Назад в будущее какая часть лучше

Обновлено: 29.06.2024

Эффект бабочки

Сценаристы фильма, не понаслышке знакомые с рассказом

» с ловкостью используют эффект бабочки в фильме. Так, например, в начале фильма у торгового центра «Две сосны», что логично, стоят две сосны. Переместившись во времени, М

сбивает одну из сосен. По возвращению обратно в 1985 год, супермаркет уже называется «Одинокая сосна» по понятной на то причине. Если копнуть глубже, то весь основной сюжет и стоит на временных парадоксах. К примеру, первой картине

должен предупредить Дока из прошлого о будущей опасности, заодно пытаясь свести своих родителей, чтобы родиться в будущем. Именно благодаря этому фантастическому элементу за сюжетом интересно следить, ведь каждое действие может изменить весь ход истории.

Винтик – часть механизма

еще во время работы над фильмом «

» показал свое внимание к мелким деталям. Даже тогда, работая с чужим сценарием, он смог досконально показать историю

, главного героя «Романа с камнем». Для трилогии он использовал свой сценарий, а потому у него был огромный простор для такой ювелирной работы. Эти детали кочевали по всей трилогии: меняющиеся с событиями в фильме заголовки газет, часы с висящим на них человеком (пародия на знаменитую сцену

") и многочисленные аллюзии на американских исторических фигур и знаменитостей. Особенно забавляет момент, когда Марти, переместившись во времена Дикого Запада, представляется

. Именно благодаря мелким деталям и пасхалкам трилогия кажется такой большой.

Станиславский одобряет

подобрал отличный актерский состав, который не менялся на протяжении всех трех фильмов.

, снимавшийся до этого в одних сериалах, сыграл главную роль, типичного подростка 80-х. Несмотря свой на возраст, который был намного больше, чем у персонажа, и на плотный съемочный график, когда на сон у него оставалось всего два часа, Майкл сумел натурально сыграть молодого юношу. К моменту съемки «

был богатый актерский опыт, как трагического актера, так и комичного. Ему не составило труда перевоплотиться в чудаковатого эксцентричного профессора, импровизировав прямо на съемочной площадке. Трилогия открыла новые таланты и дала дорогу в большое кино таким актерам, как

Тонкий юмор

Трилогия является образцом в плане юмора. Научные шутки

в нужных и не очень местах, завуалированный намек на инцест для самых маленьких зрителей. Для любителей юмора «потолще» -

и его родственники, умудряющиеся в каждой трилогии искупаться в навозе. На самом деле, если выписать шутки и комичные миниатюры из всех трех фильмов, можно написать неплохой юмористический томик. Но тогда потеряется весь шарм, которым наполнен юмор трилогии. Это надо смотреть, а не пересказывать.

Любимый многими фильм вновь выходит на большие экраны.Прокатчики дают вам и вашим детям еще один шанс насладиться над фильмом, ставшим классикой кинематографа, и вернуться назад в будущее на ДеЛориан вместе с Марти и Доком.

Креативная реклама бесконтактных платежей

Умер самый старый белый носорог в мире

Безобидная шутка над тренирующимся мужем

Roadog — самодельный мотоцикл-монстр весом в полторы тонны

Roadog — самодельный мотоцикл-монстр весом в полторы тонны

Думаете «Царь-колокол» – самый большой в мире? «Дхаммазеди» даже корабль на дно утянул!

Думаете «Царь-колокол» – самый большой в мире? «Дхаммазеди» даже корабль на дно утянул!

Русский гаджет для знакомств без интернета, самая неудачная консоль и другая необычная техника.

Кастомный стол из двигателя V10, который умеет извергать пламя

Кастомный стол из двигателя V10, который умеет извергать пламя

Авария дня. Массовое ДТП с участием длинномеров в Новосибирске

Авария дня. Массовое ДТП с участием длинномеров в Новосибирске

Спалились по полной программе, или неожиданные кадры с карт Google и Яндекса

Спалились по полной программе, или неожиданные кадры с карт Google и Яндекса

Русские богатырши: какими они были?

В Волгограде невнимательный водитель фургона пытался развернуться и устроил ДТП

В Волгограде невнимательный водитель фургона пытался развернуться и устроил ДТП

Киностудия 20th Century Studios показала трейлер фильма "Один дома" без Маколея Калкина

Киностудия 20th Century Studios показала трейлер фильма "Один дома" без Маколея Калкина

30 фотографий до и после уборки с помощью аппаратов высокого давления

30 фотографий до и после уборки с помощью аппаратов высокого давления

"Рабовладелец", который купил москвичей за 50 тысяч рублей, раскрыл обман молодых людей

"Рабовладелец", который купил москвичей за 50 тысяч рублей, раскрыл обман молодых людей

Вместо большого в Перми появилось маленькое "временное" счастье

Вместо большого в Перми появилось маленькое "временное" счастье

Тест по истории США

Интересный кадр с невозмутимой цаплей и группой голодных лисиц

Интересный кадр с невозмутимой цаплей и группой голодных лисиц

Хот-род Buick WagonMaster — четыре двигателя, четыре ведущих колеса, почти две тысячи лошадиных сил

Хот-род Buick WagonMaster — четыре двигателя, четыре ведущих колеса, почти две тысячи лошадиных сил

Спецназ КНДР показал Ким Чен Ыну умение головой с разбега ломать бетонные плиты

Спецназ КНДР показал Ким Чен Ыну умение головой с разбега ломать бетонные плиты

Пассажиры метро выгнали из вагона пристававших к девушке кавказцев

Пассажиры метро выгнали из вагона пристававших к девушке кавказцев

10 современных инженерных чудес

Star Streak Motorhome 1988 — если бы Cadillac производил кемперы

Star Streak Motorhome 1988 — если бы Cadillac производил кемперы

15 актёров из «Гарри Поттера», которых заменили по ходу франшизы

15 актёров из «Гарри Поттера», которых заменили по ходу франшизы

Товарищ оказался совсем не товарищ: получив перелом руки, велосипедист требует деньги со своего приятеля

Товарищ оказался совсем не товарищ: получив перелом руки, велосипедист требует деньги со своего.

Сенсационная находка: в Южной Калифорнии обнаружили 13 классических Porsche в карьере

Сенсационная находка: в Южной Калифорнии обнаружили 13 классических Porsche в карьере

Основные причины высокого давления

«Здравствуй, Сидни»: первый трейлер нового «Крика»

Тело, которым можно гордиться

15 мультяшек, которых перерисовали в более реалистичном стиле

15 мультяшек, которых перерисовали в более реалистичном стиле

Выпало: неудачная попытка кражи бутылки водки

"Между ног - осетинский пирог": стендаперов обвинили в оскорблении нации и заставили извиниться

"Между ног - осетинский пирог": стендаперов обвинили в оскорблении нации и заставили извиниться

Трейлер фильма "Купе номер 6" (2021)

Якутский сварщик добыл золота почти на четыре миллиона, пока другие отдыхали

Якутский сварщик добыл золота почти на четыре миллиона, пока другие отдыхали

В Москве "понаехавший" таксист вместе с подельником организовали кражу денег у пассажира

В Москве "понаехавший" таксист вместе с подельником организовали кражу денег у пассажира

18 человек, которые переборщили с фотошопом и опозорились на весь мир

18 человек, которые переборщили с фотошопом и опозорились на весь мир

"Терминатор" - каким первоначально должен был быть фильм?

"Терминатор" - каким первоначально должен был быть фильм?

Львята окружили медоедов и решили напасть. Зря!

Улыбающийся фараон, он же ближайший друг Александра Македонского: Птолемей

Улыбающийся фараон, он же ближайший друг Александра Македонского: Птолемей

"Никакой пробки!": опубликованное видео пролило свет на ДТП с участием Собчак

"Никакой пробки!": опубликованное видео пролило свет на ДТП с участием Собчак

Зачем шведам нужны зеркала за окнами?

Вестник нищеброда: обновлённое издание 2021 года

Астронавты в пустыне сымитируют полет на Марс

Пьяная бунтарка пожалела, что облила полицейского

"Пчелы покусали?": фанаты не узнали Тома Круза, посетившего баскетбольный матч

"Пчелы покусали?": фанаты не узнали Тома Круза, посетившего баскетбольный матч

Многие люди воспринимают жанровые фильмы как жвачку для мозга — нечто, не требующее усилий для осознания и апеллирующее исключительно к эмоциям. Хорроры пугают, экшн захватывает дух, мелодрамы вызывают слезы, а фантастика заставляет удивляться. Большего от них не ждут.

На самом деле, как вы понимаете, все совсем не так просто. Даже если не брать в расчет многочисленные случаи пересечения авторского и жанрового кино (Кубрик и Тарковский снимали фантастику, Хичкок — хорроры и детективы, а Содерберг выиграл Каннскую пальмовую ветвь с мелодрамой), почти в любом «чисто развлекательном» кино будет отпечатан и след эпохи, и мировоззрение режиссера.

Есть очевидная закономерность: чем более популярен фильм, тем лучше он отражает надежды и чаяния своего исторического периода. Хотя, конечно, бывает, что слава и статус культового приходит к картине через годы после выхода на экраны, как, например, случилось с «Бегущим по лезвию» — он в данном случае опередил свое время. Причем фильму совсем не обязательно напрямую заявлять о своей политической позиции, как это произошло, например, с недавней «Черной пантерой» или «Американским снайпером» Клинта Иствуда. Позиция может прослеживаться лишь тематически, на уровне самых общих ассоциаций.

Ужасы Вьетнамской войны и борьба за права афроамериканцев эхом отозвались в первом в истории зомби-хорроре «Ночь живых мертвецов», пессимизм в отношении американского правительства и опасность социального неравенства воплотились в «Побеге из Нью-Йорка», страх изнасилования и принудительного оплодотворения стал основной темой «Чужого», а обращение рейгановской Америки к историческому образу бравого ковбоя-индивидуалиста отразилось в «Крепком орешке».

В этой франшизе, поверьте, хватает, смыслов, как скрытых, так и не очень

Современные жанровые проекты, «Форма воды», «Прочь», «Не дыши» и даже многочисленные поделки «Марвел» и DC, разумеется, тоже отражают эпоху и философии своих создателей. Неудивительно, что в 2017-м едва ли не каждый второй кинопроект Голливуда критики называли антитрамповским. Но мы сейчас поговорим не о современных комиксах, а о любимых фильмах детства — трилогии Роберта Земекиса об эксцентричном ученом Доке Брауне, изобретательном, но несдержанном подростке Марти Макфлае и его семейке неудачников, решающих свои личные проблемы с помощью машины времени. В этой франшизе, поверьте, хватает, смыслов, как скрытых, так и не очень.

1. Каждый сам творит свое будущее

Начнем с самого очевидного. С того, что нам говорят буквально прямым текстом. В заключительной части трилогии Док Браун трижды произносит фразу «Будущее нигде не записано» и придерживается этой философии, даже когда узнает, что скоро умрет от руки бандита.

Однако есть проблема: его слова заметно расходятся с реальностью. По большому счету, он не погибает только из-за вмешательства Марти, который это самое будущее, что называется, «подсмотрел», а совсем не из-за своих активных действий.

В этом плане третий фильм франшизы значительно проигрывает первому, в котором, по всем кинематографическим законам, эту идею не проговаривают и не разжевывают, а просто. показывают.

Весь фильм Марти старается свести свою мать, которая так некстати в него влюбилась, и своего неуверенного отца, но все его попытки навязать их друг другу проваливаются. И только когда он сходит со сцены, позволяя Макфлаю-старшему самому решить свою судьбу, тот оказывается крепче, чем мы могли представить.

2. Реальная жизнь важнее эфемерных понятий

Как известно, вторая и третья части трилогии снимались одновременно и, в сущности, представляют собой единый фильм со связным сюжетом. Их главной объединяющей чертой стало противопоставление импульсивного и рационального поведения, сердца и мозга, причем, что очень необычно для Голливуда, как раз последний показывается в более выгодном свете.

Внезапно возникшая любовь Дока едва не становится причиной его гибели, тогда как взрослеющий на глазах Марти спасает положение. Ему хватило лишь небольшого намека на грядущие неприятности в будущем, чтобы полностью изменить свое отношение к таким неосязаемым понятиям как репутация, общественное мнение и мужская честь.

В какой-то момент Марти осознает, что слово «цыпленок» (в смысле трус), включавшее в нем режим берсерка, люди используют для манипуляции, и гораздо важнее защитить себя, свою семью и друзей, чем пытаться что-то доказывать глупому и жестокому обществу.

Если расширить эту идею, можно сказать, что фильм проповедует главную либеральную заповедь, призывая придавать меньше значения символическому (как понятиям, так и предметам — вроде государственных флагов или религиозных символов) и больше — реальному, то есть, людям и их жизни.

Неудивительно, что эта мысль так хорошо легла на американскую почву, где первая поправка защищает любое выражение свободы слова, включая невозможные во многих странах жесты вроде сожжения национального флага.

3. Даже маленькое преступление развращает

За многочисленными сюжетными поворотами двух последних частей франшизы можно не заметить еще один важный посыл. В отличие от первого фильма, где Макфлай был всего лишь жертвой обстоятельств, в других он только и делает, что разбирается с последствиями собственных ошибок.

Конечно, можно поспорить, что в начале сиквела Марти вынужден отдуваться за своих детей, но на самом деле их безответственное поведение — тоже следствие его глупого спора с Нидлзом, травмы и последующей депрессии. Превратившись в жалеющего себя обывателя, он явно не уделял должного внимания детям.

Но это еще цветочки. Ягодки начинаются, когда высокоморальный Макфлай не придает особого значения маленькому жульничеству и покупает спортивный альманах, чтобы зарабатывать на ставках в своем времени. Может показаться, что проблемы возникают, только когда старый Бифф перехватывает этот артефакт и меняет историю, но на самом деле все несколько сложнее.

И потому антиутопию, в которой Джордж Макфлай погиб, Док в психбольнице, а город Хилл-Вэлли погряз в насилии, стоит воспринимать не как «мир, где Бифф получил власть», а как «мир, где Марти предал свои идеалы». То есть, мир, в котором не оказалось того самого Марти, что мы знали по оригинальному фильму, бесстрашного, честного и никогда бы не позволившего себе жульничества.

С этого момента главной темой картины становится борьба Марти не с Биффом, а с собственными демонами, которых он, в конечном счете, побеждает.

Не исключено, что создатели с помощью мрачной империи Таннена показали возможное будущее самого Марти, если бы альманах все же достался ему. Позволив себе мошенничество один раз и заработав на этом, вполне возможно, наш герой бы не остановился и тоже стал развращенным и безжалостным.

Почему нет? Если из-за травмы Марти был способен превратиться в беспомощного неудачника вроде «изначальной» версии своего отца, то из-за обрушившегося на него богатства вполне мог деградировать до уровня Биффа.

4. Патриархальные ценности и «женские» тропы

Правда, не стоит считать, что трилогия Земекиса учит нас исключительно хорошему. Есть в ней и несколько как минимум спорных моментов.

Все три части снимались в самый разгар рейгановской эпохи, когда Америка переживала в некотором роде патриотический ренессанс. Успехи в экономике и внешней политике были предметами общенациональной гордости, движение пацифистов вызывало уже не сочувствие, а отторжение, а Вьетнамская война впервые за долгие годы перестала восприниматься в исключительно темных тонах. Плюс ко всему в моде были 50-е с их фильмами о ковбоях, деловыми мужчинами и заботливыми домохозяйками.

Больше других отличился первый фильм, который вообще имеет довольно мало тематических сходств с двумя другими. Иногда даже кажется, что Земекис дискутирует сам с собой посредством разных картин трилогии.

Вся проблема первой части состоит в том, что отцу Марти, Джорджу Макфлаю, не хватает решительности и смелости. То есть, выражаясь терминами 80-х, мужественности. Он очевидно умнее многих, но не может ни завладеть вниманием девушки, в которую влюблен, ни дать отпор хулигану.

И мало того, что это делает его неполноценным человеком в глазах авторов фильма, так еще и выход из этой ситуации он находит совершенно патриархальный — все же решается и бьет морду злодею. Не придумывает хитрую комбинацию благодаря своему уму (что делает Марти в третьей части), не превосходит соперника в упорстве, благородстве и мастерстве (как, например, в серии фильмов «Карате-кид»), а просто оказывается физически сильнее. Причем без каких-либо предпосылок.

И самое забавное, что именно эта странно интерпретированная «мужественность» и привлекает в нем мать Марти.

Если вдуматься, это довольно сомнительная мораль как для мальчиков, так и для девочек. А в реальной жизни такое решение проблемы могло закончиться для Джорджа совсем плохо. Актер Томас Уилсон, сыгравший Биффа, как-то даже пошутил: «Не верьте кино. Я не упаду, если меня ударит 50-килограммовый пацан. Я актер. Хотите меня завалить — заплатите».

Теперь к женским образам. Здесь все еще веселее. Мать Марти Лоррейн Бэйнс, а точнее проснувшаяся в ней сексуальность, — едва ли не главный злодей оригинального фильма наряду с Биффом. Ее симпатия к сыну (которого она, конечно, не воспринимает как сына) выглядит карикатурной и грозит физическим уничтожением целой семье. То есть фильм говорит почти буквально: из-за вашего сексуального влечения, девушки, могут погибнуть люди. Держите себя в руках.

Мало того, Лоррейн — еще и лицемерка, критикующая сына за то, что в молодости делала сама. Да и в Джорджа она влюбляется не за его ум, талант, интересы или даже внешность, а потому что он «показал себя мужиком».

В двух других частях франшизы женские персонажи уже не столь однозначно осуждаемы, а скорее просто лениво прописаны.

С девушкой Макфлая сценарист обращается как с пустым местом. Это настолько ненужная фигура, что ее буквально усыпляют на середине второго фильма, и больше мы ее не видим вплоть до конца третьего. Возлюбленная Дока Клара в свою очередь — типичная представительница тропа «дама в беде». Она никак не помогает героям, зато ее приходится спасать на регулярной основе.

5. Плохие люди не способны меняться

Еще одна значительная претензия к знаменитой франшизе — это образ семейства Танненов, сплошь состоящего из бандитов, убийц, хулиганов и прочих негодяев всех мастей. Хорошему блокбастеру нужны хорошие антагонисты, но на протяжении всей трилогии семейная склонность Танненов к насилию ничем (кроме, возможно, генетики) не объясняется и персонажи, в отличие от неоднозначных и сложных Макфлаев, остаются совершенно одномерными.

Для не очень продуманного детского мультсериала такая диспозиция могла бы считаться нормальной, но почти во всех больших франшизах — «Звездных войнах», «Гарри Поттере», «Терминаторе», «Властелине колец» мы видим развитие антагониста. Дарт Вейдер, Северус Снейп, Боромир и Т-800 в разных эпизодах выступают и на стороне добра, и на стороне зла.

Будущее, конечно, в твоих руках, говорит нам режиссер, но если у тебя плохая наследственность — то извини

Есть, конечно, такие персонажи как Палпатин, Волан-де-Морт, Саурон и Скайнет, но они представляют собой абсолютное зло, скорее символ, чем реальную личность. При всем уважении задиру и придурка Биффа сложно ставить в один ряд с этими хтоническими монстрами Лавкрафта.

Тем не менее, Земекис не дает семье Танненов ни шанса на исправление. Они злы без особых причин, и их обязательно постигнет наказание, но сами они никогда ничего не поймут и не изменятся. И это довольно сильно противоречит всей концепции франшизы. Будущее, конечно, в твоих руках, говорит нам режиссер, но если у тебя плохая наследственность — то извини.

Обиднее всего, что у фильма была возможность показать Биффа с человеческой стороны и отчасти объяснить его поступки. Во втором эпизоде нам показывают, что он, по всей видимости, сирота и живет с бабушкой, с которой постоянно ссорится. Бабушка ни разу не появляется в кадре, а только кричит, что, возможно, говорит о том, что она не может передвигаться без помощи.

И это, в свою очередь наталкивает на мысль, что жизнь Биффа — сущий ад. Он с ранних лет вынужден заботиться о лежачей бабушке, самостоятельно зарабатывать, у него жесточайший комплекс неполноценности из-за отсутствия родителей и именно поэтому он постоянно срывается на других. Быть может, ему нужна психологическая помощь и настоящая дружба, а не удар в лицо и последующие многолетние унижения?

Вот только все это наши домыслы, тогда как сам фильм быстро сворачивает неудобную тему, оставляя Таннена примитивным злодеем.

Читайте также: