Мы сделали одних из вас искушением для других проявите ли вы терпение твой господь видящий

Обновлено: 03.07.2024

Аяты об испытаниях Аллаха,с толкованием аятов

Аяты об испытаниях Аллаха

«Неужели люди полагают, что их оставят в покое и не подвергнут испытанию только за то, что они скажут: «Мы уверовали»? Мы подвергали испытанию и тех, кто жил задолго до них. Ведь Аллах знает (наперечет) тех, которые правдивы, и тех, которые лживы». (29:2-3)

«Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых…» (2:155)

«(О вы, которые уверовали) Знайте, что ваше имущество и ваши дети — испытание для вас и что у Аллаха уготовано (верующим) великое вознаграждение». (8:28)

«Мы непременно подвергнем вас испытанию, чтобы определить, кто из вас радеет (на пути Аллаха) и терпелив. Мы проверим также то, что о вас сообщают». (47:31)

«Не смотри алчно на то, чем Мы наделили некоторых из людей, чтобы подвергнуть их испытанию: блеском земной жизни. Ибо удел, даруемый твоим Господом, лучше и долговечнее». (20:131)

«Никому до тебя Мы не даровали бессмертия. Неужели, если ты умрешь, они будут жить вечно? Каждый человек вкусит смерть, и Мы подвергаем вас искушению добром и злом ради испытания, и вы будете возвращены к Нам». (21:34-35)

Реакция человека на испытания

«Когда человека поражает горе, он взывает к Нам и лежа на боку, и сидя, и стоя. Когда же Мы избавляем его от напасти, он проходит, словно никогда не взывал к Нам по поводу постигшего его несчастья. Вот как приукрашено преступникам то, что они совершают». (10:12)

Испытания для людей

«(Вспомни, Мухаммад) как Мы сказали тебе: «Воистину, твой Господь объемлет людей (знанием и мощью). Воистину, видение, которое Мы показали тебе, а также дерево, проклятое в Коране, — это только испытание от Нас для людей. Мы устрашаем их, но (от этого) лишь усиливается их непокорность». (17:60)

«Мы не посылали до тебя посланников, которые не вкушали бы пищи и не ходили бы по базарам, (как прочие смертные). И Мы сделали одних из вас, испытанием для других, (чтобы удостовериться), вытерпите ли вы (испытание). Ведь твой Господь видит все». (25:20)

«Мы ниспослали тебе Писание с истиной, в подтверждение прежних Писаний, и для того, чтобы оно предохраняло их. Суди же их согласно тому, что ниспослал Аллах, и не потакай их желаниям, уклоняясь от явившейся к тебе истины. Каждому из вас Мы установили закон и путь. Если бы Аллах пожелал, то сделал бы вас одной общиной, однако Он разделил вас, чтобы испытать вас тем, что Он вам даровал. Так состязайтесь же в добрых делах. Всем вам предстоит вернуться к Аллаху, и Он поведает вам о том, в чем вы расходились во мнениях». (5:48)

«Он – Тот, Кто сделал вас преемниками на земле и возвысил одних из вас, над другими по степеням, чтобы испытать вас тем, что Он даровал вам. Воистину, твой Господь скор в наказании. Воистину, Он – Прощающий, Милосердный». (6:165)

«Благословен Тот, в чьих руках власть, Кто властен над всем сущим, Который сотворил смерть и жизнь, дабы подвергнуть вас испытанию и увидеть, кто же из вас лучше по деяниям. Он — Великий, Прощающий». (67:1-2)

«Вы непременно будете испытаны своим имуществом, а также будут испытаны ваши души, и вы непременно услышите от тех, кому было даровано Писание до вас, и от многобожников, много неприятных слов. Но если вы будете терпеливы и богобоязненны… то (знайте), что в этих делах надлежит проявлять решимость». (3:186)

Испытание соблазнами Иблиса

«До тебя, если Мы посылали посланника или пророка, иблис обязательно пытался смутить его (обманом). Но Аллах сводит на нет то, чем соблазняет иблис. Затем Аллах являет Свои знамения, ибо Он — Всеведущий, Мудрый. Для того чтобы превратить соблазны иблиса в испытание для тех, чьи сердца (поражены) изъяном, чьи сердца огрубели. Воистину, нечестивцы в большом разладе (с истиной)». (22:52,53)

«У него (Иблиса) не было над ними власти, (а Мы дозволили ему подвергнуть людей испытанию), дабы отличить того, кто верует в будущую жизнь, от того, кто сомневается. Господь твой — хранитель всего сущего». (34:21)

«А что касается тех, чьи сердца поражены недугом, то это (коранические аяты) добавляет сомнение к их сомнению, и поэтому они умрут неверующими. Неужели они не видят, что каждый год они подвергаются испытанию один или два раза? Они не раскаиваются после этого и не поминают назидание». (9:125-126)

Испытания верующим женщинам

«Испытывайте сирот, пока они не достигнут брачного возраста. Если обнаружите в них зрелый разум, то отдавайте им их имущество. Не пожирайте его, расточительствуя, в спешке, пока они не вырастут. Кто богат, пусть воздержится, а кто беден, пусть тратит по справедливости. Когда вы отдаете им их имущество, то делайте это в присутствии свидетелей. Но довольно того, что Аллах ведет счет». (4:6)

Испытание на верность клятвам

«Будьте верны завету с Аллахом, который вы заключили; не нарушайте клятв после того, как вы их скрепите, ведь вы сделали Аллаха своим Поручителем. Воистину, Аллах ведает о том, что вы совершаете. Не уподобляйтесь той женщине, которая распустила свою пряжу после того, как скрепила нити. Вы обращаете свои клятвы в средство обмана, когда одни из вас оказываются сильнее и многочисленнее других. Таким образом, Аллах подвергает вас испытанию. А в День воскресения Он непременно разъяснит вам то, в чем вы расходились во мнениях». (16:91-92)

Испытание добром и злом (для народа Моисея)

«Мы разбросали их по земле общинами. Среди них есть праведные и не только праведные. Мы подвергли их испытанию добром и злом, – быть может, они вернутся на прямой путь». (7:168)

«(Вспомни) как Моисей сказал своему народу: «Помните милость, которую Аллах оказал вам, когда спас вас от рода Фараона. Они (люди Фараона) подвергали вас жестокому наказанию – отдавали на заклание ваших сыновей, оставляя в живых ваших женщин. И во всем этом — великое испытание от Господа вашего». (14:6)

«Несомненно, Мы избавили сынов Израиля от унизительного наказания Фараоном, ибо он был спесив и необуздан. Мы возвысили их в знаниях над всеми (обитателями) миров. Мы даровали им также знамения, в которых заключено явное испытание». (44:30-33)

«(Вспомните) как Мы спасли вас от приспешников Фараона. Они подвергали вас наихудшему наказанию: убивали ваших сыновей, оставляя в живых ваших женщин. В этом для вас — великое испытание от вашего Господа». (2:49)

«Неужели вы полагали, что вы будете оставлены (не будете подвергнуты испытанию), пока Аллах не распознает тех из вас, которые сражались и не избирали себе помощников, кроме Аллаха, Его Посланника и верующих? Воистину, Аллах ведает о том, что вы совершаете». (9:16)

«Скажи (сомневающимся): «Даже если бы вы остались в своих домах, то те, кому была предначертана гибель, непременно вышли бы к тому месту, где им суждено было полечь, и Аллах испытал бы то, что в вашей груди, и очистил бы то, что в ваших сердцах. Аллаху известно о том, что (у вас) в груди». (3:154)

«Те из верующих, которые отсиживаются, не испытывая тягот, не равны тем, которые сражаются на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Аллах возвысил тех, которые сражаются своим имуществом и своими душами, над теми, которые отсиживаются, на целую степень, но каждым из них, Аллах обещал наилучшее. Аллах возвысил сражающихся над отсиживающимися великой наградой…» (4:95)

«Если бы Аллах ускорил для людей наступление зла, которое они призывают в своих проклятиях, подобно тому, как Он ускорил для них наступление добра, о котором они просят в молитвах, то они непременно погибли бы. Но Мы оставляем тех, которые не надеются на встречу с Нами, слепо скитаться в своем беззаконии». (10:11)

Испытание Киблой (направлением в молитве)

«Глупцы из числа людей станут говорить: «Что заставило последователей Ислама отвернуться от киблы, к которой они обращались (прежде)»? Скажи: «Аллаху принадлежат и восток и запад. Он ведет, кого пожелает, к прямому пути». И вот Мы создали средь вас такую общину, чтобы вы стали примером для (других) людей, вам же примером был бы Посланник. И Мы учредили (прежнюю) киблу, которой ты держался, только для того, чтобы отличить тех, кто последует за Посланником, от тех, кто отворачивается от него. И это было трудным испытанием, но не для тех, кого Аллах повел правильным путем. Аллах — не тот, кто губит вашу веру, ибо, воистину, Аллах к людям сострадателен и милосерден». (2:142-143)

Испытание охотничьей добычей

«Спроси их о селении на берегу моря. Они (народ Моисея) нарушили субботу, поскольку рыбы приплывали к ним открыто по субботам и не приплывали в не субботние дни. Так Мы подвергли их испытанию за то, что они отказались повиноваться». (7:163)

Всевышний Аллах сообщает, что все пророки, прежде посланные им, ели пищу, нуждались в питании и ходили по рынкам для заработка и торговли, и это никак не уменьшало их положения и статуса пророков. Аллах наделил их хорошими качествами, достойными словами, совершенными делами, удивительными чудесами, явными доказательствами, из которых любой обладатель разума и прямого видения осознает правдивость того, с чем они пришли от Аллаха. этому аяту подобен другой аят: ( وَمَآ أَرْسَلْنَا مِن قَبْلِكَ إِلاَّ رِجَالاً نُّوحِى إِلَيْهِمْ مِّنْ أَهْلِ الْقُرَى ) До тебя Мы направляли посланниками только мужей из селений, которым мы внушали откровение. (12:109) также: ( وَمَا جَعَلْنَـاهُمْ جَسَداً لَا يَأْكُلُونَ الطَّعَامَ ) Мы не сотворили их (посланников) телами, которые не потребляют пищу. (21:8) .

Слова Аллаха: ( وَجَعَلْنَا بَعْضَكُمْ لِبَعْضٍ فِتْنَةً أَتَصْبِرُونَ ) И некоторых из вас Мы сделали для других искушением - вытерпите ли вы? – т.е. «Мы испытали вас друг другом, чтобы узнать тех, кто повинуется, и тех, кто ослушался»; ( أَتَصْبِرُونَ وَكَانَ رَبُّكَ بَصِيراً ) Вытерпите ли вы? А Господь твой видит – тех, кто заслуживает, чтобы ему ниспосылалось откровение. Как сказал Аллах: ( اللَّهُ أَعْلَمُ حَيْثُ يَجْعَلُ رِسَالَتَهُ ) Аллах лучше знает, кому доверить Своё послание. (6:124) – т.е. тех, кто заслуживает того, чтобы руководствоваться тем, что ниспослано посланникам, и тех, кто не заслуживает этого. Мухаммад ибн Исхак сказал по поводу слов Аллаха: ( وَجَعَلْنَا بَعْضَكُمْ لِبَعْضٍ فِتْنَةً أَتَصْبِرُونَ ) И некоторых из вас Мы сделали для других искушением - вытерпите ли вы? – т.е. «Аллах сказал: «Если бы я пожелал, то никто в этом мире не противоречил бы Моим посланцам, но Я решил испытать их через посланников, и испытать посланников через них».

В Сахихе Муслима (2865) Аяд ибн Хамад передаёт, что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: « يَقُولُ اللهُ تَعَالى : إِنِّي مُبْتَلِيكَ وَمُبْتَلٍ بِك » «Аллах Всевышний сказал: «Я испытаю тебя, и испытаю тобой». В Сахихе говорится, что посланнику Аллаха был дан выбор: быть пророком-царём или посланником-рабом, и он выбрал быть посланником рабом (Аллаха) .

Комментарии к аяту

Комментарии предназначены для передачи дополнительных полезных знаний об аятах друг другу.
Пожалуйста, имейте ввиду, что комментарии - это:

  • Не форум философов. Любые обсуждения аятов могут происходить только в рамках Корана и сунны в понимании их нашими праведными предшественниками.
  • Не сайт развлечений. Не используйте сайт для троллинга. Потратье свои 30-60 лет мирской жизни на что-нибудь действительно полезное, вы здесь не надолго.
  • Не платформа для взаимных оскорблений. Проявите уважние к созданиям этого мира, все мы оказываемся время от времени неправыми, и это ещё не повод для оскорблений.

Комментарии, которые нарушают данные правила, с очень высокой долей вероятности будут удалены с сайта, а их автор будет насильно переведён в разряд тех, кто не был согласен с правилами.

Скажите пожалуйста, вы согласны соблюдать данные правила? Или вы были слишком ленивы и невнимательны, чтобы прочесть этот текст?

Если вы будете достаточно терпеливы, кнопка согласия с данными правилами появится, и вы сможете согласиться с ними.


«Мы ниспосылаем в Коране то, что является исцелением и милостью для верующих» (17:82).
Наш путь неисповедим. Сегодня мы счастливы, завтра на нашем пути – трудности и испытания, горечь, страдания и потери. Мы никогда не знаем, что ждет нас впереди. Человек лишь песчинка в океане событий, которая не в состоянии управлять собой. Что делает верующего верующим? Безусловно, то, как он принимает все сложности и печали судьбы. Его сила – в смиренности, терпении и подчинении воле Аллаха. Его утешение в уповании на Аллаха и знании, что милость Всевышнего больше любой печали. Свой покой он находит в словах и обещаниях Аллаха, которые запечатлены в Священном Писании. Возможно, для того, кто находится в отчаянии, потерял надежду на хорошее и грустит, эти слова Аллаха даруют покой и утешат их неспокойные сердца.


Безусловно, человеку очень тяжело принимать боль и страдания. Мы слишком слабые, и нам кажется, что мы не в состоянии пережить то, что с нами случилось. Но ничто не дается с легкостью, и каждая трудность есть испытание нашей веры. Веры в Аллаха, его предопределении и предназначение. Ведь не может уверовать человек, не принимая предопределения судьбы и противясь решению Своего Создателя.


В Коране сказано о неизбежности испытания: «Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернемся» (2:155-156).


«Неужели люди полагают, что их оставят в покое и не подвергнут испытанию только за то, что они скажут: «Мы уверовали»? Мы подвергали испытанию и тех, кто жил задолго до них. Ведь Аллах знает наперёд тех, которые правдивы, и тех, которые лживы» (29:2-3).


Аллах Всевышний не хочет нам зла и не хочет наших страданий, Он лишь дает возможность увеличить наше положение в мире вечном. Мир, в котором мы будем проживать вечно, зависит только от того, как мы пройдем испытание. Разве не в этом великая справедливость?
«(Аллах тот) Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он – Могущественный, Прощающий» (67:2).


«Мы сделали одних из вас искушением для других: проявите ли вы терпение? Твой Господь – Видящий» (25: 20).


«Не расслабляйтесь и не печальтесь, в то время как вы будете на высоте, если вы действительно являетесь верующими» (3:139).


«Мы создали человека из смешанной капли, подвергая его испытанию, и сделали его слышащим и зрячим. Мы повели его путем либо благодарным, либо неблагодарным. Мы приготовили для неверующих цепи, оковы и пламя. А благочестивые будут пить из чаши вино, смешанное с кафуром. Рабы Аллаха будут пить из источника, давая ему течь полноводными ручьями» (76: 2-6).


«. и Аллах воздал вам печалью за печаль, чтобы вы не скорбели о том, что было вами упущено, и о том, что поразило вас. Аллаху известно о том, что вы совершаете» (3:153).
«Неужели люди полагают, что их оставят и не подвергнут искушению только за то, что они скажут: «Мы уверовали»?» (29:2).


«Ваши стремления различны. Тому, кто делал пожертвования и был богобоязнен, кто признавал наилучшее, Мы облегчим путь к легчайшему. А тому, кто был скуп и полагал, что не нуждается [в божественном руководстве], кто счел ложью наилучшее, Мы облегчим путь к тягчайшему» (92: 4-10).


Независимо от того, какое горе мы переживаем и насколько брошенными себя чувствуем, с каждым из нас – Всевышний, Всеслышащий и Всевидящий. В Коране сказано: «Аллах сказал: «Не бойтесь, ибо Я – с вами. Я слышу и вижу» (20:46).


«Аллах – Покровитель тех, которые уверовали. Он выводит их из мраков к свету» (2:257).
O вы, кoтopыe yвepoвaли, будьте терпеливыми и состязайтесь в терпении, бyдьтe cтoйкими и бoйтecь Aллaxa, – мoжeт быть, вы обретете спасение (3:200).


Когда человек осознает это, он чувствует, как становится ближе к Нему. Он дал эти испытания, Он даст и их решение. Каждый раз, когда с нами случаются неприятности или мы переживаем сложным времена, мы должны помнить о следующем: «Аллах не возлагает на человека сверх того, что Он даровал ему. После тяготы Аллах создает облегчение» (65:7).
«Воистину, за каждой тягостью наступает облегчение» (94:5).


«Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник. Но не будет это даровано никому, кроме тех, кто проявляет терпение, и не будет это даровано никому, кроме тех, кто обладает великой долей» (41:34-35).


Коран четко разъяснил позицию человека относительно поклонения в разных ситуациях: «Среди людей есть и такой, который поклоняется Аллаху, находясь на грани между верой и неверием. Если ему достается добро, то благодаря этому он чувствует себя уверенно; если же его постигает искушение, то он оборачивается вспять. Он теряет как этот мир, так и Последнюю жизнь. Это и есть очевидный убыток!» (22:11).


Наша приверженность проверяется во время испытаний: будем ли мы близки ко Всевышнему тогда, когда все хорошо или же будем оставаться также близки к Нему в моменты сложностей.
«Обратитесь за помощью к терпению и намазу. Воистину, намаз является тяжким бременем для всех, кроме смиренных, которые убеждены в том, что они встретятся со своим Господом и что они возвратятся к Нему» (2:45-46).


«Мы испытываем вас добром и злом для искушения, и к Нам вы будете возвращены» (21: 35).
«Мир вам за то, что вы проявили терпение! Как же прекрасна Последняя обитель!» (13:24)

6975008386_33053127aa_z

(إِنَّا بَلَوْنَاهُمْ كَمَا بَلَوْنَا أَصْحَابَ الْجَنَّةِ إِذْ أَقْسَمُوا لَيَصْرِمُنَّهَا مُصْبِحِينَ)

«Воистину, мы подвергли их испытанию, подобно тому, как мы подвергли испытанию владельцев сада, когда они поклялись, что утром они непременно сорвут их (плоды)» (68:17).

Другими словами, мы проверили жителей Мекки посредством засухи и голода, что они стали даже есть мертвечину от безвыходности.

Всевышний Аллах говорит:

«Вот испытал Господь Ибрахима (Авраама) повелениями, и тот выполнил их. Он сказал: «Я сделаю тебя предводителем людей…» (02:124).

То есть испытал его теми велениями и запретами, которые Он возложил на него.
Всевышний Аллах сказал:

«Мы подвергли Сулеймана искушению и бросили на его трон тело (уродливое), после чего он вернулся в прежнее положение» (38:34).

То есть испытали и проверили.

Всевышний Аллах говорит:

«О те, которые уверовали! Когда к вам прибывают переселившиеся верующие женщины, то подвергайте их испытанию…» (60:10).

Т.е. проверяйте, чтобы удостовериться в их вере.

«Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он – Могущественный, Прощающий» (67:2).

В этом аяте Всевышний определяет смысл сотворения смерти и жизни – это испытание и проверка людей, чтобы выявить, кто из них является благочестивым, а кто – порочным.

Всевышний Аллах говорит:

«Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся». Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путем» (2:155-157).

В этом аяте Всевышний клянется, что будет испытывать своих рабов, т.е. проверять их на стойкость через трудности и проблемы, чтобы выявить их терпение, смиренность и довольствие тем, что предначертал Он для них.

Всевышний Аллах сотворил Адама и щедро одарил его своими бесчисленными благами, явно и тайно. Он утвердил в нем инстинкты и органические потребности, а также сотворил для него отличительную способность размышлять – разум, при помощи которого он отличает правильное от ошибочного, и возложил на него Свое послание. И кто последовал по истинному пути Аллаха, тот пошел по правильному пути, кто же сбивается с правильного пути, тот заблуждается во вред себе и лишается ближайшего (дунья) и последующего (а’хира) мира. Ближайший мир служит для человека пунктом проверки, экзамена и испытания. Он либо соблюдает предписание Аллаха в удовлетворении своих инстинктов и органических потребностей, и проходит данный экзамен с успехом, получая лучшую награду, либо проваливается и оказывается в полном убытке. Каждое благо, которое Аллах дарует кому-нибудь из своих рабов, является проверкой для него, чтобы выявить его благодарность и доброкачественное использование этих благ так, как это нравится Всевышнему Аллаху. И если он будет благодарным, то успешно сдаст этот экзамен на добропорядочность, получит довольство своего Господа и заслужит большее благо. Всевышний Аллах говорит:

«…Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим» (14:7).

Большинство людей пренебрегают тем, что блага являются испытанием. Они считают их свидетельством проявления к ним уважения Аллаха, а вовсе не проверкой их благодарности. В итоге, они злоупотребляют благами и самообольщаются. Они не задумываются о том, гневит ли это Господа или нет, и продолжают творить нечестие, удерживаясь от совершения благого. Такое поведение приводит их к превозношению самих себя над Аллахом, отрицанию Его милостей и благ, как об этом сообщает Священный Коран, рассказывая о Каруне.

«Воистину, Карун был соплеменником Мусы, но притеснял их. Мы даровали ему столько сокровищ, что ключи от них были обременительны даже для нескольких силачей. Соплеменники сказали ему: «Не ликуй, ведь Аллах не любит ликующих. Посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире! Твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись распространять нечестие на земле, ведь Аллах не любит распространяющих нечестие. Он сказал: «Все это даровано мне благодаря знанию, которым я обладаю». Неужели он не знал, что до него Аллах погубил целые поколения, которые превосходили его мощью и накоплениями? И грешники не были спрошены об их грехах» (28:76).

Аллах, Свят Он и Велик, упомянул нам то, что Он будет испытывать своих рабов добром, подобно тому, как будет испытывать злом. Всевышний Аллах говорит:

«Каждая душа вкусит смерть. Мы испытываем вас добром и злом ради искушения, и к Нам вы будете возвращены» (21:35).

Этим Он проверяет вас тем благом, которое Он даровал вам. Проверяет богатого его богатством, и ждет от него благодарности. Проверяет бедного его бедностью, и ждет от него терпения. В сборнике достоверных хадисов Муслима приводится хадис Абу Надры от Абу Саида аль-Худри (р.а.), в котором говорится: «Поистине, дунья – ближайшая жизнь приятная и притягивающая (зеленая). Аллах сделал вас наместниками в ней и наблюдает за тем, как вы поступаете. Опасайтесь ближайшей жизни и женщин. Ибо первое искушение сынов Израиля случилось в отношении женщин». Также Всевышний сказал:

«Мы не ниспосылали до тебя посланников, которые не принимали бы пищи и не ходили бы по рынкам. Мы сделали одних из вас искушением для других: проявите ли вы терпение? Твой Господь – Видящий» (25:20).

Т.е., дунья – ближайшая жизнь, является местом испытания и проверки. Всевышний Аллах пожелал сделать одних людей искушением для других людей в целом, верующих и неверующих. Так здоровый является искушением для больного, богатый – для бедного, а терпеливый бедняк – для богача. Смысл этого заключается в том, что каждый из них подвергается испытанию своим приятелем. Богатый испытывается бедным, ему следует быть жалостным к нему и не надсмехаться над ним. Бедный испытывается богатым, ему не следует завидовать ему или брать у него что-либо без его разрешения. При этом каждый из них должен терпеливо придерживаться истины, как об этом сказал ад-Даххак, комментируя слова: «проявите ли вы терпение?», т.е. в истине. Те, на долю которых выпали испытания, говорят: «Почему мы не были исцелены?». Слепой говорит: «Почему я не такой, как зрячий». И так все те, кто страдают теми или иными болезнями. Посланник, который удостоен чести быть пророком, является искушением для знатных людей из числа неверующих в наше время. Искушение – это когда страдающий чем-то человек завидует здоровому, или здоровый человек с презрением относится к страдающему чем-то человеком. Терпение – это когда каждый из них должен удерживать себя, первый от зависти, а второй от раздражения. От Абу ад-Дарды (р.а.) передается, что он слышал, как Пророк (с.а.с.) говорил: «Горе ученому за невежду и горе невежде за ученого. Горе хозяину за невольника и горе невольнику за хозяина. Горе сильному за слабого и горе слабому за сильного. Горе султану (правителю) за подданного и горе подданного за султана (правителя). Одни из них являются искушением для других. И это то, что говорит Всевышний Аллах: «Мы сделали одних из вас искушением для других: проявите ли вы терпение?». Вывел ас-Са’аляби, да будет доволен им Аллах. Аль-Мукъатил говорит: «Этот аят был ниспослан в отношении Абу Джахля Ибн Хишама, аль-Валида Ибн аль-Мугъиры, аль-Аса Ибн Ваиля, Акъабы Ибн Абу Му’ита, Ат’бы Ибн Раби’а и ан-Надира Ибн аль-Хариса, когда они увидели то, что Абу Зар, Абудллах Ибн Мас’уд, Аммар, Билял, Сухайб, амир Ибн Фахира, Салим мавля (слуга) Абу Хузайфа, Мухджи’а мавля (слуга) Омара Ибн аль-Хаттаба, Джабр мавля (слуга) аль-Хадрами и их семья приняли Ислам. Они сказали с сарказмом: «Разве мы примем Ислам и будем такими как они?». В ответ на это Всевышний Аллах ниспослал обращение своим верующим рабам: «проявите ли вы терпение?», видя это тяжелое положение и бедность. Обращение «проявите ли вы терпение?» касается исключительно преданных верующих рабов из уммы Мухаммада (с.а.с.), словно Всевышний Аллах сделал оттягивание победы и высокомерие неверующих искушением для верующих, т.е. проверкой для них. И когда мусульмане проявили терпение, Всевышний Аллах ниспослал относительно них следующие слова:

«Воистину, некоторые из Моих рабов говорили: «Мы уверовали. Прости же нас и помилуй, ибо Ты Наилучший из милосердных. Вы же насмехались над ними, пока не забыли Мое Напоминание. И вы смеялись над ними. Сегодня Я вознаградил их за то, что они проявили терпение. Воистину, они являются преуспевшими» (23:109-111).

Испытание – это проверка или экзамен, которому Всевышний Аллах подвергает своего праведного раба, чтобы выявить степень его правдивости и искренности в том, что он любит Его. Испытание может быть, либо экзаменом от Аллаха человеку и проверкой его посредством добра или зла, либо возмездием ему за совершенные им греховные (запретные) дела и непристойные поступки. И в этом случае возмездие проявляется тем, что Аллах осыпает его усладами или низводит на него наказание. Испытание, означающее проверка и экзамен, имеет множество видов. Одним из них является испытание возложения на человека ответственности за соблюдение предписаний и исповедование послания, как это понимается в словах Всевышнего Аллаха:

«Вот испытал Господь Ибрахима повелениями, и тот выполнил их. Он сказал: «Я сделаю тебя предводителем людей…» (2:124).

Также испытанием возложения на человека ответственности выступает то, что произошло с жителями в одном из селений сынов Израиля. Всевышний Аллах говорит:

«Спроси их о селении на берегу моря. Они нарушили субботу, поскольку рыбы приплывали к ним открыто по субботам и не приплывали в не субботние дни. Так Мы подвергли их испытанию за то, что они отказались повиноваться» (7:163).

Также Всевышний Аллах сказал:

«Мы непременно подвергнем вас испытанию до тех пор, пока не узнаем тех из вас, кто сражается и проявляет терпение, и пока не проверим ваши вести» (47:31).

Иногда испытанием от Аллаха может стать богатство, которое льется кому-нибудь из них. Иногда оно может быть в виде уменьшение богатства, смерти детей, голода, страха и лишения, как это говорится в благородном аяте:

«Каждая душа вкусит смерть. Мы испытываем вас добром и злом ради искушения, и к Нам вы будете возвращены» (21:35).

Также и на нас возложены множество божественных предписаний, которые если мы будем соблюдать, то будем преуспевшими, в особенности в наше время, с точки зрения распространенности непристойных явлений, нечестия, греховности, беззаконности, разобщенности, междоусобных распрей и гонки за злом и лицемерием правителей. Нам необходимо принять позицию настоящих мужей и занять место в центре лагеря добра и его приверженцев, а также быть с мусульманами, которые усердствуют на пути Ислама, неуклонно соблюдают его законы во времена пренебрежительного отношения к ним, защищают его, стойко стоят перед тиранией и ее приспешниками, с терпением переносят мучения, причиняемые им людьми, которые обольстились очарованиями ближайшей жизни. Таким образом, мы сможем добиться успеха в обоих мирах.

Существуют испытания трудностями, страданиями и бедами, которые выявляют терпение, смирение и довольство богобоязненного верующего раба. Одной из закономерностей Аллаха в отношении своих творений выступает то, что Он проверяет верующих рабов через подвергание их тем трудностям, которые им неприятны. И если они проявят терпение и будут смиренны перед тем, что предначертал их Господь, то будут честны в своей вере. Носитель призыва может быть подвергнут испытанию через ущемление его жизненного удела (ризка) или лишение высоких должностей или рабочего места не по причине его некомпетентности, а из-за того, что он считает ниже своего достоинства занимать эти посты, которые делают его из числа приближенных к несправедливым правителям и их приспешникам, или в целях притеснения и борьбы с ним. Жизнь пророков и посланников переполнена испытаниями в виде трудностей и бед. Всевышний Аллах говорит:

«В повествовании о них содержится назидание для обладающих разумом. Это не вымышленный рассказ, а подтверждение тому, что было до него, разъяснение всякой вещи, верное руководство и милость для верующих людей» (12:111).

Такая же участь ожидает того, кто последовал их пути и понес призыв, как и они, подвергаясь испытаниям, искушениям, страданиям, давлению со стороны членов семьи, близких, друзей и всех людей в целом, будь они правителями или обычными людьми. Он становится необычным среди своих родственников, соседей, друзей, сверстников и приятелей – это тяжелое испытание. Всевышний Аллах говорит:

«Они сказали: «Мы уповаем на одного Аллаха. Господь наш, не делай нас искушением для людей несправедливых!» (10:85).

Т.е. «не давай им победы над нами и не делай их правителями над нами, ибо они посчитают то, что добились власти вследствие своей правоты и нашей лживости, что может искусить их». Об этом рассказали (передали) Абу Муджлиз и Абу ад-Духа. Между тем Ибн Абу Наджих от Муджахида прокомментировал этот аят словами «не наказывай нас ни руками семейства фараона, ни наказанием от Тебя, чтобы потом народ фараона не сказал: «если они были бы на истине, они бы не подверглись мучениям и мы не была бы дарована нам власть над ними» и не поддался искушению тем самым». (см. тафсир Ибн Касира). Носители призыва и усердствующие на пути оказания помощи этой религии подвергаются множеству испытаний. Однако самым болезненным и наиболее сказывающимся испытанием является задержка победы и безответное отношение людей к ним. Всякий раз, когда задерживается победа, простой народ считает, что носители призыва и усердствующие на пути Ислама заблуждаются или ошибаются, а это усиливает разрыв и задерживает оказание помощи правильному Исламу и искренним носителям призыва. Испытание, которому подвергаются усердствующее на пути достижения победы Ислама верующие рабы Аллаха, может быть задержкой победы, как очищение веры в сердцах мусульман, а также их морального состояния и терпения перед трудностями и бедами. Всевышний Аллах говорит:

«Или вы полагали, что войдете в Рай, не испытав того, что постигло ваших предшественников? Их поражали нищета и болезни. Они переживали такие потрясения, что Посланник и уверовавшие вместе с ним говорили: «Когда же придет помощь Аллаха?» Воистину, помощь Аллаха близка» (2:214).

«Аллах будет испытывать то, что в вашей груди, и очистит то, что в ваших сердцах» (3:154).

Также Аллах подвергает испытанию своего искреннего раба, чтобы выявить то, каким будет его реакция на задержку победы. Всевышний Аллах говорит:

«…дабы подвергнуть верующих прекрасному испытанию от Себя. Воистину, Аллах Слышащий, Знающий» (8:17).

Это испытание также является тем, чем проверяет Всевышний Аллах верующих, чтобы выявить их честность, искренность и упование на Аллаха во всех делах, как это приводится в благородном аяте:

«Это было для вас великим испытанием от вашего Господа» (2:49).

«Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью безо всякого счета» (39:10).

XAHMrAiYiI4

Сказал аз-Заджадж: “". проявите ли вы терпение?" — то есть "выдержите ли вы это испытание? Ведь, вы знаете, что уготовано терпеливым"”.

Всевышний Аллах объединил в аяте искушение (фитну) и терпение (сабр), то есть упомянул их вместе. А также в другом аяте:
“Воистину, твой Господь после всего этого прощает и милует тех, которые переселились после того, как были подвергнуты искушению, а затем сражались и проявляли терпение” . ан-Нахль, аят 110

Посредством искушения (фитны) выясняется, кто был правдив, а кто лгал. Всевышний Аллах говорит: “Мы уже подвергли искушению тех, кто был до них. Аллах непременно узнает тех, которые говорят правду, и непременно узнает лжецов”. аль-‘Анкабут, аят 3

Искушения (фитна) разделяет людей на правдивых и лжецов, на верующих и лицемеров, на благих и скверных. Кто проявляет терпение во время искушения, то искушение становится для такого милостью. А кто не терпит, тот погружается в еще более худшее искушение.

Искушение (фитна) непременно будет как в этой жизни, так и в Последней. Всевышний Аллах говорит: “В тот день они будут испытаны Огнем. Вкусите же ваше испытание, которое вы торопили” аз-Зарийат, аяты 13-14.

«Игъасат аль-Ляхфан», 2/154 и далее.

Также ибн уль-Каййим (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Искушение (фитна) бывает двух видов. Во-первых, искушение путем сомнений (фитна аш-шубухат), и это худшее из искушений (фитн). Во-вторых, искушение путем страстей (фитна аш-шахауат). Может быть и так, что они обе объединились в одном человеке.

1 — “Искушение путем сомнений” — оно возникает из-за слабости понимания и малочисленности знания. Особенно, если к этому примешивается скверное намерение и страсть. В таком случае это будет величайшим искушением и большим бедствием. Таким человеком уже управляет страсть, а не верное руководство. И всё по причине слабости понимания и малочисленности знания о том, с чем Всевышний Аллах послал Своего посланника (мир ему и благословение Аллаха). О таких Аллах сказал: “Они следуют только предположениям и тому, чего желают души” ан-Наджм, аят 23 . Всевышний Аллах также сообщил и о том, что последователи страсти отходят от пути Аллаха: “О Дауд! Воистину, Мы назначили тебя наместником на земле. Суди же людей по справедливости и не потакай порочным желаниям, а не то они собьют тебя с пути Аллаха. Воистину, тем, кто сбивается с пути Аллаха, уготованы тяжкие мучения за то, что они предали забвению День расчета” Сод, аят 26 .

Именно это искушение приводит к неверию (куфру) и лицемерию (нифакъу). Это — искушение лицемеров! Это — искушение приверженцев нововведений, в зависимости от степени их нововведений. Для них смешались такие понятия, как истина и ложь, прямой путь и заблуждение.
Ничего не может спасти тебя от этого искушения, кроме чистого (абсолютного) следования за посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Необходимо сделать его судьей, как в великих вопросах религии, так и в простых. Необходимо сделать его судьей в явных делах и в скрытых, в убеждении и в деяниях. Необходимо принимать от него истины веры и исламский шариат. Необходимо принимать от посланника (мир ему и благословение Аллаха) то, что он утвердил относительно Аллаха из атрибутов, действий и имен. Нужно также отрицать то, что он отрицает. Точно также необходимо принимать от посланника (мир ему и благословение Аллаха) постановления об обязательных молитвах, их временах и количестве. Нужно принимать от него постановления о закяте, в каком количестве и кому его выплачивать. Необходимо принимать от него обязательность малого и большого омовений после полового осквернения, а также поста в месяц Рамадан. Нельзя делать его посланником только в каких-то делах религии, отвергая в других. Он (мир ему и благословение Аллаха) — посланник во всех вопросах. Община нуждается в нем в вопросах знаний и деяний. Не принимается ни от кого, кроме него. Весь прямой путь вращается вокруг его слов и действий. А всё, что выходит за эти рамки, является заблуждением.
Этот вид искушения иногда возникает по причине неправильного понимания, иногда по причине передачи ложных хадисов. Иногда оно (искушение) возникает по причине того, что истина осталась скрытой для человека. Иногда оно возникает по причине плохого намерения и страсти, за которой следует человек.

2 — “Искушение путем страстей” — Всевышний Аллах упомянул два вида искушений в Своих словах:
“Они подобны тем, которые жили до вас. Они превосходили вас силой, и у них было больше имущества и детей. Они насладились своей долей. Вы тоже насладились своей долей, подобно тому, как ваши предшественники насладились своей долей. Вы погружались в словоблудие, подобно тому, как они погружались в словоблудие” ат-Тауба, аят 69 .

Всевышний Аллах указал на то, что испорченность сердец и религий возникает по причине того, что люди стремятся насладиться своей долей и погружаются в словоблудие, то есть ложь. Ведь, испорченность религии происходит либо из-за ложных убеждений, либо из-за совершения деяний, которые противоречат достоверному знанию. Первое, является нечестием, построенным на сомнениях, а второе, является нечестием, построенным на страстях.
Поэтому, саляфы говорили: “Остерегайтесь двух видов людей: приверженец страсти, которого она очаровала, и приверженец мирского, который ослеплен эти миром”». «Игъасат аль-Ляхфан», 2/160 и далее.
Также ибн уль-Каййим (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Здесь есть одна очень тонкая уловка шайтана, от которой может спастись только очень знающий человек! Шайтан показывает человеку в источнике зла нечто, что является благом. Шайтан призывает человека обрести это благо. А когда человек приближается к источнику зла в поисках этого блага, шайтан бросает в него сомнения»
_____________________
«‘Уддат ас-Сабирин», 50.

Читайте также: