На каком языке написан mass effect

Обновлено: 30.06.2024

Люди до сих пор делятся на группы, говорящие на разных языках. Некоторые говорят на испанском, другие на китайском, арабском, суахили и других языках.

У каждой расы инопланетян также имеется широкий спектр языков и диалектов. Большинство знает только свой родной язык, поэтому приходится полагаться на машинный перевод. Современные портативные компьютеры помогают осуществлять перевод в реальном времени со многих инопланетных языков. Такие устройства можно носить с собой в руке, прикреплять под одежду, вставлять в украшения или имплантировать под кожу. Без быстрого и точного перевода было бы невозможно заниматься галактической торговлей и обмениваться культурными достижениями.

Правительство финансирует развитие программного обеспечения, которое обновляется "на лету" - зачастую, как только пользователь приближается к таможенному терминалу в космопорте. Словари и набор лингвистических правил регулярно обновляют даже батарианцы, несмотря на то, что они изолировались от галактического сообщества несколько десятилетий назад. Многие подозревают, что делают они это исключительно в целях распространения своей пропаганды.

До сих пор считается престижным и практичным знать несколько языков и говорить без компьютерного переводчика. Детей часто обучают инопланетным языкам, а большинство представителей всех рас могут объяснится на упрощенном искусственном "торговом языке".

Некоторым же видам разумных существ приходится полагаться исключительно на компьютерный перевод. Ханары, например, не могут воспроизводить звуки человеческих языков, а другие расы не могут воспроизводить ханарские биолюминисцентные сигналы без помощи сигнальных механизмов. Правда, компьютерный перевод недоступен для языков некоторых недавно обнаруженных или "позабытых" рас, потому что для этого их язык сначала должны изучить лингвисты.


Инсайдер и журналист Джефф Грабб (Jeff Grubb) сообщил, что Electronic Arts и BioWare могут использовать движок Unreal Engine для будущей игры серии Mass Effect.

Известный инсайдер сообщил, на каком движке могут разработать новую часть Mass Effect

На это, по мнению источника, указывает вакансия технического директора. Ведь в требованиях есть пункт о необходимости опыта работы с Unreal Engine 4 и выше, а также ассетами к нему. Похоже, студия хочет отказаться от собственного движка Frostbite в пользу UE4 или более новой версии.

Отметим, что первые три игры разрабатывали как раз на Unreal Engine, однако при создании Mass Effect: Andromeda и Anthem компания переключилась на Frostbite. Это удешевило разработку, но также ухудшило качество игры.

Как ожидается, новая Mass Effect выйдет на стадию полного производства к 2023 году. Пока что в сети есть только короткий ролик с Лиарой.

Рассказываем, как двое талантов придумали «Звёздные войны» от мира видеоигр.

Подвинься, Лукас. История создания трилогии Mass Effect

Подвинься, Лукас. История создания трилогии Mass Effect
Подвинься, Лукас. История создания трилогии Mass Effect
Подвинься, Лукас. История создания трилогии Mass Effect

Казалось бы, еще пару-тройку лет назад серии Mass Effect пророчили не новую трилогию, а постыдное забвение. Причём не только игроки, раздосадованные четвёртой частью, но и сам издатель. Впрочем, Electronic Arts не была бы собой, если бы не признала собственное решение поспешным и не придумала способ обратить ситуацию в свою пользу. Всё-таки с момента выхода оригинальной Mass Effect прошло более 10 лет, а классику, как известно, в наши дни не только модно, но ещё и финансово выгодно переиздавать. Поэтому ЕА решила не мелочиться и выпустила ремастер сразу всей трилогии. По такому случаю мы решили вспомнить, как серия вообще появилась на свет и с какими проблемами столкнулась в дальнейшем.

Великое начинается с большого



Хадсон вместе с Карпишиным задумали не просто блокбастер, который подстегнёт продажи платформы, а целую сагу, способную потягаться со «Звёздными войнами». Согласно идее, первая часть будущей Mass Effect уже должна была поразить игроков масштабным лором, но вместе с тем не выкладывать все карты на стол раньше времени. Карпишину, черпавшему вдохновение в киношной фантастике (от «Звёздного пути» и «Чужого» до «Светлячка»), пришлось основательно потрудиться, чтобы избежать слишком уж очевидных заимствований. В основу синопсиса легла история о человечестве, освоившем межзвёздные полёты и в конечном счете столкнувшемся с древней расой Жнецов, уничтожающих все живое раз в пятьдесят тысяч лет.

Завязка банальна, однако в сюжете нашлось место действительно неожиданным поворотам и кропотливо созданной вселенной: хотя основным сценаристом значился Карпишин, в действительности над внеземными расами, населяющими неизведанные планеты, корпела целая команда. Несмотря на солидный срок разработки, студии пришлось кранчить на полную, чтобы с нуля создать игру такого масштаба и наделить каждую расу солидной предысторией. Не говоря уже о диалогах с второстепенными персонажами, за которые в массе своей не стыдно даже с высоты прошедших лет.


Но как обстояли дела с геймплеем? Хадсон хотел сделать боёвку в Mass Effect динамичной, поэтому отказался от пошаговых сражений в пользу перестрелок, явно создававшихся с оглядкой на Gears of War. Подобно Fable, удачной сочетавшей экшен от третьего лица и ролевые механики, проект BioWare удивил нетипичной для жанра системой укрытий и камерой из-за плеча. Кейси также планировал реализовать в игре возможность мгновенного переключения между главным героем и его напарниками, но в ходе тестирования стало очевидно, что такой трюк не по силам даже консоли нового поколения. Поэтому пришлось остановиться на компромиссе и оставить управление помощниками в руках ИИ — игрок же мог лишь отдавать команды.

Также одной из ключевых особенностей игры стала система морали — отношение второстепенных персонажей к главному герою напрямую зависело от его поступков. Ну и, конечно же, нельзя обойти стороной скандал с постельными сценами: ещё не до конца позабылись тяжбы с модом Hot Coffee для GTA: San Andreas, как у пуритан появился новый повод бить тревогу. В свете более реалистичной графики откровенное изображение секса стало объектом критики. Сперва по игре «прошёлся блогер-неоконсерватор Кевин Маккалоу, а следом — активистка Купер Лоренс. Первый обвинил студию в продвижении порнографии, а вторая — в формировании у подростков неправильного отношения к женщинам. Хотя любому игравшему в Mass Effect, в общем-то, прекрасно известно, что нагота здесь не играет ключевой роли. Что любопытно — после шквала критики уже в адрес «протестующих» и Кевин, и Купер извинились за своё поведение и честно признались, что были плохо знакомы с объектом нападок. А вот в Сингапуре сцены секса между человеком и пришельцем посчитали недопустимыми и запретили игру к продаже.

Однако BioWare и Microsoft, кажется, были только рады лишнему пиару, каким бы он ни был. В конечном счёте игра была встречена на ура и продалась таким тиражом, что вопрос о разработке продолжения даже не обсуждался.

В объятиях EA

Справедливости ради, не всё в Mass Effect получилось как с иголочки: если сценарий и лор все хвалили, то в случае с геймдизайном Хадсону ещё было куда расти. Как ни крути, отсутствие опыта в шутерах дало о себе знать — претензии были и к интерфейсу, и к реализации механик. Люди, прошедшие первую часть, наверняка до сих пор с ужасом вспоминают битву с Матриархом Бенезией, которая проходила в крошечной локации без каких-либо укрытий. Ну и, конечно же, только ленивый не ругал поездки на вездеходе, который использовался для перемещений по планетам, за кривую физику и неудобное управление.


Что до сценария — поскольку публика с восторгом приняла второстепенных персонажей и живые диалоги с членами партии, Карпишин не придумал ничего лучше, кроме как поступить по принципу «много — не мало». Вместе с тем в сиквеле появилась возможность импорта сохранений из первой части, чтобы сценарий уже с порога соответствовал решениям, принятым ранее. Пришлось, конечно, несладко, учитывая витиеватый сюжет с множеством развилок, но за своё трудолюбие BioWare была вознаграждена сполна. Несмотря на то, что Mass Effect 2 не казалась таким же откровением, как оригинал, аудитория встретила её с распростертыми объятиями. И, как бы удивительно это ни звучало, высокий спрос на серию в каком-то смысле сыграл с ней злую шутку.

Ещё до выхода первой части вышла книга, рассказывающая предысторию Mass Effect. Следом подтянулись другие произведения, в основном выступавшие в роли мостиков между играми, а затем комиксы и (уже после выхода третьей части) даже аниме. В BioWare и моргнуть не успели, как шедевр образца 2007 года превратился в мультимедийную франшизу, так что Electronic Arts в своём фирменном стиле решила выжать из интеллектуальной собственности всю возможную прибыль. Одним из первых тревожных звоночков стал выпуск платных дополнений к Mass Effect 2, собранных из вырезанного контента. В глазах компании серия уже перестала быть красивой строчкой в финансовом отчете — теперь это была курица, несущая золотые яйца. Однако к тому времени за BioWare числилась не менее успешная Dragon Age, а ещё в разработке находилась амбициозная Star Wars: The Old Republic. Тем не менее, вторая часть ME, несмотря на меньший срок разработки, создавалась в абсолютно спокойной атмосфере, когда издатель не стоял над душой и не подгонял сотрудников.


К сожалению, Дрю Карпишин сделал выбор в пользу «Звёздных войн», а не будущей Mass Effect 3, и отправился делать вышеупомянутую The Old Republic. На его место пришёл Мак Уолтерс, занимавшийся побочными заданиями во второй части. Новоиспечённый сценарист довольно жёстко прошёлся по наработкам своего предшественника и, вместо эпического завершения трилогии, выдал крайне топорный финал. Во всяком случае, это мнение разделяет значительная часть фанатов, которым показалось, что третья часть плюёт на наследие серии и невразумительно отвечает на вопросы, так долго мучившие игроков. В попытках смягчить реакцию аудитории BioWare даже выпустила дополнение с расширенной концовкой, но проку от него было немного. Финал лишь оброс множеством новых деталей, но по-прежнему страдал от невнятной мотивации персонажей, во многом идущей вразрез с событиями предшественниц. Ещё больше масла в огонь подливал тот факт, что у Карпишина, не участвовавшего в разработке игры, всё же был свой взгляд на финал трилогии, — просто руководство решило не прибегать к его идеям.

Отдельно стоит отметить мультиплеер, дебютировавший именно в Mass Effect 3. Во многом его появление было продиктовано самой EA, пускай Хадсон и был только за: по его словам, наличие многопользовательского режима даёт возможность провести еще больше времени за игрой. К тому же успех в сетевых баталиях косвенно влиял на концовку одиночной кампании. С точки зрения геймплея это был кооперативный экшен, поддерживающий до четырех игроков, — в нём требовалось отбивать волны врагов до тех пор, пока не прибудет эвакуационный транспорт. На волне популярности сетевого режима первоначальный набор из 6 карт увеличился до 13, причем на некоторых появились дополнительные опасности: песчаные бури, кислотные дожди и так далее.

Правда, по вине мультиплеера третью часть также частенько обвиняют в том, что именно она привила многим разработчикам любовь к микротранзакциям даже в ААА-тайтлах. Сам Хадсон объяснил наличие платежей тем, что создание мультиплеера в ту пору сулило большими тратами. Поэтому возможность ускорения прокачки и другие платные плюшки позволяли убить двух зайцев разом — покрыть издержки и протянуть руку помощи геймерам, жаждущим получить всё и сразу.

На острие ножа

Тем не менее, при всех своих шероховатостях Mass Effect 3 всё равно получила достаточно положительные отзывы. А поскольку игра вышла под закат жизненного цикла Xbox 360 и PS3, идея выпустить продолжение уже на платформах нового поколения показалась издательству привлекательной. Однако проблемы поджидали будущую четвёртую часть буквально с порога. Сперва BioWare покинул Кейси Хадсон, а следом за ним на протяжении всего цикла разработки из студии уходили многие ветераны серии, которым на смену тут же приходили новички. В EA, по всей видимости, подумали, что Mass Effect купят в любом случае, и решили сэкономить, поручив разработку монреальскому подразделению. Основной же команде из Остина доверили создание Anthem — как покажет время, ещё более провальной, чем Mass Effect: Andromeda.


Четвёртая часть разочаровала буквально всем. Техническое исполнение, например, и близко не соответствовало стандартам как прошлых частей, так и индустрии в целом. Причём речь не столько о засилье багов, сколько о неумелой лицевой анимации, превратившией Mass Effect: Andromeda в мем. Но самое ужасное — это новый сюжет. Героев-дебютантов поклонники серии приняли в лучшем случае с зевотой, а в худшем — выли от разочарования и вспоминали славные деньки, проведенные в компании Шепарда из оригинальной трилогии. А ведь именно сценарий всегда был одним из двух столпов успеха франшизы. В итоге четвёртая часть получила неожиданно сдержанную реакцию прессы и провалилась в продажах, из-за чего запланированный для аддонов контент был отменён спустя несколько месяцев после релиза игры.

Несмотря на печальный исход, BioWare нашла отличный способ вернуть доверие аудитории и заодно прогреть почву для потенциальной пятой части — выпуском Mass Effect Legendary Edition, переиздания оригинальной трилогии, которое вышло уже сегодня.

В жанре ролевых игр в последнее время наметились некоторые негативные тенденции. Мы бы не рискнули назвать это кризисом, но застой налицо: один-два раза в год выходят продолжения известных серий, в которых нет и намека на попытку хоть как-то развить жанр. В общем потоке выделяется разве что «Ведьмак», но эта штука настолько хардкорная и нишевая, что вряд ли повлияет на RPG в целом.

В сказках в такие моменты обычно появляется рыцарь на белом коне и всех спасает. Мы, конечно, живем не в сказке, но теперь все произошло именно так. Как вы уже догадались, имя этому спасителю Mass Effect, и это, кроме шуток, совершенно новый игровой опыт, нечто такое, что вполне имеет шансы задать вектор развития всему жанру.

При этом важно заметить, что Mass Effect берет не столько за счет новшеств в геймплее, сколько за счет более тонких материй: режиссуры, постановки, стилистики и вообще всего того, за что мы называем игры искусством. Это без пяти минут самостоятельное культурное явление, которому явно тесно в рамках понятия «игра». Это, друзья, самая настоящая космическая опера, ничуть не менее захватывающая и масштабная, чем «Звездные войны» или Star Trek. С одной лишь поправкой: главный герой этого эпического повествования — вы.

О высоком

Даже самая захудалая вторичная планета в Mass Effect смоделирована с любовью.

Очень важно, что в этот раз BioWare поместили действие игры в свою собственную вселенную: в рамки Star Wars (Knights of the Old Republic) и околокитайской мифологии (Jade Empire) их произведения вписывались с трудом. В данном случае фантазию канадских разработчиков ничто не сдерживало и они получили возможность показать, на что действительно способен их творческий гений.

А способен он, как выяснилось, на многое. При попытке описать вселенную Mass Effect на ум тут же приходят прилагательные «огромная», «проработанная», но самое главное — «живая». Это ведь основа основ: игрок должен понимать, что он пришел не в пустынный и безжизненный мир, а туда, где до его появления произошла масса событий и где он всего лишь еще один актер второго плана. По крайней мере, поначалу.

Особо побродить по Цитадели нам не дадут, но обязательно намекнут, что это просто ОГРОМНАЯ станция.

Итак, в 2148 году человечество неспешно осваивало Солнечную систему, когда на Марсе обнаружилось нечто невероятное. А именно — следы внеземной цивилизации. Загадочные инопланетяне — протеанцы — настолько далеко ушли в своем развитии, что даже поверхностная расшифровка их наследия подтолкнула развитие землян на несколько столетий вперед. Всего несколько десятилетий спустя люди обнаружили загадочные звездные врата, которые при ближайшем исследовании оказались целой сетью порталов для межзвездных путешествий. Все это ожидаемо привело к строительству внеземных колоний и началу освоения галактики. Однако колонистов ожидал шок: вскоре обнаружилось, что исследовать им особенно нечего. В известной части космоса обитал как минимум десяток разумных рас, которые давным-давно освоили артефакты протеанцев (их следы ожидаемо обнаружились не только на Марсе, но и на куче других планет; систему межзвездных путешествий тоже, кстати, придумали они) и поделили космос на сферы влияния. Так называемый Совет, конгломерат из трех наиболее продвинутых рас, управляет делами галактики из Цитадели — титанических размеров космической станции, построенной опять-таки протеанцами. Человечество пустили в Цитадель на правах «развивающейся» нации, а чтобы доказать свою значимость и уж тем более войти в Совет, предстоит сделать нечто из ряда вон выходящее.

Джокер — персонаж хоть и второго плана, но очень яркий. Озвучивает его, кстати, Сет Грин (создатель незабвенного мультсериала Robot Chicken).

Миссия по повышению престижа землян в глазах братьев по разуму ложится на плечи командора Шепарда (фамилия остается неизменной в любом случае, а вот имя, пол, внешность, а также происхождение и воинскую специализацию можно настроить по вкусу). Однако, как вы сами понимаете, все не так просто, и «заурядная» секретная миссия по добыче важного научного артефакта оборачивается историей о спасении разумной жизни в Галактике. Ничего иного, в общем, никто и не ждал (о том, почему никого не удивляет подобный поворот событий, см. во врезке неподалеку).

Несмотря на обилие клише и предсказуемых поворотов, сюжет остается одной из самых сильных сторон игры. Дело в том, как все это подается игроку. До этого ни у кого — за исключением разве что авторов Metal Gear Solid — не получалось рассказывать столь масштабную историю столь убедительно. Игрок буквально живет от одного диалога до другого, от скриптовой сцены к скриптовой сцене. Все остальное — геймплей, ролевая система и развитие персонажа — выступает в роли связующего звена и вспомогательного упражнения для разминки пальцев. Главное же — история командора Шепарда и его команды.

Галактика Млечный путь. Шестнадцать секторов, по пять-шесть систем в каждом, и практически везде есть обитаемые планеты. Каково?

Постановка и режиссура в этой игре без преувеличения великолепны. Если бы в титрах написали, что игру ставил Спилберг или там Лукас, все бы поверили. Mass Effect видишь и ощущаешь принципиально иначе, чем любую другую ролевую игру. А ведь новшеств всего ничего: BioWare просто добавили сюда то, что до этого было в любом приличном экшене или квесте. Вот хотя бы диалоги. Раньше в любой ролевой игре перед нами разыгрывалась сцена художественного перемигивания говорящих голов. Максимум, что могли делать персонажи, — шевелить губами, чуть-чуть двигать телом и корчить рожи. Теперь герои свободно расхаживают по комнатам и демонстрируют убедительную анимацию (в том числе лицевую, она получилась просто чудесной — достоверные эмоции в состоянии изобразить даже человекоподобная рептилия). Если в процессе разговора они поссорятся, то начнут толкать друг друга и размахивать руками, если атмосфера накалена до предела — наставят друг на друга оружие. Все это показывается сразу с нескольких ракурсов и сопровождается спецэффектами. И не забывайте главное — вы можете непосредственно влиять на происходящее!

Каждый второй бой в игре сопровождается такими вот очаровательными взрывами.

Эффект от всей этой режиссуры во всех смыслах фантастический. Одно дело, когда за ситуацией наблюдаешь со стороны, и совсем другое — когда понимаешь, что от твоих действий может зависеть развитие сюжета. Атмосфера в определенных моментах натурально искрит от напряжения. Диалоги в Mass Effect — это не вспомогательный инструмент для скармливания вам очередной порции сюжета, а полноправная часть геймплея. К тому же крайне динамичная его часть. В эту игру никак не получается играть за чашкой чая — она призывает к решительным действиям. Поэтому нам видится особенно изящной система ответных реплик, которую придумали разработчики. Дело в том, что мы не выбираем конкретную фразу, а лишь задаем направление диалога. Это логично, учитывая, что в реальной жизни ответ рождается в нашей голове еще до того, как собеседник закончит свою мысль. Так и здесь — никаких километровых предложений, лишь емкие фразы вроде «Я не согласен», «Умри, гад!» и «Что-что ты там сказал про протеанцев?» И это, в свою очередь, тоже придает беседам динамики.

Тот, кто последние лет пять следит за творчеством компании BioWare, без труда угадает, чем завершится Mass Effect. Какие-то детали могут меняться, но фактически все сюжетные ходы канадские разработчики придумали давным-давно (еще во времена Baldur’s Gate!), а теперь с завидным упрямством их эксплуатируют. Причем не меняется даже порядок их применения! Для наглядности приводим сравнительную таблицу сюжетов последних трех игр компании. (Внимание! Возможны спойлеры!)

О приземленном

Периодически игра делает серьезное лицо и показывает нам зрелища вроде этих вот людей, насаженных на колья.

Наверное, вам кажется странным, что мы до сих пор не сказали ни слова о геймплее? На самом деле это вполне логично — игровой процесс, как мы уже говорили, тут если не вторичен, то уж точно не так важен, как ее художественная составляющая.

Нет, вы только поймите нас правильно: геймплей в Mass Effect чудо как хорош. Вот только он совершенно, ну ни капельки не нов. Более того, перед нами не что иное, как… Knights of the Old Republic, улучшенный и дополненный. Такой KOTOR 2.0.

Вот как все это выглядит. В мирное время персонаж занимается шатаниями по космическим станциям и планетам. Получает квесты, общается с NPC, закупается экипировкой — все как всегда. Иногда разве что дают покататься на «Мако» — это такой бронетранспортер, шустрый и прыгучий.

Чтобы не портить вам удовольствие от игры, мы ни за что не станем комментировать этот скриншот.

Перемещаться между мирами, как правило, можно в произвольном порядке. В нашем распоряжении экспериментальный космический корабль «Нормандия» и целая галактика. Одновременно бывает доступно не более двух десятков планет. При этом четыре-пять локаций сюжетные, а остальные отведены под сторонние квесты. Последние страдают эффектом Assassin’s Creed: первые пять-десять раз исследовать заброшенные базы и спасать шахтеров еще занятно, а вот потом накатывает смертная тоска. Зато сюжет у каждого стороннего квеста (имеется в виду текстовая часть — геймплей всегда одинаковый: приехать на место и всех перебить) уникален, и изучать его всегда интересно.

Тактическая пауза выглядит громоздко, но пользоваться ей весьма удобно.

Переходим к ролевой системе. Она простая, что пробка, но проверенная. Есть три основных класса: солдат, инженер и, скажем так, псионик. Первый умеет метко стрелять, второй — вскрывать замки и делать врагам пакости (вырубать защитное поле, перегружать электронику роботам, сбивать прицелы и т.д.), а третий поднимает врагов в воздух и больно бьет об стены. Кроме того, есть четыре гибридных класса. По мере прохождения квестов и убийства врагов герои набирают опыт и растут в уровнях. С каждым уровнем нам выдается определенное количество очков, которые мы вкладываем в улучшение способностей. При этом любая базовая способность со временем открывает доступ к более продвинутой; очков на все не хватает, и приходится решать, что же в приоритете. У Шепарда сверх этого есть две дополнительных возможности: убеждение и устрашение, с помощью которых он манипулирует своими собеседниками.

Еще одна визитная карточка игры — гигантских размеров башни.

У вас еще не возникло ощущения дежавю? Если нет, то вот вам рассказ о боевой системе. Она неожиданно напоминает… экшены от третьего лица. Это не шутки: все бои происходят в реальном времени и нам нужно натурально целиться во врагов мышкой (можно выбрать уровень «помощи» в прицеливании — при минимальном игра становится почти неотличима от какого-нибудь Kane & Lynch). Принципиальное отличие одно — в любой момент вы можете зажать кнопку «пробел» и ввести игру в режим тактической паузы. Здесь отдаются приказания компаньонам (опций чуть — атаковать, прятаться и следовать за героем) и активируются специальные возможности. Кроме того, герои умеют укрываться за ближайшими корягами (в полном соответствии с последними экшен-трендами), бросаться гранатами и вообще вести себя как настоящие спецназовцы. В последнее время такой концепцией удивить трудно, но для BioWare и ролевых игр вообще это в новинку. И (да-да, опять!) прекрасно вписывается в общий быстрый темп игры.

В сочетании со всеми прочими радостями экшен-механика превращает Mass Effect в яростную, свирепую игру, и тридцать часов (именно столько требуется в среднем для прохождения) пролетают как один.

Ну и напоследок о вещах совсем уж приземленных. Портированием игры на РС занималась студия Demiurge. Изменений по сравнению с консольным вариантом практически нет, разве что оптимизировали интерфейс под управление мышью и клавиатурой (играть вполне комфортно) и изменили мини-игру, которая сопровождала вскрытие замков. Никакой обещанной доработки графики не случилось, но мы не особо расстроились — Mass Effect выглядит приятно и без всякой пластической хирургии.

Сюжет Mass Effect довольно линеен, концовка всего одна. Но в течение игры нам предложат принять несколько ключевых решений, от которых будет зависеть судьба многих персонажей: кто-то получит новую должность, кто-то затаит на Шепарда смертельную обиду, а кто-то и вовсе умрет. При этом влияние на геймплей минимально, но тут очень кстати вступают в силу психологические механизмы: насколько хорошо игрок относится к тем или иным героям и готов ли он пожертвовать кем-то из них. Пример такой пограничной ситуации приведен ниже.

Итак, наемник Рекс узнает, что на планете, куда попала команда Шепарда, занимаются секретными исследованиями, которые могут спасти его вымирающую расу. Однако все свежевыведенные кроганы непременно пойдут на службу главному злодею, поэтому инкубаторы необходимо разрушить. Герои наставляют друг на друга бластеры, налицо классическая «мексиканская ничья». Игрок при этом может:

1. Склонить Рекса на свою сторону. Для этого у Шепарда должен быть хорошо развит навык убеждения.

2. Застрелить Рекса. Самый простой вариант для плохо прокачанных героев. При этом команда теряет ценного воина.

3. Подать другому персонажу сигнал застрелить Рекса. С точки зрения геймплея этот вариант не сильно отличается от предыдущего.

4. Силой заставить Рекса отказаться от своих убеждений. Для этого, в свою очередь, Шепарду нужен развитый навык угрозы.

Mass Effect, как нам кажется, являет собой прямое свидетельство ренессанса интерактивных развлечений: игра, собранная из древних, как мир, геймплейных элементов, смотрится великолепно за счет вещей, которые еще недавно для игр были совершенно нетипичны: режиссуры, постановки и творческого потенциала сценаристов. Это очень хороший знак: постепенно в играх технологии встают на службу игровому процессу, а не наоборот. Это далеко не первый подобный пример: такими же были BioShock, Kane & Lynch, отечественная King’s Bounty, наконец. Все это свидетельствует о рождении нового подвида игр, которые можно будет называть искусством без зазрения совести и поправок на многочисленные «но». По крайней мере, нам очень хочется в это верить.

P.S. Кстати, локализация игры от компании Snowball Interactive должна появиться в продаже одновременно с мировым релизом игры на РС. Осенью к тому же ожидается специальная версия, в которой будут переведены все диалоги и включен вышедший на тот момент бонусный контент.

Реиграбельность — да

Классный сюжет — да

Оригинальность — да

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 100%

Геймплей: 9

Звук и музыка: 9

Интерфейс и управление: 9

Дождались? Большая, умная, красивая и небанальная RPG от BioWare. Первый претендент на звание «Игра года».

Читайте также: