Найдите в предложении фразеологический оборот и замените его словом синонимом горы стоят

Обновлено: 07.07.2024

Цели: актуализировать знания об устойчивых словосочетаниях; развивать умения распознавать в тексте фразеологизмы, объяснять их лексическое значение, находить их во фразеологическом словаре, учиться использовать фразеологизмы в речи, повторить понятия синонимов и антонимов.

Я вспомню понятия фразеологизмы.

Я узнаю о роли фразеологизмов в языке.

отличать фразеологизмы от неустойчивых словосочетаний;

распознавать в тексте фразеологизмы;

объяснять их лексическое значение;

находить фразеологизмы во фразеологическом словаре;

использовать в речи фразеологизмы.

словарные слова: ещё

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Русский язык. 4 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Русский язык. 4 кл. Электронное приложение к учебнику.

Русский язык. 4 кл. Электронная форма учебника.

Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Русский язык. Метод. рекомендации с поурочными разработками. 4 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина — М.: Просвещение, 2017.

«500 Крылатых фраз для детей» И.Д. Агеева, ООО «ТЦ Сфера», 2014

Большой фразеологический словарь для детей Розе Т.В., Москва ОЛМА Медиа Групп 2010

Электронные ресурсы по теме урока:

1.Мотивационный модуль.

- Замолчи, Петрусь! – говорят,

- Прикуси язык! – говорят.

Он язык прикусил

И сильней заголосил.


- Что произошло с мальчиком? (Мальчик прикусил язык.)

- Что имели в виду родители, когда давали такой совет сыну? (Родители попросили сына замолчать.)

- А как понял выражение «прикуси язык» Петрусь? (Петрусь выражение «прикуси язык» понял в прямом смысле.)

- А родители выражение «прикуси язык» употребили в переносном смысле.

«Прикусить язык» - это значит, замолчать.

Можно ли в этом выражении заменить слово язык другим словом? (Нет.)

- Почему? (Меняется смысл выражения.)

Когда нам надо эмоциональнее, точнее выразить своё отношение к происходящему, мы используем особые сочетания слов. Такие сочетания слов называются фразеологическими оборотами, фразеологизмами.

- Сегодня мы будем говорить о фразеологизмах.

Тема: Фразеологизмы.

Я вспомню понятия фразеологизмы.

Я узнаю о роли фразеологизмов в языке.

отличать фразеологизмы от неустойчивых словосочетаний;

распознавать в тексте фразеологизмы;

объяснять их лексическое значение;

находить фразеологизмы во фразеологическом словаре;

использовать в речи фразеологизмы.

2.Объясняющий модуль.

1.) Работа с правилом.

Посмотрите видеофрагмент из мультипликационного фильма «Ивашка из дворца пионеров»

Баба Яга говорит Ивашке такие слова: «твоя взяла» и «чтобы духу его здесь не было».

Что же эти словосочетания означают?

«Твоя (ваша) взяла» - так говорят проигравшие, когда признают победу победившего противника. «Чтобы духу твоего не было» - требование немедленно уйти.

- Что же это за слова, знакомые нам, и в то же время не совсем понятные?

Эти сочетания называются фразеологизмами.

Фразеологизмы – это особые выражения, устойчивые сочетания слов. Объясняя их значение, мы имеем в виду смысл всего словосочетания в целом, а не отдельных слов.

Таких выражений в русском языке очень много. Их изучает раздел науки о языке -фразеология. Слово фразеология происходит от двух греческих слов: phrasis – выражение, logos – учение.

Фразеологизмы нужно запоминать целиком и знать их значение. Они являются украшением нашей речи, помогают нам точнее и красочнее выражать свои мысли.

Для того, чтобы не допускать ошибок, мы должны объяснять значение всего устойчивого сочетания, а не значения отдельных слов, которые в него входят.

Вспомните, в просмотренном видеофрагменте Баба Яга жила в избушке, которая стояла на курьих ножках. «Избушка на курьих ножках» - это тоже фразеологизм.



Фразеологизм «Избушка на курьих ножках» состоит из слов:

избушка – небольшой деревянный крестьянский дом;

курьих, здесь в значении куриных, т.е. относящихся к курице;

ножки – одна из двух нижних конечностей человека, а также одна из конечностей животного.

А в целом это выражение означает небольшую ветхую и неказистую постройку.

В русских народных сказках так часто называют жилище Бабы – Яги, в мультфильмах оно обычно изображается на двух больших куриных ногах. А между тем такое название избушки связано с древним способом строительства свайных построек. Все пеньки, предназначенные для фундамента, предварительно «обкуривались», то есть обжигались на кострах, отчего и назвали их кУренными или кУрьими, и располагали их по периметру дома. Такой обжиг помогал предохранять древесину от гниения.

2.) Чистописание.

Из фразеологизма «Избушка на курьих ножках» выпишите слова с парным согласным в корне.

Пропишите буквы, обозначающие парные согласные звуки.

3.) Наблюдение над фразеологизмами.

Прочитайте стихи, найдите фразеологизмы. Объясните, как Вы их понимаете.

А.) Любим всем классом

Мы нашего Пашку:

Парень простой он,


Душа нараспашку.

«Душа нараспашку» — слишком откровенный,

прямодушный, простой по характеру человек.

Б.) Свои инструменты достал Игорёк:

Тиски и рубанок, пилу, молоток.


Что хочешь, починит он и смастерит.

В умелых руках вся работа горит.

«Всё в руках горит» - у человека работа спорится, всё получается легко и красиво.

В.) Все новое Мишка всегда затевает —

Он первую скрипку в команде играет.

«Первую скрипку играет» — так мы говорим про людей, явно главенствующих, руководящих другими. Выражение возникло из речи музыкантов. В оркестрах ведущую роль играла первая скрипка.

Г.) Иришка бабуле

«Глаз отдыхает »– радость от наблюдаемого зрелища.

Д.) Делать нечего Илюше –

Целый день он бьёт баклуши.

Не рисует, не читает,

Просто время убивает.

«Убивать время» – тратить время попусту.

«Бить баклуши» – бездельничать.


Баклуша – деревянная чурка, из которой крестьяне делали мелкие изделия, например, ложки, плошки и другую посуду. Заготовить баклуши – набить чурок из бревна – считалось несложной работой, не требующей умения и сноровки, и её мог выполнить самый неподготовленный человек. Обычно её поручали ученикам и подмастерьям, которых в шутку называли «баклушечниками». Эта работа казалась такой простой, что со временем выражение стали употреблять в другом значении – «праздно проводить время».

- Вам легко было объяснить этот фразеологизм? Если Вы в чём-то сомневаетесь, обратитесь за помощью к словарю.

Ранее Вы работали со словарями синонимов, антонимов, омонимов.

Узнать же значение непонятного фразеологизма можно во фразеологическом словаре.



6.) Словарная работа.

Найдите во фразеологическом словаре выражение «Ещё конь не валялся» и узнайте, что оно означает.

Фразеологизм «Ещё конь не валялся» означает, что ещё ничего не начато, не сделано.

Запишите это выражение.

Ещё конь не валялся.

Пропишите слово ещё три раза и подчеркните орфограмму. Это словарное слово. Запомните его написание.

Назовите все буквы и звуки в этом слове.

(ещё – 3 буквы, 4 звука: 2 гл. зв., 2 согл. зв.

Количество звуков больше, чем букв.

Во фразеологическом словаре Вы можете найти и другие фразеологизмы со словом ещё.

7.) К некоторым фразеологизмам можно подобрать синонимы или антонимы.

Фразеологизмы близкие по значению:

во все лопатки - быстро бежать;

сломя голову - быстро бежать

когда рак на горе свистнет - никогда

после дождика в четверг - никогда

Фразеологизмы противоположные по значению:

в мгновение ока - очень быстро, мгновенно, моментально

в час по чайной ложке - очень медленно

водить за нос - обманывать

раскрыть глаза - сказать правду

3. Физкульминутка.

А сейчас мы отправляемся во фразеологический зверинец.

Вы должны угадать, о каком животном идёт речь во фразеологизме, и показать его.

Привет, возможно кто-то уже отвечал на такое…ответом не поделитесь? ;)
Замените выделенные слова синонимичными им фразеологизмами. Определите, каким членом предложения являются фразеологизмы.
Образец. Миша быстро бежал по коридору. - Миша сломя голову бежал по коридору
1. Змей Горыныч унёс царевну д..леко. 2. Девочка сильно покр..снела. 3. Ребята чувствуют себя на к..тке хорошо. 4. Ученик прочитал книгу до конца.
Для справок: от корки до корки, за тридевять земель, как рыбы в воде, до корней волос.

Спишите предложения, найдите фразеологизмы и подчеркните их как члены предложения. Сделайте вывод об их грамматической функции в предложении. При затруднениях обращайтесь к фразеологическому словарю.
Выполните лексико-фразеологический разбор шести предложений (по вы­бору).

1. Один Бог разве мог сказать какой был характер М..нилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе ни то ни сё, ни в городе Б..гдан ни в селе Сел..- фан. (Н. Гоголь) 2. «Кирпич ни с того ни с сего, — вну­шительно перебил неизвес(?)ный, — никому и никогда на голову не свалит(?)ся». (М. Булгаков) 3. Светить всегда светить везде до дней последних донца светить — и никаких гвоздей! Вот лозунг мой — и солнца! (В. Маяковский) 4. Потерял б..ец кисет заискался, — нет и нет. Посмотрел (с)тоской вокруг: — Без кисета как без рук. (А. Твар­довский) 5. Вот уж третий год заключил он как живу я без Дуни и как об ней ни слуху ни духу. Жива ли, нет ли, Бог её ведает. (А. Пушкин) 6. Марья Кириловна сидела как на иголках. (А. Пушкин) 7. Каштанка брос..­лась (в)перёд потом назад ещё раз перебежала дорогу но столяр точно сквозь землю провалился. (А. Чехов) 8. На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. Весь дом ещё спал. (А. Пушкин) 9. [Лиза:] и Чацкий как бельмо в глазу; вишь, пок..зался ей он где(то) здесь (в)низу. (А. Грибоедов) 10. Помощник столоначальника жил на большую ногу: на лестнице светил фонарь, квар­тира была на втором этаже. (Н. Гоголь) 11. Испугался старик, взмолился: «Что ты, баба, белены объелась? Ни ступить, ни молвить не умеешь». (А. Пушкин) 12. «За­чем вечор так рано скрылись?» — был первый Оленькин вопрос. Все чувства в Ленском помутились, и молча он повесил нос. (А. Пушкин)

1. Укажите заимствованное слово:
а)стена б) белокурый в) ветеран г) консилиум
2. Укажите устаревшее слово:
а) ветрило б) бумага в)писатель г) отрывок.
3. Укажите профессиональное слово:
а) книга б )изобретение в) шприц г) тренер.
4. Укажите неологизм:
а)соревнование б)слайд в) аппарат г) корабль.
5. Укажите фразеологизмы:
а) он был на седьмом небе от счастья; б) на небе не было ни одной тучи;
в) Рыба в этом месте не клевала ; г) Дед клевал носом.
6. Укажите раздел, изучающий лексику:
а) лексикология, б) синтаксис, в) фразеология, г) фонетика.
7. В каком словосочетании прилагательное можно заменить антонимом
черствый?
а) свежий костюм, в) свежий воротничок,
б) свежий журнал, г) свежий хлеб.
8. В каком предложении слово можно заменить фразеологизмом от корки до корки?
а) Таня чувствует себя на катке хорошо. б) Ученик прочитал книгу до конца.
в) Змей Горыныч унес царевну далеко. г) Оля сильно покраснела.
9. Какая из помет в толковом словаре указывает, что слово диалектное?
а) перен., б) обл., в) спец., г) устар.

Заменить фразеологические сочетания одним словом, наречием:

сколько душе угодно – вдоволь;
как по команде – дружно;
не за горами – близко;
как снег на голову – неожиданно, внезапно;
на скорую руку – наспех;
по доброй воле – добровольно;
спустя рукава – небрежно, кое-как;
с быстротой молнии – молниеносно;
в один голос – единодушно;
во что бы то ни стало – непременно, обязательно
в час по чайной ложке – медленно;
бок о бок – рядом;
во всё горло – громко;
вдоль и поперёк - везде, всюду;
не покладая рук – усердно;
не на шутку – всерьёз;
буква в букву – точно;
на всех парусах – стремительно

Данные глаголы заменить синонимами-фразеологизмами.

Преувеличивать, уничтожить, вылечить, раздражать, родиться, увильнуть.
Слова для замены: стереть с лица земли, сгустить краски, поставить на ноги, действовать на нервы, появиться на свет, спрятаться в кусты.

Читайте также: