Направление на медосмотр машиниста башенного крана

Обновлено: 30.06.2024

Направление на медосмотр по 29н — это документ, на основании которого сотрудник проходит необходимые исследования в медицинском учреждении и получает заключение о допуске к работе.

Кто проходит врачебный осмотр

ТК РФ в ст. 213 закрепляет обязанность компаний и ИП выдавать направление на медосмотр по новому Приказу 29н для работающих и принимаемых сотрудников. Требования одинаковы для любого работодателя: ИП, юрлицо и пр.

Его выдают сотрудникам из сфер:

  • транспорта;
  • пищевой промышленности;
  • общепита;
  • врачебных и детских организаций;
  • иных сфер при наличии опасных и вредных воздействий на организм.

Порядок прохождения и список профессий установлены документами:

Исследования в поликлинике проводят для предупреждения развития профзаболеваний, для наблюдения имеющихся диагнозов. В случае выявления диагноза, при наличии которого работа по профессии запрещена, сотрудника отстраняют от работы: пилотам запрещено управление самолетом, если имеются проблемы с давлением и сердцем, водителям — при плохом зрении и пр.

Можно ли отказаться

Отказ от врачебных исследований является основанием для недопуска к работе. На период недопуска зарплата не начисляется. Если работник не получит медицинское заключение, организация вправе расторгнуть с ним трудовой договор.

Проведение исследований необходимо для обеспечения безопасности работника и лиц, которым он может причинить вред при выполнении служебных обязанностей.

Для чего выдается направление

Работодатель издает распоряжение с пофамильным перечнем для предварительных и ежегодных медицинских исследований. Его формируют исходя из Перечня профессий и результатов спецоценки с учетом наличия вредных производственных факторов и их количества.

Лица, направленные на медосмотр, должны ознакомиться с распоряжением не позднее чем за 10 дней до начала проверки.

Сотрудников знакомят с распоряжением под роспись. Затем работодатель выдает каждому сотруднику направление на периодический медосмотр по Приказу 29н, этот документ — основание для исследований в медицинской организации. Без него медицинское учреждение не примет сотрудника.

Бланки необходимо учесть: для этого заводят журнал выданных бланков и отмечают, кому выдают документ.

Сотрудник предъявляет направление на предварительный медосмотр по Приказу 29н в медучреждении, с которым у работодателя заключен договор. В нем содержатся сведения для врачей.

Осмотр считается пройденным, если сотрудник посетил всех врачей и сдал анализы. По итогам прохождения осмотра работнику выдается на руки заключение, его необходимо отдать работодателю.

Второй экземпляр заключения остается в медучреждении, его подшивают к медкарте сотрудника, которую заводят перед осмотром.

Как оформить

С апреля 2021 года направление на периодический медицинский осмотр Приказ 29н допускает выдавать в бумажном и электронном виде.

Для электронного документа требуется ЭЦП сотрудника и работодателя. Обязательный реквизит электронного документа — e-mail сотрудника и работодателя и номера телефонов.

Действующий Приказ 29н Министерства здравоохранения направление на медосмотр допускает оформить в свободной форме, единого бланка не установлено. Его оформляет кадровый работник или специалист по охране труда. Рекомендуем использовать фирменный бланк организации.

Обязательно в форму направления на медосмотр по Приказу 29н включают реквизиты:

  • наименование работодателя и контактные данные;
  • организационно-правовая форма работодателя и ОКВЭД;
  • название медучреждения, его местонахождение;
  • вид осмотра (периодический или первичный);
  • ФИО сотрудника, его пол и дата рождения;
  • номера полисов ОМС и ДМС (при наличии);
  • наименование должности работника и структурного подразделения;
  • вредные производственные факторы в соответствии с Перечнем и СОУТ.

Где скачать бланк

Образцы бланка направления на медкомиссию по Приказу 29н имеются на сайтах медучреждений или прилагаются к договору.

Предлагаем стандартный шаблон:

организации, код по ОГРН)

телефон: ________, факс: _________,

адрес электронной почты:___________

телефон: _________, факс: ________,

адрес электронной почты:___________

Фамилия, имя, отчество лица, поступающего на работу: _______________________________.

На основании п. _____ Договора об оказании медицинских услуг от «___»________ ____ г. № ____ _____________ направляет в ____________________ для прохождения _________________________________ (вид осмотра).

Дата рождения лица, поступающего на работу: «__»________ ____ г., пол: ________________.

Наименование структурного подразделения работодателя, в котором будет занято лицо, поступающее на работу (при наличии): _________________________.

Наименование должности (профессии) или вида работы: ____________________________.

Вредные и (или) опасные производственные факторы, виды работ в соответствии со списком контингента работодателя: _________________________________________________.

Номер медицинского страхового полиса обязательного и (или) добровольного медицинского страхования: ____________________________.

«____»___________ ____ г.

______________ (должность уполномоченного представителя работодателя)

Направление на медосмотр по приказу 29н

В 2017 году окончила НФИ КемГУ по специальности "юриспруденция". Начала работу помощником арбитражного управляющего (банкротство). Спустя 1,5 года перешла в администрацию бизнес-центра на должность руководителя юр. отдела. Сопровождаю бизнес.

Марина Шобохонова

С 1 апреля 2021 года действует новый порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров, утвержденный приказом Минздрава от 28.01.2021 № 29н. Он значительно отличается от действовавшего ранее приказа № 302н. В статье мы расскажем, как заполнить направление на медосмотр без ошибок и дадим необходимые образцы.

Скачайте образцы документов по медосмотрам работников по новому приказу 29н

Новый бланк направления на медосмотр от работодателя: что изменилось

Приказом Минздрава России от 28.01.2021 № 29н утвердили новый Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников (далее – приказ № 29н). С момента вступления в силу документа, приказ № 302н утратил силу.

Направление на предварительные и периодические медосмотры, как и раньше оформляют на бланке работодателя с обязательным указанием реквизитов, перечисленных в пункте 9 Порядка проведения медосмотров, утвержденных приказом № 29н.

Новый бланк направления на медосмотр от работодателя: что изменилось

Руководителям предприятий, кадровикам и специалистам по охране труда нужно учитывать, что обязательные реквизиты направления на медосмотр изменились. В отличие от привычного направления, в новом теперь необходимо указывать:

  • электронную почту и контактный телефон работодателя, а также медицинской организации, в которой будет проведен медосмотр
  • полис обязательного медицинского страхования, а при наличии номер полиса ДМС
  • пол лица, проходящего медосмотр

Объяснением того, что в направлении на медосмотр требуют указывать пол соискателя или сотрудники предприятия может быть смена пола. Поскольку направление выдают под роспись, работник может выразить свое мнение по поводу того, к какому полу – мужскому или женскому он себя относит на момент начала медосмотра.

Таблица. Сравнительный анализ требований к направлению в законодательстве

В направлении указывают:

  • наименование работодателя;
  • форму собственности и вид экономической деятельности работодателя по ОКВЭД;
  • наименование медицинской организации, фактический адрес ее местонахождения и код по ОГРН;
  • вид медицинского осмотра (предварительный или периодический);
  • фамилию, имя, отчество лица, поступающего на работу (работника);
  • дату рождения лица, поступающего на работу (работника);
  • наименование структурного подразделения работодателя (при наличии), в котором будет занято лицо, поступающее на работу (занят работник);
  • наименование должности (профессии) или вида работы;
  • вредные и (или) опасные производственные факторы, а также вид работы в соответствии с утвержденным работодателем контингентом работников, подлежащих предварительным (периодическим) осмотрам.

В направлении указывают:

  • наименование работодателя, электронная почта, контактный телефон ;
  • форму собственности и вид экономической деятельности работодателя по ОКВЭД;
  • наименование медицинской организации, фактический адрес ее местонахождения и код по ОГРН, электронная почта, контактный телефон ;
  • вид медицинского осмотра;
  • фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, пол работника ;
  • наименование структурного подразделения работодателя (при наличии);
  • наименование должности (профессии) или вида работы;
  • вредные и (или) опасные производственные факторы, виды работ, в соответствии со списком контингента;
  • номер медицинского страхового полиса обязательного и (или) добровольного медицинского страхования.
  • Направление подписывает уполномоченный представитель работодателя с указанием его должности, фамилии, инициалов.
  • Работодатель (его представитель) обязан организовать учет выданных направлений.
  • Направление подписывает уполномоченный представитель работодателя с указанием его должности, фамилии, инициалов (при наличии).
  • Направление можно сформировать в электронном виде с использованием электронных подписей работодателя и лица, поступающего на работу.
  • Работодатель (его представитель) обязан организовать учет выданных направлений, в том числе в электронном виде .

Направление на предварительный и периодический медосмотры оформляет и подписывает уполномоченный представитель работодателя. В направлении обязательно указывать должность, фамилию, инициалы выдающего документ.

Образец приказа о назначении ответственного за медосмотры


Важно! Руководителям и специалистам по охране труда необходимо помнить, что оформление, выдача, учет направлений является трудовой функцией специалиста по персоналу (В/02.6 в профстандарте от 06.10.2015 г. № 691н). Предварительный и периодический медосмотры относятся и относится к процедурам отбора персонала. Отдел кадров отвечает за то, чтобы к работе допустили персонал, прошедший в том числе и медицинский отбор.

Если на рабочем месте возможно воздействие факторов или выполняют работы, при которых медосмотр обязателен, нужно провести предварительный медосмотр до приема на работу, а спустя срок, указанный приказе № 29н, периодический медосмотр. Факторы, виды работ и сроки прохождения содержатся в списке лиц (бывший список контингентов). По этому списку проводят медосмотр для соискателей, а для работников дополнительно к списку нужно подготовить еще и поименный список с указанием данных конкретного работника.

Медосмотры работников предприятия проводят в следующих случаях:

  • при вредных условиях труда, обусловленных превышением предельно допустимых концентраций (ПДК) и предельно допустимых уровней (ПДУ) вредных факторов на рабочем месте, начиная с подкласса условий труда 3.1 и выше (для разделов I-V Приказа № 29н);
  • в случае выполнения работ, перечисленных в разделе VI Приказа № 29н, вне зависимости от класса условий труда на рабочем месте;
  • в случае работы в организации, обязанной проходить медосмотр всем коллективом или на отдельном участке, указанном в приказе № 29н;
  • при наличии идентифицированных в ходе СОУТ химических веществ – аллергенов, а также опасных для репродуктивного здоровья веществ.
Обратите внимание! Направление на медосмотр выдает не любой специалист по охране труда, бухгалтер, или кадровик, а только тот работник, которого назначили для этого приказом. Уполномоченный на выдачу направлений должен быть допущен к работе с персональными данными работников.

Учтите, что инспектор во время проверки может запросить приказ о назначении ответственного за выдачу направлений на медосмотры, а также проконтролирует, как ведется учет направлений в компании, есть ли подпись работника или соискателя в получении направления.

➤ Если в направлении не будут указаны обязательные сведения, а также подписи работника, организацию могут оштрафовать на сумму от 50 тысяч до 80 тысяч рублей (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

➤ Если же работодатель не ведет учет направлений, и нет других доказательств, что медосмотр был фактически проведен (медицинские заключения, заключительный акт и т.д.), компанию оштрафуют на сумму от 110 тысяч до 130 тысяч рублей (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Рекомендация эксперта. Работодатель может дополнить направление, но убирать необходимые реквизиты запрещено. Если не включить в бланк направления на медосмотр обязательные реквизиты, вас могут привлечь к административной ответственности по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Некоторые работодатели, например, дополняют бланк фирменным логотипом, ставят печать рядом с подписью уполномоченного за выдачу направлений. Другие на обороте направления размещают схему проезда в поликлинику, в которой будет проведен медосмотр или памятку, какие документы нужно взять на комиссию. Многие размещают на обороте календарный план медосмотра, с которым обязательно знакомят работников в журнале выдачи направлений на медосмотр. Все это – хорошие примеры организации медосмотров, которые можно взять на вооружение .

Еще одним важным новшеством при выдаче направлений является возможность выдачи и учета этих документов в электронном виде. Но для этого потребуется получить электронную цифровую подпись для работников или соискателей. При этом простая электронная подпись не пойдет, так как направление нужно вручить под роспись. А вот неквалифицированную электронную подпись работника использовать вполне достаточно (статьи 5 и 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»). Квалифицированную, а уж тем более усиленную подпись ставить не требуется, это дорого и излишне.

Как заполнить направление на предварительный медосмотр

Таким образом, предварительный медосмотр проводится по направлению, до заключения трудового договора и после обязательного психиатрического освидетельствования (если для его прохождения есть основания). Это второй принципиальный момент при выдаче направлений на предварительный медосмотр.

Если соискатель не пройдет такое освидетельствование, то и на предварительный медосмотр его направлять уже не нужно. Нужно письменно отказать соискателю в приеме на работу. В противном случае, если такой болезный сотрудник проработает хотя бы один день, работодателя могут оштрафовать по части 3 статьи КоАП РФ.

Образец направление на предварительный медосмотр по приказу 29н


Как составить направление на периодический медосмотр

Требования к бланку направления на предварительный или периодический медосмотр одинаковые. Но дальше начинаются различия:

  1. Направление заполняют на основании поименного списка, утвержденного работодателем. Поименный список составляет отдел кадров, так как этот документ содержит персональные данные работника – дату рождения.
  2. Основанием для составления поименного списка является список лиц, подлежащих обязательным медицинским осмотрам. Раньше его называли списком контингентов. Этот список составляет и передает в отдел кадров специалист по охране труда.
  3. Работодатель не позднее чем за 10 рабочих дней до согласованной с медицинской организацией даты начала проведения периодического осмотра обязан ознакомить работников, подлежащих периодическому осмотру, с календарным планом.

Чтобы не делать двойную работу, внесите в бланк журнала учета выдачи направлений на медосмотр отдельный столбец, в котором работник распишется после во время получения им направления на медосмотр. Не придется собирать подписи после издания приказа об утверждении календарного плана.

Календарный план храните вместе с журналом учета выдачи направлений. Направляемые на предварительный медосмотр расписываться в ознакомлении с календарным планом не должны – ведь прием на работу осуществляется в течение всего года.

Образец направления на периодический медосмотр по приказу 29н

Марина Шобохонова

29 января 2021 года Минюст зарегистрировал приказ Минздрава № 29н от 28 января 2021 года об утверждении порядка проведения предварительных и периодических медосмотров работников. Приказ действует с 1 апреля 2021 года, и касается медосмотров, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации. По нему мы будем работать семь лет. Предлагаю краткий обзор нового порядка медосмотров.

Что изменилось в проведении медосмотров по новым правилам

С 1 апреля 2021 года больше не действует приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н. Ему на смену пришел приказ Минздрава от 28.01.2021 № 29н. В нем прописаны:

  1. Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью 4 статьи 213 Трудового кодекса РФ (приложение № 1)
  2. Перечень медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (приложение №2).

Кроме того, вступил в действие и совместный приказ Минздрава России и Минтруда России от 31.12.2020 № 988н/1420н. В нем утвержден Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, наличие которых требует проведения обязательных предварительных медицинских осмотров при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров. Оба приказа действуют до 01 апреля 2027 года .

Обратите внимание! Приказ № 302н утрачивает силу с 1 апреля 2021 года в связи с изданием Приказа Минтруда России № 988н, Минздрава № 1420н от 31.12.2020, утвердившего новый перечень вредных факторов. Порядок проведения обязательных медицинских осмотров и перечень противопоказаний утверждены Приказом Минздрава России от 28.01.2021 № 29н.

До указанной даты допускаются оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в данном документе, привлечение к административной ответственности за их несоблюдение (Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2467).

Специалистам по охране труда и руководителям компаний нужно учесть, что приказ Минздрава от 28.01.2021 № 29н распространяется только на работников, указанных в части четвертой статьи 213 ТК РФ — а это работники с вредными или опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, на охранников с оружием, на работников, имеющих контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации (в том числе в сельском хозяйстве, на пищеблоках и т.п).

Скачайте документы:

Изменение 1. Скорректировали список документов для организации и проведения предварительных медосмотров

Специалистам по охране труда и руководителям компаний нужно знать о трех основных изменениях:

  1. В направлении теперь нужно указывать номера полиса ОМС и ДМС (если есть)
  2. Полис работнику нужно предъявить во врачебную комиссию
  3. Сведения о проведенной диспансеризации медорганизация теперь должна запросить сама в порядке электронного обмена, если это потребуется, до явки работника на медосмотр

Сам порядок проведения периодических медосмотров не изменился. Предварительный медосмотр проводят для лиц, поступающих на работу. Поэтому проводите медосмотр до заключения трудового договора. Если соискатель не подходит для работы по медицинским показателям, вы можете трудовой договор с ним не заключать. Чтобы составить мотивированный отказ, используйте медицинское заключение. Работодатель получает один экземпляр, поэтому просить документ у работника вам не нужно.

На медосмотр работник должен предоставить врачебной комиссии:

  • Паспорт
  • СНИЛС
  • Направление на медосмотр от работодателя
  • Решение врачебной комиссии по психиатрическому освидетельствованию (если такое освидетельствование положено)
  • полис ОМС, а также полис ДМС (при наличии). Это новое требование (п. 9 Приказа Минздрава № 29н)

Работник вправе, но не обязан предоставлять выписку из своей медкарты по месту прикрепления.

По новым правилам: сведения о проведенной диспансеризации медорганизация должна запросить сама в порядке электронного обмена, если это потребуется, до явки работника на медосмотр.

Изменение 2. Для периодических медосмотров разрешили использовать мобильные врачебные бригады

Периодический осмотр разрешили проводить, в том числе, и с использование мобильных бригад врачей-специалистов, но до этого необходимо пройти диагностические исследования в медицинской организации. (п.4 приказа № 29н от 28.01.2021).

Изменение 3. Заменили список контингентов

Список контингентов заменили списком работников, подлежащих предварительному и периодическому медосмотру. Требования к документу, заменившему список контингентов, перечислены в пункте 21 прил.1 к приказу № 29н от 28.01.2021.

По старым правилам: на данный момент в порядке № 302н требуется указать наименование вредного производственного фактора согласно Перечню факторов, а также вредных производственных факторов, установленных в результате аттестации рабочих мест по условиям труда, в результате лабораторных исследований и испытаний, полученных в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также используя эксплуатационную, технологическую и иную документацию на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности».

По новым правилам: достаточно будет указать должность и наименование вредных факторов, установленных в ходе СОУТ.

Изменение 4. Разрешили не отправлять список некоторых работников в Роспотребнадзор

Теперь не все работодатели должны отправлять список работников в Роспотребнадзор – а только отдельные отрасли: общепит, торговля, водопроводные, медицинские организации, детские учреждения, и организации, указанные в приказе Минздрава и Минтруда России № 998н/1420н от 31.12.2020 г. (п.22 приказа № 29н от 28.01.2021).

По старым правилам: ранее в 302 н было указано, что включению в списки контингента и поименные списки подлежат работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам специальной оценки условий труда, проведенной в установленном порядке.

В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности».

По новым правилам: теперь в п.22 нового приказа № 29н указано иначе:

Обратите внимание! Поименный список остался. Напоминаем, он нужен только для периодического осмотра. В поименном списке должны быть указаны фио, должность, стаж работы по этой должности, наименование структурного подразделения, наименование вредных или опасных производственных факторов. Документ должен утвердить руководитель, и не позднее чем за 2 месяца представить в медицинскую организацию. Направление на медосмотр также выдавать обязательно, и вести их учет. Когда медорганизация получит поименный список, в течение 10 рабочих дней она составит календарный план. Этот план согласовывается с работодателем, но утверждается медицинской организацией. Затем у работодателя есть 10 рабочих дней, чтобы письменно ознакомить работников с этим планом.
Изменение 5. Медосмотры нужно проводить на основании результатов СОУТ

По старым правилам: медосмотры по химическому, биологическому, физическому факторам могли быть установлены не только в ходе СОУТ, но и в результате лабораторных исследований и испытаний, полученных в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также источником информации были эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности.

По новым правилам: по факторам — химическому биологическому, физическому, трудового процесса медосмотр проводят вне зависимости от класса условий труда, на основании данных специальной оценки условий труда. Теперь в п.10 приказа № 29н указано, что в списке работников указывают должность и фактор, установленный в ходе СОУТ, или вид работ.

Изменение 6. Офисникам опять придется проходить медосмотры, но не всем

Для работников, которые используют ПЭВМ, медосмотр потребуется. Обратите внимание, что в новом перечне факторов есть пункт 4.2.5 «электромагнитное поле широкополосного спектра частот (5 Гц — 2 кГц, 2 кГц — 400 кГц)». В отмененном приказе 302н было указано в п.3.2.2.4 электромагнитное поле широкополосного спектра частот (5 Гц — 2 кГц, 2 кГц — 400 кГц) (при превышении предельно допустимого уровня). В новом приказе эту оговорку убрали. Это означает, что придется проводить медосмотр и для офисников, если на работника воздействует фактор в данном спектре частот.

Информацию об этих показателях вы можете получить из результатов производственного контроля условий труда на рабочих местах. Из отчета СОУТ вы об этом не узнаете — измерения ЭМП на персональных компьютерах при проведении СОУТ не проводят (прим. 5 к п. 1.5 приложения 2 утв. Приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н).

Изменение 7. Направлять на медосмотры придется всех сотрудников медорганизаций

Теперь придется направлять на медосмотры весь персонал медицинской организации, включая бухгалтеров, дворников или юристов, если они официально в ней трудоустроены. Это произошло потому, что пункт приказа 302н «17. Работы медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений, а также родильных домов (отделений), детских больниц (отделений), детских поликлиник, отделений патологии новорожденных, недоношенных» заменили на пункт: «27. Работы в медицинских организациях».

Обратите внимание! Те же самые изменения коснулись и организаций коммунального и бытового обслуживания населения. Ремонт часов, швейные ателье, ремонт обуви, изготовление ключей, фотоуслуги, все что регулируется законом о защите прав потребителей.
Изменение 8. Медосмотров для работников торговли и общепита стало меньше

В новом порядке медосмотров указано, что для организаций общественного питания, торговли, а также в буфетах, на пищеблоках, в том числе на транспорте, медосмотр проводится только в отношении работников, контактирующих с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации. Это означает, что теперь не нужно проводить медосмотры для всех сотрудников поголовно. Направляйте только тех, кто готовит, складирует, довозит, продает пищевые продукты, непосредственно касаясь их. Если во время инвентаризации комиссия посещает цеха по изготовлению продукции, контакт с пищевыми продуктами происходит. Поэтому медосмотр также нужен (п. 29 приказа № 29н).

Марина Шобохонова

Минздрав утвердил новые требования к составу аптечки для оказания первой помощи пострадавшим на производстве. В статье мы расскажем, какие требования установлены к новым аптечкам, как их прибрести так, чтобы в дальнейшем компенсировать затраты.

  • Новая комплектация аптечки для оказания первой помощи работникам: приказ 1331н
  • Что нельзя хранить в аптечке первой помощи: предупреждение экспертов
  • Как купить аптечку, чтобы потом возместить средства из ФСС
  • Сколько аптечек для оказания первой помощи должно быть в компании
  • Где хранить аптечку для оказания первой помощи работникам
  • Нужно ли заменять аптечку с 1 сентября, у которой не закончился срок годности

Скачайте документы по теме:

Новая комплектация аптечки для оказания первой помощи работникам: приказ 1331н

Аптечка для оказания первой помощи работникам – незаменимая вещь в экстренной ситуации, с помощью которой можно остановить угрожающее жизни кровотечение, обезопасить рану от инфекции, помочь коллеге при ожоге или обморожении, спасти жизнь сотрудника при несчастном случае на производстве.

Чиновники решили пересмотреть состав аптечки первой помощи и приказом Минздрава России от 15.12.2020 № 1331н утвердили новые требования. Учтите, что комплектация аптечки для оказания первой помощи работникам меняется кардинально.

Таблица. Сравнительный анализ состава аптечки первой помощи

Таблица. Сравнительный анализ состава аптечки первой помощи

Что нельзя хранить в аптечке первой помощи: предупреждение экспертов

С 5 марта 2011 года состав аптечки уже меняли. В ней запретили хранить медикаменты. А с 1 сентября 2021 года из аптечек убрали блокнот, ручку, различные бинты и пакеты, но добавили одноразовые маски (10 вместо 2). Учтите, что в аптечке также нужно хранить инструкцию по оказанию первой помощи, утвержденная Минздравом.


Внимание! Проверьте, чтобы в аптечках не было просроченных препаратов, а также лекарственных средств «от головы», «от давления», «от сердца», которыми некоторые работники дополняют аптечки. Учтите, что запрещается оказывать первую помощь, предлагая пострадавшему лекарства. Медикаментозная помощь может быть оказана только медицинским персоналом лицензированных медицинских организаций.

Как купить аптечку, чтобы потом возместить средства из ФСС

Вы сможете компенсировать за счет ФСС затраты на покупку аптечек, закупленных в текущем финансовом году. Для того, чтобы получить возмещение, нужно составить перечень аптечек с указанием количества и стоимости, а также приложить заверенную работодателем копию приказа об утверждении мест размещения таких аптечек — санитарных постов.

Приложите к документам копию регистрационного удостоверения на аптечку. Все документы, подаваемые в ФСС, нужно заверить подписью и печатью работодателя.

Сколько аптечек для оказания первой помощи должно быть в компании

Каждый работодатель обязан обеспечить работников санитарными постами с аптечками. Это требование Трудового кодекса РФ (статья 223 в редакции на 2021 год). Сколько таких постов будет, где будут размещать аптечки, должно быть указано в локальном нормативном акте работодателя. Их количество необходимо обосновать.

В настоящее время нет нормативных указаний на то, на сколько человек рассчитана одна аптечка. Многое зависит от уровня профессиональных рисков, отдельные указания по количеству аптечек могут быть даны в различных нормативных актах. Очевидно, что для производственного цеха количество аптечек должно быть больше, чем для офиса. Например, для машиниста башенного крана необходима отдельная аптечка. Также отдельная аптечка требуется для бригады при работе на высоте, при работе в электроустановках.

Правила по охране труда при работе на высоте от 16 ноября 2020 года № 782н


Поэтому вы можете в своем локальном нормативном акте установить, какое количество аптечек должно быть на объекте, руководствуясь оценкой рисков и опытом. Раньше количество прописывалось, теперь все эти документы отменены.

Где хранить аптечку для оказания первой помощи работникам

Исходя из проведенной оценки профессиональных рисков, установите, в каких цехах аптечку нужно разместить на каждом рабочем месте. Для помещений, в которых размещены рабочие места с низким риском травматизма, достаточно одной аптечки на несколько кабинетов или на этаж.

Главное – чтобы работники знали, куда бежать за аптечкой, и как ей пользоваться. Для этого необходимо на вводном инструктаже, на инструктажах на рабочем месте и на обучении по охране труда напоминать работникам как оказывать помощь.

Аптечка должна быть размещена в месте, доступном для работников, и место ее размещения нужно промаркировать указательным знаком «белый крест на зеленом фоне». Нанесите места размещения аптечек на плане эвакуации.

Нужно ли заменять аптечку с 1 сентября, у которой не закончился срок годности

Все аптечки, которые были изготовлены до вступления в силу нового приказа Минздрава и срок действия которых не истек, могут находиться на своих местах. Их можно использовать до истечения срока годности, указанного в сопроводительной документации на аптечку, но не позже 31 августа 2025 года.

Важная информация! Аптечки, произведенные до 1 сентября 2021 года, подлежат применению в течение срока их годности, но не позднее 31 августа 2025 года.

Закрепите в локальном нормативном акте или в приказе работодателя ответственного за проверку аптечек, замену просроченных изделий на новые. Проверяющий инспектор может проверить комплектацию аптечек. Если в ней будут лекарства, или просроченные бинты, или вы не вложите инструкцию по оказанию первой помощи, работодателя оштрафуют по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Читайте также: