашний холодильник.


Принцип его работы строился на использовании ядерной энергии: путешественник во времени забирался в рефрижератор, который должен был находиться неподалёку от ядерного взрыва, и вуаля – вот мы уже в другом времени. Теоретически. К счастью, от такой дикой идеи отказались: прикрылись заботой о детях, которые, посмотрев кино, могли повально начать проникать на военные полигоны лезть в холодильник, что было небезопасно. Но отказались лишь на время: спустя 20 лет трюк с холодильником и ядерным взрывом всё же продемонстрировал Индиана Джонс в квадриквеле своих приключений.

А тем временем Земекис и Гейл сменили холодильник на ДеЛореан, чей футуристический дизайн позволял прекрасно обыграть гэг с фермерами, принявшими в 1955-ом Марти, выбирающегося из такого необычного авто, за пришельца.

И потом, уж больно перемещение во времени в холодильнике напоминало перемещение во времени в телефонной будке из сериала «Доктор Кто».


К сожалению, имея договорённости с Коламбиа на создание сценария, Гейл и Земекис не смогли им его продать. По воспоминаниям Гейла , тамошние боссы похвалили историю за милоту, но посчитали её недостаточно сексуальной и предложили попробовать продать студии Дисней . Видимо, всему виной был тогдашний тренд на несколько более отвязные и ориентированные на взрослую аудиторию молодёжные картины, такие как «Мальчишник» . Бежать к Диснею соавторы не спешили, и в течение следующих четырёх лет скрипт кочевал от студии к студии, но никто его так и не взял в оборот. За это время сценарий успели отвергнуть порядка 40 раз! Отчаявшись, Земекис и Гейл всё-таки оказались у порога Диснея . К их удивлению, милая семейная история о дружбе и любви была отвергнута с весьма неожиданной формулировкой: мол, ну где это видано, чтобы мама влюблялась в собственного сына.


Последним шансом для Марти попасть на широкие экраны оставался Стивен Спилберг : именно он был продюсером «Подержанных Автомобилей» и мог посодействовать продвижению сценария. Но после кассовой неудачи «Автомобилей» и Гейлу , и Земекису было просто стыдно к нему явиться: оба опасались за свою репутацию, мол, только благодаря Спилбергу их ещё терпят в Голливуде .

Подарок судьбы пришёл откуда не ждали: Майкл Дуглас выбрал Земекиса постановщиком своего нового продюсерского проекта – приключенческой картины «Роман с камнем».


Фильм оказался невероятным кассовым хитом, собрав в прокате более $116 млн при бюджете всего в $10 млн!

Ознакомившись со сценарием, Сидни Шайнберг – глава студии Юнивёрсал – решил внести в сценарий кое-какие изменения. Первым делом он сменил имя мамы Марти с Мэг на Лоррейн (в честь своей жены); также именно он переименовал Профессора Брауна на Дока Брауна и заменил его питомца с шимпанзе на собаку. Последним пунктом нововведений должна была стать смена названия фильма: его Шайнберг предлагал сменить на «Космонавт с Плутона». Мол, у ленты, в чьём названии будет слово «будущее» не сможет привлечь должного зрительского внимания.

Увидев, как самозабвенно студийный босс начинает переделывать их детище, Земекис обратился за защитой к Спилбергу: мол, жёны и шимпанзе – это ещё куда ни шло, но вот выкрутасы с названием – это уже ни в какие ворота. Спилберг полностью поддержал Земекиса и написал Шайнбергу записку, в которой… похвалил босса за шутку с названием. Пристыженный, Шайнберг намёк понял и пошёл на попятную: оригинальное название было сохранено.

БИТВА ЗА МАРТИ

После недолгих поисков, Земекис остановился на Си Томасе Хауэлле (звезде лент «Попутчик» и «Изгои»), Ральфе Мачио («Парень-Каратист» и опять же «Изгои»), Джоне Кьюсаке и Эрике Штольце.


Также на роль Марти пробовался Джонни Депп . Но, по воспоминаниям Гейла , никто даже не вспомнил о его пробах, настолько они были невзрачными. В итоге, заветную роль получил Штольц (видимо, благодаря немалому сходству с Фоксом ).

Eric.jpg

Съёмки стартовали и продлились целых две недели (за которые с участием Штольца была отснята знаменитая сцена на парковке у торгового центра, где Док впервые демонстрирует Марти своё изобретение) как вдруг случилось крайне редкое для киноиндустрии (и фильмов категории А в особенности) явление: главного героя фильма было решено попросту уволить.

Да, бедолага Штольц оказался не удел, т.к., по признанию Земекиса, тот выдавал какой-то ужасный драматический спектакль, тогда как нужен был юмор. Недовольство нарастало и в какой-то момент авторов картины даже перестало устраивать то, как Штольц катается на скейте. И это при том, что Штольц старался как мог, вживался в образ Марти по максимуму, просил называть его только Марти и даже носил одежду Марти вне съёмок. После согласований со Спилбергом (в ходе которых было подсчитано, что замена актёра влетит им в дополнительные $3 млн) Штольц был уволен и больше о нём никто не слышал .

Команда «НвБ» настояла на дополнительном раунде переговоров с создателями «Семейных Уз» и, согласитесь, после такого выкрутаса со Штольцем им было уже не так удобно отказывать. Видя, как сильно тем нужен Фокс, продюсеры ситкома всё же дали добро на его «аренду», но с условием, что съёмочный график сериала будет для актёра приоритетным.

Майкл Джей Фокс был очень польщён таким отношением к своей персоне и сразу заверил Спилберга, что он не пожалеет о своём выборе.

mjf.jpg

В подтверждение сказанного он признался, что в школе только и делал, что катался на скейте, гонялся за девчонками и играл в группах – прямо как Марти. И говоря о скейте – он точно не кокетничал: для съёмок Фокс не проходил никакой спецподготовки и почти все трюки со скейтом делал сам. Лишь в паре сцен его подменял Пер Велиндер: профессиональный шведский скейтбордист.

Теперь поговорим о других актёрах.

Роль эксцентричного учёного Дока Эмметта Брауна первоначально предназначалась вовсе не Кристоферу Ллойду.

docs.jpg

Партия Дока должна была отойти Джону Литгоу (его вы могли видеть в ролях злодея в фильме «Скалолаз» и отца Джеймса Франко в ребуте «Планеты Обезьян»). В 1984-ом на экраны вышел фильм «Приключения Бакару Банзая в Третьем Измерении», где Литгоу как раз и исполнил роль безумного гения, что и предопределило выбор на роль Дока именно его. К сожалению для самого Литгоу, из-за обязательств на других проектах (он хоть сам вспомнит, на каких?), в каст «НвБ» он не попал. Тогда продюсер Нил Кэнтон вспомнил, что вместе с Литгоу в «Банзае» работал Кристофер Ллойд, которому и предложили сняться у Спилберга. Как ни странно, предложение он отверг и согласился лишь после ознакомления со сценарием. Не перечитай он сценарий, роль могла вполне уйти Джеффу Голдблюму, тоже претендовавшему на лавры изобретателя машины времени.

Кстати, придумывая детали образа героя, в которого ему предстояло перевоплотиться, Ллойд вдохновлялся персонами Эйнштейна и дирижёра Леопольда Стоковского.

doc.jpg

Роль Джорджа МакФлая – отца Марти – досталась Криспину Гловеру , который просто покорил Земекиса своей невероятно удачной импровизацией.

george-mcfly.jpg

Например, трясущаяся рука или периодическая заторможенность – все эти характерные особенности своего героя Гловер придумывал буквально на ходу. Иногда он импровизировал так самозабвенно, что Земекису приходилось, цитата «накидывать на него сеть, ведь он в половине дублей просто отключался от реальности со своей импровизацией» .

Маму Марти – Лоррейн МакФлай – сыграла Лиа Томпсон, которая обязана своему появлению в фильме Эрику Штольцу.

lorraine_mcfly.jpg

Дело в том, что продюсеры заприметили её во время просмотра фильма «Дикая Жазнь», который решили глянуть, чтобы оценить актёрские способности Штольца, игравшего в этой картине главную роль.

На роль главного негодяя Биффа Таннена был утверждён Джей Джей Коэн, но после смены главного героя решили выбрать нового, более физически внушительного негодяя, которым чуть не стал Тим Роббинс, знакомый вам по роли Энди Дюфрейна в «Побеге из Шоушенка». Но его обошёл Томас Уилсон.

biff_and_marty_by_ohsono-d4mo5ij.jpg

billy-zane.jpg

Кстати, свою фамилию Бифф получил в честь одного из боссов Юнивёрсал , который отклонил сценарий «Подержанных Автомобилей» за антисемитизм. И это при том, что Гейл – еврей.

>>>>> Читать продолжение (да, Жужу не дала уместить всю радость в один большой пост)

Читайте также: