На какой гитаре играет эрик клэптон

Обновлено: 07.07.2024

Эрик Клэптон (Eric Clapton, b. 1945) — легендарный британский рок-музыкант, трижды включённый в «Зал славы рок-н-ролла» (как сольный исполнитель, участник «Cream» и «The Yardbirds»), командор ордена Британской империи и гитарист номер два в списке «величайших гитаристов всех времён» по версии журнала «Rolling Stone» в 2011 году.

Тем не менее, находятся люди, которые считают его славу незаслуженно огромной, что иногда служит причиной жарких обсуждений. Ниже — несколько мнений пользователей англоязычного сегмента интернета, которые могут быть любопытны всем, кто интересуется историей и путями развития рок-музыки.

Sam Brady

Да, но на самом деле нет. Я презираю все награды Эрика Клэптона, которые он получил за то, что я считаю в лучшем случае посредственной игрой.

Всем людям, которые действительно понимают, какое влияние оказал Клэптон на игру на гитаре, сейчас за пятьдесят. Любой человек, которого вы встречаете сегодня, может только повторить глупую мантру «Клэптон - бог», а затем не сможет вспомнить и пяти песен Клэптона.

В 60-е годы он был революционером и оказал влияние на Jimi Hendrix, Stevie Ray Vaughan и всех других. В игре практически каждого гитариста за последние 50 лет есть «немного Клэптона».

Моя главная претензия к Клэптону в том, что он звучит как буквально любой другой блюзовый гитарист. Я не ошибаюсь — я просто жертва, которая сначала слушала всех остальных, а только потом Клэптона.

Многие люди забывают, что музыка — это массивное полотно людей, которые пришли раньше, и людей, которые пришли позже. Если бы не Эрик, все эти парни не сделали бы и половины того, что они сделали. По моему мнению, они сделали это лучше, чем Клэптон, но Клэптон сделал это возможным. Я ценю его за его влияние, но вы никогда не найдете песню Клэптона в моём плей-листе.

Joe Murdock

Да, он переоценён. Самая большая проблема с Клэптоном состоит в том, что он действительно не слишком большой новатор как гитарист. Те, кто думают, что он бог — это люди, которые никогда не слушали мастеров блюза, у которых он брал все свои риффы и стиль.

Вот гитаристы, которые не получают ту честь, которую получает Клэптон, хотя заслуживают этого: Freddie King, Jeff Beck, Peter Green, Duane Allman.

Chris Austin

Почему я думаю, что Эрик Клэптон переоценён? Многие люди говорят, что у него есть эмоции, он бог гитары. «Медленная рука» (slowhand) и всё такое. Но он не единственный гитарист, который может так играть. Другие тоже очень хороши: Mark Knopfler, Gary Moore, BB King, David Gilmour и так далее.

Rory Gallagher, Ritchie Blackmore, Gary Moore, Alvin Lee, Eric Johnson, Shawn Lane не получают такого внимания, как он.

Ron Swanson

Моё мнение состоит в том, что Эрик Клэптон переоценён и недооценён одновременно — он превознесён легионами фанатов и растоптан легионами хейтеров. По моему личному мнению, Клэптон — отличный гитарист, но он гораздо важнее как музыкант и автор песен.

Alex Strekal

Я определённо думаю, что Эрик Клэптон переоценён (наряду с этим, я склонен думать, что весь блюз-рок и топ-лист классического рока переоценены тоже). Чтобы было понятно — меня больше вдохновляют различные направления прогрессивного рока, фьюжн и джазовой музыки того же времени.

Мне кажется, есть много других гитарных икон, которые затмевают его по глубине музыкальных идей, техническим достижениям и творческому росту как артиста. Например, Jeff Beck является отличным контрастом Клэптону в этом смысле. Он менялся и совершенствовался на протяжении всей своей карьеры и является уникально выразительным гитаристом, в то время как Клэптон в конечном итоге выглядит симпатичным «молочным тостом» как гитарист для гитаристов.

Когда Хендрикс приехал в Англию, явный огонь и инновации Хендрикса в основном свергли Клэптона с его «божественного» пьедестала. Пока другие играли в догонялки и в некоторых случаях изобретали свои собственные новшества, Клэптон, похоже, со вздохом утвердился в посредственности.

После смерти Эдди Ван Халена были проданы 2 “его” гитары. Гитара Kramer с автографом Эдди улетела с молотка за 231 тысячу долларов. Однако сын Ван Халена все отрицает: не продавал он гитары отца и не собирается. А это значит, что продались реплики! Вот же “повезло” кому-то.

Акустика Эрика Клэптона 1939 года выпуска – 791 500$

У великого Эрика Клэптона много гитар. Он любит продавать их с благотворительными целями. Так, в 2004 году его акустика от Martin ушла с молотка за 791 тысячу долларов. Вырученные средства Клэптон пожертвовал реабилитационному центру.

Gibson Эрика Клэптона – 847 500$

Дальше – лучше. Следующая гитара, Gibson ES-335, обогатила Эрика на 847 тысяч долларов. В свое время инструмент активно использовался. Именно на нем игрались соляки вместе с Yardbirds, Cream, Blind Faith и другими музыкантами.

Гитара Джерри Гарсии из Grateful Dead “Тигр” – 957 500$

Эта гитара носила имя Тигр. Она была создана гитарных дел мастером специально для Джерри Гарсии. После смерти музыканта Тигр был продан почти за миллион долларов.

Stratocaster Эрика Клэптона – 959 500$

И снова вездесущий Эрик Клэптон. Похоже, он сделал состояние на своих гитарах. Очередной инструмент, Стратокастер Блэки, больше всего ассоциируется с музыкантом. Клэптон собрал его сам из трех разных гитар! Блэки была в деле более 15 лет.

Newport Strat Боба Дилана – 965 000$

Блэки Клэптона ушла в 2004 году, и вплоть до 2013 таких крупных продаж больше не было. Однако в 2013 году гитара Боба Дилона Гитара побила этот рекорд.

Гибсон Les Paul Кита Ричардса из Rolling Stones – $1 млн

Для гитары 50-х – вполне оправданная цена. Кит Ричардс появлялся с ней на шоу Эдди Салливана в 1964 году. Этим Гибсон Les Paul больше всего и запомнился.

Профессионализм просто популярного музыканта, ещё даже не претендующего на роль звезды, в поп- и рок-музыкальных кругах подразумевается «по умолчанию». Другое дело – широкая публика: она может этого профессионализма и не замечать, тем более в отношении не певца, но инструменталиста, и тем более в середине 60-х годов. Поэтому можно только представить, каково было удивление и 20-летнего гитариста Эрика Клэптона (Eric Clapton), и его коллег, и профильных СМИ, когда в конце 1965 года стены Лондона украсились граффити “Clapton is God” («Клэптон – бог»). Истинная правда: до появления в поле зрения поклонников Джими Хендрикса (Jimi Hendrix) не было в мире более популярного исполнителя на электрогитаре, чем Эрик.

Ситуация не очень изменилась и почти 55 лет спустя: во всех возможных опросах что профессионалов, что более-менее широкой западной публики, имя Эрика не выходит не то что из десятки, а даже из пятерки лучших рок-гитаристов всех времён и народов. Конечно, современнее творчество Эрика может показаться многим слишком гладким и безобидным, но никогда нельзя забывать, что еще в июле 1966 года музыкант своим участием в записи альбома “Blues Breakers with Eric Clapton” группы Blues Breakers задал совершенно новые стандарты гитарной игры, а едва ли не первая в мире супергруппа Cream с участием Эрика (1966–1968) раз навсегда стала примером для всех блюз-роковых составов. Уникальность Эрика как гитариста определяется тремя разными выборами им инструментов в разные периоды карьеры: Fender Telecaster в период работы в группе The Yardbirds (1963–1966); гитары Gibson с звукоснимателями-хамбакерами, а именно Les Paul Standard (1966–1970) и SG (1967–1970) и, наконец, с 1970 года – Fender Stratocaster. Соответственно менялись у музыканта и усилители, но о них мы поговорим ниже. Важнее другое – во всех этих трёх периодах Эрик уже имел статус если не звезды-инструменталиста, то уж точно музыканта, подающего огромные надежды. И эти надежды всегда оказывались оправданы благодаря интуитивному чутью Эрика к актуальному звучанию.

Правда, с первой своей электрогитарой Эрик ещё никаких надежд толком не подавал: пройдя естественный для британского юного музыканта той эпохи период игры на не пойми каких акустических инструментах, в 1962 году он с трудом стал обладателем гитары Kay Jazz II K775 (1960 или 1961), хотя ему очень хотелось заполучить в распоряжение Gibson ES-335. Особенностью этих серийных инструментов было отличие едва ли не всех инструментов по характеру инкрустации на грифе и форме пикгарда, но в любом случае у гитары отсутствовал анкерный болт, что делало её неудобной в игре. Тем не менее, именно на ней Эрик играл первые восемь месяцев 1963 года во время пребывания в R&B-составе The Roosters. Но переход в совершенно профессиональную группу The Yardbirds означал и смену инструмента на Fender Telecaster (1963) – «казённую» гитару, на самом деле принадлежавшую менеджменту группы. С этим инструментом Эрик записал концертный альбом “Five Live Yardbirds” (1964) и студийный “For Your Love” (1965) – второй из них за исключением трёх треков, на которых играл уже Джефф Бек (Jeff Beck). В марте 1965 года Эрик покидает группу, и этот Telecaster с корпусом красной расцветки переходит в руки Джеффа. Несмотря на то, что история едва ли не всех 300 гитар Эрика и многих инструментов Джеффа к данному моменту отслужена весьма тщательно, следы именно этой гитары теряются в середине 60-х, и по поводу её современного местонахождения можно только строить догадки.

Некоторые эксперты считают, что Cream были первой группой, сформулировавшей все постулаты ещё не родившегося хард-рока – но в любом случае именно в составе этого трио Эрик создал стандарты современного звучания электрогитары, и точно ранее Джими Хендрикса. Участие в создании этого звука приняли три инструмента – еще один Gibson Les Paul Standard (1959 или 1960) с корпусом расцветки Sunburst, купленный у будущего гитариста The Police Энди Саммерса (Andy Summers) и получивший собственное имя “Summers Burst”; Gibson SG Stadard (1964) с психоделическими рисунками по корпусу и с собственным именем «Дурак» (“The Fool”), а также Gibson Les Paul Custom (1959 или 1960) с тремя звукоснимателями – последняя из этих гитар была запасной при сценической работе с “The Fool” SG. Следы “Summers Burst” теряются уже в 1968 году – возможно, гитары была просто выкинута после повреждений головы грифа, а Les Paul Custom был подарен в 1979-м коллеге по инструменту Элберту Ли (Albert Lee), сотрудничавшему тогда с Эриком. “The Fool” SG использовался до марта 1968 года, когда его одномоментно сменила гитара Gibson Reverse Firebird 1 (1963–1965) со сквозным грифом, выполненным из пяти слоёв красного дерева с четырьмя подкреплениями из ореха. На Reverse Firebird 1 Эрик также играл при записи материала единственного альбома супергруппы Blind Faith (1969).

Исторический переход Эрика к гитарам Fender Stratocaster случился, вопреки распространённому мнению, не вдруг и не сразу – знаменитый инструмент 1956 года, известный под собственным именем “Brownie” был приобретён им ещё в мае 1967 года. Интересно, что гриф от этой гитары («хорошо использованный гриф из клёна») был переставлен музыкантам на Fender Telecaster (1962), и в 1968 году Эрик играл на ней в составе Cream. Но наибольшим образом гибрид прославился во времена краткого триумфа состава Blind Faith, а потом гриф вернулся на место… “Brownie” стал основной гитарой музыканта в период сотрудничества с Delaney & Bonnie (Делани и Бонни Брэмлетами, Delaney / Bonnie Bramlett) и составом Derek And The Dominos (1970). В августе 1970-го “Brownie” профигурировал на обложке безымянного сольного альбома Эрика – и это было настоящее заявление о том, в сторону какого звука собирается двигаться звезда электрогитарного искусства. В 1973 году из деталей и узлов четырёх (!) Fender Stratocaster выпуска 50-х годов музыкант лично собирает ещё одну «икону», инструмент с собственным именем “Blackie”. С этого момента Fender Stratocaster с кленовым грифом – это и есть гитара Эрика Клэптона, кем бы она не была разработана, выпущена и модифицирована. Отступление было только одно – в середине 70-х музыкант использовал для исполнения слайдовых партий Gibson ES-335 (1964) с корпусом расцветки «красный санбёрст», приобретённым им ещё в 60-х. Собственно, именные гитары Эрика, Fender Eric Clapton Stratocaster, Custom Shop Eric Clapton, Eric Clapton Signature и Custom Shop Journeyman Relic – это всё правильные вариации на тему гитар “Brownie” и “Blackie”.

Акустических гитар Эрик использовал за свою карьеру немерено, но едва ли не самой важной из них стала Martin 000-42 (1939), на которой музыкант играл во время участия в знаменитом выпуске телепрограмме “MTV Unpugged” от 16 января 1992 года. Гитара была подарена Эрику Стивеном Стиллзом (Stephen Stills) в первой половине 70-х и является одним из самых редких аналогичных акустических инструментов в истории: она выпускалась только в 1938–1943 годах, а её гриф изготовлен из фактически запрещённого сейчас к применению бразильского розового дерева. На основе геометрии этой гитары (корпус 000) лютьер фирмы Martin Хироши Фухивара (Hiroshi Fujiwara) в июле 2004 года разработал модель 000-ECHF Bellezza Nera, выпущенную серией в 476 копий. Её дальнейшим развитием стал инструмент OM-ECHF, выпущенный в 2014 году также ограниченной серией, и отличающийся большей длиной мензуры грифа. Также Эрик до сих пор использует в работе свою именную акустическую гитару Martin 000-28EC.

Разным гитарным периодам Эрика соответствовали разные наборы гитарного усиления. В эпоху The Yardbirds это был Vox AC-30, но уже во времена Blues Breakers его сменил Marshall JTM 45 (1962) с динамиками 2×12" и лампами KT66 в выходном каскаде, подчёркивавшими среде- и выскочастотные диапазоны звучания. В трио Cream Эрик «добавил мощи» – его усилителями стали Marshall JTM 45/100 и Super Lead 100, но с переходом на Fender Stratocaster он вернулся к комбоусилителям – на сей раз это были модели Fender, чаще всего – Dual Showman. На сегодняшний день сценические усилители музыканта – это Fender Custom Shop Tweed Twin, являющийся перевыпуском модели Fender Tweed (1957) и винтажный Fender Bandmaster (1957).

В смысле использования гитарных обработок Эрик всегда был скромен: став одним из первых гитаристов с именем, работавшим с «квакушкой» Vox V846, он до сих пор использует именно «квакушку» Vox либо столь же консервативную Dunlop Cry Baby Classic GCB95 F, лишь иногда добавляя в линию обработки тремоло Boss TR-2. Также обработкой можно смело считать и кабинет Leslie с вращающимся блоком динамиков, но таковой находится за пределами досягаемости широких масс инструменталистов. То есть можно смело сказать, что всей своей «разнобрендовой» музыкально-технической карьерой Эрик Клэптон блестяще доказал, что выбор гитар и усиления должен точно соответствовать характеру исполняемого материала, и какое дело, что это за материал – главное, чтобы он правильно звучал в голове его создателя и точно воспроизводился его руками.

____
Еще больше материалов ты найдешь у нас в соцсетях - ВКонтакте и Facebook . Не забудь подписаться! ;)

Eric Clapton

ЭРИК КЛЭПТОН И РИЧИ БЛЭКМОР

"Он может все сказать одной нотой. Каждый соло-гитарист должен быть благодарен Эрику Клэптону" — Ричи Блэкмор.

Eric Clapton

John Paul Jones

Eric Clapton

«Эрик играет сразу такие вещи, над которыми мне приходится сидеть целую ночь, чтобы они у меня получились правильно. Он может записать трек за один дубль, так как постоянно играет» – Джордж Харрисон

Eric Clapton

Эдди Ван Хален про Эрика Клэптона:

«А почему бы и нет? Да, бог в том, что касается гитары. Не будет преувеличением сказать,что мне известна каждая из сыгранных им нот.

В конце 60-х у нас с братом Алексом Ван Халеном был жуткий, просто дикий напряг с бабками.
То оборудование, которое нам требовалось позарез, мы не могли себе позволить - ни фуз-бокс, ни «квакушку», ни кольцевой модулятор. Такие вещи нам были не по карману. Но голь,как известно, на выдумки хитра, и мы все-таки как-то выкручивались. Нам очень помогали джемы Эрика Клэптона с Cream — они оказали на нас гигантское воздействие. Мы слушали их день и ночь. Тогда, в 1968 году, сплошь и рядом использовался натуральный дисторшн. Его очень хорошо слышно на концертных записях Wheels of Fire и Goodbye. Я,естественно, тоже поднаторел в этом деле - врубался в усилитель «11». Все остальное приходилось делать собственными пальцами.
Я никогда в жизни не брал гитарные уроки. Их мне заменяли диски Эрика Клэптона.»

Eric Clapton

". Очистка таланта – это всего лишь вопрос опыта. Если по пятнадцать минут ежедневно в течение десяти лет упражняться с гантелями, станешь силачом. Если в течение десяти лет ежедневно писать по полтора часа, станешь хорошим писателем.

Но, спешу добавить, только если с самого начала у вас есть талант. Вы можете десять лет просеивать обычную землю и ничего не получите, кроме хорошо просеянной обычной земли. С четырнадцати лет я играю на гитаре и к тридцати трем продвинулся не дальше того, что было в шестнадцать. Могу сыграть “Луи, Луи” и “Двойное мороженое” в ритм с группой, которая называется “Мунспиннерс”. Могу немного потренькать, и это, конечно, взбадривает меня, когда я начинаю хандрить, но думаю, что Эрик Клэптон пока может не опасаться конкуренции с моей стороны".

(Из книги Стивена Кинга "Пляска Смерти")

Известный большинству людей как писатель, Стивен Кинг также иногда играет на гитаре в состоящей из писателей любительской группе "Rock-Bottom Remainders". Образованная в начале 90-ых группа играет на книжных ярмарках и разных литературных мероприятиях.

Читайте также: